Тгп ответы на билеты

50 .

4.5.3 Внутригосударственное и международное право.

Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Рассмотрим различия внутригосударственного и международного права.

Нормы международного права регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора».

51, Материальное и процессуальное право.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право – совокупность правовых нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право – регламентир. порядок правов. регулир. материальн. отраслей. Состоит из  прав. норм, регулирующих отношения, возникающие при рас-следовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

Юридический процесс

Это- нормативно установлен. формы упорядочения юр. деятельности, направленные на оптимальное удовлетвр-ие и гарантиров-ие интересов субъекта права. Данный процесс регулир-ся соответ. правов. нормами, а резуль-таты закрепляются в  официальные док-ты. Он присущ любой юр. значимой деят-ти (законотворческой, исполнит-распорядит., судебной), содержит ее програм-му и выступает существ. гарантией точного соблюдения правов. предписаний.

Юр. процесс- всегда определенная сис-ма, состоящая из последоват. действий  и принимаемых актов. В зависим. от предмета правов. регулир. (отрослевой признак) юр. процесс подразделяется на:

1. ГПП (ГПК) и УПП (УПК)- регулир. гражданское судо-производство и предварит. расследование судопроиз-во по угол. делам. Арбитражный процесс являя-ся  разнови-дностью гражд. процесса. Администр. процесс еще не выделился из гажд-го (гл. 22-25 УПК) , хотя определен-ные предпосылки для этого есть.

2. Конституц. – находится в стадии правов. формиров-я, поисков оптимал. средств констит. контроля.

Классификация в зависим. от принимаем. решений:

1. Проавотворческий- с помощью которого принимаются НА (регламенты ГД И СФ);       2. Правоприменительный с его помощью принимаются правопримен. акты (Указ Президента о назначении министра);   3. Праворазъясни-тельный- с его помощью приним-ся интерпретационные акты  (ФКЗ «О Констит. суде РФ»).

52

Понятие, признаки, сущность права.

Право(в сугубо юридическом смысле)- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права: 1) волевой характер 2) общеобязательность 3) нормативность 4)связь с государством 5) формальная определенность 6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта: а) право является регулятором( формальная сторона) б) чьи интересы обслуживает право( содержательная сторона)

Подходы к сущности права:

1. Классовый- право определяется как гарантированная государством система общеобязательных норм и правил поведения, защищающих волю экономически господствующего класса.(право используется в узком смысле, как средство защиты интересов класса.)

2. Общесоциальный- право рассматривается как выражение компромисса между классами.(право используется как средство закрепления прав и свобод человека и гражданина)

Существуют и другие подходы ( религиозный, расовый…), поэтому сущность права многоаспектна.

53

Принципы права — это основные, исходные цели, начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Именно в принципах и функциях права выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

 В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы права.

 К общеправовым (характерным для всего права) относятся такие принципы как:

 1.справедливость, выражает сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, гражданином и гос-вом.

 2.юридическое равенство граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции)

 3.гуманизм

 4.демократизм

 5.единство прав и обязанностей

 6.законность, строгое соблюдение и исполнения правовых предписаний всеми субъектами права.

 7.сочетание убеждений и принуждений

 8.федерализм

 К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:

 1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства

 2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности

 3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон

 К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:

 1.В УПК презумпция невиновности

 2.В ТП свобода труда

 3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.

 Принципы закреплены в Конституции

 Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Общеправовые – характеризуют систему права в целом, они присущи всей системе права. Межотраслевые присущи двум и более отраслям права. Отраслевые принципы присущи одной отрасли права. Принципы гр-го права и т.д. ТГП изучает только общеправовые принципы межотраслевые и отраслевые изучаются отраслевыми юр-ми науками. Общеправовые принципы системы права :

1) принцип демократизма (сис-ма права строится на демократических началах).

2) гуманизма.

3) принцип справедливости (имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.),

4) принцип равенства юр-их прав и обязанностей,

5) принцип единства прав и обязанностей.

6) Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». 7) Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». 8) Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

 За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

 Принцип права по разному проявляется в системе права, Одни формируются в виде специальных правовых норм, другие выражаются в виде определенной идеи вытекающей из содержания различных правовых норм. Как правило межотраслевые и отраслевые принципы выражены в виде норм принципов, а общеправовые принципы выступают в форме правовых норм.

55

Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии.

Основные положения, которые выдвигали представители исторической школы:

1) историческая школа права отрицала вероятность существования единого для всех народов права, при этом опиралась на то, что у каждого государства, как и любого другого народа, есть свое, характерное ему право, отличающееся от права какой-либо другой страны и устанавливаемое исторически свойственным ему народным духом;

2) право каждого народа является проявлением народного духа, которое выражает его «общее убеждение», «общее сознание». Оно вырабатывается как результат исторического процесса; передается как традиция от поколения к поколению, способно к саморазвитию и складывается постепенно, так же, как язык и нравы.

Как положительную сторону анализируемой школы многие ученые отмечают то, что она обратила внимание на необходимость изучения истории права, прежде всего его источников, и сама собрала связанный с этим богатый материал, главным образом по истории римского права.

Историческая школа права возникла после падения империи Наполеона I, когда феодальная аристократия была вынуждена пойти на уступки буржуазии. Она являлась одним из выражений аристократической реакции против французской буржуазной революции конца XVIII в. Считают, что историческая школа права только по своему названию была исторической. В действительности у ее представителей не было подлинно исторического отношения к исследованию права. Представители школы ссылались на историю главным образом для того, чтобы оправдать наличие уже отживших феодальных обычаев и учреждений, что соответствовало интересам остатков феодальных классов и притязаниям королей на абсолютную власть.

Основными представителями исторической школы права были германские юристы: Гуго, Савиньи и Пухта. Представители школы так же, как и другие идеологи феодальной реакции, являлись противниками буржуазно-демократических идей школы естественного права. Идеям исторической школы свойствен реакционный характер и стремление рассматривать право в качестве продукта мистического «народного духа», зачастую вопреки историческим фактам (в частности, рецепция (заимствование) римского права рядом западно-европейских стран, с xii и в xv—xvi вв.).

Ими утверждалась полная замкнутость национального права и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Само развитие права, считали идеологи школы, могло происходить мирно, стихийно, сходно тому, как развивается язык народа. Поэтому они отрицали основное утверждение школы естественного права о том, что нормы позитивного права учреждаются сознательной волей народа или правителями. Идеологи исторической школы права противопоставляли этому идею о стихийном и при этом спокойном, безболезненном процессе развития права.

Историческая школа права считала, что правовой обычай стоит выше закона. От исторической школы права многое заимствовали современные американские буржуазные юристы-прагматисты, которые утверждали, например, что источником права служат «привычки» людей, которые терпят лишь медленные и небольшие изменения и не допускают коренных изменений в праве.

56Социологическая школа права – это широко распространенное в современной буржуазной юриспруденции направление, объединяющее социологические школы, пытающиеся оправдать и обосновать буржуазное право.

Буржуазное право – это комплекс юридических норм и правил поведения, которые обнаруживают волю буржуазии как господствующего класса.

Социологическая школа является одной из основных разновидностей позитивизма в праве. Она сформировалась в конце XIX – начале XX вв. Основные положения, которые выдвигали представители этого направления:

1) выступила на словах против безраздельно господствовавшего до этого в буржуазной «науке» права как возможности определенного поведения, совершения тех или иных действий, закрепленных в нормах, игнорирующих опыт, практику;

2) право – это «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений. Субъекты права способны участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуаций.

Лидером социологической школы права на Западе считают Эрлиха. В его работах проявились характерные для всей социологической школы права черты, а именно:

1) нигилистическое отношение к нормам права;

2) склонность «развенчать закон – юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти»;

3) пренебрежительное отношение к форме права;

4) вульгарно-социологический подход к праву, который пренебрегает его спецификой в комплексе других общественных явлений.

В России представителями социологической школы права считают Муромцева и Шершеневича.

Современные социологические школы права характеризуются значительной дробностью и пестротой мнений. Наиболее крупной считают американскую социологическую школу права, которую возглавляет юрист с реакционными идеями Р. Паунд. Концепция, которая получила большое распространение в США, стала «теоретической» основой не только для американской, но и для многих других школ, а также направлений в американской и западно-европейской юридической науке. Стремясь скрыть классовую сущность права, Паунд представляет право как систему общеобязательных правил поведения, социальных норм, установок, в одинаковой мере обслуживающей все классы.

Нигилистическое отношение к нормам права, присущее представителям социологической школы права, также характерно для американской юриспруденции. Представители этой школы отказываются видеть в праве комплекс норм, отрицают обязательность норм для суда и считают, что судья – должностное лицо государства, является основным носителем судебной власти. Идеи социологической школы права были широко использованы в фашистской Германии для обоснования фашистского тотального государства, а также принципа вождизма. Широкое распространение в современных странах идей социологической школы права некоторые ученые объясняют общим кризисом капитализма, банкротством буржуазной демократии, а также начавшимся поворотом империалистической буржуазии к реакции. Нормы права при этом призваны также регулировать отношения между властвующим и подвластным, где обязательно властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение и деятельность.

57

Психологическая теория права была разработана российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким в начале xx в. Суть ее изложена в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе приверженцев, последователей этой теории: А. Росс, Г. Гурвич, М.А. Рейснер. Психологическая теория оказала большое влияние на развитие правовых исследований, в том числе на современную американскую теорию права. Л.И. Петражицкий направил свое внимание на психологическую сторону формирования правового поведения, вынося его даже за рамки интеллектуальной стороны. Он считал, что особенная природа явлений права находится в сфере эмоционального, в области переживаний, но никак не в области разума. Данное право он назвал интуитивным, отличая его от права позитивного. К последнему он относил нормы, веления, запреты, которые были направлены к лицам, находящимся в подчиненном отношении к праву и правоотношениям. Интуитивное право, по Петражицкому, определяет психологическое отношение адресата к объективному, официальному (позитивному) праву.

Таким образом, можно выделить основные положения психологической теории права, а именно:

1) психологическая теория права, которая различает позитивное право, официально действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право;

2) позитивное право – действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права;

3) интуитивное право, с которым человек в своих отношениях с другими людьми сталкивается на каждом шагу. Среди различных психологических состояний людей на первый план выдвигаются эмоции – импульсивные переживания, побуждающие человека совершать определенные действия.

58Нормативистская теория права– теория,

которая была создана в начале XX в.

Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».

Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев и др.

В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распространенными из них являются:

1) естественно‑правовая теория;

2) историческая школа права;

3) психологическая теория права;

4) социологическая теория права;

5) нормативистская школа права.

Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале xx в.

Основные положения:

1) весь мир делится на реальную общественную жизнь, «мир сущего»;

2) и на не связанное с ним право, «мир должного», которое представляет собой пирамиду, в основании которой расположены индивидуальные акты, а на вершине – «основная норма».

Главными представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева.

К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.

Нормы права представители данной школы определяли как некую совокупность норм, как что‑то замкнутое само в себе. Они также пытаются объяснять их не общественно‑производственными отношениями и не сложившимися международными условиями, а лишь исходя из самих по себе норм.

 

Государство нормативисты рассматривают как «единство внутреннего смысла правовых положений», а также как проявление полной «социальной солидарности». Они подвергают критике то положение, что право является проявлением воли господствующих в обществе классов, не признают того, что юридические законы берут основу для своего содержания в определенных экономических, а также производственных условиях, которые доминируют в соответствующем обществе.

Свой подход имеют нормативисты и к методам изучения права. Нормативизм и его сторонники считают право областью чистого долженствования и в результате полагают его независимым от того, как применяются и применяются ли вообще его предписания в существующем мире. Поэтому нормативисты утверждают, что к праву совершенно нельзя применять такой метод, которым изучают явления реальной действительности. Таким образом, метод, который пропагандирует Кельзен и его сторонники, является не чем иным, как традиционным юридическим методом догматиков. Основное его отличие в том, что он «обоснованный» философской аргументацией, которая была заимствована нормативистами у неокантианцев, а также у других современных философских течений (в частности, у махистов).

По мнению теоретика нормативистской школы Кельзена, наука, изучающая право, обязана быть чем‑то вроде алгебры права или логики права, а именно системой отвлеченных формул.

Современные сторонники нормативистской школы также поддерживают концепцию о примате международного права над внутригосударственным и идею о возможности создания «мирового государства» и «мирового правительства».

59

Марксистско-ленинская теория государства и права для характеристики особенностей государств различных эпох выработала, категорию исторический тип государства. Истории развития обществ, в которых существовало государство, известно несколько базисов: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. [1]

Марксистско-ленинская теория государства и права. [2]

Марксистско-ленинская теория государства и права представляет собой такую политико-юридическую науку, которая тесно связана, с одной стороны, с философией диалектического и исторического материализма, политической экономией и научным социализмом, с другой — с различными отраслевыми и прикладными юридическими науками. Она находится в контакте также с естествознанием и техническими науками. [3]

Марксистско-ленинская теория государства и права, как и всякая наука, имеет общие и специфические методы исследования своего предмета. Главный — это метод материалистической диалектики в его преломлении к исследованию государства и права. [4]

Марксистско-ленинская теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний об основных закономерностях государства и права, их сущности, назначении и развитии в классовом обществе. [5]

Понятие марксистско-ленинской теории государства и права. Государство и право — это особые, тесно свя-занные между собой общественные явления. Государством называется организация политического властвования экономически господствующего класса ( трудящихся во главе с рабочим классом — в социали-стическом обществе); / правом — системajpjhnjx правил поведения ( норм), выражающих ШсудаЕНЛвенную волкГ господствующего класса ( трудящихся во главе с рабо-чим классом — в социалистическом обществе) и являю-щихся классовым регулятором общественных отношений. ТТомощи ко — торой люди позТганл ил СЗ Цность, назначение в жизни общества, вырабатывают практические рекомендации по совершенствованию органов государственной власти и юридических норм, обеспечивают правовое обучение. [6]

Вопросы марксистско-ленинской теории государства и права связаны в современных условиях с острой идеологической борьбой. Продолжается принципиальная борьба с буржуазной идеологией. КПСС и другим коммунистическим партиям приходится вести значительную работу по защите марксистско-ленинских взглядов на государство и право, по разоблачению реакционной сущности буржуазных теорий, а также извращений марксистско-ленинской теории со стороны правых и левых оппортунистов. [7]

Значение марксистско-ленинской теории государства и права. [8]

Предмет марксистско-ленинской теории государства и права — это прежде всего и главным образом общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как таковых и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права каждого в отдельности взятого классового ( чаще употребляется термин исторического) типа. Теория государства и права раскрывает конкретно-исторические условия, в рамках которых проявляются эти общие и специфические закономерности. Она в полную меру руководствуется теми знаниями объективных всеобщих, общих и специфических законов природы и общества, особенно классового общества, которыми ее вооружают составные части марксизма-ленинизма. [9]

Развитие марксистско-ленинской теории государства и права в современный период происходит на основе опыта революционной борьбы. Это развитие отражает происходящие в мире изменения: углубление общего кризиса капитализма, появление новых социалистических государств, успехи социалистического и коммунистического строительства в СССР и социалистического строительства в других социалистических странах, крушение колониальной системы и возникновение новых национально-демократических государств. [10]

Овладение марксистско-ленинской теорией государства и права включает в себя выработку уменья разбираться в ее системе, ставить и решать научные и практические вопросы государственно-правового характера. [11]

Таким образом, марксистско-ленинская теория государства и права, будучи обобщающей теоретической наукой, выполняет и немаловажные практические задачи, является активной силой в жизни общества. [12]

На современном уровне марксистско-ленинская теория государства и права опирается на главное в жизни народа, в деятельности его государственных и общественных организаций. Это главное состоит в том, что, с одной стороны, созданы и успешно функционируют развитое социалистическое общество и соответствующие ему общенародное государство и общенародное право, с другой стороны, поставлены и решаются задачи дальнейшего коммунистического строительства. [13]

Тгп ответы на билеты — Стр 2

Главное место в марксистско-ленинской теории государства и права занимает учение о государственности социалистического общества и правовом регулировании социалистических общественных отношений. Социалистическое государство — исторически высший тип государства, принципиальные особенности которого заключаются в том, что оно направлено против частной собственности и эксплуатации, активно содействует становлению, упрочению и развитию социалистических производственных отношений, их преобразованию в коммунистические, призвано обеспечить полновластие трудящихся и развертывание социалистической демократии, достижение социального равенства, свободы и справедливости, коммунистического принципа от каждого по способности, каждому — по потребности. Советская власть возникла не многим более 60 лет тому назад в результате победоносной социалистической революции в России — это первое в мире упрочившееся государство социалистического типа, его прообразом была Парижская коммуна, просуществовавшая 72 дня. Опыт существования Советского социалистического государства имеет для трудящихся всех стран огромное значение, Октябрь открыл новую эпоху в жизни человечества. [14]

Исторические условия возникновения марксистско-ленинской теории государства и права. Коренные, принципиальные основы этой науки входят в марксизм-ленинизм — передовое, революционное учение современной эпохи. Поэтому исторические условия возникновения диалектико-материалистической теории государства и права те же, что и исторические условия возникновения марксизма-ленинизма в целом.