Вина, жалость и сочувствие

Часто психологи смешивают два понятия: чувство стыда и чувство вины, считая, что они оба вызваны нарушением какой-то программы поведения, принятой в обществе.

Но давайте разберёмся, чем отличаются эти понятия, а для этого засхематизируем следующий текст:

Чувство вины формируется в человеке с целью манипуляции, когда другой человек избегает чувства стыда и ответственности за свои поступки, и перекладывает этот стыд и ответственность на другого. Вина — это иллюзия стыда, принятого на себя за другого человека. Настоящий Стыд, как Со-Весть (весть от Творца), только с запозданием, приходит после того, как поступил не послушав подсказку совести, что так делать не надо. Вина формируется обществом (в первую очередь, родителями) через страх быть наказанным – человек боится совершить запретное действие, боится наказания или осуждения, если узнают о его поступке. Стыд – это когда тебе неприятно от твоих поступков даже если о них никто не узнает. Т.е. информация пришла от Создателя, что ты поступил в такой-то ситуации не по совести – причинил вред себе, другим или биосфере. Вместо того, чтобы научить ребёнка самостоятельно, с помощью совести отличать зло от добра, родители встраивают ему различные программы, содержащие запрет на то или иное действие, часто не объясняя причин этого запрета, порождая страх быть наказанным, если человек переступит через программу, искажая тем самым нравственность, порождая внутреннюю конфликтность психики, лицемерие, безволие, зажатость, заниженную самооценку, нерешительность, скрытость и т.д.

Почему же родители так поступают? Дело в том, что сами являясь носителями порочной нравственности и безнравственности, чувства вины, которое им в свою очередь внушили их родители, они совершают неправедные поступки или не совершают что-то, что считают правильным, после чего испытывают стыд и неудовлетворённость жизнью, но вместо того, чтобы пересмотреть свои пороки и безнравственность, они перекладывают свой стыд и свою ответственность на детей, внушая им чувство вины, чтобы легче было ими манипулировать, заставляя их делать то, что сами родители не умеют делать или не хотят делать, например, заставляют учить те дисциплины, которые самому ребёнку не понадобятся в жизни или ходить на секции и кружки, на которые ему ходить не нравится. Самое худшее, что могут сделать родители с ребёнком — это подавить его волю на столько, чтобы он стал послушным, забитым и перестал выражать свои естественные потребности, если они не соответствуют «хотелкам» родителей. Такие проблемы у детей описал Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение». По сути в современной культуре воспитание — это уход от самовоспитания и подмена диалога с жизнью ребёнку различными программами, что способствует у него формированию типа психики зомби-биоробота и прокачке я-центризма с заниженной самооценкой. Выход из этого замкнутого порочного круга в пересмотре родителями своей безнравственности и порочных нравственных мерил, осознании своего стыда в разных ситуациях жизни или чужого стыда, который переложили им в виде чувства вины и освоении навыков самовоспитания и самообладания.

Жалость — сострадание к милым, малым и больным (несчастным).

Жалость — боль при виде несчастья другого и непреодолимое, до боли, желание помочь тому, кому плохо (частая разновидность жалости — сентиментальность, склонность без включения ума переживать по поводу слабых и обездоленных).

Именно болью, душевной болью, жалость отличается от готовности помочь. Спокойная, деловая помощь — деловая и без боли. А за жалостью всегда стоит боль. Собственно, человек потому так и рвётся помочь, что у него самого в душе больно от того, что он видит, и ему трудно эту боль терпеть. И чтобы избавиться во многом от собственной боли, он хочет помочь. Готовность помочь — отношение взрослый-взрослый. Жалость — отношение ребёнок-ребёнок. Просить жалобно — просить помощи и сострадания, из позиции ребёнка, а желание, чтобы тебя пожалели — проявление беспомощности. Любопытной разновидностью жалости является жалость к себе. Жалость к себе — очень энергоёмкое переживание. Когда люди себя жалеют, на это обычно уходит сил и энергии больше, чем требуется для того, что просто поправить ситуацию: поставить цель и предпринять шаги к её осуществлению.

Чувство жалости – проистекает из отсутствия понимания причинно-следственных связей в жизни и как следствие, человек думает, что мир несправедлив по отношения к нему (если жалость к себе), либо к другому человеку (жалость к другим), что Жизнь и Бог издеваются над ним, помещая в такие ситуации и обстоятельства. Жалость – это следствие Я-центризма и дуализма (марксизма) – стереотипа мышления, в котором мир не познаваем, всё случайно и построено на постоянной борьбе противоположностей и отрицании отрицания. Человеку через язык жизненных обстоятельств идёт обратная связь на те мысли и поступки, которые он совершал, но он не принимает эти образы и отбрасывает их, т.к. не хочет испытать чувство стыда за свои мысли и поступки и не хочет менять своих качеств. После того, как он проотрицал входящую информацию, ему надо убедить себя самого и других в том, что он её не получал и что он весь такой бедненький и несчастненький. Не видя всей ситуации, люди часто ведутся на эти рассказы, но стоит присмотреться внимательнее, например, пожить или поработать с таким человеком, и сразу становится понятным, что главный источник неприятностей в его жизни – это он сам.

Почему люди стараются вызвать друг у друга чувство жалости и чувство вины? Это происходит либо осознанно, либо безсознательно, когда человек хочет добиться чего-то от другого человека, но при этом не обладает тандемным принципом взаимодействия и диалектическим методом познания, не умеет или не хочет обратиться к совести другого человека, призвать его к конструктивному диалогу и начинает манипулировать им. На коротком интервале времени человек добивается того, что ему нужно, но создавая внутреннюю напряжённость, он запускает эффект обезьяньей лапы, что в дальнейшем приведёт к неприятностям. Внутренне в глубине души манипулятор понимает, что он не прав и что он имитирует, вместо решения реальных проблем, создаёт новые, перекладыванием ответственности на другого, но он боится признаться себе в своих пороках и не желает менять свою жизнь, поэтому и затевает манипулятивные игры, чтобы отвлечься самому и напитаться чужой энергией негативных эмоций на какое-то время.

Если сочувствие понимать в широком смысле, как испытывание одинаковых чувств с другим человеком, при мысленном помещении себя на его место, то это инструмент, который надо использовать под конкретные задачи, опираясь на чувство меры (как часть интуиции).

Однако, помещая себя на место другого человека, если у тебя другие нравственные мерила, то ты, по факту, не будешь испытывать тоже самое, что и он, а будешь испытывать другое — ведь нравственность управляет потоками обработки информации и соответственно, безсознательные уровни психики выдадут совсем другие эмоции. То, что одному кажется трагичным, у другого будет вызывать смех от нелепости происходящего и это нормально. Сочувствие в плане совпадения чувств возможно либо при совпадении нравственных мерил, либо при их отсутствии, когда пустое место занимает мерило эгрегора. Смех и юмор, как явление бывают разные — бывают злые (злорадство, не предлагающее выхода), бывают добрые, когда предлагаешь человеку выход, а он отталкивает его, переходя из безсознательного я-центриста в разряд осознанного бытового эгоиста и в этом случае упорство человека выглядит со стороны довольно комично, т.к. он сам посылает Богу и Жизни запросы и сам отрицает входящую информацию и продолжает биться о стену, пока не расшибётся. Сострадать в этом случае глупо, как и в случае с заблудшим, ведь он тоже отрицает входящую информацию, но безсознательно и лучше не сострадать, а указать ему на это обстоятельство. Следует отличать чувство меры (совести) от информации из эгрегоров, которые часто пародируют чувство меры. Пример: смотрим фильм или читаем книгу, сочувствуем главному герою. Если автор наделил его стремлением к праведности и через своё чувство меры описал ЯЖО достаточно близко к реальности, то мы сочувствуя главному герою, видим пример праведности, нравственного преображения к ней. Если у автора чувство меры искажено библейской культурой, то он будет описывать сценарии, далёкие от реальности, например, страдания праведника или пытаться вызвать сочувствие мерзавцу и подлецу. Но мы будем сопереживать этому мерзавцу только в том случае, если наше чувство меры (и нравственность) искажены так же, как у автора произведения. Если при просмотре чувствуешь, сопереживая с главным героем, что-то, что зашкаливает и переполняет, искажая работу интеллекта (не важно в плюс или в минус), то анализируя нравственность свою и сценарий произведения (в котором выразилась нравственность автора), можешь пересмотреть то что увидел и понять, что эмоциональный фон не соответствует смыслу (образу) и поменяв мерило, больше не испытывать при просмотре тех эмоций, которые испытывал раньше, сливая энергию в эгрегор. Если подмены нет, то эмоции не зашкаливают, не искажают работу интеллекта, испытываешь воодушевление и радость и сочувствие вписывается в нормы праведности, не причиняя вреда. Если с Богом согласовал мерило, что например «причинять вред себе — это плохо (потому-то и потому-то)», то сочувствие к человеку который причиняет вред себе не испытываешь, просто видишь у него неопределённость по этому вопросу (или злонравие) и указываешь… Возникающая душевная боль из-за себяжаления или жаления других — это индикатор необходимости пересмотреть какое-то нравственное мерило. Занимаясь спасательством другого человека, беря на себя ответственность за его жизнь, вы причиняете ему вред, лишая человека возможности преодолеть трудности, объективно ему необходимые.

Если вы испытываете к кому-то жалость, ответьте себе на вопросы: в каком типе строя психики пребываете, когда сочувствуете? Управляете при этом процессом или просто как приёмник всё принимаете? По какому нравственному мерилу у вас неопределённость, множественность мерил или в чём не расставлены приоритеты?

Отличие дара от жертвы

Дар происходит в тех случаях, когда язык жизненных обстоятельств сводит тебя с человеком, с которым вас объединяет что-то общее — какие-то интересы или даже совместные дела (предназначение), т.е. вы находитесь в одних процессах и ты знаешь, какая именно помощь в данный момент поможет человеку и даришь что-то (возможно деньги) от души, понимая, что это будет на благо, поможет ему развиваться и делать что-то полезное. И очень часто это могут быть совсем не деньги, т.к. Бог свёл не просто так двух людей, бывает, что тебе не нужна какая-то вещь, а другому именно она нужна, т.е. ресурс перераспределяется без значительных потерь. Как отличить это от пожертвования, которое включается через пародирование эгрегором? Очень просто – обычно эгрегоры давят на жалость, описывая некую безысходность (дети остались на улице, как пример), безвариантность (помощь нужна именно одного рода — как правило деньги), ограниченность по времени — платить нужно срочно, прямо сейчас, пока сильна эмоция и внутренний позыв поддержать бедняжку, не дают время спокойно подумать, переспать с этой мыслью. И как следствие от такого давления эгрегором на жалость (или привязанности), внутри, в глубине души есть какое-то несогласие, дискомфорт, некая неловкость, деньги протягиваем как-то с сомнениями, опустив глаза, больше из желания чтобы отстали и не маячили перед глазами своей безпомощностью. Жалкое зрелище — и тот кто просит подаяние и тот, кто приносит жертву (а это, кстати, по разным причинам делают — кто-то из жалости, кто-то гордыню прокачивает, кто-то статус и т.д.).

Вспомните своё состояние, когда в вагон метро или электрички заходит попрошайка (часто физически здоровая) и начинает выплакивать свою милостыню или показывать справки о том, что её сын «действительно» болен и ему нужна операция.

По поводу подачек, милостыни и пособий Генри Форд хорошо написал в своей книге Моя жизнь и моё дело. Он не давал никому подачек — он устраивал калек на работу и они получали столько же, сколько остальные, но не потому, что их жалели, а потому, что для них находилась такая работа, которую они могли выполнять не хуже, а наоборот даже лучше чем физически здоровые люди.

Любовь — это то, что от Бога, это не чувства и не эмоции, вместе с нею человек приобретает положительную эмоциональную самодостаточность и такое качество своего бытия, которое обходится без дополнительных эмоциональных подпиток для решения стоящих задач. Для обретения этого дара человек должен осмысленно и нравственно созреть. Поскольку это дар, то механически и программно-алгоритмически он не воспроизводится и не тиражируется. Любовь, как совокупность совершенства, содержит в себе, как цели, так и средства и не лишает, живущего ею ни ума, ни зрения, чтобы без эмоционального пережигания действенно любить.

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Пав. к Кол. 3:14) Любовь Вселенская объединяет в ладу целостность иерархии Вселенной. Человеческая «любовь», будучи безумной в угоду страстям и (или) жалостливости, или будучи не обученной пользованию разумом, данным ей, не предвидит последствий своих и чужих действий, во-первых для окружающих, а во-вторых, для себя и сеет зло. Так что: Любовь минус ответственность за последствия действий есть не более чем благонамеренность. А благими намерениями, идущими от чистого сердца в своём большинстве, вымощена дорога в ад; поэтому не следует противопоставлять друг другу горячее трепетное сердце и холодную голову с невозмутимым разумом, в их единстве не помрачаемые ни грязью, ни злом.

Всякий же разум — индивидуальный или соборный — в иерархии Вселенной решает прежде всего задачи самоуправления в пределах возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим управлением, и задачи высшего управления по отношению к иерархически низшим системам. Это общее положение справедливо и по отношению к каждому человеку и по отношению к различным человеческим общностям, начиная от семьи и заканчивая человечеством в целом. Все и каждый живут так, как они решают задачи управления и самоуправления: хорошо или плохо; исходя из Любви или исходя из вожделений, в угоду которым они подавляют окружающий мир.

Алгоритм Жертвы

Теперь давайте рассмотрим алгоритм жертвы, который является продолжением таких стереотипов мышления, как обида, вина и жалость.

Алгоритм жертвы – это алгоритмика поведения людей, проистекающая из «Я-центричного» мышления и неадекватных стереотипов мышления, основанная на обвинении других людей в своих проблемах, чтобы не решать эти проблемы самому.

Две главные характеристики роли и состояния Жертвы – страдание и беспомощность. Из страдания и беспомощности вытекают все разнообразные следствия: чувство страха, игра на жалость, когда-то злость, обида и готовность обвинить всех, кто виноват в её страданиях и кто несчастной жертве не помогает. Состояние Жертвы — это всегда негатив, деструктив и безответственность, настоящий детский сад человека в разобранных чувствах.

«В моих действиях всегда виноваты другие».
«А что я могу поделать, если они такие тупые?»

Агрессия чередуется с аутоагрессией (самообвинение, самоунижение), в отношениях разыгрываются разнообразные манипулятивные игры, где пассивная и активная форма чередуются и дополняют друг друга:

Состояние Жертвы — это состояние беспомощного Ребёнка, оказавшегося во враждебном мире и действующего из последних сил. Отсюда его действия и три основные проблемные роли: Жертва преследований, Преследователь нечестивых и Спасатель.

Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актёры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в её подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли.

Далее текст, предлагаемый нами для схематизации:

Сама по себе жертва, пожертвование – это либо материальный предмет, либо подчинение другому человеку, т.е. трата своего времени, внимания, энергии, возможностей, от которых Жертвующий без дополнительного негативного Стимула ни за что бы не отказался, но вынужден отказаться в чью-то пользу ради снятия негативного Стимула и исполнения своего Желания, которое появилось после воздействия Стимула. Жертва качественно отличается от Дара. Дар – это когда отсутствует Стимул, имеющий негативный окрас, когда мы просто отдаём кому-то что-то безвозмездно, не требуя ничего взамен. Дар делается от широт души, а не от того, что кто-то попал в беду, на его взгляд, не заслуженно, и начинает «меновую торговлю», чтобы из беды выбраться. Жертва, будучи заложником алгоритмики «Я-центризма», имея в себе неадекватные стереотипы, обиды и недовольство жизнью, провоцирует окружающих через слова и поступки, создавая Стимул (давление и напряжение), чтобы кто-то выступил в роли Преследователя или Спасителя. При этом существуют два варианта алгоритма жертвы: пассивный и активный. При пассивном жертва, с помощью нытья, пытается вызвать к себе жалость и чувство ответственности за своё болезненное состояние. В результате, если это срабатывает, то другой человек сразу становится Спасателем и приносит что-то в дар жертве, что на время её утешает, но не решает проблему в корне, т.к. я-центризм никуда не девается. При активном алгоритме жертвы показ страданий происходит на повышенных тонах, с целью вызвать у слушающего чувство вины за сам факт появления Стимула (не важно, при этом, реальная это вина или нет).

Далее слушающий (психика которого не защищена от такого воздействия), желая избавиться от давления и чувства вины, выполняет что-то для Жертвы, становясь на время Спасателем, но при этом, внутренне чувствуя, что его где-то обманули и он принёс жертву, у него закрадывается обида и он со временем сам становится либо Жертвой, либо Преследователем. Жертва получает временное удовлетворение, снятие стресса и возможно, материальный бонус. Как уже было сказано, это временное неконструктивное решение, ведь те обиды и недовольство жизнью, которые были у Жертвы изначально – это следствие неадекватных представлений о жизни в прошлом, которые не устраняются Спасителем. Возможный вариант развития событий: преследователь под давлением негативного стимула, находит того, кто в чём-то виноват, и начинает Жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее Жертва доказывает (оправдывается), что она здесь ни при чём, что во всем виноваты все другие, включая самого Преследователя (обвинение), и ищет своего Спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель, испытывая чувство жалости, включается в игру, старается помочь Жертве и защитить её от Преследователя, но, поскольку это только игра в спасание и реальные проблемы никто решать не хочет, то он ничего не добивается. За это Жертва обвиняет Спасателя, после чего он превращается в Жертву преследования, а бывшая Жертва в Преследователя. Этот алгоритм может отрабатываться и двумя участниками, тогда они по очереди будут выполнять друг для друга роли преследователя, жертвы и спасителя.

Если идёт такая игра и такие отношения, они выгодны всем участникам системы. Иначе всё просто развалилось бы. Если вы в чём-то участвуете – это вам зачем-то нужно (для самоутверждения или получения каких-то материальных или иных благ).

Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в «этом всём» виноваты другие).

Эти проблемные сценарии разыгрываются самыми разными ситуативными ролями: Беспомощная Жертва, Несчастная Жертва: Страдалец, Мученик, Инвалид, Травматик, а также близкими к состоянию Жертвами ролями: Дурик и Хулиган. Мужчины чаще разыгрывают активный алгоритм жертвы (с руганью), женщины чаще пассивный (нытьём).

 Типичные признаки поведения жертвы:

· Состояние – беспомощность (смотрю растерянным взглядом), временное отупение (уход в другие темы, трудности с ответами на простые вопросы, а вернее отключение головы), зацикленность на прошлом.

· В делах — отказ от части своих прав, в целом бездеятельность (сложил ручки, скучаю).

· В отношениях — игра в молчанку (замыкание в себе), демонстрация обиды (отводить взгляд, надуть губки, хмуриться, громко вздыхать, состроить мордочку в стиле «Не подходите ко мне — я обиделась» и т.д.).

· В общении – оправдания себя («А что я мог поделать?») и обвинения, наезды на другого. («А вот ты…», «А когда ты…»).

У Жертвы свой, специфический, узнаваемый словарь: «Меня это ужасно расстраивает». «Мне всё это надоело». «Ты не представляешь, как я страдала». (Негатив). «Я не могу». «Я не знаю». «Почему это всё время случается именно со мной? « (отсутствие конструктива). «Меня заставили». «Я ничего не могу с собой поделать». «Вы действуете мне на нервы» (Безответственность).

Задание

1. После того, как вы засхематизировали все тексты, найдите примеры из своих ситуаций жизни для этих алгоритмов.

2. Прочитайте приложение о жертвенности и жалости. Так же рекомендуем прочитать брошюры: «На пути к Любви» и «Свет мой зеркальце, скажи…».

3. Чтобы пересмотреть свои нравственные мерила, которые приводили вас в подобные ситуации и выйти из этих разрушительных матриц, вам необходимо составить целостный образ своей психики, через создание образов на такие понятия, как алгоритмика я-центричного мышления, нравственность, этика, имитационно-провокационная деятельность и тандемный принцип деятельности, а для этого предлагаем вам пройти следующие занятия схематизации: № 3,6,7,8,9 в группе vk.com/shematizaciya

4. Напишите небольшое сочинение на тему: «что такое обида, вина, жалость, жертва и как я избавился (избавилась) от этой алгоритмики».

Приложение. Жертвенность

Когда человек ноет, жалуется, ругается, выплёскивает свои эмоции по поводу негатива, находящегося в его психике, он старается преподнести себя в качестве жертвы. Нытьё – это не конструктив. Когда хочешь решить проблему – решаешь её, либо докладываешь о ней другим людям с тем посылом, чтобы помогли её разрешить. Нытьё, как и ругань, исходят именно из желания облегчить эмоциональное состояние говорящего и, возможно, манипулировать другим для получения от него выгоды. Именно это – основные цели. Решать проблему – дело десятое (если эта цель вообще стоит).

Нытьё и ругань оба носят в себе механизм жертвы – это довольно частое явление в нашей с вами действительности. Поэтому сначала рассмотрим сам механизм.

 

Что такое жертва и зачем она нужна?

 

Сама по себе жертва, пожертвование – это материальный предмет, или иначе измеримое благо (в жертву можно принести какую-то вещь, другого индивида, либо себя, как непосредственно телесно, так и опосредованно, жертвуя свой труд, затраченное время, возможности и так далее) от которого Жертвующий без дополнительного Стимула (несущего для него негативный окрас) ни за что бы не отказался, но вынужден отказаться в чью-то пользу ради снятия Стимула и исполнения своего Желания, которое появилось после воздействия Стимула.

Самый простой пример жертвы – это когда альпиниста придавливает камень, и чтобы не умереть от голода он приносит в жертву свою ногу/руку для того, чтобы спастись. Сама жертва/пожертвование – это конечность и те возможности, которые она давала. Жертвующим был альпинист. Просто так отрезать свои конечности он, естественно, не собирался, но стимул[6] «возможная смерть» имел достаточно веса для того, чтобы лишить себя в будущем тех многих возможностей, которые давала ему отрезанная конечность.

Другой пример – когда у родителей берут в заложники их детей, и они приносят злоумышленникам некую сумму денег для того, чтобы те вернули детей обратно. Жертва в данном случае – деньги и возможности, которые они приносили, время, потраченное на их заработок, желания, от которых придётся отказаться без этой суммы и прочее.

Жертва всегда предполагает две или три стороны, а именно:

1. Тот, кто приносит жертву — Жертвователь

2. Принимающий жертву – Забиратель

3. Исполнитель желаний – тот, кто сделает что-то, ради чего жертвы приносятся.

В случае с похищением детей Жертвователями будут родители, Забирателем и Исполнителем желаний будут злоумышленники. Не всегда Исполнитель желаний и Забиратель – одно и то же лицо, так как отдавать можно одному, а исполнять желание будет другой. Например, в исторически сложившемся христианстве, жертву приносят «на храм», получает её финансово ответственное в храме лицо, а желание исполнить должен либо Бог, либо кто-то из умерших людей, которых считают святыми, либо кто-то ещё.

Этими принципами жертва качественно отличается от Дара. Дар – это когда отсутствует Стимул, имеющий негативный окрас. Как правило, Стимул непосредственно связан с Исполнителем желаний или, в случае с альпинистом, Исполнителем желаний очень условно можно назвать камень, придавивший конечность – «отпустил» (в случае с церковью цепочка может вырасти, но количество звеньев не меняет основу).

Так вот, когда мы убираем негативный стимул (то, что причиняет нам вред или лишает нас возможностей) — жертва уже невозможна, и она превращается в Дар, а Исполнитель желаний – в обычного человека, который никому и ничего не должен. Дар – это когда мы просто отдаём кому-то что-то безвозмездно, не требуя ничего взамен. Дар делается от широт души, а не от того, что кто-то попал в беду, на его взгляд, не заслуженно, и начинает «меновую торговлю», чтобы из беды выбраться.

Принцип жертвы всегда предполагает то, что Исполнитель желаний гораздо могущественнее Жертвователя (во всяком случае, в конкретике обстоятельств и возможностей) и обладает некоей властью над ним (в виде негативного стимула или способности его снять).

А жертва, соответственно, что-то теряет, чтобы вновь, хотя бы на время (в лучшем случае – навсегда), обрести свободу от зависимости от Исполнителя желаний и Стимула.

Акт выдачи жертвы Исполнителю желаний делает для Жертвующего следующее:

1. Снимает напряжение – негативный стимул. Даёт облегчение потому что:

2. Желание будет исполнено (мы не рассматриваем случаи напрасных жертв).

Психологически, когда человек изображает из себя жертву, он ждёт исполнения того или иного желания и снятия напряжения. Часто здесь происходит манипуляция: можно заставить другого человека чувствовать сопричастность к Стимулу – надавить эмоциями так, что предполагаемый на роль Исполнителя желаний будет чувствовать ответственность за то, что допустил сам факт появления Стимула и такого состояния «жертвы». Желанием может быть: чувство жалости, сострадания, моральная поддержка, либо какие-то материальные блага. И уже эти исполнившиеся пожелания временно снимают стресс, который был тем самым негативным стимулом для индивида-Жертвы.