4.1. Научная проблема, на решение которой направлен проект

Форма 4а. Содержание научно-исследовательского проекта

Одно из перспективных направлений современных клинико-психологических исследований состоит в изучении дисфункций когнитивной деятельности лиц с аффективными расстройствами, возникающих под воздействием моделируемой стрессогенной нагрузки (Петрукович и др., 2002; Зотов, 2006; Lau et al., 2004; Scher et al., 2005; Williams et al., 2005).

Установлено, что если в стабильном эмоциональном состоянии лица, предрасположенные к развитию депрессии, существенно не отличаются от здоровых индивидов, то в моделируемых условиях воздействия эмоционального стресса они обнаруживают активацию негативных установок и снижение способности к решению проблем (Lau et al., 2004; Scher et al., 2005).

Показано, что возникающие под действием стрессорной нагрузки изменения в поведении и установках пациентов опосредуются нарушениями регуляторных функций когнитивной деятельности — процессов восприятия, памяти, мышления. В частности лица с высоким риском развития аффективных расстройств обнаруживают склонность к непроизвольной фиксации внимания на эмоционально негативной информации и трудности отвлечения от нее (Зотов, 2006; Becker et al., 1999).

Для них характерна тенденция к негативным интерпретациям стимулов с амбивалентным значением (Mathews, Richards, Eysenck, 1989).

Установлено, что у лиц с аффективными расстройствами в состояниях сниженного настроения отмечаются трудности произвольной актуализации воспоминаний о позитивных событиях в жизни (Williams, 2005), а также снижение способности к произвольному контролю эмоционально негативных репрезентаций в оперативной памяти (Joormann, Tran, 2009).

В ряде исследований было показано, что отмеченные когнитивные изменения играют ключевую роль в хронизации аффективных расстройств. Само переживание острого депрессивного эпизода вызывает ряд изменений на нейрокогнитивном уровне, которые делают индивида более уязвимым к последующим эпизодам депрессии (Post, 1992, Зотов, 2006).

4.2. В чем конкретно состоит актуальность проблемы для данной отрасли знаний

Наши исследования, а также работы других авторов свидетельствуют, что возникающие под воздействием средовых стрессоров нарушения регуляторных компонентов когнитивной деятельности играют ключевую роль в механизмах развития аффективных расстройств (Петрукович и др., 2002; Зотов, 2006, Зотов, Дмитриева, Долбеева, 2010; Mogg, Bradley, 2005; Gotlib, Joormann, 2010).

16 стр., 7725 слов

ТЕМА: ХРОНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВО ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ...

... мягкая и твердая.   Тема: Хронические расстройства психической деятельности 4 группы нарушения психической деятельности в законодательстве. Хронические – длятся больше ... болезненный раскол мышления. ****************************************************************** 13.02.2012 Лекция 3. Расстройство психики: расстройство мышления, расстройство психики. Там где нарушена причина. Болезненные или ...

У психологически уязвимых лиц воздействие факторов стресса вызывает временное снижение способности к произвольной когнитивной деятельности. Восприятие становится фрагментарным, внимание индивида «захватывается» исключительно негативными аспектами ситуации (феномен «туннельного зрения»), нарушается избирательное протекание процессов памяти, развивается процесс руминации, характеризующийся неспособностью человека отвлечься от негативных мыслей и переживаний. Данные изменения искажают нормальное протекание процессов психического отражения и субъективной оценки ситуации, что приводит к нарастанию кризисных переживаний, повышению вероятности рецидивов и дезадаптивных поведенческих реакций (Зотов, 2009).

Системное исследование основных проявлений когнитивных дисфункций при аффективных расстройствах, анализ нейрофизиологических и психологических механизмов, лежащих в их основе, открывают значительные перспективы для понимания закономерностей взаимодействия когнитивных и аффективных процессов в норме и патологии, нейрокогнитивных детерминант повышенной уязвимости индивида к воздействию факторов эмоционального стресса, когнитивных механизмов формирования аффективных расстройств. Наряду с этим, исследование проблемы когнитивных дисфункций позволит разработать новые подходы и методы ранней диагностики аффективных расстройств, а также новые формы и методы эффективных психокоррекционных воздействий.

4.3. Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект

Основной задачей проекта является системное исследование когнитивных дисфункций, возникающих у лиц с депрессивными расстройствами в процессе восприятия и переработки эмоционально негативной информации. Исследование подразумевает моделирование процессов восприятия и селективной обработки информации в условиях воздействия специфических эмоционально негативных раздражителей и регистрацию комплекса нейрофизиологических, физиологических и поведенческих показателей, позволяющих судить об основных детерминантах нарушений регуляции когнитивных процессов в отмеченных условиях. В частности, будет проведен анализ перцептивных (данные движений глаз), психофизиологических (динамические показатели сердечного ритма, ЭЭГ) и поведенческих компонентов деятельности по выполнению различных типов когнитивных задач в условиях воздействия негативной эмоционально насыщенной информации. В результате исследования будут изучены основные проявления и характеристики дисфункций контроля когнитивных процессов в условиях моделируемых стрессогенных воздействий; выявлены нейрофизиологические и психологические механизмы их формирования; проанализированы основные виды адаптивных когнитивных стратегий, используемых индивидами для преодоления нарушений когнитивного контроля, разработаны теоретико-методологические основы и методы психофизиологической коррекции когнитивных дисфункций у лиц с аффективными нарушениями.

19 стр., 9222 слов

Общая психология (познавательные процессы)

... изучении по­знавательных процессов и современное состояние когнитивной психоло­гии. Дисциплины «Общая психология (познавательные процессы)» направлена на изучение таких познавательных процессов, как: ощуще­ние, ... представление о которых является необходимым усло­вием успешного усвоения учебной информации. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и кон­спектирование рекомендуемой ...

4.4. В чем конкретно состоит новизна поставленной задачи

Новизна поставленной задачи состоит в системном исследовании нейрофизиологических и психологических факторов, обуславливающих нарушения контроля когнитивных процессов в условиях воздействия стрессогенной информации у лиц с депрессивными расстройствами. В настоящее время проблема когнитивных дисфункций у пациентов с аффективными расстройствами является одной из самых обсуждаемых в трудах зарубежных исследователей, однако систематических исследований их нейрофизиологических и психологических детерминант не проводилось. Наше исследование предполагает дифференцированный анализ проявлений дисфункций на различных системных уровнях (нейрофизиологическом, сенсорно-перцептивном, мыслительном), что, на наш взгляд, будет способствовать полноте понимания и построению адекватных объяснительных моделей этих нарушений, отмечающихся у лиц с депрессиями.

Также необходимо отметить, что большинство имеющихся работ сконцентрировано на описании собственно самих дисфункций когнитивной переработки, без рассмотрения адаптивных когнитивных стратегий, используемых индивидами с целью компенсации этих нарушений. Таким образом, новизна предполагаемого исследования также состоит в изучении адаптивных стратегий, используемых индивидами с целью предотвращения и\или компенсации дисфункций когнитивного контроля в ситуациях эмоционального стресса. На основе полученных данных будут разработаны новые методы и средства когнитивной психотерапии лиц с аффективными нарушениями.

4.5. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта и ожидаемые результаты

В исследовании будет реализован принцип моделирования когнитивных процессов человека в условиях воздействия стрессогенных раздражителей, специфичных для аффективных расстройств. Оценка характера и степени возникающих в данных условиях дисфункций контроля когнитивных процессов рассматривается как основа для прогнозирования риска «срывов» произвольной регуляции поведения в стрессовых ситуациях в реальной жизни.

В исследовании будут использоваться различные типы сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных задач, предъявляющих высокие требования к функциям когнитивного контроля, которые будут выполняться в условиях экспериментально моделируемых стрессогенных воздействий. Стимульный материал к экспериментам будет разработан с учетом специфики изучаемого депрессивного расстройства. Предполагается анализировать параметры глазодвигательной активности, нейро- и психофизиологические характеристики (ЭЭГ, ЭКГ, КГР), характеристики двигательных, вербальных реакций в процессе когнитивной переработки аффективно окрашенной информации, релевантной либо нерелевантной по отношению к задачам текущей деятельности, у депрессивных лиц в сравнении с контрольной выборкой здоровых индивидов.

Будет проведен системный анализ дисфункций различных этапов когнитивной деятельности: процессы первичной обработки перцептивной информации, селекции, мнестического и вербального кодирования, процессы принятия решения, формирования моторного или вербального ответа. Будут разработаны экспериментальные процедуры для дифференцированной оценки дисфункций различных этапов когнитивной переработки аффективной информации у лиц с депрессивными расстройствами.

Исследование перцептивных компонентов когнитивной деятельности будет проводиться при помощи имеющегося на факультете психологии СПбГУ оборудования для бесконтактной регистрации движений глаз Tobii X120. В нормальных условиях человек направляет взор в ту область пространства, в которой находится стимул, привлекший его внимание. Анализ глазодвигательной активности человека, таким образом, позволяет получить объективную информацию о пространственном распределении внимания. Кроме того, изучение внимания посредством регистрации движений глаз исключает возможность искажения результатов за счет замедленной психомоторной реакции. (Nummenmaa L., Jukka Hyo¨na¨, Calvo M., 2005) Нами будут проанализированы такие параметры как порядок, длительность, количество фиксаций при предъявлении материала различных валентностей.

Исследование процессов селективного выбора информации предполагается осуществить с помощью методики развертывания внимания, которая заключается в предъявлении двух визуальных стимулов различной валентности с последующим одновременным замещением их двумя цветовыми полями. Задача испытуемого состоит в принятии субъективного решения о порядке предъявления цветовых полей. Можно полагать, что цветовое поле, в пользу которого будет сделан выбор, заместило картинку, в обработку которого был включен испытуемый. На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о наличии смещения или «предвзятости» внимания по отношению определенному виду информации.

Для моделирования процессов вербального кодирования аффективной информации будет разработана методика рассматривания с одновременным вербальным отчетом о предъявляемых стимулах. Данная методика предполагает параллельную запись данных о текущей глазодвигательной активности и речи испытуемого. Анализируемыми переменными в данном случае будут являться количество, длительность фиксаций, диаметр зрачка и характеристики вербального отчета. По полученным данным, вероятно, можно будет судить о процессе кодирования аффективной информации, скорости процессов, стратегиях совладания с тревогой, вызванной фрустрирующей информацией (избегание, схематизация, обобщенность неприятных стимулов в отчете).

Исследование этапа преобразования информации будет проведено с помощью методики предъявления мультимодальной информации. Методика состоит в том, что при выполнении задач визуального поиска и \ или сенсомоторного реагирования испытуемый подвергается воздействию различных комбинаций аффективных стимулов в визуальной и акустической модальностях. В качестве изучаемых переменных мы предполагаем рассматривать характеристики глазодвигательной активности, успешность выполнения задания и последующий отчет о запомнившихся стимулах. Результаты данной методики могут дать представление о характере интерференции разномодальной информации и способности к совладанию с негативной аффективной информацией.

Исследование и коррекция когнитивных стратегий, используемых испытуемыми в моделируемых условиях эмоционального стресса для компенсации дисфункций когнитивного контроля, будет проводиться при помощи метода адаптивной обратной связи, предполагающего изменение характера визуальной стимуляции в зависимости от текущих параметров глазодвигательной активности и психофизиологической активации, регистрируемых в режиме реального времени.

Название этапа

Сроки проведения

Изучаемые характеристики

Методические средства

Результаты

1

Исследование дисфункций различных этапов переработки аффективной информации у лиц с депрессивными расстройствами

2011

Физиологические и поведенческие показатели дисфункций различных этапов переработки информации в моделируемых условиях воздействия эмоционального стресса

Методика бесконтактной регистрации движений глаз, методы регистрации параметров ЭЭГ, ЭКГ, экспериментальные процедуры для дифференцированной оценки дисфункций различных этапов переработки информации

Проведено системное исследование дисфункций когнитивного контроля на различных этапах переработки аффективно значимой информации у лиц с депрессивными расстройствами, выявлены нейрофизиологические и психологические механизмы, лежащие в основе дисфункций когнитивного контроля

2

Исследование физиологических и психологических детерминант адаптивных когнитивных стратегий, используемых для преодоления когнитивных дисфункций

2012

Физиологические и поведенческие показатели когнитивных компенсаторных стратегий, используемых в моделируемых условиях эмоционального стресса

Методы регистрации психофизиологических показателей (ЭЭГ, ЭКГ, параметры движений глаз), метод адаптивной обратной связи

Проведено исследование физиологических и психологических детерминант адаптивных когнитивных стратегий, используемых индивидами для преодоления когнитивных дисфункций в ситуациях эмоционального стресса, проведена сравнительная оценка их эффективности

3

Разработка теоретико-методологических принципов и методов психологической коррекции когнитивных дисфункций у лиц с депрессивными расстройствами

2013

Разработаны теоретико-методологических принципы и методы психологической коррекции когнитивных дисфункций у лиц с депрессивными расстройствами, проведен анализ перспектив использования данных методов в системе лечения и реабилитации лиц с депрессивными расстройствами

4.6. Ожидаемые в конце 2011 г. Конкретные научные результаты

Проведено системное исследование когнитивных дисфункций у лиц с депрессивными расстройствами по сравнению с контрольной группой здоровых индивидов. Исследованы проявления нарушений на уровне первичной перцептивной обработки, селекции, мнестического и вербального кодирования, процессов принятия решения и формирования моторного ответа. Выявлены и проанализированы основные психофизиологические «маркеры» дисфункций когнитивной переработки, отмечающихся у лиц с аффективными расстройствами в моделируемых условиях воздействия эмоционально негативной информации. На основе полученных экспериментальных данных описаны основные нейрофизиологические и психологические факторы, лежащие в основе нарушений когнитивного контроля при аффективных расстройствах.

4.7. Планируемые на 2011 г. Содержание и объем работы каждого исполнителя проекта

Зотов М.В. Научно-методическое руководство, обоснование теоретической базы исследования, интерпретация полученных данных.

Долбеева К.А. разработка методического материала, подбор стимульной информации, сбор и обработка первичных данных.

Ахмедова И.С. Обоснование теоретической базы, разработка методического материала.

Архипова Н.А. Обоснование теоретической базы, разработка методического материала.

Пухова Ю.А.. Разработка методического материала, подбор стимульной информации, сбор и обработка первичных данных.

4.8. Современное состояние исследований по данной проблеме, основные направления исследований в мировой науке

В настоящее время существует множество различных теоретических моделей, объясняющих механизмы возникновения когнитивных дисфункций при аффективных расстройствах. По Беку, дисфункциональные схемы обработки информации приводит к тому, что человек фиксирует внимание на негативном материале, связанном с субъективным чувством утраты и потери (Beck, 1987).

Согласно теории Вильямса, выделявшего два уровня селективной обработки, в развитии явлений смещения или «предвзятости» внимания у лиц с депрессиями главную роль играет поздняя стадия процесса внимания (создает и улучшает связи между репрезентациями стимула, что приводит к его опознанию и запоминанию), а не стадия прайминга (автоматический процесс активации внутренних репрезентаций стимула, на время увеличивающий его доступность для обработки) (Williams J.M. et al., 1997).

Модель когнитивного мотивационного анализа, предложенная К. Могг и Брэдли, также выделяет два вида когнитивных структур: систему оценки валентности и систему вовлечения в обработку. Если стимул получил высокое значение в структуре оценки валентности, система вовлечения прерывает текущую обработку и направляет ресурсы внимания к новому объекту. К. Могг и Б. Брэдли полагают, что депрессивные больные демонстрируют нарушения второй когнитивной системы внимания, что выражается в низком уровне активации, меньшей готовности к ответной реакции, чем у здоровых. Следовательно, ресурсы внимания направляются к внешнему стимулу, оцененному первой системой, с меньшей скоростью и интенсивностью, кроме тех случаев, когда этот стимул имеет высокую личностную значимость. Таким образом, лишь ограниченный круг стимулов может вызвать активацию системы вовлечения в селективную обработку, а значит, и смещения внимания, и, в основном, это стимулы личностно-значимые, отражающие негативное само-отношение и идеи самообвинения. (Mogg K., Bradley B., 2005).

Данные экспериментальных исследований, проведенных зарубежными исследователями носят противоречивый характер. Маттеус и Антэс регистрировали движения глаз во время рассматривания картинки и обнаружили, что в областях, на которых были изображены приятные картинки, происходило больше фиксаций, чем там, где были изображены грустные. Демонстрируя лица с различными выражениями на 500 мс, Брэдли и коллеги обнаружили, что многие испытуемые сделали мало движений глаз или не сделали их вообще, тем не менее, испытуемые с общим негативным фоном настроения чаще фиксировали свое внимание на негативных выражениях лиц, а не на позитивных. (Wenzel A., Rubin D., 2004).

Изменения внимания у депрессивных больных были обнаружены в исследованиях, где в качестве стимульной информации использовались слова, выражающие самоотношение. Таким образом, методика эмоционального Струп-теста выявляет значимые изменения внимания лишь в тех случаях, когда присутствует активация обработки негативных слов, относящихся непосредственно к личности испытуемого. (Yiend J.,2010).

Маттеус и МакЛеод писали о том, что связи между депрессией и изменениями внимания при детекции целей обнаружено не было. Тем не менее, в последние годы появилось значительное число исследований (Брэдли, Могг, Ли, 1997; Готлиб, 2004), которые проводили тщательный подбор испытуемых для того, чтобы не допустить сопутствующей тревожности у депрессивных больных, использовали методы, дающие больше времени на обработку и распознание стимульного материала, что обычно означает увеличение времени презентации, и получили значимые результаты.

Например, в исследовании Журмана и Готлиба (2007) депрессивные пациенты, в отличие от контрольной выборки, больше обращали внимание на грустные лица и не обнаружили присущего контрольной выборке позитивного смещения внимания. Важно, что в данном случае время экспозиции составляло 1 секунду. (Yiend J.,2010)

Нэйн и Петерсон(2007) обнаружили смещение внимания к негативной информации при дисфории. Дональдсон, Лэм и Маттеус (2007) обнаружили смещения внимания по отношению негативным словам при депрессии в исследовании со временем экспозиции в 1 секунду, но не нашли подобных эффектов при времени в 500 мс. Таким образом, современные исследования говорят о наличии селективной обработки релевантной (негативной) информации, в совокупности с отсутствием вовлечения в обработку нерелевантной (позитивной) информации, что может оцениваться как защитная реакция.

Можно отметить, что в изменения, которые были зафиксированы, относились в большей степени к негативной, личностно-направленной информации, причем в экспериментальных ситуациях с возможностью сознательной обработки (длительные экспозиции, прайминги).

Эти данные могут говорить о трудностях в отвлечении от личностно-значимого материала (руминация и тенденции самобичевания).

4.9. Имеющийся у коллектива научный задел по проекту

В течение 2005-2010 гг. научным коллективом была проведена серия исследований, направленных на выявление дисфункций произвольной регуляции когнитивных процессов в моделируемых условиях воздействия стрессогенных факторов у лиц с депрессивными и тревожно-фобическими расстройствами, суицидальным и самоповреждающим поведением, алкогольной и наркотической зависимостью. Исследования проводились с использованием различных экспериментальных процедур. Одна из них, реализованная в авторской методике «Сигнал» (Зотов М.В. и др., 2003), предполагает одновременное выполнение индивидом двух задач: задачи визуального поиска грамматических ошибок в текстовых фрагментах нейтральной и специфической аффективно негативной тематики и задачи моторного реагирования на акустический сигнал, периодически предъявляемый в процессе восприятия текстовых фрагментов. На материале лиц с различными видами поведенческих расстройств (депрессивные, тревожные расстройства, суицидальное поведение, алкогольная и героиновая зависимость) было показано, что в условиях восприятия аффективно негативной текстовой информации пациенты обнаруживают дисфункции когнитивного контроля, проявляющиеся в возрастании времени поиска, увеличении числа ошибок, а также резком возрастании времени реакции на акустический сигнал (Зотов М.В., 2004, Петрова Н.А., 2007, 2009).

Сходные данные, свидетельствующие о нарушениях способности к произвольному отвлечению от аффективно негативных иррелевантных раздражителей у лиц с поведенческими расстройствами, были получены с использованием методики детекции изменений в парадигме «мерцания» (flicker paradigm) (Зотов М.В., 2009).

Исследования когнитивных дисфункций лиц с тревожными и поведенческими расстройствами, проведенные с использованием методики дихотического прослушивания, позволили разработать новый метод оценки устойчивости человека к воздействию эмоционального стресса (Зотов М.В. и др, 2004, патент № 2240038).

Появление у коллектива оборудования для регистрации движений глаз Tobii X120 позволило провести более углубленные исследования механизмов дисфункций регуляции когнитивных процессов при аффективных расстройствах. Так, в недавнем исследовании были проанализированы параметры глазодвигальной активности здоровых лиц и депрессивных пациентов с суицидальным поведением в процессе выполнения задач на визуальных поиск «нейральных» целей среди аффективно негативных дистракторов. Исследование подтвердило данные, что лица с депрессиями обнаруживают трудности при поиске «нейтральных» целевых стимулов среди дистракторов, связанных с их психопатологическими переживаниями, и показало наличие нарушений как ранних, так и поздних компонентов визуального поиска. Установлено, что у лиц с аффективными нарушениями отмечаются нарушения пространственной организации поиска, вызванные их неспособностью сопротивляться периодическим «захватам» визуального внимания со стороны эмоционально значимых отвлекающих раздражителей. Полученные результаты также свидетельствуют о снижении способности больных к произвольному торможению нерелевантных цели деятельности ассоциаций, что приводит к возникновению явлений своеобразной «слепоты»: пациенты фиксируют взор на целевых стимулах, но не «видят» их, что обусловлено трудностями актуализации целевых репрезентаций в оперативной памяти и их сличения с воспринимаемой зрительной информацией (Зотов М.В., Дмитриева Д.О., Долбеева К.А., 2010).

4.10. Список основных публикаций коллектива, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту

Зотов М.В., Петрукович В.М., Сысоев В.Н. Методика экспресс- диагностики суицидального риска «Сигнал». Руководство пользователя. СПб: «Иматон» — 2003, 25 с.

Зотов М.В., Петрукович В.М. Оценка стрессоустойчивости на основе измерения свойств внимания // Сборник научных трудов «Механизмы стресса в экстремальных условиях» / Под. ред. И.Б. Ушакова. — М., 2004. — С. 82-84.

Зотов М.В., Петрукович В.М., Журавлева О.П. Способ оценки эмоциональной устойчивости. Патент на изобретение № 2240038 от 25.11.2004 года.

Зотов М.В. Внимание, регуляция, аффект: новые перспективы исследования // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии / Под ред. А.А. Цветковой, Г.М. Яковлева. — СПб.: 2004. — С. 154 — 163.

Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб. Изд-во «Речь», 2006.

Зотов М.В., Шостак В.И. Психофизиология поведения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.

Петрова (Архипова) Н.А. Влияние фактора мотивации на восприятие сложных зрительных сцен. / Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2007 – Сер.6., Вып.4. – с.336-340.

Зотов М.В. Методологические основы ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств // Вестник СПбГУ. 2009, сер. 12, вып. 4, С. 250-257.

Зотов М.В., Шостак В.И., Петрукович В.М. Физиологические показатели устойчивости человека к воздействию информационного стресса // Вестник СПбГУ. 2009, сер. 12, вып. 4, с. 258-264.

Петрова (Архипова) Н.А. Когнитивно-поведенческие факторы развития рецидивов у больных с героиновой зависимостью: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н. — СПб., 2009, 21 С.

Зотов М.В. , Дмитриева Д.О., Долбеева К.А. Когнитивный подход к ранней диагностике суицидального поведения. Вестник СПбГУ. 2010, сер. 12, вып. 2, C. 205-216

4.11. Перечень оборудования и материалов, имеющихся у коллектива для выполнения проекта

  1. Оборудование для бесконтактной регистрации движений глаз (Eye tracking system) Tobii X120.
  2. KARDi3/9 – 9-канальный ЭЭГ/ЭКГ усилитель для длительной регистрации электрофизиологических сигналов с возможностью их передачи по радиоинтерфейсу
  3. Ноутбук модели HP ProBook 4510s (2 шт.)

Подпись руководителя проекта М.В.Зотов