- В каком веке, согласно данным археологических раскопок и научных исследований, был основан Рим: (в Х веке до н.э.)
- В каком веке, согласно древним преданиям, был основан Рим: (в VIII в. до н.э.)
- В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? Выберите из перечисленного: (культура)
- В рамках марксистской теории утверждается, что: (результатом материального производства является материальная культура, которая признается первичной по отношению к культуре духовной)
- В чем состоит специфика социогуманитарного знания? Выберите из перечисленного ниже: (человек является субъектом и объектом познания)
- Восстановите историческую последовательность основных этапов развития древнегреческой культуры, расположив их в правильном порядке: (крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический)
- Все функции культуры носят социальный характер. Из приведенных ниже выберите ту, которая обеспечивает сохранение культурных ценностей и обеспечивает преемственность поколений (накопления и хранения информации)
- Выберите верную характеристику состояния письменности в гомеровский период: (отсутствие письменности)
- Выберите жанр, который сформировался у римлян под этрусским влиянием и был широко представлен в пластике III-I вв. до н.э.: (скульптурный портрет)
- Выберите и укажите антиномии, разрабатывавшиеся в античности софистами, стоиками, киниками и эпикурейцами: (противопоставление природы и культуры, противопоставление бога и культуры)
- Выберите из перечисленных ниже типы человеческого жилища, прообразом которых послужил щит, или ветровой заслон, бывший в первобытности одним из первых искусственных жилых сооружений: (шалаш)
- Выберите из следующего списка имена древнегреческих богов: (Гера, Дионис, Гефест)
- Выберите из следующего списка имена древнеримских богов(Нептун, Меркурий, Марс, Цецера)
- Выберите название периода древнегреческой истории, в рамках которого на Балканском полуострове была освоена техника выплавки и термической обработки железа: (гомеровский)
- Выберите название периода первобытной истории, в рамках которого появились лук и стрелы, ставшие основным видом оружия вплоть до конца первобытности: (мезолит)
- Выберите правильное определение понятия «духовная культура»: (совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык)
- Выберите правильный ответ на вопрос: «Что в древнегреческом театре называлось орхестрой?»: (круглая площадка, на которой выступали хор и актёр)
- Выберите термин, который употребляется для описания изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве: (динамика культуры)
- Выберите термин, который употребляется для описания изменения или модификации черт культуры во времени и пространстве: (динамика культуры)
- Где первобытный художник располагал реалистические изображения промысловых животных, датируемые поздним палеолитом: (на стенах и потолках пещер)
- Закончите определение культурологии: «Культурология — это область социогуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития …» (культуры)
- Из перечисленных ниже выберите типы римских архитектурных сооружений: (базилика, термы, амфитеатр)
- Из приведенного списка выберите имена трех высших божеств древних этрусков, заимствованных у них римлянами: (Тин, Уни, Мнерва)
- Из приведенного списка выберите имена трех крупнейших древнегреческих трагиков классического периода: (Софокл, Эсхил, Еврипид)
- Из приведенного списка выберите название того жанра эллинистической литературы, который описывает пастушеские сценки на фоне условного красивого пейзажа: (идиллия)
- Из приведенного списка выберите ту функцию культуры, которая обеспечивает людям возможность приспособиться к меняющимся условиям жизни: (регулятивная)
- Из приведенного списка выберите функцию древнегреческой богини Деметры: (богиня земледелия и плодородия)
- Из приведенного списка выберите функцию древнеримской богини Юноны: (царица богов, хранительница брака и супружеской любви)
- Из приведенных ниже вариантов выберите планировочное решение, характерное для этрусских градостроителей и заимствованное у них римлянами: (строительство по единому плану, в основе которого лежат две пересекающиеся под прямым углом улицы)
- Из приведенных ниже форм культурной жизни выберите ту, которая основывается на эмоционально-образном восприятии и творческой деятельности по созданию художественных произведений: (искусство)
- Из приведенных ниже функций культуры, выберите ту, которая обеспечивает людям способность общаться и понимать друг — друга: (коммуникативная)
- Из приведенных терминов выберите тот, который обозначает греко-римскую древность: (античность)
- Известно, что греческий театр и драматургия возникли из сельских празднеств, на которых исполнялись песнопения, содержащие элементы диалога и театрального действия. Назовите бога, которому посвящались эти празднества. (Дионис)
- Известный мыслитель К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» вводит понятие «осевое время». Выберите из предложенного временной период, соответствующий этому понятию: ( VIII-II в. до н.э.)
- К какому виду мегалитов относится самое знаменитое «доисторическое» сооружение Европы — Стоунхендж (Англия): (кромлехам)
- Каждый культурный тип, согласно О.Шпенглеру, самодостаточен, существует обособленно, замкнуто, изолированно; каждая культура живет собственной, особой жизнью. Продолжите мысль, выбрав из предложенных вариантов: каждая культура (имеет свою собственную судьбу и все этапы развития, которые она проходит, не имеют никаких аналогий с другими культурами)
- Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятия одной из культур элементов другой или в возникновении новых культурных явлений: (аккультурация)
- Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он излагает свои взгляды на культуру: («Закат Европы»)
- Как назывались племена; создавшие микенскую культуру? (ахейцы)
- Как называются праздники, которые в Древнем Риме устраивались регулярно: (ординарные)
- Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»? Выберите из перечисленных ниже: (город)
- Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой: (циклическая модель)
- Какая из перечисленных ниже отраслей первобытного хозяйства не существовала еще в период позднего палеолита: (земледелие)
- Каково значение слова «курос»: («архаическое скульптурное изображение юноши»)
- Какой термин используется для определения теологического понимания культуры: (провиденциализм)
- Кто из перечисленных мыслителей впервые выделял в художественно творчестве «аполлоническое» и «дионисийское» начала: (Ф. Ницше)
- Кто из ярчайших представителей экзистенциализма, рисуя схему мировой истории, выделяет четыре гетерогенных периода («прометеевская эпоха», эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия — осевое время», эпоха «развития техники»): (Ясперс)
- Культура осуществляет ряд социальных функций. Назовите функцию культуры, которая связана с постоянным совершенствованием и освоением человеком той культуры, которая соответствует его меняющемся ролям в обществе. (человекотворческая)
- Местность, в которой селились древние этруски, находится: (в междуречье Тибра и Арнуса)
- Назовите автора жанра трагедии на сюжеты из древнеримской истории. (Гней Невий, Цицерон )
- Назовите автора многотомного труда «Постижение истории», в котором на основе большого и хорошо систематизированного материала выдвигается теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций: (Тойнби)
- Назовите бога, которому первоначально были посвящены Олимпийские игры. (Зевс)
- Назовите год основания Римской империи(31 г. До н.э.)
- Назовите дату крушения Западной Римской империи (476 г. До н.э.)
- Назовите дату основания Рима по Теренцию Варрону (29 апреля 753 года до н.э.)
- Назовите дату основания Римской республики. (509 г. До н.э.)
- Назовите древнегреческие игры, проходившие с 776 г. до н.э. с периодичностью один раз в четыре года и основным содержанием своим имевшие состязания в спорте. (олимпийские)
- Назовите имена мифологических персонажей — братьев-близнецов, якобы основавших Рим. (Ромул и Рем)
- Назовите имя древнегреческого слепого певца-аэда, предполагаемого автора больших эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». (Гомер)
- Назовите имя известного древнегреческого скульптора, руководившего строительством афинского акрополя, создавшего рельефы Парфенона, статуи Афины Промахос и Афины Парфенос, а также статую Зевса Олимпийского, которую греки причисляли к семи чудесам света. (Фидий)
- Назовите имя крупнейшего государственного деятеля, на годы правления которого приходится время наибольшего могущества Афин и наивысшего расцвета греческой культуры. (Перикл)
- Назовите имя немецкого философа, культуролога, социолога искусства, центральным содержанием деятельности которого стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений. Утверждает, что истинным в искусстве может быть лишь отрицание. Таким образом, истинным оказывается искусство утрируемого абсурда, искусство, отрицающее само себя и непостижимым образом извлекающее смысл из отрицания всякого смысла. В центре его внимания — регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений. (Ницше)
- Назовите имя одного из греческих поэтов (VIII-VII вв. до н.э.), автора знаменитых поэм «Теогония», где дается картина происхождения мира и богов, и «Труды и дни», где содержится свод морально-хозяйственных и религиозных наставлений с позиций землепашца, притесняемого царями. (Гесиод)
- Назовите имя первого римского императора (Август)
- Назовите имя первого римского поэта, грека-вольноотпущенника, переведшего на латынь «Одиссею» Гомера. (Ливий Андроний)
- Назовите имя последнего римского царя. (Тарквиний Гордый)
- Назовите имя римского оратора и философа (106 — 43 гг. до н.э.), применившего термин «культура» для характеристики человеческого духа. (Цицерон)
- Назовите имя французского исследователя, создателя структурного или лингвистического психоанализа, автора докторской диссертации «О параноическом психозе и его отношении к личности». Высказанные им идеи широко использовались западными эстетиками, искусствоведами, деятелями художественной культуры, легли в основу «параноической критики» С. Дали. (Тард)
- Назовите легендарное имя первого римского царя. (Ромул)
- Назовите одним словом процесс возникновения и становления ранних форм культуры. (культурогенез)
- Назовите период древнегреческой истории, пластические образы которого пронизаны тревогой, окрашены трагическим мироощущением эпохи. (эллинийский)
- Назовите период первобытной истории, в рамках которого формой организации общества было первобытное стадо. (ранний палеолит)
- Назовите термин, в буквальном переводе с латыни обозначающий «гражданский» и, в новом своем значении, введенный в научный оборот предположительно в 1776 г. французским философом П.А.Гольбахом. (цивилизация)
- Назовите тип римского зрелищного сооружения, имеющего круглую арену и предназначенного преимущественно для конных состязаний и ристания колесниц. (цирк)
- Назовите тип римского зрелищного сооружения, имеющего овальную арену и предназначенного преимущественно для гладиаторских боев и травли диких животных. (амфитеатр)
- Назовите число постоянных персонажей-масок, бывших отличительной особенностью римской народной импровизированной комедии. (Четыре)
- Назовите широко распространенный у первобытных народов вид украшения, представляющий собой узоры, нанесенные на тело посредством введения под кожу особых красок. (татуировка)
- Назовите эмблему доимператорского Рима, бронзовое скульптурное изображение которой украшало римский форум. (волчица)
- Назовите этап развития древнегреческой культуры, приходящийся на VIII-VI вв. до н.э. (архаика)
- Наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой (лингвистической и нелингвистической) коммуникации носит название: (семиотика)
- Немецкий философ Ф.Ницше для различения типов культуры использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия и художественного творчества: «аполлоническое» и «дионисийское». Приведите в соответствие названия этих начал с их характеристиками. 1) «аполлоническое» начало — иллюзорно-оптимистическое, состояние покоя, индивидуальность 2)»дионисийское» начало — иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое, нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность, уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
- Один и тот же греческий актер по ходу пьесы играл несколько ролей, как мужских, так и женских. Что помогало ему создавать образы различных персонажей? (маски)
- Основной целью каждого индивида этот ученик Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии», считал стремление к власти и превосходству. Такая цель предопределена тем, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству должно компенсировать «вездесущее чувство неполноценности» — считал этот австрийский психолог, оказавший влияние на теоретические концепции неофрейдистов. Назовите его фамилию. (Адлер)
- Основными разделами культурологии являются: (теория и история культуры)
- П. Сорокин выдвигает теорию «волнообразной динамики культур». В чем она состоит: (согласно этой теории, культуры движутся от идеационного типа к гармоническому, а иногда даже к смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеационному типу.)
- Почему в древности Кносский дворец на Крите был назван «Лабиринтом»: (потому, что в святилищах, расположенных во дворце, часто встречается изображение ритуального двойного топора – «лабриса»)
- Представители какого антропологического типа стали пользоваться само-возгарающимся в природе огнем? (Человек выпрямлённый)
- Приведите в соответствие имена древнеримских богов и их функции: (Юпитер – бог неба, грома и молнии; Нептун – бог морских стихий и мореплавания; Орк – владыка царства теней; Цецера – богиня растительности; Веста – хранительница домашнего очага; Юнона – покровительница женщин и брака; Марс – бог войны; Мнерва – богиня мудрости, покровительница ремесел; Аполлон – покровитель искусств; Диана – защитница лесов и зверей; Меркурий – покровитель путников, торговли, вестник богов; Вулкан – бог огня и кузнечного дела; Венера – богиня любви и красоты; Вакх – покровитель виноградства и виноделия)
- Приведите в соответствие имена древнеримских богов с их древнегреческими аналогами: (Юпитер – Зевс, Нептун — Посейдон, Орк – Аид, Цецера – Деметра, Веста – Гестия, Юнона – Гера, Марс – Арес, Минерва – Афина, Аполлон – Аполлон, Диана – Артемида, Меркурий – Гермес, Вулкан – Гефест, Венера – Афродита, Вакх – Дионис)
- Приведите в соответствие имена мыслителей с названиями научных школ: 1) В.Виндельбанд, Г.Риккерт – неокантианство 2) З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, А.Адлер, Ж.Лакан — психоаналитические концепции культуры 3) С. Кьеркегор, Н.А. Бердяев, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю. — экзистенциалистская концепция культуры.
- Приведите в соответствие имена мыслителей со школами и течениями гуманитарного направления в культурологии: (Дильтей, Риккер – герменевтика; Карсавин, Бицилли – семиотика; Лотман – школа «Анналов»)
- Приведите в соответствие краткую характеристику двух разных подходов к пониманию культуры с именами их авторов, — представителей классической немецкой философии: 1) И. Кант — Культура — это способность человека к преодолению эгоистических стремлений, продиктованных биологической природой, умение подчинять свои страсти и поведение нравственному долгу. 2) Г. Гегель — Суть культуры в том, чтобы освободить человека от субъективного произвола, от произвола индивидуальных страстей и поднять его до общих принципов разума, т.е. до осознания его как общественного существа.
- Приведите в соответствие определения целей, предмета и задач культурологического исследования: 1) цель — понимание как своей, так и иной культуры 2) предмет — содержание общественной жизни 3) основные задачи — анализ культуры как системы культурных феноменов; исследование ментального содержания культуры; выявление типов связей между элементами культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; разрешение проблем социокультурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций.
- Приведите в соответствие орудия труда и виды оружия каменного века со временем их появления: (микролиты — мезолит, макролиты – неолит, универсальное ручное рубило – ранний палеолит, дротик – поздний палеолит)
- Приведите в соответствие термины и их определения: 1) генезис — происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления 2) катарсис — термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека — очищение через страдание и сострадание 3) мимезис — способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. Основа натурализма в искусстве. Термин введен Аристотелем
- Приведите в соответствие термины и их определения: 1) герменевтика — искусство и учение о способах истолкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов 2) синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных 3) семиотика — дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.
- Приведите в соответствие термины и их определения: 1) знак — материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщения (информации, знаний) 2) символ — условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; предмет, действие и т.п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; художественный образ, воплощающий какую-либо идею
- Приведите в соответствие термины и их определения: 1) универсалии культурные — своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства 2) универсалии культуры — исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к по
- Приведите в соответствие термины и их определения: 1) Эзотерический — (внутренний) — тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам 2) Экзотерический — (внешний) — не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.
- Приведите имя троянского прорицателя, жреца храма Аполлона, который яростно возражал против того, чтобы в Трою ввели огромного деревянного коня, оставленного Одиссеем у стен города, и поплатившегося за это жизнью. (Лаокоон)
- Приведите название архаических скульптурных изображений девушек, задрапированных в длинные одежды (кора)
- Приведите название более ранней формы первобытного земледелия: (мотыжное)
- Приведите название ежегодных ординарных игр в честь верховного бога римлян — Юпитера. (римские,мегаленские)
- Приведите название зрелища, которые древние римляне во второй половине III-II вв. до н.э. именовали погребальными играми. (гладиаторские игры)
- Приведите название первобытного обряда посвящения молодых людей во взрослую жизнь. (инициация)
- Приведите название процесса выселения греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Средиземного и Черного морей, в целях получения новых земель, источников сырья и рынков сбыта. (великая колонизация)
- Приведите название стадии неупорядоченных половых отношений, предшествовавшей в первобытном обществе возникновению семьи и брака. (промискуитет)
- Приведите название того периода древнегреческой истории, который пришел на смену классике. (эллинизм)
- Приведите название того периода истории Древней Греции, на который приходится пора наивысшего расцвета ее культуры. (классика)
- Приведите название того периода первобытной истории, на протяжении которого появилось ремесло. (бронзовый век)
- Приведите название того этапа древнегреческой истории, который пришел на смену гомеровскому периоду: (архаика)
- Приведите название универсальной исторической формы организации доклассового общества, характеризующейся доминирующим положением женщины в семейной, хозяйственной и общественной жизни. (матриархат)
- Приведите название универсальной эпохи первобытного строя, характеризующейся главенством мужчины в семейной, хозяйственной и общественной жизни. (патриархат)
- Приведите название храма, воздвигнутого на афинском акрополе в 447 -438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом и посвященного Афине-Деве. (Парфенон)
- Приведите название этнической общности, оказавшей глубокое влияние на становление культуры Древнего Рима: (этруски)
- Приведите название языка населения древнего Рима, относящегося к индоевропейской семье и ставшего впоследствии государственным языком Римской империи: (латынь или латинский)
- Приведите научный термин, обозначающий веру в существование душ и духов, т.е. сверхъестественных сущностей, действующих во всей живой и неживой природе и управляющих всеми предметами и явлениями материального мира, включая человека. Эта вера является характерной чертой первобытных и обязательным элементом современных религий. (анимизм)
- Приведите научный термин, обозначающий веру в существование родственной связи человека с каким-либо животным, растением, природным явлением или неодушевленным предметом. (тотемизм)
- Приведите научный термин, обозначающий религиозное поклонение материальным предметам, почитаемым как вместилища духов. (фетишизм)
- Приведите научный термин, обозначающий религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого карается сверхъестественными силами. (Табу)
- Приведите общее название появившихся в раннем неолите крупных, грубо обитых каменных орудий, употреблявшихся в качестве топоров, булав, долот, кирок и тому подобное. (макролиты)
- Приведите общее название появившихся в эпоху позднего палеолита и мезолита миниатюрных, тщательно обработанных каменных орудий, зачастую имевших правильную форму и использовавшихся как наконечники стрел, вкладыши для серпов и жертвенных ножей, лезвия и тому подобное. (микролиты)
- Приведите общеизвестное название одного из самых грандиозных сооружений античности, причисленного древними к «семи чудесам света». Оно представляло собой трехъярусное сооружение общей высотой ок. 120 м, на верху которого горел огонь, видимый на расстоянии 60 км. (фаросский (он же александрийский) маяк)
- Приведите общеизвестное название построенного в Риме ок. 125 г. «Храма всех богов», диаметр бетонного купола которого превышает 43 м. (пантеон)
- Приведите общепринятое название мелких скульптурных изображений человека, имевших для первобытных людей магическое значение и связанных с культом плодородия. (палеолитические Венеры)
- Приведите один из важнейших терминов античных этики и эстетики, обозначающий гармонию внешнего (телесного сложения) и внутреннего (духовно-нравственного склада), которая является условием красоты человека. (калокагатия)
- Приведите понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений и совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении — искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу». (культура)
- Приведите понятие, охватывающее: 1) совокупность достижений в экономической, общественной и духовной сферах жизни общества; 2) просвещенность, образованность, гуманизм; 3) совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в продуктах материального и духовного труда, материальных и духовных ценностях, в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. (культура)
- Приведите ставшее нарицательным имя знатного аристократа, известного своим влиянием на литературную жизнь Рима времен императора Августа и оказавшего покровительство поэтам «золотого века» Вергилию, Горацию и др. (Меценат)
- Приведите термин, обозначающий как художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, кино, театр и т.д.., так и в узком смысле изобразительное искусство. (искусство)
- Приведите термин, обозначающий сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории. В позитивном смысле — сакральный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен, а в негативном — понимаемый как сгусток суеверий. (миф)
- Приведите термин, обозначающий совокупность обрядов и заклинаний, основанных на вере в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на явления природы, духов и других людей. (магия)
- Приведите условное название возникшего в бронзовом и широко распространенного в железном веке художественного стиля, отличительной чертой которого было изображение отдельных, преимущественно хищных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. (звериный стиль)
- Приведите широко известное название гигантского амфитеатра, построенного в Риме в 80 г. н.э. и вмещавшего 50 тыс. зрителей. (Колизей)
- Расположите названия древнегреческих архитектурных ордеров в порядке появления: (дорический, ионический, коринфский)
- Расположите основные антропологические типы в порядке их появления: (австралопитек, «человек умелый», «человек выпрямлённый», неандерталец, «человек разумный»)
- С каким праздником, участники которого исполняли шуточные, грубоватые песни в форме диалога, связано возникновение театрального искусства в Риме: (праздником сбора урожая)
- Среди предложенных названий литературных жанров выберите исконно римский жанр: (сатира)
- Укажите автора работы «Закат Европы»: ( Шпенглер)
- Укажите век, на который приходится вершина развития эллинистической культуры. (3 век до н.э.)
- Укажите два названия медно-каменного века, выбрав их из следующего списка: (халколит, энеолит)
- Укажите имена римских писателей, выбрав их из следующего списка: (Вергилий, Плавт, Лукреций, Овидий, Гораций, Сенека, Катулл)
- Укажите имя итальянского просветителя, который развивал мысль о циклическом развитии культуры и сравнивал исторический процесс с индивидуальной жизнью человека: детство — эпоха богов, юность — эпоха героев, зрелость — эпоха людей: (Дж. Вико)
- Укажите название книги французского палеонтолога, философа и теолога П.Т. де Шардена, в которой он развил учение о рефлексии и ноосфере: («Феномен человека»)
- Укажите название мегалитических памятников эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов (до 6-7 м высоты), служивших первобытными культовыми сооружениями и древнейшими обсерваториями. (кромлехи)
- Укажите название мегалитических памятников, представляющих собой отдельные, вертикально поставленные продолговатые камни различной высоты (от 1 до 20 м), образующие иногда параллельные ряды длиной в несколько километров. (менгиры)
- Укажите название мегалитических сооружений бронзового и железного веков, имевших вид каменных глыб и плит, поставленных вертикально (или положенных друг на друга) и перекрытых сверху массивной плитой. (дольмены)
- Укажите название научного направления, возникшего во Франции и группирующегося вокруг основанного М.Блоком и Л.Февром журнала, выходившего под таким же названием. Суть «коперниковской революции» (так характеризовали возникновение этой школы сторонники этого направления) состояла в замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», в попытке создать «тотальную» историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи — экономические, социальные, культурные. Это: (школа «Анналов»)
- Укажите название неклассического метода эстетических и культурологических исследований, предлагаемого Делезом и Гатгари в качестве альтернативы психоанализу. Цель этого метода — выявление бессознательного либидо социально-исторического процесса, не зависящего от его рационального содержания. Наиболее кратким путем достижения этой цели является искусство. Этот мегод называется: (фрейдизм)
- Укажите название школы древнегреческих мыслителей, которые, по существу, выступили в роли первых в Европе критиков культуры: (киники)
- Укажите общее название менгиров, дольменов и кромлехов, т.е. древних сооружений из громадных камней, служивших большей частью могильными памятниками и святилищами. (мегалиты)
- Укажите период первобытности, на который приходится расцвет наскальной живописи. Изображения промысловых животных носят здесь в высшей степени реалистический характер и свидетельствуют о тонком знании натуры, умении первобытного художника передавать объем, перспективу, динамику. (конец позднего палеолита, поздний палеолит)(леолитические венеры)силами. экономики к производящей)00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
- Укажите представителей структурализма: ( Леви-Строс, Фуко, Деррида)
- Укажите представителей структурного функционализма в культурной антропологии: ( Малиновский, Леви-Строс)
- Укажите представителей эволюционистской школы в культурологии: (Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Морган)
- Укажите термин, который используется для определения сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества и включающей в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, философское) и воплощение их в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. (культура, духовность)
- Укажите фамилию русского историка и философа культуры, литературоведа, автора более 300 работ. С 1920 г. — в эмиграции. Медиевистскую культурологию Петра Михайловича можно считать предварением многих тем и выводов современной западной медиевистики, разработка которых связана с деятельностью школы «Анналов». (Бицилли)
- Укажите, что из перечисленного выражает основной смысл понятия мимезис: (подражание)
- Установите историческую последовательность основных этапов развития первобытной культуры: (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век)
- Установите соответствие между именами древнегреческих богов и их функциями: (Посейдон – бог моря; Аид – владыка царства теней умерших; Аполлон – покровитель искусств; Зевс – бог нега, грома и молнии; Афродита – богиня любви; Деметра – бог растительности и плодородия; Гермес – покровитель торговли, вестник богов; Афина – богиня мудрости; Арес – бог войны)
- Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука культурология? Выберите из перечисленного: (обработка, возделывание)
- Что представляет собой «неолитическая революция»: (переход от присваивающей формы экономики к производящей)
- Что представляла собой форма политической организации общества в эпоху эллинизма? (монархия)
- Что такое «первобытный синкретизм»: (нерасчлененность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры)
- Что такое «петроглифы»: (высеченные, выбитые или процарапанные на скалах, камнях и т.п. различные изображения (животных, птиц, сцен охоты и т.п.))
- Это слово обозначает термин и название течения: 1) Теория и методология истолкования текстов; 2) течение в философии XX века. Важным этапом становления этой науки была «философия жизни» В. Дильтея. Укажите название этого течения в науке: (герменевтика)