Лекция №7
Тема: Человек в системе социальных связей.
- Биологическое и социальное в человеке
- Личность
- Социальное поведение и социализация личности
- Самосознание и самореализация
- Единство свободы и ответственности личности
Важным вопросом, позволяющим понять сущность человека, является вопрос о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов.
Как известно, человеческая природа двойственна. Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития. Общество весьма ощутимо влияет и во многом определяет поведение человека.
Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на него нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение его социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческого поведения имеют и свою биологическую основу — внутреннее торможение.
Существует и такая точка зрения, которая наряду с биологическим и социальным началами выделяет в человеке еще и психическое, которое опосредует (регулирует, упорядочивает) соотношение биологического и социального. Сторонники этой точки зрения полагают, что преобразование биологического под влиянием социальных факторов происходит по-разному в зависимости от того, в какой мере эти факторы значимы для субъекта.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает 1) ... вида человеческой деятельности служит 1) использование природных веществ 2) удовлетворение биологических потребностей 3) создание нового, не имеющего ... и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые ...
И все же в современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека. Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого. Вспомните хотя бы судьбу многочисленных маугли, не сказочных, а реальных, выросших среди зверей. Они так и не смогли до конца овладеть человеческими формами поведения, даже вернувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для слепоглухонемых детей в Загорске (ныне Сергиев Посад), с которыми по специальным методикам занимались психологи и педагоги, смогли не только овладеть орудийной деятельностью, но и реализовать себя в полноценном человеческом поведении. Четверо из выпускников этой школы, сохраняя свои природные недостатки, тем не менее окончили психологический факультет МГУ, успешно занимались научной деятельностью.
Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены ген любви, ген удовольствия и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено также влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.
Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие — это проявление и развитие социальности. Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.).
Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.
Вопрос 2
Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.
В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, а в современном обществе — других.
Взаимодействие личности и общества в теории З.Фрейда
... в мыслях , словах и поступках .Психоаналитическаятеория основывается на представлении , что поведение человека активизируетсяединой энергией , согласно закону сохранения энергии то есть она можетпереходить из ... , мы можем получить проявление агрессии взамен наотверженное чувство любви .Проблемавзаимодействия личности и общества продолжается до сегодняшних дней , и я думаюбудет актуальной пока есть ...
Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.
Вопрос 3.
Для обозначения поведения человека в обществе одним из основоположников научной социологии — М. Вебе-ром (1864—1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения — последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже «социальным действием». Иными словами можно сказать, что социальное действие, как и социальное поведение, проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей. При этом нередко социальное поведение протекает под влиянием внешних условий.
Анализируя типы социального поведения, М. Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы. К таким образцам относятся нравы и обычаи.
Нравы — такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. Это своего рода социально предписанные стереотипы поведения. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «так поступают все». Как правило, нравы — особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.
Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средство социализации человека, передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности. Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
Теории происхождения человека. Биологическое и социальное в человеке.
... анализ проблемы отчуждения (несвободы) человека. В капиталистическом обществе XIXв. человек закрепощён социальными стихиями и институтами. Решение свободы человека должно лежать на путях коренного ... происхождение, возникновение) – происхождения человека и человеческого общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях ...
Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие — на отдельных стадиях жизни.
В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии социализации. Первая стадия характерна для раннего детства. На этой стадии преобладают внешние условия регулирования социального поведения. Вторая стадия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.
Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение ее видов, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит обогащение круга общения человека, углубление его содержания, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.
Вопрос 4
Помимо внешних условий поведения человека в обществе, реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация личности.
Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял ее как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Вопрос 5.
Реализация человеком своего социального предназначения во многом зависит от возможности выбирать по своему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием «свобода».
В истории общественной мысли понимание свободы заметно менялось на протяжении веков. В античные времена свобода понималась как возможность распоряжаться своей судьбой в тех пределах, которые полноправному гражданину полиса предоставляет общественное устройство. Древнегреческие философы Сократ (470/469—399 гг. до н. э.) и Платон (428/427—348 гг. до н. э.) считали, что свобода человека ограничена судьбой, или роком. Лишь немногим посвященным дано право проникнуть в промысел богов и попытаться предсказать судьбу, но ни один человек не должен пытаться изменить свою судьбу.
Еще жестче стоял вопрос о свободе и ответственности человека за свои поступки в представлениях восточных философско-религиозных систем. Например, в буддизме несвобода человека предопределена его кармой. Избежать предназначенного в будущем человек может только путем следования установленным правилам. Тогда его душа в других воплощениях может достичь более высокой степени свободы.
В христианском представлении свобода человека понималась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к христианскому является и понимание сути свободы в исламе. Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие лучшего, что есть в человеке. Свобода прежде всего связывалась с творческим потенциалом человека.
Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и социуме. Стать свободным — значит осознать те реальные ограничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объективными законами мироздания.
XX век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. С одной стороны, человек становится все более могущественным, но одновременно он все теснее связан с другими людьми, все в большей мере зависим от них, от сохранения мира, ставшего слишком хрупким на рубеже XX и XXI вв. Именно в XX в. возникло и распространилось понимание свободы как тяжкого бремени, которое порой становится непереносимым для человека, порождает тревогу и даже стремление бежать от свободы. Недаром известное исследование Э. Фромма названо «Бегство от свободы».
Существует ли выход, достойный активно действующей личности, для которой не безразличны последствия ее деятельности?
Видимо, такой выход кроется в различении негативного и позитивного понимания свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как «свободу от» — от той предопределенности, которая довлеет над человеком. Такая свобода действительно предстает как тяжкое бремя, нередко выглядит иллюзорной, она не дает человеку настоящего освобождения.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой ...
Другой взгляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э. Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития человека. Она — и величайший дар, и бремя, от которого человек может отказаться. Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, неся ответственность за свои деяния.
Современные исследования философов и психологов дают основания для вывода о том, что ответственность выступает в качестве внутреннего регулятора социального поведения взрослой личности. И речь здесь идет не о возрасте, а о личностном взрослении. Место внешних условий и ограничений, необходимых для ребенка, у взрослого занимают ценности и цели, осознанно и добровольно принимаемые личностью. Взрослому не нужны подсказки и внешние стимулы. Внутренняя свобода личности не ограничивается ее ответственностью, напротив, она обретает в ответственности смысл и предназначение. Неразвитость ответственности или, хуже, безответственность не только мешает человеку стать по-настоящему свободной личностью, но и ставит его в зависимость от внешнего контроля, превращая в раба обстоятельств.
Так проблема свободы пересекается с проблемой ответственности. Ответственность — обратная сторона свободы. Она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за своими помыслами и поступками. Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Таким образом, суммируя сказанное о личности, выделим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:
деятельность, которая предоставляет человеку возможности проявить свои способности, задатки;
общение, в котором человек вступает в диалог с другими людьми, причем не только в непосредственном контакте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нравов, обычаев, социальных норм и правил;
творчество, выступающее как синоним свободы, проявляющейся в ситуациях выбора способа и форм индивидуального и социального ответственного поведения.
Все эти факторы человек реализует в процессе социализации через освоение основных общественных ролей.