Александр Афанасьевич Потебня(1835 – 1891)
«Мысль и язык»(1862)
Социально-психологическое направление.
Философские основы лингв. концепции:
-идеалистическая концепция этнопсихологии Штейнталя: язык является самосознанием, мировоззрением и логикой «духа народа», а потому изучать язык необходимо именно как выражение «народного духа». Отсюда — чрезвычайно бережное отношение Потебни к фольклорным материалам, произведениям народного художественного творчества.
-материализм
-психологизм
-Гумбольдт
Одним из первых приблизился к материалистическому пониманию происхождения человеческого мышления как результата деятельности второй сигнальной системы и труда.
Тезис о единстве теории и практики.
Отрицая объективную истину, в то же время признавал, что критерий истины определяется соответствием наших знаний реальной жизни.
Таким образом, оставаясь в целом на позициях психологизма, Потебня разделял и материалистические взгляды, особенно по вопросу о связи языка и мышления.
Материализм Потебни в решении основных проблем языкознания особенно ярко проявляется в сравнении с гумбольдтовским подходом к основополагающим вопросам. Преемственность между взглядами Потебни и идеями Гумбольдта не вызывает сомнений, но положениям Гумбольдта Потебня придает иное лингвистическое истолкование, вкладывает в них другое содержание.
*Утверждение Гумбольдта о тождестве языка и «духа народа» — Потебня соглашается с тем, что дух без языка невозможен, но придает духу иное толкование (дух в смысле сознательной умственной деятельности, предполагающей понятия, которые образуются только посредством слова)
*Особое внимание Потебни привлекла идея Гумбольдта о том, что язык есть деятельность; именно эта мысль помогла Потебне понять сущность языка как беспрестанного стремления к совершенствованию языковых форм. Идея языкового развития, которое он рассматривает как поступательный процесс, как переход от низших форм к высшим. Стихийно диалектический характер процесса развития Потебня видел в его историчности.
*Положение Гумбольдта «всякое понимание есть непонимание» тесно связано с теорией индивидуальной психологии, утверждавшей субъективность содержания и различие мыслей говорящего и слушающего. Потебня разумел под «непониманием» не только обязательное отклонение от мысли, идущей от сообщающего, а «понимание по-своему» как творческую работу слушающего, как то новое, что он творчески привносит.
Формирование теоретической поэтики в исследованиях А.А. Потебни
... вклад в разработку проблем психологии творчества, художественной образности, взаимосвязи языка и литературы. Основные взгляды Потебни изложены в его работах и лекциях по лингвистике, фольклористике, ... обозначенного этим словом, -- его содержание. Основные положения трехэлементного состава слова Потебня полностью переносит и на структуру художественного произведения и художественного образа. Различие ...
*Влияние учения Гумбольдта сильнее всего проявилось в психологическом подходе Потебни к анализу языковых явлений. Стремление исследовать факты языка в плане тех психических процессов, которые происходят в сознании говорящего индивида, позволило Потебне впервые в русском языкознании (после логицизма Ф. И. Буслаева) применить психологический подход к языку.
Потебня о связи языка и мышления.
При решении языковедческих проблем, особенно при анализе соотношения языка и мышления, у А. А. Потебни много противоречий, которые обусловлены внутренней противоречивостью его философской концепции, включающей в себя и материалистические, и идеалистические положения.
Опираясь на мнение Штейнталя, Потебня считает, что «область языка далеко не совпадает с областью мысли», ибо бывали периоды в истории человечества, когда язык не был связан с мышлением. Однако в других местах своей работы «Мысль и язык» Потебня прямо указывает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного лица, даже в полном уединении», поскольку только через словесную оболочку мысль перестает быть исключительной принадлежностью одного лица и становится достоянием многих лиц. Мысль, по словам Потебни, вскормлена словом.
В интерпретации Потебни взаимосвязь языка и мышления выглядит следующим образом: прежде всего существуют объекты мышления – предметы и вещи объективной действительности, объекты мышления включают в себя и взаимоотношения между предметами объективного мира, существующие независимо от субъекта и находящиеся с ним во взаимодействии. Все это влияет на органы чувств и является причиной возникновения процесса мышления, а также образов и понятий как результатов мышления.
Процесс мышления – проекция на внешний объект познания деятельности субъекта, результатом чего является образ познаваемых предметов и понятий о них, представляющий собой синтез субъективного и объективного.
Предмет в совокупности своих признаков образует для мысли постоянную величину, чувственный образ предмета, в котором какой-нибудь признак преобладает. Внутренняя форма – это преобладающий признак, центр образа.
В каждом слове действие мысли состоит в сравнении двух мысленных комплексов: вновь познаваемой и прежде познанной, представляющей собой уже готовый запас мысли.
Понятие — это высшая форма деятельности мозга, известное количество суждений, совокупность актов мысли.
Развитие взаимоотношений между мышлением и языком, по мнению Потебни, определяется следующим образом: от дословесного мышления образами через образное мышление, ассоциированное со словом, до мышления понятиями с помощью слов, причем все эти этапы тесно между собой связаны:
Формирование позитивного мышления как программа развития личности ...
... значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. Мышление в понятиях - преимущественно словесное мышление. Слово - форма существования мысли, его непосредственная данность. Значение слова, его обобщение, представляет собой акт мышления. Процесс мышления протекает в ...
1.Дословесное — мышление образами, когда мы не знаем, почему, каким признаком обозначено в данном слове известное значение – поэтическое.
2. Образное, ассоциируемое со словом.
3.Мышление с помощью понятий, состоящее в разложении известного предмета на его признаки – прозаическое. Одним из видов прозаического мышления, является научное мышление с характерной для него способностью к анализу и критике.
Признается первенство языка по отношению к мышлению, слова — к понятию. Диалектика взаимосвязи между словом и понятием не получила у Потебни достаточно последовательного развития. Односторонность решения этой проблемы заключается в том, что Потебня непременно искал примата либо слова, либо понятия. Объясняется это двойственностью понимания взаимосвязи языка и мышления. Но очень важна его мысль о том, что переход от наглядного, внешнего изображения предметов к обобщенному их обозначению возможен только при помощи абстрагирующей силы слова.
Учение о слове.
Слово – единство членораздельного звука и значения, либо «звуковое единство с внешней стороны и единство представления и значения с внутренней. Именно это единство и обеспечивает функционирование слова.
Определение слова как единства звука и значения предусматривает еще наличие третьего элемента – представления – это содержание мысли, или способ изображения данного значения.
«Слово состоит из трех элементов: членораздельного звука, представления, значения слова.»
Развитие языка, как утверждает Потебня, и состоит в утрате первоначального образа и возникновении в силу этого новых слов. Всякое слово создает вместе с новым значением и новое представление. Поэтому в слове мы различаем: внешнюю форму, т. е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание.
Одним из первых в русском яз. пытается решить с философских позиций вопрос об отношении формы и содержания в слове.
Концепция внутренней формы претерпевала у Потебни определенные изменения. Первоначально внутренняя форма выступает как синоним понятий этимологического значения слова и представления. В дальнейшем Потебня уже разграничивает представление и внутреннюю форму.
Внутренняя форма обозначает ближайшее значение слова и выступает как совокупность нескольких значений, в то время как представление выражает один признак. Внутренняя форма всегда сохраняется в слове, в то время как представление может исчезать.
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения
... подчинением Составление словосочетаний из нескольких слов в начальной форме _____________ ________________ Составление предложений из слов в начальной форме (в том числе с предлогами), порядок слов не нарушен и нарушен _______________________________________ ...
Следует обратить внимание на двухступенчатую природу внутренней формы. Внутренняя форма выступает у Потебни не только как центр образа; она в какой-то мере уже обобщает отдельные признаки предмета, создавая из них единство образа, давая значение этому единству. Таким образом, внутренняя форма «есть не образ предмета, а образ образа».
Учение Потебни о внутренней форме слова тесно связано с понятием знака. Внутренняя форма (этимологическое значение) есть знак, заменяющий для нас субъективное значение. Следовательно, знак – уже представитель значения, выражающий определенный признак.
Внешняя форма слова – это не просто членораздельный звук, а звук значимый. Именно внешняя форма находится в тесной связи с внутренней формой как первоначальным значением, она нераздельна с внутренней, меняется вместе с ней, без нее перестает быть сама собою.
Представление – в процессе исторического развитии языка прежнее содержание забывается, превращается во внутреннюю форму. Поскольку старое содержание теряется, постольку звук слова становится носителем более актуального значения.
Потебня считает, что слово приобретает смысл лишь в предложении и потому имеет только одно значение. Более того, любые синтаксические изменения функции слова в предложении и связанные с этим морфологические изменения означают возникновение нового значения, т. е. нового слова.
Язык — система, «нечто упорядоченное, всякое явление его находится в связи с другими. Задача языкознания и состоит именно в уловлении этой связи, которая лишь в немногих случаях очевидна».
Грамматические категории, по мнению Потебни, теснейшим образом связаны с вещественным, лексическим значением, поскольку «вещественное и формальное значение данного слова составляют… один акт мысли». Грамматическое и лексическое значения мы разрываем только тогда, когда слово делается предметом исследования; в процессе же говорения они едины.
Грамматическая форма – есть элемент значения слова и однородна с его вещественным значением. Нельзя принимать за форму внешний знак, ибо «форма есть значение».
Грамматические формы могут выражаться не только формальными элементами слова, но и его синтаксическими связями. Грамматическая форма – синтез семантических и синтаксических элементов.
Учение о предложении
Взгляды Потебни на сущность предложения:
а) предложение есть грамматическая структура, т. е. оно представляет собой формальное целое и ничего, кроме формы, не содержит;
б) в определение членов предложения должно входить понятие частей речи, ибо эти категории предполагают друг друга;
в) первобытное конкретное мышление предполагает синтетический подход к понятию предложения;
г) главнейший и необходимейший элемент предложения — предикативность, под которой понимается способность сказуемого соединяться с подлежащим для образования предложения; главным носителем предикативности является сказуемое как член предложения и глагол как часть речи;
д) предикативность – ядро предложения, подлежащее в предложении может отсутствовать, глагол никогда.
Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...
... языку. Учащиеся должны знать, что:- речь состоит из предложений;- предложения состоят из слов;- в предложении может быть одно и больше слов;- слово можно разделить на слоги;- один из слогов в ... с буквами. Ученики должны усвоить, что между звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости, но одновременно хорошо знать, что отличает одно от другого.Ученики должны ...
е) если предикативность — ядро предложения, то только сказуемое как член предложения и глагол как часть речи определяются самостоятельно; остальные части речи определяются по их связи с глаголом, а члены предложения — по связи со сказуемым.
Выделяет два этапа в развитии предложения: именной и глагольный.