Особенности работы в до

Дополнительное образование реализуется через многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых функций деятельности УДО: образовательные и социально-педагогические. К образовательным функциям можно отнести функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать как самостоятельные или органично соединяться в едином процессе. Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений и навыков, новых понятий и способов действия, системы научных и специальных знаний. Особенностью дополнительной образовательной программы является то, что она не может повторять дошкольную, общеобразовательную или профессиональную программу. Обучающее назначение дополнительной образовательной программы состоит в том, чтобы дополнять, углублять знания, которые дети приобретают в дошкольных учреждениях, школе, профессиональном училище, а также давать знания, которые дети не получают в других образовательных учреждениях. Кроме общеобразовательных знаний (фактов, законов, теорий) в дополнительном образовании важны прикладные знания (творческие умения, мастерство, культура, техника исполнения изделия и т. д.).

Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность УДО невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция допрофессинальной и начальной профессиональной подготовки детей.

Выполнение целей деятельности УДО невозможно без реализации социально-педагогических функций — таких, как социальная защита, помощь и поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, рекреация, компенсация, адаптация и др. Реализация функции социальной защиты, помощи и поддержки детей осуществляется через систему социально-защитных мер: защиты прав детей, гарантий на экономическую поддержку, на медицинскую и психологическую помощь и т. д. Оздоровление детей происходит в процессе целенаправленного формирования здорового образа жизни, непосредственного улучшения состояния здоровья детей. Развитие личности ребенка в УДО осуществляется также через постоянное общение (коммуникации), в процессе обмена информацией, опытом, знаниями, результатами деятельности, участия в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса детей. Функции рекреации (снятие напряжений, восстановление сил) и компенсации (возмещение и уравновешивание сил) осуществляется через создание условий для отдыха, развлечений, досуговых форм деятельности.

7 стр., 3084 слов

Приоритетная проблема: неправильное питание ребенка из-за дефицита знаний матери

... неправильного питания; - дефицит знания мамы о правильном кормлениии уходе ребенка; Приоритетная проблема: неправильное питание ребенка из-за дефицита знаний матери Потенциальная проблема: задержка ... - затрудненное носовое дыхание; - лихорадка; - снижение аппетита; - дефицит знаний матери о заболевании и уходе за ребенком; Приоритетная проблема: сухой кашель. Потенциальнаяпроблема: риск развития ...

Социально-педагогические функции могут реализовываться как самостоятельные программы, например программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с девиантным доведением и т. д.), программы общения или оздоровления. Социально-педагогическая деятельность призвана способствовать реализации образовательных функций, обеспечению полноценного развития детей.

Главным организующим началом в УДО является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы. Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, а чаще всего — воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности (техническая модель, декоративно-прикладное изделие, сыгранная роль и т. д.).

Разнообразны формы организации детских разновозрастных образовательных объединений с разным численным составом. Наиболее традиционной формой детского образовательного объединения является кружок, где дети получают в основном знания, умения и навыки по какому-либо одному предмету. Традиционной формой можно также считать клубные объединения детей по интересам, отличительной особенностью которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д. Клубы бывают образовательные — технические, спортивные, предметные, где дети получают определенные знания, умения и навыки в определенном профиле деятельности. Кроме того, встречаются досуговые клубы, в которых приоритетом является познавательная деятельность на основе общения взрослых и детей разных поколений, например клуб старшеклассников или клуб любителей родного города и т. д. В последние годы стали появляться комплексные формы детских образовательных объединений — такие, как студии, мастерские, лаборатории, школы и др., которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

9 стр., 4019 слов

Ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.

... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Принципы психолого-педагогического анализа деятельности образовательного учреждения. Задания для самостоятельной работы: 1 ... .04.2016) "О государственной аккредитации образовательной деятельности" (вместе с "Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности").   Дополнительная литература: Стадник А. Путеводитель по ...

В УДО в большей степени, чем в других типах образовательных учреждений, реализуется индивидуально-ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми.

С годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка — с другой. Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования — самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими. Чаще всего педагоги дополнительного образования — творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе. В личности педагога дополнительного образования как носителя национальной культуры кроется огромная сила. В его труде много общего с трудом народного мастера. Часто они являются сами настоящими мастерами-профессионалами. Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает моделирование образовательного процесса, разработка авторских образовательных программ, конструирование образовательного пространства, а также дизайн среды, позволяющий наиболее полно осваивать конкретный вид деятельности.

26 стр., 12679 слов

Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения

... А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждения дополнительного образования детей. - Оренбург: ОГПУ, 1997 ... детьми в образовательных учреждениях Глава 2. Практика развития одаренности детей в образовательном учреждении (на примере Муниципального образовательного учреждения "Средней образовательной ... эстетика; Упражнения в художественном творчестве; Эстетическая теория; Эстетическое ...

УДО традиционно широко взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер. Это учреждения культуры и спорта, научные учреждения и организации, сфера профессионально-технического образования, промышленные предприятия, другие образовательные учреждения. Непрерывность образовательных связей с разными учреждениями создает возможности для полноценного развития ребенка, своевременного его самоопределения, повышения его конкурентоспособности в жизни, условия для формирования собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым можно отнести следующие.

Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях — художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.

11 стр., 5162 слов

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

... деятельности в этом возрасте. Основная задача подвижных игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок ... не предусмотрела механизма адаптации ребенка в ситуации "остаться без мамы", тем более - в том юном возрасте, в котором ... в нашей стране дети, обычно, массово идут в ясли или ...

В основе деятельности УДО лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения.

Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

Дополнительные образовательные программы могут разрабатываться под узкие профили, направления, виды деятельности. Как уже отмечалось, дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок недополучает или вообще не получает в других образовательных учреждениях. В УДО создана специализированная материальная база, какой нет в школе. Использование возможностей дополнительного образования позволяет формировать у детей знания, умения и навыки в той сфере жизнедеятельности, которую они выбирают. Кроме того, взаимодействие с дополнительным образованием поможет развивать у детей стремление познать мир, понять назначение, устройство и принципы работы различных технических объектов и художественных образов.

Дополнительное образование достаточно полно представляет техническое творчество как комплексную и системную область знаний и практических умений. Здесь накоплен богатый опыт разнообразных видов детского научно-технического творчества: моделирование и конструирование предметов современного производства (авиа-, судо-, авто-, ракето- и т. д.), освоение новых информационных технологий (компьютерных, анимационных, рекламных и т. д.), исследование новых областей знаний (в области астрофизики, химии, радиоэлектроники и т. д.).

В УДО успешно развиваются разнообразные виды и направления художественного творчества: литературное, словесное, театральное, изобразительное и т. д. Для детей большой интерес может представлять опыт декоративно-прикладной деятельности. Декоративно-прикладное творчество имеет свой язык и свои законы. Неотделимы красота и польза изделия. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — можно создавать истинные произведения искусства. Задача педагога дополнительного образования состоит в развитии творческой активности ребенка, формировании знаний, умений и навыков декоративно-прикладной деятельности. Важно, чтобы ребенок стал не просто потребителем художественных вещей, но и наследовал опыт поколений, овладел приемами художественной деятельности на основе коллективного и индивидуального создания образов, мотивов, сюжетов, смог выбирать свой жизненный путь, готовиться к будущей профессии. Знакомство с основными видами декоративно-прикладного творчества детей в дополнительном образовании позволяет раскрыть методические условия преподавания народного искусства как особого типа художественного творчества.

15 стр., 7188 слов

Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых

... указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не ... , 2007. – 460 с.- (Основы наук). 10. Общение детей в детском саду и семье / Под ред.Т.А. Репиной, Р.Б ... факт, что самый юный возраст самоубийств приходится именно на этот период жизни. Одним из переживаний, толкающих ребенка к самоубийству, ...

Важно то, что не ограниченное рамками стандартов дополнительное образование имеет возможность обучать детей научно-технической и декоративно-прикладной деятельности как в комплексе, так и в рамках узкой специализации в одном из видов деятельности. Это позволяет детям на разном уровне осваивать разнообразные виды деятельности.

Особое место в дополнительном образовании занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка детей. Можно выделить следующие возможности допро-фессиональной и начальной профессиональной подготовки, проводимой в УДО.

Дополнительное образование обеспечивает необходимую профессиональную информацию для детей. Здесь осуществляется процесс ознакомления с основными профессиями и специальностями: их содержанием, условиями труда, его организацией, формами и сроками освоения, возможностями трудоустройства. В УДО есть условия для осуществления различных профессиональных проб

ВИды учреждений

Учреждениядополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

12 стр., 5948 слов

Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка — детский сад № 16 'Колокольчик'

... темы курсовой работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № ... ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Красноармейская, 79. Цель работы ... : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик» (далее - ДОУ ...

Существуют следующие виды учреждений:

  • центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  • дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионерови школьников, юныхнатуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
  • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
  • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

(виды учреждений указаны в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 г. «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей»)

До 2006 годав номенклатуру учреждений входили также:

  • Школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т. д.)
  • Детский парк
  • Музей (детского творчества, литературы и искусства).
  • Детский оздоровительно-образовательный лагерь.
  • Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Кроме того, с 1992по1997 годсуществовали такие виды учреждений как:

  • Детская картинная галерея переименована в Детскую студию (по различным видам искусств).
  • Комната школьника, позже ставшая Детским (подростковым) клубом.
  • База детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) — переименованный в Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
  • Детский стадион — переименованный в Детско-юношеский клуб физической подготовки (ДЮКФП).
  • Детская железная дорога.

Особенности работы психолога

Психолог пришел работать в Центр детского творчества. Он знакомится с коллективом, стилем общения, структурой отношений в данном учреждении, занимает в ней определенное место. То, какова будет позиция психолога и его функции, зависит в первую очередь от него самого. Одни организуют самостоятельную психологическую службу, предпочитая консультирование родителей и детей другим видам деятельности (Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001).

При этом контакт с администрацией и педагогами носит официальный характер запроса от администрации, инициатива исходит главным образом от начальства учреждения, а психологи стремятся к сохранению своей обособленности.

Другие психологи, не найдя своего места, становятся объектом манипуляции администрации (психолог превращается в еще одного секретаря, методиста, сотрудника организационно-массового отдела и др.).

Психолога активно задействуют в различных мероприятиях, не имеющих непосредственного отношения к его специальности. В последнем случае теряется специфика психологической работы.

Безусловно, психологу приходится отстаивать свою независимость прежде всего от вышестоящего руководства, которое не всегда имеет ясное представление о том, какого рода помощь призван оказывать психолог. К сожалению, в УДО функциональные обязанности психолога до сих пор остаются размытыми, что является следствием недостаточно четкого понимания специфики задач психолога. Соответственно требования к психологу и ожидания от него со стороны администрации, педагогов, родителей также носят смутный, неясный характер. На психолога возлагается ответственность за решение вопросов, не относящихся к его компетенции (создать учебную мотивацию, заставить ребенка измениться и т. д.).

Поэтому психологам УДО приходится прикладывать специальные усилия для того, чтобы сделать более понятными основные цели своей деятельности и ее границы.

Это связано также с тем, что пока не разработаны четкие критерии работы УДО, нет однозначных показателей достижений психолога, тогда как в школах существует достаточно однородная структура, формы работы психолога также стандартные (Рабочая книга школьного психолога, 1995).

Особенностью УДО является то, что здесь занимаются дети от 3 до 18 лет (большой возрастной разброс), нет единой государственной программы. Требования к обучающимся носят разный характер — от ознакомительных занятий до начальной профессиональной подготовки. Поэтому в каждом учреждении психологи самостоятельно разрабатывают план работы и согласовывают его с администрацией, что может послужить поводом возникновения зависимости психолога от руководства УДО.

Более того, в УДО психолог вынужден каждый раз самостоятельно решать задачу профессионального самоопределения, искать свое место для того, чтобы сохранить свою психологическую сущность. Мы считаем, и опыт общения с другими психологами УДО показывает, что психологи представляют собой альтернативную силу, если им удается сохранить свою психологическую позицию, неизбежно противостоящую по определенным вопросам позиции администрации.

Специфическими особенностями работы психологов УДО являются наличие достаточно высокой мотивации детей к посещению занятий в кружках, бoльшая открытость педагогов и др. По сравнению со школой существует еще одно важное отличие. В школе психолог вынужден уделять особое внимание познавательному развитию учеников, поскольку в школе главное — образовательный процесс. При этом на остальное, т. е. на самое главное — на развитие личности ребенка, просто не хватает ни сил, ни времени. В УДО психологи располагают бoльшим временем для индивидуальной терапевтической работы с ребенком.

Деятельность психологов УДО также отличается от того, чем занимаются психологи в медико-психолого-социальных центрах. В подобные центры обычно попадают сложные дети, часто по направлению психолога из системы образования. Это дети, требующие консультации специалиста-дефектолога, невропатолога и др., а также психотерапевтического вмешательства. Однако бывают ситуации, когда все вроде нормально, но что-то родителей тревожит. При этом к школьному психологу идти страшновато — вдруг навредишь ребенку, он же тут учится, что-то о ребенке узнают, скажут. А зайти посоветоваться в УДО, где ребенок занимается, можно. То есть клиент психологов УДО — среднестатистический ребенок, и запрос идет от родителей, которым нужна квалифицированная поддержка.

Как же психолог оказывает такую поддержку? Психолог на рабочем месте выступает в одной из ролей: как консультант (для детей, родителей, чтение лекций и т. д.), как тренер (проведение тренингов, обучение психологическим приемам работы с детьми и др.), как эксперт-аналитик (при работе с программами, оценка и анализ работы педагога) или как психотерапевт. При этом важно осознавать, чьи интересы представляет психолог (детей, родителей, педагогов, администрации).

В зависимости от этого выстраивается работа психолога, формулируются конкретные задачи. Доверительные отношения налаживаются в первую очередь с той группой, интересы которой он представляет. Часто, когда в беседе с администрацией психолог напоминает, что он представляет интересы детей и педагогов, это воспринимается администрацией как личная обида. Однако такое заявление позволяет расставить приоритеты и изложить свое видение той или иной ситуации с определенной, четко обозначенной позиции. Психологу при этом не приходится «сидеть на двух стульях одновременно», напротив, открытое проявление своей позиции позволяет также открыто действовать в интересах защищаемой группы. Это вовсе не означает, что психологи «вступают в войну» со всеми остальными, кого не защищают. Они ведут переговоры от лица тех, чьи интересы представляют, а в первую очередь это интересы ребенка. Цель работы психолога часто формулируется как полноценное раскрытие личности детей, организация благоприятных условий для выявления их способностей в различных сферах, оказание поддержки, создание среды, способствующей как отдыху, так и продуктивной деятельности ребенка, и т. д. Однако такая формулировка является очень расплывчатой и не дает точного представления о функциях психолога. Ведь создание благоприятной среды для развития входит также в задачи администрации, педагогов.

Цель деятельности психолога — помочь ребенку преодолеть трудности, с которыми он не может справиться самостоятельно (Кедрова Н.Б., 2002).

Тем самым психолог создает благоприятную атмосферу для развития, предпосылки для максимального раскрытия и т. д.

До этого мы больше говорили о формах взаимодействия психолога с другими структурами УДО. Теперь рассмотрим содержательную специфику его деятельности. В отличие от школы большинство педагогов УДО легче, чем учителя, идут на контакт с психологами, что можно объяснить различными причинами. Одна из них состоит в том, что многие работники УДО не имеют базового педагогического образования. Часто люди совсем не педагогических профессий (инженеры, военные, артисты цирка, художники и др.) приходят со своим хобби, которому они посвятили много лет, или профессиональными умениями к детям, чтобы передать им свои знания. Поэтому мы встречаем необыкновенный трудовой энтузиазм в сочетании с недостаточной психологической компетентностью. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда педагог стремится научить чему-либо ребенка, не имея четкого представления о его возрастных возможностях, не понимая личностных особенностей, действуя интуитивно. Роль психолога в данном случае переоценить невозможно. Тут и общая просветительская работа, чтение лекций по вопросам возрастной и педагогической психологии, психологии личности, и разбор отдельных случаев, и разработка стратегии работы с ребенком, в случае необходимости вовлечение в сотрудничество семьи.

При общении с родителями, как уже было сказано, психолог УДО имеет некоторые преимущества перед школьным психологом: родители меньше боятся сказать что-то во вред ребенку, поэтому проще достичь откровенности. В нашей практике были случаи, когда к нам обращались за консультацией по поводу школьной неуспеваемости, конфликтов с классным руководителем при наличии психолога в школе, которую посещает ребенок. Также мы сталкивались с самостоятельным обращением подростков по вопросам профессионального самоопределения и с личностным запросом.

Еще одна существенная особенность работы психолога УДО — возможность рекомендовать ребенку посещение определенного кружка или секции в психотерапевтических целях, т. е. не просто посоветовать подростку занятия в театральной студии, а назвать конкретное место, куда он мог бы обратиться. При этом есть возможность наблюдать за развитием ребенка, отслеживать динамику, давать соответствующие рекомендации педагогу, родителям.

Также хотелось бы сказать несколько слов о самой разработанной области работы психологов УДО — это дошкольные отделы типа студий эстетического или общего развития. Последнее время им приходится сталкиваться со следующей проблемой: требования при поступлении в школу достаточно велики, поэтому родители хотят, чтобы ребенка где-то подготовили, лучше в привычной студии, куда он уже ходит, где ему нравится. Поэтому наряду с ритмикой и рисованием в программу вводятся чтение, письмо, математика. Происходит обыкновенное натаскивание, приводящее порой к отрицательной учебной мотивации. Психолог просто необходим при разработке программ и методик проведения таких занятий адекватно возрасту.

Важнейшее место в деятельности психолога занимает профилактическая работа, и психолог в УДО не является исключением. Сейчас много говорят о росте наркомании, числа девиантных подростков, детей группы риска, чему способствуют установки, транслируемые с экранов телевизоров, современными журналами и пр. Молодой человек, личность которого только формируется и рефлексия которого развита недостаточно, не готов этому противостоять. Тренинги, проводимые психологами в УДО, молодежные клубы при их участии являются той самой «прививкой». Подросток, нашедший дело по душе или просто хороших ребят в стенах УДО, не пойдет во двор искать компанию, «где его понимают».

То есть специфика работы психолога в УДО заключается в тех возможностях, которые дает соединение профессионального инструментария с воспитательными и образовательными средствами УДО. Однако те же самые условия порождают значительные трудности.

Тренинги и обучающие семинары — самая видимая часть работы психолога УДО, производящая наибольшее впечатление на педагогов, администрацию, родителей. При этом по форме она похожа на то, что всегда делали в УДО и до прихода психолога. Более того, рискнем заявить, что подобная работа проводилась ранее. Что такое районный пионерский штаб, как не социально-психологический тренинг? И это несколько затрудняет нашу работу: когда узнаваема форма, не всегда задумываются о содержании и новых методах. И то, что психологи используют известные игры, приемы как средство для достижения других целей, надо объяснять, показывать.

Непонимание специфики работы психолога часто приводит к тому, что его пытаются задействовать на всех работах сразу. Изменить это можно только одним способом: четко определять и отстаивать профессиональные рамки. Мы не считаем, что нужны какие-то особые нормативы. Учитывая разнообразие и многоликость УДО, нужна программа, в которой каждый психолог ответит для себя, что он будет делать на данном рабочем месте, как и на каком основании, как предполагает согласовывать свои действия с администрацией и т. д. Надо сказать, что это представляет большую сложность именно в силу размытости функций психолога. Потому что, прежде чем психолог сможет направлять разных детей в уже существующие коллективы и продолжать наблюдение, ему придется потратить много сил на установление контакта с педагогами, завоевание доверия, и многие специалисты уходят из УДО на этой стадии.

В заключение отметим неудовлетворенную потребность психологов УДО городского подчинения в профессиональном сообществе, в повышении своей квалификации. Необходимы курсы, отвечающие специфике указанных учреждений. При полном отсутствии финансирования обучения и сильнейшем желании и необходимости развития профессиональных качеств психологи оказываются в катастрофической ситуации, у них возникает чувство профессиональной и личностной несостоятельности, тогда как грамотно построенная учеба могла бы значительно продвинуть имеющих огромный практический опыт специалистов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector