Эгоцентрическая речь наблюдается в возрасте трех-пяти лет (нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу. Эгоцентрично говорящий ребенок не интересуется тем, кому он говорит, насколько хорошо его слышат и понимают. Его «собеседником» становится первый встречный. Ребенок довольствуется лишь видимым интересом окружающих к его высказываниям или не замечает полное отсутствие такового и придерживается иллюзии, что другие воспринимают и переживают происходящее абсолютно также, как и он. Эгоцентрическая речь характеризуется неспособностью говорящего воспринять точку зрения собеседника с целью понять его или воздействовать на него: здесь вместо центрирующего диалогического отношения «Я — Ты» в центр помещено монологическое «Я», жестко предопределяющее любую «познавательную перспективу». Причем собственная позиция недостаточно отдифференцирована, а иногда и вовсе не отделена от других возможных.
Анализируя высказывания детей, Ж. Пиаже подразделил эгоцентрическую речь на три относительно самостоятельные категории:
Эхолалия или простое повторение, принимающее форму своеобразной игры: ребенку доставляет наслаждение повторять слова ради них самих, абсолютно ни к кому не обращаясь.
Монолог или вербальное сопровождение (аккомпанемент) производимых действий.
Монолог вдвоем или коллективный монолог — наиболее социализированная разновидность эгоцентрической речи, при которой к удовольствию произносить слова добавляется удовольствие от подлинного или мнимого привлечения внимания и интереса других; однако высказывания по-прежнему ни к кому не обращены, так как не учитывают альтернативных точек зрения.
Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, — «скандирование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удовольствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.
В данном типе речевого поведения Пиаже усматривал частный случай детского «эгоцентризма» — доминирующей установки, «умственной позиции» (или преобладающей системы мировоззрения) детского возраста, которая выражается в общей неспособности занять позицию другого и преодолевается в ходе постепенной «децентрации» — повышения восприимчивости ребенка к точкам зрения и способам восприятия, альтернативным его собственным.
Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической ...
... и переживания других людей. Речь эгоцентрическая – одно из внешнихпроявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе,регулирующая ... заключается в изложении основных положений теории Ж. Пиаже иЛ.С. Выготского, сопоставлении их и возможности сделать ... экспериментов ондоказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияютна речь детей, на их ...
В свою очередь, социализированная речь резко отличается от всех монологических форм эгоцентрической речи своей адресностью, направленностью на собеседника, и может включать такие различные по содержанию элементы, как: — передаваемая информация, — критика; — побуждения к действию или запреты (приказания, просьбы, угрозы…); — вопросы; — ответы.
Фундаментальные исследования так называемой «эгоцентрической речи ребенка» в отечественной психологии были проведены Л.С. Выготским. По Выготскому, эгоцентрическая речь феноменологически может быть описана как особый вид речи маленьких детей, которая не служит целям общения (сообщения), существенно не изменяет поведения ребенка, а лишь сопровождает как аккомпанемент его деятельность и переживания. Это ни что иное, как речь, обращенная к самому себе с целью воздействовать на собственное поведение. Постепенно эта форма вербального самовыражения становится все более непонятной для окружающих, к началу школьного возраста ее удельный вес в речевых реакциях ребенка («коэффициент эгоцентрической речи») снижается до нуля. По мнению Ж. Пиаже, эгоцентрическая речь на пороге школьного обучения становится попросту ненужным рудиментом и отмирает. Л.С. Выготский придерживался в этом вопросе иного мнения, он полагал, что данная форма речевой деятельности не исчезает бесследно, но переходит во внутренний план, становится внутренней речью и начинает играть важную роль в управлении поведением человека. Иными словами, сходит на нет не эгоцентрическая речь как таковая, а только ее внешняя, коммуникативная составляющая. То, что представляется несовершенным коммуникативным средством, на деле оказывается тонким инструментом саморегуляции.
Согласно данным Выготского, который модифицировал исследовательскую методику Пиаже, в случаях затруднений и препятствий осуществлению какой-либо деятельности коэффициент эгоцентрической речи, т.е. количество эгоцентрических высказываний заметно возрастает. Причем в них находит отражение план деятельности, ее поворотные моменты, существенные изменения, конечный результат; нередко озвучиваются возникающие трудности, проговариваются конкретные действия и операции, выполняемые ребенком Как считал Выготский, целесообразность этих эгоцентрических высказываний, их очевидная связь с наблюдаемыми поведенческими актами не позволяют, вслед за Пиаже, признать этот тип речевой активности «вербальным сновидением». В данном случае имеют место попытки совладения и разрешения проблемной ситуации, что роднит эгоцентрическую речь (в функциональном отношении) уже не с детским эгоцентризмом, но с реалистическим мышлением взрослого. Эгоцентрические высказывания ребенка.
I
в затрудненных условиях деятельности по функциям и содержанию подобны молчаливому продумыванию сложной задачи, т.е. внутренней речи, характерной для более позднего возраста.
По Выготскому, речь изначально социальна, т.к. ее исходные функции — сообщение, коммуникация, установление и поддержание социальной связи. По мере психического развития ребенка она дифференцируется, распадаясь на коммуникативную и эгоцентрическую речь, причем во втором случае наблюдается не эгоистическое замыкание мысли и слова в самих себе, а переход коллективных форм речевой активности во внутренний план, их целесообразное использование «для себя». Линия развития речи может быть отражена в следующей схеме:
Развитие и взаимосвязь речи и мышления
... дошкольном возрасте. Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что мышление и речь у детей дошкольного возраста взаимосвязаны. Методологическая база исследования: данной проблемой занимались Г. Эббингауз, ...
социальная речь — эгоцентрическая речь — внутренняя речь.
Выготский показал в полемике с Пиаже, что эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, эгоцентрическая речь — как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Можно сделать вывод, что она отражает одну из важнейших стадий интериоризации речи, обеспечивающей становление ее регуляторной функции.
Взаимосвязь мышления и речи
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Расстройства речи
Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств
Расстройства речи— собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.
Расстройства (нарушения) речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.
Основные виды речевых нарушений:Дислалия— (от греч.dis — приставка, означающая частичное расстройство, и laliо — говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия яляется одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже — пропуски).
Известны две основные формы дислалии: функциональная и органическая. Функциональная дислалия — отсутствие органического нарушения в строении артикуляционного аппарата. Органическая (механическая) дислалия – наличие анатомических дефектов органов артикуляции (зубов, челюстей, языка, нёба).
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
... текста. Глава I. Теоретические основы изучения особенностей нарушения свистящих звуков у детей 1.1. Понятие о дислалии Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими ... сенсорном звене механизма восприятия речи. Это операции опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Основой нарушения является недостаточная сформированность фонематического ...
У детей, как правило, дислалия сопровождается нарушениями письменной речи.Заикание- нарушение речи, при котором речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных звуков, слогов или целых фраз. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту).
Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха.Афазия(от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) утрата речи – системные нарушения речи, которая уже была развита. Афазия возникает при локальных органических поражениях коры левого полушария (у правшей) в результате перенесенных травм, опухолей и т.д. Афазия затрагивает фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяется семь форм афазии: сенсорная афазия (нарушение фонематического слуха); акустико–мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти); оптико–мнестическая афазия (нарушение зрительной памяти); семантическая афазия (дефекты симультанного анализа и синтеза); афферентная моторная афазия (нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов); эфферентная моторная афазия (нарушение кинетической организации речевых актов ); динамическая афазия (нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.
Афония- (а + греч. phone — голос) — потеря голоса. В силу органических поражений центральной нервной системы или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах) больной теряет звучность голоса, хотя сохраняется шепотная речь. То есть афонию можно определить как потерю громкого голоса. Характерно неполное смыкание голосовых связок при слабом их напряжении, однако во время аффекта может внезапно появиться громкий, звучный голос. Афония может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей – при внезапных и сильных волнениях. Афония — нередкий симптом истерических психозов и неврозов. Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, учителей, актеров, при внезапных и сильных волнениях. Также может быть последствием операций на щитовидной железе при повреждении возвратного нерва.Дисфония- (dysphonia; греч. dys- + phone звук, голос) — расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с металлической окраской и т.п. Среди причин вызывающих голосовые расстройства можно назвать грипп, ОРВИ, ангину, трахеит, бронхит. Особое место среди голосовых расстройств можно уделить перенапряжению голоса, особенно когда люди стараются перекричать других в компании, в шумном помещении или, несмотря на недомогание, отправляются читать лекцию и преподавать предмет. Микроклимат в помещении, в котором человек проводит много времени, также может служить причиной дисфонии. Сырость, пыль, температурные перепады могут оказывать негативное воздействие на голосовой аппарат. Может возникать в результате различных заболеваний гортани, глотки, языка или полости рта, а также вследствие психогенных расстройств .Дизартрия(от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии больной не может выговаривать не отдельные звуки, а страдает вся произносительная сторона речи. У страдающих дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры (мягкого неба, языка, губ).
Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...
... восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. логопедический нарушение речь Второй уровень речевого развития. Переход к нему ... без труда общается с другими людьми, окружающими. В данном возрасте речь становится основным средством для общения, ... обучении. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, ...
Дизартрия возникает при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Эти поражения могут произойти во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
В детском возрасте при дизартрии могут нарушаться чтение и письмо . Во взрослом возрасте дизартрия сопровождает, как симптом, афазию (последствие кровоизлияния в мозг).Ринолалия(от греч. rhinos – нос, lalia-речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, по причине анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи — открытая ринолалия.( целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна).
Либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков — закрытая ринолалия. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков. Причины возникновения ринолалии можно разделить на органические (функциональные центрального или периферического характера) и врожденные (приобретенные)Аграфия- (a-grapho-не пишу; лат.) нейропсихологическое нарушение, расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полной утрате способности письма при сохранении двигательных функций руки. Аграфия в большинстве случаев возникает совместно с афазией, при поражении левой височной коры. При тяжелой степени аграфии больной абсолютно не может писать, а при легкой — грубо искажает написание слов, пропускает и переставляет буквы (литеральная параграфия), пропускает и переставляет слова (вербальная параграфия), неспособен соединять буквы и слоги. При афатической аграфии проявляются дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Возможна также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. Патологический процесс при чистой (оптической) аграфии локализуется в угловой извилине, у правшей слева .Алексия– (от греч. а – отрицат. частица и lexis – слово) неспособность овладения процессом чтения. Существует несколько форм алексии. Оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы, либо целые слова. Возникает при поражении коры затылочных долей. Слуховая алексия, при которой нарушаются фонематический слух и звукобуквенный анализ слов. Возникает при поражении коры височной области левого полушария (у правшей).
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Кинестезическая моторная алексия определяется нарушением кинестезической основы речевого процесса. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).
Кинетическая (эфферентная) моторная алексия, при которой нарушается кинетическая, сукцессивная организация речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).
И особая форма алексии, при которой нарушается целенаправленный характер чтения, отключено внимание. Возникает при поражении коры лобных долей мозга. Также существуют два вида нарушения темпа речибрадилалия- патологически замедленный темп речи,и тахилалия- патологически ускоренный темп речи.
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности человека
Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики).
Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.
Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.
Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение и творчество 2
... им раньше не воспринимался. творческое воображение (иногда приравнивается к творческому мышлению, креативности, творчеству вообще) - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Предполагает наибольшую активность и субъективность ...
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.
Функции воображения:
Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.
Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Планирование и программирование деятельности — составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
... 8-ми, 9-ти месяцам. Собственно воображение возникает тогда, когда ребенок создает мифы, субъективно представленные в фантазии ребенка как реальная действительность. Данный этап, по мнению Дж. ... обстановки. Автором были выделены два этапа в развитии фантазии. Первый этап является предпосылкой возникновения воображения и характеризуется преобладанием восприятия. Дж. Селли относил начало этого этапа к ...
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека.