Основы медицинской генетики

Основы медицинской генетики

Медицинская генетика является составной, но самостоятельной частью генетики человека и так же, как общая генетика, изучает за­кономерности наследственности и причины изменчивости, но в от­ношении не нормальных, а патологических признаков организма. Важной задачей медицинской генетики является изучение причин возникновения наследственной патологии человека, характера ее наследования в семьях, распространенности в различных популяци­ях. Медицинская генетика исследует природу наследственной пато­логии на функциональном, клеточном и молекулярном уровнях, раз­рабатывает методы профилактики, ранней диагностики и лечения наследственных болезней.

В последнем десятилетии наблюдается увеличение относитель­ной доли генетически обусловленных заболеваний в патологии че­ловека. Это частично связано с улучшением диагностики, но в зна­чительной мере — с ухудшением экологической обстановки, усилением мутагенеза и накоплением патологических мутаций. По приблизи­тельным подсчетам, в мире рождается в год более 2 миллионов детей с тяжелыми формами наследственных болезней. Смертность детей с наследственными заболеваниями до пятилетнего возраста в 4-20 раз выше, чем общая смертность детей.

Проблема здоровья человека теснейшим образом связана с на­следственностью. Измененная программа развития, измененная нор­ма реакции на обычные факторы внешней среды являются причи­нами наследственной патологии.

3.1. Наследственная и врожденная патология

Наследственная патология — это патология, обусловленная на­рушениями (патологическими мутациями) наследственного аппара­та (хромосом, генов) половых клеток родителей и передающаяся через них следующим поколениям.

Патологическая мутация может быть свежей — происходить в половых клетках родителей и являться причиной рождения детейГлава 3. Основы медицинской генетики

с наследственной патологией у родителей, в семьях которых данная патология ранее не встречалась. Возникнув, патологическая мута­ция может передаваться из поколения в поколение в семье. Время возникновения патологических мутаций можно установить, просле­див проявление и передачу аномального признака в родословной (генеалогический метод генетического исследования).

Наследственная патология как результат реализации в опреде­ленных условиях среды измененной генетической программьтожет проявиться в любые сроки онтогенеза (чаще всего — в раннем дет­стве, но и в зрелом возрасте, например, хорея Гентингтона, и даже пожилом, например, подагра).

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... регламентации временных параметров реабилитационных мероприятий не всегда возможна. Проведение медицинской реабилитации больных с психическими расстройствами базируется на следующих основных ... жизнь. Первоначальная типология включает три вида реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную физкультуру, диетическое ...

Врожденная патология — это всякое пренатально обусловленное отклонение от нормального строения органа или системы органов. Грубо выраженные аномалии, приводящие к частичной или полной функци­ональной непригодности органа или создающие у человека космети­ческую проблему, принято называть врожденными пороками развития. Незначительные отклонения, совместимые с нормальным функциони­рованием и не обезображивающие внешний облик, укладываются в понятие мелких дисплазий или стигм дизэмбриогенеза.

Клинические проявления врожденных пороков разнообразны. По распространенности пороки делят на изолированные, системные и множественные. Изолированные пороки локализуются в одном орга­не (пороки сердца, почек и др.), системные пороки объединяют не­сколько пороков в одной системе органов (пороки развития нервной системы, мышечной, лимфатической и др.), множественные пороки составляют группы аномалий в двух и более системах органов. В большинстве случаев у детей с врожденной патологией регистри­руются изолированные пороки (80%), реже наблюдаются множе­ственные и системные.

Доля врожденной патологии в структуре заболеваемости состав­ляет 6-10%, смертности — 15% (среди новорожденных этот показа­тель достигает 40%).

У нас в стране ежегодно рождается более четвер­ти миллиона детей с тяжелыми врожденными пороками развития.

Врожденные пороки могут быть наследственными, являться след­ствием мутаций, а могут быть результатом эмбриотоксического дей­ствия целого ряда факторов внешней среды.

Не являются наследственными врожденные аномалии, если они обусловлены повреждающим действием вредных факторов

JI. А. Попова, Т. П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике

(тератогенов) на генетически нормальный зародыш. В этих слу­чаях наблюдаются нарушения развития органов, полностью ко­пирующие эффект мутагена (фенокопирование).

Характер пре- натального нарушения зависит от сроков беременности и крити­ческих периодов развития организма: так, пороки сердца и сосудов формируются в критические для этой системы 4-5-ю недели бе­ременности, нервной системы и лицевого скелета — на 4-5-й и 6- й неделе соответственно.

Мутагенно и тератогенно обусловленная врожденная патология клинически и анатомически проявляется сходным образом. Большую часть (85-90%) составляют широко распространенные изолирован­ные пороки: врожденный вывих бедра (1% от общего числа ново­рожденных), косолапость (1-0,6%), расщелины губы и неба (2,7%).

Реже встречаются множественные пороки, в основном хромосомно­го происхождения (например, множественные пороки скелета, ко­нечностей, внутренних органов и т. п.) и системные (например, аль­бинизм и глухота, пороки опорно-двигательного аппарата, нервной системы и т. п.).

По Международной классификации болезней, наследственные болезни и врожденные пороки развития отнесены к одной общей рубрике, частота врожденных пороков сильно варьируется в от­дельных странах от 0,15 до 15% от числа всех новорожденных. По данным ВОЗ, средняя частота рождения детей с аномалиями со­ставляет 3%.

11 стр., 5391 слов

Развитие моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью

... и биологических факторов. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема психомоторного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью стала привлекать внимание ученых относительно ... действие или движение человека регулируется определенными звеньями сложной функциональной двигательной системы. В основе ее современной концепции лежат положения учения И.П. Павлова ...

Установление конкретной причины и механизма повреждения в каждом отдельном случае является сложной задачей (если учесть многообразие средовых факторов, их взаимодействие, явления фено- и генокопирования и др.).

Возникновение любого патологического признака есть результат сложного взаимодействия наследственного предрасположения и внешнесредовых влияний. Но в практических целях, в зависимости от ведущего этиологического фактора, выделяют:

  1. мутагенные пороки (наследственные), связанные с мутация­ми на геномном, хромосомном или генном уровнях;
  2. тератогенные пороки (экзогенные), обусловленные действи­ем повреждающих факторов на эмбрион (эмбриональный период — от 16-го дня после оплодотворения до конца 10-й недели) или плод (плодный период — от 11-й недели до родов);

Глава 3. Основы медицинской генетики

3) мультифакториальные пороки, вызванные сочетанием генети­ческих и тератогенных эффектов, при этом изолированно ни один из них не является причиной порока.

Мутагенным и тератогенным действием обладают различные факторы внешней среды: физические (ионизирующая радиация, ультрафиолетовое излучение, токи и звуки сверхвысокой частоты, механические воздействия и др.); химические (сельскохозяйствен­ные, промышленные, бытовые химические вещества, алкоголь, ни­котин и наркотические средства, некоторые лекарственные препа­раты, гормоны); биологические (вирусы, микробы, простейшие и др.).

Рис. 3.1. Особенности лица при феталь- ном алкогольном синдроме (Цит. по: Коз­лова С. И. и др. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. — М.: Медицина, 1987.)

Хорошо известен мутагенный и тератогенный эффект всех ви­дов ионизирующей радиации (альфа-, бета-, гамма-, ультрафиоле­тового и рентгеновского излучения), внешнее проявление которого зависит от длительности и вида излучения, индивидуальной чувстви­тельности и состояния организма на стадии внутриутробного раз­вития, на котором происходит облучение. Сходным действием об­

ладают другие физические факторы, такие, как высокие и низкие температуры, раз­личные вибрации, механи­ческие воздействия и др.

Тератогенное и мутаген­ное действие обнаружено у ряда химических веществ, содержащихся в предметах бытового назначения (клей для мебели, стенные панели и полы, выделяющие токси­ческие вещества при эксплу­атации).

Особенно опасно применение таких средств и «зараженного» оборудова­ния в детских садах, школах и других местах коллектив­ного пребывания детей. Среди химических веществ особую группу составляют алкоголь и наркотики в связи с высокой

JI. А. Попова, Т. П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике

вероятностью тератогенных эффектов с тяжелой клинической кар­тиной. У новорожденных она описывается как алкогольный феталь- ный синдром с характерным сочетанием симптомов: микроцефалия, эпикант, поперечные складки шеи, гипоплазия нижней челюсти, длинный фильтр, часто системные пороки внутренних органов, ске­лета и др. (рис. 3.1).

10 стр., 4628 слов

Основные факторы развития личности

... являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, ... в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки ...

Многие лекарственные вещества и медикаменты, рекомендуемые беременным, могут быть небезвредными для развивающегося орга­низма. Например, прием некоторых антибиотиков на 6-й неделе бе­ременности приводит к окрашиванию и гипоплазии эмали не толь­ко молочных, но и постоянных зубов ребенка и даже к тяжелым по­рокам развития. К числу таких веществ относятся гормональные препараты, транквилизаторы, цитостатики и др. Обычно такие ме­дикаменты назначаются ограниченно, но в ряде случаев речь идет о широком применении. Так, небезызвестный тяжелыми последстви­ями талидомид за годы использования (около 6 лет) был продан в Европе в количестве 1,6 тонны.

Из биологически обусловленных тератогенных факторов следу­ет особо выделить инфекционные агенты периода внутриутробного развития: вирусы краснухи, кори, гриппа, эпидемического пароти­та, цитомегалии, а также простейшие токсоплазмы. Вирус краснухи способен сам индуцировать первичные пороки развития органов и тканей с характерным сочетанием нарушения зрения, слуха, гидро- и микроцефалии, развивающимися более чем в 20% случаев заболе­вания матери в первом триместре беременности.

Особенности этиопатогенетических механизмов наследственных и внешнесредовых врожденных аномалий обусловливают трудности дифференциальной диагностики между ними и актуальность реше­ния этой задачи. Эта проблема непосредственно касается семей, где появились дети с врожденными пороками. Существенное значение имеет оценка мутагенного и тератогенного вклада внешнесредовых факторов в механизм и клинику отдельных нозологических форм в масштабных профилактических целях. Поэтому при использовании всех известных методов генетики особое значение имеет тщательное изучение фенотипических признаков в большом числе родословных и установление закономерностей, общих для всей совокупности.

Одной из таких закономерностей является семейное накопление слу­чаев болезни. Повторные случаи заболевания в семье — характерный

признак болезней с наследственной предрасположенностью. По рас­пределению этих болезней среди родственников пробанда устанав­ливают тип их наследования. Однако при малом размере семей на­следственная патология может проявиться только у одного члена семьи. С другой стороны, семейный характер болезни еще не дока­зывает ее наследственного характера, т. к. это может быть связано с социально-средовыми и другими внешними факторами.

Важным критерием дифференциальной диагностики между эти­ми типами врожденной патологии является количество признаков диспластичности, называемых также дизморфогенетическими или дизонтогенетическими признаками, или малыми пороками развития. Наличие одного-пяти диснластических признаков (стигм) может быть результатом экзогенных воздействий или генных мутаций, а сочетание их, превышающее в сумме семь-восемь, свидетельствует о высокой вероятности хромосомных нарушений.

Общее количество диспластических признаков насчитывает не­сколько сотен, они разделяются на стигмы черепа, лица, ушей, шеи, ту­ловища, конечностей, кисти и стоп, глаз (см. приложение).

10 стр., 4678 слов

Факторы роста и развития в постнатальном онтогенезе

... гормоны наряду с другими факторами, вызывают многие важные сдвиги в морфофункциональной организации подростка. Они регулируют развитие первичных и вторичных половых признаков, влияют на половое ... намечаются половые различия в развитии жироотложения (выше у девочек) и начинается изменение формы тела. Перепубертатный (лат. «pubertalis» – возмужалость) этап в развитии человека является доминирующим, ...

Например, диспластическими признаками ушей является их низкое расположе­ние, асимметричность, оттопыренность, большие отвисающие уши, маленькие деформированные уши и т. д. К стигмам глаз относятся: эпи- кант, узкая глазная щель, маленькое глазное яблоко, монголоидный и антимонголоидный разрез глаз, глубоко посаженные глаза и т. д.

Многочисленными клиническими наблюдениями установлено, что некоторые гены, контролирующие отдельные признаки лица, ушных раковин и т. д., оказывают определенное влияние и на центральную нервную систему (плейотропное действие гена).

Мутантное состоя­ние этих генов приводит к фенотипическим аномалиям: косой разрез глаз, эпикант, гипертелоризм, низкое расположение ушных раковин, низкая линия роста волос, плоский затылок — и достоверно коррели­рует с нарушениями функций центральной нервной системы.

Нужно иметь в виду, что стигмы дизэмбриогенеза, являясь пока­зателями неблагоприятного течения пренатального периода разви­тия, указывают на возможность нарушений во внутренних органах. Эти негрубые структурные аномалии значительно облегчают возник­новение функциональных расстройств в том или ином органе или системе. Причем этот морфофункциональный «фон» сопровождает человека на протяжении всей жизни.JI. А. Попова, Т. П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике

Отмечается также связь множественных фенотипических анома­лий с пониженной устойчивостью к инфекциям, особенно вирусным. Это обусловлено тем, что несколько тысяч генов, контролирующих работу иммунной системы, располагаются не только в шестой хро­мосоме, но и рассеяны по многим другим. Наличие большого числа аномальных фенотипических признаков указывает на диффузное поражение генома и рассредоточенных генов иммунной системы с последующим ослаблением иммунитета. Возникающие при этом хронические процессы развиваются как следствие постоянного дей­ствия мутантного гена или хромосомного дисбаланса, либо как ре­зультат взаимодействия генетических и средовых факторов при бо­лезнях с наследственной предрасположенностью. Для последних характерно и рецидивирующее течение, связанное как с особеннос­тями генотипа, так и с воздействием средовых факторов.

Закономерно, что для фенотипически аномальных индивидуумов характерна пониженная жизнестойкость. К возрасту 40-45 лет, а иногда и раньше, у них, казалось, прежде здоровых, вдруг возника­ет какая-либо патология, которая принимает хроническую форму. На ее фоне проявляются другие, якобы самостоятельные болезни, и к 55-60 годам накапливается целый «букет», состоящий из 12-15 бо­лезней. Кроме того, именно у фенотипически аномальных лиц чаще развиваются различные осложнения при инфекционных заболева­ниях, хирургических вмешательствах, использовании лекарственных препаратов.

У лиц с фенотипическими аномалиями отмечается пониженная репродуктивная способность, что, по-видимому, поддается аналити­ческой трактовке с позиций диффузного нарушения генома.

Таким образом, традиционное деление этиологических факто­ров на экзо- и эндогенные, на средовые и наследственные имеет несколько условный характер. В действительности любое средо- вое воздействие осуществляется на фоне неповторимого геноти­па данного индивида, и любой генотип реализуется в определен­ных средовых условиях. Большинство врожденных аномалий че­ловека детерминированы многочисленными и разнообразными как средовыми, так и наследственными факторами, т. е. являются мультифакториальными (тератогенные факторы провоцируют пе­реход наследственной предрасположенности в порок развития).

27 стр., 13078 слов

Типологические особенности в эмоциональном развитии детей с умственной ...

... младшего школьного возраста. 3. Осуществить сравнительное изучение эмоционального развития детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития в различных возрастных группах. 4. Выделить возрастные ... эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимы, что ...

Эти пороки встречаются с частотой 1:1000. К аномалиям такого

Глава 3■ Основы медицинской генетики

рода относятся: врожденный вывих бедра, косолапость и конская стопа, орофациальные расщелины, анэнцефалия, врожденные пороки сердца и др.

Отдельные элементы этих аномалий (дисплазия бедра, орофаци­альные микропризнаки и др.) могут возникать и прослеживаться в родословной, передаваясь как доминантные, рецессивные или сцеп­ленные с полом признаки. Накопление таких единичных микроприз­наков обозначается как мутационный груз. Наличие многочислен­ных аномалий (стигм, дисплазий) у носителей усиливает риск появ­ления у их потомства более выраженной патологии и свидетельствует об определенной степени неполноценности генома. Например, если у родителей имеются такие орофациальные микропризнаки (стиг­мы лица), как короткое небо, асимметрия крыльев носа, девиация носа, прогнатия, атипичная форма зубов, диастема, прогения и дру­гие, то у их детей высок риск появления расщелины твердого и/или мягкого неба.

Изучение аномальных фенотипических признаков позволяет:

  • составить впечатление о «мутационном грузе», лежащем на той или иной родословной;
  • судить о вновь возникающих мутациях, т. е. о существовании в условиях действия мутагенных факторов;
  • по ряду микроаномалий прогнозировать возможность возник­новения врожденных пороков;
  • объяснить накопление в относительно молодом возрасте боль­шого числа хронически текущих заболеваний.

Отсюда следует вывод о необходимости выявления семейного наследственного предрасположения к отдельным аномалиям. Для этого важно изучить микропризнаки пороков у членов семьи пора­женного (в настоящее время лучше других изучены микроформы врожденных расщелин губы и неба).

Генокопирование обусловли­вает чрезвычайную генетическую гетерогенность наследственных дефектов и в значительной мере осложняет генетический анализ патологических признаков.

Представленный в приложении перечень основных стигм дизэмб- риогенеза может быть использован при составлении родословных, для медико-генетического анализа, при изучении хромосомных синдро­мов и других наследственно обусловленных форм патологии (олигоф­рении, сенсорных расстройств, нервно-психических нарушений).ГЛАВА 4.

Специальные вопросы медицинской генетики 4.1. Генетика олигофрении

Выделены две клинические формы умственной отсталости: оли­гофрения и деменция. Термином олигофрения обозначают различ­ные по этиологии и патогенезу состояния, объединенные двумя об­щими чертами: ранним возникновением интеллектуального дефек­та (до трех лет) и отсутствием его прогредиентности. Олигофрения относится к числу распространенных патологий, ее частота состав­ляет 1-3% в популяции. Деменция характеризуется распадом уже сформировавшегося интеллекта, развивается в возрасте старше трех лет. В детском возрасте такое деление достаточно условно, т. к. мно­гие наследственные формы умственной отсталости характеризуются неравномерностью поражения и склонностью к прогрессированию.

4 стр., 1797 слов

Умственная отсталость 5

... Медико-педагогическая коррекция и профилактика умственной отсталости. 6. Вопросы экспертизы при умственной отсталости. 7. Демонстрация больных. Вводная часть. Умственная отсталость или ретардация (старый термин олигофрения) - это состояние задержанного или ...

Этиология умственной отсталости чрезвычайно разнообразна, однако в подавляющем большинстве случаев это состояние вызыва­ется факторами, действующими внутриутробно, как наследственны­ми, так и экзогенными. Долгое время установление этиологии ум­ственной недостаточности отставало от других медицинских и био­логических отраслей знания. Причинами умственного дефекта прежде всего стали считать инфекции и недостаточность питания. Роль наследственности в разное время оценивали по-разному. В на­чале XX века почти все формы умственного дефекта считали наслед­ственными. В 30-40-е годы, наоборот, основное внимание уделяли изучению экзогенных факторов. В последнее время наряду с про­должением изучения влияния на формирование психической сфе­ры ряда средовых, значительное место занимают исследования роли генетических факторов. Разработка методов кариологического и био­химического анализа позволила получить много ценных данных о генетических закономерностях некоторых форм умственной отста­лости, понять этиологию ряда заболеваний, сочетающихся с рано развившейся умственной отсталостью.

Доля наследственно обусловленных форм олигофрении, по дан­ным разных авторов, колеблется от 20 до 90%. Это большое разли­чие объясняется как разными подходами авторов к оценке этиоло-

Глава 4. Специальные вопросы медицинской генетики

гической роли того или иного фактора, так и различной структурой обследуемых контингентов в отношении степени тяжести пораже­ния. Есть основан ия считать, что наследственные факторы играют боль­шую роль в этиологии легких степеней умственной отсталости, в то вре­мя как при тяжелых преобладают экзогенно обусловленные формы.

Актуальную задачу представляла всегда и представляет сейчас необходимая для успешной профилактики и лечения дифференци­ация олигофрении на отдельные клинические формы. В настоящее время, когда известны десятки средовых и генотипических факто­ров, вызывающих различные формы поражения интеллекта, даже самое тщательное клиническое обследование только в 1/3 случаев умственного дефекта позволяет установить с достаточной опреде­ленностью его причину. В остальной группе больных олигофренией этиология заболевания неясна или может быть указана лишь в пред­положительной форме.

Рассматривая причины слабоумия, можно выделить 4 группы за­болеваний, одним из симптомов которых является дефект психики:

  1. резидуальные состояния поражения нервной системы во внут­риутробном периоде, во время рождения и в первые годы постна- тальной жизни;
  2. первичные заболевания нервной системы;
  3. генные болезни;
  4. хромосомные болезни.

Олигофрения со специфическим синдромом поражения

Среди больных с определенным синдромом поражения значи­тельную долю занимают экзогенно обусловленные случаи. Наслед­ственные формы занимают меньшую долю, и соответственно этио­логии представлены двумя основными группами:

4 стр., 1914 слов

Вопрос 3 Синдром умственно эмоционального перенапряжения

... стрессами сами по себе не являются вредными (патогенными). Для человека умственного труда имеет значение не столько объективная трудность производственных и учебных процессов, ... защитными приспособлениями. Способность человека к осторожности, осмотрительности проявляется в следующих формах: рациональное управление своим вниманием; правильное использование, когда необходимо, сознательного контроля ...

  1. больные с хромосомной патологией;
  2. больные с определенным моногенно наследуемым синдромом.

Хромосомная патология. К настоящему времени описано более

100 хромосомных синдромов, связанных с умственной недостаточ­ностью. Исследования в области клинической цитогенетики пока­зали, что геномные мутации аутосом всегда сопровождаются тяже­лыми степенями умственной отсталости в сочетании с множествен­ными врожденными пороками развития органов и систем. СамойЛ. А. Попова, Т. П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике

распространенной среди выживших детей численной аберрацией хро­мосом является трисомия по 21-й хромосоме, известная в клинике как болезнь Дауна. Это заболевание встречается среди новорожден­ных с частотой 1:700, составляя до 10% от всего контингента боль­ных олигофренией.

Поскольку носители численных аберраций других, более крупных хромосом редко доживают даже до года, эти аберрации не имеют прак­тически большого значения в этиологии умственной отсталости.

Структурные аномалии хромосом, возникающие в результате разрывов и последующих соединений хроматид, как правило, сопро­вождаются различными степенями умственной отсталости — от уме­ренной до глубокой — и сочетаются с множественными врожденны­ми аномалиями, создающими иногда довольно специфический образ «олигофрена-диспластика». Наиболее существенными признаками при этом являются: сочетание умственной отсталости с отставани­ем в физическом развитии и множественными соматическими ано­малиями (краниофациальная дисплазия, ненормальная форма и рас­положение ушных раковин, гипертелоризм и эпикант, готическое небо, аномалии строения глазных щелей и яблок, специфическое из­менение кожного рисунка на ладонях и подошвах, аномалии строе­ния и расположения пальцев рук и ног и др.).

В литературе в после­дние годы появились описания многих наследственных синдромов, одним из симптомов которых является олигофрения. Характер ци- тогенетических аномалий при большинстве из этих синдромов тре­бует дальнейших уточнений.

Синдром Корнели и де Ланге. Выраженная врожденная гипот­рофия, значительная задержка физического и умственного развития, грубые пороки развития. Описаны частичные трисомии, а также трансплокации, инверсии различных хромосом. Большинство слу­чаев синдрома — спорадические.

Синдром Прадера — Вилли характеризуется мышечной гипотони­ей, половым недоразвитием, ожирением и умственной отсталостью. Кариотипически — делеция 15-й хромосомы. Дефектная хромосома всегда имеет отцовское происхождение. Синдром Ангельмана харак­теризуется дефектом 15-й хромосомы материнского происхождения.

На основании существующих данных нельзя с точностью судить о том, какую долю среди олигофренов составляют лица с различны­ми структурными и числовыми аутосомными аберрациями. Однако

есть основания предполагать, что, кроме болезни Дауна, аутосомные аберрации не имеют существенного значения в этиологии олигоф­рении вследствие редкости синдромов и значительной ограничен­ности продолжительности жизни страдающих ими детей.

8 стр., 3650 слов

Олигофрения

... хромосом; моногенные, возникающие в связи с изменениями в одном гене; синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования. Допускается, что среди последних ... опорно-двигательного аппарата, речи); олигофрения с психопатоподобными формами поведения; олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. Среди клинических классификаций олигофрении большое место занимают этиологические, ...

Общее нарушение генного баланса, связанное с избытком или недостатком дозы генов, расположенных в половых хромосомах, го­раздо менее фатально отражается на развитии организма, чем это имеет место при аутосомных аберрациях. Поэтому наличие гоносом- ных аберраций совместимо не только с рождением, но и с нормаль­ной жизнеспособностью и даже, в ряде случаев, с нормальным фе­нотипом. Умственная отсталость далеко не всегда сопровождает го- носомные мутации.

Согласно статистическим данным, 17-25% мужчин с синдромом Клайнфельтера имеют сниженный интеллект. Лишняя Х-хромосо- ма у женщин проявляется в еще большем снижении интеллекта, чем у мужчин. Отмечается прямая корреляция между числом лишних Х-хромосом и степенью интеллектуального снижения. Синдром Шерешевского — Тернера более редок среди умственно отсталых жен­щин, составляя в среднем, по данным разных авторов, 0,6:1000.

Причины умственной отсталости при аутосомных и гоносомных аберрациях, очевидно, лежат в грубых нарушениях генного баланса, как следствие нарушения множества ферментных функций, приво­дящих к искажению эмбрионального развития. Это обстоятельство обусловливает малую эффективность лечения олигофрений, связан­ных с хромосомными аберрациями, и заставляет уделять основное внимание изучению причин их возникновения и возможной профи­лактике. Согласно статистическим данным, больные с хромосомны­ми аномалиями составляют около 15% всех случаев слабоумия.

Моногенно наследуемые олигофрении со специфическим синдромом поражения

В группе олигофрений с определенной клинической картиной ведущее место занимают ферментопатические формы, включающие нарушения всех видов обмена веществ: белкового, углеводного, ли- пидного, минерального. Учение о наследственных нарушениях об­мена веществ берет свое начало от исследования английского уче­ного Кэррода, который в 1906 году при изучении четырех форм на-JI. А. Попова, Т. П. Степанова. Основы генетики в коррекциониой педагогике

рушения обмена веществ у детей (алкаптонурии, альбинизма, пен- тозурии и цистинурии) высказал предположение о том, что в основе указанных страданий лежит дефект фермента наследственной при­роды. Эта мысль получила конкретное биохимическое обоснование и всеобщее признание лишь несколько десятилетий спустя, и такого рода заболевания получили название ферментопатий (энзимопатий).

К настоящему времени известно несколько сотен наследствен­ных нарушений обмена веществ. При большинстве из них происхо­дит поражение нервной системы, что приводит к возникновению так называемого сложного дефекта — сочетанию интеллектуальной не­достаточности с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Другая группа моногенно наследуемой умственной отсталости диагностируется по наличию своеобразного соматического или невро­логического синдрома. Описано большое количество олигофрений с глазными изменениями: микроктальмией, катарактой, аниридией; с кожными патологиями: меланолейкодермией, ихтиозом, телеанги- эктазиями, с различными дизостотическими нарушениями и т. п.

Многие из моногенно наследуемых форм олигофрении представ­ляют редкие своеобразные синдромы. Среди моногенно наследуе­мых олигофрений самыми частыми, но мнению исследователей, яв­ляются нейрофиброматоз Реклингаузена и миопатия Дюшенна. Ис­следования последних десятилетий показали, что умственная отсталость, сопровождающая эти заболевания, является непрогре- диентной, несмотря на прогрессирование основной симптоматики болезни, что позволяет отнести интеллектуальный дефект при этих заболеваниях к олигофрении.

Свыше шестидесяти генов Х-хромосомы могут определять ум­ственную отсталость, чаще — в сочетании с нарушениями других органов и систем организма (синдромы Арского, Коффина — Лоури, Борьесона — Форсмана — Аемана, Дюшенна, Гольдблатта, Гольтца, Лоу, Норри, Ленца, Ретта, Леша — Нихана).

Наследоваться они мо­гут по рецессивному (чаще) и доминантному типам.

Синдром Нунан. Аутосомно-доминантный тип наследования. Частота синдрома среди новорожденных 1:1000-1:2500. Впервые описан в 1928 году Вейсенбергом. К1963 году описана большая груп­па больных низкого роста, с нарушениями в развитии скелета, птери- гиумом, страдавших врожденными пороками сердца. По внешнему

виду эти люди походили на больных с синдромом Шерешевского- Тернера, однако среди них были и лица мужского пола. Поскольку кариотип этих больных соответствует норме, синдром Нунан полу­чил название «тернеровский фенотип с нормальным кариотипом». Дети отстают в росте, психомоторном и особенно речевом развитии, характерна задержка полового развития. Особенности поведения напоминают психопатические проявления при раннем детском аутизме. Умственная отсталость наблюдается в 60% случаев, неред­ки дефекты зрения: миопия, кератоконус, косоглазие.

Синдром Рубинштейна — Тейби. Предположительно аутосомно- доминантный тип наследования с неполной пенетрантностью.

Синдром Дубовица. Впервые описан в 1965 году. Характеризует­ся врожденной гипотрофией, отставанием физического развития в по- стнатальном онтогенезе. Аутосомно-рецессивный тип наследования.

Синдром Барде — Бидля. Одно из нервно-психических заболе­ваний, сочетающихся с ожирением. Наблюдается прогрессирова- ние интеллектуального дефекта. Тип наследования аутосомно-ре- цессивный.

Синдром Гольтца. Наследуется по Х-сцепленному доминант­ному типу с летальностью для плодов мужского пола. Все девоч­ки умственно отсталые с нарушениями зрения, а в некоторых слу­чаях и слуха.

Синдром Опица — Каведжиа. Впервые описан в 1974 году. Тип наследования Х-сцепленный рецессивный. У всех больных мальчи­ков диагностируется умственная отсталость, нередки нарушения зрения (косоглазие, птоз) и слуха (нейросенсорная тугоухость).

Синдром Беквита — Видемана. Описан в 1963 году. Частота сре­ди новорожденных 1:1200. Тип наследования аутосомно-доминан- тный. Умственная отсталость отмечается у 12% больных. Уже при рождении отмечается гипогликемия, сочетающаяся с рядом сома­тических изменений. Гигантизм отмечается либо с рождения, либо развивается постнатально. Возможна микро- и гидроцефалия, мак- роглоссия, врожденные пороки сердца, диафрагмальные грыжи, не­завершенный поворот кишечника, висцеромегалия (увеличение пе­чени, селезенки и др.).

Две рассмотренные группы олигофрений, обусловленные хромо­сомными аберрациями и моногенно наследуемые со специфическим синдромом поражения, составляют небольшую долю среди всехЛ. А. Попова, Т. П. Степанова. Основы генетики в коррекционной педагогике

случаев олигофрении. Более важную и сложную проблему представ­ляет генетика клинически недифференцированных форм, которые составляют большинство среди больных олигофренией.

Клинически недифференцированные формы олигофрении

Недифференцированная олигофрения — олигофрения, не сопро­вождающаяся явными соматическими или неврологическими изме­нениями, либо определенными ферментными дефектами, или хро­мосомными аберрациями. Такие формы представляют наиболее ос­трую проблему генетики олигофрении, что связано с их широкой распространенностью и малой изученностью этиологических фак­торов при этих формах. Трудность изучения этой группы олигофре- ний усугубляется тем, что одну и ту же клиническую картину могут вызывать различные факторы, как наследственные, так и экзоген­ные. Все зарубежные исследователи основную этиологическую роль в возникновении недифференцированной олигофрении отводят эн­догенным, т. е. генетическим, факторам. Тому есть целый ряд дока­зательств.

  1. Установлена высокая (80-100%) конкордантность по олигоф­рении однояйцевых близнецов.
  2. Отмечается повышенная частота кровнородственных браков среди родителей больных.
  3. Описаны факты отчетливого семейного накопления олигоф­рении.

Исследователи выделяют две группы клинически недифферен­цированной олигофрении. Первую группу составляют более тяже­лые случаи олигофрении у детей интеллектуально полноценных родителей, вторую, более многочисленную — случаи олигофрении с меньшей степенью дефекта и со значительным семейным отягоще­нием. Роль генетических факторов в этиологии олигофрении у боль­ных первой группы сводится, по-видимому, к действию редких ре­цессивных аллелей. Среди родителей этой группы больных наблю­дается повышенная частота кровного родства. Эти тяжелые моногенно наследуемые формы клинически недифференцированной олигофрении относительно редки.

Семейная недифференцированная олигофрения. Различные иссле­дования показали, что 30-50% пробандов с недифференцированной

олигофренией имеют одного или обоих умственно отсталых родите­лей. Некоторые авторы недифференцированную олигофрению у детей в таких семьях связывают с плохой семейной обстановкой. Известно, что именно в этой группе больных накапливаются и био­логические экзогенные вредности, которые сами по себе могут быть причиной олигофрении: частые заболевания детского возраста и другие вредности внутриутробного периода,в частности, алкоголизм матерей. Нельзя исключить возможность средовой передачи оли­гофрении от одного поколения к другому. В семьях подобного рода отмечается увеличение числа детей с задержкой психического раз­вития. Однако большинство исследователей считает, что доля гене­тических факторов в возникновении семейной недифференцирован­ной олигофрении превышает долю отрицательных влияний среды, хотя каждый фенотипический признак, а тем более такой сложный, как интеллект, является продуктом взаимодействия наследственно­сти и среды, в которой формируется.

Из генетических гипотез при семейной недифференцированной олигофрении наибольшую популярность имеет гипотеза полигенов аддитивного (от лат. additivus — прибавляемый) действия. При боль­шом числе аддитивно действующих генов распределение фенотипов будет соответствовать нормальному, где на одном конце будут лица с наиболее высоким интеллектуальным уровнем, а на другом — с наиболее низким. Сопоставление ожидаемого (на основании по­лигенной гипотезы) распределения популяции по интеллектуально­му уровню с фактическим указывает на соответствие для легких форм олигофрении и значительные отличия для тяжелых.

Для объяснения характера наследования недифференцированной олигофрении существуют и другие генетические гипотезы. Так, на­пример, предполагается, что 1 /3 случаев недифференцированной олигофрении средней тяжести вызвана рецессивными генами (их насчитывают несколько десятков), локализованными в разных хро­мосомах. Около трети лиц всей популяции являются гетерозигот­ными носителями таких генов. В гомозиготном состоянии эти ре­цессивные гены снижают интеллект в различной степени.

Хотя генетические гипотезы происхождения олигофрении име­ют целый ряд серьезных подтверждений, все же они остаются гипо­тезами. Вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль в этиологии семейной недифференцированной олигофрении — наследственности

1