Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, виды деятельности

21. Педагог профессионального обучения: преподаватель и мастер производственного обучения.

Преподаватель профессионального обучения и мастер производственного обучения: задачи, реализуемые функции, профессионально-значимые качества, тарифно-квалификационная характеристика. Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения. Требования к профессиональной компетентности и личностным качествам. Педагоги – новаторы профессионального обучения.

Л. Н. Толстой: «Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его».

Педагог профессионального обучения — (преподаватель и/или мастер производственного обучения) обеспечивает приобретение профессии по программам начального и среднего профессионального образования учащимися образовательных учреждений, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения. Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса. Педагог профессионального обучения реализует обучающую, воспитывающую и развивающую функции.

Педагог профессионального обучения решает следующие основные задачи:

  1. Подготовка всесторонне развитых, технически и технологически образованных и культурных квалифицированных рабочих и специалистов, владеющих профессиональным мастерством, отвечающим социальному заказу общества.
  2. Формирование у учащихся высоких моральных позитивной ценностной ориентации, высоких моральных и этических качеств личности.
  3. Эстетическое и физическое воспитание учащихся, укрепление их здоровья. Педагог профессионального обучения по специальности 050501.65 — Профессиональное обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
  • профессиональное обучение;
  • производственно-технологическая деятельность;
  • методическая работа;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • научно-исследовательская работа;
  • культурно-просветительская деятельность.

Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а также практическое обучение по группам родственных профессий в области дизайна, основанное на сочетании практического обучения с производительным трудом при использовании передовых технологий создания искусственных систем жизнедеятельности, проектов. Организует и проводит учебно-воспитательную работу. Профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности. Организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования, техники и технологии в различных видах дизайна.

8 стр., 3902 слов

Требования к работе педагога-психолога

... для профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога. Психолого-педагогическая практика в системе профессиональной подготовки педагога-психолога ... 3.Учебно-воспитательную работу студента-практиканта курируют преподаватели-методисты по педагогике и психологии, проводят ... образовательных программ; • организация контроля за результатами обучения и воспитания; • ведение школьной документации. ...

Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях, а также в учебно-курсовой сети предприятий и организаций, создавая педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности. Разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации).

Постоянно совершенствует формы и методы профессионального обучения и повышения квалификации кадров. Принимает участие в оснащении и развитии материальной базы образовательных учреждений для освоения учащимися передовых технологий формообразования, создания дизайнерских проектов и оригиналов. Принимает участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.

На основе анализа основных видов деятельности педагога профессионального обучения выделены следующие умения:

  1. Гностические — это умения в области приобретения специальных и педагогических знаний в целях дальнейшего приведения их в мобилизационную готовность для решения призводственно-технологических и педагогических задач, анализа положительных и отрицательных сторон деятельности учащихся и своей собственной.
  2. Конструктивные — умения в области отбора содержания, композиции учебной информации, планирования учебно-воспитательного процесса.
  3. Организаторские — умения в области реализации конструктивных замыслов мастера в учебно-воспитательном процессе, организации деятельности учащихся и своей собственной, умения вести учебно-программную документацию, деловую переписку и т. д.
  4. Профессионально-практические — умения в области осуществления собственно профессиональной деятельности.

  1. Гностические

Повышать свою деловую квалификацию, педагогическое ма­стерство, идейно-политический и культурный уровень

Трансформировать государственные цели системы профтехобразования в конкретные задачи своей учебно-производственной группы

Изучать индивидуальные особенности учащихся

Анализировать учебную информацию с учетом целей произ­водственного обучения, уровня подготовленности учащихся, конкретных условий организации учебно-воспитательного про­цесса

14 стр., 6577 слов

Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...

... это определение не только позволяет формировать у учащихся понятие "учебная задача по физике", но и служит надежной ... это приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, порождает неверие в свои силы, отталкивает от предмета. ... специфические особенности (неинвариантные элементы) задач, относящихся к конкретному учебному предмету. При этом необходимо иметь в виду, что ...

Проводить анализ содержания тем учебной программы при подготовке к урокам

Проводить методический анализ уроков производственного обучения

Осуществлять анализ воспитательной работы, проводимой с учащимися группы на уроках производственного обучения и в неучебное время

Анализировать и учитывать условия учебно-воспитательного процесса

Анализировать результаты работы учебно-производственной группы и своей собственной

  1. Конструктивные

Планировать учебно-производственную и воспитательную ра­боту Отбирать содержание урока производственного обучения Конструировать урок производственного обучения Находить наиболее рациональные методы и приемы обуче­ния Подготавливать техническое оснащение урока Определять содержание предвыпускной производственной практики учащихся

Определять содержание и конструировать систему воспита­тельной работы с учащимися группы

  1. Организаторские

Организовывать учебную деятельность учащихся на уроках производственного обучения

Организовывать собственную деятельность в процессе обу­чения и воспитания учащихся

Организовывать предвыпускную производственную практику учащихся

Организовывать внеклассную воспитательную работу

Вести учебно-производственную и другую документацию

  1. Профессионально-практические

А. Педагогические (собственно обучающие)

Проводить вводный инструктаж Проводить текущий инструктаж Проводить заключительный инструктаж

Б. Производственно-технологические

Выполнять несложный ремонт, наладку и настройку произ­водственно-технологических средств

Выполнять различные виды работ, характерные для данной профессии, в соответствии с требованиями профессионально-квалификационной характеристики и ЕТКС для рабочих 4— 5-го разрядов

Выполнять различные производственно-технологические ра­боты, связанные с производственным обучением

Разрабатывать производственно-технологическую докумен­тацию

Выполнять расчетно-аналитические и отдельные эксперимен­тальные работы по профилю данного производства

Обеспечивать безопасность выполнения учебно-производст­венных работ

  1. Коммуникативные

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотноше­ния с учащимися группы в официальной обстановке (учебный процесс, воспитательные мероприятия)

Устанавливать контакты и педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися в неофициальной обстановке

Устанавливать деловые отношения с товарищами по работе и администрацией училища

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... задне-лобных и подкорковых отделов мозга. Данная курсовая работа по теме «Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяж ... для детей с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения ...

Устанавливать деловые отношения с различными лицами, не работающими в данном училище

Профессионально-значимые качества педагогов профессионального обучения

Почти двести пятьдесят лет назад видный организатор профессионального образования России Василий Никитич Татищев наставлял преподавателей в своем «Учреждении, коим порядком учителя русских школ имеют поступать»: «Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать. А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников».

Стандартный перечень профессионально значимых свойств личности педагога профессионального обучения

1. Социально-психологические.

  • Ценностноориентационные. Социальная активность. Гуманизм. Ответственность за личное поведение и поведение коллектива. Коллективизм. Оптимизм. Принципиальность. Интерес к технике, искусству и др.. Интерес к людям и стойкий интерес к учащемуся как объекту своей деятельности. Способность получать удовольствие от общения с детьми. Потребность в педагогической деятельности. Любовь к педагогической профессии. Способность получать удовольствие от труда по данной специальности (рабочей профессии).
  • Моральные. Высокая нравственность. Чувство собственного достоинства. Добросовестность. Справедливость. Честность. Требовательность. Правдивость. Заботливость. Отзывчивость. Доброта.
  • Коммуникативные. Коммуникабельность (желание и умение общаться с людьми).

    Перцептивно-коммуникативные способности как адекватное восприятие учащихся и способность к организации правильного общения с ними. Эмпатия (сопереживание).

    Суггестивные способности как способность убеждать людей и оказывать на них влияние. Дидактические способности как способность передавать свои знания другим людям. Доброжелательность. Тактичность. Объективность. Деликатность. Терпеливость. Проницательность.

  • Праксические. Праксическими называют свойства личности, обеспечивающие формирование и развертывание операциональной структуры деятельности, т. е. ту сферу человеческой активности, которую, по давно установившейся в психологии традиции, принято называть праксисом Трудолюбие. Организаторские способности. Самостоятельность. Обязательность. Дисциплинированность. Целеустремленность. Последовательность. Исполнительность. Точность. Оперативность в работе. Решительность. Собранность. Тщательность в выполнении любой работы.

2. Психофизиологические.

10 стр., 4675 слов

Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся ...

... школе? 3. Как разработать и провести интегрированный урок в традиционной системе обучения учителю начальных классов? Методика подготовки и проведения интегрированного урока является предметом практического ... интегрированные уроки возможно и необходимо проводить учителю начальных классов, так как они вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые ...

  • Эмоционально-волевые. Самообладание. Твердость. Настойчивость.
  • Интеллектуальные. Наблюдательность. Самокритичность. Сообразительность Хорошо развитое техническое, образное и др. мышление. Хорошо развитое вербально-логическое мышление (особенно способность подробно описывать предмет или явление, коротко и ясно отвечать, коротко и ясно).

    Конструктивные способности как способность перерабатывать учебный материал и осуществлять его педагогическую инструментовку. Способность к длительной концентрации внимания (видеть весь коллектив учащихся).

    Устойчивость внимания (не ослаблять внимание под влиянием неожиданных впечатлений).

    Способность к длительному распределению внимания (в поле зрения каждый учащийся).

    Осведомленность. Любознательность. Находчивость. Креативность как способность работать не по схеме, самостоятельно вносить изменения, творческий подход к работе. Речевая одаренность. Хорошая вербально-логическая память. Педагогическая направленность воображения. Способность к пространственным представлениям. Способность управлять своим голосом и дыханием.

  • Особенности темперамента. Энергичность. Уравновешенность. Высокая скорость выработки условно-рефлекторных связей. Переключаемость как способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой. Выносливость.

Медицинские противопоказания.

Профессионально-производственные противопоказания к овладению три или иной рабочей профессией.

Хронические инфекционные заболевания.

Нарушение речи (картавость, шепелявость), нарушения опорно-двигателндого аппарата (кифоз, сколиоз, последствия полиомиелита), хронические нарушения деятельности зрительного и слухового анализаторов.

Психофизиологические противопоказания.

Излишняя резкость в обращении с учащимися. Рассеянность. Высокая нервная возбудимость. Эмоциональная неустойчивость. Внешне выраженные недостатки, вызывающие у людей чувство жалости или брезгливости.

Высокая напряженность и интенсивность труда. Возможность экстремальных ситуаций и стрессовых состояний. Напряженность зрения и голосовых связок. Длительное нахождение на ногах.

Социально-психологические противопоказания.

Низкий уровень идейно-политических и нравственно-волевых свойств. Отрицательное или безразличное отношение к детям.

Психологические противопоказания не следует абсолютизировать. Указанные недостатки могут быть устранены или скомпенсированы в процессе подготовки (повышения квалификации) педагогов при условии явно выраженной профессионально-педагогической направленности личности.

Слагаемые педагогического мастерства педагога профессионального обучения

Педагогическое мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию, любящему свое дело, своих воспитанников. Это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, специальных, педаго­гических знаний и умений, позволяющих ему с помощью системы педагогических средств добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии своих учеников.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...

... в/отношениями в классе, формирование оптимальных отношений в системе учитель-ученик, в обучении учащихся установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность ... -ля: перспективное, календарное, текущее Кл.рук-ль – основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначенное директором шк ... Профессиональные качества: любовь к детям, умение ставить ...

Самое тонкое и сложное в мастерстве педагога — психологическая направленность его действий и педагогических приемов (почему их применять, что это дает, почему эти, а не другие и т. п.).

Наиболее важным при этом является понимание мастером, преподавателем тех трудностей, которые испытыва­ют учащиеся, в чем они чаще всего ошибаются, и построение своих педагогических воздействий таким образом, чтобы по возможности предупредить эти трудности и ошибки.

Каждый педагог профессионального обучения имеет, как говорят, свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, ин­тересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает не­формальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учеб­но-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выби­рает наиболее интересный учебный материал; менее интерес­ный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельно­го разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недоста­точно представлены закрепление и повторение учебного матери­ала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высо­кая оперативность, использование большого арсенала разнооб­разных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результа­тивность своей деятельности на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС).

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адек­ватное планирование учебно-воспитательного процесса, высо­кая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на ре­зультаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно пред ставлены закрепление и повторение учебного материала, конт­роль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая опера­тивность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стре­мится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

21 стр., 10265 слов

Изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения ...

... работы является изучение психолого-педагогических условий эффективности обучения учащихся шести лет. Предметом данной курсовой работы являются психолого ... организованное эстетическое воспитание и развитие детей, которому в учебном пособии уделяется значительное внимание. Как развивать, воспитывать и ... и создавало оживленные беседы между детьми и их учителями. После шести лет дети поступали в школу- ...

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьирова­нии методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, отно­сительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем. Учи­тель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, пред­почитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посред­ством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечаю­щим детально оформить ответ.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС).

Ориентируясь преиму­щественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консерватив­ность в использовании средств и способов педагогической дея­тельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочета­ется с малым, стандартным набором используемых методов обуче­ния, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опро­са учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Педагогическое мастерство мастера производственного обучения, преподавателя характеризует также педагогический такт — чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он делает, обучая и воспитывая своих учеников. Педагогический такт основывается на глубоком знании и пони­мании психологии учащихся, вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к ним.

Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является также педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда инди­видуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять собой и умение взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.

Слагаемые педагогического мастерства

  1. Глубокое знание, владение предметом (профессией, специальностью) обучения, педагогическая эрудиция, компетентность.
  2. Уверенное владение современными методами, формами, средствами обучения и воспитания.
  3. Собственный индивидуальный стиль педагогической деятельности; системность в работе; высокий уровень педагогической техники.
  4. Умение устанавливать нормальные взаимоотношения с учащимися; педагогический такт.
  5. Развитое чувство нового, постоянная творческая активность.
  6. Постоянное приучение, стимулирование учащихся активно самостоятельно мыслить — анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собствен­ные выводы, применять полученные знания в новых условиях на каждом этапе учебного процесса.
  7. Не опекать учащихся по мелочам, стимулировать проявления настойчивости, воли, стремления довести работу до конца самостоятельно; уметь побуждать, а не принуждать; опора на положительные качества и особенности учащихся.
  8. Всегда практиковать четкую установку учащихся на успех, поддерживать ее на всех этапах учебного процесса.
  9. Умелое владение способами изложения учебного материала, демонстрации трудовых действий — четкость, убедительность, доступность, наглядность.

Права и обязанности преподавателя и мастера производственного обучения.

Основные обязанности педагога профессионального обучения

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения ...

... технологий на учебную деятельность младших школьников. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что обучение посредством ... современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет ...

  1. В соответствии с требованиями социума педагог формирует у учащихся профессиональные знания, навыки и умения, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ теоретического и производственного обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям.
  2. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к урокам, подбор учебно-производст­венных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий).

    Активно участвует в методической работе, проводимой в училище (колледже, лицее).

  3. Совместно с работодателями обеспечивает выполнение программ производственной практики учащихся.
  4. Участвует в комплектовании учебных групп, сохранении контингента учащихся и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
  5. Содержит в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование кабинета\мастерской, инструменты, приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.

Педагог профессионального обучения имеет право

  1. Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития образовательного учреждения.
  2. Свободно обсуждать на совете учебного заведения, педагогическом совете, во всех формах методической работы, собраниях, совещаниях и конференциях вопросы обучения и воспитания учащихся, критиковать недостатки в работе,
  3. Открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их профессионального обучения, совершенствованию учебно-воспитательной и методической работы, рациональной организации труда руководству учреждения, в вышестоящие органы профессионального образования и другие организации.
  4. Определять меры поощрения учащихся, добившихся высоких показателей в учебно-производственной деятельности, воспитанности, за активную общественную деятельность в коллективе учебной группы. Ходатайствовать перед админи­страцией о поощрении в установленном порядке лучших уча­щихся и наложении взысканий за нарушение дисциплины, правил внутреннего распорядка.

7

17 стр., 8218 слов

Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся ...

... в систему коррекционной психолого-педагогической помощи; • ограниченность программно-методического обеспечения, ориентированного на условия интегрированного обучения детей с задержкой психического развития. В Республике Карелия ... увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в ...