1. Основные понятия и их содержание

Специфика гендерной социализации в разных возрастах.

План ответа

1.1. Пол и гендер

1.2. Гендерная социализация, как частный случай социализации личности.

1.2.2 Стадии социализации.

1.2.3.гендерная социализации в социальной психологии

1.2.4.Гендерные роли

2.Гендерная социализация в детском возрасте.

Теории усвоения гендерной роли.

2.1 Традиционная психоаналитическая концепция (теория идентификации);

2.2 Теория социального научения (теория половой типизации);

2.3 Теория когнитивного развития (теория самокатегоризации).

2.4 Теории социальных ролей.

2.5 Современные западные теории: теория «новой психологии пола»;

3. Гендерная социализация в зрелом и пожилом возрасте.

3.1 Психология гендерных различий.

3.2. Функции гендерных стереотипов.

  1. Основные понятия и их содержание.
    1. Пол и гендер

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender).

пол исп. для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Позже — биол. Сходств больше, ч ем различий => возникло понятия

Гендер — формы поведения и паттерны деятельности, считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры.

1.2. 1. Гендерная социализация, как частный случай социализации личности.

В самом общем смысле, Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

6 стр., 2824 слов

30 Гендерная социализация

30.Специфика гендерной социализации в разных возрастах. Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). пол исп. для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей ... пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик Теории гендерной социализации В большинстве культур дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее их полу ...

1.2.2 Стадии социализации.

Традиционно акцент в изучении социализации ставится на трех стадиях: раннем детстве, отрочестве и юности. Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует не возраст, а трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу), б) стадия обучения (все время обучения в школе).

Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это также период обучения и не может быть в строгом смысле отнесен к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного учебного процесса, а порой и совмещается с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса — характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта — характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т. п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

  1. гендерная социализации в социальной психологии

Гендерная (полоролевая) социализация — частный случай социализации личности — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

11 стр., 5179 слов

Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности.

  Курсовая работа Студентки   Омск 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ   Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Проблема социальных представлений в психологической науке 1.1 Понятие социальных представлений…………………………………4 1.2 Структура и функция социальных представлений…………………. Глава 2. Психологические аспекты полоролевого поведения личности 2.1 Понятие и подходы к изучению полоролевого поведения ...

Также используется термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях.

Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;

б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем.

Выделяются 2 фазы полоролевой социализации:

1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);

2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей).

Основные социализирующие факторы (агенты) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:

а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением;

б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах — семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

9 стр., 4047 слов

Многоликость социальной идентичности:

... приобретения Я-концепции в процессах социализации и интернализации. Типичными моделями социальной идентичности этого типа являются теории развития гендерной идентичности (напр., Skevington & ... социальной идентичности необходимы для разработки всеобъемлющей теории психологических отношений между индивидами и социальными группами, к которым они принадлежат. Для объяснения социального поведения ...

Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты «фемининность — маскулинность», относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве. Так, девочки-спортсменки, занимающиеся мужественными видами спорта, в 7 раз чаще имеют мужскую направленность детских игр, чем не спортсменки, в 15 раз чаще бывают лидерами в компании мальчиков. Эффективным способом полоролевой социализации в целом и преодоления гендерного конфликта в частности является тренинг полоролевой идентичности.

1.4.Гендерные роли

Один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей.

  1. Гендерная социализация в детском возрасте.

2.1 Теории усвоения гендерной роли.

2.1.1.Традиционная психоаналитическая концепция (теория идентификации);

Фокус внимания на раннее детство обусловлен традицией классического психоанализа. Неортодоксальный психоанализ расширяет временные рамки рассмотрения социализации и исследует стадию отрочества и даже юности. Исследователи других школ социальной психологии особый акцент ставят именно на юности, считая эту стадию наиболее интересной и продуктивной в плане социализации.

8 стр., 3913 слов

Роль социальных институтов в межкультурном взаимодействии

... РАБОТА по курсу: «Cоциология» на тему «Роль социальных институтов в межкультурном взаимодействии» Выполнила студентка Кандалинцева Гульнара ... личности проявляется как религиозная идентичность. Религиозное мировоззрение оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики ... Исследуя процесс перевода текста с точки зрения теории межкультурной коммуникации, Донец (2004) приходит к ...

Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания, полагая, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, прежде всего, родителей, место которых он хочет занять

Общим теоретическим осно­ванием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория 3. Фрейда. Согласно классической точке зрения социа­лизация представляет собой процесс обуздания природных инстинк­тов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Э.Эриксон рассматривал гендерн. Социа-цию как прицесс формирования гендерной идентичности

Понятие идентичность впервые детально было представлено Э. Эриксоном (E. Erikson).

С точки зрения Э. Эриксона, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости. В настоящий момент рассматривают социальную и личностную (персональную) идентичность (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.).

Начиная с 80-х годов нашего столетия, в русле теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера гендерная идентичность трактуется как одна из подструктур социальной идентичности личности (выделяют также этническую, профессиональную, гражданскую и т. д. структуры социальной идентичности)

Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.

2.1.2 Теория социального научения (теория половой типизации);

Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения, придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за маскулинное поведение, и осуждают их, когда они ведут себя женственно. Как пишет Уолтер Мишел, «половая типизация — это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила»

6 стр., 2573 слов

Теории поведения личности в конфликте

Кафедра психологии и педагогики С курсом медицинской психологии, психотерапии и ПО   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Педагогики и психология» для специальности_060101 – ___лечебное дело__(__очной_форма обучения) (указать шифр) (указать специальность/направление подготовки с заглавной буквы и форму обучения со строчной буквы) ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 34 ТЕМА: «Стили ...

Теория социального научения, рассматривая механизмы формирования гендерной идентичности, модифицировала основной принцип бихевиоризма — принцип обусловливания. Поскольку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиморфические образцы поведения, затем — выполнять соответствующие правила и, наконец, интегрирует этот опыт в своем образе Я (Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х.).

2.1.3 Теория когнитивного развития (теория самокатегоризации)

Л. Колберг Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.

Формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от общего интеллектуального развития ребенка, и этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать поведение с представлениями о своей гендерной идентичности (Кон И. С.).

18 стр., 8740 слов

Женщины и психология мужчины Женщина и мужчина — 1000 различий

... воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении ... , как психология, где качества сложны для измерения. По словам Хайд, гендерные стереотипы, которыми пропитана западная культура, вредны для общества и всех людей ...

2.1.4 Теории социальных ролей.

В рамках теории социальных ролей гендер также рассматривается в рамках интеракционисского подхода через взаимодействие.

Ролевая концепция сводит гендер к одному из его социально-психологических проявлений — гендерным стереотипам. Гендерные стереотипы действительно существуют. Они эффективны в определении социально обусловленных различий между мужчинами и женщинами, потому что следование стереотипам вознаграждается, а отклонение — наказывается другими людьми.

2.1.5.Современные западные теории: теория «новой психологии пола»;

Представители новой психологии пола считают, что основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

Дж. Стоккард и М. Джонсон опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигают важное утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т. е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания. В качестве одного из доказательств правильности своей теории они приводят данные исследования М. Мид, проведенного ею в Новой Гвинее еще в 1935 г. в трех разных племенах, в двух из которых преобладал феминный либо маскулинный тип воспитания для детей обоего пола, в третьем же племени роли мужчин и женщин были противоположны традиционным европейским ролям. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей и, в частности, их положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от традиционных стандартов феминности или маскулинности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждают, что эти стандарты неявляются идеальной моделью современного мужчины и женщины, например воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью — беспомощной, пассивной и зависимой.

3. Гендерная социализация в зрелом и пожилом возрасте

4.1 Психология гендерных различий.

Большое внимание в исследовании гендерной социализации уделяется исследованиям феминности/маскулинности

Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности — физическое Я.

Фемининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).

Исследования, посвященные Я-концепции и гендерной идентичности взрослых, показывают, что гендерная идентичность — незаконченный результат. В течение жизни она наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, а также от собственной активности личности.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

Пример: эмоциональность.

Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия).

На другом нас интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия).

Как показывают исследования мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям).

Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов).

Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.

Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но они не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация.

Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница).

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.

4.2 Социальное поведение мужчин и женщин и гендерные стереотипы

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «…по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон, «Республика»).

Функции гендерных стереотипов:

1.Функция поддержания гендерной иерархии. Данная функция актуальна, прежде всего, для традиционного общества. Гендерные стереотипы, фиксировали представления об умственной, физической, нравственной немощи женщин и тем самым исключали «слабый пол» из сферы публичной жизни, вели к сосредоточению на домашнем хозяйстве и воспроизводстве. Мужской природе стереотипно предписывалась активность, властность, логичность, т. е. черты, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности общества в политической, военной сфере, руководства и взаимодействия в коллективе. При помощи устойчивых представлений (стереотипов) о свойствах мужской и женской природы, за женщиной закреплялась гендерная роль «домохозяйки» и «матери», за мужчиной — роль «кормильца», «защитника». Таким образом, гендерные стреотипы, по-своему, способствовали поддержанию стабильности, упорядоченности общественной системы.

2.Гендерные стереотипы используются людьми в познавательном процессе. Гендерные стереотипы могут служить образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации (воспитания, усвоения социальных норм).

Гендерная схема — стереотип восприятия человека по принципу пола — исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности.

3.Гендерные стереотипы выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне

Проблематика специфики гендерной социализации в пожилом возрасте изучена плохо, т.к. является молодой областью исследования (каламбур, господа!:)).

5