Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития личности

  1. Всестороннее развитие личности учащихся……………………………
  2. Образовательный процесс — как фактор развития личности учащихся…………………………………………………………………

Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся.

2.1. Потенциал трудового обучения в формировании личности учащихся…………………………………………………………………..

2.2. Влияние уроков технологии по теме «народное творчество» на развитие личности ребенка…………………………………………..

Заключение……………………………………………………….

Список литературы……………………………………………….

Введение

Проблема развития и воспитания личности — один из наиболее актуальных социальных аспектов общественной жизни и всегда требует глубокого научного обоснования психологической сути факторов этого процесса.

Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всех особенностей личности учащегося: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности.

Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Участвуя в коллективном труде учащийся познает не только других, он осознает кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

В процессе трудового обучения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств. Трудовое обучение, умело руководимое взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт школьника, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Включаясь в трудовой процесс, школьник коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника, его умение работать в коллективе. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность учащегося более гармоничной. Следовательно, трудовое обучение является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности учащегося.

14 стр., 6798 слов

Влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся

... влияние проблемного обучения на интеллектуальное развитие учащихся. Объектом курсовой работы является процесс обучения учащихся ... учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы ... о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в ... профессиональной деятельности; - определение модели личности профессионала, в которую включаются личностные ...

В последнее время, трудовому обучению в школе дается все меньше внимания, мастерские сокращаются, оборудование приходит в негодность, нового не появляется, кружковая работа не ведется. В некоторых школах уроки труда проводятся теоретически, без практики или заменяются другими предметами.

Таким образом, изучение и анализ влияния трудового обучения на развитие личности школьников, становится актуальной и значимой.

Цель данной работы — показать значимость трудового обучения в школе, его влияние на развитие личности школьника.

Объект: Учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет: образовательная область Технология.

Задачи:

  1. Изучить теоретические источники по проблеме развития личности.
  2. Выявить возможности образовательного процесса для всестороннего развития личности учащихся.
  3. Обосновать потенциал трудового обучения в развитие личности учащихся.
  4. Проанализировать влияние уроков технологии по теме «народное творчество» на развитие личности школьников.

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы развития личности

  1. Всестороннее развитие личности учащихся

Развитие личности — многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от ее жизненного пути, от социального контекста ее жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.

Развитие современного общества характеризуется еще более интенсивным совершенствованием машинного производства и повышением его технического уровня и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию членов общества. Новые задачи перед воспитанием ставит развертывание компьютерной революции, информационных технологий.

Все это приводит к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания.

В развитии и формировании личности большое значение имеет прежде

всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом теле — здоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.

8 стр., 3618 слов

§1. Развитие, социализация и воспитание личности

... задачи при выполнении курсовой работы решены. Глава I вопросы воспитания §1. Развитие, социализация и воспитание личности Одной из сложных и ключевых проблем теории и практики ... соответствующих личностно-этических качеств. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по ...

Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Только благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный социально-экономический прогресс. Вот почему развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности учащихся должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности. Расширение кругозора особенно важно в современную эпоху, характеризующуюся мировыми процессами интеграции.

Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности является техническое обучение, или приобщение ее к современным достижениям техники, в том числе и бытовой, овладение умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Это создает предпосылки для подготовки учащихся к работе на современном производстве и профессиональной ориентации, а также для жизни в современном обществе, все сферы которого пронизывает все более усложняющаяся техника.

Весьма велика роль моральных принципов в развитии и формировании личности. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, с добросовестным отношением к труду и собственности, что обусловливает необходимость действенного морального воспитания.

Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

Есть и еще два содержательных компонента, которые органически входят в состав всестороннего развития личности.

Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащихся. Школа должна воспитывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое обучение, трудовое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Однако выше отмечалось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться, одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.

Важно, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности ...

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

В статье «Всех начал начало», народный учитель Галина Данилова пишет: «В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память, быть благодарным людям за их труд».

К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, — писал он, — что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных».

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период — это один из сложнейших этапов жизни человека. Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение в воспитание этого раздела убеждает воспитанника в нужности этой проблемы. Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека.

  1. Образовательный процесс — как фактор развития личности учащихся.

Обучение неразрывно связано с воспитанием и является средством воспитания учащегося.

Содержание основных направлений развития человека (интеллектуального, личностного и деятельностного) показывает, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без их совместного осуществления не могут произойти эволюционные изменения ни в познавательном, ни в личностном развитии человека. Особая роль в этом едином процессе развития отводится обучению. Оно должно быть развивающим и воспитывающим по своей сути, так как «включается в сам процесс развития ребенка, а не надстраивается лишь над ним».

Обучение делает процесс личностного развития более целенаправленным и менее напряженным, помогает «смягчить» протекание известных кризисов развития (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, трех, семи лет и кризис подросткового возраста).

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... игровой деятельности. 350. Принципом воспитания является: Связь воспитания с жизнью и трудом 2. Объективность и независимость воспитания 3. Нравственное воспитание и формирование личности 4. Самовоспитание и перевоспитание 5. Поликультурное воспитание и развитие личности ...

Каждый из этих кризисов несет с собой много проблем, вызывает беспокойство и создает сложности как субъектам развития, так и родителям и учителям.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

— обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

— обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

— порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении;

— школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

— обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

— обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

— преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, что является основой интеллектуального развития школьников. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено, наряду со знанием, на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знания. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа).

К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Так же как воспитывающая функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика.

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством ... частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Глава 2. Влияние трудового обучения в формировании личности учащихся

2.1. Потенциал трудового обучения в формировании личности учащихся.

Технологическое образование — это организованный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности. Результатом реализации содержания технологического образования должен стать устойчивый и успешный учащийся, подготовленный активно и самостоятельно действовать в среде, связанной с преобразовательной практикой.

В исследованиях известного специалиста в области профессиональной педагогики Ю.Л. Хотунцева подчеркивается, что технологическое образование является основополагающим средством достижения технологической культуры, являющейся всеобщим и непременным условием любой созидательной деятельности. Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в достижениях технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

В качестве структуры технологического образования В.Д. Симоненко рассматривает совокупность технологических знаний, умений и технологически значимых качеств личности. Технологические знания представлены знаниями способов, средств и путей преобразовательной деятельности, т.е. основных технологий, применяемых в производстве, экономике, сфере обслуживания и быта, представлениями о развитии техники и технологий в процессе общественного развития.

Технология, являясь основным практико-ориентированным школьным предметом, предоставляет возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Наиболее благоприятное условие для активного проявления человеком качеств личности предоставляет труд.

Правильно организованное участие детей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения.

Трудовая деятельность развивает интерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

13 стр., 6267 слов

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.Диагностика ...

... трудового воспитания 16 2. Разработка конспекта занятия по развитию ручного труда у детей дошкольного возраста 17 Заключение 27 Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой ...

Трудовая деятельность дает возможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.

Целью нравственно-трудового воспитания детей является формирование в них здорового интереса к труду, как к форме самосовершенствования и самопознания, духовного развития, передача правильных ценностей, исправление искаженного понимания духовности современным обществом, в котором материальные блага преобладают над духовными аспектами бытия. В процессе трудового воспитания ребенок должен получить не только базовые представления о механизмах и природе труда, возможных реализациях своих способностей, навыков, но и научиться ценить результаты своего и чужого труда, уважительно относиться к процессу, воспринимать труд как неотъемлемую составляющую жизни современного человека. Одной из важных задач трудового воспитания учащихся в процессе производственного обучения является формирование у них высокой культуры труда.

В последние годы термин «трудовое обучение» все чаще стал употребляться. С одной стороны, он формирует знания о трудовых процессах (цели, материалах и инструментах, трудовых действиях и результате) и их направленности (получение общественно полезного продукта).

С другой стороны, педагог формирует необходимые для участия в труде умения. Эти знания и умения обеспечивают успешность самостоятельного труда детей. Значит, овладение трудовыми навыками позволяет школьнику достичь нужного результата.

Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и, на формирование личностных качеств, например самостоятельности. Ребенок становится способным не только сам умыться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему утвердиться в коллективе сверстников в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях.

Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовое усилие. Все это, создает благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать товарищам, трудиться с максимальной отдачей сил. Конечно, нельзя забывать о специфичности задач трудового обучения и трудового воспитания. В первом случае они связаны с содержанием труда (система трудовых действий), во втором — с целями воспитания (идеал поведения в труде).

Но навыки формируются не ради навыков, они являются важным средством реализации конечной цели трудового воспитания — формирования готовности к труду на общую пользу. Поэтому трудовое обучение и трудовое воспитание следует рассматривать взаимосвязанно, а задачи их решать в совокупности.

Уже с младшего дошкольного возраста в повседневной жизни и на занятиях по трудовому обучению надо воспитывать правильное отношение к любому труду, который направлен на общую пользу, найти способы, убеждающие детей: все, что необходимо для жизни людей, их работы, отдыха, благополучия, создается трудом.

12 стр., 5728 слов

Воспитание как процесс развития личности

... развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития ... в общение с людьми, участвуя в коллективном труде, человек становится общественным, социальным существом, то есть ... жизни. Воспитание человека не заканчивается в семье, школе, техникуме и институте. Оно продолжается и в трудовых ...

2.2. Влияние уроков технологии по теме «народное творчество» на развитие личности ребенка.

Трудовое воспитание — один из важнейших факторов формирования гармоничной и всесторонне развитой личности. Труд является могущественным средством развития физических, духовных, моральных и творческих сил человека.

Цель трудового воспитания — подготовить обучающихся к дальнейшей жизни, сформировать у них отношение к труду, как к потребности.

Для достижения этой цели необходимо воспитывать у обучающихся твердое убеждение, что умение и желание трудиться — основа общественного и личного благополучия; культивация трудолюбия, дисциплинированности, активной жизненной позиции, творческого отношения к труду помогает добиваться поставленной цели.

Предмет «Технология» в этом случае является основополагающим.

Уроки технологии по теме «Народное творчество» обладает удивительной способностью воздействия на глубинную одухотворенность человека. Народное творчество несет на себе отпечаток эстетических представлений народа, передающихся из поколения в поколение, отражает исторически сложившиеся понятия русского человека о красоте и целесообразности, неиссякаемую фантазию народных мастеров, их тонкий вкус. Изучение прикладного творчества играет существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Подобные занятия отвечают интересам школьников, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. А также способствуют гармоничному развитию личности. Взяв в руки кисть, прикоснувшись к глиняной фигурке или деревянной матрешке, сделав первые узоры, ученик испытывает радость, изумление. Он становится участником увлекательного процесса творчества. Успехи в изготовлении различных изделий способствуют появлению у учащихся уверенности в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом деле. Народное искусство поднимает темы патриотизма, а также оказывает глубокое идейное влияние на зрителя. Оно тесно связано с музыкальным и устным фольклором.

Чтобы в дальнейшей жизни чувствовать себя личностью, ребенку необходимо быть успешным. А это очень непросто, ведь у каждого из нас свои взгляды на жизнь, на людей, на их мнение о нас. И тут задача педагога — создавать ситуацию успеха. Ведь потребность в труде не возникает сама собой. Нужна большая воспитательная работа, чтобы любой труд, выполненный ребенком, был содержательным, творческим и в соответствии с возрастом производительным, настоящим.

11 стр., 5374 слов

Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике

... рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". Л.С. Выготский Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным ... должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности. Никогда прежде система образования не готовила учащихся к таким динамичным изменениям. Поскольку все больше ...

Понятие успешности связано не только с профессиональной деятельностью, но и с личным, семейным благополучием. И именно на уроках технологии формируются те навыки, которые так необходимы.

В разделе «Кулинария» у учащихся формируется умение работать коллективно, ответственность, хозяйственность, самостоятельность, здоровая конкуренция — во время приготовления блюд; а так же развиваются эстетические качества и культура поведения — во время приема пищи. Кроме того, в процессе получения теоретических знаний и при выполнении домашних заданий школьники получают много дополнительной исторической информации и часто обращаются к традициям и обычаям своих семей, в результате чего у них пополняется багаж знаний и формируется трепетное и уважительное отношение к своим корням.

В разделе «Работа с тканью» развивается аккуратность, трудолюбие, усидчивость, сдержанность, внимательность.

На уроках рукоделия предоставляется богатейшая возможность проявить свой творческий потенциал.

При выполнении творческих проектов учащиеся раскрывают свои умения работать самостоятельно, свою индивидуальность.

 В процессе создания проектов изделий, эскизов, декора у учащихся формируется общая культура труда. Школьники знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием и инструментами. У них развивается чувство материала, его художественные и технические возможности, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Декоративно — прикладное творчество позволяет учащимся приобщиться к интересному делу, как правило, оно обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время, помогает в выборе будущей профессии.

Труд оказывает положительное влияние на формирование положительных качеств личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

Заключение

Трудовое воспитание является составной частью воспитания личности и находится в тесной взаимосвязи со всем его содержанием, так как, формируя добросовестное отношение к труду у школьников, мы прививаем им ведущие нравственные качества. Творческой разработке путей трудового воспитания в школе, методике организации труда школьников серьезное внимание уделяли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они писали, что при целесообразном применении труда может стать рычагом развития учащихся. Для этого он должен заинтересовать детей, быть не только физическим, но и умственным; результат труда они должны понимать; надо, чтобы школьники трудились не только в школе, но и за ее пределами; труд для учащихся должен быть посильным, творческим.

Таким образом, в заключении хотелось бы отметить, что труд является источником материального и духовного богатства общества. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. В труде происходит нравственное и идейное развитие учащихся. Трудовая деятельность существенно влияет на формирование нравственных качеств личности, систем ее взглядов на природу и общество.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.