Окружение ребенка

I. Окружение ребенка

Алина, возраст 3 г.3 мес. Живет с мамой и папой, в семье двуязычие. Ходит в садик с 2 г.7мес.

II. Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет — кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», Если это не угрожает здоровью его самого или других детей группы. Всё это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети, как и прежде, нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы, поэтому ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.

Мышление детей старше 3 лет носит наглядно — образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.

Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в не сформированности представлений или же речи.

Двигательные навыки:

С трех лет у ребенка совершенствуется координация движения, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он уже не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту. Начать можно с художественной гимнастики, которая подходит как для мальчиков, так и для девочек. Конечно я говорю не о профессиональном спорте, а о кружках или студиях, где детки получают хорошее физическое развитие, а не огромные нагрузки (например студия художественной гимнастике Ижевска).

4 стр., 1819 слов

Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии

... сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности. Исторический смысл кризиса: есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как ... сознание, «просвечивая» его через деятельность. 4. Психология наука естественная и гуманитарная. Решение предложил Ф.Е. Василюк – посредством психотехнического подхода, поскольку объективной и единственной истине ...

Благодаря таким занятиям у вашего малыша будет развиваться гибкость, координация, сила, он будет расти крепким и здоровым.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет:

Его эмоции очень бурные и яркие, могут часто и быстро меняться. Когда ребенок в гневе об этом знают все соседи, порою, он может быть безутешен в своем горе. Проявление радости тоже очень эмоциональное – прыгает, громко кричит. Впервые возможно наблюдать проявление чувства страха чего-то определенного – темноты, сказочных персонажей, причем боится он каждой клеточкой души. В этот период малышу очень тяжело ложиться в одиночестве в постель, находиться в закрытой комнате, для него это действительно очень страшные вещи. С возрастом большинство страхов пройдут сами по себе, главное, чтобы вы относились к ним с пониманием, не пугали ребенка еще больше, а помогали преодолевать страх (Объясняйте, например, что такое темнота, она ведь тоже может быть волшебной, покажите смешные тени на стене с помощью фонаря, отвлекая такие образом от чувства страха и раскрывая другие впечатления от темноты).

Психологическое развитие:

Ребенок 3 лет личность довольно колоритная, у него уже начинается своя осознанная внутренняя жизнь. Он понимает многие нюансы окружающего мира – насмешку над собой, или восхищение им, он уже может обижаться, и не простить обиду. В этом возрасте происходит уточнение норм поведения – дети могут ябедничать друг на друга, жаловаться на кого-то, только для того, чтобы увидеть вашу реакцию и понять как себя «правильно» вести, причем, понимая, что вы одобряете его действия, он будет повторять их, демонстрируя тем самым, какой он хороший. Ребенок 3 лет очень хвастлив, ему, очень хочется показать всем, что он может, знает и умеет, и часто он и к месту и не к месту рассказывает о своих успехах, демонстрирует свои возможности, или просто рассказывает, что у него что-то есть. Малыш уже четко понимает, какая роль в вашей семье отводится каждому ее члену, (кто главный, кто нет), и подстраивает свое поведение, под каждого члена семьи – кого-то беспрекословно слушается, кого игнорирует, а кого-то третирует. Ребенок стремится подражать во всем самому сильному в его понимании этого слова, и пока не понимает, что не всегда самый сильный является самым достойным примером. К этому возрасту происходит четкое разграничение людей по половому признаку и осознание своего пола. Мальчики начинаю вести себя как «мужчины», а девочки – как «дамы».

 

Социальное развитие ребенка 3 лет:

Ребенку все труднее без общения со сверстниками, его уже не удовлетворяет присутствие только близких людей. Он стремится играть с детьми, понимает, что с ними весело, можно пошалить, немного побаловаться. Но коллективные игры еще не складываются, дети не прислушиваются к мнению или желанию других, они играю рядом, но в то же время сами по себе. Ребенок уже может придумать себе воображаемого партнера и играть с таким другом-неведимкой. Изменяется отношение к матери, малыш, безусловно, очень привязан к ней, но уже ограничивает проявления своих чувств при посторонних. Он учится воспринимать себя как отдельную от мамы личность. Пространственное мышление ребенка развито довольно хорошо, поэтому он ощущает присутствие родителей в своей жизни, даже тогда, когда их нет рядом.

5 стр., 2132 слов

Усвоение детьми слоговой структуры слова в процессе онтогенеза

... как решающую в формировании слоговой структуры слова. В период с 0.3 до 0.5-0.6 мес. происходит качественный скачок в развитии вокализаций ребенка. В.И. Бельтюков (1977) и А.Д. ... другим речевым механизмам. Исследования Е.Н. Винарской свидетельствуют о преимуществе интонационного наполнения слова для понимания ребенком обращенной к нему речи. Автор говорит об интонационной значимости обращенной ...

Развитие речи:

К трем года происходит практически полное усвоение родного языка. Пассивный словарный запас очень большой, ребенок понимает все, о чем вы ему говорите (в меру своего возраста).

Активный словарный запас из-за любознательности малыша пополняется не по дням, а по часам (до ста новых слов за месяц).

Если в начале периода 3-4 лет словарный запас ребенка составляет несколько сот слов, то к четырем годам – уже около 1500 слов (для сравнения взрослый человек в повседневной жизни использует 3000-5000 слов).

Помогайте развитию речи вашего чада, разговаривая с ним о знакомых ему предметах и вещах, раскрывайте их новые качества и детали. Обычно в этом возрасте ребенок разговаривает предложениями в настоящем времени, его понятие о прошлом и будущем пока ограничены.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет:

В этом возрасте начинает развиваться образное мышление, что оказывает огромное влияние на интеллект ребенка. Малыш запечатлевает в памяти не только названия слов, но и их образы и символы. Он уже может пересказывать услышанное или увиденное, особенно, если задавать ему наводящие вопросы, способен по картинке составлять не большие рассказы. К четырем годам ребенок научится обобщать предметы по определенным признакам (чашки, кружки и вилки — это все посуда, кресло, кровать и диван — мебель).

С трех лет дети уже начинают мыслить вслух – задавать самим себе вопросы, и сами же на них отвечают. Вопросы: что? где? когда? – сменяются на один вопрос — почему? Терпеливо отвечайте на его вопросы, постепенно увеличивая глубину ответа, помогайте своему ребенку познавать мир. В этом возрасте ребенок уже в состоянии угадывать элементарные загадки (большая коллекция загадок для детей, имеется на нашем сайте).

Обычно уже знает некоторые буквы, и если его учить, то может их писать.

 

Особенности поведения:

К четырем годам ребенок уже может заниматься одним делом 40-50 минут, хотя часто отвлекается, но, если ему не надоело, то вновь продолжает начатое. Он уже может одеваться и обуваться самостоятельно, но не умеет зашнуровывать шнурки. Малыш научился аккуратно кушать, помогает поддерживать порядок (если его этому учили), убирает свои книги и игрушки. Ребенок может ухаживать за домашним животным, кормить их, может поливать цветы.

Творческие способности:

В возрасте трех лет ребенок с удовольствием начинает резать ножницами, и пытается что-то вырезать, круглые поверхности пока получаются хуже. Малыш может рисовать самостоятельно круг, пытается рисовать квадрат, но края его еще не ровные, рисует человечков в виде символа «голова + ноги». Картинку он воспринимает в виде символа, и не понимает, что на ней видно только то, что нарисовано (можно провести тест – покажите ребенку картинку с человеком, стоящим спиной, лица которого не будет видно, и спросите, как он думает, какие у него глаза или еще что-то о деталях лица. В большинстве случаев ребенок перевернет картинку, ожидая увидеть лицо).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

 

Взаимодействие с 3-4 летними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис 3 лет — кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот… Мышление детей старше 3 лет носит наглядно — образный характер. Это означает,… Важно помнить, что речь ребёнка находится в стадии становления. Поэтому педагог ещё не может полноценно использовать…

III. Речевое развитие

В связи с двуязычием в семье понимает речь отца и мамы, но может говорить только на русском.

Владеет счетом до 20, знает некоторые буквы алфавита (а, о, у, б, в,…), месяцы, времена года, дни недели. Также, все цвета и оттенки. Наизусть рассказывает стихотворения А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, которые учит вместе с мамой (Мама: «Легко все запоминает»).

Пересказывает рассказы про животных Л .Н. Толтого, и т. д.

У Алины сформирована способность к обобщению. Она способна объединить ряд предметов ,сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Она правильно объединила картинки по группам: посуда, домашние и дикие животные а также, назвала их.

Понравилась работа с сюжетными картинками, передала точный сюжет, замысел.

В ее речи кроме существительных и глаголов встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два).

Использует притяжательные прилагательные (папина шляпа, кошкин хвост).

На вопросы отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. – «Чем в садике занимались?»- «Мы лепили из пластилина животных»

Алина интересуется значениями слов («Кто жирафа назвал жирафом?»).

Она пытается создавать новые слова, рифмует их (карам, барам, тарам, сарам).

Встречаются в речи и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование множественного числа существительных (много карандашов).

Но она заметно контролирует свою речь и способна поправить себя до того, как взрослый скажет об этом.

Произнесла за мной:

— гласные звуки [a], [у], [о], [ы], [и];

— согласные звуки: свистящие – [c], [c’], [з’],[ з], шипящие – [ч], [щ], [ж], [ш]; сонорные: ротовые — [л], [л’], [p], [p’]; носовые — [м],[м’],[н],[н’]; йотированные звуки – [й], [ю], [е], [я].

Кроме того, без ошибок произнесла:

1. Слова: «точка», «дочка», «кораблекрушение», «сковорода», «снеговик», «телевизор», «водопроводчик», «милиционер»;

2. Предложения: «Петя пьет горькое лекарство», «В саду за высоким забором росли яблони», «Ранней весной прилетают перелетные птицы».

IV. Игры для развития ребенка 3 лет:

Ролевые игры:

Самое время начинать играть в ролевые игры. Для этого вам необходимо запастись сюжетными игрушками (набор врача, механика, продавца, водителя и любые другие, близкие по духу вашему малышу).

Дайте возможность ребенку рассмотреть эти игрушки, если нужно объясните для чего они, что с ними делают, убедитесь, что он вас понял и запомнил, что вы ему объясняли. Разложите несколько ролевых наборов и позвольте малышу самостоятельно выбрать, кем он будет. Хорошо, если для игры у него будет компания, если нет знакомых деток, подойдут любимые игрушки. Понаблюдайте за ребенком, правильно ли он распределяет роли, использует ли игрушки по назначению, спросите его «Кто он сейчас? В кого он играет?».

20 стр., 9866 слов

Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ...

... выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, ... др.). Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного ...

Владеет счетом до 20, знает некоторые буквы алфавита (а, о, у, б, в,…), месяцы, времена года, дни недели. Также, все цвета и оттенки. Наизусть… У Алины сформирована способность к обобщению. Она способна объединить ряд… Понравилась работа с сюжетными картинками, передала точный сюжет, замысел.

Геометрическая мозаика.

К 3 трем годам ребенок уже обычно знает основные геометрические фигуры. Теперь пришла время научить его составлять из них разные предметы. Для этой цели можно использовать магнитную геометрическую мозаику или аппликации.

Живое и неживое.

Очень сложная для ребенка игра, развивающая его интеллект. Для начала объясните малышу, что как отличить живое от неживого (живое – это тот, кто двигается, умеет ходить или плавать, дышать носиком, а не живое — само ходить не умеет, что бы оно двигалось, нужна помощь).

Убедитесь, что ребенок вас понял, и начинайте играть – называйте знакомых ему животных, предметы, а малыш должен отвечать живое или неживое, если он ошибся, помогите ему наводящими вопросами (Машина умеет дышать носиком? Нет. Значит машина живое?)

Съедобное и несъедобное.

Это также сложная развивающая игра, заставляющая ребенка думать и рассуждать. Для начала вам нужно объяснить, что такое съедобное и несъедобное (все, что можно кушать – это съедобное, не путайте пока малыша и не объясняйте, что сено съедобное, потому что его может кушать коровка, играйте в съедобное только для человека).

Когда ребенок вас понял, начинайте играть, чтобы было веселее можно кидать мяч друг другу (съедобное – мяч ловить, несъедобное не ловить).

Съедобное и несъедобное. Это также сложная развивающая игра, заставляющая ребенка думать и рассуждать.…

Прыжки на перегонки.

Включите веселую музыку. Используйте любые потешки на движение, например(смотри также коллекцию детских потешек нашего сайта):

Скок- скок маленький дроздок!

С ветки на сучок скок-скок!

Постройте в углу комнаты гнездо, чтобы ваш «дроздок» прыгал до него, можно прыгать на перегонки, вы, например, кошка, которая хочет добраться до гнезда. А ребенку нужно успеть раньше кошки допрыгать до гнезда.

Догонялки.

Игры в догонялки любят все дети. Напомню вам стишки для этих них.

Кошки – мышки: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели! Мяу! (и вдогонку за мышкой)

У медведя во бору: У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит! (убегаем от проснувшегося медведя).

Гуси-лебеди: Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой! (убегаем от волка).

Вопрос и ответ.

Игра способствует развитию речи, внимания, памяти. В 3-4 года ребенок уже должен понимать и запоминать содержание небольших рассказов. Поэтому постепенно начинает обсуждать прочитанное. Прочитайте 2-3 предложения и задайте ему пару вопросов о о том, что он услышал. Ближе к 4 попросите рассказать, что вы прочитали уже без наводящих вопросов. Это упражнения очень хорошо готовят ребенка к устным предметам в школе, поэтому тренируйтесь чаще, что бы потом было легче.

10 стр., 4514 слов

Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. Они могут различать ...

... 4 группы глухоты: 1. Дети, которые воспринимают звуки самой низкой частоты – от 125 до 250 Гц. Дети этой группы не различают звуков речи. Дети, которые воспринимают звуки до 500 Гц. ... Они могут различать некоторые звуки речи, особенно, обладающие низкими форматами ...

Упражнения на развития звуков

Звук п

Па-па-па —на столе крупа, пы-пы-пы—у розы есть шипы, уп-уп-уп — мама варит суп, ип-ип-ип—в саду много лип.

Звуки б—бь

Ба-ба-ба—у Вовы есть труба, бу-бу-бу—сидит ворон на дубу, бы-бы-бы — собираем мыгрибы, бе-бе-бе — горит лампа на столбе, би-би-би—деревья не губи.

Такие чистоговорки можете придумать и вы сами, и ребенок. Не столь уж важно стремиться к «поэтическому совершенству». Главное, чтобы чистоговорки были забавны, понятны ребенку и, конечно, наполнены нужным звуковым материалом. Существует также ряд несложных игр и упражнений, специально предназначенных для того, чтобы закрепить правильное произношение того или иного звука. Вот некоторые из них.

Такие чистоговорки можете придумать и вы сами, и ребенок. Не столь уж важно стремиться к «поэтическому совершенству». Главное, чтобы чистоговорки…

Звук ы

• «Ослик». Покажите ребенку картинку с изображением ослика и предложите послушать, как он кричит (отчетливо и протяжно произнесите звуки [ы] и [а]: ы-ы-ы-а-а…).

Затем предложите ребенку воспроизвести крик ослика. Звук [ы] он должен произносить достаточно отчетливо, внятно и громко, при произнесении звука [а] рот должен быть раскрыт достаточно широко.

Звук й

• «Зайка». Расскажите ребенку историю о зайце: «Жил в лесу зайка. Когда мама уходила, она наказывала ему сидеть дома. Однажды зайка не послушался маму, выбежал на полянку и стал бегать за пчелами. Одна пчела ужалила зайку прямо в нос. Больно зайке, лежит он под кустом и стонет: „Ой, Ой! Ой!“». Спросите ребенка, как стонет зайка. Следите за тем, чтобы он четко произносил звук [й].

Слова с я, ю, е, ё

• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть я, ю, е, ё в слов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.">начале слова: якорь, яблоко, юбка, юла, ёжик, ёлка, ель. Предложите ребенку назвать предметы. Обратите внимание на четкость и правильность произнесения этих слов.

• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

я-я-я —поймали воробья,

ю-ю-ю—я песенку пою,

ё-ё-ё — у меня ружьё,

е-е-е — ёж ползёт к змее.

• Выучите с ребенком стихотворение:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

— С добрым утром!

— С добрым днем!

Вот как славно мы поем!

Е. Благинина

• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки: я-я-я —поймали воробья, ю-ю-ю—я песенку пою,

Звуки с—сь

• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [с] ([с’]) в начале, в середине и в конце слова: санки, собака, селедка, колесо, гуси, нос, гусь. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения этих звуков.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

• Выучите с ребенком чистоговорки:

«У осы не усы, а усики»,

«У маленькой Сани санки едут сами».

• Выучите с ребенком стихотворение:

Самолет построим сами.

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами.

А потом вернемся к маме.

А. Барто

• Выучите с ребенком чистоговорки: «У осы не усы, а усики», «У маленькой Сани санки едут сами».

Звук з—зь

• Подберите картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [з] ([з’]) в начале и середине слова: замок, зонт, Зина, коза, корзина, звезда. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность произнесения звуков.

• Предложите ребенку повторить чистоговорки:

«У зайки заболели зубы»,

«У Зины земляника в корзине».

• Выучите с ребенком стихотворение:

В зоопарке на полянке

Танцевали обезьянки.

Обезьянок звали так:

Зиг и Заг…

С. Сабашников

Упражнения и игры на различение звуков с (сь) и з (зь)

• Предложите ребенку поочередно воспроизводить то «песню водички», то «песню комарика», то есть произносить то звук [с], то звук [з] (с-с-с… з-з-з… с-с-с…).

• Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] ([с’]) и [з] ([з,]) в начале и середине слова: сапог—замок, санки —зайка, ваза —коса, стрекоза. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите вниманиие на правильность произношения звуков.

• Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

сы-сы-сы—у Кати две косы,

зы-зы-зы—у Вовы нет козы,

си-си-си—воду в дом неси,

зи-зи-зи—домой меня вези.

• Выучите с ребенком чистоговорки:

«У Сони зайка, а у Сени Незнайка»,

«Соня Зине несла сено в корзине».

• Выучите с ребенком стихотворение:

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Завтра утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

А. Барто

 

 

• Предложите ребенку повторить чистоговорки: «У зайки заболели зубы», «У Зины земляника в корзине».