Ощущения и восприятие. Виды нарушений.
Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы: познавательную, эмоциональную и двигательно-волевую. Без такого разграничения практически невозможно разобраться как в отдельных звеньях психического процесса, так и в симптомах болезненного нарушения психики.
Познавательная сфера — это ощущение, восприятие, представление, память, внимание и мышление.
Ощущение и восприятие — источник наших познаний о внешнем мире и собственном “Я”, основа для построения общих представлений и понятий.
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов окружающего материального мира и собственного организма (цвет, свет, тепло, боль и т. д.), результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на ЦНС не непосредственно, а через экстеро-, интеро- и проприорецепторы. Различают экстерорецепторы двух видов: дистанционные, т. е. воспринимающие раздражение вне непосредственного контакта с объектом внешнего мира (зрение, слух, обоняние, термические ощущения), и контактные, или контактрецепторы, для возбуждения которых необходимо непосредственное раздражение, например прикосновение (чувство вкуса, различные виды тактильной чувствительности, вибрационное чувство и др.).
Ощущения классифицируются по качеству, силе и длительности.
Качеством зрительных ощущений является цвет, слуховых — звуки. Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества, иначе говоря, неясные ощущения при нарастании интенсивности становятся более четкими, рельефными. и „цельность ощущения — это время, в течение которого упаняется впечатление от данного конкретного ощущения
Длительность ощущения не совпадет с длительностью раздражения. Действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение продолжается в течение еще некоторого времени.
Всякое ощущение сопровождается той или иной (положительной или отрицательной) эмоциональной реакцией. Этот процесс определяется индивидуальными свойствами организма.
Различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные).
Решение практических психологических задач Ощущение
... разные цвета. В. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота ... продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная ...
К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов, ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и др. Органические чувства носят генерализованный характер и переживаются человеком как неопределенные состояния организма вообще. Для того чтобы то или иное явление или предмет внешнего мира был осознан, мало знания одного свойства или качества предмета — нужен комплекс ощущений.
Это новое психологическое понятие.
Восприятие — воспроизведение в сознании целостного образа со всеми его свойствами и качествами. Это активный процесс.
Человек воспринимает мир в деятельности, в процессе труда, что углубляет и совершенствует восприятие. В процессе развития совершенствование и дифференциация восприятий происходят автоматически. Только у детей в самом начале познавательной деятельности сложный процесс восприятия состоит из отдельных актов элементарных ощущений.
Интересно отметить, что в силу несовершенства своей ЦНС новорожденный видит мир перевернутым (как в фотоаппарате).
Однако с первых же дней жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательными анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего.
Активность и избирательность определенные у каждой личности, что обосновывается ее предыдущими установками и опытом, индивидуальной заинтересованностью, индивидуальными свойствами нервной системы. Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, полноте, точности, степень тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.
При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривация), например при слепоте и глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается, особен, но если депривация (слуховая, зрительная) наступила ( раннем возрасте и организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонц. тельного, хорошо развиты вестибуляторный и мышечно-суставной анализаторы, что позволяет им не только на. ходить дорогу по практически неуловимым для зрячи” признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся на пути.
У глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставной анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию. Дифференцировка зрительных восприятий у этих лиц достигает такого уровня, что они при соответствующем обучении легко понимают обращенную к ним речь по движению губ (“считывают с губ”).
Формирование сферы ощущений и восприятий у человека при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей жизни, У опытного медицинского работника наиболее развито тактильное ощущение, используемое им при пальпации, производстве различных манипуляций. Развитие восприятия связано с методами наблюдения и изучения,
Восприятие и свойства восприятия.Виды нарушений восприятий
... и приписывание объекту свойств объектов этого класса. Нарушения восприятия, как правило, более серьезны, чем нарушения ощущений и ведут к более существенным последствиям, так ... развития, гигиены, профилактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности. 1.Восприятие и свойства восприятия Восприятие - познавательный ...
Теоретический и практический интерес для среднего медицинского работника представляют различные формы “инструментального осязания” и “ощупывания”, например “осязание” через кончик иглы стенки вены при внутривенном вливании.
Восприятие можно различать по степени активности личности. Такая черта личности, как способность к устойчивому и эффективному активному, планомерному и целеустремленному восприятию, называется наблюдательностью. Для медицинского работника огромное значение имеет постоянное развитие наблюдательности за болезненными проявлениями.
Восприятие и ощущение являются процессами сознательными, осмысленными. В обеспечении их смысловой стороны важную роль играют мышление и речь, органически входящие в ощущение и восприятие.
Представление — оживление в сознании образов, воспринимавшихся в прошлом. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия — далеко не копия его.
Представления носят обобщенный характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими (мнезис — память) особенностями личности. Довольно редко встречается способность к зеркально точному воспроизведению в представлениях ранее бывшего восприятия. Этот феномен называется эйдетизмом и встречается чаще в детском возрасте. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др.
Нарушения ощущений.
Нарушения ощущений очень многообразны:
гиперестезия (повышенная чувствительность), гипестезия (пониженная чувствительность), анестезия (отсутствие чувствительности), парестезия (жжение, покалывание, стягивание и т. д.).
Они могут возникать при органическом или функциональном нарушении нервных проводников, в частности сосудистой иннервации.
Больные могут испытывать неприятные и тягостные ощущения, проецируемые внутрь тела: ощущения сжимания и растягивания, перекатывания и дрожания, просверливания, отсасывания. Это так называемые сенестопатии.
К этой группе расстройств можно отнести и кожный зуд. Он является предвестником и спутником многих заболеваний (неврозы, органические поражения центральной и периферической нервной системы, нарушения обмена веществ и функций эндокринных органов, болезни почек и крови и др.).
Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляются раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость. Такие больные нуждайся в терпеливом и спокойном к ним отношении.
Среди ощущений наибольшее страдание приносит боль.
В формировании боли участвуют корковые, а также под. корковые образования. Возникает боль как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей так и при изменениях в самом организме, вызываемы” различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условнорефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной. Сигнальное значение боли — предупреждение о грозящей опасности
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Нарушения ... Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта ( ...
Сильная боль способна целиком овладеть мыслями в чувствами человека, сосредоточить на себе все его внимание. Она может привести к нарушению сна, различные невротическим реакциям.
Нарушения восприятия.
При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервньн болезнях, акт восприятия может нарушаться. Появляются иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха.
Иллюзии разделяют по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.).
К сложным иллюзиям относятся парэйдолии, которые могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых при утомлении. В рисунке ковра орнаменте обоев и т. д. человек видит страшные головы, причудливые, необычные узоры.
Галлюцинации — восприятие без объекта. Как и иллюзии, галлюцинации различаются по органам чувств.
Следует помнить, что галлюцинации могут возникать только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях. При этом у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и в поведении.
Нарушения сложных познавательных процессов называются агнозиями.
Различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Они возникают при локальных поражениях коры большого мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патолологических состояниях.
При оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т. д.).
Больные с расстройствами высших форм осязательного восприятия (астереогноз) не могут, ощупывая предмет (ключ, ручку, очки и т. д.) с закрытыми глазами, определить его форму, назвать его, с открытыми глазами легко и безошибочно узнают предмет.
При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными, и т. д.
Органические поражения головного мозга, реже интоксикации и соматические болезни, могут сопровождаться расстройствами восприятия типа дереализации.
Это очень сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. Больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им “какой-то не такой”.
Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Нередко больные заявляют, что они все воспринимают, Как через толстое стекло, которое как бы отделяет их от окружающего. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией.
1.2. Расстройства ощущения и восприятия
... (например, изнасилование, кровосмешение, унижение). Качественные нарушения восприятия - иллюзии и галлюцинации. Иллюзия: ошибочное восприятие реально существующего предмета или явления. Выделяют физические, ... необычность восприятия при отсутствии критики к болезненному происхождению воспринимаемого образа порождает чувство искусственности, навязанности этих образов. Больные связывают ...
Исследование восприятия.
В психологии восприятие исследуют при помощи таблиц и рисунков. Например, человеку предлагают дать характеристик чувств людей, лица которых схематически изображен на рисунках. Основное значение имеет не инструментальное исследование или тесты, а беседа с больным, собирание жалоб и анамнеза, подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях. Иногда требуется лишь умение незаметно подвести больного к рассказу о тех или иных расстройствах, направить беседу так, чтобы он сам сообщил об имеющихся у него отклонениях в сфере восприятия.
Если больной не склонен рассказывать о своих ощущениях или, наоборот, пытается скрыть их (диссимулировать), следует использовать метод наблюдения за поведением, мимикой, поступками во время беседы или разговора больного с соседями по палате.
В случае, когда имеются основания предполагать симуляцию расстройств акта восприятия, используется богатый арсенал специальных тестов и приемов исследования.