Особенности психокоррекционной работы в СИЗО

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ

Болдырева Валентина Константиновна

старший психолог ФКУ СИЗО-2 Челябинской области

E-mail: safonowa1979@mail.ru

Луговой Александр Сергеевич

магистрант Башкирского Государственного Педагогического Университета

им М. Акмуллы, г. Уфа

E-mail: alex112358@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам психокоррекционной работы в условиях следственного изолятора. Рассмотрены факторы, влияющие на состояние заключенных в условиях режима, а также особенности проведения групповой и индивидуальной работы с обвиняемыми. На основании диагностики сделан вывод о положительном влиянии различных форм психологической работы с подследственными на психологическое состояние личности в период их адаптации к режиму содержания.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация заключенных, психокоррекционная работа в СИЗО, групповая и индивидуальная работа психолога ФСИН, психологическое состояние личности заключенного.

В современном обществе достаточно остро стоит проблема преступности. Преступления совершаются против личности, собственности, общественной безопасности. Одной из мер пресечения, применяемых к гражданам, совершившим преступления, является помещение подозреваемых или обвиняемых в следственный изолятор. Человек, попадая в новый непривычный мир ограничений, норм и правил, мир чуждых и неясных ценностей, вынужден приспосабливаться. Адаптационные процессы затрагивают как внутренний мир человека — поиск духовной опоры, постановка новых жизненных целей, пересмотр ценностных ориентиров, так и способы внешней коммуникации — принятие новых норм, статуса, «неписанных законов» тюремной субкультуры [1]. Характер социальной-психологической адаптации осужденных в СИЗО определяет дальнейшее поведение личности в местах лишения свободы и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в пенитенциарной системе и обществе, что и определяет актуальность данного исследования.

Отсутствие контактов с близкими и привычным окружением, отсутствие привычного уровня комфорта и регламентированное отправление потребностей во сне, еде, прогулке и т. д., постоянная публичность без возможности уединения, скудность сенсорных и когнитивных раздражителей, необходимость постоянно контролировать свое поведение и речь, неопределенность будущего, требования соблюдения режима содержания и правил тюремной субкультуры — все это приводит к тому, что человек становится раздражительным, агрессивным, тревожным. Доверие, эмпатия, стремление к уникальности и индивидуальности становятся чуждыми чертами личности заключенного, только усиливающими пенитенциарный стресс, делающими уязвимым перед сокамерниками. Нежелание многих впервые привлекаемых к уголовной ответственности мириться со своим новым статусом человека, лишенного свободы, приводит к невозможности принятия себя в иной роли, принятия других и реальности происходящего. Нарушается ощущение внутренней опоры, идентичности, меняются ценностные ориентиры. Таков психологический портрет человека, попавшего в условия изоляции от общества.

5 стр., 2093 слов

Влияние цвета на психическое состояние человека

... воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека (см. таблицу). Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека 2. Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека Казалось бы, что ... роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Результаты экспериментальных работ школы С.В. Кравкова (1935--1951 гг.) показали, что цветовое воздействие ...

Создаваемые в последние годы психологические службы и лаборатории в системе исполнения наказаний одной из своих задач декларируют оказание помощи заключенным в адаптации к условиям режима. Одним из способов решения данной задачи является психокоррекционная работа, которая в условиях СИЗО имеет свои особенности.

Опираясь на исследования ученых в области социально-психологической адаптации и пенитенциарной психологии таких как С.В. Бабурин, А.Д. Глоточкин, А.А. Налчаджян, В.М. Поздняков, С.Е. Синдомирский, нами была разработана программа социально-психологической адаптации заключенных к условиям изоляции. Апробация программы проходила в ФКУ СИЗО № 2 Челябинской области на группе из 6 женщин в возрасте 24-35 лет, обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести и привлекаемых к уголовной ответственности впервые. Целью данного проекта было: создание условий для успешной социально-психологической адаптации заключенных к условиям изоляции, мотивации на приобретение социально-одобряемых навыков поведения.

Достижение заявленной цели было реализовано через решение следующих задач:

1. Формирование представлений о характере и особенностях жизнедеятельности в условиях групповой изоляции

2. Создание благоприятного психологического климата в коллективе через участие в групповой психокоррекционной работе.

3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе

4. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей , способности к рефлексии

5. Развитие навыков работы в коллективе, принятие решений, ответственности.

Психокоррекционная работа в сизо проводилась в индивидуальной и групповой форме.

Согласно правилам и особенностям размещения обвиняемых и подозреваемых в СИЗО не представлялось возможным набрать группу из лиц, содержащихся в разных камерах. Поэтому группа состояла из заключенных, проводивших дни, недели, а порой и месяцы в одном помещении. Встречи проходили в течении четырех месяцев с периодичностью один раз в неделю и длились 2 часа. Характер групповой работы в условиях изоляции существенно отличается от работы в обычных терапевтических группах на свободе по причине низкого доверия между участниками и рефлексии в группе, отсутствия желания участников демонстрировать свои истинные переживания и потребности. По этой причине было решено отказаться от применения психотерапевтических методик, ориентированных на глубокое понимание личностью своих проблем, а также интервенций, в которых терапевт концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. Фокус терапевтического процесса в группе был направлен на способы коммуникации участников через совместную деятельность в игре, что способствовало снижению различных видов деприваций, обусловленных режимом, дало возможность проигрывать свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находить решение своих конфликтов и проблем, что, в конечном итоге, содействовало решению поставленных в программе задач и достижению заявленной цели — создание условий для успешной социально-психологической адаптации заключенных к условиям изоляции. Даже сам факт встреч в кабинете психолога, где проходила групповая работа по причине смены обыденной обстановки оказывал, по заявлениям самих участников, благоприятное воздействие на психику, внося в отношения ощущение новизны и предоставляя новые темы для обсуждений по завершению групповой работы и возвращению в камеру. По этой причине положительный эмоциональный эффект от участия в мероприятиях сохранялся на несколько дней.

При проведении психологической работы в формате индивидуальных консультаций подследственные, опираясь на доверительные отношения с психологом, получили возможность осознавать и проработать свои внутренние проблемы и противоречия, обусловленные процессами приспособления к новым условиям жизнедеятельности и требованиям режима. Основными темами индивидуальной работы были вопросы принятия нового статуса, построения отношений с родственниками в условиях сложившихся обстоятельств, страх неопределенности перед освобождением после длительного нахождения в условиях изоляции.

Гештальтподход, в котором основой является тренировка осознанности, принятия себя и других, понимание и нахождение способов удовлетворения своих потребностей, использовался в качестве главного инструмента психокоррекции. Вспомогательными методами послужили элементы проекционных методов: песочной терапии, расстановок, арт-терапии.

В период реализации программы для измерения личностных качеств мы использовали методику диагностики социально — психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, позволяющую провести углубленную диагностику тех характеристик, поведенческих реакций, которые касаются изменения поведения и адаптации человека. Измерение показателей проводилось в группе А — респонденты до участия в программе, группе В — те же респонденты после 4 месяцев участия в программе и в контрольной группе С — респонденты, не участвующие в программе. Все респонденты — женщины 19-36 лет, привлекаемые к уголовной ответственности впервые и находящиеся в адаптационном периоде (до 8 месяцев) пребывания в ИУ. Результаты измерений приведены в таблице 1.

Таблица 1

Средние показатели признаков социально-психологической адаптации в группах респондентов принимающих и не принимающих участия в программе

признак

Группа А

Группа В ( к А в %)

Группа С — разница до и после в %

адаптивность

3,4

6,2 (+82,4)

+37,5

принятие себя

4,4

7,4 (+68,2)

+35,8

принятие других

3,2

6,2 (+93,8)

+45,5

Эмоциональный комфорт

3,2

6,4 (+100)

+62,3

интернальность

5,2

7,6 (+46,2)

+14,7

доминирование

3,4

6,2 (+82,4)

+38,8

Также нами была проведена оценка различий величин средних значений в группах А и В с помощью t-критерия Стъюдента для связных выборок, результаты которой представлены в таблице2.

Таблица 2

Оценка различий величин средних значений в группах А и В

признак

Tэмп критерий Стъюдента

Положение на оси значимости

адаптивность

2,8

Зона неопределенности при t0,01≤ t эмп≤ t0,05

принятие себя

5,6

Зона значимости t эмп≤ t0,01

принятие других

9,7

Зона значимости t эмп≤ t0,01

Эмоциональный комфорт

4,4

Зона неопределенности при t0,01≤ t эмп≤ t0,05

интернальность

3,2

Зона неопределенности при t0,01≤ t эмп≤ t0,05

доминирование

3,5

Зона неопределенности при t0,01≤ t эмп≤ t0,05

Полученные результаты позволяют констатировать следующее:

  • по прошествии 4 месяцев показатели социально-психологической адаптации у респондентов участвующих в программе и в контрольной группе увеличились, что говорит о положительной динамики приспособления к условиям изоляции
  • показатели участников программы социально-психологической адаптации значительно выше показателей в контрольной группе, причем такие показатели как «принятие себя» и «принятие других» демонстрируют значимые различия в группах А и В

Результаты данного исследования, по нашему мнению, свидетельствует о том, что различные формы психокоррекционной работы с заключенными, направленные на принятие личностью своего нового статуса и роли, принятие других, а также способствующие расширению понимания и осознования своих потребностей и принятия ответственности за последствия своих действий, положительно влияют на уровень и характер социально-психологической адаптации к условиям содержания под стражей.

Литература

1. Луговой А. С. Социально-психологическая адаптация заключенных к местам лишения свободы [Текст] / А. С. Луговой, Е. М. Разумова // Научные исследования: от теории к практике : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 201–205.