Социальная структура.
Понятие социальной структуры (от лат. structura – строение) является одной из важнейших категорий социологии и, одновременно, имеющей множество несовпадающих определений. Интерес к этой категории вызван тем, что решение проблемы определения социальной структуры является ответом на вопрос о строении общества, объяснением того, что лежит в его основе.
Даже когда мы говорим о структуре в обыденном смысле, мы подразумеваем, что это некий порядок, уклад, форма организации составных частей явления, который противостоит хаосу, беспорядку. В социологии имеется много теорий и концепций, посвященных изучению социальной структуры. В последние десятилетия общераспространенным стал подход, рассматривающий ее не как нечто застывшее, «железобетонное», а как динамично изменяющуюся систему.
В теоретической социологии преобладают два подхода к определению сущности социальной структуры – ценностно-нормативный и категориальный.
Наиболее ярко ценностно-нормативный подход представлен школой структурного функционализма. Основной идеей структурного функционализма является первоначальное выделение элементов социального взаимодействия, затем – выяснение их места и значения в этом взаимодействии. Поскольку общество, в концепции структурных функционалистов, представляет собой бесконечное множество взаимодействий, для решения вопроса о его строении необходимо выделить наиболее устойчивые и повторяющиеся черты.
В качестве основы социальной структуры были выделены позиции, занимаемые людьми в общественной жизни: именно совокупность позиций, а не конкретных людей, которые их занимают. Хорошей аналогией является многоквартирный дом, на разных этажах которого проживают люди. Жильцы приезжают, уезжают, иногда переезжают с одного этажа на другой и т. д., но дом остается таким же, каким был. И количество этажей, и расположение квартир, т. е. их взаимосвязь, не меняется. Примерно так же упорядочены позиции, занимаемые людьми в обществе: какая-то выше, какая-то ниже, слева, справа и т. п.
Упорядоченность социальных позиций в любой социальной общности обеспечивается различием статусов. Таким образом, социальная структура любой общности, в концепции структурного функционализма, это иерархически упорядоченная совокупность безличных социальных позиций.
В отличие от предыдущего, категориальный подход к изучению социальной структуры в качестве исходных элементов выбрал большие группы людей, объединяемых по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту и т. п.
Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной ...
... которых они начинаются. Пример оформления содержания приведен в приложении Б. 2.3. Структура введения Введение – обязательная структурная часть выпускной квалификационной работы, располагающаяся ... и методики эмпирического исследования; рассматривается научно-практическая значимость работы. 2.4. Структура основной части Основная часть должна содержать: обоснование выбора, направления исследования, ...
Одной из наиболее влиятельных категориальных теорий социальной структуры была марксистская, ставящая в основу классовый подход. К. Маркс разделял членов любого общества по главному, по его мнению, признаку – наличию или отсутствию собственности на средства производства. На этом основании им были выделены два основных класса – капиталисты, владеющие средствами производства, и пролетариат, лишенный права собственности на средства производства. В совокупности эти классы, а также ряд больших групп (крестьяне, мелкая буржуазия), и составляли классовую социальную структуру общества.
По марксистскому определению уже советского времени, социальная структура общества – это «совокупность социальных групп и отношений между ними».
Фактически интеграцией категориального и ценностно-нормативного подходов к проблеме социальной структуры является концепция П. Сорокина. Вводя понятие социального пространства как особого, отличного от геометрического, П. Сорокин понимает это пространство как совокупность всех социальных статусов данного общества. По аналогии с геометрическим, социальное пространство, также трехмерное, может быть отображено тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. При этом социальная позиция каждого индивида может быть зафиксирована с помощью конкретных значений на осях координат в соотношении с другими позициями. Таким образом решается проблема установления социальной структуры общества.
Одна из последних концепций социальной структуры, претендующей на обобщенный характер, предложена известным современным социологом П. Штомпкой. Общественная жизнь, по его мнению, категория наблюдаемая, эмпирическая. В отличие от нее, «социальная структура» – категория абстрактная, объяснительная, это глубинный слой социальной реальности. Штомпка подчеркивает латентный характер отношений социальной структуры, определяя ее как скрытую сеть устойчивых и регулярных социальных связей. Вслед за П. Сорокиным П. Штомпка утверждает, что из-за сложности социальной реальности не может быть одного основания для анализа социальной структуры общества. Он предлагает рассматривать ее в четырех измерениях: нормативном, идеальном, интеракционном и измерении интересов. Все они тесно взаимосвязаны, и изменения в одном из них влияют на все другие.
Нормативное измерение – это сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов.
Идеальное измерение – совокупность идей, убеждений, взглядов членов общности.
Интеракционное измерение – типичные для данной общности формы взаимодействия (взаимно сориентированных действий).
Измерение интересов – измерение, касающееся различных интересов (или, в веберовской трактовке, – жизненных возможностей) в доступе к общественным благам: власти, престижу, знаниям и т. п.
Каждая социальная позиция структуры может быть рассмотрена и, в каком-то смысле, измерена по всем четырем направлениям.
Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Классовая дифференциация общества.
В социологии известнычетыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы.
Социальная структура общества 4
... В ходе взаимодействий между людьми возникают разнообразные социальные общности и группы, которые во многом определяют социальную структуру. социальная структура общество статус Социальные общности - это структуры, объединяющие людей на основе какого-то сходного ...
Первые три характеризуютзакрытые общества, а последний тип —открытые.
Закрытым— является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Открытым- называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы. Припатриархальном рабстве— (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. Приклассическом рабстве -( зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе ко второй форме, а холопство на Гуси X—XII веков — к первой. Различаются источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым, или кабальным рабством. Третий источник — преступники. В средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.
На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.Рабовладение
— единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.
Кастовый строй
не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Он не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены).
Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.
Социальная психология 18
... процесс к процессуальным процессам -айофская(Партлэн) характере Личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Гумманистическая психология (Олпорт, Маслоу, Абра, Карл-Роджерс) Исследовали ... явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ...
Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).
В X—XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).
Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).
Теория стратификации П. Сорокина.
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) родился в семье мелкого ремесленника в городе Великий Устюг. После первого курса Петербургского психоневрологического института (негосударственный вуз, в котором функционировала первая в России кафедра социологии) он перевелся на юридический факультет Петербургского университета. В 1917 г. Сорокин – личный секретарь и консультант А. Ф. Керенского, депутат Учредительного собрания. В 1922 г. он был выслан из России в Германию, позднее переезжает в США. Питирим Сорокин занимает пост декана социологического факультета Гарвардского университета в течение 12 лет. В 1964–1965 гг. – президент Американской социологической ассоциации.
Творчество П. Сорокина обычно разделяют на два этапа: русский и американский. В 1920 г. выходит в свет основной труд русского этапа творчества П. Сорокина «Система социологии», в значительной степени испытывавший влияние позитивистской концепции, но отражавший новый подход. Сам автор называл его умеренной формой русского бихевиоризма. Социология понимается как наука, изучающая «жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».
П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология не ставит перед собой никаких конкретных задач – она лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели. Практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она должна осуществлять афоризм О. Конта: «знать – чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы мочь».
Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:
• социальная аналитика, изучающая строение социальных тел, их структуру и внутреннюю организацию;
Общество как социальная система 2
... в данной работе: изучить понятие общества как социальной системы; исследовать тенденции развития социальных систем; выявить особенности стратификации российского общества. 1. Общество как социальная система 1.1 Понятие социальной системы Что такое система вообще ...
• социальная механика, описывающая функционирование социальных агрегатов (групп, социальных институтов);
• социальная генетика, которая изучает развитие конкретно-исторических форм общественности.
Первичной единицей социологического анализа, согласно П. Сорокину, является взаимодействие. Общество есть только там, где есть взаимодействие. Разлагая взаимодействие на составные части, мы сможем разложить тем самым на части самые сложные социальные явления.
Предлагаемая схема изучения выделяет три компонента социального взаимодействия:
1) индивиды, два или более, «обусловливающие переживания и поведение друг друга»;
2) действия (акты), посредством которых они эти переживания и поведение друг друга «обусловливают» (влияют).
С одной стороны, каждый акт является внутренней реализацией психической жизни индивидов, с другой – раздражителем для окружающих;
3) проводники (символы действия), передающие действие или «раздражение» актов от одного к другому.
Проводником может быть любой «предмет», не обязательно материальный, наделяемый некоей символической нагрузкой. Проводник передает значимую информацию участникам взаимодействия. Функции проводника могут выполнять, например: язык (в том числе язык жестов, тела), музыка, деньги, цветы и пр. Те или иные предметы становятся проводниками, лишь наполняясь соответствующим смыслом.
Важное значение имеет понимание П. Сорокиным общества как особого социального пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т. д. Оно может быть изображено в виде обычной системы координат, где каждый индивид или группы индивидов занимают определенное место. Причем это не просто положение индивида (группы), астатус– положение, которое может быть соотнесено с положением других субъектов.
Развивая идею социального пространства, П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социологии революций.
Социальное неравенство существовало и будет существовать всегда. Социальная дифференциация, выраженная в специализации деятельности членов общества, делает необходимой организацию и кооперацию индивидуальных действий. Координация действий невозможна без субординации – иерархического подчинения, которое и воспроизводит неравенство.
В отличие от К. Маркса, жестко связывавшего классовую принадлежность с экономическими характеристиками, П. Сорокин вводит еще два основных параметра социальной стратификации: политический и профессиональный.
Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности– перемещения людей по позициям социального пространства, вертикальной илигоризонтальной.
Завершает социологическое наследие Питирима Сорокина теория социальной и культурной динамики. Истинным субъектом исторического развития в этой концепции выступает глобальная социетальная целостность – «социокультурная суперсистема». Поскольку, по мнению П. Сорокина, фундаментом всякой культуры служит именно ценность, каждая суперсистема имеет аксиологическое (т. е. ценностное) ядро.
Существуют три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный).
Тема 5. Социальная стратификация
... переводе «слоистость, напластование». Социальная стратификация — это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами. ... из основоположниковтеорий социальной стратификацииисоциальной мобильности) называл причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе, кроме того ...
Базой этой классификации является общефилософское представление о двойственной природе человека. В ней сосуществуют противоположности: «материальное» и «идеальное», «возвышенное» и «земное» и т. п. Отсюда вывод – культура может склоняться к одному из противоположных измерений либо стремиться к их гармоничному сочетанию.
Если в обществе преобладают материальные и утилитарные ценности, то мы имеем дело с чувственным типом культуры. Принципиально иным является идеациональный тип культуры. Первичным в нем признается потусторонний мир, знание дается человеку свыше – в виде дарованного свыше откровения. Этические принципы рассматриваются как божественные заповеди, а нужды и блага земной жизни являются второстепенными. Интегральный тип культуры – «золотая середина». Он сочетает в себе как эмпирические, так и сверхэмпирические аспекты «истинной реальности – ценности».
В истории человечества в различных обществах или на разных этапах развития одного общества можно наблюдать доминирование того или другого типа культуры. Но ни один из них не смог утвердиться навсегда.
По мысли П. Сорокина, культура не может развиваться на одном ценностном фундаменте долгое время, поэтому чувственная культура сменяла идеациальную, и наоборот. Макропроцесс культурной динамики развивается так же, как и другие социальные процессы, в режиме маятника.
Объективно такая позиция резко отличалась от взглядов большинства предшественников П. Сорокина, отстаивавших принципы прогрессизма. Общественное развитие в их глазах имеет восходящий характер независимо от того, как назвать конечную стадию: позитивная стадия, коммунизм, общество потребления и т. п.
П. Сорокин к концу своей творческой биографии достаточно определенно указывал, что современное общество находится в глубочайшем всестороннем кризисе. Современная чувственная культура исчерпала все свои резервы, умирает и скоро уступит место другой, которую в будущем постигнет та же участь.
Современные формы социального неравенства. Понятие элиты. Понятие маргинальности.
Известно, что люди не равны от рождения, хотя бы по своим биологическим характеристикам. Именно этим их неравенством объясняют появление социального неравенства и систем социальной стратификации на ранних этапах зарождения человеческого общества. Таким образом, социальная стратификация стала реальным фактом общественной жизни и атрибутом общества, а не отдельного человека.
В самом общем смысле стратификация – это неравномерное распределение жизненных ресурсов среди различных групп и слоев социальной общности. Различный доступ групп и слоев населения к общественным благам отражается в социальной структуре общества. Собственно, стратификационный подход к анализу социальной структуры общества и основан на выделении групп и слоев с разными возможностями потребления и доступа к ресурсам разного рода – не только экономическим, но и культурным и др.
Хотя распределение может быть неравномерным, что, с этической точки зрения, несправедливо, но это объективная реальность. П. Сорокин, на основе изучения исторических статистических данных, пришел к выводу, что никакой устойчивой тенденции обострения или снижения социального неравенства не существует. Имеются лишь временные отклонения в ту или иную сторону. Количество ресурсов в любом обществе, в любое время ограничено, и общество не может предоставить их всем поровну. Другой вопрос, по каким принципам происходит это распределение. Общества различаются и тем, в чем именно заключается неравенство, тем, как именно в них объясняется, почему люди занимают неравное положение.
Социальный проект «Береги себя»
... проекта 1.Название проекта: Социальный проект «Береги себя» 2. Описание проекта (миссия, уникальность, цели и задачи, целевая группа, учредители) Миссия: формирование половой культуры общества. Цели: - ... заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте; трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством; ранняя половая жизнь ...
Под системой социальной стратификации понимается совокупность способов, которой в обществе поддерживается неравномерность этого распределения. Социология различает общества, системы стратификации которых являются закрытыми. В этом случае возможность изменения индивидом своего социального положения, с которым жестко связан уровень доступа к общественным благам, маловероятна или отсутствует. Примером могут быть кастовые, сословные общества, где преобладают аскриптивные социальные статусы. Другой тип – общества с открытой стратификационной системой. В них возможность перехода из одного слоя в другой вполне реальна. Например, классовые общества, особенно достигшие постиндустриальной стадии развития, более открыты, чем традиционные. В них большее значение имеют не наследственные, а достигаемые статусы.
Социальное неравенство порождает богатых – людей, владеющих наибольшим количеством дефицитных ресурсов, и бедных, соответственно, имеющих минимальный доступ к общественным благам. Различают абсолютную и относительную бедность. Состояние, при котором индивид на получаемый доход не способен удовлетворить даже базовые потребности, либо удовлетворить их в объеме, обеспечивающем биологическую выживаемость, называется абсолютной бедностью. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать принятые в обществе «приличные» жизненные стандарты. Масштабы бедности характеризуются удельным весом части населения страны, которая находится у официально зафиксированной черты, или порога бедности. В России для этого используется показатель прожиточного минимума. В настоящее время, при всей сложности достоверного выявления этого параметра, около 30 % российского населения проживает у черты или за чертой бедности.
Бедность – не только экономическое понятие, но и особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение, сужающие возможности цивилизованного развития. Именно поэтому снижение масштабов бедности является важной задачей современного общества. Бедность порождается социальным неравенством, но характеризует лишь часть общества. Уровень социального неравенства характеризует общество в целом.
Одним из способов измерения экономического неравенства является сравнение самого высокого и самого низкого уровня доходов. П. А. Сорокин выявил, что в средневековой Германии их соотношение составляло 10 000 к 1, в средневековой Англии – 600 к 1. Другой косвенный способ – выяснение доли семейного дохода, которая тратится на продукты питания. Чем беднее семья, тем больше доля расходов на питание. Богатые в современном обществе тратят на свое питание всего 5–7% доходов.
Мерой неравенства, по П. Сорокину, могут служить два параметра:
• высота стратификации, которая показывает величину социальной дистанции между самым высоким и самым низким статусом в данном обществе;
• профиль стратификации, т. е. соотношение численности социальных позиций по мере повышения статусного слоя (страты).
Социальная мобильность
... различными позициями в иерархии (-ях) социальной стратификации». Классовое положение в рамках структуры занятости в современных обществах обычно пользуется первостепенным вниманием в исследованиях социальной мобильности. Важным считается также и происхождение ...
Чем выше уровень развития общества, тем ниже высота стратификации, и наоборот. В продвинутых обществах профиль стратификации приближается к ромбовидной форме за счет развитого «среднего класса». В отсталых – к пирамидальной, или, по сорокинской терминологии, «конусной».
Российский профиль стратификации, после дефолта 1998 г., напоминает треугольник с выступающим вертикально острым углом и скругленными нижними углами.
Важным эмпирическим показателем социального неравенства является децильный коэффициент: отношение доходов 10 % самых богатых к доходам 10 % самых низкооплачиваемых групп. В высокоразвитых индустриальных странах он составляет 4–7. Даже приближение этого коэффициента к 8 рассматривается там как показатель грядущих социальных потрясений. По данным международных источников, в 2003 г. в России децильный коэффициент составлял 21–24 (для сравнения: в Белоруссии – 7).
Что касается проблемы функций социальной стратификации, существуют различные точки зрения. В 1945 г. был сформулирован «тезис Дэвиса-Мура», названный так по имени авторов – приверженцев структурно-функционального подхода. Согласно ему, социальная стратификация проявляется в каждом человеческом обществе и благотворно влияет на жизнь общества. Существуют сотни профессий различной важности, которые требуют совершенно разной квалификации и способностей. Поэтому, чем функционально значимее выполняемая работа, тем выше должно быть вознаграждение. Такая стратегия способствует росту производительности труда, поощряет отдельных людей работать эффективнее, и полезна для общества в целом.
Критики этого тезиса отмечают, во-первых, сложность в определении действительной важности какой-либо работы. Во-вторых – именно социальное неравенство приводит к конфликтам и революциям.
В русле парадигмы социального конфликта отрицается полезность стратификации для всего общества, поскольку многие талантливые люди из низших слоев никогда не смогут получить образование, чтобы реализовать свой потенциал. На аргументы сторонников стратификации, что ценности и убеждения, которые узаконивают социальное неравенство, разделяют широкие слои населения, также дается весомый ответ. Эти ценности и убеждения отражают интересы более влиятельных членов общества и носят идеологический характер.
Нобелевский лауреат, экономист С. Кузнец в 60-е гг. ХХ в. выявил историческую тенденцию – усложнение технологий, как правило, сопровождается на первом этапе усилением социального неравенства, но впоследствии положение выравнивается. Эту тенденцию нарушило появление постиндустриального общества, в котором социальное неравенство увеличивается. Из всех стран с высокими доходами наибольшим экономическим неравенством отличаются США.
Элита — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функцииуправления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Слово также применяется для обозначения несоциальных субъектов, обладающих исключительными качествами (фактическими или мнимыми — например, в сельском хозяйстве, в коммерции).
Распространено ироническое применение термина. В обществе в отношении трактовки термина «элита» существует неоднозначность. Можно выделить два основных подхода: Аксиологический (ценностный) подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»).
Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума. Альтиметрический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием. Без жесткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.
Социальная мобильность населения
... Проблемы социальной мобильности. Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах различен и зависит от особенностей структуры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся социальные структуры, препятствующие различным видам социальной мобильности, другие ...
Маргинальные слои (лат — находящийся на краю).
У этого понятия есть 2 значения:
1. это слои, классовый статус которых явл. неопределенным
Маргинализация — это неизбежный компонент любой перестройки соц.структуры
2. это группа населения выпавшие из общ. производства на соц.дно
Социальная структура.
Понятие социальной структуры (от лат. structura – строение) является одной из важнейших категорий социологии и, одновременно, имеющей множество несовпадающих определений. Интерес к этой категории вызван тем, что решение проблемы определения социальной структуры является ответом на вопрос о строении общества, объяснением того, что лежит в его основе.
Даже когда мы говорим о структуре в обыденном смысле, мы подразумеваем, что это некий порядок, уклад, форма организации составных частей явления, который противостоит хаосу, беспорядку. В социологии имеется много теорий и концепций, посвященных изучению социальной структуры. В последние десятилетия общераспространенным стал подход, рассматривающий ее не как нечто застывшее, «железобетонное», а как динамично изменяющуюся систему.
В теоретической социологии преобладают два подхода к определению сущности социальной структуры – ценностно-нормативный и категориальный.
Наиболее ярко ценностно-нормативный подход представлен школой структурного функционализма. Основной идеей структурного функционализма является первоначальное выделение элементов социального взаимодействия, затем – выяснение их места и значения в этом взаимодействии. Поскольку общество, в концепции структурных функционалистов, представляет собой бесконечное множество взаимодействий, для решения вопроса о его строении необходимо выделить наиболее устойчивые и повторяющиеся черты.
В качестве основы социальной структуры были выделены позиции, занимаемые людьми в общественной жизни: именно совокупность позиций, а не конкретных людей, которые их занимают. Хорошей аналогией является многоквартирный дом, на разных этажах которого проживают люди. Жильцы приезжают, уезжают, иногда переезжают с одного этажа на другой и т. д., но дом остается таким же, каким был. И количество этажей, и расположение квартир, т. е. их взаимосвязь, не меняется. Примерно так же упорядочены позиции, занимаемые людьми в обществе: какая-то выше, какая-то ниже, слева, справа и т. п.
Упорядоченность социальных позиций в любой социальной общности обеспечивается различием статусов. Таким образом, социальная структура любой общности, в концепции структурного функционализма, это иерархически упорядоченная совокупность безличных социальных позиций.
В отличие от предыдущего, категориальный подход к изучению социальной структуры в качестве исходных элементов выбрал большие группы людей, объединяемых по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту и т. п.
Одной из наиболее влиятельных категориальных теорий социальной структуры была марксистская, ставящая в основу классовый подход. К. Маркс разделял членов любого общества по главному, по его мнению, признаку – наличию или отсутствию собственности на средства производства. На этом основании им были выделены два основных класса – капиталисты, владеющие средствами производства, и пролетариат, лишенный права собственности на средства производства. В совокупности эти классы, а также ряд больших групп (крестьяне, мелкая буржуазия), и составляли классовую социальную структуру общества.
По марксистскому определению уже советского времени, социальная структура общества – это «совокупность социальных групп и отношений между ними».
Фактически интеграцией категориального и ценностно-нормативного подходов к проблеме социальной структуры является концепция П. Сорокина. Вводя понятие социального пространства как особого, отличного от геометрического, П. Сорокин понимает это пространство как совокупность всех социальных статусов данного общества. По аналогии с геометрическим, социальное пространство, также трехмерное, может быть отображено тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. При этом социальная позиция каждого индивида может быть зафиксирована с помощью конкретных значений на осях координат в соотношении с другими позициями. Таким образом решается проблема установления социальной структуры общества.
Одна из последних концепций социальной структуры, претендующей на обобщенный характер, предложена известным современным социологом П. Штомпкой. Общественная жизнь, по его мнению, категория наблюдаемая, эмпирическая. В отличие от нее, «социальная структура» – категория абстрактная, объяснительная, это глубинный слой социальной реальности. Штомпка подчеркивает латентный характер отношений социальной структуры, определяя ее как скрытую сеть устойчивых и регулярных социальных связей. Вслед за П. Сорокиным П. Штомпка утверждает, что из-за сложности социальной реальности не может быть одного основания для анализа социальной структуры общества. Он предлагает рассматривать ее в четырех измерениях: нормативном, идеальном, интеракционном и измерении интересов. Все они тесно взаимосвязаны, и изменения в одном из них влияют на все другие.
Нормативное измерение – это сеть характерных для общности норм, ценностей и институтов.
Идеальное измерение – совокупность идей, убеждений, взглядов членов общности.
Интеракционное измерение – типичные для данной общности формы взаимодействия (взаимно сориентированных действий).
Измерение интересов – измерение, касающееся различных интересов (или, в веберовской трактовке, – жизненных возможностей) в доступе к общественным благам: власти, престижу, знаниям и т. п. Каждая социальная позиция структуры может быть рассмотрена и, в каком-то смысле, измерена по всем четырем направлениям.
Социальная структура современного российского общества. Проблема среднего класса в современном российском обществе.
Социальная структура современной России — это структура государства переходного типа — из социализма в капитализм, эту эпоху называют периодом первичного накопления капитала. Такое общество описали исследователи общества середины — конца XIX века, среди них М. Вебер и К. Маркс. Принятое в современной науке положение о переходных обществах, как сердцевине теории «модернизации»1, имеет глобальное значение и призвано характеризовать главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа. Нас, разумеется, интересует, какие именно аспекты теории «модернизации» применимы к современной России. Но особенно важно знать, в чем российское своеобразие такого перехода, от чего к чему и как-конкретно он осуществляется. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:
а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;
б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;
в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;
г) «модернизированность», «развитость», «современность» — это комплексный феномен, имеющий технологические, экономические, политические, социальные и психологические измерения, а сама модернизация — сложный комплексный процесс изменения по каждому из указанных направлений; сердцевиной всех изменений является научно- технический и технологический прогресс, который определяет необходимость и условия соответствующих изменений и в других сферах.
Итак, средние классы в России, хотя и невелики по своему размеру, все же существуют.
Процесс формирования среднего класса, способного жить в условиях рыночной экономики и демократии, идет. Хотя следует признать, что идет он крайне противоречиво. И дело не только в том, что за короткий исторический срок качественно изменить социальную структуру общества, складывающуюся десятилетиями, сформировать устойчивое самостоятельное и в экономическом, и в политическом отношении сословие очень трудно. Проблема — в самом качестве нынешнего «рынка» и «демократии». Когда реформы буксуют, а разочарование в демократических идеалах постперестроечных времен налицо, растут социальная поляризация и отчуждение граждан от общества и государства. Получается, что сама логика российских реформ в том виде, как они осуществляются, — против создания в стране мощного среднего класса Рубвальт, Д.А. О приоритетах и темпах социально-экономического развития.
Тем не менее, даже при неблагоприятных экономических условиях в России есть социальные слои, которые по общепринятым критериям (душевой доход, социальный статус, стандарты потребления, образование и др.) могут быть отнесены к среднему классу.
Российский средний класс обладает рядом качеств, которые позволяют говорить о его высокой «живучести», сопротивляемости неблагоприятным условиям.
Это — высокий по сравнению с другими слоями общества уровень адаптированности к рыночной экономике.
Это — высокая социальная мобильность и гибкость, ориентация на максимальное использование своих ресурсов, главным из которых является высокое качество рабочей силы и готовность к дальнейшему повышению стоимости своего «человеческого капитала».
Это — иное, по сравнению с другими слоями общества, отношение к государству. На фоне довольно распространенного в обществе патернализма представители среднего класса в большей степени склонны полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха.
Это, наконец, наличие ряда ценностей, разделяемых большинством представителей среднего класса, — ориентация на социальное рыночное хозяйство, ценности индивидуальной свободы, приоритет частной собственности и ряд других.
Таким образом, при изучении среднего класса эмпирически фиксируется центральная проблема социально-экономического развития российского общества: собственно средний класс, который является основанием политической устойчивости, составляет меньшинство; большая же часть средних слоев остается на грани бедности, и, следовательно, их стабилизирующая роль остается весьма проблематичной.
Социальная мобильность.
Социальная мобильность (от лат. – движение, перемещение) – это совокупность социальных перемещений людей в обществе – изменение их социальных статусов. Мобильность отражает динамику социальной структуры и тесно связана с социальным неравенством и социальной стратификацией. В широкий научный оборот это понятие ввел П. А. Сорокин.
Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная (восходящая и нисходящая) и горизонтальная.
Межпоколенная мобильность отражает изменение социальных статусов представителей последующих поколений по сравнению с предыдущими. Например, в XX в. расширение образовательных возможностей широких слоев населения развитых стран сделало вполне обычной ситуацию, когда выходцы из рабочей среды получали высшее образование и более высокий социальный статус. Здесь мы имеем восходящую межпоколенную мобильность. Однако не являются исключением случаи, когда представители высших слоев в результате личных причин или в ситуации изменений общественного строя, войн и революций снижают свой социальный статус. Это называется нисходящей межпоколенной мобильностью.
Внутрипоколенная мобильность, которую можно назвать также социальной карьерой, отражает изменение социальных позиций человека на протяжении его жизни. Она также может быть восходящей и нисходящей.
Вертикальная мобильность заключает в себе восходящие и нисходящие процессы мобильности – в зависимости от направления перемещения. Если получаемый социальный статус выше прежнего – мобильность восходящая, если ниже – нисходящая.
Горизонтальная мобильность – это перемещение из одной социальной группы (слоя) в другую, имеющую равный по уровню статус. Например, это может быть перемещение из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный социальный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую. Она подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса – туризм, переезд на другое место жительства и т. п. Если при переезде меняется социальный статус, то такую мобильность называют миграцией.
На характер мобильности оказывают влияние пол, возраст, уровень смертности и рождаемости, плотность населения, однако самым главным фактором является степень открытости системы стратификации. Так, кастовые и сословные общества, относящиеся к закрытым, практически исключают восходящую вертикальную мобильность вне того слоя, к которому принадлежит человек. С развитием человеческого общества границы между слоями становятся более проницаемыми, как в Индии, где кастовое деление до сих пор весьма ощутимо, так и в тех странах, где изменилась система стратификации.
Если вспомнить российскую историю, то от крепостничества, когда крепостному крестьянину получить «вольную» было совершенно невозможно, произошел вначале небольшой сдвиг – за особые заслуги можно было стать свободным человеком, а затем – отмена крепостничества. Аналогично, наследственных бояр при Петре Первом сменили дворяне, и личное, а впоследствии и потомственное дворянство получили за свои заслуги многие простолюдины.
Мировая тенденция состоит в снижении барьеров между стратами, что обеспечивает путь наверх большему числу способных и талантливых людей, от чего выигрывает все общество. Высшие социальные слои общества количественно меньше, чем средние и низшие классы, поэтому недостаток мобильности в обществе может создавать социальную напряженность. Так, например, широко известная студенческая революция 1968 г. во Франции была вызвана, в том числе, недостаточным количеством социальных позиций для занятия молодыми образованными людьми. Во многих странах законодательно запрещено работать людям, достигшим определенного статуса, после выхода на пенсию.
По социально-демографическим показателям в целом более мобильны мужчины и молодые люди, чем женщины и пожилые. Там, где высок уровень рождаемости, больше молодежи, которая более подвижна.
Уровень рождаемости на разных ступенях социальной лестницы существенно различается. Здесь также прослеживается общемировая тенденция: чем выше социальная позиция человека, тем меньше у него детей, и наоборот. Например, фермеры и сельскохозяйственные рабочие в США имеют в полтора раза больше детей, чем это необходимо для самозамещения, в то время как у профессионалов собственных детей для заполнения в будущем их позиций не хватает.
Помимо индивидуальной мобильности, выделяют групповую, когда целые классы и группы людей изменяют свой статус, теряя свое привилегированное положение или приобретая его. Чаще всего это происходит в периоды войн и революций. Так, после Октябрьской революции 1917 г. в России были отменены все прежние сословия, причем высшие были лишены многих гражданских прав. Новая элита формировалась, как правило, из бывших разночинцев или рабочих и крестьян. Индивидуальная мобильность в большей степени связана с достигаемыми статусами, а групповая – с аскриптивны-ми, приписываемыми.
Для обеспечения возможности сравнения характера мобильности в различных обществах П. Сорокин ввел два параметра:
• интенсивность мобильности – вертикальная социальная дистанция, или количество слоев – экономических, профессиональных или политических, проходимых индивидом за определенный период времени;
• всеобщность мобильности – число индивидов, которые изменили свое положение в вертикальном направлении за определенный временной промежуток. Абсолютная величина дает абсолютную всеобщность, относительная ко всему населению – относительную.
38. Понятие «Личность».
Понятие «личность» широко используется в ряде научных дисциплин. В зависимости от специфики их предмета на первый план выходят биологические, психофизиологические, психологические или иные свойства личности. В социологии, не отрицая роль биогенных и психогенных факторов личности, принято говорить о личности как системе социально значимых качеств индивида, обусловленных его включенностью в общественные отношения и проявляющихся в поведении и деятельности.
Уже Э. Дюркгейм утверждал, что общество пребывает не только «вне нас», но и «внутри нас». Именно это отражение общества внутри нас и есть личность, формирующаяся под влиянием интернали-зации социальных фактов в процессе социализации индивида. В современном понимании социализация – это освоение индивидом социальных норм и функций (социальных ролей) через овладение многообразными видами и формами деятельности. И хотя личность, несомненно, есть отражение и продукт общества, комплекс «социально значимых черт» опирается на своеобразие биологических и психических свойств индивида. Даже сам процесс социализации существенно зависит от особенностей познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания и мышления индивидов.
Тесная связь психических и социальных качеств личности нашла отражение в том, что концепции личности, первоначально разработанные в рамках психологических теорий, в настоящее время включаются в предметное поле социологии. Так, психоаналитическая теория личности З. Фрейда однозначно присутствует во всех популярных западных учебниках по социологии, и на это есть серьезные основания. Из трех основных, по Фрейду, компонентов личности лишь «Ид» – бессознательное – является чисто биологическим. Второй элемент, «Эго», представляет собой сознательные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений с требованиями общества. Третья сфера личности, «Супер-Эго», олицетворяет культурные ценности и нормы общества, интернализованные индивидом. Таким образом, здесь подчеркивается ведущая роль общества в формировании личности.
Чтобы объяснить, каким образом социальный опыт формирует личность индивида, Дж. Мид разработал теорию социального бихевиоризма (1934).
Центральное место в ней занимает понятие «Я» – часть личности, которая складывается из самосознания и образа «Я». Личность является продуктом социального опыта и отсутствует при рождении. Социальный опыт есть обмен символами, воспринимая которые, люди понимают намерения других людей, но для понимания смыслов необходимо представить ситуацию с точки зрения «Другого». В собственном воображении мы занимаем позицию другого человека – принимаем роль «Другого» и с этой позиции изучаем себя, осознаем себя.
В своей теории Дж. Мид использовал важный вывод о формировании наших представлений о себе, содержащийся в концепции «Зеркального Я» Чарльза Кули: они зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. «Зеркальное Я» – это образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.
Ключ к развитию «Я» – научение принимать роль другого. На первом этапе жизни это делается ребенком в виде имитации чужих действий без понимания лежащих в их основе намерений. По мере овладения языком и другими символами появляющееся у ребенка «Я» развивается в играх. Простые игры требуют принятия одной роли значимого другого, а по достижении стадии сложных игр– сразу нескольких ролей. Последней стадией развития «Я» является умение принимать все возможные в данном обществе позиции других – стадияобобщенного «другого», когда в качестве системы координат для оценки самого себя человек использует распространенные культурные нормы и ценности общества.
В отличие от теории З. Фрейда, где роль биологических влечений весьма велика, мидовская концепция личности полностью социальна.