План
1. Основные функции социологии. 3
2. Предмет социологии управления. 7
3. Субъекты и объекты политических отношений. 12
Тест. 15
Список литературы.. 17
Основные функции социологии
Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции.
Познавательная функция
Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.
Прогностическая функция
На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.
Функция социального проектирования
В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция
Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально — психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности, социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды.
Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение ...
... характер применяемых идеальных типов и их функций». III.Теория социального действия С пониманием социального действия М.Вебер связывает предмет социологии: «Социология – пишет он, - есть наука, стремящаяся, ... социальных наук. По собственному признанию Вебера, большое значение в формировании его мышления имели работы Карла Маркса, побудившие к исследованию проблем возникновения и развития ...
Управленческая функция
Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.
В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.
Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.
Есть сообщения, что методы социологии пытаются взять на вооружение мафиозные структуры. Газета «Известия» 19 января 1996г. рассказала о таком эпизоде. В Москве в одном из элитарных домов некая женщина предложила всем жильцам заполнить анкеты. Был обещан приз цветной телевизор. Общенациональное исследование проводилось Независимым центром изучения рыночных отношений, а цель его проанализировать образ жизни российских граждан. Надо было ответить на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретном магазине семья покупает товары и продовольствие, когда в этот магазин ходят и кто остается дома, хотят ли купить дачу, импортную машину, не коллекционируют ли монеты, приватизирована ли квартира, не собирается ли хозяин за границу, возьмет ли с собой семейство, есть ли мобильный телефон?
Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка, которая показала анкету специалистам. Те изумились: какое общенациональное исследование, если все респонденты живут в одном доме, такого не может быть. Начали искать Независимый центр изучения рыночных отношений не нашли. Скорее всего, это был элементарный сбор информации для квартирных краж.
Идеологическая функция
Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.
Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример — выборы.
Следует помнить, что наука выполняет свои идеологические функции не защитой догм, а формированием мировоззрения, глубиной научного анализа, терпимостью к различным точкам зрения.
Российская беда заключается в том, что десятилетиями ученые-обществоведы не имели права на ошибку. Считалось, что любой вывод должен быть непогрешимым, абсолютно верным. Поэтому его могли высказывать только лидеры, а все остальные должны были комментировать, разъяснять либо находить дополнительные аргументы в пользу его истинности. Отсюда нетерпимость к общественным наукам. В естественных науках иная, более разумная, более обоснованная точка зрения органично заменяет свою предшественницу и ее авторам не выносится смертный приговор.
37.система социальной защиты детства в РФ
... и региональном (местном) уровне. Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне Федерации, региона, негосударственных общественных организаций. ... власти представлены в таблице 1. Таблица 1 - Организационная структура системы социальной защиты детства в РФ Федеральные органы государственной власти Установление основ ...
Предмет социологии управления
Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:
1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Воздействие выступает в двух формах. Внешнее воздействие имеет орган управления за рамками объектов управления. Любая открытая система всегда подвергнута внешнему воздействию социального окружения в виде социальных условий и факторов (экономических, политических, социальных, духовных).
Структура и характер внешнего воздействия для каждой управленческой системы различаются составом, интенсивностью, насыщенностью, степенью влияния. Другая форма воздействия — самоуправление, саморегуляция. Эта форма внутренне присуща любой управляемой системе. Процесс самоуправления складывается из двух мощных противодействующих процессов. С одной стороны, каждая система имеет свои источники, движущие силы, механизмы самодвижения, саморазвития главного системообразующего интегрального звена системы и других системообразующих качеств и звеньев, благодаря которым система сохраняет качественную определенность и целостность. С другой стороны, постоянные внешние и внутренние воздействия пытаются вывести систему из равновесия. Эти воздействия необходимы, но должны иметь достаточные пределы, чтобы процесс управления мог осуществляться. Внешние и внутренние воздействия на систему формируют новые системообразующие свойства и звенья, которые либо упорядочивают, корректируют в нужных пределах функционирование системы, либо нарушают се работу. Идеально, когда формой выражения внешнего и внутреннего воздействия является информация, обладающая свойством достаточности воздействия;
2) другим компонентом социального управления является социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриорганизационного, внутригруппового, внутриколлективного регулирования (социальные нормы, моральные требования, общественное мнение, «школы престижа», лидерство, неформальное группообразование, узкогрупповые конъюнктурные интересы, морально-психологический климат и т.д.).
Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества как целого и кончая первичными группами. Отличительное ее свойство — спонтанность, т.е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. Это не значит, что элемент субъективного — человеческая воля. План, цель здесь исключены совершенно. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса.
То, что на шире ком уровне выступает как самоорганизация системы, на уровне индивида есть целевое поведение. Примером такой самоорганизации можно назвать многие демографические процессы – воспроизводство населения, брачность, эмиграцию и т.д. Эти процессы остаются таковыми в своей основе, несмотря на внедрение в них элементов целенаправленного воздействия: объективированного порядка (право, стимулы, социальные факторы).
Социальное развитие в организации
... управления социальным развитием – постоянное качественное улучшение условий труда сотрудников организации. Удовлетворенность условиями труда и самим трудом – это залог «здоровья» социальной среды и производительности труда.Эффективность социального развития выражает соответствие между воздействием ... управлению социальным развитием в организации и управлению персоналом, сайты посвященные управлению ...
Таким образом самоорганизация — продукт социального взаимодействия, происходят в массовом, коллективном или групповом масштабах;
3) оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, включающий в себя как продукт «прошлого» управленческого труда (решения, обьективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке, требованиях, режиме), так и стихийно сложившиеся правила и нормы отношений в организации.
Итак, механизм социального управления не сводится лишь к целенаправленному управляющему воздействию, но включает в себя организационный порядок и спонтанные процессы самоорганизации. В этом состоит специфика социологического подхода к управлению.
Исторически последовательность возникновения компонентов можно представить следующим образом: наиболее ранней явилась самоорганизация, затем сформировались самоуправление и, наконец, централизованное управление. Для современных организационных систем характерно сосуществование всех процессов управления.
Любая сложная система не может управлять только извне. Это тем более относится к самым сложным системам — социальным; исключение из них самоуправления и самоорганизации равносильно их разрушению; правомерно при этом преобладание одного из процессов управления. Для соотношения названных факторов управления характерны взаимопроникновение и переход одного в другой. Составляющие социального управления обладают свойством эквифинальности. В то же время они могут иметь и различную направленность, противодействовать один другому. Из этих особенностей взаимодействия различных процессов управления вытекает важная социальная задача: определить место и функциональное значение каждого из составляющих, построить их взаимодействие в диалектическом единстве, во взаимосвязи. Иными словами, это интеграция разносторонних компонентов механизма социального управления, органичными составляющими которого должны стать организационный порядок, «внешнее» воздействие, самоуправление и самоорганизация.
Функция (в переводе с латинского означает «деятельность») управления — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.
Управление и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
В литературе и практике существуют различные подходы к классификации функций управления. Наиболее общими являются три классификационных признака выделения функций:
1) этапы (стадии) процесса управления;
2) сфера (вид) деятельности;
3) вид объекта управления.
Один из первых исследователей функций управления — французский инженер Анри Файоль. К общим функциям по первому признаку он относил предвидение, организацию, распорядительство, согласование и контроль. В дальнейшем состав общих функций и их название претерпели определенные изменения. Были включены: стимулирование, анализ, прогнозирование и планирование; организация работы; активизация; координация и регулирование, учет. Эти функции называют конкретными, или специальными: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; организация работ по стандартизации; учет и отчетность; экономический анализ; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания; сбыт продукции; организация работы с кадрами; управление организацией труда и заработной платы; организация творческой деятельности; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; организация финансовой деятельности. В зависимости от масштаба, специализации и производственной структуры названные объединения могут быть соединены или расчленены.
КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ -баланс интересов различных групп и слоев ...
... только общественно-экономические условия жизни, социально-политическое устройство общества, но и социальную политику государства в отношении граждан. 25. МАНИФЕСТИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА –провозглашение конфликта ... КОНФЛИКТА –любой материальный или нематериальный объект , включенный в сферу интересов противоборствующих субъектов (ресурсы, ценности и базовые потребности). 35. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ ...
По виду объекта управления функции могут быть подразделены по уровню производства (участок, цех, корпус, предприятие и т.д.) и элементам процесса производства (труд, орудия, предметы и продукты труда).
Функции по уровню производства, в свою очередь, могут классифицироваться: по видам процессов (основные, вспомогательные, обслуживающие), по типу и масштабу производства, по виду специализации (предметная, подетальная, технологическая); фазам производственного процесса (заготовительная, обработочная, сборочная и т.д.).
Для построения социологических моделей управления необходимо полно отразить реальные объекты и субъекты управления, многомерность, многовариантность и содержание функций.
Условия функционирования систем зависят от источников, движущих сил и механизмов социального управления.
Источники социального управления в любой управленческой системе представляют собой противоречия между субъектом и объектом управления. Субъект в объекте реализует свои потребности. Противоречие заключается в степени реализации его потребностей. Осознание противоречия, неполного осуществления потребностей делает последние интересом субъекта, движет его на постановку новых целей и путей достижения нереализованных потребностей.
Недостаточные цели после контроля, анализа и корректировки изнутри и заданные вновь извне, а также невыполненные или появившиеся вновь требования к субъекту и объекту являются социальными установками и выполняют в системе управления роль механизмов запуска источников и движущих сил, успешного взаимодействия субъекта и объекта. Социальные установки могут появиться под влиянием экономических, политических, правовых социальных и духовных изменений в обществе, при перемене обстановки в регионе, городе, в организации; связаны с удорожанием сырья, транспортных расходов, появлением конкурента и т.д. Другими словами, социальной установкой (механизмом) может стать любое внешнее воздействие на управленческое решение или указание на подчинение скорректированной цели.
Такое системно-целостное представление о взаимодействии между субъектом и объектом по поводу управления в полной мере отвечает социологическому стилю мышления. Он предполагает не простое наделение каждой структурной составляющей соответствующими функциями, а выражение роли, места и действия составляющих в виде показателей и индикаторов проявления в реальной службе, организации, обществе. Тогда потребности и интересы субъекта материализуются в его деятельность по преобразованию объекта и совершенствованию самого субъекта (повышению образования, квалификации, проявлению трудовой, творческой, общественной активности, повышению статуса, Изменению социального положения).
Политическая психология 2
... Политические категории: политика, политическая власть, политическая организация, политическая система, политический режим, политические интересы, политические ценности. Категории политической психологии: субъект политики, политическая деятельность, политические отношения, психология лидерства, общественное мнение, мотивация политической власти, психология политических коммуникаций, политическое ...
Взаимодействие главного интегрального системообразующего звена с движущими силами, механизмами, его реакция на результат действия и внешнее социальное окружение системы (экономическая, политическая и правовая обстановка в стране и регионе, конъюнктура рынка, появление конкурентов, безработица и т.п.) может вызвать как коррекцию управляющего воздействия, так и появление новых системообразующих звеньев (звено условий труда, звено качества, звено морально-психологических отношений и т.д.).
Нормы, законы, традиции и обычаи определяют условия деятельности и контроля и оценки, характер и стандарты организации, самоуправления и поведения объекта. Идеология обеспечивает реализацию норм, традиций, способов и средств достижения результата.
Субъекты и объекты политических отношений
Субъекты политики — это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.
С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.
Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.
Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.
Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.
7 стр., 3210 слов
Массовая психология политического поведения индивида
... изучению политики служит также формулой, обозначающей ту часть предмета политологии, в круг интересов которой входят политическая личность, политические установки и общественное мнение, электоральное поведение, политические партии и группы интересов, политическая социализация, политическая ...
Отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями.
Политические отношения есть разновидность общественных отношений. «Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также асоциальными, общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом». Однако политические отношения обладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений.
Во-первых, они возникают, как правило, между крупными социальными общностями, нациями, а также партиями, государствами по поводу политической власти.
Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде выражают коренные потребности и интересы социальных групп, классов, народа.
В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, соперничестве различных политических сил за использование государства и государственной власти в своих целях.
В-четвертых, они представляют собой форму реализации политических взглядов и убеждений, функционирования политических институтов.
Политические отношения не статичны. Они сложны и подвижны, они есть единство объективного и субъективного, стихийного и сознательного.
Тест
1. Кто из перечисленных ученых жил в эпоху античности?
а) Спенсер;
Б) Аристотель;
в) Гоббс.
2. Социальное – это:
а) характеристика человеческого сознания, обусловленная природой;
б) любые общественные явления, обусловленные нашими стремлениями;