Предмет, задачи и принципы психологии

  1. Предмет, задачи и принципы психологии

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Психология изучает возникновение и развитие психики; нейрофизиологические основы психической деятельности; сознание человека как высшую форму психики; закономерности перехода внешнего во внутреннее; обусловленность психики человека социально-историческими факторами; закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека; единство биологических и социальных факторов в психической саморегуляции человека; структуру психики человека; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов, индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности. Основами общепсихологических знаний должен овладеть каждый образованный человек.

Познать себя не менее важно, чем познавать различные сферы окружающей действительности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя». Практическая потребность применения психологических знаний в различных областях человеческой деятельности вызвала интенсивное развитие наряду с общей психологией и ее прикладных отраслей: педагогической, медицинской, юридической, инженерной, авиационной, космической, психологии искусства, труда, военного дела, спорта, менеджмента, маркетинга и др. Но изучение прикладных отраслей психологии, возможно только на базе общепсихологических знаний. Психологические знания нужны везде, где возникает необходимость научной организации труда и эффективного использования ресурсов человеческой психики. Основные методологические принципы психологии: 1) признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью; 2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии; 3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; 4) изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечныйрезультат.Так развиваются воля, обостряется ... не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность двухвазной сначала ид т процесс подготовления 1фаза , затем процесс ...

  1. Методы психологии

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Основные методы:

Наблюдение.Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент.В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тесткратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные
  2. Эмпирические
  3. Методы по сбору обработки данных
  4. Интрепретационные методы.

Организационные методы включают в себя:

  • Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
  • Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет)
  • Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
  • Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
  • Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
  • Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
  • Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)

По способу обработки данных:

  • Методы качественного описания
  • Методы математико-статистического анализа данных

Интерпретационные методы:

  • Фило- и онтогенетический
  • Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)
  1. Взаимосвязь психологии с общественными науками. Основные разделы психологии как науки

Занимая важное место в системе наук о человеке, психология тесно взаимосвязана с другими науками. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии. Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики. Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества. Hе менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека. Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний. Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не ... учебный материал; академические (способности в соответствующей области науки - в математике, литературе и т.д.); речевые ...

Разде́л психоло́гии— частьпсихологии, которая занимается изучением чётко ограниченной части предмета этой науки.

Ниже перечислены различные разделыпсихологии:

  • Общая психология — отрасль психологической науки, которая изучает психику человека, его общие закономерности, разрабатывает систему психологических знаний, выявляет ее логический центр, выясняет методологические основы психологической дисциплины, соответственно толкует психологические феномены.

Психология личности — область науки, которая изучает закономерности формирования человека как субъекта жизнетворчества; механизмы, формы и методы интегрирования всех психических процессов, состояний, свойств индивида в системное качество, которое опосредствует его взаимодействие с социумом через предметную деятельность, социально-значимые отношения, процесс социализации.

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая специфические свойства индивида, личности, гражданина, его психики в процессе смены возрастных стадий развития.

Акмеологии — отрасль психологической науки, возникшей на перекрестке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Она изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени зрелости, особенно за достижение ею высокого уровня в этом развитии.

Геронтопсихология — отрасль психологической науки, которая изучает явления и процессы, связанные со старением организма, свойственными ему инволюционным тенденциями (притупление отдельных психических функций, затуханием отдельных процессов, спадом активности человека).

Предметом геронтопсихологии является выяснение психологических аспектов старости и психологической подготовки личности к ней. Психология творчества (самотворчости) — область науки, изучающая одаренность, креактивнисть или творческую деятельность как базовые характеристики личности и процесс продуцирования творческого результата. Творчество — это открытие себя, самовыражение собственного «Я», самореализация. Предметом психологии творчества как науки является творческая деятельность в контексте культуры, тенденции формирования национально-культурной элиты, творчество как форма диалога культурных традиций.

Дифференциальная психология — это отрасль психологии, изучающей психические различия между отдельными лицами и группами, в частности виды и проявления этих различий, их количественные характеристики, причины и последствия.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... ог к морально-психологические качества личности. Но все области психологических знаний требуют знаний общей психологии, которая изучает методологические вопросы психологии, природу психологических явлений, закономерности ... необходимо говорить о множестве психологических наук. В настоящее время, психологии говорят о том, что психологическая наука является единой наукой с собственным особым предметом ...

Психофизиология — область науки, изучающая закономерности соотношения психического и физиологического для установления психофизиологических закономерностей и механизмов жизнедеятельности, развития, обучения и труда человека.

История психологии — область психологических знаний, изучающая развитие психики и знаний о ней в историческом и логическом аспектах с акцентом на первом из них. Она показывает историческое становление психологических знаний, видшуковуючы связь с духовной и материальной культурой народов мира, определяет приоритетные направления исследований в связи с «духом времени».

Историческая психология — психологические особенности становления познания, мировосприятия личности, усвоения людьми обычаев и ритуалов в разные эпохи (В. Вундт); специфика этнических стереотипов в условиях монокультуры отдельных регионов; закономерности социогенез высших психических функций в их общем историческом развитии; специфика построения сознания в различных общественно-экономических формациях.

Этнопсихология — междисциплинарная область знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов, механизмы групповой психологии внутри этнических сообществ, а также в отношениях между ними (народности, нации).

Психология культуры — область науки, которая изучает механизмы процессов психического отражения и создания человеком культурных ценностей, особенностей проявления и формирования личностных качеств человека в процессе инкультурации и имеет целью рассмотреть культуру с позиции субъекта культуротворческим деятельности, его потребностей, ценностей, родовых отличий.

Социальная психология — область психологии, изучающий закономерности поведения и деятельности людей в условиях их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Психология труда — область науки, изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ).

Экономическая психология — область психологии, изучающий психологические явления, связанные с производственными отношениями людей. Возникла она на перекрестке социальной психологии, психологии управления, психологии труда с экономической наукой.

Политическая психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности усвоения норм демократического общества, стимуляции активного отношения к своим политическим и гражданских прав, участия в развитии культуры законодательной деятельности.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... только физика; она считалась образцом науки. Психология же исходя из специфики психологического знания не отвечала этим требованиям. В началеXIXв. возникает наука психофизика, которая изучает влияние на психические процессы внешних ...

Психология религии — отрасль психологической науки, которая изучает религию как психологический и социально-культурный феномен, механизм процессов создания религиозных ценностей, социально-психологические условия формирования религиозных представлений, мировосприятия, миропонимания.

Юридическая психология — отрасль психологической науки, изучающая психологию государственно-правовых явлений как целостность, в которой органично сочетается психологическое и юридическое и выделяются юридическая и психологическая подсистемы, которые находятся в движении, развитии и неразрывной связи.

Психология управления — отрасль науки, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности, психологические основы подбора и обучения управленческих кадров.

Психология научного творчества — область психологии человеческой деятельности, изучающая научной деятельности с целью повышения ее эффективности.

Педагогическая психология — изучает психологические закономерности воспитательного и учебного процессов, становление и развитие индивидуальности, личности и гражданина в педагогическом процессе.

Психология одаренности — это анализ ресурсов личности, ее креативного потенциала.

Медицинская психология (патопсихология, психотерапия, психогигиена) изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного на разных этапах течения патологического процесса, психологические факторы этиологии и патогенеза болезни; клинические, реабилитационные, профилактические аспекты, связанные с психологией лечебных воздействий.

Психология аномального развития — отрасль психологии, изучающая психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабовидящих, слепые), недоразвитостью языка при сохранении слуха (алаликы, афазикы).

Радиоэкологическая психология — область науки, изучающая влияние радиоэкологического загрязнения и особенностей социетальной психики в загрязненных регионах на восприятие индивидом «Я — образа», его физического, психического, социального и духовного компонентов, а также влияние изменений в окружающей среде на проектирование человеком будущего жизненного пути .

Психология деятельности в особых условиях — область науки, изучающая психологические закономерности поведения людей в организационных и антропотехничних системах в условиях повышенной ответственности за человеческие жизни и сохранение техники специального назначения.

Психология спорта — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности психической деятельности индивидов и групп в условиях спортивной деятельности (тренировки, соревнования, восстановление).

Психология социальной работы — область науки, изучающая психологические особенности профессиональной деятельности, которая заключается в помощи отдельным лицам, группам или сообществам и направлена на развитие или восстановление способности к социальному функционирования, а также на создание должным социальных условий, которые способствовали достижению ими (т.е. лицами , группами, сообществами) своих целей.

Консультативная психология — это раздел знаний, содержащая систематическое описание процесса оказания психологической помощи населению, организациям, учреждениям, отдельным людям.

18 стр., 8822 слов

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс)

... выполнения тестов) Предмет психологии: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека) психологические черты личности (направленность ... души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в ...

Психодиагностика и прогнозирование — это отрасль психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей человека.

Психологическая реабилитация — это система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, подверглись психической травмы в результате рижской изменения социальных отношений, условий жизни и т.п.

Психофармакология — отрасль психологии, сложившейся на перекрестке фармакологии, медицинской психологии, патопсихологии и нейрофизиологии. Задача фармакологии — разработка и производство эффективных лекарственных средств для лечения нервопсихичних расстройств, галлюцинаций, психомоторного возбуждения, нарушений памяти, депрессии и т.д.

Итак, корни этого дерева — философские проблемы психологии с такими разветвлениями, как теория отражения, рефлекторная теория психики, учение о принципах психологии, ее методология.

Основу системы психологической науки составляют история психологии и общая психология. Каждая психологическая теория или психологический эксперимент всегда основываются на определенной философской концепции человека, общественно-политической идеологии или нравственной системе, которые в психологических построениях находят свою конкретизацию и обогащения.

  1. Психологические воззрения Античности и Средневековья

Идеи Платона о психике, ее функциях и этапах развития были переосмыслены в концепции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологии. Душа по Аристотелюэто не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Душа и тело вообще неотделимы друг от друга, как материя, из чего сделана вещь, и форма этой вещи. Душа – это словно форма отпечатка на воске, который неотделим от самого воска. Аристотель определяет душу и как сущность живого тела.

Одним из самых замечательных мыслителей древнего мира является Сократ (470-399 до н. э.).

Было очевидно, что невозможно совместить материалистическое объяснение души с такими явлениями, как способность человека мыслить в абстрактных понятиях, как его стремление к возвышенным целям, принятие решений в соответствии с голосом совести. Но ведь эти способности существуют реально. На них и сосредоточил свое внимание Сократ, понимая под душой, прежде всего, психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникло новое направление понимания души – идеалистическое. Одним из важнейших положений Сократабыла идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Т.о., он впервые связал мыслительный процесс со словом.

7 стр., 3250 слов

Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм

... Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальт-психология (См. Гештальтпсихология)) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. ... — духовного и материального. Основным признаком материальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психические явления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, ...

Взгляды первых греческих психологов были проанализированы и систематизированы в учении Демокрита (5-4 вв. до н.э.)Демокрит разработал атомистическую модель мира, воплотившую в себе принцип причинности(детерминизма).

В беспредельном пространстве движутся по неизменным законам неделимые и непроницаемые частицы, среди которых наиболее подвижными являются легкие и шарообразные атомы огня, образующие душу. Душа, таким образом, лишь одна из разновидностей вещества среди других. Физический закон применим и к телу, и к душе, которая тоже является единой и телесной. Демокрит отвергает бессмертие души. Для души и для космоса он признал не сам по себе закон, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений, но все они – неотвратимый результат соударения атомов. Случайными кажутся события, причину которых мы не знаем. Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а потому данная теория познания называется теорией истечений. В познании существует два уровня — ощущение и мышление, которые развиваются параллельно. Мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но путем размышлений мы приходим к выводу об их существовании. Успехи, достигнутые Демокритом в понимании души, были огромны. Материалистическое направление, к которому также можно отнести Анаксагора и Гераклита, разрушало мифологические воззрения на действительность. Человек выступал как частица мира, построенного из огня, воды, или воздуха или из демокритовских атомов.

  1. Формирование психологических концепций в 17-18 веках

Новая эпоха как в философской, так и психологической мысли начинается с развитием в XVII в. материалистического естествознания.

Особое место в истории психологии принадлежит среди них Р. Декарту, идеи которого оказали особенно большое влияние на ее дальнейшие судьбы. От Декарта ведут свое начало важнейшие тенденции, раскрывающиеся в дальнейшем развитии психологии. Декарт вводит одновременно два понятия: понятие рефлекса — с одной стороны, современное интроспективное понятие сознания — с другой. Каждое из этих понятий отражает одну из вступающих затем в антагонизм тенденций, которые сочетаются в системе Декарта.

Один из основоположников механистического естествознания, объясняющий всю природу движением протяженных тел под воздействием внешнего механистического толчка, Декарт стремится распространить этот же механический идеал на объяснение жизни организма. В этих целях он вводит в науку понятие рефлекса, которому суждено было сыграть такую большую роль в современной физиологии нервной деятельности. Исходя из этих же тенденций, подходит Декарт к изучению аффектов— явлений, которые он считает непосредственно связанными с телесными воздействиями. Так же как затемБ. Спиноза, который с несколько иных философских позиций тоже подошел к этой излюбленной философско-психологической проблеме XVII в., посвятив ей значительную часть своей «Этики», Декарт стремится подойти к изучению страстей, отбрасывая религиозно-моральные представления и предрассудки, — так, как подходят к изучению материальных природных явлений или геометрических тел. Этим Декарт закладывает основы механистического натуралистического направления в психологии.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с ... всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид». Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью ...

Но вместе с тем Декарт резко противопоставляет в заостренном дуализме душу и тело. Он признает существование двух различных субстанций: материя — субстанция протяженная (и не мыслящая) и душа — субстанция мыслящая (и не протяженная).

Они определяются разнородными атрибутами и противостоят друг другу как независимые субстанции. Этот разрыв души и тела, психического и физического, становится в дальнейшем камнем преткновения и сложнейшей проблемой философской мысли. Центральное место займет эта психофизическая проблема у Б. Спинозы, который попытается снова объединить мышление и протяжение как два атрибута единой субстанции, признав соответствие «порядка и связи идей» — «порядку и связи вещей», а душу идеей тела.

Заостренный у Р. Декарта дуализм — раздвоение и отрыв духовного и материального, психического и физического, который Спиноза пытается преодолеть, приводит к борьбе мировоззрений, разгорающейся после Декарта, к созданию ярко выраженных систем механистического материализма или натурализма, с одной стороны, субъективизма, идеализма или спиритуализма — с другой. Материалисты (начиная с Т. Гоббса)попытаются свести психическое к физическому, духовное к материальному; идеалисты (особенно ярко и заостренно уДж. Беркли) материальное — к духовному, физическое — к психическому.

Но еще существеннее для психологии, чем заложенное в системе Декарта дуалистическое противопоставление души и тела, психического и физического, та новая трактовка, которую получает у Декарта самое понимание душевных явлений. У Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии последующих столетий. Оно коренным образом отличается от понятия «душа» (псюхе) у Аристотеля. Из общего принципа жизни, каким оно было у Аристотеля, душа, дух превращается в специальный принцип сознания. В душе совершается раздвоение жизни, переживания и познания, мысли, сознания. Декарт не употребляет термина «сознание»; он говорит о мышлении, но определяет его как «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой».* Другими словами, Декарт вводит принцип интроспекции, самоотражения сознания в себе самом. Он закладывает, таким образом, основы интроспективного понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира, которое отражает не внешнее бытие, а самого себя.

Выделив понятие сознания из более широкого понятия психического и совершив этим дело первостепенного значения для истории философской и психологической мысли, Декарт с самого начала придал этому понятию содержание, которое сделало его узловым пунктом философского кризиса психологии в XX в. Механистическая натуралистическая трактовка человеческого поведения и элементарных психофизических процессов сочетается у Декарта с идеалистической, спиритуалистической трактовкой высших проявлений духовной жизни.В дальнейшем эти две линии, которые у Декарта исходят из общего источника, естественно и неизбежно начинают все больше расходиться.

9 стр., 4488 слов

Тема 1. Психология мышления 2

.. Но и самих матросов тоже нет: корабль надо было когда-то придумать, решить задачу “как проплыть через море-океан, нсли ты не рыба-кит”. Машин и мотоциклов тоже кот наплакал: как ни крути, придумать колесо - крутая заморочка, потому как в природе колеса не предусмотрено... Вы можете придумать что-нибудь такое, чего нет в природе? А с чего они должны были колесо придумывать?... Ну, как вам такой ...

Идеалистические тенденции Декартаполучают дальнейшее свое развитие уН. Мальбраншаи особенно уГ.Лейбница. Представление о замкнутом в себе внутреннем мире сознания превращается у Лейбница в общий принцип бытия: все сущее в его монадологии мыслится по образу и подобию такого замкнутого внутреннего мира, каким оказалось у Декарта сознание. Вместе с тем в объяснении душевных явлений, как и в объяснении явлений природы, Лейбниц самым существенным образом расходится с Декартом в одном для него центральном пункте: для Декарта все в природе сводится к протяженности, основное для Лейбница — это сила; Декарт ищет объяснения явлений природы в положениях геометрии, Лейбниц — в законах динамики. Для Декарта всякое движение — результат внешнего толчка; из его системы выпала всякая внутренняя активность; для Лейбница она — основное. С этим связаны недостаточно еще осознанные и освоенные основные его идеи в области психологии. В центре его психологической системы — понятие апперцепции. Он оказал в дальнейшем существенное влияние наИ. Канта, И. Ф. Гербарта и В. Вундта. У Г. Лейбница же в его «бесконечно малых» перцепциях, существующих помимо сознания и рефлексии, впервые намечается понятие бессознательного.

Интуитивно- или интроспективно-умозрительный метод, который вводится Декартом для познания духовных явлений, и идеалистически-рационалистическое содержание его учения получает дальнейшее, опосредованное Лейбницем, но лишенное оригинальности его идей, продолжение в абстрактной рационалистической системе X. Вольфа («Psychologia empirica», 1732, и особенно «Psychologia rationalise, 1740).

Продолжение идеи Вольфа, дополненное эмпирическими наблюдениями над строением внутреннего мира, получает свое выражение в сугубо абстрактной и научно в общем бесплодной немецкой «психологии способностей» (И. Н. Тетенс); единственное ее нововведение, оказавшее влияние на дальнейшую психологию, это трехчленное деление психических явлений на разум, волю и чувство.

  1. Развитие психологии в 19 веке

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ— школа психотерапии, первоначально основанная на работахЗигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школыЗигмунда Фрейдаразвивали такжеАльфред АдлериКарл Густав Юнг.

Немного_ответов_психология — Стр 2

В СШАактивно развиваетсябихевиоризм— основаннаяДж. Уотсономшкола психологии, базирующаяся на работахИ. П. ПавловаиЭ. Торндайкао научении. Бихевиористы следовалипозитивистскомутребованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германииразвиваетсягештальтпсихология(М. Вертгеймер,К.Коффка,В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая войнастимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь —психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываютсятестыинтеллекта(А. Бине,Р.Йеркс).

  1. Зарубежные психологические школы 20 века

Структурализм

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э. Титченер (1867-1927).

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов — ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции.

Каждый из элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности).

Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600).

Для того чтобы выделить и описать исходные элементы структуры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания, так как под сознанием, согласно его мысли, следует понимать совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Он подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определениемэкзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии).

Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр — Академия, 2004. С.196

Сознание имеет собственную структуру и содержание, скрытое за протекающими в нем явлениями, подобно тому как от обычного восприятия действительности скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима специальная тренировка испытуемых, поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле), вызвавшем ощущение, а не о собственных ощущениях. Например, говорят, что видят яблоко, но не предмет определенной формы, цвета или размера. Так как объект почти всегда влияет на процесс восприятия, интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т.е. не смешивает ощущение объекта с объектом ощущения.

Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы организационно обособиться от них, он не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал свою группу «Эксперименталисты», проводившую ежегодные конференции. В дальнейшем он издавал «Журнал экспериментальной психологии». Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр — Академия, 2004. С.19

Вюрцбургская школа

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915).

Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вундта; под его руководством он обучался в Лейпцигском университете, а позднее писал докторскую диссертацию, которую защитил в 1887 г. Вундту же он посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893).

После окончания университета он работал у Вундта ассистентом, затем экстраординарным профессором. В 1894 г., получив приглашение от университета Вюрцбурга, он переехал в этот город и в 1896 г. создал там психологическую лабораторию.

В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично совершенствовал интроспективный метод. Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику, т. е. комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов — ощущений и представлений.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, во-первых, что наряду с сенсорным «материалом» в «ткань» психологической жизни человека включены элементы, несводимые к ощущениям, во-вторых, что эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью и, наконец, в-третьих, что неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр — Академия, 2004, С. 199.

Работа Кюльпе над модификацией метода интроспекции привела к его преобразованию в метод «систематической экспериментальной интроспекции». Решая интеллектуальную задачу (например, устанавливая логическую связь между понятиями), испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения. Этот самоотчет назывался систематическим, поскольку весь процесс точно разделялся на временные отрезки и повторялся множество раз с целью коррекции описания. Было установлено, что мысль, с психологической точки зрения, можно охарактеризовать не только негативно (как качественно отличную от сенсорных данных), но и позитивно, как оперирующую значениями. Тем самым решительно изменилось прежнее представление о содержании сознания, в состав которого вводились новые феномены — умственные образы.

Эти выводы направили Кюльпе на разработку собственной программы лабораторных исследований сознания, которую успешно реализовали его ученики. Кюльпе делился своими замыслами и гипотезами с молодыми психологами, был испытуемым в их экспериментальных занятиях. Его мягкий характер и доброжелательная критика способствовали созданию в небольшом коллективе творческой атмосферы, благодаря которой этот коллектив оказался гораздо более эффективным генератором новых идей, чем десятки других лабораторий в различных странах. В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу. Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так же как и работы Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. Методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления.

В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать волевой акт. На основе полученных результатов он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата.

В экспериментах К. Бюлера испытуемому уже предлагались логические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.

В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской школе, было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр — Академия, 2004. С. 202.

Функционализм

У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля, а также ее интерпретации средневековыми католическими теологами, разработавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе «Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, подвергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая «ткань» внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин «интенция». Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.

Интенция — не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово «представление», понимая под ним восстановление в памяти отпечатков виденного или слышанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.

В. Джеймс (1842-1910) занимался многими проблемами — от изучения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джеймсу принадлежит идея о «потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джеймс подчёркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется и, перефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды. Функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие «функция» в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение — все это оставалось загадочным. Морозов А.В. История психологии: Уч пособие для вузов — 2изд. — М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2005. С.150.

В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.

структурализм функционализм бихевиоризм вюрцбургская психология

Бихевиоризм

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949).

Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ, «коннексия» — связь).

Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Термины Торндайк употреблял традиционные — «интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием они наполнялись новым. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990, С.201.

Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958).

Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.

Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему).

В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов. Отвергнув подобную точку зрения, русские исследователи вышли на новаторский путь изучения взаимоотношений целостного организма со средой, опираясь на объективные методы, сам же организм трактуя в единстве его внешних (в том числе двигательных) и внутренних (в том числе субъективных) проявлений. Этот подход намечал перспективу для раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом «предсказание и управление». Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр — Академия, 2004.С 301.

Психоанализ (глубинная психология)

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов. Второе название — глубинная психология — это направление получило по своему предмету исследования, так как концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- С.200.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры — не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Ждан А. Н. История психологии: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990, С.265

Аналитическая психология

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказало решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость позиций, и стремлений между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им так и не удалось. Эти разногласия были связаны, прежде всего, с разным подходом к анализу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Индивидуальная психология.

А. Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Константинов В. В. История психологии: учебное пособие. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007, — С.100.

  1. Развитие психологических знаний в России

XVIII век в России стал веком зарождения психологической науки. Психология не являлась в этот период еще предметом специального изучения, она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины — физиологии. Однако, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России шло не только в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

Отдельные прогрессивные идеи российских ученых и философов сформировали достаточно целостные концепции, которые подготовили почву для дальнейшего развития материалистических и демократических традиций в психологии в XIX веке, и нашли свое отражение в трудах последователей.

Таким образом, перечисленные выше открытия исследователей-естествоиспытателей в области рефлекторной теории, учений об органах чувств и головном мозге закладывали основы новых естественно-научных открытий, которые и сыграли определяющую роль в обособлении психологии от философии и преобразовании ее в самостоятельную область научного знания на рубеже XIX века.

Подводя итог исследованию и анализу развития отечественной психологии на рубеже XIX-XX вв. мы видим, что в этот период в российской науке, появляется несколько направлений, которые предлагают собственную концепцию построения психологии. Это, прежде всего, экспериментальная психология, которая стремилась разработать объективные методы изучения мышления, эмоций, индивидуальных различий, воли и внимания. Исследователи, каждый по-своему, соединяли лабораторный эксперимент с достижениями психофизиологии и философии, достигая значительных результатов.

Говоря о значении теории психологизма, необходимо отметить, что она поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного начала в человеке, которое проявляется в нравственности и творчестве.

Процесс становления личности, ее самосознания и самоопределения был также в центре внимания ученых, которые создали оригинальные психологические концепции, ориентированные на взгляды В.Соловьева. Как показывает анализ этих теорий, отечественная психология начала развиваться по-настоящему именно с признания первенства индивидуального, личного, а не сверхличного духа, что и стало ее основным отличием от зарубежной науки. Сверхличность характеризуется тем, что она вырабатывается и формируется коллективными усилиями людей, в недрах социальности, культуры общества. В то же время отечественная психология не отрицала сверхличных элементов в сознании и видела их, прежде всег,о в нравственности, также разрабатываемой не отдельными личностями, но коллективами людей.

Активно развиваясь, отечественная психология сформировала свои самобытные и отличные от западных взгляды, основными из которых являлись:

1) антропоцентризм и рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы;

2) ориентация науки на практическое применение, которая сохранялась в психологических концепциях на протяжении всего XX в.

3) упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций;

4) изучение исторических аспектов этических проблем человека,

Таким образом, логика развития науки, социальная ситуация и особенности самосознания, повлияв на развитие отечественной психологии, определили ее качественное отличие от зарубежной.

Особенности русской психологической мысли периода Просвещения связаны с именами М.В.Ломоносова — родоначальника естественно-научных представлений в русской психологической мысли, А.Н.Радищева — развитие целостных взглядов на природу и жизнь души, а также множества других русских мыслителей XVIII века: Д.С.Аничкова, А.Д.Кантемира, Я.П.Козельского, Н.И.Новикова, Г.С.Сковороды и т.д.

Психология как наука в нашей стране возникла в борьбе за новую Россию, свободную от рабства и барства. Именно этими идеалами вдохновлялись в пред- и послереволюционные годы передовые русские психологи, полагавшие, что наконец-то появился на Земле свободный человек, обучая и воспитывая которого они выполняют великую историческую миссию.

Описанные в данной работе теории дают возможность выделить несколько основных свойств, характерных для большинства отечественных психологических концепций.

К этим свойствам относятся антропологизм российской науки, ее стремление все исторические и социальные изменения рассматривать с точки зрения человека, его практической пользы. Отсюда ориентация научного знания на практику, на реальную пользу, а также преобладание нравственных, этических проблем в российской психологии. При этом отечественные исследователи стремились не только к решению этических вопросов, но и к изучению их истории, динамики развития.

В отличие от европейской психологии, в которой сверхличным объединяющим началом было признано мышление, рациональное в душе человека, отечественная психология, не отрицая сверхличных элементов сознания, видела их, прежде всего, в нравственности, также разрабатываемой не отдельными личностями, а целыми народами, нациями.

Чем ответственнее роль науки в судьбе человечества, тем важнее осмыслить ее природу, ее возможности, ее закономерности.

История является тем великим полигоном, где на протяжении столетий проходят испытание познавательные возможности человека, той единственной лабораторией, где могут быть постигнуты возможности науки, ее сильные и слабые стороны. Чем более длительный период мы берем, тем отчетливее (как и в жизни и истории отдельной личности) выступают возможности науки в неповторимом потоке событий. За их изменчивым покровом начинают просвечивать из века в век действующие механизмы развития, и все более вразумительным становится ответ на вопрос о том, на что способна наука. В данном случае — наука о психике, как самом сложном явлении в известной нам Вселенной.

Развитие психологических знаний в XVIII-XIX вв. стимулировались открытиями в области физиологии, которая руководствовалась «анатомическим началом». Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Вновь были открыты различия между чувствительными и двигательными волокнами периферической нервной системы, описана рефлекторная дуга.

Немного_ответов_психология — Стр 3

Позже был сформулирован закон «специфической энергии органов чувств», согласно которому никакой другой энергией, кроме известной в физике, нервная ткань не обладает.

Прежде чем были найдены объективные методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с открытием закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами — ощущениями. Это сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку.

В конце XIX века общественные запросы стимулировали появление и быстрое распространение психологических лабораторий соответственно интересу к тем методам и проблемам, которые представлялись перспективными с точки зрения практики.

Первая лаборатория экспериментальной психологии в России создана в 1885 году В.М.Бехтеревым. В начале XX века стремительно развиваются диагностические методы, используемые, прежде всего, как средства тестирования умственных способностей, зарождается тестологическое движение.

Перед нами прошли стадии развития в научном познании психологической мысли в России. В их смене есть определенная логика и закономерность. Древо познания ветвится по своим законам, постичь которые можно, лишь обратившись к его истории, преобразования и гибели конкретных воззрений на психические формы жизни. Проникновение в тайны истории делает возможным вероятный прогноз ее дальнейшей эволюции.

Таким образом, можно прийти к выводу, что психология в России на рубеже XIX века представляла собой интенсивно развивающуюся область научного знания, о чем свидетельствовали:

— завершение ее оформления в самостоятельную научную дисциплину;

— организационное укрепление;

— формирование развернутой научной структуры психологического знания, представленной разными направлениями и уровнями его развития;

— возрастание авторитета психологии в научном сообществе и усиление ее влияния на все аспекты культурной жизни русского общества.

Разумеется, на фоне столь позитивной картины проявлялись и серьезные трудности, являвшиеся оборотной стороной достижений и успехов психологии в России XX столетия.

Интенсивное развертывание разных подходов к исследованию человека (альтернативных по своим методолого-теоретическим основаниям) выступало как проявление естественной и нормальной тенденции в развитии познания столь сложного и многогранного предмета, каким является психическая реальность. Это позволяло по-разному, на основе реализации различных стратегий исследования, и достаточно полно, с охватом разных сторон и аспектов, исследовать психические явления, создавало благоприятную почву для научных дискуссий.

Но в то же время столь разноплановые и методологически несовместимые течения затрудняли объединение и сопоставление накапливаемой в них психологической фактологии, делали практически невозможным создание единой психологической теории.

Это осознавалось многими известными российскими психологами конца XIX — начала XX вв. и стимулировало их к поиску путей преодоления указанных трудностей.