Вопрос 3. Почему тибетскую медицину назы вают иногда буддийской и какие основания для этого существуют?

Тибетская медицина — одно из самых уважаемых направлений восточной медицины.

Тибетская медицина — своеобразная система ме­дицинских знаний и практических приемов с задачами сохранения и укрепления здоровья человека, преду­преждения и лечения заболеваний; располагает огром­ным арсеналом лекарственных и валеологических (оздоровительных) средств природного происхождения, а также использует широкий набор нелекарственных методов. Эта древняя система, соответствующая уров­ню цивилизации того периода времени, с интересными представлениями об окружающем мире, о человеке, его здоровье, болезнях, методах их диагностики, исполь­зуемых способах и средствах профилактики и лечения заболеваний. Она сохранила традиции врачевания до наших дней без существенной трансформации ее тео­ретических основ, поэтому представляет собой уни­кальную ценность для современного общества

Идеологической основой формирования тибетской традиции врачевания послужило буддийское учение. Так, по одной из распространенных версий основопола­гающий трактат по медицине «Чжуд-ши» изречен Буд­дой Шакьямуни, а точнее его медицинской ипостасью Бхайшаджья-гуру. Именно такого мнения придержива­ются многие тибетские авторы и в качестве аргументов приводят указания на это непосредственно в тексте письменных источников, а также многолетнее пребы­вание Будды в «роще лекарственных растений». Дейст­вительно, Будда рассматривает жизнь человека с ее заботами и страданиями как явление, сходное болезни. И неслучайно его методы похожи на методы врача, ищущего подходы к лечению и предупреждению забо­леваний. Кроме этого, насколько тесно тибетская ме­дицина переплетена с буддийским учением можно за­метить, сравнивая и сопоставляя многие медицинские понятия с основными категориями буддийского учения.

Вопрос 6. Когда возникла тибетская тради­ция врачевания и какие этапы выделяют в ее развитии?

Возникновение тибетской традиционной медицины связывают в основном с влиянием древнеиндийской (аюрведической) и древнекитайской систем врачева­ния; они, по сути, являются «крестниками» этой меди­цинской традиции. Определенное влияние на формиро­вание тибетской медицины как своеобразной системы оказали также персидская, греческая, монгольская и другие медицинские школы. Как известно, наиболее активное распространение медицинских знаний в Ти­бете относят к временам правления Сонцзен Гампо (Сронцзан Гампо) в VII в., по инициативе которого, по одной из версий, индийский врач Бхаратхаджа, китай­ский врач Хань Ванхан и врач из Персии Галенос соз­дали крупное медицинское сочинение под названием «Оружие бесстрашия». По другой версии, объединение достижений медицинских наук Индии, Китая и Ирана было предпринято, как отмечают некоторые авторы, врачами Джабой Ганбоем, Хэнтэ Линханом и Дагциг-ланом. В последующем медицинские знания, успехи в других областях науки и культурные традиции других народов Востока интересовали тибетцев и при преем­никах основателя тибетского государства. Более того, при царе Чжон Децзене (Тисрондэвцзане) в VIII в. ти­бетская медицина получила новый импульс в своем развитии и уже занимает более высокую ступень бла­годаря творческой деятельности выдающегося ученого и врача Ютхокпа-старшего (Ютогба-старшего).

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (XX в.). Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре ...

Им бы­ли собраны и систематизированы в единую медицин­скую традицию все накопленные знания по медицине, включая собственно народный опыт самих тибетцев, проанализирован большой объем информации и опыт зарубежных врачей. Платформой для синтеза разно­родных пластов информации служила буддийская док­трина, утвержденная к тому времени в качестве госу­дарственной религии в Тибете. Созданную Ютхокпой-старшим медицинскую систему врачевания, по мнению многих специалистов, невозможно свести однозначно ни к индийской, ни к китайской традиции, хотя многие теоретические положения и некоторые практические рекомендации достаточно легко узнаваемы во многих тибетских текстах. Очевидно, стремлением подчерк­нуть наиболее важные положения и достижения ука­занных медицинских школ можно объяснить отмечен­ную особенность тибетских письменных источников и непосредственно самой тибетской традиции врачева­ния.

В последующем большой вклад в развитие тибет­ской медицины внес выдающийся ученый и врач Ютхокпа-младший (Ютогба-младший), написавший целый ряд крупных медицинских сочинений. Он создал, по сути, медицинскую школу, традиции которой просле­живаются до настоящего времени и во многом опреде­ляют ее своеобразие как самостоятельного и перспек­тивного направления в медицине.

8 стр., 3805 слов

Вклад древнеримских врачей К. Галена и К Цельса в развитие медицины

Отредактируй нормально и прочитай внимательно. Удачи, студент. Книжки использовал 5 из 10, прости не помню какие.     Вклад древнеримских врачей  К. Галена и К. Цельса. Величайшим ученым-медиком античного времени после Гиппакрата был КЛАВДИЙ ГАЛЕН (131-201 гг. н.э.). Его идеи главным образом основывались на учении Гиппократа, а также Аристотеля в врачей позденго перода ...

В 14−16 вв. тибетская медицина с буддийским учением получила широкое распространение в Монго­лии.В это время активно переводятся на монгольский язык тибетские трактаты, включая «Чжуд-ши» и другие популярные медицинские сочинения, составляются комментарии к отдельным разделам основных источни­ков. Эта традиция врачевания вместе с буддизмом в дальнейшем была воспринята народами Бурятии, Кал­мыкии и Тувы. При крупных дацанах были организова­ны специальные медицинские школы по подготовке эмчи-лам. Одновременно учеными ламами составляют­ся словари, справочники, в прописи лекарств вносятся новые местные виды лекарственного сырья минераль­ного, растительного и животного происхождения, адап­тируются некоторые практические приемы профилак­тики и лечения болезней применительно к климату, образу жизни, структуре заболеваний и т. д.

Расцвет тибетской медицины в этих республиках приходится на конец XVII и начало XIX вв. В специ­альной литературе достаточно подробно описываются пути и этапы развития тибетской традиции врачевания. Здесь лишь следует отметить, что исследователи выде­ляют ранний период (7 — 8 вв.) и поздний период (9 — 14 вв.) в истории тибетской медицины. Обсужда­ется также правомерность выделения монгольской и бурятской ветвей в развитии тибетской традиции вра­чевания.

Опрос 7. Как развивается традиционная медицина в настоящее время в самом Тибете?

По материалам информационных бюллетеней Ин­ститута тибетской медицины и астрологии, располо­женного в г. Дхармасале (Индия), в начале 60-х годов этого столетия многие тибетские врачи были арестова­ны и брошены в тюрьмы за «незаконную» врачебную практику; были уничтожены многие письменные ис­точники, а также лекарственное сырье и готовые пре­параты. Лишь в Менцикхане оставались врачи, кото­рые продолжали оказывать медицинскую помощь насе­лению. С середины 70-х годов после применения ки­тайскими офицерами тибетских лекарств, благодаря которым они выздоровели, было разрешено тибетским врачам практиковать наряду с использованием методов и средств китайской медицины на всей территории Тибета. Значительную поддержку получает в настоя­щее время восстановленный Институт Менцикхан в г. Лхаса от соотечественников. Теперь он находится под покровительством Правительства автономного района Тибета. В Тибете сейчас сосуществуют и получили распространение в равной мере тибетская традицион­ная медицина (цанг-ю), китайская медицина (тунг-ю) и современная научная медицина (ши-ю).

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

Антидепрессанты Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы): Механизм действия: повышают норадренергическую и серотонинергическую активность в результате подавления обратного захвата обоих нейротрансметтеров; обладают также антихолинергическим, антигистаминным действием и антагонизмом к альфа-адренорецепторам. Амитриптилин ...

Особой популярностью среди населения Тибета пользуется тибетская традиция врачевания. В настоя­щее время Институт Менцикхан реорганизован в Уни­верситет, в котором осуществляются обучение, лечение больных и научные изыскания. Обучение студентов тибетской медицине проводится по специальной про­грамме, рассчитанной на 7 лет (5 лет отводится на изучение теоретических основ, а 2 года — на освоение практических навыков).

После окончания университета выпускники получают звание «менпа» или «эмчи» и могут заниматься врачебной практикой. При подготов­ке врачей основным учебным пособием служит «Чжуд-ши». Наряду с ним студенты изучают комментарии к нему, другие учебные пособия, а также современные достижения медицины. В учебных программах для сту­дентов и врачей-стажеров предусмотрено также зна­комство с астрологией, ботаникой, фармакологией, технологией, философией и другими дисциплинами. Кроме того, студенты осваивают достижения современ­ной биологии, физиологии, физики, биохимии, фарма­ции и т. д. В научных подразделениях университета разрабатываются лекарственные препараты, внедряют­ся новые, более эффективные методы диагностики и лечения больных, переосмысливаются традиционные взгляды на принципы лечения и профилактики заболе­ваний в свете достижений современной науки. Универ­ситет связан по соглашениям со многими тибетскими медицинскими центрами за рубежом, в частности, рас­положенными в Индии, Непале, Японии и других стра­нах. Как одна из 5 великих наук медицина Тибета в настоящее время претерпевает глубокие изменения. Она развивается, адаптируется к современной цивили­зации, сопоставляются взгляды на некоторые теорети­ческие положения, выверяются практические приемы лечения заболеваний, благодаря чему тибетским вра­чам удается находить объяснение и научную базу для тех или иных медико-философских обобщений.

9 стр., 4299 слов

Тибетская медицина

... диагностике заболеваний и определении индивидуальных особенностей пациентов. Важнейшая из естественных наук, медицина была поставлена на вполне рациональную основу. Главным принципом индо-тибетской медицины ... Содержание 1. Истоки тибетской медицины 2. Загадочная тибетская медицина 3. Ключевые понятия 4. Методы лечения основных болезней Список литературы 1. Истоки тибетской медицины В настоящее время ...

Вопрос 9. Какие успехи достигнуты в изуче­нии тибетской медицины за рубежом?

Интерес к тибетской традиции врачевания за по­следние десятилетия возрос во многих странах. Преж­де всего, активные исследования в этом направлении проводятся в Индии, Китае, Монголии, Непале, Япо­нии, Германии, Франции, США и других странах. Только за последние 5 лет новые центры по изучению тибетской медицины организованы в Италии, Швейца­рии, Гонконге, Англии, Сингапуре, Австрии, на Тайва­не и в других странах. Причем, основное внимание уделяется письменным источникам, пульсовой диагно­стике заболеваний, психофизическим приемам оздо­ровления и другим аспектам. Многие из указанных центров добились за короткое время значительных ус­пехов в переводе и издании ряда трактатов, исследова­нии медицинских и фармацевтических текстов, описа­нии пульсовой диагностики заболеваний и непосредст­венно в изучении самой традиции врачевания.

Из всего наследия этой традиционной медицины особое внимание зарубежных исследователей привле­кает лекарственный арсенал, который является бес­ценным кладезем веками отобранных и высокоэффективных препаратов. Неслучайно изучение и создание на основе тибетской рецептуры современных лекарст­венных форм препаратов является предметом усилен­ного внимания и активной деятельности ряда учрежде­ний в Швейцарии, Монголии, Китае, Японии, Италии, США. В ближайшее время можно ожидать выхода на международный фармацевтический рынок фирм Японии и Китая по группам лекарственных средств, обладаю­щих адаптогенными свойствами, а также препаратов, предназначенных для лечения и профилактики сердеч­но-сосудистых расстройств, новообразований и заболе­ваний иммунной системы, созданных на основе тибет­ских прописей. В теоретическом плане важные резуль­таты получены в Монголии под руководством академи­ка Ц. Хайдава, профессора М. Амбага, профессора Б. Дагвацэрэна, которые подводят научную основу под ключевые позиции тибетской и монгольской традиций врачевания.

6 стр., 2600 слов

Описание психологических состояний человеческого организма в различных экстремальных ситуациях

1. Понятия «экстремальная ситуация», «критическая ситуация», «чрезвычайная ситуация» экстремальный реакция организм паника стресс Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Оно может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций (такая ситуация возникает прежде всего при ...

Вопрос 11. Как можно охарактеризовать «Чжуд-ши»?

«Чжуд-ши» — основополагающее руководство по ти­бетской медицине, в котором собран и систематизиро­ван многовековой опыт лечения и предупреждения за­болеваний с изложением основных теоретических по­ложений. Полное название этого уникального письменного источника — «Сердце амриты — восьмичленная тан­тра тайных устных наставлений». Этот трактат извес­тен также под кратким названием «Четыре тантры» или «Четыре основы» и состоит из четырех томов: тан­тры основ («Цза-чжуд»), тантры объяснений («Шад-чжуд»), тантры указаний («Маннаг-чжуд»), тантры дополнений («Чимэй-чжуд»).

I тантра, тантра основ из 6 глав, в которых приводятся основные положения ти­бетской медицины, в частности, описывается структура «Чжуд-ши» и его краткое содержание. Тантра объясне­ний (31 глава) включает описания важнейших и клю­чевых основ данной медицинской системы, включая вопросы эмбриологии, анатомии, физиологии, общей патологии, фармакологии и фармакотерапии заболева­ний, а также требований к личности врача. В тантре указаний (92 главы) содержатся сведения по частной патологии, приведены классификации болезней, указа­ны методы и средства лечения и профилактики заболе­ваний. Наряду с этим, в данном томе описаны меры по сохранению и укреплению здоровья, предупреждению возможных заболеваний. Тантра дополнений, содержа­щая 27 глав, включает подробные описания методов диагностики заболеваний, включая исследования пуль­са, мочи и других приемов; в этом томе изложены дан­ные по применению ряда нелекарственных методов лечения и профилактики заболеваний.

Непосредственный тибетский текст «Чжуд-ши», дошедший до наших дней, вероятнее всего, является более поздней редакцией первоначального сочинения и датируется специалистами ХП1-Х1У вв. Он написан стихами в форме вопросов и ответов; стиль и язык весьма своеобразны, текст труден для восприятия и понимания. Этим, очевидно, объясняется наличие

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

В настоящее время «Чжуд-ши» продолжает оста­ваться предметом внимания и исследования во многих научно-исследовательских центрах России и за рубе­жом. Интерес к этому письменному источнику еще более возрос в связи с выходом в свет этого трактата на русском языке. В полном объеме «Чжуд-ши» впер­вые переведен на русский язык и опубликован Д.Б.Дашиевым (1988, 1991).

В настоящее время им же при участии Ч.Ц.Гармаевой и Ц.Б.Раднаевой продол­жается работа по подготовке к изданию этого трактата на английском и немецком языках. Можно надеяться, что издание на европейских языках основополагающего руководства, введение его в научный оборот даст но­вый импульс и будет способствовать интенсификации научных изысканий в области тибетской медицины.

Вопрос 13. Что известно об Атласе тибет­ской медицины?

«Атлас тибетской медицины», хранящийся в фон­дах Бурятского краеведческого музея им. М.Н.Ханга-лова, представляет собой комплект из 76 плакатов раз­мерами 54×62 см, выполненных натуральными крас­ками на тонком грунтованном полотне. Специалисты считают, что данный Атлас создан при идейной под­держке и непосредственной помощи деси Сангье Гьяцо. В этой работе несколько тысяч рисунков, таблиц, схем, а также сюжетных миниатюр, иллюстрирующих основ­ные положения «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо». Содер­жание этого произведения базируется на основном тексте «Вайдурья-онбо» и, следовательно, датировать его можно не ранее создания «Вайдурья-онбо». Оче­видно, этот Атлас служил в качестве наглядного учеб­ного пособия в медицинских школах и был предназна­чен для изучения тибетской медицины. В нем множе­ство' плакатов, которые имеют сугубо медицинское со­держание (анатомические таблицы, схемы различных процедур, изображения лекарственного сырья и препа­ратов), а другие плакаты являются плодом творческого переосмысления различных тем и образов из текстов Вайдурья-онбо" и «Чжуд-ши».

Кроме того, они дают возможность представить жизнь тибетцев во всех ра­курсах: природа, быт и занятия, архитектура, верования, одежда, обряды, антропологические типы и харак­теры людей, утварь, хозяйство и т. д. Вся эта информа­ция оформлена в небольшие, удивительно выразитель­ные сюжеты, в которых органично переплетаются ико­нографические мотивы и бытовые сценки, зарисовки из окружающей действительности. Многоплановость со­держания этого Атласа, его большая насыщенность информацией позволяют рассматривать это произведе­ние, с одной стороны, как ценный источник, дающий возможность приблизиться к адекватному описанию феномена тибетской традиции врачевания и, с другой стороны, он является исключительно важным памятни­ком искусства, культуры и науки народов Центральной Азии. Атлас полностью переведен на русский язык Д.Б.Дашиевым, Н.Д.Болсохоевой, Т.А.Асеевой, Т.Г.Бухашеевой и издан в 1994 году, а на английском языке он вышел в свет в Лондоне.

Вопрос 14. Что же является теоретической основой тибетской медицины?

Теоретические положения тибетской традиции вра­чевания базируются на энергии пяти махабхут — «пяти великих проявлений». Пять махабхут — это «земля», «вода», «огонь», «ветер», «пространство». Они являют­ся основой всего и потому называются «великими». Это не конкретные физические факторы или химиче­ские агенты, а категории, наделенные определенными энергоинформационными функциями. По самым общим характеристикам, «земля» — это энергия, придающая твердость (плотность) и тем самым обеспечивающая способность противостоять различным внешним воз­действиям. «Вода» обусловливает связуемость, соединяя различные элементы в единое целое. «Огонь» — это энергия теплоты, энергия созревания. «Ветер» харак­теризует движение, является основой подвижности. «Пространство» связано с понятием отсутствия прегра­ды и считается, что энергия пространства ответственна за состояние полостей и сосудов в организме человека.

В тибетской медицине принято считать, что «зем­ля» формирует костную и мышечную системы, а также ответственна за состояние обоняния. «Вода» ответст­венна за образование и состояние жидких сред орга­низма, чувство вкуса. «Огонь» поддерживает темпера­туру тела, состояние зрения и внешний облик челове­ка. «Ветер» обеспечивает контроль за дыханием и оп­ределяет состояние осязания, а «пространство» форми­рует и поддерживает полости в органах и различных системах организма, является ответственным за вос­приятие звука. Ученые полагают, что связи между ма-хабхутами и органами чувств базируются на представ­лениях, распространенных еще в древней Индии. Так, каждая из махабхут воспринимается соответствующим органом чувств: «земля» — запах, ощущается носом; «вода» — вкус, воспринимается языком; «огонь» — образ -с помощью глаз; «ветер» — осязание, воспринимается кожными покровами; «пространство» — звук, восприни­мается ушами. По сути, органами чувств оцениваются все объекты, процессы и явления, окружающие челове­ка.

По существующей теории в тибетской традиции врачевания с энергиями махабхут тесно связаны функ­ции трех регулирующих систем (начал): «рлунг», «мкхрис», «бад-кан». «Рлунг» (в монголизированном варианте «хий») в буквальном смысле означает ветер"; подразумевается движение воздуха, непосред­ственно процесс дыхания, а в более широком смысле — это сложная система, ответственная за процессы дыха­ния, психическую деятельность, интеллект, речь, со­стояние органов чувств и движения тела. «Рлунг» яв­ляется, по сути, основой функций организма, связан­ных с распределением и использованием энергий. «Мкхрис» (в монголизированном варианте «шара») переводится как «желчь», которая олицетворяет внут­реннюю теплоту, и обеспечивает переваривание и ус­воение пищи, является проявлением махабхуты «огня». В глубоком смысле — это сложная система, ответствен­ная за обеспечение организма необходимой энергией. С ней связывают, как правило, процессы энергообразо­вания и трофики тканей, энергетическое и пластиче­ское благополучие различных органов и в целом жиз­необеспечение организма. «Бад-кан» (в монголизиро­ванном варианте «бад-ган») означает «слизь», которая удерживает внутреннюю среду организма в состоянии динамического равновесия, осуществляет регуляцию на местном уровне. «Бад» в данном контексте означает «воду», а «кан» — «землю», а вместе они определяют сферу влияния махабхут «земля» и «вода», т. е. «бад-кан» связывает и удерживает все элементы посредст­вом воды.

Состояние болезни обусловлено, как указано в трактатах, изменением соотношения указанных трех регулирующих систем: «рлунг», «мкхрис» и «бад-кан». Когда они находятся в состоянии относительного рав­новесия, то считается, что человек практически здоров. Если же это равновесие нарушается в ту или иную сторону, то развивается заболевание у человека. По­этому нередко их называют еще болезнетворными фак­торами.

Наряду с этим, в теории тибетской медицины су­ществует широко распространенное понятие «пульса» или «канала», что означает по сути «пульсацию кана­ла» (каналы движения крови, лимфы, «ветра» и др.).

Эти каналы пронизывают весь организм человека. Причем, у зародыша они сконцентрированы в пупке и оказывают влияние на развитие младенца, а также оп­ределяют состояние сформировавшегося организма, а после смерти они исчезают. Среди множества каналов тибетские врачи выделяют три основные: лалана, расана и авадхути. С нарушением пульсации этих каналов, изменением равновесия в их активности связывают возникновение расстройств и развитие заболеваний.

В теоретических разделах тибетской медицины особое место уделяется огненной теплоте «агни», бла­годаря которой поддерживается на адекватном уровне обмен веществ, обеспечиваются пластические и энер­гетические процессы в организме. В сущности «агни» это очевидно, функциональная характеристика, состоя­ния регулирующей системы «мкхрис». Как основной источник энергии и пластического субстрата рассмат­ривается пища, так как она несет в себе элементы всех пяти махабхут.

В тибетской медицине приняты и другие интерес­ные теоретические построения. Многие из них предо­пределили развитие ряда современных научных на­правлений в клинической медицине и фармации (рефлексотерапия, мануальная терапия, фитотерапия, медицинские модульные технологии лечения и др.), другие активно осмысливаются и всесторонне исследу­ются (фитовалео-логия, хрономедицина и др.), а третьи ждут своего часа. Эти и другие теоретические предпо­сылки тибетской традиционной медицины заслуживают серьезного внимания, требуют нового научного подхо­да, привлечение специалистов и объединение усилий творческих коллективов.

Вопрос 15. Каким представляют тибетские врачи состояние болезни у человека?

Тибетские врачи четко осознают, что для этого не­обходимо иметь представление о деятельности практи­чески здорового организма. В трактатах приводится предельно емкое определение понятия здоровья как гармоничного единства физического, психического и социального благополучия личности. По их воззрению состояния здоровья или болезни зависят от равновесия трех регулирующих систем («рлунг», «мкхрис» и «бад-кан»), а также основных жизненных сил организма и от так называемых «нечистот» (вероятно, состоятель­ности выделительных систем).

По сути, по тибетской традиции состояния здоровья и болезни рассматрива­ются как две стороны единого диалектического процес­са.

Условиями для развития заболеваний, как принято считать по традиции, служат нарушения в образе жиз­ни, питании, возрастные изменения и влияние «злых духов». Действительно, нарушения в образе жизни, включая большие физические и психические нагрузки, а также малоподвижный образ жизни, профессиональ­ные вредности, как установлено, являются благопрятными условиями для развития многих заболеваний. К факторам, способствующим расстройству организма, .относятся также неправильное питание, переедание; дефицит в пищевых продуктах витаминов, микроэле­ментов также ведет к развитию болезненных состоя­ний. Неоспоримо влияние гелиометеофакторов на со­стояние здоровья. Влиянием «злых духов» при разви­тии болезней можно объяснить, вероятно, стремление древних врачей выразить отношение к группе заболе­ваний, которые не укладывались в привычные представления. Безусловно, сказалось в данном случае и влияние господствующей религии.

Вопрос 16. Как подразделяются заболевания в тибетской медицине?

В письменных источниках по тибетской медицине описаны и используются в практической деятельности тибетских врачей различные классификации болезней. В частности, болезни подразделяют на детские, жен­ские, мужские, пожилых людей и общие для всех. У детей насчитывают 24 формы заболеваний, женщин -32, а у мужчин — 17. Болезни пожилых людей связыва­ют, как правило, с упадком жизненных сил в связи с ослаблением пяти махабхут. Общие для всех болезни классифицируются по многочисленным критериям: по локализации, расстроенной регулирующей системе, проявлению и т. д. К примеру, по локализации их раз­личают 7 групп: располагающиеся на поверхности ко­жи и видимых слизистых; глубоко охватывающие кож­ные покровы, распространяющиеся по каналам; прони­кающие в костную ткань; вовлекающие сердце, легкие, печень, селезенку, почки; захватывающие желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, желчный и мо­чевой пузырь, семенные пузырьки или матку; пора­жающие органы чувств — зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Болезни, связанные с расстройством регулирующих систем, могут быть обусловлены их уменьшением (истощением), увеличением (накоплением) и измене­нием (возмущением).

Заболеваний от расстройства системы «рлунг» насчитывается 42, «мкхрис» — 26 и бад-кан" - 33. К примеру, при уменьшении систем: «рлунг» — для больного характерны снижение двига­тельной активности, больной малообщителен, у него ослабевает память, возникает ощущение дискомфорта; системы «мкхрис» — кожа и видимые слизистые у боль­ного синюшные, больной ощущает дрожь в теле, у него изменяется цвет лица, мерзнет; системы «бад-кан» — у больного наблюдается сердцебиение, головокружение, характерны боли и ощущение слабости в суставах. При увеличении же систем: «рлунг» — больной теряет массу, живот у него становится твердым и напряженным, от­мечается головокружение, больной ощущает необходи­мость дополнительного согревания, характерна сонли­вость, причем все ощущения у него остаются ясными и четкими; системы «мкхрис» — тело больного горячее, часто отмечаются расстройства стула, кожа и склеры глаз иктеричны, моча и кал приобретают желтый цвет; системы «бад-кан» — ослабевает переваривающая спо­собность желудка, отмечается усиленная саливация, характерны обильные выделения из носа, дыхание ста­новится затрудненным, кожа и видимые слизистые бледные, больной сонлив. При изменении (возмущении, возбуждении) систем: «рлунг» — пульс у больного полый, пустой, моча прозрачная, часто отме­чается головокружение, шум в ушах, язык сухой, крас­ный и шершавый, больной ощущает озноб, характерны боли по всему телу, которые усиливаются при движе­нии; системы «мкхрис» — пульс у больного полный, бы­стрый и сильный, моча красноватого цвета с запахом и сильным паром, тело «горит», во рту ощущается кис­лый привкус, язык с толстым налетом, наблюдается повышенная потливость, признаки раздражения желу­дочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, понос, боли в животе); системы «бад-кан» — пульс вялый, медленный, слабый, моча белесая, язык обложен белым налетом, веки отечны, много мокроты, характерны ощущения тяжести в теле, зуд кожи и др. Различают также соче­тания расстройств указанных регулирующих систем.

Наряду с этими, тибетские врачи выделяют болез­ни души и тела; болезни плотных и полых органов; болезни верхней части тела, внутренних органов, ниж­ней части тела и наружные болезни. Кроме того, все болезни делятся на врожденные и приобретенные, свежие и хронические; а также болезни подразделяют­ся по предполагаемому возможному исходу и т. д.

Все заболевания в тибетской медицине подразде­ляются на горячие и холодные. Как правило, расстрой­ства системы «мкхрис» приводят к развитию горячих болезней, а системы «бад-кан» — холодных заболеваний, а нарушения системы «рлунг» могут вызвать как горя­чие, так и холодные болезни.

Приведенные классификации заболеваний, наряду с другими, описанными в трактатах, свидетельствуют о стремлении тибетских врачей к систематизации нозо­логических форм и отражают попытку определения всего многообразия проявлений расстройств организма.

Тибетские целители считают, что душевное равновесие и баланс конституций организма — это признак здоровья.

Люди относятся к разным типам конституции. Один из типов может преобладать над другими — выходит из баланса и тогда возможны различные заболевания. Нормальное состояние, когда в человеке относительно сбалансированы все три типа, в этом случае он здоров и физически, и душевно.

Люди с конституцией «Ветер» отличаются быстрой утомляемостью, ранимостью и эмоциональностью. Болезни ветра вызваны перевозбуждением, недосыпанием, отсутствием аппетита, тяжелым трудом.

Склонность к психическим расстройствам и депрессиям приводит преобладание конституции ветра, которое по возможности необходимо сбалансировать, что значит больше отдыхать, соблюдать режим работы и отдыха, оберегать себя от излишних расстройств.

Люди с конституцией «Желчь» склонны к лидерству, вспыльчивости, плохому контролю своих эмоций, они энергичные и деятельные. Как правило, такие люди склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям, желчнокаменным, атеросклерозам и гепатитам. Сбалансировать конституцию можно с помощью фитопрепаратов и питания, в котором будут преобладать овощи, фрукты, каши и молоко.

Конституция «Слизь» свойственна людям уравновешенным и миролюбивым, которым свойственна медлительность и постоянство. Пассивный образ жизни, переедание и переохлаждение приводят их к таким заболеваниям как: бронхиты, астма, дисфункция эндокринных желез, заболеваниям суставов.

Необходимо держать под контролем тип этой конституции. Отрегулировать питание, меньше употреблять молочных, мучных изделий, а также некоторые овощи, которым свойственно накоплять слизь в организме.

Сбалансировать конституцию «Слизь» тибетские врачи рекомендуют с помощью физических нагрузок, ванн, прогревания организма и употреблением специй.

Организм человека — это единое целое, которому необходимо установить согласие между всеми органами, а также баланс между тремя конституциями. Именно так тибетская медицина, как и вся восточная, рассматривает возникающие проблемы в здоровье человека.

Классическая тибетская медицина использует для лечения заболеваний оригинальные лекарства, состоящие из специально обработанных ингредиентов растительного, минерального и животного происхождения. В состав лекарств входит от 5 до 60 компонентов.

Тибетский врач представляет себе больного как целостную систему и оказывает влияние на глубинные патологические процессы, происходящие в его организме. Так называемые в европейской медицине отдельные заболевания являются лишь симптомами, т. е. следствием нарушения физиологического баланса на более глубоком уровне. Тибетская медицина восстанавливает баланс, в результате чего исчезают и симптомы заболеваний.

Имеющий тибетское медицинское образование врач назначает лечение, используя специальные методы диагностики (пульсодиагностика, опрос, осмотр), а также лабораторные и инструментальные исследования. Руководствуясь полученными данными, он назначает тибетские лекарства.

Продавать лекарства тибетской медицины в аптеках или распространять их через сетевой маркетинг невозможно, так как все они назначаются врачом для каждого пациента индивидуально.

Для наглядности объясним подход тибетской медицины к лечению нескольких заболеваний, трудно поддающихся лечению средствами европейской медицины или имеющих только хирургические способы лечения.

Камни в желчном пузыре (желчекаменная болезнь)

Единственно возможным методом, который предлагается в традиционной медицине, является удаление желчного пузыря вместе с камнем хирургическим путем. Надо понимать, что камни в желчном пузыре — это не заболевание, а симптом. Суть заболевания в нарушении работы печени, всей системы секреции желчи и нарушении обменных процессов. Поэтому удаление желчного пузыря не решает всех проблем, но приводит к образованию новых, о которых хирурги, к сожалению, не предупреждают.

Тибетский врач назначает лекарства с целью устранить причину заболевания, а также оказывает влияние на сами камни.

Лечение сложное и длится несколько месяцев, но в результате мы восстанавливаем нормальную работу желудочно-кишечного тракта, растворяем камни, а также убираем патологическую базу для появления камней в дальнейшем.

При последовательном лечении успешное решение проблемы в 80−90% случаев.