1. Педагогическая профессия

Профессиональная деятельность, культура и личность педагога. Педагогические способности, мастерство и профессиональная компетентность.

В современном мире существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них предъявляет свои требования к человеку. Каждый из них принято называть профессией. Говоря об их количестве, исследователи называют цифру 40000. При этом около 500 отмирают ежегодно, и примерно столько же появляется новых.

Профессия – род трудовой деятельности, занятий, имеющий определённую систему требований к человеку, и требующий определённой подготовки. Кроме этого –

Профессия – это ограниченная (в силу разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему, взамен приложенного им труда, возможность существования, развития, самореализации, а также накладывающая свой отпечаток на характер человека, формирующая его ценности.

«Человек-Человек» -это профессии, труд в которых направлен на человека; они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Профессии данного типа имеют ряд особенностей:

Первая особенность состоит в том, что каждая из профессий типа «Ч-Ч» требует от человека как бы двойной подготовки : а) нужно научиться, уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях ; б) нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и пр.

Если организатор руководит группой людей, то он должен хорошо знать сущность выполняемой ими работы. Это не значит, что он должен знать и уметь лучше всех. Это невозможно и не нужно. Например, директор балетного театра не должен танцевать лучше балерин. Директор школы не может знать досконально все предметы, как знают их учителя-предметники. Но особенности труда своих подчинённых любой организатор (директор) должен представлять очень хорошо.

Вторая особенность состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, то не ладится и работа.

В чём специфика педагогической профессии учителя ?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... Мире становятся для него фактом. Все знают, что сон – восстановитель физических сил человека, но мало кто думает о том, ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...

1) Учитель –посредник между обществом и растущим человеком. Человечество за свою многовековую историю накопило колоссальный опыт. И именно учитель призван передать детям всё лучшее от прежних поколений, и не передать предрассудков, пороков, ошибок. Учитель не только передаёт знания, но и формирует мировоззрение, идеалы, гражданскую позицию, духовно-нравственные начала.

2) Профессия учителя – одна из самых массовых профессий в стране.

Массовость говорит о её значимости для общества и растущих поколений, а также предъявляет повышенные требования к личности учителя, заставляет постоянно работать над собой и заботиться о престиже профессии.

3) Учитель – это человек, устремлённый в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернётся завтра, в изменившихся условиях. Поэтому, воспитывая в детях умение жить и действовать в сегодняшнем мире, организуя их жизнедеятельность, учитель должен одновременно закладывать в них и некую более идеальную перспективу, умение анализировать окружающую действительность, а также способность творить и преобразовывать окружающий мир. Л.Н.Толстой писал, что, для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду идеально совершенного человека, только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения и того времени, в котором ему придётся жить. Ведь те, к кому вы придёте завтра в школы, — будут вершить судьбу страны, идущей в 22ой век (!).

Вот почему учитель должен всегда помнить, что в его классе, в его руках – будущее!…

4) Учитель управляет самым сложным процессом – процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. А таких воспитанников у учителя -30-40 чел. И как нельзя ступить в одну и ту же реку дважды, так нельзя подходить с одной и той же меркой не только к разным ученикам, но и к одному и тому же ученику в разное время. У учителя нет каких-то измерительных или иных приборов, как у других специалистов. Главное в его работе – это управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учётом многих конкретных условий данной конкретной ситуации, что всегда сложно.

5) Общество возлагает на учителя особую ответственность : ему доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушение.

Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы, принципы,- то есть, в его руках –участь целой жизни человека.

2. Педагогическая деятельность

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы : труд, дело, занятие.

В науке «Д» рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания : философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и другими.

В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека : быть активным.

«Деятельность» определяют как специфическую форму отношения к окружающему миру. Её содержание составляет целесообразное изменение окружающего мира и его преобразование в интересах людей.

5 стр., 2439 слов

Отличие деятельности человека от активности животных

... сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает. 2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве ... сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. ...

Деятельность есть условие существования общества.

Она включает в себя : цель, средства, результат и сам процесс.

Среди других видов деятельности особую признательность имеет деятельность педагогическая.

«Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на достижение целей обучения и воспитания, а также на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для развития и саморазвития личности растущего человека».

Она может быть профессиональной и непрофессиональной. Непрофессиональная –родители, друзья, соседи … Ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Профессиональная ПД требует специального образования, то есть системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с профессией.

Функции педагогической деятельности : 1)Гностическая (познавательная) – связана с накоплением знаний о целях обучения и воспитания, о методах обучения и воспитания, о передовом педагогическом опыте, различных теориях и подходах, о возрастных и психологических особенностях детей, специфике детских коллективах и пр. 2)Проектировочная — связана с перспективным планированием педагогических целей и задач, способов их решения (планирование системы уроков, воспитательной работы и пр.).

3)Конструктивная – связана с определением особенностей деятельности педагога и учащихся в конкретных условиях. 4)Коммуникативная – связана с установлением того или иного типа отношений учителя с учащимися, группой, коллегами. 5)Организаторская – связана с организацией поэтапного характера действий как учителя, так и учащихся.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

1.Обучающая (учителя – предметники, тренеры, ПДО и др.,

2.Воспитательная (учителя, кл-руководители, воспитатели и др.),

3.Административная (руководители школ, УДО и др.),

4.Организаторская (организаторы детского движения, все педагоги),

5.Методическая (методисты школ, УДО и др.),

6.Научно-исследовательская (педагоги-экспериментаторы),

7.Внешкольная (клубы, УДО, детские комнаты милиции),

8.Деятельность по самообразованию самих учителей.

Каким бы видом деятельности педагог ни занимался, ведущими направлениями в его работе будут :

1) Диагностико-проектировочная деятельность – то есть изучение состояния и эффективности организуемого процесса, и на этой основе -проектирование дальнейшего развития учащихся и детского коллектива, определение стратегии собственной педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентировочная деятельность – то есть создание условий для формирования у учащихся ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность – то есть организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... педагогическом коллективе представлениями (явными и неявными) о предмете деятельности, отношением администрации к учителям – стремлением (или отсутствием такового) создать оптимальные условия для труда и отдыха педагогов, характером взаимоотношений учителя ... работы и повышения своей информационной культуры. 9. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием ...

4) Организаторская деятельность — то есть умение организовывать интересную разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владеть различными формами работы ит.п.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность – то есть умение анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Существует 2 аспекта рассмотрения педагогической деятельности: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности : -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД ( и учитель, и учащиеся ), -объект педагогического воздействия (учащиеся, родители,), другие объекты (учебный процесс, его содержание и пр.), -результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности : -мотивационный компонент ( то, что движет работой учителя : мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную смену, забота о будущем и пр.), -содержательный компонент ( те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: предметные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операционный компонент ( те умения, которые необходимы для ПД, для осуществления своих функций: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские).

Уровни педагогической деятельности :

1 уровень – репродуктивный – предполагает умение учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Такому учителю трудно даётся что-то новое.

2 уровень –адаптивный – предполагает умение учителя приспособиться к новым требованиям жизни, школы, изменить «под себя» известные методики.

3 уровень –творческий – предполагает нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте.

Особенностью ПД является : -её целенаправленный , личностно-ориентированный характер (на ребёнка, его становление, развитие…), -её совместный характер : она обязательно предполагает и педагога, и воспитанника, -её задачный хар-р: ПД рассматривается как решение одна за одной профессиональных задач, встающих перед учителем, -её гуманистический хар-р : чаще всего «гуманизм» понимают как «человеколюбие», уважение прав и достоинств человека и пр.

Добавим к этому признаки профессиональной ПД :

Она носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребёнка: -ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями ; -для её реализации существуют определённые формы : урок, занятия, «классы». –эта деятельность преследует определённую цель : научить ребёнка чему-либо, передать ему систему определённых знаний, сформировать определённые умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях; воспитать ребёнка, взрастить в нём человека, развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и пр., -цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования; -ребёнок обычно тоже понимает «особый», серьёзный характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом: деловые, официальные, регламентированные; -результаты педагогической деятельности, особенно в её обучающей части, могут быть проверены, её итогом являются знания и умения того ребёнка, которого обучал учитель ; менее очевидны результаты воспитания – в силу того, что ребёнка «воспитывают все и всё», а так же то, что результаты во многом «отсрочены» во времени; -настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью – он использует разнообразные возможности своего влияния на ученика : неформальные беседы, доверительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

13 стр., 6137 слов

Педагогическое мастерство учителя 2

... и проектировать, активности воли и др. Педагогическое мастерство предполагает формирование и использование педагогом оригинального стиля деятельности, отличающегося целесообразностью и универсальностью. Современное образование ... разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по ...

Гуманистический характер педпрофессии и педдеятельности.

Он проявляется в особенностях педагогической деятельности и в образе мышления. Вспомнив, что основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания предмета (с другой стороны), — сделаем вывод, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной.

Таким образом, педпрофессия по своей природе имеет гуманистический характер.

Сознательное выдвижение именно этой особенности педпрофессии на первый план — характеризовало педагогов всех времён.

Таким образом, именно гуманистический характер педагогической деятельности определяет ряд требований к личности и профессиональному поведению педагога.

Все личностные качества – профессионально значимы для педагога.

Поэтому стоит задача : личностные качества в себе – воспитывать., а профессиональными – овладевать.

Отсюда встаёт проблема педмастерства.

1. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога

Культура – это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» употребляется : — для характеристики определённых исторических эпох (античная культура), — для обозначения конкретных обществ, народностей и наций ( культура майя, ацтеков), -для выделения специфических сфер деятельности или жизни ( культура труда, политическая культура, художественная культура, педагогическая культура ).

Общую культуру специалиста можно определить как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, реализуемых в индивидуальной деятельности.

Культура – итог и процесс качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

Педагогическую культуру определяют как проекцию общей культуры на сферу педагогической деятельности. А исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации (античная ПК, ПК средневековья и пр.), а также характеру взаимодействия между образованием и культурой в ту или иную эпоху (гуманистическая, авторитарная, демократическая, либеральная и пр.).

7 стр., 3358 слов

Вклад дошкольных педагогов и учителей начальных классов в процесс ...

... деятельности, среди которых - учебные программы и учебно-методические материалы; система воспитательной работы; педагогический состав детских садов и школ, а также отношение педагогов ... индивидуальности личности ( ... принятием культурой, а ... педагогических установок воспитателей и учителей и выборочные наблюдения за организацией педагогического процесса - характером взаимодействия воспитателей и учителей ...

Педагогическую культуру определяют ещё как часть общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-культурный педагогический опыт, и регулирующий сферу педагогического взаимодействия.

Педагогическая культура – это совокупность знаний о теоретических достижениях и практическом опыте образования и воспитания, а также знание достоинств и недостатков как теории, так и опыта; собственная позиция в отношении теории и опыта; способность дать серьёзный анализ как теории, так и практики.

Педагогическая культура учителя – это такая обобщающая характеристика его личности, его действий и поведения, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность.

Особенностью ПК является то, что её объектом, целью и результатом является человек, его образование, воспитание, развитие его личности.

Рассматривая ПК как уровень овладения педагогической теорией и практикой, а также современными педагогическими технологиями и способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности, ряд исследователей выделяет следующие компоненты ПК : -гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям; а также его способность быть воспитателем ; -психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; -культура профессионального поведения, способность к саморазвитию, умение саморегуляции собственной деятельности, общения; -образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; -опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую); способность разработать авторский образовательный проект.

Другие исследователи выделяют такие компоненты ПК :

1. Аксиологический компонент (ценностный) : -усвоение таких ценностей педагогического труда, как : профессионально-педагогические знания и мировоззрение; педагогическое мышление и рефлексия; педагогический такт и этика.; нравственная и правовая культура.

2.Технологический (деятельностный) компонент : -способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса; педагогические умения; педтехника и педобщение; культура собственного труда и пр.

3.Эвристический компонент : -умение создавать авторские программы, работать творчески, вдохновенно, нестандартно и пр.

4.Личностный компонент : -культура речи, внешнего вида, самопрезентации, самоутверждения, здоровый образ жизни и пр., профессионально-личностные качества. Все личностные качества педагога являются профессионально значимыми для него.

4 стр., 1692 слов

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ И ОСНОВНЫЕ ЕЕ КАЧЕСТВА

... 4. Обязательная инновационная деятельность учителя, направленная на творческое освоение новаторских педагогических идей и овладение эффективными современными педагогическими технологиями. Какими же личностными качествами должен обладать учитель, чтобы своей личностью положительно воздействовать на ...

ПК – это характеристика целостной личности педагога, поэтому её развитие – это реальный процесс профессионального самосовершенствования.

2. Педагогические ценности

Педагогические ценности – это нормы, регламентирующие деятельность учителя и выступающие звеном между сложившимся общественным моровоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций на эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание), творчество в педагогической деятельности, развитие личности, сотрудничество, и пр., образуя гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Ценностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры : — признание ребёнка высшей ценностью; — переориентация целей образования с приоритетности обучения на воспитание и развитие личности; — гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания; — гуманизм и сотрудничество с детьми; — творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются : — нравственная мотивация ; — нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся; -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков; -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

3. Основы педагогической деонтологии.

«Деонтология» = «Учение о должном».

Педагогическая деонтология –наука ( учение) о профессиональном поведении педагога

Термин «деонтология» был введён в научный оборот в начале 19 века для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «Д» в равной мере относится к любой профессиональной деятельности : медицинской, юридической, педагогической и пр.

Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.

Нормы поведения всегда историчны. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном.

Нормативные требования к профессиональному поведению педагогов разрабатывались задолго до введения термина «деонтология». Влияние оказывали: политический строй, социально – экономические отношения, национальные и религиозные традиции и пр.

7 стр., 3057 слов

Проблема оценки и самооценки в учебной деятельности. Требования ...

... учителю и одноклассникам, а потом и к себе - рискующему работать с неизвестностью, неопределенностью. Задача воспитания рефлексивной самооценки (как составляющая часть более общей педагогической задачи воспитания умения ... .Оценка и самооценка в учебной деятельности на примере младшего школьного возрастаСамооценка ... -либо иных целях.Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем ...

Древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников.

Средневековая педагогика доказывала необходимость ломать и подавлять волю ребёнка, а учитель не мыслился без розги.

Большую роль в развитии принципов деонтологии сыграли труды Коменского Я.А. Им разработан кодекс учителя, где он утверждает, что основой воспитания является личный пример учителя.

Песталоцци полагал, что настоящий учитель в любом ребёнке найдёт положительные качества, которые помогут ребёнка сделать полезным обществу гражданином.

А.Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю : -в совершенстве владеть преподаваемым предметом ; -любить свою профессию и детей ; -постоянно заниматься самосовершенствованием ; -быть гражданином и отстаивать прогрессивные убеждения ; -быть строгим, требовательным, справедливым.

Велика роль русских и советских учёных-педагогов: Ушинского К.Д., Блонского , Шацкого , Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и др.

Принято считать, что учитель должен опираться на определённые профессиональные нормы,-то есть сложившиеся стандарты профессионального поведения..

Все нормы проф-поведения можно представить в виде —норм – рамок, которые жёстко регламентируют поведение педагога в настоящем, и включают с себя: нормы-запреты, нормы-права и нормы- обязанности ; а также — —норм – идеалов— обобщённой модели поведения в идеальном будущем.

Субъективно – практические отношения к этим нормам каждого педагога – это его ценностные ориентации.

Нормативное профессиональное поведение — это система действий и поступков, соответствующих формализованным (законодательно закреплённым) и неформализованным (традиционно устоявшимся) нормам.

Предметом педагогической деонтологии, таким образом, и является исследование совокупности формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагога.

Формализованные нормы поведения культивируются государством.

Неформализованные – передаются в форме традиций, обычаев, стереотипов массового сознания.

Учитель в своей деятельности руководствуется в первую очередь, формализованными нормами. Они закреплены в Уставах учебных заведений; в Законе РФ «Об образовании»; в Конвенции ООН о правах детей.

Например, Закон РФ обязует педагога : -пропагандировать официально признанные идеалы, -соблюдать приоритет общечеловеческих и гуманистических ценностей, -уважать права личности ребёнка, -признавать самоценность ребёнка, и пр.

Это примеры формализованных норм-обязанностей.

А вот – формализованные нормы-права : -право на участие в управлении учреждением, где он трудится; -право на защиту своей профессиональной чести и достоинства; -право на свободу выбора и использования методов, форм и методик обучения и воспитания, пособий и дидактических материалов, и пр.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Педагогическая профессия предполагает необходимость постоянного регулирования взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Отсюда возникают требования профессиональной морали.

Профессиональная мораль – это единство

Нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений в сфере педагогического труда.

Особенности, принципы, содержание профессиональной морали изучает профессиональная этика. 4. Личность педагога.

Начнём с аксиомы : интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. И ещё : учитель создаёт нацию.

Исследователи предлагают широкий набор характеристик, применимых к личности педагога.

Один из вариантов мы уже рассмотрели в связи с понятием педмастерства.

Елканов С.Б. предлагает КАРТУ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ :

1Общепедагогические качества личности : 1.1.Верность научно-педагогических взглядов на роль наследственности, среды, воспитания и активности самого воспитанника в формировании его личности.

1.2.Понимание причин и движущих сил развития личности.

1.3.Профессиональная направленность личности.

1.4.Социально и профессионально значимые свойства личности: —-идейность и гражданственность, —-любовь к детям, —-любовь к своей профессии, —-гуманность и доброжелательность, —-общительность.

2.Профессиональные качества :

2.1.Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.

2.2.Психолого-педагогическая теоретическая и практическая подготовленность.

2.3.Развитость педагогических умений :

-познавательных,

-конструктивных,

-коммуникативных,

-информационных,

-организаторских.

3.Индивидуальные психологические качества :

3.1.Педагогическая направленность психических процессов.

3.2.Эмоциональная отзывчивость.

3.3.Развитость воли.

3.4.Культура темперамента.

Симонов В.П. предлагает следующий вариант КАРТЫ ПЗЛК учителя :

1.Психологические черты личности как индивидуальности :

— сильный, уравновешенный тип нервной системы, -тенденции к лидерству, — уверенность в себе, — требовательность, — добросердечие и отзывчивость, — гипертимность.

2.Межличностные отношения.

-преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами, -незначительные конфликты только по принципиальным вопросам, -нормальная самооценка, — стремление к сотрудничеству с коллегами, — уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3.Профессиональные черты личности педагога.

-широкая эрудиция и свободное изложение материала,

-умение учитывать психологические возможности учащихся,

-темп речи – 120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и профессиональная грамотность;

-элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

-мгновенная реакция на ситуацию, находчивость,

-умения чётко сформулировать цель, организовать всех учащихся сразу, наладить совместную работу, проконтролировать и пр.

Юзефавичус Т.А. в КАРТУ ПЗЛК учителя включает 4 блока :

1Доминантные качества (отсутствие любого влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности) :

1.1.Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Целеустремлённость – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

1.3. Уравновешенность –способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

1.4. Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

1.5.Способность не теряться в экстремальных ситуациях.

1.6. Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса.

1.7.Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности.

1.8. Справедливость – способность действовать беспристрастно.

1.9. Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

1.10. Гуманность – стремление и умение оказывать квалифицированную помощь ученикам в их личностном развитии.

1.11. Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области преподаваемого предмета.

1.12. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

1.13. Толерантность – терпеливость в работе с детьми.

1.14. Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.

2. Периферийные качества (они не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, но способствуют её успеху ) :

— доброжелательность; — приветливость ; -чувство юмора ; -артистичность ; — мудрость (наличие жизненного опыта) ; -внешняя привлекательность.

3.Негативные качества ( которые влекут снижение эффективности педагогического труда ) :

3.1. Пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

3.2. Неуравновешенность – неумение контролировать своё временное психическое состояние, настроение.

3.3. Мстительность – стремление сводить личные счёты с учениками.

3.4. Высокомерие – подчёркивание своего превосходства над учеником.

3.5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.

4.Профессионально недопустимые качества (ведущие к профнепригодности учителя) :

4.1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и пр.).

4.2. Нравственная нечистоплотность.

4.3. Рукоприкладство.

4.4. Грубость.

4.5. Беспринципность.

4.6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

4.7. Безответственность.

Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. приводят такие противопоказания :

-низкий уровень идеалов и убеждений;

-корыстно-эгоистическая направленность личности;

-равнодушное отношение к детям;

-низкий интеллектуальный уровень развития;

— безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки,

-наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);

-серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;

-выраженные дефекты речи и слуха.

Подласый И.П. приводит портрет идеального педагога :

1. Как специалиста, его должно отличать :

-знание педагогической теории;

-владение педагогическим мастерством;

-знание психологии;

-владение технологиями обучения и воспитания;

-умение рационально организовать труд;

-любовь к своему делу;

-любовь к учащимся;

-вера в человека;

-педагогические способности;

-общая эрудиция;

-терпеливость;

-оптимизм;

-сдержанность;

-находчивость;

-эмпатия (сопереживание);

-быстрота и точность реакции;

-душевная щедрость;

-эмоциональная уравновешенность;

-понимание детей;

-желание работать с детьми;

-ясность и убедительность речи;

-требовательность;

-тактичность;

-самообладание;

-справедливость;

-организаторские умения;

-общительность;

-умение слушать.

2.Как работника, его должно отличать :

-умение поставить цель и достичь её;

-умение распределить время;

— систематическое и планомерное повышение квалификации;

— нацеленность на повышение эффективности труда;

-способность к творчеству;

-всесторонняя образованность;

— разумный оптимизм, умеренный скептицизм;

-желание трудиться;

-преданность делу;

-умение работать в коллективе;

-настойчивость;

-дисциплинированность;

-ответственность;

-активность;

-ориентация в производственных ситуациях;

— умение распределять работу;

-готовность брать на себя ответственность.

3. Как человека, его должно отличать :

-высокие моральные качества;

-активное участие в общественной жизни;

-активная жизненная позиция;

-личный пример всем и во всём;

-уважение к законам государства;

-национальная гордость;

-патриотизм;

-готовность к защите Родины;

-крепкое здоровье;

-здоровый образ жизни;

-гуманизм;

-духовность;

-потребность в общении;

-открытость;

-нравственность;

-самокритичность.

Личностные качества нужно в себе воспитывать, а профессиональными качествами – овладевать.

3. Педмастерство и профкомпетентность

В «Законе об образовании в РФ» отмечаются 2 главные функциональные обязанности педагогов : -педагог должен владеть педмастерством учителя-профессионала, -педагог должен быть готов к воспитанию детей и к работе с их родителями

«Мастер» по Далю –это особенно сведущий или искусный в своём деле человек.

Педмастерство –это комплекс свойств личности педагога , обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.

СТРУКТУРА ПЕДМАСТЕРСТВА :

Гуманистическая направленность деятельности педагога – есть активное отражение внутренней направленности личности самого педагога, состоящей из идеалов, интересов, ценностных ориентаций на ребёнка, его интересы, особенности, проблемы; на коллектив учащихся; а также – на себя, свою самореализацию и самоутверждение; на цели и средства педагогической деятельности.

Профессиональные знания . Это знание принципов и правил, которые лежат в основе действий и поступков педагогов. Это знание преподаваемого предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Всё это – в комплексе и одновременно на разных уровнях : -методологическом (цели, закономерности- это фундамент знаний), -теоретическом (принципы, законы, правила, ведущие теории и пр.), -методическом (как конструировать УВП, каким реком-иям следовать, -технологическом (как конкретно действовать).

Плюс ко всему – личностная окрашенность знаний педагога, что тоже очень важно.

Педагогические способности. Это внутренние задатки, которые определяют возможность педагога более успешно решать педагогические задачи, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Исследователи выделяют 6 ведущих групп способностей к педагогической деятельности : 1-коммуникативные способности — расположенность к людям, доброжелательность, общительность. 2-перцептивные способности — умение чувствовать другого человека, профессиональная зоркость, наблюдательность, сопереживание (эмпатия), педагогическая интуиция (перцепция=восприятие).

3-динамизм личности — гибкость, интуиция, способность к волевому воздействию, к логическому убеждению учеников. 4-эмоциональная устойчивость — способность владеть собой в любых ситуациях, и самой ситуацией. 5-оптимистическое прогнозирование — вера в способности ученика, опора на них, умение предвидеть возможные осложнения, ошибки. 6-креативность — способность к творчеству.

Педагогическая техника – совокупность средств и приёмов, с помощью которых осуществляется деятельность. Педтехника предполагает развитие 2х групп умений : 1) умения управлять собой — -владение своим телом (мимика, пантомимика), -управление эмоциями, настроением, -социально-перцептивные умения: внимание, наблюдательность, воображение, -управление своей речью : дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи. 2) умения взаимодействовать в процессе решения педзадач — — дидактические умения, -организаторские умения, -коммуникативные умения, -владение конкретными формами и технологиями организации прцесса воспитания и обучения.

Мастерство воспитателя есть не что иное, как мастерство организатора жизни детей.

Профессиональная компетентность.

«Компетентность» в общем значении есть личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определённых знаний и навыков.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией школы. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять её на практике.

Таким образом, «педагогическая компетентность» есть единство теоретической и практической готовности педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.

Теоретическая готовность – аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения.

Практическая готовность – коммуникативные и организаторские умения.

Педмастерство = личностно-деловые качества + профкомпетентность педагога.

4.Творчество в педагогической деятельности

Уже в самом начале пути к педагогической профессии важно осознать её творческий характер, наметить личную программу освоения педагогических теорий и педагогического опыта.

Что есть творчество ? Словари: « Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей».

Какие же новые ценности создаёт учитель ?

Задача учителя –сегодня готовить человека к решению задач, которые ещё только будут поставлены жизнью завтра. Он должен предвидеть потребности быстро развивающегося общества, предвосхищать требования, которые оно в будущем предъявит к человеку, сегодня сидящему за школьной партой. Решая на практике эти слжнейшие задачи, учитель должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к применению нестандартных приёмов работы. В этом — главный признак педагогического творчества.

Творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. С точки зрения психологии, нет различия между творческой деятельностью учёного (создающего новый для общества продукт) и творческой деятельностью учащегося (делающего открытие для себя).

Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом (научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи).

С субъективной точки зрения творчество характеризуется самим процессом творчества, значимым для человека ( даже если его продукт не обладает необходимой новизной).

Проблема творчества занимает значительное место в педагогической деятельности. Она охватывает разные стороны профессиональной деятельности (построение урока, работа с коллективом учащихся и пр)

Загвязинский В.И. выделяет следующие отличительные признаки педагогического творчества : — спрессованность во времени : учитель не может ждать, пока его «осенит», он должен принять новое решение в считанные секунды; -педтворчество должно приносить положительные воспитательные результаты (а иначе- зачем?); -педтворчество – это всегда сотворчество.

Кроме этого, творчество – это необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, саморазвития и самореализации.

В структуре педтворчества выделяются следующие компоненты : 1)Мотивационно – волевой компонент -потребность в творческой деятельности, способность полностью сосредоточиться на решении педагогической задачи. Среди мотивов выделяют : чувство долга; желание проверить свои силы и способности; желание открыть что-то новое, неизведанное; желание принести своей творческой работой наибольшую пользу обществу; желание приблизить к решению ту или иную проблему; желание углубить своё самообразование или самовоспитание; ожидание эмоционального подъёма, радости и пр. Мотивы творческой деятельности педагога многообразны. Они основываются на осознании педагогом своих обязанностей, задач, своей миссии.

Притча (для иллюстрации): Три работника возят тачки с камнями. На вопрос : чем ты занимаешься?,-ответили : 1) везу эту проклятую тачку, 2)зарабатываю на хлеб, 3)строю прекрасный храм. Проявлены мотивы: 1)изнурительной обязанности, 2)средство к существованию, 3)радость созидания. Именно радость созидания, радость творческого труда является источником вдохновения в нелёгком педагогическом деле. 2)Процессуальный компонент — -умение сформулировать конкретную пед/задачу, -найти оптимальный способ её решения, -умение организовать процесс сотворчества с учащимися, -умение видеть новое в привычном, -умение удивлять, -духовная самоотдача. 3)Оценочный компонент – умение адекватно оценивать результаты своей деятельности, вносить в неё коррективы

Основой педагогического творчества является эвристичность мышления педагога ( в противовес шаблонности).

Привычка действовать по образцу (шаблону), даже очень хорошему, проверенному, — превращает педагогическую деятельность в ремесленничество, и, как следствие,-утрачивается интерес ко всему новому, а иногда и активное неприятие его.

Необходимым условием проявления творчества в любой деятельности является творческое самочувствие человека. Станиславский различал ремесленное и творческое самочувствие актёра : ремесленное – когда мысли и душа – об одном, а на сцене – выражение других чувств. Такое самочувствие рождает фальшь и штампы, и зритель это чувствует. При творческом самочувствии тело и душа – едины, и тогда- подъём в игре, и зритель верит… Эти размышления Станиславского можно отнести и к педагогической деятельности.

Уровни педагогического творчества : 1 уровень –уровень открытия ( высший)- здесь: выдвижение новых педагогических идей и их воплощение в конкретной системе учебно-воспитательной работы. Пример – Макаренко А.С. 2 уровень- уровень изобретения — здесь: конструирование учителем отдельных элементов педсистемы, средств, методов, условий обучения и воспитания, что повышает их качество. Пример – Шаталов: опорные сигналы, крупные блоки.. 3 уровень – уровень усовершенствования — здесь: модернизация и адаптация к конкретным условиям известных методов и средств обучения и воспитания. На этом уровне работает большинство учителей с творческим подходом к своей деятельности.

Говоря о творчестве, -нельзя не говорить о присутствии в творчестве интуиции, вдохновения, импровизации.

Педагогическая импровизация ( Харькин В.Н.) –есть разновидность творческого процесса. Её ЭТАПЫ : 1 этап – озарение ( инсайт ) — на этом этапе происходит неожиданное интуитивное обнаружение идеи, оригинального хода, парадоксальной мысли и пр. Возникает, как правило, в нестандартной ситуации. 2этап –логическое осмысление идеи и выбор пути её реализации. Этот этап сильно спрессован во времени и протекает почти мгновенно.

3этап – публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией. Это- видимая часть импровизации.

4этап –мгновенный интуитивно-логический анализ результата.

Барьеры творческой деятельности.

Исследователь Лук А.Н. выделяет такие психологические барьеры: страх, боязнь неудач, чрезмерная самокритичность, лень и др.

Исследователь Андреев В.И. выделяет 3 группы барьеров : —социально- педагогические барьеры : отсутствие социальных условий для занятия любимым видом творческой деятельности; неблагоприятный творческий климат в семье, среди друзей; авторитарный стиль руководства; равнодушие педагога к успехам детей и пр. –личностные барьеры : неверие в собственные силы, лень, равнодушие к успеху, отсутствие воображения и пр. –физиологические барьеры : переутомление, слабое здоровье, недостаточная оснащённость, неудобное рабочее место и пр.

Можно ли развить в себе способность к творческой деятельности ?

И можно, и нужно, если человек идёт работать с детьми.

Здесь очень важна внутренняя ориентация на то, что ты сам – личность творческая. Исследователи трактуют творческую личность, как такую, для которой характерны: устойчивая направленность на творчество, творческая активность, творческие способности, а также –готовность к риску, независимость суждений, чувство юмора, самобытность, смелость воображения и мыслей, познавательная дотошность и пр.