Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы нарушения структуры слова у детей с дизартрией 5
1.1 Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии 5
1.2 Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия 21
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений структуры слова у детей с дизартрией 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Анализ результатов 33
2.3 Логопедическое восстановление 35
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Введение
Очень часто встречается такой тип нарушения звукопроизносительной стороны речи — дизартрия. В таких случаях дефект не исчерпывается плохим звукопроизношением, у ребенка отмечаются и нарушения просодической стороны речи — темпа (замедленный или убыстренный), ритма и плавности (речь скандированная (послоговая), фрагментарная, скачкообразная) и интонирования.
Дизартрия — это нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. С неврологической точки зрения, по месту локализации (поражения нервной системы) различают дизартрии корковые, подкорковые, мозжечковые, бульварные и псевдобульбарные.
Независимо от формы локализации и дизартрии отмечаются нарушения произносительной стороны речи, в то же время лексико-грамматическая сторона и понимание речи могут быть либо сохранными, либо вторично задерживается их формирование из-за нарушения звуковой стороны речи.
В практике дошкольной дефектологии наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия — одно из проявлений псевдобульбарного паралича или пареза, в результате какого-то внутриутробного, природового или прижизненного повреждения (травмы, энцефалиты и др.) нервной системы ребенка.
Произношение детей с дизартрией неясное, нечеткое, смазанное, с носовым оттенком (гнусавое, назализованное).
Отмечаются грубые нарушения динамики (выполнения отдельных движений), статики (удержание определенной артикуляционной позы), артикуляционной моторики (язык беспокоен, движения его затруднены и неточны).
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... врача по психопрофилактике угрозы своему здоровью со стороны чрезмерного стресса, приобретающего характер деструктивного ... и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое ...
Отмечаются нарушения не только речевой, но и внеречевой моторики артикуляционного аппарата: ребенок плохо жует, глотает, давится, попер-хивается. В тяжелых случаях ему дают только жидкую и вязкую пищу, иную он глотать не в состоянии. Нарушено речевое дыхание: оно поверхностное, короткое, воздушная струя, являющаяся энергетической основой речи, слабая и ненаправленная. Голос тихий, приглушенный.
Объект исследования: дизартрия.
Предмет исследования: нарушение структуры слова у детей с дизартрией.
Цель исследования: рассмотреть нарушение структуры слова у детей с дизартрией.
Для выполнения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— определить клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии;
— Выявить основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия;
— Определить методы исследования;
— Провести анализ результатов;
— Предложить пути логопедического восстановления.
Глава 1 Теоретические основы нарушения структуры слова у детей с дизартрией
1.1 Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии
Несмотря на то, что клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома была описана около 100 лет назад (Lepine, 1877; Oppenheim, 1885; Peritz, 1902 и др.) единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы (А. Митронович-Моджеевска, 1965; Bohme, 1966 и др.).
Остановимся более подробно на второй точке зрения, поскольку более широкое определение дизартрии имеет важное значение для понимания речевых нарушений у детей с церебральными параличами.
Gutzmann в 1911 г., определяя дизартрию как нарушение артикуляции и выделяя центральную и периферическую дизартрию, к нарушениям речи дизартрического характера относил также нарушения музыкального речевого оформления и недостаточную модуляцию голоса. У детей с церебральными параличами в расстройствах артикуляции наряду с парезами и параличами артикуляционных мышц большое значение имеет апраксия речевой мускулатуры. Эта оральная апраксия в некоторых случаях может иметь обратимый, нейродинамический характер, связанный с задержкой созревания определенных участков коры головного мозга [6]…………………
Заключение
Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное органическим повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.
Основными клиническими признаками дизартрии являются:
— нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре;
— ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида
... для детей с тяжелыми нарушениями речи. 1. Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида .1 Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида) Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи ...
— нарушения голосообразования и дыхания;
Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).
Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими признаками:
— нарушения мышечного тонуса;
— ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба), а также лицевой мускулатуры;
— патология реципрокной иннервации;
— наличие насильственных движений и оральных синкенезий в артикуляционной мускулатуре;
— нарушения четкости кинестетических ощущений.
Список использованной литературы
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.–292с.
2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Педагогика, 1959.–281с.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.–196с.
4. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия сдетьми 6-7 лет.–СПб: КАРО, 2003.–163с.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.–СПб, 2003.–287с.
6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и развития /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999.–400с.
7. Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981.–166с.
8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.–СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.–224с.
9. Лалаева Р.И., Сееребрякова Н.В,, Зорина С.В. нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.–304с.
10. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АНН РСФСР, 1961.–206с.
11. Локалова Н.П. Как помочь неуспевающему школьнику.–М., 2003.–211с.
12. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 20; 22—28; 30; 35—39
13. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.–102с.
14. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.–258с.
15. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.–470с.
16. Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. — метод. Пособие.–СПб, 2005.–144с.
17. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2003 (Саратов: Саратовский полиграфический комбинат).- 144 с
18. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.–126с.
19. Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 2004. — N 5. — С. 34-41
20. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.–301с.
21. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.–138с.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)
... коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи) Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе. ...
22. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.–М.: АРКТИ, 2002.–136с.
23. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1987.–406с.
24. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи.–М., 1998.–122с.