Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания».
Методики, исследующие функцию памяти, одновременно могут выявлять и нарушения внимания, и нарушения мышления, и колебания умственной работоспособности. Поэтому важно научиться выделять собственно мнестические нарушения, не упуская из виду остальные.
Исследование памяти предполагает исследование следообразо-вания, воспроизведения и ретенции (отсроченного воспроизведения).
В патопсихологическом эксперименте исследуется чаще всего непос-редственная и опосредованная память.
Непосредственная память – способность воспроизводить события, опыт сразу после действия стимула.
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия. «Корсаковский синдром» – это нарушение памяти на текущие события. При этом память на события прошлого остается относительно сохранной. Э. Клапаред, А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник указывают на остаточную сохранность следов и выраженные трудности воспроизведения. Больные могут заполнять пробелы памяти вымышленными событиями, деталями (конфабуляция).
При прогрессирующей амнезии расстройства памяти распространяются и на текущие события, и на события прошлого. При этом отмечаются следующие признаки:
¨ наложение событий прошлого на настоящее и наоборот (интерферирующий эффект);
¨ дезориентировка во времени и пространстве.
Опосредованное запоминание – запоминание с использованием промежуточного, или опосредующего, звена для улучшения воспроизведения.
Нарушение опосредованного запоминания у больных разных нозологических групп исследовали Г. В. Биренбаум, С. В. Логинова. Оказалось, что введение опосредования часто не улучшает, а ухудшает у больных возможность точного воспроизведения.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...
Причина трудности опосредования у больных олигофренией заключается в недоразвитии мышления, неспособности установить условную смысловую связь между стимульным словом и рисунком. При олигофрении нарушена не только смысловая. но и механическая память. У астенических олигофренов отмечается грубая недостаточность чтения, письма, счета и частые ошибки в памяти. У стенических олигофренов более выражено расстройство долго-временной памяти.
При эпилепсии отмечается снижение эффективности опос-редованного запоминания в сравнении с непосредственным.
У больных эпилепсией, а также при органических поражениях головного мозга отмечаются трудности опосредования предложенных понятий с конкретным рисунком. Это является следствием выраженной склонности к чрезмерной детализации, фиксации на отдельных свойствах предметов. При органических поражениях подкорковых структур головного мозга в большей степени нарушено произвольное воспроизведение и сохранение, в меньшей степени – узнавание и запоминание. Отмечается связь нарушений памяти с психической истощаемостью и снижением сенсомоторной активности.
У больных шизофренией условность рисунка становится беспредметной и широкой, что перестает отражать реальное содержание слова, или рисунок отражает актуализацию слабых, латентных свойств, что также затрудняет воспроизведение. Нарушения оперативной, кратковременной, отсроченной и опосредованной памяти не выявляются. Наблюдаемое в методиках снижение памяти часто имеет вторичный характер, обусловленный снижением волевого усилия.
У больных неврозами и при реактивных психозах жалобы на снижение памяти часто не подтверждаются экспериментально-психологическим исследованием. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Поэтому испытуемый может «работать» под определенное «органическое» заболевание. Однако ошибки могут быть в простых вариантах заданий и отсутствовать в сложных. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство. Отмечаются психогенные амнезии, которые следуют за психотравмой
Нарушения памяти
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится “корсаковский синдром” (нарушение памяти на текущие события) и прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во времени и пространстве).
При олигофрении нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство.
Нарушения памяти
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится “корсаковский синдром” (нарушение памяти на текущие события) и прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во времени и пространстве).
При олигофрении нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболеваниях в их механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто отражает внутреннюю тревогу и беспокойство.
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка ... быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного ... шуткам; всегда сопровождается симптомами интеллектуального снижения. Экстаз – гипертимия с преобладанием восторга, ...
Нарушения памяти
В каком случае следует обращаться к врачу
- Если у вас внезапно возникают состояния спутанности сознания и, находясь в знакомом месте, вы внезапно перестаете понимать, где иы находитесь.
- Если вы с трудом припоминаете текущий месяц или год.
О чем говорят ваши симптомы
В воскресенье была свадьба вашей дочери. Вы встретили множество очаровательных молодых людей — ее друзей (может быть, среди них было несколько человек, которых вы видели в кошмарном сне прошлой зимой, когда вы перегрелись под включенным на полную мощность электрическим одеялом).
Вы никогда не отмечали за собой способности хорошо запоминать все имена. Однако вы провели в тот раз замечательный час, общаясь с одной молодой персоной, которая особенно поразила вас. Она была весела, дружелюбна и привлекательна. Вы нашли ее восхитительной. Но, когда вы вернулись домой, вдруг обнаружили, что не можете вспомнить ее имя.
Можно ли считать это серьезным расстройством памяти? Вовсе нет, это следствие нормального процесса старения. Если бы вы забыли, что вообще присутствовали на свадьбе, у вас было бы больше оснований для беспокойства.
С возрастом каждый отмечает усиливающиеся трудности в припоминании некоторых деталей. Имена старых друзей или рецепты любимых блюд могут автоматически всплывать в памяти. В основном из нашей памяти исчезают детали, относящиеся ко времени и пространству. Например, мы забываем, куда положили очки, забываем код к замку автомобиля или место, где припарковали автомашину. Вне всякого сомнения — это ухудшение памяти.
Не отчаивайтесь, обусловленное возрастом снижение памяти не означает непременного ослабления ума. Положительного же в отношении памяти значительно больше. Действительно, многие из наиболее важных психических способностей (например, способность к принятию решений и творчеству) усиливаются с возрастом. Снижение памяти и редких случаях является угрожающим признаком приближения болезни Альцгеймера, Если вам 73 года и вы не можете вспомнить имена, ваши шансы в отношении того, что это следствие естественного снижения памяти, составляют 99 против одного.
ЛЕЧЕБНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ СИМПТОМОВ
Если вас беспокоят ошибки памяти, то существует множество способов уладить свои проблемы.
Устраните депрессию. Ваша память может подводить вас, если вы испытываете тоску, апатию или находитесь в состоянии стресса. Память чрезвычайно подвержена влиянию эмоций. Вы увидите, как восстановится ваш запас информации после лечения депрессии или тревоги. (См. «Депрессия» и «Тревожное состояние»).
Не стесняйтесь своих нарушений. Не нужно ни извиняться за свои оплошности в связи с нарушениями памяти, ни скрывать их, раз уж память не та, что прежде. Можно использовать следующую стратегию при общении с группой людей. Когда они представляются и называют свои имена, попросите их говорить медленно. Каким образом это сделать? Примерно так; «Подождите минутку, давайте уточним. Вас зовут Боб, вы — Мэри, а это Чарльз, верно?» Пожилые люди имеют полное право на то, чтобы информация представлялась им с такой скоростью, с какой они способны запоминать ее.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Используйте различные способы напоминания. Сегодня вечером ожидается дождь? Как только вы услышали об этом, сразу же положите зонт в свой портфель.
Как только вы задумаете сделать что-то, постарайтесь сразу предусмотреть то, что поможет осуществить ваш план наилучшим образом. Если вы считаете, что можете забыть захватить вещи для химчистки по пути на работу, повесьте их прямо около двери или сразу же отнесите в автомобиль.
Пользуйтесь метками и записями. Прикрепите к окружающим вас предметам метки с различными напоминаниями. Выберите места, где вы приклеите метки, чтобы их было легко заметить — зеркало в ванной, дверца холодильника, внутренняя сторона двери в комнату, щиток автомобиля.
Карточки с напоминаниями являются излюбленным средством некоторых врачей при работе над памятью. Они рекомендуют положить карточки с записанными на них заданиями (одно на каждой карточке) в карман. Когда вы выполняете его, удаляете карточку из кармана. Многим это нравится больше, чем заглядывать в скомканный лист бумаги весь день.
Облегчите свой поиск очень важных вещей. Тщательно продумайте план, который поможет вам вспомнить, где вы оставили действительно очень нужные вам веши. Заведите в доме одно постоянное место для хранения, например, ключей, и откажитесь от привычки прятать их в других местах. Если вы каждый раз ищете свой бумажник, потому что перекладываете его из одного кармана в другой или из сумки в сумку, заведите какое-нибудь определенное место для него. Можно, например, поставить где-нибудь красивую корзиночку, в которую вы будете выгружать содержимое своих карманов и сумочки, когда возвращаетесь домой. В корзиночке вы всегда сможете разыскать нужные вам веши.
Используйте зрительные ориентиры. Ассоциации, основывающиеся на зрительных образах, являются мощным инструментом тренировки памяти. Если вы беспокоитесь, что можете что-то забыть или не найти, не спеша соберитесь с мыслями и изучите обстановку. Не поставить ли вам машину на этом оживленном месте? Прежде чем отойти от машины, остановитесь, оглядитесь кругом, посмотрите на место стоянки машины с той стороны, откуда вы будете возвращаться. Не запомнить ли вам какие-нибудь специфические запахи? Может быть, это будет запах гари на перекрестке или запах пиши из ближайшего ресторана? Может быть. где-нибудь поблизости играет музыка? Используйте эти и другие приметы, чтобы облегчить ориентировку.
Комментируйте сами свои поступки, велите мысленные разговоры с собой. Например, можно произносить такие слова: «Я прохожу в отдел магазина через секцию мужской одежды» или: «Сейчас я закрываю дверь. Я выписываю чек и кладу его в конверт». Вы скажете, что это глупо? Ничего подобного. Просто оы осознанно регистрируете в памяти то, что вам нужно запомнить. Вы обращаете внимание на это и действуете организованно, что является основным инструментом в тренировке памяти,
Подкрепите свой мозг питанием. Если у вас не хватает некоторых питательных веществ в организме, память может утрачивать свою четкость. Исследования показывают, что память улучшается при употреблении пищи, богатой витамином В2 — рибофлавином, железом и цинком. Пополните свой рацион витамином В2, введя в него нежирные молочные продукты, такие, как обезжиренные молоко и йогурт. За счет мяса, картофеля, бобовых и кислых продуктов (типа томатного соуса) пополните свои запасы железа. Чтобы улучшить память, употребляйте также морские продукты.
«Память и особенности ее диагностики»
... она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть ... деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, ...
Тренируйте память с помощью специальных упражнений. Исследования, проводившиеся в Университете штата Юта, позволяют высказать предположения, что занятия аэробикой способствуют улучшению кратковременной памяти. Ежедневные прогулки и занятия плаванием помогают более эффективному использованию кислорода головным мозгом и улучшают метаболизм глюкозы, что играет важную роль в улучшении памяти. Таким образом, чтобы иметь хорошую память, научитесь получать удовольствие от физкультуры.