СЕМЕЙНЫЕ .
Супружеские К. и методы их разрешения. Классификация супружеских конфликтов.
В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют конфликтные, кризисные, проблемные и невротические семьи.
Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение , порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции . Однако брачный союз может длительно сохранятся благодаря другим факторам , которые скрепляют брак, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям . Как правило , в таких семьях речь о разводе не ведется , супруги находят внутренние резервы для разрешения конфликтов .
Кризисная семья . В таких супружеских союзах противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи . Супруги занимают непримиримые м даже враждебные позиции по отношению друг к другу , не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения . К кризисным можно отнести союзы , которые распадаются или находятся на грани распада.
Проблемная семья . Для нее характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций , способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья , осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем.
Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов , а накопление воздействия психических трудностей , с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу , повышенная агрессивность и т.д.
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
неопасными — возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, кофликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «к утру всё пройдёт»;
опасными — разногласия возникают из за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких — то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приёмы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
особо опасными — приводят к разводам.
Особенности семейных конфликтов
Особенностью семейных конфликтов является форма их протекания. Они отличаются:
Специфика МЛО в семье. типология семей. проблемные семьи. конфликты.разводы
... конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации Проблемные (неблагополучные 0) семьи Неблагополучные семьи ... сочувствия, соучастия успешное межличностное общение между супругами невозможно. СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ. Первая стадия - период глубокой страстной ...
· Повышенная эмоциональность сторон
· Скоростью развития на каждом этапе
· Формами противоборства ( упрёки, оскорбления, угрозы, ссоры, скандалы, нарушения общения)
· Способами их решения (примирение, взаимные уступки, достижение согласия, развод).
· Самой существенной особенностью семейных конфликтов является то, что они могут иметь тяжелые последствия , и нередко заканчиваются трагически.
Причины супружеских конфликтов
· Неудовлетворение потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнёра, его пренебрежительное, неуважительное отношение — обиды, оскорбления, не обоснованная критика, ревность;
· Неудовлетворённость сексуальных потребностей одного или обоих супругов, имеющая различную основу — пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания, безграмотнотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни, мужская импотенция или женская фригидность, различные болезни супругов, незнание физиологических и психологических различий между мужчиной и женщиной;
· Неудовлетворение потребностей одного или обоих супругов в положительных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов;
· Пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, наркотикам;
· Неудовлетворённая потребность в материальном обеспечении семьи — содержание семьи, вклады каждого из партнёров в семейный бюджет;
· Различия в потребностях по проведению досуга, увлечений;
· Неудовлетворённая потребность во взаимопомощи, взаимоподдержке, сотрудничестве, а также распределении семейных ролей;
· Неудовлетворённая потребность супругов в питании, одежде, благоустройстве домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из супругов.
Методы мирного разрешения конфликтов
Самые распространённые семейные ссоры происходят на почве того, что один из супругов долгие годы пытается перевоспитать свою половину. В двух случаях из трёх инициатором ссор выступает жена. Вообще же исследователи пришли к заключению, что большинство семейных ссор обусловлено особенностями женской памяти, которая более цепко, чем мужская, удерживает все подробности прошлых обид и огорчений. И как только возникает похожий повод , прежние неприятные переживания всплывают в памяти и обретают новую силу .
Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать, т.е. идти на компромисс . Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый . Он характеризуется поиском наиболее удобного и справедливого для обоих супругов решения, равенства прав и обязанностей, откровенностью требований, взаимными уступками. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти всегда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции доброты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к другу. Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?».
Семейные конфликты и их решения в семьях
... что одной из основных причин семейных конфликтов является недостаточная осведомленность супругов друг о друге. Следствием является и личностное непонимание, и ... эмоциональным проблемам, насилию, а иногда один или оба партнера ищут внимания и компании вне дома. Сопоставьте эти ... для курсовой работы, я остановилась на теме «Семейные конфликты и пути решения их в семьях», потому что семья – древнейший ...
Однако часто супруги избирают иные стратегии выхода из конфликта, которые в итоге создают психотравмирующую обстановку как для супругов, так и для всей семьи в целом.
К ним можно отнести:
Во-первых, стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликтной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внимание позицию каждого из них. Такая ситуация ведет к накоплению раздражения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда к рукоприкладству.
Во-вторых, «уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а конфликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей ситуации, причин разногласий и окончательного принятия решения.
В-третьих, «сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из конфликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений. Но это получается далеко не всегда.
В-четвертых, стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризуется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, которое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора конфликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из партнеров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.
Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.
· Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
· Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
· Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций — прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
· Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
· Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
· Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
· Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
· Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
· Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
· Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
· Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
· Осознавать причины и последствия неверности.
Психологические особенности агрессивного поведения детей подросткового ...
... педагогической литературе. 2.Определить уровень агрессивности у детей, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната. ... социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена ... 14 2.1Основные психологические особенности подростков…………………14 2.2Подростковый кризис………………………………………………….…19 3. Агрессивное поведение у подростков ...
Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей
Конфликты между родителями и детьми — одни из самых распространенных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30\% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом отечественных психологических исследований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.
Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.
Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.
Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности. В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата.
Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
Неэффективность родительского отношения к ребенку. А. Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:
1) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;
2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;
3) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;
4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.
Наиболее типичный случай — конфликтное общение родителей влияет на их отношение к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может быть не менее сильным.
К сказанному можно добавить также использование родителями таких деструктивных стилей родительского воспитания, как:
Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...
... развивающих занятиях. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, ... обучения родителей методам коррекционной работы с аутичным ребенком. Е.Р. Баенская анализирует основные проблемы взаимодействия родителей с аутичным ребенком дошкольного возраста: трудности организации ребенка, ...
авторитарный (или автократический) стиль, который характеризуется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуальных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисциплинарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах;
либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстраненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется принцип «делай, что хочешь». В такой семье родители, как правило, безразличны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивности и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семейным конфликтам.
Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.
Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6—7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту 12—14 лет); подростковый кризис 15—17 лет (Д. Эльконин).
Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторами выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, неумеренная аффектация, повышенная тревожность, периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.), ортодоксальность убеждений.
Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.
Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей).
Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).
Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей со взрослыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).
Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:
• отсутствие контакта с детьми — непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности, чуждости ребенку;
Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции
... авторитет в ней. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. 1. Тип внутрисемейных отношений. ... стремиться. 2. Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы Конфликты занимают существенное место ...
• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;
• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких (сын бросил институт, дочь сделала два аборта);
• проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);
• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков.
• сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную.
Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются:
психологическое просвещение родителей;
семейное индивидуальное и групповое консультирование;
семейная групповая и индивидуальная психотерапия.
Понятие организации и конфликтов в ней
Организация как социальный институт имеет ряд основных признаков:
• объединение в своем составе не менее двух человек;
• наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;
• совместный труд в интересах общей цели;
• наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.
Исходя из этого, можно дать следующее определение организации:
Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.
Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.
Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.
Факторы внутренней и внешней среды организации могут становиться причиной конфликтов.
Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.
При анализе таких конфликтов важно учитывать не только внутреннюю среду организации, интересы и ценности субъектов социального взаимодействия, но и ее внешнюю среду.
Конфликт в организации — это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия между людьми и их группами при решении вопросов производственного и личного порядка. Конфликтом можно назвать отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, социальными группами) в рамках организации. В основе конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний. В трудовых коллективах конфликты неизбежны, поскольку в процессе совместной трудовой деятельности участвуют люди разные по уровню профессиональной подготовки, по социальному положению, жизненному опыту, темпераменту.
Взаимоотношения в организации. Конфликты методы их разрешения
... организации. [5] 1.3 Последствия конфликтов. Их влияние на работу персонала По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивный конфликт ... поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности; — сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических ...
Выделяют внутренние и внешние факторы, способствующие возникновению социальной напряженности.
К внутренним факторам относятся:
• невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;
• нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов;
• невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать;
• отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников;
• конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;
• внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников;
• подстрекательская деятельность неформальных лидеров. К внешним факторам относят:
• дестабилизацию обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;
• возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости;
• ущемление социальных льгот в новых законодательных актах;
• резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива.
Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации.
Одной из сложных сфер социальных отношений являются управленческие отношения.
Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности – экономике, политике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации. Управление как один из самых сложных видов социальных отношений сопряжено с множеством проблем и противоречий, которые создают предпосылки для конфликтов в этой сфере. Именно эти проблемы освещены в данной теме.
является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и т. д.).
Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способам разрешения.
В данной теме рассматривается многообразие и специфика таких конфликтов.
Управление конфликтами в организации
Содержание управления конфликтами в организации зависит от их конкретных типов (табл. 12.1).
В целом для каждого из них может быть применен один из вариантов управления, представленный в темах 9 и 10, но в процессе управления конфликтами внутри организации важно учитывать и некоторые особенности.
Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. В социологии конфликта разработана методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности. Данный показатель выявляется с помощью факторного анализа по формуле (Александрова, 1993, с. 78–79):
Проблема конфликта в подростковом возрасте 2
... остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы. Возможно возникновение межгруппового ... безболезненного выбора между несовместимыми внутренними тенденциями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и ...
где К– коэффициент социальной напряженности; х1 + х2 +.… + хn – факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т. д.); Р – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
Шкала оценки конфликтности:
• К < 20 % – удовлетворительное состояние отношений;
• 20 % ≤ К < 40 % – неустойчивое состояние отношений;
• 40 % < К ≤ 70 % – предкризисное состояние отношений;
• К > 70 % – кризисное состояние отношений.
Признаки социальной напряженности могут быть выявлены и методом обычного наблюдения. Признаками назревающего конфликта в организации являются:
• стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);
• увеличение числа неявок на работу;
• снижение производительности труда;
• увеличение числа локальных конфликтов;
• массовые увольнения по собственному желанию;
• распространение слухов;
• коллективное невыполнение указаний руководства;
• стихийные митинги и забастовки;
• рост эмоциональной напряженности.
Одной из важнейших особенностей управления организационными конфликтами является то, что их регулирование и разрешение основывается на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных приказов и распоряжений руководства организации).
Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник-работодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельных организаций – коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов.
Для регулирования и разрешения локальных конфликтов правовой базой могут служить устав организации и другие правовые акты, определяющие систему прав и обязанностей всех ее членов, а также нормы и правила взаимодействия между ними.
Предпосылки трудовых К. Виды и функции орг. К
Понятие К. в ТЗ попало относительно недавно
1989г. – о регуляции К.
О – система, которая состоит из других подсистем:
1) адм-организационные:
-внутри адм аппарата
-между центральной администрацией и руководителей подразделений
-конфликты администрации с основной массой работников
-между адм. и профсоюзами
2) Экономические
-задержка или невыплата з.п
-изменнеие расценок труда
-нарушение принятых на себя экономических обязательств
-необъективная система поощрения и наказания за труд
3) Неформальные отношения
Неформ. Группы появляется как спонтанная реакция на неудовлетв. Каких-либо инд. Потребностей из-за:
-принадлежность
-помощь
-защита
-общение
-сопротивление переменам
** Виды организационных конфликтов
Чтобы эффективно управлять организационным конфликтом, необходимо знать, какие конфликты бывают, как они возникают и протекают и как их можно разрешать.
В литературе существует огромное множество различных классификаций организационных конфликтов. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Особенности межличностных конфликтов в образовательной среде
... без преодоления внутренних противоречий. ·Межличностные - самый распространенный тип конфликта. В образовательных учреждениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: учитель (воспитатель) - ребенок, педагог ...
I. С точки зрения причин организационного конфликта, выделяются:
– Конфликт целей характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние или результат деятельности в будущем.
– Конфликт познания состоит в том, что участники конфликта имеют несовместимые (альтернативные) взгляды, идеи по решаемой проблеме.
– Чувственный конфликт имеет место тогда, когда у участников конфликта различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Такие конфликты наиболее трудно разрешаются, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.1
II. С точки зрения содержания конфликтной ситуации различают:
– Адаптационный конфликт связан чаще всего с переходом на новое место работы. Он является результатом резкого качественного изменения системного окружения, новых требований.
– Конфликт взаимоотношений руководитель-подчиненный. Этот тип конфликта связан с личностными особенностями их участников.
– Конфликты, связанные с ошибками. Такой тип конфликтов отмечен в 15% случаев от общего количества конфликтов в организациях. Конфликты, определяемые такими ошибками, выполняют функции получения эмоционально окрашенной информации о системном окружении. Например, изменение отношения к людям происходит на основе установления в ходе конфликта закономерности: «со временем люди изменяются» Интересно также и то, что 6% конфликтов связано с ошибками других людей, а 9%- с собственными.
– Конфликт-противостояние. Данный тип конфликтов связан с противопоставлением мнения одного человека групповому воздействию. Противостояние может касаться разных вопросов. Иллюстрацией этого положения служит конфликтная ситуация, до некоторой степени курьезная. Директор завода зашел в комнату мастеров одного из цехов и, беседуя с одним из них, съел два яблока, лежащих на столе. Вернувшийся из цехов мастер возмутился поведением директора, который съел его яблоки. Через некоторое время мастер был повышен в должности. Он впервые за шесть лет возразил и, по его словам, первый раз понял, «чтобы тебя замечали, надо быть настойчивым, твердым и иметь чувство собственного достоинства.
III. С точки зрения участников организационного конфликта различают:
– Межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения.
– Внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющим на результаты работы группы или организации в целом.
– Межгрупповой конфликт — столкновение двух и более групп в организации.
IV. С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:
Горизонтальный конфликт может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступают как конфликты целей, оценки вклада или оценки значимости.
Вертикальный конфликт — это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение в организации может быть обусловлено тем, что влияет на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, распределение функций и доходов, коммуникации, культура и т. п.
V. С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
– При конструктивном (функциональном) разрешении конфликта создаются предпосылки для нормализации эмоционального фона: смягчается враждебность, настороженность, уменьшается чувство несправедливости, формируются установки на сотрудничество, социальную активность.
– При деструктивном развитии конфликта возникает отрицательный эмоциональный фон, нарушаются социальные связи, возникают установки конфликтного взаимодействия, препятствующие в дальнейшем рациональному поведению в подобных ситуациях.
Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество,
в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.
** Функции трудовых конфликтов.
Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрациейhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/predmetnyi.htm — i01900, с одной стороны, усиливает их конфронтациюhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/predmetnyi.htm — i01901, а с другой — повышает сплоченность рабочих.
Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива.
Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива.
Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-политического климата, сплоченности, авторитетаhttp://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/predmetnyi.htm — i01905, взаимного уважения.
Этнические конфликты
Межэтнические конфликты (нередко их называют в науке просто этническими) являются важнейшей проблемой в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию актуальных проблем мира, две трети острых социальных конфликтов в середине 90-х годов XX века были межэтническими.
Под конфликтом в литературе понимают противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений субъектов взаимодействия.
Этнический (межнациональный) конфликт – это конфликты между социальными группами различных этносов и между отдельными его представителями.
Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Для возникновения конфликта необходимо наличие трех факторов (Анцупов А.Я. , Сулимова Т.С.):
1. Уровень национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным и завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений;
2. Наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;
3. Наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Причины межэтнических конфликтов
1. Этнопсихологический фактор. Общий компонент национальных интересов в конфликтной ситуации. Угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм.
2. Социокультурный фактор. Конфликты возникают, как правило, вследствие форсированной принудительной языковой ассимиляции, разрушения культурных норм религиозного свойства.
3. Социально-экономический фактор. Действует во всех межэтнических конфликтах, но его значимость различна: он может играть определяющую роль, быть одной из причин конфликта, отражать реальное социально-экономическое неравенство, мнимую дискриминацию или экономические интересы узких групп.
4. Политический фактор. Возрождение этничности в стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне. Они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей системы государства, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций.
Классификация этнических конфликтов
Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям.
I. По особенностям противостоящих сторон.
1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. (статусные). Борьба за конфедеративный уровень отношений (создание нового государства).
Примеры: бывшие «союзные» республики (Эстония, Казахстан и др.; республики Татарстан, Тува).
2. Конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп). Примеры: Фергана (погромы турок-месхетинцев с узбеками); Ошская область (столкновения киргизов и узбеков); в России (Якутия 1986 год, Тува 1990).
II. По приоритетным целям.
Социально-экономические конфликты. Возникают на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп).
Примеры: абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне).
Этнотерриториальные конфликты. К этому типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Данные конфликты имеют глубокие исторические корни. Они, как правило, самые трудные для урегулирования противостояния. На постсоветском пространстве было зафиксировано 180 этнотерриторриальных споров, к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний. Примеры: борьба за восстановление автономий (немцы Поволжья, крымские татары), за правовую, социальную, культурную реабилитацию (греки, корейцы и др.); за возвращение на территорию прежнего проживания (турки-месхетинцы – в Грузию).
Этнодемографические конфликты. Возникают по причине опасности размывания, растворения этноса в результате быстрого притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав «коренной нации», введение разного рода ограничений для «пришлых». Примеры: Франция (запрет на ношение женской национальной одежды, выходцам из «исламских» государств).
III. По формам проявления.
1. Насильственные (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки).
Примеры: геноцид армян в Турции; насильственное выселение русских в период правления Джохара Дудаева в Чечне.
2. Ненасильственные (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция).
Пример: Митинг национальных меньшинств в Литве.
На уровне личности
Геттоизация (от слова «гетто»).
Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду – окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д.
Ассимиляция, по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым иммигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов.
Промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны:. Тем не менее, примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.
Частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере – нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины.
Особенности педагогических конфликтов
1. В сфере народного образования основные субъекты конфликтов — ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками. Основные причины таких конфликтов — стремление подростка занять лидирующее положение в микрогруппе, классе, агрессивность и жестокость
(источниками которых выступают аномалии семейных отношений и тип взаимодействия учителей с учениками), а также особенности возраста ученика. Предупреждению конфликтов между учениками способствуют хорошая организация учебно-воспитательного процесса в школе, утверждение и поддержание дисциплины, активная позиция учителей в трудных ситуациях взаимодействия школьников.
2. Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения.
3. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте с учеником предполагает правильное определение своей позиции в конфликте, опору на взаимоотношения с родителями ученика, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение личности ученика, выполнение рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Некоторые особенности педагогических конфликтов:
— профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
— участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
— разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
— различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
— присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
— профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
— всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
— конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Конфликты в образовании и пути их разрешения
Таким образом, в современных условиях конфликтность образовательной реальности имеет тенденцию к разрастанию вглубь (конфликты становятся более острыми) и вширь (появляются новые виды конфликтов).
Абсолютное большинство внутренних конфликтов образовательной реальности лишены конструктивного начала и являются либо деструктивными, либо бессмысленными, с точки зрения стратегических направлений развития высшего образования, и безнравственными, с точки зрения воспитания корпоративной культуры, профессиональной этики.
Но образование не просто противоречивое единство принципов, технологий, практик. Образование оказывается конфликтным в любой точке образовательного пространства–времени. Автор утверждает это, выделив для анализа структурные и динамические характеристики конфликтов: содержание и причины конфликтов; конфликтное пространство, или зоны конфликтов; конфликтное время; участников конфликтов, стили поведения в конфликтах. Основной конфликт в реальном мире образования – между жестко унифицированной системой информационного и дисциплинарного пространств и менталитетом основных субъектов образовательного процесса, работающих эффективно только в условиях индивидуальной интеллектуальной и организационной свободы. Конфликты отношений преподавателей и студентов, вузовской бюрократии, преподавателей и студентов, системы образования и субъектов образовательного процесса тормозят собственно образование, не способствуя выполнению им культуросберегающих, культуротранслирующих, просветительских, идеологических и педагогических функций.
«Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также инейстрализация, нанесение ущерба или устранение соперника». (Л.Козер) Это понятие конфликта не подходит для описания и анализа конфликтов в образовательном процессе, поскольку ни преподаватели, ни студенты, ни вузовская бюрократия объективно не имеют мотивов, интересов и намерений действовать в ущерб друг другу. Проблемы делового общения субъектов образовательного процесса – трудности, нарушения, барьеры, конфликты – имеют свою специфику и собственные способы разрешения. Психологическая совместимость, личностная и групповая, определяется не столько отсутствием конфликтов, сколько способностью личности и группы их разрешать. В классической системе образования в отношениях между преподавателями и студентами конфликты неизбежны. Во-первых, в силу социально-ролевого, информационного и интеллектуального неравенства сторон, в результате которого одна имеет право не только оценивать другую, но и устанавливать правила этой оценки. Во-вторых, в силу естественного антагонизма поколений, усиленного конкретикой российской действительности. В-третьих, из-за объективно недостаточной формализованности образовательного процесса, когда субъективные взгляды и личные отношения сторон оказываются первичными по отношению к содержанию и цели делового общения между ними. В-четвертых, в силу нежелания сторон признать друг друга деловыми партнерами и равноправными субъектами образовательного процесса. По одному из определений, конфликт – это «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями»1. В других случаях конфликтом называется противоположность психологических установок, мировоззренческих позиций и поведения, доходящая до несовместимости, то есть неспособности партнеров продолжать совместную деятельность. Конфликт – ситуация, актуализирующая противоположные позиции сторон или демонстрирующая противоположные цели и средства разрешения существующей проблемы. В конфликтах образовательной реальности объективируются противоречия менталитетов, ценностных установок и поведенческих стилей. Конфликты субъектов образовательного процесса включают объективные основания (цели, интересы, позиции сторон), но в большей степени они имеют субъективные основания (отношения сторон и интерпретацию сторонами этих отношений).
Содержательно и формально конфликты субъектов образовательного процесса – преподавателей и студентов имеют свои особенности. Зона конфликта, как правило, неизменна – это информационное, коммуникативное и дисциплинарное пространство образования. В образовании конфликты бывают целевые, когда достижение победы делает результат абсолютным (студент претендовал на отличную оценку, но комиссия доказала ему, что он знает на «хорошо») и статусные (многоплановые и многосубъектные), о которых речь пойдет далее. Характерно, что в образовательном процессе конфликт практически неразрешим на уровне его прямых участников, а значит, эскалация конфликтов и привлечение третьей стороны неизбежны.
В образовательной реальности встречаются все виды конфликтов. Авторская классификация, или систематизация конфликтов в высшей школе, основана проводимых в течение пяти лет исследований взаимоотношений субъектов образовательного процесса, на результатах опросов преподавателей, администраторов и студентов, а также на личном опыте. Основным системообразующим признаком конфликта, позволяющим выделить определенный класс явлений, выступает его предмет.
Внутреннее содержание обычных конфликтов в системе высшего образования. Личностные конфликты – конфликты между противоречащими друг другу личностными установками. Оба субъекта образовательного процесса, как правило, оказываются заложниками собственных характеров. Так, преподаватель может быть очень добрым человеком и испытывать конфликт между собственным характером и необходимостью предъявлять к студенту достаточно жесткие требования и оценивать его знания по определенной системе. Студент может понимать, что сам он просто вспыльчив или тугодум, но при этом ощущать враждебность к преподавателю, который этого не замечает. Для студентов младших курсов характерен эмоциональный конфликт между внутренней установкой на доверительные и неформальные отношения с преподавателем и реальностью образовательного процесса как формального обмена услугами. Оба субъекта образовательного процесса в личностном плане оказываются и заложниками образовательной системы в целом. Например, в период идеологического давления со стороны КПСС преподаватель независимо от своих убеждений должен был изучать со студентами материалы всех съездов и пленумов ЦК. А сейчас преподаватель независимо от своих убеждений должен считать православное Рождество праздником и не назначать на этот день экзамен. Типичен конфликт между личной и корпоративной этикой: преподаватели в отношениях со студентами вынуждены принимать сторону вузовской бюрократии, поскольку зависят от нее больше, чем от последних. В институте может быть принята система жесткой дисциплины, а преподаватель является сторонником педагогики сотрудничества. Самый тяжелый внутриличностный конфликт – между собственным мнением о дисциплинарных порядках и о коллегах и профессиональной лояльностью. Как правило, преподаватели не признают со стороны студентов права критиковать других преподавателей, хотя между собой охотно обсуждают недостатки последних. Конфликт «преподаватель–студент» для коллеги – преподавателя и администратора – одинаково стрессовая ситуация, поскольку предполагает столкновение групповой морали и профессиональной этики с необходимостью признания существования конфликта, поиска его причин и путей выхода из него.
Межличностные конфликты – конфликты отношений между конкретными людьми, конфликты между отдельными частями группы, между руководителем и группой или между группой и ее членом. Чаще всего, деловые конфликты между преподавателем и студентом носят характер межличностного конфликта. Для студентов старших курсов характерны затяжные позиционные конфликты по поводу оценок, обусловленные с несогласованностью требований преподавателя с другими неформализованными составляющими образовательного процесса.
Межгрупповые конфликты – конфликты между группами. Преподаватель может спровоцировать подобный конфликт, если он выделяет некую группу студентов, например тех, кому разрешено досрочно сдать экзамены. Если кафедра, деканат, администрация занимают определенную позицию в отношении дисциплинарных порядков, вызывающую ответные действия студентов, – это также межгрупповой конфликт, поскольку в результате его развития в него, как правило, вовлекаются все новые участники. То есть межличностные конфликты преподавателей и студентов постоянно превращаются в межгрупповые.
Межведомственные конфликты – конфликты, обусловленные не личностными, а ведомственными интересами. В высшей школе это могут быть конфликты, косвенно затрагивающие интересы студентов: конфликты между «гуманитариями» и «технарями», между специальными и общеобразовательными кафедрами по поводу нагрузки, расписания, места цикла в учебном плане; конфликты между факультетами из-за ресурсов и помещений.
Если до сих пор рассматривались классически выделяемые виды конфликтов, содержательно имеющие свою специфику в высшей школе, то далее следует привести перечень конфликтов, возникающих именно в образовательном информационном, коммуникативном и дисциплинарном пространстве–времени. (Конфликты систематизированы по основным предметам конфликтов между преподавателями и студентами в высшей школе.)
1. Абсолютизация значения своего предмета в учебном процессе. Для преподавателей характерны две крайности: а) преувеличение загруженности студентов и их когнитивной беспомощности (не найдет книгу, не сможет все запомнить); б) преувеличение значения своего предмета, вернее, игнорирование факта существования других учебных дисциплин и заданий по ним. Причина конфликта – невежество рядового преподавателя, обычно не связанного с административной или методической работой, в отношении содержания учебных планов, форм контроля успеваемости, реальной загрузки студентов по расписанию и объема домашней самостоятельной работы. Как правило, данный конфликт протекает вяло. Исключение составляют случаи, когда преподаватель затрагивает интересы другого преподавателя (например, назначает контрольную работу на время зачета по другой дисциплине).
Наиболее часто встречающаяся форма поведения обеих сторон в конфликте – приспособление. При этом уровень грамотности в отношении образовательного процесса со стороны преподавателя не повышается. На первый взгляд, этот вид конфликтов в высшей школе безвреден, его разрешение не развивает и не тормозит учебный процесс. Но он вскрывает неравномерность, а главное, субъективность оснований загруженности студента, демонстрирует дистанции и разрывы между преподавателями отдельных циклов, между преподавателями и студентами в коммуникативном и дисциплинарном пространстве.
2. Необоснованная требовательность. Отсутствие или смена правил игры; несоответствие требований значимости предмета, объему курса, возможностям студента. Поводом для развития конфликта такого рода является изменение требований в процессе обучения, а причиной – неадекватное поведение группы или методическая незрелость преподавателя, реже – внезапное изменение «правил игры» со стороны кафедры или деканата (введение лишнего экзамена).
Дополнительной причиной конфликта может оказаться специфика психологического типа и поведенческого стиля преподавателя. Например, часто встречается преподаватель-садист, получающий удовольствие от власти над студентом, или преподаватель-халтурщик, который в последнюю минуту спохватывается, что не определил своих требований к экзамену или зачету. Конфликт протекает остро. Это один из самых тяжелых конфликтов, который к тому же носит целевой характер, то есть каждой стороне необходима победа для удовлетворения своих интересов и амбиций. В конфликте такого рода возможны все стили поведения: конфронтация вплоть до вмешательства высших инстанций; уклонение – в целях снизить уровень напряженности; компромисс – как предложение снять конфликт. Этот конфликт деструктивен, поскольку демонстрирует недостаточность учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Он деструктивен, поскольку субъективен по своей природе и отсутствуют объективные основы для его прогнозирования и профилактики. Он деструктивен, поскольку вызывается личностью, а разрешается снижением авторитета группы, предмета или цикла.
3. Смешивание профессиональных требований и моральных претензий. Причина конфликта – в неразрывной связи преподавательской деятельности с воспитанием. Отношения «учитель–ученик», «старший–младший», «знающий–обучаемый» провоцируют на синтез передачи знаний с передачей собственных ценностей и принципов. Основание конфликта – в несовпадении субкультур, в отсутствии со стороны студентов признания права со стороны старшего поколения, преподавателей (или именно этого преподавателя) их воспитывать, в необоснованном придании профессиональным требованиям характера моральных обязательств. Преподаватель-проповедник не воспринимается современной молодежью. Конфликт протекает вяло. Форма поведения в конфликте со стороны студентов – уклонение. Разрешение конфликта – в понимании несовпадения этики студента и этики преподавателя. Нельзя рассматривать профессиональные «игры» образовательного процесса через систему общечеловеческих этических заповедей. Например, преподаватель, чувствуя равнодушие студентов к своему предмету, начинает стыдить их за отсутствие потребности в информации или упрекать в неуважении к нему лично. Это вызывает глухое раздражение в студенческой группе, результатом которого скорее всего явится «голосование ногами» по поводу качества преподавания. Конфликт деструктивен, поскольку бесполезно пытаться трансформировать неформальное в формальное и оценивать и то и другое по одним и тем же критериям.
4. Нерегламентированные способы разрешения конфликтных ситуаций. Основание конфликта – принципиальная возможность появления нештатных ситуаций (например, пьяный студент или преподаватель; влюбленный студент; предложение взятки).
Причина – психологическая неподготовленность субъектов образовательного процесса к управлению ситуацией и собой в условиях риска. Такие конфликты не часты, но остры, и поэтому особенно запоминаются. Формы поведения в конфликте – конкуренция, уклонение, приспособление в реальности оказываются дракой, шантажом, нарушением или закона, или, по меньшей мере служебной этики и субординации. Деструктивная функция данного конфликта – в разрушении дисциплинарного пространства образовательного процесса вплоть до вытеснения из него участников конфликта.
5. Нарушение ритуальных норм общения без согласия другой стороны. Основание конфликта – в нерегламентированности в высшей школе основных ритуальных форм общения между преподавателями и студентами. Причина – в непризнании студентов равноправной стороной образовательного процесса. Форма – унижение студентов. Способ поведения в конфликте обеих сторон – конфронтация.
6.Несовпадение ожиданий. В основе конфликта лежит несоответствие компетентности и требовательности преподавателя потребностям, уровню и ожиданиям студентов. Эти конфликты также протекают остро, в них помимо основных участников вовлекаются коллеги, руководство. Сложность выхода из конфликта заключается в том, что преподавательская некомпетентность чаще выражается в коммуникативной некомпетентности, то есть в неумении работать с аудиторией, а острота конфликта не позволяет обоим субъектам образовательного процесса рационально подойти к ситуации и управлять конфликтом.
На основании собственных эмпирических исследований, в том числе опросов, интервью и анализа студенческих контрольных работ (более 500), описывающих формы конфликтов между преподавателями и студентами, автор может выделить некоторые особенности восприятия межличностных и деловых отношений в образовательном процессе со стороны студентов.
Общая установка: по мнению студентов, проигрывают всегда студенты
Студенты описывают абсолютно универсальные или традиционные межличностные конфликты (как правило, они считают бессмысленным поиск конструктивного выхода из них, предпочитая от этого уклоняться и ждать конца семестра) так:
· преподавателю не нравится поведение или вид студента – преподаватель завышает требования и занижает оценку (традиционный);
· конфликт из-за оценки – с преподавателем спорить бесполезно (традиционный);
· конфликт из-за изменения требований (традиционный);
· преподаватель не считает нужным вникать в личные проблемы студента, из-за которых тот не выполнил какие-то требования (традиционный);
· взаимная невоспитанность или грубость одной из сторон: преподаватель не здоровается со студентами; преподаватель обращается к студенту на «ты»; преподаватель не знает имен своих студентов, но требует, чтобы его называли по имени (традиционный).
На основании приведенных конфликтных ситуаций можно заключить, что в межличностных конфликтах преподавателей и студентов каждая из сторон ставит «отношения» выше сути дела и считает это нормальным положением вещей. Отсюда следует общий вывод: любые личные отношения в формализованной системе чреваты конфликтной ситуацией. С другой стороны, основным методологическим принципом любых педагогических технологий и методик является максимальная объективность, формализованность и измеряемость критериев ранжирования способностей и результатов обучаемых субъектов. Но в результате, чем более формализованной выглядит система отношений «преподаватель –студент» внешне, тем чаще в объяснениях студентов фигурирует фраза: «Он\Она меня просто не любит».
Студенческая группа и кафедра вступают в конфликт по многим причинам (например, конфликт по поводу сроков сдачи дипломных работ и завышенных требований к их оформлению).
Роль деканата как посредника субъективна – деканат всегда на стороне преподавателей. Преподаватели не вникают в жизнь студентов и их материальные проблемы. Студенческие описания межгрупповых конфликтов показывают, что и для преподавателей руководство вуза и для студентов значимость «лица» группы выше сути дела:
· студенты не удовлетворены уровнем преподавания, но и кафедра и деканат отрицают возможность замены преподавателя;
· университет определяет график учебных занятий без учета мнения и положения студентов;
· преподаватели решают объявить посещение лекций обязательным, а студенты хотели бы связывать посещение лекций с их качеством и информативной насыщенностью;
· существуют конфликты между группами студентов из-за места и времени занятий, экзаменов, лабораторных работ и пр.;
· преподаватели, по мнению студентов, специально «заваливают» последних, чтобы их отчислили или лишили стипендии;
Внутригрупповые конфликты также имеют свою содержательную и формальную специфику:
· конфликт внутри группы студентов из-за выполнения определенных обязанностей;
· конфликты внутри студенческой группы из-за несоблюдения общего соглашения (не идти на лекцию) или несоблюдения групповых норм (все списывают);
· конфликт внутри студенческой группы по поводу порядка сдачи контрольных заданий;
· конфликт внутри студенческой группы между теми, кто сдал деньги на какое-либо мероприятие, и кто не сдал;
· конфликт внутри студенческой группы между студентами, получившими разные оценки за одинаково (по их мнению) выполненную работу;
· конфликты внутри преподавательских коллективов, по-разному относящихся к студентам;
· конфликты среди групп преподавателей с разной зарплатой.
Стоит подчеркнуть, что студенты отмечают не только конфликты между преподавателями и студентами, но и конфликты между преподавателями или группами преподавателей. Кроме того, можно выделить класс организационных конфликтов образовательной реальности (название автора), то есть конфликтов разной степени остроты, связанных с организацией учебного процесса. Если свести описание этих конфликтов даже в простые таблицы (табл. 3.1 и 3.2), а затем проанализировать их, то можно увидеть перманентную напряженность образовательной реальности.
Конфликты, связанные с введением платного образования
Введение платного образования привело к изменению отношений между студентами и преподавателями в целом и между студентами-контрактниками и преподавателями. Преподаватели считают, что платные студенты интеллектуально слабее, что они или их родители – очень обеспеченные люди. Студенты считают, что преподаватели плохо к ним относятся, попрекают заплаченными деньгами, подозревают их самих или их родителей в незаконных способах обогащения. С обеих сторон появляются претензии на изменение отношений должноствования: студенты считают, что за их деньги их должны учить или лучше, или дополнительно, или в лучших условиях. Преподаватели считают, что, получая такую мизерную зарплату, они ничего не должны, что это им должны университет или государство, а зарплата обучающих должна корреллироваться с их способностями и затрачиваемыми усилиями. В интересах каждого человека – жить так спокойно, как только это возможно. Следовательно, он прикладывает столько стараний к выполнению своих обязанностей, сколько этого требуют обстоятельства. Поэтому, студенты не стали учиться лучше из-за того, что им приходится платить за свое обучение, а преподаватели не стали лучше работать.
В.Т.Лисовский считает, что бюджетники и контрактники представляют собой разные типы студенчества не только вследствие разных отношений с вузом как образовательным учреждением, но и по своему менталитету: мотивации поведения и отношения к учебе, определения жизненных целей1. В данном утверждении есть доля истины. Беда в том, что разница между студентами этих двух категорий не в их доходах или доходах их родителей и не в ориентации на образование или на бизнес, а в том, что бюджетные студенты считают себя полноценными студентами, а студенты, обучающиеся на контрактной основе, – нет.
Встраивание системы платного образования в государственную образовательную систему привело к тому, что возникли новые виды конфликтов. Во-первых, это конфликты, связанные с неплатежеспособностью студента, временной или постоянной. В них юридически взаимодействуют вуз-кредитор и студент, не выполняющий условия контракта (социально-психологическая трактовка ситуации: вуз – вымогатель, а студент и его родители – жертвы вуза и государства).
Во-вторых, это конфликты в группах, связанные с открытой дискриминацией платных студентов со стороны преподавателей, причем это также конфликты между студентами-бюджетниками и студентами-контрактниками и между студентами-контрактниками и преподавателями. В-третьих, это конфликты студентов, обучающихся на контрактной основе, с кафедрами, преподавателями и администрацией, связанные с несоблюдением со стороны образовательного учреждения условий контракта (недостаток учебно-методической литературы, аудиторий для самостоятельной работы, некомфортность общежитий).
В-четвертых, это конфликты с преподавателями, связанные с новой этикой взаимоотношений. Студент считает, что он платит за то, чтобы его хорошо учили. Преподаватель не чувствует себя обязанным учить лучше или больше потому, что в группе есть платные студенты. Преподаватель одинаково относится к своей работе и с контрактными, и с бюджетными
В СМИ
Литература:
Анцупов А.Я. , Шепилов А.И «Конфликтология» СП, 2002
Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики» М, 2009 7 ое издание
Дополнительная литра:
Рубин Д, Пруитт Д, Ким С «Социальный конфликт: Эсклация. Тупик. Разрешение» СП
«Прикладная конфликтология для журналистов» М, 2006
Князев А. «Журналистика конфликтов» Алма-Аты , 2001
«СМИ: предотвращение конфликтов и постконфликтное восстановление». М, 2006
Евдокимов «Политизация социального конфликта в СМИ» Омск, 2006
Найти материал о конфликте в прессе, охарактеризовать структуру описываемого конфликта, противоречия, разделяющие стороны.
Социальная природа конфликта
В Советском союзе считалось, что построено бесконфликтное общество. Но такое общество построить невозможно. Все зависит от того, как разрешать конфликт. Конфликт – двигатель политических отношений (и общественных), нет движения истории без конфликта. Социальна природа конфликта очевидна. Степень его влияния на жизнь и общество связана с процессом политизации, то есть выходом в публичную сферу и расширением воздействия масс-медиа на принятие полит решений.
Структура конфликта – это совокупность его устойчивых элементов, динамически взаимосвязанных и организующих его в целостную систему.
** В структуре К можно выделить элементы:
1. источник конфликта, отражающий суть расхождений между участниками спора.
2. Мотивы, интересы сторон, которые лежали в основе противоречий, переходящих в ту или иную форму или стадию конфликта
3. стороны К, то есть субъекты, непосредственно или косвенно вовлеченные в спор за властные статусы и ресурсы.
4. средства К.
5. характер К, выявляющий специфику конкурентного взаимодействия.
Сущностные признаки соц. конфликта:
1) Существование противоречия
2) Противоборство, столкновение соц субъектов
3) Наличие отрицат эмоций у соперничающих сторон
Но прежде чем возникнет соц конфликт менее привилегированная группа д осознать, что она в самом деле чего-то лишена. Осмыслнию сущности К служат соц факторы, разнообразные формы обществ отношений, выявляющие несовпадение статусов субъектов политики, их интересов и потребностей во власти, собственности. Эти источники конфликтов обусловливают противоречия, возникающие между правящей и оппозиционной элитами, различными группами интересов, выражающими те или иные потребности общественных сил.
Социальный конфликт становится проявление объективных и субъективных противоречий, отражающихся во взаимодействии сторон. Выделяются внутр и внешн противоречия. Основные и несовновн. Антагонист и неантогонистические.
Одни противоречия могут быть присущи целой исторической эпохи, другие – небольшому периоду.
6 марта 2013 г.
Противоречия являются значимыми , но недостаточными условиями для возникновения соц конфликта. Противоречия могут быть разрешены, если обе стороны склоны к компромиссу или одна из них готова пойти на уступки другой. Если внимание сторон отвлечено от противоречия, в связи с возникновением других проблем. Таким образом, конфликт может быть предупрежден. Сущность соц конфликта не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения его. Противоречия приводят к соц конфликту, когда силы, являющиеся их носителями, осознают, что их интересы противоположны. В соответствии с этим определяют мотивы своего поведения и вступают во взаимодействие. Как констатировал Гегель, ничто не осуществляется помимо интересов. Соц конфликт мб рассмотрен и в связи с базовыми потребностями граждан, как субъектов соц процесса, в контексте теории человеческих потребностей. Ущемление или неадекватное удовлетворение их служит источником конкурентных отношений. Источники конфликтов могут носить внесоциальный, промежуточный или социальный характер. Внесоциальные источники напряженности связаны с агрессивностью людей, чувством паники, боязнью голода и др инстинктивными особенностями их поведения. Спровоцированные данными факторами конфликты могут иметь форму самосуда, иных нерациональных действий, которые часто не имеют внешней мотивации.
Источником конфликта могут являться и противоречия промежуточного характера, раскрывающие взаимосвязи человека и природы. Шире и разнообразие круг социальных источников конфликтов. Чаще всего в основе конкуренции лежат следующие причины соц.характера:
1. Своеобразие общественных отношений м определяться несовпадением статусов субъектов, их интересов и потребностей во власти , а также недостатком ресурсов .
2. Расхождения граждан, их групп и объединений, возникающих в связи с ценностями, культурными традициями, а также иными важными для субъектов представлениями о явлениях политической жизни. Разрешение коллизий такого характера представляет сложный процесс, если расхождения, возникшие между субъектами (например, между сторонниками коммунистических и либерально-дем идей в России), затрагивают основополагающие ценности, то достижение общественного согласия может занять длительный период.
3. Специфика идентификации людей. Конфликты, возникшие на данной основе, присущи переходным обществам. Граждане как бы заново определяют свое место в структуре общества, осваивают непривычные нормы взаимоотношения с гос.властью. Противоречия такого характера возникают в тех регионах РФ, где напряженность в отношении с правящими органами вызывает стремление граждан защитить интересы своей нац, рел группы, поднять ее статус во властных отношениях.
Некоторые конфликты, сопряженные с идентификации людей, могут носить долговременный характер.
КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНЕ
Уровни конфликтов в медицине
Конфликты в медицине, так же как и в других отраслях, происходят на трех уровнях противоречий (высшем, среднем и низком):
1. Система здравоохранения – общество;
2. Учреждения здравоохранения (администрация) – медицинский персонал;
3. Медицинский персонал – пациенты (и их родственники).
Приведенная схема раскрывает так называемые вертикальные конфликты, субъекты которых занимают разное социальное положение, ранги и обладают разной силой.
В системе здравоохранения существуют и горизонтальные конфликты:
1. На уровне «ОБЩЕСТВО» могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области здравоохранения между основной частью граждан (гражданским обществом) с одной стороны — и высшими руководящими структурами (органами власти) – с другой.
2. На уровне «АДМИНИСТРАЦИЯ» возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих структур, так и горизонтальные — например между различными лечебными учреждениями.
3. На уровне «ВРАЧ», «БОЛЬНОЙ» возникают горизонтальные конфликты: врач-врач, больной-больной.
Противоречия, из-за которых возникают конфликты
в системе здравоохранения
На уровне «ОБЩЕСТВО – ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
1. Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения.
2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины.
3. Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как:
· Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование;
· Закрытие участковых больниц;
· Недостаток денежных средств на лекарственное обеспечение и оборудование;
· Недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда. Это заставляет искать дополнительные заработки, что снижает качество работы.
Конфликты в системе врач – больной
Суть конфликтов в системе врач-больной заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.
Выделяются объективные, субъективные и нереалистическиеконфликты.
Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного, несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.
Примерами могут служить:
1. Обещание врачом больному полного излечения, а в результате особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности;
2. Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);
3. Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация.
4. Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.
5. Помещение в палату с умирающим больным.
6. Требование в покупке медикаментов.
7. Требование вознаграждения за выполненную работу.
Субъективные конфликты.Этот тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью.
Поводом может служить несоответствующее представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, неучтивость), проведении процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия нахождения в стационаре (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или неправильное назначение терапии.
Нереалистичные конфликтыимеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, — когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Этот конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.
Далеко не все пациенты, обращающиеся к врачу, склонны сотрудничать с ним и верят, что врач хочет и может им помочь. Такие пациенты не готовы к установлению сотрудничества в процессе лечения. Практика показывает, что многие из них смотрят на попытки врача завязать с ними доверительное отношение как на замаскированное стремление заполучить «подопытного кролика». Аналогичный скептицизм ощущают на себе и врачи первичной медицинской помощи, в которых некоторые пациенты видят «преграду», препятствующую им получить «настоящую» помощь. Требование быстрее направить их к специалисту, часто еще до завершения сбора анамнеза, – прозрачный намек на отсутствие у пациента желания наладить взаимодействие с врачом. Иногда это выражается открыто: «Не люблю я ходить по врачам», «От лекарств – один вред», или даже: «Я врачам не верю».
Распознать пациента, скептически настроенного по отношения к врачам, обычно не трудно, но избежать его отрицательной или оборонительной реакции гораздо сложнее. Тем не менее, важно уметь отличать таких людей от прочих и не пытаться убеждать их словами. Скорее всего, на них большее впечатление произведут не слова, а действия. В подобных случаях, как и во многих других, потенциально конфликтных ситуациях, полезно дать пациенту понять, что его внимательно выслушали. Иногда обойти острые углы и дать ему расслабиться помогают простые реплики типа: «Я Вас внимательно слушаю», или «Я кое-что посоветую, но решать Вы, конечно, будете сами».
Особую категорию составляют пациенты, имеющие цели, отличные от лечения. Доверительные отношения с врачом они стремятся использовать в целях, не имеющих ничего общего с лечением. Такие пациенты, в отличие от предыдущих, обычно выглядят настроенными на плодотворное сотрудничество, благодарными и полностью доверяющими врачу. На самом деле те из них, кто особенно усердствует в похвалах, чаще других вступают с врачом в конфликт. Существует два типа ситуаций, в которых пациенты стремятся к деструктивному взаимодействию с врачом.
Во-первых, это случаи, когда пациент своими словами и поступками пытается склонить врача к выступлению на своей стороне против других членов семьи: «Объясните это, пожалуйста, моей жене», «Это у меня из-за него депрессия». В этой ситуации врач становится оружием, которое пациент использует против своих близких. Пациент может прямо попросить врача вмешаться в домашний конфликт. Подобные просьбы следует расценить как сигнал, предупреждающий об опасности: завязавшиеся в ходе лечения доверительные отношения могут быть использованы пациентом для достижения далеких от лечения целей.
Второй тип ситуаций, при которых возможно злоупотребление доверием врача, – когда болезнь сулит пациенту определенные выгоды. Другими словами, болезненное состояние приносит какую-то пользу, и в результате он стремится его сохранить. Выгодными могут быть повышенное внимание окружающих, меньшая ответственность и некие положенные по закону привилегии. Человеку хочется быть больным, и он использует свои отношения с врачом для получения «официального подтверждения» своего состояния.
Итак, важно уметь распознавать пациентов, использующих отношения с врачом в посторонних целях: их легко спутать с людьми, действительно стремящимися к плодотворному сотрудничеству в процессе лечения. Оба упомянутых вида деструктивного взаимодействия пациента с врачом характеризуются тем, что поведение пациента мало меняется с течением времени, а врач зачастую испытывает разочарование и чувство беспомощности. Врач должен проявлять постоянную настороженность в отношении таких ситуаций, иначе его доверием будут злоупотреблять.
Наконец, еще один редкий тип людей, не склонных к установлению плодотворного сотрудничества с врачом, можно назвать «сутяжным». Несмотря на то, что пациенты с изначальной установкой на предъявление судебного иска встречаются крайне редко, врач должен уметь их распознавать. Серьезные ошибки в диагностике и лечении чреваты судебным иском, даже если между врачом и пациентом установились вполне доверительные отношения, однако важно подчеркнуть, что в большинстве своем судебные иски вызваны именно конфликтными отношениями.
Следует отметить, что эффективное предупреждение судебных исков по поводу неправильного лечения требует особого внимания врача к установлению плодотворного взаимодействия с пациентом, причем это правило распространяется на всех людей, независимо от того, заметна у них склонность к сутяжничеству или нет. И, главное, следовать совету юристов – предельно четкая документация.
Пациенты, с которыми в процессе лечения трудно наладить взаимопонимание, несмотря на обоюдное стремление к нему, могут быть разного склада, но обычно это люди, чья личность не вызывает у нас интереса. Однако врач не должен позволять себе такой субъективности. Пациентов, с которыми часто возникают трудности, в установлении сотрудничества условно можно разделить на следующие типы: настырно-требовательные, вязкие, хронически недовольные.
Настырно-требовательные умеют обосновать свои самые бессмысленные требования. Вязкие пользуются медицинской помощью столь интенсивно, что вызывают раздражение и досаду. Хронически недовольные изводят и часто повергают врачей в отчаяние, постоянно сообщая им о неэффективности применяемого лечения.
Существует ряд приемов, облегчающих работу с указанными выше типами пациентов. Настырно-требовательному следует разъяснить его право на хорошее медицинское обслуживание, которое, однако, не обязательно включает выполнение каждого его требования. В случае вязких пациентов целесообразно проводить регулярные короткие осмотры в строго установленные часы; медицинское обоснование для назначения очередного приема необязательно. Столкнувшись с хронически недовольными пациентами, лучше всего признать неутешительные результаты лечения, разделить их пессимизм и обратить свое внимание скорее на установление с ними хороших отношений, чем на выполнение. Существенную роль в этом взаимодействии медицинского работника и пациента играет этика и деонтология – учения о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия.
Стороны и предмет конфликта в медицине
Сторонами конфликта в медицине являются:
r в межличностных: врач – пациент; врач – врач; врач – администратор;
r в межгрупповых: администрация ЛПУ – пациент, врач – родственники пациента, администрация ЛПУ (юридическое лицо) – пациент (истец в суде).
Предметом конфликта в медицине выступают:
r объективные причины (не зависящие от врача): организационно-технические, финансовые (экономические);
r субъективные причины (зависящие от врача): информационно-деонтологические, диагностические, лечебно-профилактические, тактические.
Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике:
r досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне врач – пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ, КЭК, этическим комитетом;
r судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции — специализированными третейскими судами.
Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта:
а) разрешение конфликта на досудебном уровне;
б) исполнение решения суда.
Конфликтное поведение среди пациентов присуще лицам предпенсионного или пенсионного возраста, обладающим невысоким уровнем образования, неустроенной личной жизнью, имеющим мало комфортные бытовые условия. Среди них значительна доля тех, кто, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья, вынуждены работать иногда даже сверх обычной нормы нагрузки, установленной по специальности или возрасту.
Субъектами конфликтов в медицинской практике чаще становятся граждане с низким уровнем доходов, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (или частично оплачиваемых) видов медицинской помощи и лечении качественными (а значит эффективными) лекарственными средствами.
Социально–экономические характеристики медицинских работников и их партнеров по конфликтному взаимодействию — пациентов практически аналогичны. Различия выявлены в том, что в конфликт часто вступают врачи, имеющие высокую профессиональную квалификацию. Несмотря на осознанный выбор специальности и значительный опыт работы с людьми, низкая заработная плата, соответствующая лишь уровню прожиточного минимума, является одним из основных факторов, определяющим социопсихологический дискомфорт врачебного персонала и влияющим на характер интерсубъектных взаимоотношений в момент оказания медицинской помощи.
Для разных отраслей медицинской деятельности ведущими являются разные виды конфликтов:
r сокращение продолжительности врачебного приема является главным фактором конфликтогенности в системе отношений «медицинский персонал — пациент» на амбулаторно–поликлиническом приеме;
r в судебно-медицинской практике ситуацию конфликтного взаимодействия субъектов медицинской практики формируют результаты экспертизы;
r в стоматологической практике главным конфликтогенным фактором является несоответствие цены и качества услуги;
r в фармации конфликт врача и фармацевта – это конфликт профессионалов, который может быть позитивным, а конфликт пациента и фармацевта – это конфликт профессионала и непрофессионала, который непродуктивен, но может быть разрешен путем более полного информирования пациента;
r из тех видов конфликтов, которые существуют в медицинской науке, наибольшее социальное значение имеют конфликты в клинических испытаниях, поскольку они провоцируют риски для испытуемых.
При исследовании личностных профилей медицинских работников в результате применения наблюдения и стандартизированных опросников склонность к конфликтности и тенденция к избеганию конфликтов выявилась следующим образом: 8,5 % — очень высокая степень конфликтности; 25 % — высокая степень конфликтности; 58 % — выраженная степень; 8,5 % — низкая степень конфликтности. Тактика поведения в конфликте зависит от степени конфликтности и уровня конфликтогенности медицинского работника.
Избегание конфликтов методологически ошибочно и практически нереально. При переходе к пациент-ориентированной системе отношений в здравоохранении (С.А.Ефименко) существует необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на основе коллегиальной модели взаимоотношений врача и пациента. Другие модели взаимоотношений (контрактная, техницистская и патерналистская) содержат риски негативного развития конфликта.
1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1999. С.8.
1 См.: Социально-психологические проблемы студенчества России на рубеже XXI в.: Мат-лы науч. тр. межвуз. науч-метод. конф. / Под. ред. В.В.Нагаева; Сыктывкар. гос. ун-т. Сыктывкар, 1998.