21. Педагог профессионального обучения: преподаватель и мастер производственного обучения.
Преподаватель профессионального обучения и мастер производственного обучения: задачи, реализуемые функции, профессионально-значимые качества, тарифно-квалификационная характеристика. Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения. Требования к профессиональной компетентности и личностным качествам. Педагоги – новаторы профессионального обучения.
Л. Н. Толстой: «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его».
Педагог профессионального обучения — (преподаватель и/или мастер производственного обучения) обеспечивает приобретение профессии по программам начального и среднего профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения. Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса. Педагог профессионального обучения реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции.
Педагог профессионального обучения решает следующие основные задачи:
- Подготовка всесторонне развитых, технически и технологически образованных и культурных квалифицированных рабочих и специалистов, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим социальному заказу общества.
- Формирование у учащихся высоких моральных позитивной ценностной ориентации, высоких моральных и этических качеств личности.
- Эстетическое и физическое воспитание учащихся, укрепление их здоровья. Педагог профессионального обучения по специальности 050501.65 — Профессиональное обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- профессиональное обучение;
- производственно-технологическая деятельность;
- методическая работа;
- организационно-управленческая деятельность;
- научно-исследовательская работа;
- культурно-просветительская деятельность.
Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий в области дизайна, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий создания искусственных систем жизнедеятельности, проектов. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования, техники и технологии в различных видах дизайна.
Требования к работе педагога-психолога
... для профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога. Психолого-педагогическая практика в системе профессиональной подготовки педагога-психолога ... 3.Учебно-воспитательную работу студента-практиканта курируют преподаватели-методисты по педагогике и психологии, проводят ... образовательных программ; • организация контроля за результатами обучения и воспитания; • ведение школьной документации. ...
Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, а также в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации).
Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательных учреждений для освоения учащимися передовых технологий формообразования, создания дизайнерских проектов и оригиналов. Принимает участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.
На основе анализа основных видов деятельности педагога профессионального обучения выделены следующие умения:
- Гностические — это умения в области приобретения специальных и педагогических знаний в целях дальнейшего приведения их в мобилизационную готовность для решения призводственно-технологических и педагогических задач, анализа положительных и отрицательных сторон деятельности учащихся и своей собственной.
- Конструктивные — умения в области отбора содержания, композиции учебной информации, планирования учебно-воспитательного процесса.
- Организаторские — умения в области реализации конструктивных замыслов мастера в учебно-воспитательном процессе, организации деятельности учащихся и своей собственной, умения вести учебно-программную документацию, деловую переписку и т. д.
- Профессионально-практические — умения в области осуществления собственно профессиональной деятельности.
- Гностические
Повышать свою деловую квалификацию, педагогическое мастерство, идейно-политический и культурный уровень
Трансформировать государственные цели системы профтехобразования в конкретные задачи своей учебно-производственной группы
Изучать индивидуальные особенности учащихся
Анализировать учебную информацию с учетом целей производственного обучения, уровня подготовленности учащихся, конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса
Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...
... это определение не только позволяет формировать у учащихся понятие "учебная задача по физике", но и служит надежной ... это приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, порождает неверие в свои силы, отталкивает от предмета. ... специфические особенности (неинвариантные элементы) задач, относящихся к конкретному учебному предмету. При этом необходимо иметь в виду, что ...
Проводить анализ содержания тем учебной программы при подготовке к урокам
Проводить методический анализ уроков производственного обучения
Осуществлять анализ воспитательной работы, проводимой с учащимися группы на уроках производственного обучения и в неучебное время
Анализировать и учитывать условия учебно-воспитательного процесса
Анализировать результаты работы учебно-производственной группы и своей собственной
- Конструктивные
Планировать учебно-производственную и воспитательную работу Отбирать содержание урока производственного обучения Конструировать урок производственного обучения Находить наиболее рациональные методы и приемы обучения Подготавливать техническое оснащение урока Определять содержание предвыпускной производственной практики учащихся
Определять содержание и конструировать систему воспитательной работы с учащимися группы
- Организаторские
Организовывать учебную деятельность учащихся на уроках производственного обучения
Организовывать собственную деятельность в процессе обучения и воспитания учащихся
Организовывать предвыпускную производственную практику учащихся
Организовывать внеклассную воспитательную работу
Вести учебно-производственную и другую документацию
- Профессионально-практические
А. Педагогические (собственно обучающие)
Проводить вводный инструктаж Проводить текущий инструктаж Проводить заключительный инструктаж
Б. Производственно-технологические
Выполнять несложный ремонт, наладку и настройку производственно-технологических средств
Выполнять различные виды работ, характерные для данной профессии, в соответствии с требованиями профессионально-квалификационной характеристики и ЕТКС для рабочих 4— 5-го разрядов
Выполнять различные производственно-технологические работы, связанные с производственным обучением
Разрабатывать производственно-технологическую документацию
Выполнять расчетно-аналитические и отдельные экспериментальные работы по профилю данного производства
Обеспечивать безопасность выполнения учебно-производственных работ
- Коммуникативные
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися группы в официальной обстановке (учебный процесс, воспитательные мероприятия)
Устанавливать контакты и педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися в неофициальной обстановке
Устанавливать деловые отношения с товарищами по работе и администрацией училища
Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...
... задне-лобных и подкорковых отделов мозга. Данная курсовая работа по теме «Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяж ... для детей с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения ...
Устанавливать деловые отношения с различными лицами, не работающими в данном училище
Профессионально-значимые качества педагогов профессионального обучения
Почти двести пятьдесят лет назад видный организатор профессионального образования России Василий Никитич Татищев наставлял преподавателей в своем «Учреждении, коим порядком учителя русских школ имеют поступать»: «Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников».
Стандартный перечень профессионально значимых свойств личности педагога профессионального обучения
1. Социально-психологические.
- Ценностно—ориентационные. Социальная активность. Гуманизм. Ответственность за личное поведение и поведение коллектива. Коллективизм. Оптимизм. Принципиальность. Интерес к технике, искусству и др.. Интерес к людям и стойкий интерес к учащемуся как объекту своей деятельности. Способность получать удовольствие от общения с детьми. Потребность в педагогической деятельности. Любовь к педагогической профессии. Способность получать удовольствие от труда по данной специальности (рабочей профессии).
- Моральные. Высокая нравственность. Чувство собственного достоинства. Добросовестность. Справедливость. Честность. Требовательность. Правдивость. Заботливость. Отзывчивость. Доброта.
- Коммуникативные. Коммуникабельность (желание и умение общаться с людьми).
Перцептивно-коммуникативные способности как адекватное восприятие учащихся и способность к организации правильного общения с ними. Эмпатия (сопереживание).
Суггестивные способности как способность убеждать людей и оказывать на них влияние. Дидактические способности как способность передавать свои знания другим людям. Доброжелательность. Тактичность. Объективность. Деликатность. Терпеливость. Проницательность.
- Праксические. Праксическими называют свойства личности, обеспечивающие формирование и развертывание операциональной структуры деятельности, т. е. ту сферу человеческой активности, которую, по давно установившейся в психологии традиции, принято называть праксисом Трудолюбие. Организаторские способности. Самостоятельность. Обязательность. Дисциплинированность. Целеустремленность. Последовательность. Исполнительность. Точность. Оперативность в работе. Решительность. Собранность. Тщательность в выполнении любой работы.
2. Психофизиологические.
Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся ...
... школе? 3. Как разработать и провести интегрированный урок в традиционной системе обучения учителю начальных классов? Методика подготовки и проведения интегрированного урока является предметом практического ... интегрированные уроки возможно и необходимо проводить учителю начальных классов, так как они вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые ...
- Эмоционально-волевые. Самообладание. Твердость. Настойчивость.
- Интеллектуальные. Наблюдательность. Самокритичность. Сообразительность Хорошо развитое техническое, образное и др. мышление. Хорошо развитое вербально-логическое мышление (особенно способность подробно описывать предмет или явление, коротко и ясно отвечать, коротко и ясно).
Конструктивные способности как способность перерабатывать учебный материал и осуществлять его педагогическую инструментовку. Способность к длительной концентрации внимания (видеть весь коллектив учащихся).
Устойчивость внимания (не ослаблять внимание под влиянием неожиданных впечатлений).
Способность к длительному распределению внимания (в поле зрения каждый учащийся).
Осведомленность. Любознательность. Находчивость. Креативность как способность работать не по схеме, самостоятельно вносить изменения, творческий подход к работе. Речевая одаренность. Хорошая вербально-логическая память. Педагогическая направленность воображения. Способность к пространственным представлениям. Способность управлять своим голосом и дыханием.
- Особенности темперамента. Энергичность. Уравновешенность. Высокая скорость выработки условно-рефлекторных связей. Переключаемость как способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой. Выносливость.
Медицинские противопоказания.
Профессионально-производственные противопоказания к овладению три или иной рабочей профессией.
Хронические инфекционные заболевания.
Нарушение речи (картавость, шепелявость), нарушения опорно-двигателндого аппарата (кифоз, сколиоз, последствия полиомиелита), хронические нарушения деятельности зрительного и слухового анализаторов.
Психофизиологические противопоказания.
Излишняя резкость в обращении с учащимися. Рассеянность. Высокая нервная возбудимость. Эмоциональная неустойчивость. Внешне выраженные недостатки, вызывающие у людей чувство жалости или брезгливости.
Высокая напряженность и интенсивность труда. Возможность экстремальных ситуаций и стрессовых состояний. Напряженность зрения и голосовых связок. Длительное нахождение на ногах.
Социально-психологические противопоказания.
Низкий уровень идейно-политических и нравственно-волевых свойств. Отрицательное или безразличное отношение к детям.
Психологические противопоказания не следует абсолютизировать. Указанные недостатки могут быть устранены или скомпенсированы в процессе подготовки (повышения квалификации) педагогов при условии явно выраженной профессионально-педагогической направленности личности.
Слагаемые педагогического мастерства педагога профессионального обучения
Педагогическое мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию, любящему свое дело, своих воспитанников. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, специальных, педагогических знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.
Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...
... в/отношениями в классе, формирование оптимальных отношений в системе учитель-ученик, в обучении учащихся установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность ... -ля: перспективное, календарное, текущее Кл.рук-ль – основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначенное директором шк ... Профессиональные качества: любовь к детям, умение ставить ...
Самое тонкое и сложное в мастерстве педагога — психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т. п.).
Наиболее важным при этом является понимание мастером, преподавателем тех трудностей, которые испытывают учащиеся, в чем они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки.
Каждый педагог профессионального обучения имеет, как говорят, свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методический стиль (ЭМС).
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно пред ставлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...
... работы является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет. Предметом данной курсовой работы являются психолого ... организованное эстетическое воспитание и развитие детей, которому в учебном пособии уделяется значительное внимание. Как развивать, воспитывать и ... и создавало оживленные беседы между детьми и их учителями. После шести лет дети поступали в школу- ...
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС).
Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Педагогическое мастерство мастера производственного обучения, преподавателя характеризует также педагогический такт — чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он делает, обучая и воспитывая своих учеников. Педагогический такт основывается на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к ним.
Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является также педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Слагаемые педагогического мастерства
- Глубокое знание, владение предметом (профессией, специальностью) обучения, педагогическая эрудиция, компетентность.
- Уверенное владение современными методами, формами, средствами обучения и воспитания.
- Собственный индивидуальный стиль педагогической деятельности; системность в работе; высокий уровень педагогической техники.
- Умение устанавливать нормальные взаимоотношения с учащимися; педагогический такт.
- Развитое чувство нового, постоянная творческая активность.
- Постоянное приучение, стимулирование учащихся активно самостоятельно мыслить — анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять полученные знания в новых условиях на каждом этапе учебного процесса.
- Не опекать учащихся по мелочам, стимулировать проявления настойчивости, воли, стремления довести работу до конца самостоятельно; уметь побуждать, а не принуждать; опора на положительные качества и особенности учащихся.
- Всегда практиковать четкую установку учащихся на успех, поддерживать ее на всех этапах учебного процесса.
- Умелое владение способами изложения учебного материала, демонстрации трудовых действий — четкость, убедительность, доступность, наглядность.
Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения.
Основные обязанности педагога профессионального обучения
Использование современных информационных технологий с целью повышения ...
... технологий на учебную деятельность младших школьников. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что обучение посредством ... современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет ...
- В соответствии с требованиями социума педагог формирует у учащихся профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ теоретического и производственного обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям.
- Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к урокам, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий).
Активно участвует в методической работе, проводимой в училище (колледже, лицее).
- Совместно с работодателями обеспечивает выполнение программ производственной практики учащихся.
- Участвует в комплектовании учебных групп, сохранении контингента учащихся и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
- Содержит в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование кабинета\мастерской, инструменты, приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.
Педагог профессионального обучения имеет право
- Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития образовательного учреждения.
- Свободно обсуждать на совете учебного заведения, педагогическом совете, во всех формах методической работы, собраниях, совещаниях и конференциях вопросы обучения и воспитания учащихся, критиковать недостатки в работе,
- Открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их профессионального обучения, совершенствованию учебно-воспитательной и методической работы, рациональной организации труда руководству учреждения, в вышестоящие органы профессионального образования и другие организации.
- Определять меры поощрения учащихся, добившихся высоких показателей в учебно-производственной деятельности, воспитанности, за активную общественную деятельность в коллективе учебной группы. Ходатайствовать перед администрацией о поощрении в установленном порядке лучших учащихся и наложении взысканий за нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка.
7
Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся ...
... в систему коррекционной психолого-педагогической помощи; • ограниченность программно-методического обеспечения, ориентированного на условия интегрированного обучения детей с задержкой психического развития. В Республике Карелия ... увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в ...