Культура1

  • В каком веке, согласно данным археологических раскопок и научных ис­следований, был основан Рим: (в Х веке до н.э.)
  • В каком веке, согласно древним преданиям, был основан Рим: (в VIII в. до н.э.)
  • В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? Выберите из перечисленного: (культура)
  • В рамках марксистской теории утверждается, что: (результатом материального производства является материальная культу­ра, которая признается первичной по отношению к культуре духовной)
  • В чем состоит специфика социогуманитарного знания? Выберите из пере­численного ниже: (человек является субъектом и объектом познания)
  • Восстановите историческую последовательность основных этапов разви­тия древнегреческой культуры, расположив их в правильном порядке: (крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический)
  • Все функции культуры носят социальный характер. Из приведенных ниже выберите ту, которая обеспечивает сохранение культурных ценностей и обеспечивает преемственность поколений (накопления и хранения информации)
  • Выберите верную характеристику состояния письменности в гомеровский период: (отсутствие письменности)
  • Выберите жанр, который сформировался у римлян под этрусским влиянием и был широко представлен в пластике III—I вв. до н.э.: (скульптурный портрет)
  • Выберите и укажите антиномии, разрабатывавшиеся в античности софис­тами, стоиками, киниками и эпикурейцами: (противопоставление природы и культуры, противопоставление бога и культуры)
  • Выберите из перечисленных ниже типы человеческого жилища, прообра­зом которых послужил щит, или ветровой заслон, бывший в первобытно­сти одним из первых искусственных жилых сооружений: (шалаш)
  • Выберите из следующего списка имена древнегреческих богов: (Гера, Дионис, Гефест)
  • Выберите из следующего списка имена древнеримских богов (Нептун, Меркурий, Марс, Цецера)
  • Выберите название периода древнегреческой истории, в рамках которого на Балканском полуострове была освоена техника выплавки и термиче­ской обработки железа: (гомеровский)
  • Выберите название периода первобытной истории, в рамках которого появились лук и стрелы, ставшие основным видом оружия вплоть до кон­ца первобытности: (мезолит)
  • Выберите правильное определение понятия «духовная культура»: (совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык)
  • Выберите правильный ответ на вопрос: «Что в древнегреческом театре на­зывалось орхестрой?»: (круглая площадка, на которой выступали хор и актёр)
  • Выберите термин, который употребляется для описания изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве: (динамика культуры)
  • Выберите термин, который употребляется для описания изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве: (динамика культуры)
  • Где первобытный художник располагал реалистические изображения промысловых животных, датируемые поздним палеолитом: (на стенах и потолках пещер)
  • Закончите определение культурологии: «Культурология — это область социогуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития …» (культуры)
  • Из перечисленных ниже выберите типы римских архитектурных сооруже­ний: (базилика, термы, амфитеатр)
  • Из приведенного списка выберите имена трех высших божеств древних этрусков, заимствованных у них римлянами: (Тин, Уни, Мнерва)
  • Из приведенного списка выберите имена трех крупнейших древнегрече­ских трагиков классического периода: (Софокл, Эсхил, Еврипид)
  • Из приведенного списка выберите название того жанра эллинистической литературы, который описывает пастушеские сценки на фоне условного красивого пейзажа: (идиллия)
  • Из приведенного списка выберите ту функцию культуры, которая обеспе­чивает людям возможность приспособиться к меняющимся условиям жизни: (регулятивная)
  • Из приведенного списка выберите функцию древнегреческой богини Деметры: (богиня земледелия и плодородия)
  • Из приведенного списка выберите функцию древнеримской богини Юноны: (царица богов, хранительница брака и супружеской любви)
  • Из приведенных ниже вариантов выберите планировочное решение, харак­терное для этрусских градостроителей и заимствованное у них римлянами: (строительство по единому плану, в основе которого лежат две пересе­кающиеся под прямым углом улицы)
  • Из приведенных ниже форм культурной жизни выберите ту, которая основывается на эмоционально-образном восприятии и творческой деятельности по созданию художественных произведений: (искусство)
  • Из приведенных ниже функций культуры, выберите ту, которая обеспечи­вает людям способность общаться и понимать друг — друга: (коммуникативная)
  • Из приведенных терминов выберите тот, который обозначает греко-римскую древность: (античность)
  • Известно, что греческий театр и драматургия возникли из сельских празднеств, на которых исполнялись песнопения, содержащие элементы диа­лога и театрального действия. Назовите бога, которому посвящались эти празднества. (Дионис)
  • Известный мыслитель К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» вводит понятие «осевое время». Выберите из предложенного временной период, соответствующий этому понятию: (VIII-II в. до н.э.)
  • К какому виду мегалитов относится самое знаменитое «доисторическое» сооружение Европы — Стоунхендж (Англия): (кромлехам)
  • Каждый культурный тип, согласно О. Шпенглеру, самодостаточен, суще­ствует обособленно, замкнуто, изолированно; каждая культура живет соб­ственной, особой жизнью. Продолжите мысль, выбрав из предложенных вариантов: каждая культура (имеет свою собственную судьбу и все этапы развития, которые она про­ходит, не имеют никаких аналогий с другими культурами)
  • Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятия одной из культур элементов дру­гой или в возникновении новых культурных явлений: (аккультурация)
  • Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру: («Закат Европы»)
  • Как назывались племена; создавшие микенскую культуру? (ахейцы)
  • Как называются праздники, которые в Древнем Риме устраивались регу­лярно: (ординарные)
  • Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «циви­лизация»? Выберите из перечисленных ниже: (город)
  • Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является ис­торически первой: (циклическая модель)
  • Какая из перечисленных ниже отраслей первобытного хозяйства не суще­ствовала еще в период позднего палеолита: (земледелие)
  • Каково значение слова «курос»: («архаическое скульптурное изображение юноши»)
  • Какой термин используется для определения теологического понимания культуры: (провиденциализм)
  • Кто из перечисленных мыслителей впервые выделял в художественно творчестве «аполлоническое» и «дионисийское» начала: (Ф. Ницше)
  • Кто из ярчайших представителей экзистенциализма, рисуя схему мировой истории, выделяет четыре гетерогенных периода («прометеевская эпоха», эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческо­го бытия — осевое время», эпоха «развития техники»): (Ясперс)
  • Культура осуществляет ряд социальных функций. Назовите функцию культуры, которая связана с постоянным совершенствованием и освоени­ем человеком той культуры, которая соответствует его меняющемся ро­лям в обществе. (человекотворческая)
  • Местность, в которой селились древние этруски, находится: (в междуречье Тибра и Арнуса)
  • Назовите автора жанра трагедии на сюжеты из древнеримской истории. (Гней Невий, Цицерон)
  • Назовите автора многотомного труда «Постижение истории», в котором на основе большого и хорошо систематизированного материала выдвигается теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций: (Тойнби)
  • Назовите бога, которому первоначально были посвящены Олимпийские игры. (Зевс)
  • Назовите год основания Римской империи (31 г. До н.э.)
  • Назовите дату крушения Западной Римской империи (476 г. До н.э.)
  • Назовите дату основания Рима по Теренцию Варрону (29 апреля 753 года до н.э.)
  • Назовите дату основания Римской республики. (509 г. До н.э.)
  • Назовите древнегреческие игры, проходившие с 776 г. до н.э. с периодич­ностью один раз в четыре года и основным содержанием своим имевшие состязания в спорте. (олимпийские)
  • Назовите имена мифологических персонажей — братьев-близнецов, якобы основавших Рим. (Ромул и Рем)
  • Назовите имя древнегреческого слепого певца-аэда, предполагаемого ав­тора больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». (Гомер)
  • Назовите имя известного древнегреческого скульптора, руководившего строительством афинского акрополя, создавшего рельефы Парфенона, статуи Афины Промахос и Афины Парфенос, а также статую Зевса Олим­пийского, которую греки причисляли к семи чудесам света. (Фидий)
  • Назовите имя крупнейшего государственного деятеля, на годы правления которого приходится время наибольшего могущества Афин и наивысшего расцвета греческой культуры. (Перикл)
  • Назовите имя немецкого философа, культуролога, социолога искусства, центральным содержанием деятельности которого стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений. Утверждает, что истинным в искусстве может быть лишь отрицание. Таким образом, ис­тинным оказывается искусство утрируемого абсурда, искусство, отри­цающее само себя и непостижимым образом извлекающее смысл из отри­цания всякого смысла. В центре его внимания — регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена ее стерео­типными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений. (Ницше)
  • Назовите имя одного из греческих поэтов (VIII-VII вв. до н.э.), автора знаменитых поэм «Теогония», где дается картина происхождения мира и богов, и «Труды и дни», где содержится свод морально-хозяйственных и религиозных наставлений с позиций землепашца, притесняемого царями. (Гесиод)
  • Назовите имя первого римского императора (Август)
  • Назовите имя первого римского поэта, грека-вольноотпущенника, пере­ведшего на латынь «Одиссею» Гомера. (Ливий Андроний)
  • Назовите имя последнего римского царя. (Тарквиний Гордый)
  • Назовите имя римского оратора и философа (106 — 43 гг. до н.э.), приме­нившего термин «культура» для характеристики человеческого духа. (Цицерон)
  • Назовите имя французского исследователя, создателя структурного или лингвистического психоанализа, автора докторской диссертации «О пара­ноическом психозе и его отношении к личности». Высказанные им идеи широко использовались западными эстетиками, искусствоведами, деяте­лями художественной культуры, легли в основу «параноической критики» С. Дали. (Тард)
  • Назовите легендарное имя первого римского царя. (Ромул)
  • Назовите одним словом процесс возникновения и становления ранних форм культуры. (культурогенез)
  • Назовите период древнегреческой истории, пластические образы которого пронизаны тревогой, окрашены трагическим мироощущением эпохи. (эллинийский)
  • Назовите период первобытной истории, в рамках которого формой орга­низации общества было первобытное стадо. (ранний палеолит)
  • Назовите термин, в буквальном переводе с латыни обозначающий «гражданский» и, в новом своем значении, введенный в научный оборот предположительно в 1776 г. французским философом П.А.Гольбахом. (цивилизация)
  • Назовите тип римского зрелищного сооружения, имеющего круглую аре­ну и предназначенного преимущественно для конных состязаний и риста­ния колесниц. (цирк)
  • Назовите тип римского зрелищного сооружения, имеющего овальную арену и предназначенного преимущественно для гладиаторских боев и травли диких животных. (амфитеатр)
  • Назовите число постоянных персонажей-масок, бывших отличительной особенностью римской народной импровизированной комедии. (Четыре)
  • Назовите широко распространенный у первобытных народов вид укра­шения, представляющий собой узоры, нанесенные на тело посредством введения под кожу особых красок. (татуировка)
  • Назовите эмблему доимператорского Рима, бронзовое скульптурное изо­бражение которой украшало римский форум. (волчица)
  • Назовите этап развития древнегреческой культуры, приходящийся на VIII—VI вв. до н.э. (архаика)
  • Наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой (лингвистической и нелингвистической) коммуникации носит название: (семиотика)
  • Немецкий философ Ф. Ницше для различения типов культуры использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выде­ляя два начала бытия и художественного творчества: «аполлоническое» и «дионисийское». Приведите в соответствие названия этих начал с их ха­рактеристиками. 1) «аполлоническое» начало — иллюзорно-оптимистическое, состояние покоя, индивидуальность 2)"дионисийское" начало — иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое, нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность, уничтожение всякой ин­дивидуальности через мистическое единство
  • Один и тот же греческий актер по ходу пьесы играл несколько ролей, как мужских, так и женских. Что помогало ему создавать образы различных персонажей? (маски)
  • Основной целью каждого индивида этот ученик Фрейда, основатель шко­лы «индивидуальной психологии», считал стремление к власти и превос­ходству. Такая цель предопределена тем, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству должно компен­сировать «вездесущее чувство неполноценности» — считал этот австрий­ский психолог, оказавший влияние на теоретические концепции неофрей­дистов. Назовите его фамилию. (Адлер)
  • Основными разделами культурологии являются: (теория и история культуры)
  • П. Сорокин выдвигает теорию «волнообразной динамики культур». В чем она состоит: (согласно этой теории, культуры движутся от идеационного типа к гармоническому, а иногда даже к смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через сме­шанный к идеационному типу.)
  • Почему в древности Кносский дворец на Крите был назван «Лабиринтом»: (потому, что в святилищах, расположенных во дворце, часто встречается изображение ритуального двойного топора — «лабриса»)
  • Представители какого антропологического типа стали пользоваться само-возгарающимся в природе огнем? (Человек выпрямлённый)
  • Приведите в соответствие имена древнеримских богов и их функции: (Юпитер — бог неба, грома и молнии; Нептун — бог морских стихий и мореплавания; Орк — владыка царства теней; Цецера — богиня растительности; Веста — хранительница домашнего очага; Юнона — покровительница женщин и брака; Марс — бог войны; Мнерва — богиня мудрости, покровительница ремесел; Аполлон — покровитель искусств; Диана — защитница лесов и зверей; Меркурий — покровитель путников, торговли, вестник богов; Вулкан — бог огня и кузнечного дела; Венера — богиня любви и красоты; Вакх — покровитель виноградства и виноделия)
  • Приведите в соответствие имена древнеримских богов с их древнегреческими аналогами: (Юпитер — Зевс, Нептун — Посейдон, Орк — Аид, Цецера — Деметра, Веста — Гестия, Юнона — Гера, Марс — Арес, Минерва — Афина, Аполлон — Аполлон, Диана — Артемида, Меркурий — Гермес, Вулкан — Гефест, Венера — Афродита, Вакх — Дионис)
  • Приведите в соответствие имена мыслителей с названиями научных школ: 1) В. Виндельбанд, Г. Риккерт — неокантианство 2) З. Фрейд, К.Г.Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Ж. Лакан — психоаналитические концепции культуры 3) С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, К. Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю. — экзистенциалистская концепция культуры.
  • Приведите в соответствие имена мыслителей со школами и течениями гу­манитарного направления в культурологии: (Дильтей, Риккер — герменевтика; Карсавин, Бицилли — семиотика; Лотман — школа «Анналов»)
  • Приведите в соответствие краткую характеристику двух разных подходов к пониманию культуры с именами их авторов, — представителей классиче­ской немецкой философии: 1) И. Кант — Культура — это способность человека к преодолению эгоистических стремлений, продиктованных биологической природой, умение подчинять свои страсти и поведение нравственному долгу. 2) Г. Гегель — Суть культуры в том, чтобы освободить человека от субъективного произвола, от произвола индивидуальных страстей и поднять его до общих принципов разума, т. е. до осознания его как общественного существа.
  • Приведите в соответствие определения целей, предмета и задач культуро­логического исследования: 1) цель — понимание как своей, так и иной культуры 2) предмет — содержание общественной жизни 3) основные задачи — анализ культуры как системы культурных фено­менов; исследование ментального содержания культуры; выявление типов связей между элемен­тами культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; разрешение проблем социо­культурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций.
  • Приведите в соответствие орудия труда и виды оружия каменного века со временем их появления: (микролиты — мезолит, макролиты — неолит, универсальное ручное рубило — ранний палеолит, дротик — поздний палеолит)
  • Приведите в соответствие термины и их определения: 1) генезис — происхождение, возникновение; процесс образова­ния и становления развивающегося явления 2) катарсис — термин античной эстетики, служивший для обо­значения одного из сущностных моментов эстети­ческого воздействия искусства на человека — очи­щение через страдание и сострадание 3) мимезис — способ художественного творчества (преимущест­венно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Основа натурализма в искус­стве. Термин введен Аристотелем
  • Приведите в соответствие термины и их определения: 1) герменевтика — искусство и учение о способах истолкования многознач­ных или не поддающихся уточнению текстов 2) синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание об­щих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных 3) семиотика — дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.
  • Приведите в соответствие термины и их определения: 1) знак — материальный предмет (явление, событие), высту­пающее в качестве представителя некоторого дру­гого предмета, свойства или отношения и исполь­зуемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщения (информации, знаний) 2) символ — условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; художественный образ, воплощающий какую-либо идею
  • Приведите в соответствие термины и их определения: 1) универсалии культурные — своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического мес­та, исторического времени и социального уст­ройства 2) универсалии культуры — исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее об­щие представления о человеческой деятельно­сти, о месте человека в мире и т. д. Обеспечи­вают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к по
  • Приведите в соответствие термины и их определения: 1) Эзотерический — (внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь станов­ления сознания; относится к религиозным образ­ам, мистическим учениям, магическим знакам 2) Экзотерический — (внешний) — не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.
  • Приведите имя троянского прорицателя, жреца храма Аполлона, который яростно возражал против того, чтобы в Трою ввели огромного деревян­ного коня, оставленного Одиссеем у стен города, и поплатившегося за это жизнью. (Лаокоон)
  • Приведите название архаических скульптурных изображений девушек, задрапированных в длинные одежды (кора)
  • Приведите название более ранней формы первобытного земледелия: (мотыжное)
  • Приведите название ежегодных ординарных игр в честь верховного бога римлян — Юпитера. (римские, мегаленские)
  • Приведите название зрелища, которые древние римляне во второй поло­вине III—II вв. до н.э. именовали погребальными играми. (гладиаторские игры)
  • Приведите название первобытного обряда посвящения молодых людей во взрослую жизнь. (инициация)
  • Приведите название процесса выселения греков из городов Эгейского бас­сейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Среди­земного и Черного морей, в целях получения новых земель, источников сырья и рынков сбыта. (великая колонизация)
  • Приведите название стадии неупорядоченных половых отношений, пред­шествовавшей в первобытном обществе возникновению семьи и брака. (промискуитет)
  • Приведите название того периода древнегреческой истории, который пришел на смену классике. (эллинизм)
  • Приведите название того периода истории Древней Греции, на который приходится пора наивысшего расцвета ее культуры. (классика)
  • Приведите название того периода первобытной истории, на протяжении которого появилось ремесло. (бронзовый век)
  • Приведите название того этапа древнегреческой истории, который пришел на смену гомеровскому периоду: (архаика)
  • Приведите название универсальной исторической формы организации до­классового общества, характеризующейся доминирующим положением женщины в семейной, хозяйственной и общественной жизни. (матриархат)
  • Приведите название универсальной эпохи первобытного строя, характери­зующейся главенством мужчины в семейной, хозяйственной и обществен­ной жизни. (патриархат)
  • Приведите название храма, воздвигнутого на афинском акрополе в 447 -438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом и посвященного Афине-Деве. (Парфенон)
  • Приведите название этнической общности, оказавшей глубокое влияние на становление культуры Древнего Рима: (этруски)
  • Приведите название языка населения древнего Рима, относящегося к индоевропейской семье и ставшего впоследствии государственным языком Римской империи: (латынь или латинский)
  • Приведите научный термин, обозначающий веру в существование душ и духов, т. е. сверхъестественных сущностей, действующих во всей живой и неживой природе и управляющих всеми предметами и явлениями матери­ального мира, включая человека. Эта вера является характерной чертой первобытных и обязательным элементом современных религий. (анимизм)
  • Приведите научный термин, обозначающий веру в существование родст­венной связи человека с каким-либо животным, растением, природным явлением или неодушевленным предметом. (тотемизм)
  • Приведите научный термин, обозначающий религиозное поклонение материальным предметам, почитаемым как вместилища духов. (фетишизм)
  • Приведите научный термин, обозначающий религиозный запрет, налагае­мый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестественными силами. (Табу)
  • Приведите общее название появившихся в раннем неолите крупных, грубо обитых каменных орудий, употреблявшихся в качестве топоров, булав, долот, кирок и тому подобное. (макролиты)
  • Приведите общее название появившихся в эпоху позднего палеолита и ме­золита миниатюрных, тщательно обработанных каменных орудий, зачас­тую имевших правильную форму и использовавшихся как наконечники стрел, вкладыши для серпов и жертвенных ножей, лезвия и тому подобное. (микролиты)
  • Приведите общеизвестное название одного из самых грандиозных сооружений античности, причисленного древними к «семи чудесам света». Оно представляло собой трехъярусное сооружение общей высотой ок. 120 м, на верху которого горел огонь, видимый на расстоянии 60 км. (фаросский (он же александрийский) маяк)
  • Приведите общеизвестное название построенного в Риме ок. 125 г. «Храма всех богов», диаметр бетонного купола которого превышает 43 м. (пантеон)
  • Приведите общепринятое название мелких скульптурных изображений человека, имевших для первобытных людей магическое значение и свя­занных с культом плодородия. (палеолитические Венеры)
  • Приведите один из важнейших терминов античных этики и эстетики, обо­значающий гармонию внешнего (телесного сложения) и внутреннего (ду­ховно-нравственного склада), которая является условием красоты челове­ка. (калокагатия)
  • Приведите понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений и совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу». (культура)
  • Приведите понятие, охватывающее: 1) совокупность достижений в эконо­мической, общественной и духовной сферах жизни общества; 2) просве­щенность, образованность, гуманизм; 3) совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объекти­вированных в продуктах материального и духовного труда, материальных и духовных ценностях, в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. (культура)
  • Приведите ставшее нарицательным имя знатного аристократа, известного своим влиянием на литературную жизнь Рима времен императора Августа и оказавшего покровительство поэтам «золотого века» Вергилию, Гора­цию и др. (Меценат)
  • Приведите термин, обозначающий как художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, кино, театр и т. д., так и в узком смысле изобразительное искусство. (искусство)
  • Приведите термин, обозначающий сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определен­ное время, на заре их истории. В позитивном смысле — сакральный фено­мен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохра­нивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен, а в негатив­ном — понимаемый как сгусток суеверий. (миф)
  • Приведите термин, обозначающий совокупность обрядов и заклинаний, основанных на вере в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на явления природы, духов и других людей. (магия)
  • Приведите условное название возникшего в бронзовом и широко распро­страненного в железном веке художественного стиля, отличительной чер­той которого было изображение отдельных, преимущественно хищных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. (звериный стиль)
  • Приведите широко известное название гигантского амфитеатра, постро­енного в Риме в 80 г. н.э. и вмещавшего 50 тыс. зрителей. (Колизей)
  • Расположите названия древнегреческих архитектурных ордеров в порядке появления: (дорический, ионический, коринфский)
  • Расположите основные антропологические типы в порядке их появления: (австралопитек, «человек умелый», «человек выпрямлённый», неандерталец, «человек разумный»)
  • С каким праздником, участники которого исполняли шуточные, грубова­тые песни в форме диалога, связано возникновение театрального искусст­ва в Риме: (праздником сбора урожая)
  • Среди предложенных названий литературных жанров выберите исконно римский жанр: (сатира)
  • Укажите автора работы «Закат Европы»: (Шпенглер)
  • Укажите век, на который приходится вершина развития эллинистической культуры. (3 век до н.э.)
  • Укажите два названия медно-каменного века, выбрав их из следующего списка: (халколит, энеолит)
  • Укажите имена римских писателей, выбрав их из следующего списка: (Вергилий, Плавт, Лукреций, Овидий, Гораций, Сенека, Катулл)
  • Укажите имя итальянского просветителя, который развивал мысль о цик­лическом развитии культуры и сравнивал исторический процесс с инди­видуальной жизнью человека: детство — эпоха богов, юность — эпоха геро­ев, зрелость — эпоха людей: (Дж. Вико)
  • Укажите название книги французского палеонтолога, философа и теолога П.Т. де Шардена, в которой он развил учение о рефлексии и ноосфере: («Феномен человека»)
  • Укажите название мегалитических памятников эпохи неолита и бронзо­вого века в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов (до 6−7 м высоты), служивших первобытными культовыми сооружениями и древнейшими обсерваториями. (кромлехи)
  • Укажите название мегалитических памятников, представляющих собой отдельные, вертикально поставленные продолговатые камни различной высоты (от 1 до 20 м), образующие иногда параллельные ряды длиной в несколько километров. (менгиры)
  • Укажите название мегалитических сооружений бронзового и железного веков, имевших вид каменных глыб и плит, поставленных вертикально (или положенных друг на друга) и перекрытых сверху массивной плитой. (дольмены)
  • Укажите название научного направления, возникшего во Франции и груп­пирующегося вокруг основанного М. Блоком и Л. Февром журнала, выхо­дившего под таким же названием. Суть «коперниковской революции» (так характеризовали возникновение этой школы сторонники этого направле­ния) состояла в замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», в попытке создать «тотальную» историю, т. е. историю, опи­сывающую все существующие в обществе связи — экономические, соци­альные, культурные. Это: (школа «Анналов»)
  • Укажите название неклассического метода эстетических и культурологи­ческих исследований, предлагаемого Делезом и Гатгари в качестве аль­тернативы психоанализу. Цель этого метода — выявление бессознательно­го либидо социально-исторического процесса, не зависящего от его ра­ционального содержания. Наиболее кратким путем достижения этой цели является искусство. Этот мегод называется: (фрейдизм)
  • Укажите название школы древнегреческих мыслителей, которые, по существу, выступили в роли первых в Европе критиков культуры: (киники)
  • Укажите общее название менгиров, дольменов и кромлехов, т. е. древних сооружений из громадных камней, служивших большей частью могиль­ными памятниками и святилищами. (мегалиты)
  • Укажите период первобытности, на который приходится расцвет на­скальной живописи. Изображения промысловых животных носят здесь в высшей степени реалистический характер и свидетельствуют о тонком знании натуры, умении первобытного художника передавать объем, пер­спективу, динамику. (конец позднего палеолита, поздний палеолит)(леолитические венеры) силами. экономики к производящей)00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
  • Укажите представителей структурализма: (Леви-Строс, Фуко, Деррида)
  • Укажите представителей структурного функционализма в культурной ан­тропологии: (Малиновский, Леви-Строс)
  • Укажите представителей эволюционистской школы в культурологии: (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Морган)
  • Укажите термин, который используется для определения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества и включающей в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, философское) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. (культура, духовность)
  • Укажите фамилию русского историка и философа культуры, литературо­веда, автора более 300 работ. С 1920 г. — в эмиграции. Медиевистскую культурологию Петра Михайловича можно считать предварением многих тем и выводов современной западной медиевистики, разработка которых связана с деятельностью школы «Анналов». (Бицилли)
  • Укажите, что из перечисленного выражает основной смысл понятия мимезис: (подражание)
  • Установите историческую последовательность основных этапов развития первобытной культуры: (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век)
  • Установите соответствие между именами древнегреческих богов и их функциями: (Посейдон — бог моря; Аид — владыка царства теней умерших; Аполлон — покровитель искусств; Зевс — бог нега, грома и молнии; Афродита — богиня любви; Деметра — бог растительности и плодородия; Гермес — покровитель торговли, вестник богов; Афина — богиня мудрости; Арес — бог войны)
  • Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого по­лучила свое название наука культурология? Выберите из перечисленного: (обработка, возделывание)
  • Что представляет собой «неолитическая революция»: (переход от присваивающей формы экономики к производящей)
  • Что представляла собой форма политической организации общества в эпоху эллинизма? (монархия)
  • Что такое «первобытный синкретизм»: (нерасчлененность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры)
  • Что такое «петроглифы»: (высеченные, выбитые или процарапанные на скалах, камнях и т. п. раз­личные изображения (животных, птиц, сцен охоты и т. п.))
  • Это слово обозначает термин и название течения: 1) Теория и методоло­гия истолкования текстов; 2) течение в философии XX века. Важным эта­пом становления этой науки была «философия жизни» В. Дильтея. Укажите название этого течения в науке: (герменевтика)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector