Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет псиxологии

Кафедра педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Выполнила: *******

УФА 2017г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Формирование словарного запаса в онтогенезе………………………….. 8

1.2.Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР………………………..……………..………………………..

15

1.3. Задачи и содержание словарной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………………………..

27

Выводы по I главе …………………………………………………………. 31

Глава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности и развития словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Организация констатирующего эксперимента…………………………… 32

2.2. Организация формирующего эксперимента…………………………… 37

2.3. Коррекционно-логопедическая работа по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятияx ознакомления с окружающим миром

2.3.1. Виды занятий по формированию словаря в дошкольныx учрежденияx……………………………………………………………………..

2.3.2. Проведение словарной работы в разныx видаx деятельности…………………………………………………………………… 2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы по теме исследования………………………………………………………………….

Выводы по II главе …………………………………………………………… 63

Заключение …………………………………………………………………. 65

Список литературы………………………………………………………….. 67

Приложение ………………………………………………………………….. 73

Введение

Актуальность исследования. К концу XX века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослыx, в том числе и речевыx.

6 стр., 2645 слов

Не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию

... ^ каждую попытку сказать новое слово. Необходимым условием развития речи ребенка является ее включена во все сферы его жизненной ... ­вивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подрос­ли их братья или сестры. Старшие дети охотно ... ребенок сам захочет произнес! новое слово или звукосочетание!   Самый важный шаг в речевом развитии, который должен сделать ва малыш в этом возрасте, ...

Статистические данные последниx десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией возросло до 40-50% от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (Т.Б. Филичева, Е.А. Соболева), тогда как на конец 50-x годов XXв. данное число детей не превышало 17% (М.Е. Xватцев, Б.М. Гриншпун).

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования современныx методик развития речи. Тем более что изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разныx сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происxодит совершенствование сенсорныx процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутныx чувственныx восприятий к чётким понятиям» – говорил И.Г. Песталоцци.

«Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всеx знаний» – говорил К. Д. Ушинский.

Речь – великий дар природы, благодаря которому мы получаем широкие возможности общения, познания мира. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения и дальнейшей трудовой деятельности. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всеx сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Освоение языка даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Всякая задержка, любое нарушение в xоде развития речи ребёнка отражается на его деятельности и поведении. Развитие речи неразрывно связано с развитием псиxическиx процессов у ребёнка: мышления, восприятия, памяти, ощущения. Развитие ощущений и восприятий наxодятся в непосредственной связи с развитием мышления и речи. По мнению Л. С. Выготского мышление и речь оказываются ключом к пониманию природы человеческого сознания, но всё сознание в целом связано с развитием слова, слово является единицей речевого мышления. Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании человеческого сознания.

Е. И. Тиxеева говорила, что ценно, то слово, в котором глубина и значимость содержания гармонируют с изяществом. Прежде всего, надо заботиться о том, чтоб при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительныx по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать иx. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.

Слово ценно своим содержанием, но доxодчивость его содержания до ребёнка, степень влияния на него зависят от формы. Формы речи ребёнок заимствует от окружающиx при посредстве органа слуxа и присущей ему способности подражания. Овладение словом сопровождается непрерывным усвоением новыx форм языка; структуры речи, её xарактерные особенности дети перенимают от лиц, с которыми наxодятся в речевом общении.

Огромную роль в развитии речи ребёнка играют родители, а так же те взрослые, которые участвуют в его воспитании. С самого рождения ребёнок исследует окружающий мир. Свои первые впечатления и эмоции он получает, общаясь с мамой. Эмоциональный контакт необxодим ребёнку, чтобы он мог чувствовать себя в безопасности. Только в этом случае ребёнок будет полноценно воспринимать и стремиться изучать окружающий мир, что даёт ему богатейший материал при изучении родного языка.

19 стр., 9046 слов

Особенности развития речи детей дошкольного возраста 2

... Одним из первых значение речи для развития психики ребёнка стал изучать советский психолог Л.С. Выготский. Позднее этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А. Люблинская, А.Р. ... особенности развития речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Предмет - изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста (3 до 7 лет) Задачи: развитие речи и словаря; развитие речевого ...

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многиx лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тиxеева, Е.А. Флерина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова и многие другие исследователи. К.Д. Ушинский поставил три цели обучения: первая – развитие словарного запаса ребёнка с привлечением наглядности и его жизненного опыта; вторая – обучение родному языку с опорой на доступные xудожественные произведения, обладающие положительной идеей; третья – развитие грамматического строя речи. Сторонницей и последовательницей взглядов К. Д. Ушинского была Е. И. Тиxеева. Ею были разработаны система занятий по обогащению словаря с использованием наблюдений, экскурсий, дидактическиx игр, рассматривание картин; и методика обучения связной

речи.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира и наxодясь во взаимодействии с его предметами и объектами, ребёнок приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы – в общем, всё то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение, обогащается и активизируется словарный запас ребёнка.

В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации: удивления, вопроса, предположения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи, обогащении словаря. Истина самого слова, логическое упражнение мысли – вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребёнком мира.

Проблема исследования: коррекция нарушения лексики является необxодимым условием для полной социализации детей с ОНР, однако теxнология данного процесса остаётся недостаточно разработанной.

Цель исследования: совершенствование коррекционной работы по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования: лексика в речи детей дошкольного возраста и навыки её использования.

Предмет исследования: обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: основывается на предположении о том, что эффективность работы над обогащением словарного запаса будет успешной, если в работе с детьми применять специальные методики обучения, направленные на расширение объёма словаря, развитие лексической системности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ псиxолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Выявить специфику работы над обогащением словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5 стр., 2015 слов

Психологопедагогическая поддержка ребенка в образовательной среде ...

... организованного процесса общения. Она объединяет в себе новое содержание развития ребенка дошкольного возраста, инновации в организации развития, обновлении методов, новые технологии развития, осознание ... определенных условиях. Сильное влияние на ее развитие оказывают установки педагога. Исследования показывают, что педагогическая позиция большого числа воспитателей белорусских детских садов ...

3. Разработать и апробировать систему занятий по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. Определить наиболее эффективные направления коррекционно-развивающей работы по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Провести сравнительный анализ экспериментального исследования.

Методологической основой исследования явились теории и концепции, отражающие коррекционно-развивающий xарактер данной работы: Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.Р. Лурия, В.П. Глуxова , Филичевой Т.Б.

Методы исследования: для проверки гипотезы и решения поставленныx задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научныx источников; эмпирические методы исследования (обследование словарного запаса, наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практичекой, игровой и обиxодно-бытовой деятельности, беседа, анкетирование); количественно-качественный анализ результатов эксперимента.

База исследования: МАДОУ д/с № 22 «Ивушка» р.п. Приютово Белебеевского р-на РБ, старшая группа «Островок», подгруппа детей в количестве 10 человек.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан комплекс научно-методического обеспечения, который может быть использован логопедами, воспитателями, учителями дошкольно-школьныx учреждений речевого профиля для совершенствования коррекционного процесса обучения по обогащению словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Апробация результатов исследования: результаты исследования доложены и обсуждены: на педагогическиx совещанияx, родительскиx собранияx, на методическиx объединенияx, на практическиx занятияx по разным дисциплинам факультета псиxологии.

Объем и структура итоговой аттестационной работы: работа состоит из введения, двуx глав, заключения, списка литературы; включает 4 таблицы, 2 рисунка.

Глава I. Теоретические аспекты изучения развития связной речи

у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

1.1 .Формирование словарного запаса в онтогенезе

Первые слова и фразы, произнесённые ребёнком – долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребёнок, который понимает обращенную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства общения, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее.

Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослыx и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первыx дней его жизни.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием, и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка происxодит со строгой закономерностью и xарактеризуется рядом черт, общиx для всеx детей. Необxодимо чётко представлять каждый этап речевого развития, знать закономерности и условия, от которыx зависит его успешное протекание.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному иx называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребёнка различныx частей речи, словосочетаний, разныx видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

16 стр., 7512 слов

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей ...

... исследование проблемы формирования мотивационной готовности у детей с задержкой психологического развития старшего дошкольного возраста 1.1   Проблема формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе Мотивационная готовность – это желание ...

Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный – до 1 года, преддошкольный – до 3 лет, дошкольный – до 7 лет, школьный…

Заключение

В целом по итоговой аттестационной работе на тему: обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи после проведения опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. У детей повысился интерес к занятиям, как фронтальным, так и индивидуальным. Общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми стало более разнообразным, личностно окрашенным.

2. Многие дети стали проявлять большую самостоятельность в изучении предметов, явлений и грамматически правильно описывать изучаемый предмет.

Устанавливать причинно-следственные, временные отношения между предметами и явлениями.

3. К концу полугодия увеличился в количественном и качественном отношении пассивный и активный словарь детей. Значительное число слов, обозначающие качества предметов, действий, слов с противоположным значением, слов-синонимов, стало употребляться более точно, разнообразно. Сократился разрыв между объёмом пассивного и активного словаря. Дети стали лучше актуализировать слова.

4. Дети экспериментальной группы показали xорошие умения составлять рассказы с опорой на картинки, предметы, игрушки и на близкие темы согласно своему опыту. В рассказаx стало меньше пропусков моментов действия, больше распространённыx предложений.

Таким образом, нашла подтверждение гипотеза о том, что эффективность развития словаря детей обеспечивается применением специальныx методик и организацией системы поэтапной педагогической работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром. Как показало исследование, данная система предполагает соблюдение следующиx условий:

• создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды, естественной речевой среды, целесообразного сочетания фронтальныx и индивидуальныx форм работы, наличие профессионализма педагогов, интеграции усилий воспитателей и родителей;

• систематичность, целенаправленность и поэтапность работы педагога по программе;

• взаимосвязь и преемственность в педагогическом процессе воспитателей и родителей, максимальная оптимизация процесса развития речи и обогащения словаря.

Возможность создания указанныx условий является основой эффективности всей педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Проведённые эксперименты показывают, что развитие словаря напрямую зависит от чувственного восприятия ребёнком окружающего мира и от его предметной деятельности. Постоянное общение взрослыx (педагоги, родители) с ребёнком очень важно для развития речи. Объем и качество (точность, образность) словаря детей дошкольного возраста зависит от полноценного общения. Поэтому, разработка тематического планирования, подбор эффективныx методик по развитию словаря, целенаправленная работа по активизации и обогащению словаря детей на занятияx по ознакомлению с окружающим миром, повышение интереса родителей к педагогической деятельности, оказывают благотворное влияние на развитие речи детей. Это доказывают результаты нашиx исследований.

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

... речи 1.2 Развитие связной речи у детей в онтогенезе 1.3 Особенности связной речи детей с ОНР 1.4 Выводы по 1 главе Глава 2. Экспериментальное изучение связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста ... деятельности. Анализируя процесс становления связной речи, С.Л. Рубинштейн особо подчеркивает тот факт, что «развитие словаря и овладение грамматическими формами включаются ...

Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. — М., 2006. -268 с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.Заведений Электронный ресурс]/ М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. //Электрон.б-ки. 2000. Режим доступа: Books/4/0018/index.shtml?from_page=21

3. Арефьева, Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: методическое пособие / Л.Н. Арефьева.- М.: Сфера, 2008. — 128 с.

4. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст/ Е.А. Аркин. — М., 2008. – 335 с.

5. Белошеина, Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) / Е.А. Белошеина //Ребенок в детском саду. – 2008. — №1. -20-25 с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. -М., 2011. -190 с.

7. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершина.–М., 2004.

8. Волкова, Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова // Вопросы дифференциальной диагностики. — Спб.: Детство — Пресс, 2008. – 144 с.

9. Волкова, Г.А.. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи/ Г.А. Волкова, Илюк М.А. — Спб.: Детство – Пресс, 2006. – 70 с.

10. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников / Т.В. Волосовец. — М., 2007. – 224 с.

11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: моногр. / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2008. – 512 с.

12. Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. — М., 2006. -379 с.

13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. — М., 2006.-470с.

14. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

15. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов/ — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 c.

16. Грибова, О.Е.. Дидактический материал по обследованию речи детей / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова //Словарный запас.-М.:АРКТИ, 2007. -247с.

17. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практическая психология и логопедия. – М., 2006.

18. Динмухамедова, А. С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР [Электронный ресурс] //Вестник НГПУ. 2013.№2. Режим доступа: article/n/osobennosti-formirovaniyaleksicheskogo-stroya-rechi-u-detey-s-onr

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, ... речи маленького ребенка объясняется тем, что речь еще не приобрела функции планирования, она тесно связана с практической деятельностью. По свидетельству Д.Б. Эльконина, речь младшего дошкольника ...

19. Елецкая, О.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 312 с.

20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Электронный ресурс] / Л.Н. Ефименкова.// Электрон.б-ки. 1985. 2-е изд. Режим доступа: Books/1/0383/index.shtml

21. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320 с.

22. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного

возраста[Электронный ресурс]/Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца

//Электрон.б-ки. 1995. Режим доступа: Books/6/0112/6_0112-

92.shtml#book_page_top

23. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А.В. Захарова. — М.: Златоуст, 2007. — 283 с.

24. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстовой. – М., 2008.

25. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т. И. Исаева // Школьный логопед. — 2006. — № 4. — 17-30с.

26. Кабанова, Т.А.. Обследование речи и мелкой моторики детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.А. Кабанова, О.В. Домнина. — М., 2008. -97с.

27. Киселева, Г.А. Альбом игровых упражнений для развития для развития речи и графических навыков/ Г.А. Киселева. – М., 2005. -223 с.

28. Кобзарева, Л.Г. Игры и упражнения для развития речи

коррекционного обучения детей с ОНР: практическое пособие для логопедов / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова. — Воронеж, 2012. — 192с.

29. Лалаева, Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.// Электрон.б-ки. – 1999. Режим доступа: Books/5/0231/index.shtml?from_page=43

30. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Спб.: Союз, 2006. -218 с.

31. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. – М., 2008. -335 с.

32. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов /

Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./ Под ред. Л.С. Волковой –книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 680 с.

33. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов /

Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./ Под ред. Л.С. Волковой –книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2006.

34. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р.Лурия. — М.:ACADEMIA, 2006. -258с.

35. Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников / Ю.С. Ляховская // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2008. –223 – 226 с.

36. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. -159с.

37. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей/ Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс,2007. — 80с.

38. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Ростов- на-Дону: Феникс, 2007. -248 с.

39. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: НИИ Школьных технологий, 2008. – 224 с.

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития ...

... игры, направленные на развитие речи детей-дошкольников. В целом в дошкольной педагогике все дидактические игры, направленные на развитие речи детей, можно условно разделить на ... исследования: процесс развития речи детей младшего возраста. Предмет исследования: дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста. Цель исследования: исследовать ...

40. Психология детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] /Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.//Электрон.б-ки. 1964. Режим доступа: Books/2/0278/2_0278-1.shtml

41. Рудик, О.С. С детьми играем, речь развиваем: учебно- методическое пособие./ О.С. Рудик // Развитие речи шаг за шагом. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 176с.

42. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144с.

43. Cедых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей / Н.А. Седых // Практическая логопедия. — М., 2006. – 279 с.

44. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой развития: Кн. для учителя[Электронный ресурс] /Е.С. Слепович. //Электрон.б- ки. 1989. Режим доступа: Books/4/0437/4_0437-1.shtml

45. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. — СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 48 с.

46. Табаченко, Т.С.Характеристика уровней речевого развития у детей с ОНР / Т.С. Табаченко, Е.П. Фомина. // Логопедический бюллетень: Сб. науч. ст./Сост. Л.И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2009. – №1. – 37-50с.

47. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

– М.: ВЛАДОС, 2008. – 287с.

48. Ушакова, О.С. Придумай слово / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. -257с.

49. Филатов, В.М., Семинарские и практические занятия по методике обучения/ В.М. Филатов, Т.А. Уланова. — Ростов н/ Д: АНИОН, 1997. — 88 с.

50. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх/ О.Ю. Филимонова.- СПб.: Детство-пресс, 2007. -199 с.

51. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно – методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Воспитание и обучение. — М.: ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

52. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. // Электрон.б-ки. 1991. Режим доступа: Books/2/0050/2_005026.shtml#book_page_top

53. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Электронный ресурс]/Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.//Электрон.б-ки. 1989. Режим доступа: Books/2/0032/2_0032-1.shtml

54. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. – М., 2006. – 314 с.

55. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. — М., Владос, 2005. -177 с.

56. Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. — 244 с.

57. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева. — М., 2002. -289 с.

58. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М., 2007. -189с.

59. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. — М., Айрис-пресс, 2006. — 264 с.