Общение в конфликтных ситуациях

Общение в конфликтных ситуациях

Аннотация. В рамках обозначенной статьи автором рассмотрены особенности общения в конфликтных ситуациях. Актуальность выбранной темы автор определяет тем, что решение проблемы межличностного взаимодействия имеет большое значение как для каждого конкретного человека или группы людей, так и для общества в целом, ведь жизнь человека в группе и обществе нельзя представить без общения.

В статье рассмотрены психологические особенности речевой коммуникации в конфликтных ситуациях, рассмотрена типология, в основе которой лежит тип диалогического взаимодействия по результату коммуникативного события – гармония или конфликт и описаны приемы и их реализация в стратегическом замысле участника конфликтного взаимодействия.

Ключевые слова: коммуниканты, коммуникативная неудача, конфликт, конфликтное взаимодействие, общение, психология общения.

В повседневной жизни каждый человек сталкивается с раздражителями и стрессами, которые вызывают конфликтные ситуации, приводящие к конфликту. Из-за огромного информационного потока личность постоянно находится с кем- то в условиях конфликтной ситуации (разные точки зрения, интересы, цели).

Постоянное нахождение индивида в конфликте приводит к фрустрации или депрессивным проявлениям в поведении. Актуальность вопроса о поведении в конфликтных ситуациях объясняется тем, что во время общения человек, контактирует с людьми и не может обойти стороной конфликтные ситуации.

Известно, что конфликты возникают в процессе общения между людьми, в процессе межличностного взаимодействия. Проблема межличностного взаимодействия является актуальной, ее решение имеет большое значение как для каждого конкретного человека или группы людей, так и для общества в целом, ведь жизнь человека в группе и обществе нельзя представить без общения.

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... последних десятилетий, это взаимодействие стало органичным, взаимно обогащающим и развивающим. Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с техническими ... является компьютер, а центральным субъектом действия — человек. В рамках этой системы реализуется взаимодействие двух инстанций — человека и компьютера — противоположных по своей сущности, ...

Проблему психологии общения разрабатывали выдающиеся отечественные и зарубежные психологи Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Дж. Хоуманс, Дж.Г. Мид и другие. Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности [8, с. 17].

Цель статьи – рассмотреть особенности общения в конфликтных ситуациях.

Наилучший способ речевой коммуникации принято называть гармоничным, эффективным, успешным, бесконфликтным. Изучая пути создания речевого комфорта для участников общения, рассматриваются средства и способы, используемые коммуникантами для обеспечения гармоничного общения [5, с. 69].

Для описания гармоничного общения, необходимо выявить его качества и свойства, вносящие дисгармонию в речевые коммуникативные акты коммуникантов, которые разрушают понимание, вызывают негативные эмоциональные и психологические состояния партнеров коммуникации.

Коммуникативная неудача не обязательно вырастает в конфликт. Несовпадение мнений, интересов, коммуникативных намерений в ситуации общения, все это выливается в столкновение сторон в процессе общения и вызывает конфликт [2, с. 43]. Когда одна из сторон намеренно и сознательно активно совершает речевые действия, используя негативные средства языка и речи, коммуникация прерывается. Адресат, понимая, что его интересы ущемляются подобным действием, в свою очередь, предпринимает ответные речевые действия подобного рода, выражая отношение к ситуации или собеседнику [3, с. 30]. Этот противонаправленный обмен коммуникативными ходами, несущими в себе разрушительный характер общения и есть речевой конфликт.

В ходе профессионального общения следует избегать любых конфликтогенов, которыми принято называть слова, действия (или бездействие), приводящие к конфликту. И. И. Аминов выдвигает тезис проявления конфликтогенов следующим образом [1]:

— Прямое проявление превосходства в виде угрозы, замечания или другой негативной оценки, критики, обвинения, издевки, сарказма;

— Снизходительное отношение, которое демонстрируется как проявление снисходительности с особым оттенком доброжелательности;

— Категоричность, безапеляционность, демонстрируемые проявлением излишней уверенности в своей правоте и непогрешимости, самоуверенности;

— Навязывание своих советов. Советующий в данном случае занимает позицию превосходства;

— Игнорирование (перебивание) собеседника, повышение голоса и стремление показать, что свои мысли и рассуждения более значимы, более ценные, чем у остальных;

— Скрывание информации;…

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аминов И. И. Психология делового общения / И. И. Аминов. – М.: Омега-Л, 2012.

2. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений / Р. Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2012.

3. Варгина, Н. В. Доверие и контроль — не взаимоисключающие понятия/ Н. В. Варгина//Управление персоналом. — 2015. — №33. — с. 30 — 31.

4. Венедиктова В. И. О деловой этике и этикете / В. И. Венедиктова. – М., 2013.

5. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учебник для вузов / Т. Н. Кильмашкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. — 287 с.

2 стр., 676 слов

Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными ...

... возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и потребности б) эмоционально-волевые процессы в) цели ... восприятием в) вниманием г) познанием 5. Психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений – это …а) фантазия б) воображение в) греза ...

6. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2012.

7. Ниренберг Д. Как читать человека, словно книгу / Д. Ниренберг, Г. Калеро. – М.: Рассвет, 2012.

8. Рейнвальд Н. И. Психология личности / Н. И. Рейнвальд. – М., 2012.

9. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение / Х. Рюкле. – М.: АО «Интерэксперт», 2013

10. Светлов, В. А. Конфликтология: учебное пособие / В. А. Светлов, В. А. Семенов. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.

11. Ситникова, О. Н. Управление конфликтами: документы для анализа текущей ситуации/ О. Н. Ситникова// Кадровик. Кадровое делопроизводство. — 2011. — №3. — с. 22 — 23.

12. Фишер Р. Путь к согласию, или Переговоры без поражений / Р. Фишер, У. Юри. – М., 2013.