19
Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.
Э. Ренан
Все работники здравоохранения должны быть подготовлены в вопросах морали и биоэтики.
А.Я. Иванюшкин
Термин «биоэтика» предложил американский биолог, онколог-исследователь В. Поттер. Он в книге «Биоэтика, мост в будущее» (1971) определил эту науку как науку выживания, как новую дисциплину, как мост между биологией и этикой, отсюда – «биоэтика». «В определенном смысле биоэтика, — утверждают А.Иванюшкин и Е.Ярославцева, — это современная трактовка понятия медицинской профессиональной этики» (1993, с.40).
Позже А.Я Иванюшкин акцентирует: «Биоэтика – это, в определенном смысле, Новая этика в медицине…» (1998, с. 22).
Известный философ-биоэтик профессор И.В. Силуянова рассматривает «биоэтику как форму духовно-практической защиты жизни, а сам термин биоэтика – этика жизни – оказывается весьма информативным» (1995, с. 129).
3бигнев Банковский, ответственный секретарь Совета международных медицинских научных организаций, поясняет, что «биоэтика — термин, используемый для отделения традиционной медицинской этики от этических вопросов, возникающих вследствие развития современной биологии и медицины». Здесь же автор пишет, что »медицинская этика охватывает этические принципы, которыми должны руководствоваться медицинские работники» (1989, с.3).
Международная ассоциация биоэтиков, созданная в 1991 г., определяет биоэтику как учение о социальных, правовых и этических последствиях новой биомедицинской технологии. Иногда биоэтику относят к «новой культуре», «новому мировоззрению» медицинских работников (Щепин О.П., Коротких Р.В., 1994, с.6).
Моральные черты врача часто называют деонтологическими. Термин «деонтология» был предложен английским философом, социологом и юристом И.Бентаном, и во врачебной практике означает совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Как видим, термины «биоэтика», «медицинская этика», «деонтология» отражают свод моральных правил, принципов врача, которых он должен придерживаться в своей работе. Нередко эти термины применяются как равные. Мне, как хирургу, близки суждения профессора М.Я. Яровинского: «Биоэтика, как и медицинская этика, осталась наукой о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника, которая в условиях новых медицинских технологий позволяет не только использовать достижения научно-технического прогресса на благо человека, но и предупреждать практикующего врача, ученого-медика о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, окружающему нас миру, заставляя испытывать невольное «благоговение перед Жизнью» (1999, с. 29-30).
Биоэтика!
... «субъективный стандарт» информирования, требующий, чтобы врачи и другие медицинские работники в меру своей компетентности, насколько ... по поводу лечения. Под компетентностью в биоэтике понимается способность принимать решения. Выделяют три ... этики. История науки показала, что ученый не может избегать ценностных суждений. Патерналистская модель взаимоотношений в современной медицинской ...
Правомочно то, что ряд авторов принципиально пользуется термином «биоэтика», «биомедицинская этика» при обсуждении медицинских, биологических, философских, социальных и этических проблем: аборта, клонирования человеческих эмбрионов, зачатия в пробирке, оплаченного суррогатного материнства; эвтаназии (права на смерть); смерти мозга; биомедицинских экспериментов на человеке и животном; трансплантации эмбриональных тканей, органов и тканей детей и взрослых; генной инженерии по селекции новых форм жизни; стерилизации умственно отсталых и соматически больных детей и взрослых; смены пола при транссексуализме; криоконсервирования инкурабельных больных; прав врача на принудительное лечение; границ конфиденциальности и др.
Общеизвестно, что последние проблемы возникли или обострились в связи с поистине революционными открытиями последних десятилетий XX века в биологии, в медицине, в смежных разделах «большой» науки и техники, что значительно углубило и расширило не только профессиональную, социальную, но и моральную миссию врача. Поэтому особенно энергично и глубоко стали решаться задачи образования, воспитания студентов и врачей современной медицинской этике, биоэтике, организации курсов или кафедр при медвузах и колледжах, государственных, межнациональных центров, биоэтических комиссий при президентах стран, больницах и мн. др.
Однако при решении архисложных и многочисленных простых, повседневных проблем врачевания современная медицинская этика, биоэтика должна стать продолжением, принципиально новым дополнением классической, традиционной врачебной этики, адаптируемой не только к сегодняшнему, но и к завтрашнему дню работы врача.
Примечательно то, что многие ученые-медики Европы в первые годы ХХ столетия считали необходимым утвердить врачебную этику предметом университетского образования, а общество врачей в Бордо выступало с проектом сделать этот предмет обязательным и подвергать будущих врачей специальному испытанию (Молль А., 1903).
Более радикально проблема этического образования и воспитания врача стала решаться с 70-х годов нашего столетия. Так, И.И. Косарев (1991) сообщает, что в США с 1970 г. существует Институт гуманитарных проблем в медицине, а психология, педагогика, социология, логика и этика становятся обязательными составляющими медицинского образования. О серьезности решения этой проблемы говорят и такие факты как, например, то, что в США издаются специальные национальные и международные журналы этической направленности: «Этика в науке и медицине», «Журнал медицинской этики», «Философия и общественная деятельность». С 1978 г. начато издание «Энциклопедии по биоэтике». Выпушено около 20 томов международной библиографии по биоэтике, подготовленной Гастингс-центром (США).
В биоэтике основными являются проблемы:
... разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия по отношению к живому сморальнойточки зрения допустимы, а какие недопустимы. В своей контрольной работе я рассматриваю только одну проблему биоэтики – эвтаназию. 1. Эвтаназия: ... от 14 апреля 1994 года и определили перечень состояний, при которых врач может ассистировать суициду путем летальной инъекции или назначения препарата перорально. После ...
Существует ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди них наиболее известны — Гастингс-центр под Нью-Йорком, Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джоржтаунском университете (США) и др. (Юдин Б.Г., 1993; Огурцов А.П., 1994; Иванюшкин А.Я., 1998).
Для принятия решений в случае моральных конфликтов и коллизий в США создана система так называемых этических комитетов, в их составе — врачи, юристы, священники, философы-биоэтики, представители населения, которые существуют в подавляющем большинстве американских больниц. В 1983 г. лишь 26% больниц имели институт этических комитетов, в 1985 г. их было уже 60%. Федеральное правительство США организовало Национальную комиссию по защите человека как субъекта биомедицинских исследований: она вырабатывает рекомендации не только исследователям-медикам, но и широкому кругу ученых. Президентская комиссия в США по исследованию этических проблем медицины создана позже. Она опубликовала одиннадцать очень влиятельных докладов по принципиальным проблемам биоэтики. Комиссия тесно связана с работой ученых-обществоведов, философов и других исследователей этики (Уиклер Д. и др., 1989).
В последние годы сформированы биоэтические комиссии при президентах Франции и других стран (Юдин Б. Г., 1993).
Биоэтические проблемы стали обсуждаться на многих общемедицинских и профильных конференциях, семинарах, съездах. Информация последних форумов представляет большой интерес и для преподавателей медвузов. Это можно видеть на примере сообщения представителя США И. Зиглера, озаглавленного «Преподавание медицинской этики в период клинической подготовки студентов». И.Зиглер определил основные принципы клинической этики. Это, во-первых, социализация медицины (различное социальное положение людей обусловливает и разную степень доступности необходимой медицинской помощи); во-вторых, четкая ориентация преподавания этики на выбранную студентами специальность. И, наконец, утверждение положения, при котором в медицине задача может решаться разными путями, однако врач обязан выбирать оптимальный вариант в интересах пациента (Косарев И.И., 1991).
М.Рорти, профессор университета штата Вирджиния, сообщила, что обязательный курс биоэтики читается для всех студентов I курса. Программа рассчитана на 10 занятий по темам: врачебная тайна и охрана врачом частной жизни пациента, компетентность пациента, информированное согласие, отказ от лечения, смерть и умирание (ассистирование при самоубийстве, эвтаназии), проблема репродуктивных технологий, забота о новорожденных (Цит. по: Силуянова И. с соавт., 1994).
Биоэтическим образованием охватываются не только студенты медицинских школ (общественных и частных университетов, колледжей), но и аспиранты, и медперсонал больниц США (Юдин Б.Г, 1993;1998).
Примечательно, что узаконены специалисты по биоэтике чаще из числа врачей, юристов, философов. Они, в роли экспертов, призваны грамотно и ответственно решать возникшие биоэтические проблемы врача, больного, родных и близких пациентов (Уиклер Д. с соавт., 1989).
Паллиативная помощь и медицинская биоэтика
... отечественных ученых завоевали признание принципы медицинской биоэтики, сформулированные американскими исследователями Beauchamp T.I. и ... являются в некотором роде альтернативой эвтаназии, а последняя законодательствами большинства стран ... что больного до конца сопровождают врачи и медицинские сестры, знакомые ему еще со ... размышлений о достойной жизни. Философия, этика давно поставили вопрос: что есть ...
Конечно, принципы и задачи клинической биоэтики во многом определяются конкретными ситуациями. Это можно видеть на примере решения проблем эвтаназии. Так, С.М. Kjellstrand (США) убежден, что студентов и аспирантов нужно учить сбору социального анамнеза, исследовать волю больного, видеть грань между жизнью и смертью, правомочно не принимать решение по эвтаназии (1992).
Рабочая группа международной конференции в Шато-Монтебелло (Квебек, Канада, 1988) настоятельно рекомендует глубже обучать эвтаназии медперсонал, при обучении всех категорий персонала здравоохранения особое внимание уделять навыкам общения, чтобы облегчить взаимодействие между тяжелыми, инкурабельными больными и медицинским персоналом. Эта же авторитетная группа считает, что медицинские учебные заведения должны иметь в составе преподавателей клинических кафедр лиц, являющихся образцами профессиональной медицинской этики (Цит. по: Royd D.J., 1989).
На рубеже ХХ и ХХI столетий система образования и воспитания будущих врачей медицинской этике, биоэтике стала более совершенной, более эффективной и в других странах. Это в известной мере объясняется тем, что на сегодняшний день «все медицинские школы мира создали самостоятельные кафедры биоэтики» (Иванюшкин А., Ярославцева Е., 1993).
Авангардному опыту США и Канады следует Бразилия. Здесь курс медицинской этики в медицинских вузах введен в 1975 г. Будущие врачи изучают психологию общества, вопросы врачебной тайны, гонорара, отношения врачей и прессы, этических дилемм. Некоторые вузы Бразилии имеют в своей структуре даже специальные кафедры медицинской этики. Но в большинстве институтов эта работа осуществляется на кафедре социальной медицины и правовых вопросов. Клинические аспекты рассматриваются на профильных кафедрах (Цит. по: Косарев И.И., 1991).
В Мексике биоэтика изучается студентами в курсе «Введение в клинику», основное содержание которого отражает, в частности, деятельность больничных комитетов заботы о пациентах, где особое внимание уделяется этическим аспектам взаимоотношений пациентов, их семей и врачей (Силуянова И. с соавт., 1994).
Надежду на радикальную перестройку биоэтического образования и воспитания в России многие авторы связывают с учреждением в июне 1993 г. Российского национального комитета по биоэтике при Российской академии наук (Иванюшкин А., Ярославцева Е., 1993).
Пока же, к сожалению, на сегодняшний день опыт российских медицинских вузов по образованию и воспитанию медицинской этике, биоэтике, как и психологии, более чем скромен. Об этом свидетельствуют печальные, но упрямые факты. Так, 18 лет назад на «изучение тела», по подсчетам дотошных врачей-журналистов, приходилось около 8000 часов программы медицинских вузов, на изучение «души» — около 90 часов (Щепин О.П. с соавт., 1983, с.380).
По данным И.Н.Денисова с соавт., опубликованным в 1993 г., «в учебной программе медвуза изучению медицинской психологии отведено 36 из 7724 часов, утвержденных для студентов лечебного факультета. Что же касается психосоматических расстройств, то эта область клинической медицины остается белым пятном для многих врачей».
Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)
В. Ключевский Основы риторики как искусства красноречия. Риторика - теория и искусство красноречия, ораторского искусства. Искусство деловой речи (деловая риторика) – это прикладное направление риторики, ориентированное прежде всего на обеспечение деловых людей (предпринимателей, менеджеров) правилами культурной речи. Искусство деловой речи учитывает коммуникацию как специфическую форму ...
Эти же авторы вынуждены констатировать, что «среди медиков сильно предубеждение, что профессионализм должен превалировать над всем, включая культуру и нравственные ценности. Можно даже пренебречь и моралью, лишь бы была своевременно оказана помощь нуждающемуся в ней человеку» (с.103, 127).
А. Иванюшкин и Н.Ярославцева в статье «Нужна ли врачу биоэтика?» сообщают, что в Московском медицинском стоматологическом институте 2 года на кафедре философии читается курс «Основы биомедицинской этики» (28 часов), в Московском медицинском университете им. Н.И.Пирогова есть аналогичный курс на лечебном и педиатрическом факультетах (16 и 10 ч.), в Московской медицинской академии курс медицинской этики проводится на кафедре истории медицины и культурологии (примерно 20% от общего курса в 40 ч.).
В наиболее полном виде биоэтика как самостоятельная дисциплина преподается в течение последних двух лет в медицинском колледже № 1 Москвы (24 лекции и 30 практических занятий), на философском, психологическом, биологическом факультетах МГУ («Врач». 1993. №3, с. 40).
Заметьте, что в колледже №1 вопросам медицинской этики уделяется больше внимания, чем в медвузах Москвы.
Эта «столичная» биоэтическая почасовая нагрузка практически не изменилась в последующие годы (Иванюшкин А.Я., 1998, с. 5); в других вузах РФ этому курсу уделяется от 2 до 72 часов, «как ректор сочтет нужным» (Семенов А., 1999).
Мне импонируют программы, разработанные в 1999г. М.Я. Яровинским (Москва), В.Н. Наследниковым (Самара), В.Ю. Альбицким с соавт. (Казань).
К сожалению, и они ограничены скромной почасовой нагрузкой.
Как видим, опыт работы курсов по биоэтике, медицинской этике или опыт чтения избранных ее глав более чем скромен.
При таком раскладе учебных программ и мировоззрений врачей, ученых и администраторов можно ли требовать от врача «быть биоэтиком», «быть эталоном врачебной морали», «быть носителем высокой культуры», «обладать талантом общения с коллегами и пациентами», «быть личностью, интеллигентом», «уметь заслуживать доверие и уважение больного и его близких»? К примеру, может ли врач мудро и гуманно решить конкретные архисложные проблемы жизни и смерти, эвтаназии, если он не знает существа проблемы ни с профессиональных, ни с моральных, тем более с религиозных и юридических позиций? Да и могут ли быть ему руководством к действию «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которым «медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации» (Приказ Минздрава РФ №222 от 20 сентября 1993 г.).
Согласитесь, эта установка теряет значение, коль не делается оговорок, что эвтаназия может быть добровольная, недобровольная, принудительная, активная, пассивная и ассистированная, да и антиэвтаназия многоморфна — гистаназия, дистаназия, ортаназия.
Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе
... контакта не было, отец и мать теряют у детей авторитет. Отсюда - дальнейшие проблемы, с которыми бороться куда сложнее, чем с неуважительным отношением к малышу. Как ... но и субъект воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог – профессия творческая?» Личность ...
В каких учебных программах России предусматривается глубокое освоение современных, новых концепций биологических, моральных, юридических проблем смерти мозга, определения момента смерти человека, показаний к прекращению реанимационных мероприятий, момента изъятия органов и (или) тканей человека для трансплантации? Не это ли определяет противоречия в экспертных комиссиях, конфликты в клиниках, судебные расследования в связи с пересадкой сердца и других органов жизнеобеспечения? Все чаще мы знакомимся с информацией прессы о том, что органы и ткани человека становятся предметом купли-продажи, т.е. коммерческих сделок, что имеют место принудительные изъятия органов и тканей человека для трансплантации.
Не нашел я в вузовских программах глубоких разделов, посвященных этике и правам больных и их родственников. Нет четких установок по оказанию медицинской помощи без согласия граждан по внедрению методов профилактики, диагностики, лечения, не прошедших экспертизу в установленном законом порядке. Не определены границы конфиденциальности в общении с больными. Мы как бы игнорируем «Билль о правах пациентов», принятый конгрессом США, международную Лиссабонскую Декларацию о правах пациента, утвержденную Всемирной медицинской ассоциацией (1981), ее расширенный, углубленный вариант (1995) и многое другое.
Знаменательно, что из беседы начальника главного управления учебных заведений МЗ и МП РФ профессора-клинициста Н.Н.Володина с М.Сахновской сделан четкий вывод, что «без знания основ и норм биомедицинской этики выпускники российских медицинских вузов не смогут вписаться в мировое профессиональное сообщество» (1994).
Я считаю серьезной попыткой ГУУЗа помочь врачам «вписаться в мировое профессиональное сообщество» разработку проекта программы по биомедицинской этике (1995).
Согласно названной программе, «структура курса состоит из 17 лекций (34 часа) и семинарских занятий (16), преимущественной формой проведения которых должен быть анализ казусов клинической и экспериментальной биомедицинской практики с этико-правовой точки зрения».
В соответствии с программой, темы лекций (а, надо думать, и семинарских занятий) представлены следующим образом:
Введение (2 часа).
Тема 1. История медицинской этики и этики научных экспериментов на живых объектах (2 часа)
Тема 2. Принципы и правила «этического обсуждения» (4 часа).
Тема 3. Модели взаимоотношений «врач—пациент» (4 часа).
Тема 4. «Информированное согласие» (2 часа).
Тема 5. Врачебная и медицинская тайна (2 часа).
Тема 6. Моральные проблемы аборта, контрацепции и стерилизации (2 часа).
Тема 7. Этика и новые репродуктивные технологии (2 часа).
Тема 8. Этические проблемы медицинской генетики (2 часа).
Тема 9. Смерть и умирание. Эвтаназия (2 часа).
Тема 10. Этика и трансплантология (2 часа).
Тема 11. Психиатрия и права человека (2 часа).
Тема 12. Этика медико-биологического эксперимента (2 часа).
Тема 13. СПИД: моральные проблемы (2 часа).
Тема 14. Проблема справедливости в медицине и здравоохранении (2 часа).
Программа ГУУЗа по биоэтике, к сожалению, не лишена существенных недостатков. Генез последних понятен, если учесть, что в разработке приняли участие лишь философы Российского государственного медицинского университета (И.Силуянова), Российской академии медицинских наук (кандидат медицинских и доктор философских наук А.Иванюшкин), Российской академии наук (Б.Юдин).
К числу дефектов этой программы я отношу и то, что в ней не указывается, кто (философ, биолог, медик-теоретик или клиницист) должен курировать ту или иную тему. Наверное, вы согласитесь, что «вписаться в мировое профессиональное сообщество» врачей студенту-медику может эффективно помочь только полномочный представитель клинической медицины — врач. Кстати, и в программе сказано, что при обучении студентов медвуза «преимущественной формой должен быть анализ казусов клинической и экспериментальной медицинской практики с этико-правовой точки зрения».
Наверное, вы согласитесь с И.А.Крыловым, что беда, коль пироги будет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник? Не меньшей бедой будет, я считаю, если философию будет преподавать, например, акушер-гинеколог, а философ — учить акушерству-гинекологии. Театром абсурдов можно назвать такое действо, когда философ учит будущих врачей такому архисложному врачебному искусству, как хранить врачебную тайну, избегать врачебных ошибок, исцелять словом, решать вопросы эвтаназии, прав больного и др. Я убежден, что вы сочтете аморальным, если хирург будет читать лекцию «СПИД: мораль и право».
Я не умаляю, не исключаю значения, пользы философского, как и юридического, религиозного осмысления многих биоэтических проблем, предусмотренных программой ГУУЗа. Я солидарен с известным врачом-философом А.Я.Иванюшкиным, что «биомедицинская этика – это область междисциплинарных исследований, требующая одновременно основательной медицинской, а также философской, религиоведческой, юридической и т.д. подготовки» (1998, с.6).
Но студентов-медиков и врачей нередко в большей мере и в первую очередь интересует трактовка биоэтических проблем с позиции клинициста, причем четко определенной профессиональной ориентации. Только он имеет право обучать (licentia docendi!).
Примечательно, что ученые и врачи, участники Красноярской межвузовской (25 апреля 1995 г.) и городской (17 октября 1995 г.) конференций по биоэтике, отметили как важный фактор высокого КПД этих форумов то, что отстаивали свои взгляды, позиции ученые медицинской академии, авторитетные и своих разделах науки.
Так, философ, доцент Л.А. Шевырногова ярко, эмоционально, компетентно говорила о биоэтических проблемах с философских позиций; биолог, доцент А.А. Карачева — о биоэтических проблемах генетики; хирург, профессор А.Н. Орлов — об острых проблемах эвтаназии; акушер-гинеколог, профессор Н.А. Волков — о биоэтических проблемах аборта, зачатия в пробирке, суррогатного материнства и транссексуализма; реаниматолог, профессор И.П. Назаров — о биоэтических аспектах смерти мозга; педиатр, профессор Ю.Е. Малаховский — о праве убогих детей, детей инвалидов на смерть и на жизнь; психиатр, профессор В.В. Макаров — о психиатрии и правах человека; венеролог, профессор В.И.Прохоренков и доцент Т.Н. Гузей — о моральных и юридических проблемах больных СПИДом и их врачей; клиницист-фармаколог, доцент В.А. Нетеса — о психофармакологии; хирург, профессор А.Г. Швецкий — об этических проблемах биомедицинских экспериментов на человеке и животных, криоконсервировании инкурабельных больных; судмедэксперт, доцент А.А. Ермилов – о медико-юридических аспектах врачебной деятельности; организатор здравоохранения, социальный гигиенист, профессор О.М. Новиков — о качестве жизни.
Биоэтическая профилизация учитывается в билетах ГЭК, т.е. в них включаются не только общие биоэтические вопросы, но и частные, по профилю профессии.
Так что идеи авторов, философов программы по биоэтике ГУУЗа Минздрава, несомненно, интересны, но реализовать их, «нести в массы», должны не только философы, но и, как правило, полпреды клинической медицины определенной профессиональной ориентации. Несомненно, и то, что для более глубокого осмысления, усвоения биоэтических норм студентами-медиками, им будут полезными взгляды на эти проблемы теологов, юристов, представителей других наук. Мне представляется прогрессивным программный курс по биоэтике ММА, внедряемый с 1999 г. известным биоэтиком, врачом, профессором Я.М. Яровинским. Цитирую с величайшей почтительностью (summa cum pietate!).
«Выполняя рекомендации ВОЗ (1994) о введении во всех медицинских школах мира курса медицинской этики и создании для этого специальных кафедр, приказом ректора ММА им. И.М Сеченова академика РАН и РАМН М.А. Пальцева с 1999 г. этот курс вводится на лечебном и медико-профилактическом факультетах, а также в программы последипломного образования. В настоящее время это приобретает особое значение в связи с тем, что в 1998 г. наше государство вступило в Европейский Союз и должно таким образом ратифицировать и все международные документы, в том числе и по проблемам медицинской этики (биоэтики).
В соответствии с программой курс будет состоять из 15 лекций по следующей тематике:
1. Теоретические основы и основные этапы развития медицинской этики, деонтологии, биоэтики.
2. Медицинский работник и общество (2 лекции).
3. Врач и врачебный процесс с медико-этической точки зрения.
4. Здоровье, болезнь и медико-этические аспекты лечебно-профилактической помощи.
5. Пациент и его проблемы с медико-этической точки зрения.
6. Врач, семья и социальное окружение пациента.
7. Медико-этические особенности работы семейного врача.
8. Проблема врачебной тайны, принципы правдивости и информированного согласия.
9. Проблема ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.
10. Биоэтические проблемы прокреации (воспроизводства потомства. – А.О.).
11. Биоэтические проблемы умирания, реанимации и смерти.
12. Опыт, эксперимент, клиническое испытание и наблюдение с биоэтических позиций.
13. Новые медицинские технологии и биоэтика.
14. Взаимоотношения медицинских работников (1999, с. 31).
Мне представляется, в этой программе есть существенный недостаток: на семинарские занятия выделяется всего 6 часов (стр. 32).
Для медсестер ВСО лучший вариант программы «Основ медицинской биоэтики» предложил А.Я. Иванюшкин (1998).
Замечательно то, что автор – врач-философ программу ориентирует преподавателям медицинской этики, философии, основ права, психологии, истории медицины, медицинской генетики, акушерства и др.
Наша Красноярская государственная медицинская академия располагает определенным опытом этического образования и воспитания студентов. 18 лет назад мне, профессору А.Н. Орлову, заведующему кафедрой хирургии, доверили чтение лекций по общим проблемам медицинской этики. Частные вопросы биоэтики осваивались на других базовых и клинических кафедрах. Первые 3 лекции были посвящены культуре общения врача, слову врача с этических позиций и врачебной тайне. В 1989 г. при кафедре философии (заведующий — доцент Л.А. Шевырногова) был утвержден курс современной медицинской этики, его куратором — профессор А.Н.Орлов. Программа будущих врачей стала состоять из 10 двухчасовых лекций и 20 часов семинарских занятий, программа студентов — будущих медсестер с высшим образованием — из 72 часов. Вышеуказанная тематика была расширена за счет таких тем, как-то: «Милосердие»; «Внешняя культура врача»; «Дефицит престижа врача»; «Лечить людей не ремесло, а тяжкий труд»; «Светя другим, сгораю сам»; «Актерское мастерство врача»; «Добросовестные заблуждения врача//Врачебные ошибки»; «Право на жизнь и право на смерть (этюды эвтаназии)»; «Биоэтические проблемы стресса» и др.
Весь процесс биоэтического образования и воспитания студентов облегчается в значительной мере тем, что они имеют оптимальное количество экземпляров учебных пособий (монографий), написанных А.Н. Орловым и соавт. в последние 15 лет (см. ниже).
К сожалению, монографии по медицинской этике ведущих этиков-медиков (Билибин А.Ф., Блохин Н.Н., Вагнер Е.А., Вайль С.С., Грандо А.А., Давыдов С.Н.. Носов С.Д., Еренков В.А., Косарев И.И., Лихтенштейн Б.И., Петров Н.Н., Сук И.Е„ Хунданов Л.Л., Шамарин П.И.. Шамов И.А. и др.) в нашей библиотеке представлены 1-2 экземплярами или выписываются по МБА. Да и проблем специально биоэтических, например, тайны жизни и смерти, качества жизни, эвтаназии, смерти мозга, границ конфиденциальности, информированного согласия, психофармакологии, они, как правило, не касаются или касаются «слегка». Вместе с тем, курация курса современной медицинской этики (биоэтики) убеждает, что из-за дефицита времени за пределами нашей программы остались многие вопросы, проблемы не менее важные, не менее злободневные. Согласитесь, что необходимо глубоко обсуждать и наши «грязные пятна на белом халате» (равнодушие и ложь, формализм и конвертную болезнь, уголовно наказуемые преступления и др.).
Не могут нас не волновать такие проблемы, как этика педагога медвуза, этика ученого-клинициста и экспериментатора, этика медика-администратора.
В литературе и в программах медвузов, в том числе и нашего, более чем скромно сказано об этике и правах больных и их близких (о мужестве и трусости, о лжи и правдивости, о благодарности и неблагодарности, о пессимизме и оптимизме, о правах и достоинстве, о социальной справедливости и несправедливости и мн. др.).
Вместе с тем нужно оценить эти проблемы не только с позиций врача, но и с позиций больных, их близких и независимых арбитров-ученых, биоэтиков. Это тем более необходимо, так как материалов глубоких научных исследований клиницистами указанных проблем в доступной литературе я не встретил, зато темы эти обсуждаются в кинофильмах, художественной литературе, в прессе более чем широко, чрезмерно эмоционально, субъективно и тенденциозно.
Скудно, если не поверхностно, в наших учебных заведениях студенты знакомятся с медико-биологическими, социальными и моральными аспектами здорового образа жизни. Мало говорим мы о нашей культуре быта, питания, отдыха, труда, спорта, об эстетическом воспитании и мн.др.
Все вышеуказанные темы этического образования и воспитания студентов, как я полагаю, можно и нужно освоить и усвоить при увеличении числа часов по курсу биоэтики на первом этапе до 50 лекционных и 50 семинарских. Последнее суждение подтверждается опытом работы кафедр биоэтики США, Японии, Европы, а также опытом биоэтического образования и воспитания студентов-психологов, приобретенном нами. По их программе было выделено для чтения лекций 50 и на семинарские занятия — 192 часа. Государственные экзамены по медицинской этике психологов показали, что мы были на правильном пути и что введение обязательного курса клинической биоэтики для всех студентов медвуза и формирование преподавательских кадров — задача неотложная и архиважная.
Наш опыт просвещения, воспитания и образования современной медицинской этике распространялся не только на студентов, но и на сотрудников вуза, врачей и медсестер обшей лечебной сети. Об этом можете судить по некоторым темам проведенных нами краевых, городских, районных, вузовских семинаров и конференций: «Право на здоровье и жизнь», «Врач, исцелися сам», «Актуальные вопросы медицинской этики», «Девальвация престижа врача», «Конвертная болезнь врача», «Медицинская этика военного времени», «Культура общения», «Мораль и права пациента», «Биоэтика. Аспекты биологии, философии, юриспруденции, теологии» и др.
На протяжении 10 лет в нашем вузе наставники юных коллег повышали свой медикобиоэтический уровень в семинаре, поименованном «Философские проблемы биологии и медицины». В его работе принимали участие философы и биологи, физики и химики, психиатры и невропатологи, фармакологи и педиатры, хирурги и др. На семинарских занятиях предметом дискуссий служили те же проблемы современной медицинской этики, которые в последующем были представлены в материалах лекций, конференций, методических рекомендаций общества «Знание», в монографиях, на страницах «Медицинской газеты», многотиражки «Медик», краевых газет, в журнале «Енисей», выступлениях по радио, телевидению, на республиканских и всесоюзных конференциях по медицинской этике. Наверное, следует заметить, что перечисленные формы, методы, каналы этического просвещения, образования и самообразования сотрудников вуза, врачей больниц края и города мы осваивали по собственной инициативе вне всяких программ и директивных указаний сверху.
Итак, на основании мирового, российского и нашего опыта биоэтического образования и воспитания студентов нужно признать своевременным предложение Национального комитета по биоэтике Российской академии наук:
1. В ближайшее время ввести в медицинских учебных заведениях обязательный курс биомедицинской этики (биоэтики).
2. Создать научную группу для разработки программы такого курса.
3. Подготовить и издать учебные руководства по биомедицинской этике.
4. Начать подготовку преподавательских кадров по биомедицинской этике (Цит. по: Иванюшкин А., Ярославцева Е.,1993).
Близкое решение было принято 24 марта 1999 г. комитетом по биомедэтике МЗ РФ.
Неотложными задачами представляются: издание всероссийского журнала и газеты биоэтической направленности, организация исследовательского центра России по биомедицинской этике, формирование комиссий по биоэтике при Госдуме и президенте. Вместе с тем, как показывает опыт цивилизованных стран, в России должны быть организованы курсы по постдипломному биоэтическому образованию и воспитанию клинических ординаторов, аспирантов, наставников молодых коллег — ассистентов, доцентов, профессоров медвузов, сотрудников больниц и экспертов систем добровольного и обязательного страхования. В больницах, в управленческих структурах здравоохранения и ассоциациях врачей целесообразно создание биоэтических комитетов для решения трудных спорных, конфликтных проблем, обострившихся при переходе служб здравоохранении на обязательное медицинское страхование, в условиях несовершенных, иногда антигуманных рыночных взаимоотношений, экономических и социальных катаклизм.
Вопросы по биомедэтике в билетах гэк КрасГма
№ |
Темы |
Кафедры |
||||
Терапия |
Хирургия |
Педиатрия |
Гинек.-акуш. |
Ответственн. зав. кафедрой |
||
1 |
Биомедэтические проблемы аборта, контрацепции, зачатия в пробирке, суррогатного материнства, стерилизации умственно отсталых, соматических больных, здоровых детей и взрослых, смены пола. |
|
|
|
+ |
Акушерства и гинекологии. |
2 |
«Убогие» дети имеют право на жизнь (эвтаназия). |
|
|
+ |
|
Педиатрии |
3 |
Биоэтические проблемы смерти мозга |
+ |
+ |
+ |
+ |
Анестезиологии — реанимации |
4
5 6 7 |
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст.31 и 61). Врачебная тайна. Каналы разглашения врачебной тайны. Святая ложь во благо, во спасенье. Деликатно об интимном. |
+
+ + + |
+
+ + + |
+
+ + + |
+
+ + + |
Биоэтики |
8
9 |
Медицинское вмешательство с информированного согласия больных. Оказание медицинской помощи без согласия больного |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
+
+ |
Биоэтики |
10
11
12
13 |
Врачебные, медицинские ошибки, несчастный случай Классификация врачебных ошибок и их причин. Профилактика врачебных ошибок (Учиться, учиться и еще раз учиться. Культура чтения, опыта. Мертвые, животные учат нас). КЗОТ и УК РФ о врачебных проступках и преступлениях |
+
+
+
+ |
+
+
+
+ |
+
+
+
+ |
+
+
+
+ |
Биоэтики |
14 15 |
Эвтаназия. Право на легкую смерть. Эвтаназия. Право на жизнь |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
Биоэтики |
16 |
Биомедицинские эксперименты на животных и человеке. Мораль и право. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Биоэтики |
17 |
Биоэтические и правовые проблемы трансплантологии. |
+ |
+ |
+ |
+ |
Судебной медицины |
Рекомендуемая литература (к гэк):
- Добросовестные заблуждения врача// Врачебные ошибки. 1993. А.Н.Орлов
- Биоэтика. Избранные лекции. 1996. Ред. А.Н.Орлов
- Основы биоэтики. 1997. Ред. А.Н.Орлов
- Деликатно об интимном. 1997. А.Н.Орлов, В.И.Прохоренков, Т.Н.Гузей.
Литература
Банковский З. Этика и здоровье // Здоровье мира. 1989, № 4, с. 3.
Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Части 1 и 2. М., 1995, 1999.
Биомедицинская этика. Ред. В.И. Покровский. М., 1997.
Введение в биоэтику. Ред. Б.Г. Юдин и П.Д. Тищенко. М., 1998.
Власов В.В. Основы современной биоэтики. Саратов. 1998.
Денисов И.Н., Косарев И.И. Мастерство преподавателя медицинского вуза. М.: ММА, 1993.
Иванюшкин А. Биоэтика. Злоключения в России // Мед. газ. 1993, № 70.
Иванюшкин А., Ярославцева Е. Нужна ли врачу биоэтика? // Врач. 1993, № 9, с. 40.
Иванюшкин А.Я. Этика сестринского дела. М., 1998.
Краснов А., Наследников В. Духовной жаждою томим // Мед. газ. 1994, 8 апреля.
Краснов А., Наследников В. Медицинская культура как учебная дисциплина // Врач. 1994, № 12, с. 35-37.
Моль А. Врачебная этика. СпБ, 1903.
Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994, № 3, с. 49-61.
О мерах по реализации основ законодательства по охране здоровья граждан: Приказ Минздрава РФ № 222 от 20 сентября 1993 г., М., 1993, с. 62.
Орлов А.Н. Биоэтика – инструмент в руках врача // Мед. газ. 1995, № 52.
Основы биоэтики. Ред. А.Н. Орлов. Красноярск. 1997.
Проданов В. Биоэтика. София. 1988.
Сахновская М. Как готовиться к диплому в 2000 году? (Интервью с Н.Н. Володиным) // Мед. вестник. 1994, № 10, с. 9.
Силуянова И., Иванюшкин А., Юдин Б. Когда наши врачи будут изучать биоэтику? // Врач. 1994, № 9, с. 37-39.
Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.
Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. 1994, № 3, с. 62-66.
Уиклер Д., Брок Д., Каплан А. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США. Пер. с англ. М., Знание, 1989.
Чаклин С.А. Современные проблемы биомедицинской этики. М., 1995.
Щепин О.П., Коротких Р.В. Задачи развития биомедицинской науки в России // Пробл. социальной гигиены и истории медицины. 1994, № 3, с. 3-6.
Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика).
М., 1999.
Hjellstrand C. Кто должен принимать решение о вашей смерти? // IAMA. 1992, № 3, с. 4-5.
Potter V.R. Bioethics. Bridg of Future. 1971.
Roy D.C. Этические аспекты лечения больных раком // Бюллетень ВОЗ. Женева. 1989, № 4, с. 6-7.
Литература, с которой работают студенты Красноярской медицинской академии. (Издания госуниверситета и рио академии).
Автор — профессор а.Н.Орлов
1. О врачебной тайне. 1985, 112 с.
2. Культура общения врача. 1986, 176 с.
3. Культура общения врача // Слово с этических позиций. 1987, 164 с.
4. Исцеление словом. 1989, 511 с.
5. О внешней культуре врача. 1990, 136 с.
6. Введение к курсу «Основы общего ухода за хирургическими больными». 1992, 71 с.
7. Добросовестные заблуждения врача // Врачебные ошибки, 1993, 170 с.
8. Милосердие. 1993, 104 с.
9. Исцеление стресса природой. 1993, 91 с.
10. Актерское мастерство врача. 1995, 99 с.
11. Милосердна ли легкая смерть? (Этюды эвтаназии).
1995, 254 с.
12. Биоэтика. Избранные лекции. Ред. А.Н. Орлов. 1996, 207 с.
13. Исцеление стресса трудом и физической культурой, «мышечной радостью». 1996, 64 с.
14. Культура речевого общения преподавателя и студента ВУЗа. Ред. А.Н. Орлов. 1997, 220 с.
15. Деликатно об интимном. Соавторы В.И. Прохоренков, Т.Н. Гузей. 1997, 96 с.
16. Основы биоэтики. Ред. А.Н. Орлов. 1997, 304 с.
17. Искусство, культура интеллектуального труда студента и преподавателя ВУЗа. Ред. А.Н. Орлов. 1999, 132 с.