Раздел 2: Патопсихология. Тема: № 13 Нарушения памяти

“Утверждаю”

Начальник кафедры психологии

полковник А.Караяни

“ ” ____________ 19 года.

ПЛАН проведения лекции по Клинической психологии

со слушателями (курсантами) 2-го военно-психологического факультета.

Время: 2 часа.

Проблемы:

1. Патопсихологические исследования нарушений

памяти.

2. Нарушения памяти в патопсихологии.

Цель занятия: рассмотреть проблемы расстройства памяти, основные направления исследований патологии памяти, варианты патологии памяти.

Литература:

  1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология . Медицина, 1976 г.

2. Блейхер В.М. Словарь. Эпонимические термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Киев, 1984г.

3.Галант Р.Я. О расстройствах памяти. М.:Медгиз,1935 г.

4. Зейгарник Б.В. Патопсихология.- М.,1976г.

5. Зейгарник Б.В. Нарушения памяти. Хрестоматия \ Сост. Белопольская. Н.Л.- М.:Изд-во УРАО, 1998 г.

6. Логинова С.В., Рубинштейн С.Я. О применении метода “пиктограмм” для экспериментального исследования мнестических процессов психических больных.- М,1972г.

7. Петренко Л.В. Нарушения высших форм памяти.-М.,1976г.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. МГУ:1998г.

9. Корсаков С.С. Болезненные расстройства памяти и их диагностика. М.,1890.

10. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология. — Ростов н\Д: Изд-во ЛРНЦ “Феникс”, 1998 г.

11. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева,1994г.

Первая проблема:

Актуальность данной проблемы: почти все больные жалуются на расстройство памяти, встречается эта проблема и среди здоровых людей. Но очень редко люди говорят о недостатках своего мышления, неадекватности суждений, но все замечают дефекты своей памяти.

Проблема расстройства памяти всегда стояла в центре психиатрических и патопсихологических исследований. Во-первых, потому что, проблема памяти наиболее проработана в классической психологической литературе и, во-вторых, потому что мнестические нарушения являются часто встречающимся синдромом.

И.М.Сеченов указывал на то, что память является краеугольным камнем психического развития. “Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы.” Главную особенность человеческой памяти Сеченов видит не в фотографичности воспроизведения, не в “зеркальности” запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Дадим определение памяти, ПАМЯТЬ — это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.

6 стр., 2772 слов

Современные проблемы психологии личности

... вывода из деструктивных культов. Прочитать и вникнуть: Личностные расстройства, психология зависимости (химические (алко, нарко, табако и пр.), ... мире, постоянно пробиваются ощущения присутствия потерянного, сильное нарушение памяти на текущие события, соматические проявления переживаний. Помощь: ... и отрицательные, а потребность – есть нехватка. Проблемы в достижении цели могут быть в плане действий ...

Основные функции памяти :

1).

Нарушения непосредственной памяти

  • запоминание(фиксация) — функция памяти, которая осуществляет закрепление нового путём ассоциирования его с приобретённым ранее.
  • сохранение(ретенция) — функция памяти, которая заключается в длительном удержании и накоплении индивидуального и общественного опыта.
  • воспроизведение(экфория энграмм) — функция памяти, заключающаяся в актуализации закреплённого ранее содержания прошлого опыта путём извлечения его из долговременой и перевода в оперативную.

    Выделяют краткосрочную(кратковременную) и долгосрочную (долговременную) память. Первая характеризуется огромным числом впечатлений, поступающих в бодрствующий мозг и запечатляемых им на непродолжительное время (от часов до секунд), после чего они исчезают из памяти и произвольно не могут быть воспроизведены. Вторая связаны с осуществлением, отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного воспроизведения в будущем некоторой информации.

    Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность — относятся и к памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, А.А. Смирнов и др.) Поэтому и распад мнестической деятельности принимает различные формы благодаря переходу к “поуровневым” исследованиям психической деятельности человека (А.Н. Леонтьев) Изучение памяти как мотивированной, направленной, опосредованной деятельности является конкретизацией такого процесса.

    Исследования, посвящённые патологии памяти, идут в разных направлениях:

    а) клиническое направление ( С.С. Корсаков, Ю. Грюнталь, В.А. Гиляровский, Р.Я. Голант, С.Г. Жислин. ) Его представители связывали расстройства памяти с определёнными синдромами, нозологическими единицами и не ставили перед собой задачи раскрытия их психологических механизмов;

    б) психофизиологическое и нейропсихологическое направления

    ( В. Пенфилд, Б. Милнер, Л.Т. Попова, А.Р. Лурия и др. ) В работах представителей этого направления содержится анализ психофизиологических основ памяти, изучается природа мнестических нарушений при очаговых поражениях мозга;

    в) психологическое направление, которое в основном рассматривает вопросы организации памяти и её нарушений. Теоретические и методологические позиции, на которых базируются представители этого направления, крайне неоднородны, а порой противоречивы. К этому направлению примыкают работы ряда современных зарубежных авторов, ограничивающихся констатацией наличия или отсутствия организации запоминания при психических расстройствах (Г Берксон, Г. Кантон, В.Осборн, В. Валлас и др.) К нему следует отнести исследования, синтезирующие основные понятия гештальтпсихологии с теоретико-информационными идеями (Г. Спитз).

    10 стр., 4762 слов

    Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований

    ... интериоризации. В когнитивной психологии - в большинстве исследования произвольной памяти. Непроизвольная память исследовалась в рамках теории деятельности (Зинченко: задание для ребенка либо классификации, либо ... (знаний, навыков, закономерностей, автобиографическая память). 5. Долговременная память может делиться на эпизодическую (то, что связано с нашими прошлым, эпизодами жизни) и семантическую ...

    Исследования патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнестической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнестической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формирование процессов памяти.

    Исследования расстройств памяти важны также для практических вопросов психиатрической клиники. Нередко данные о нарушении памяти, полученные при патопсихологическом эксперименте, не совпадают с представлениями самого больного о характере своей мнестической деятельности. Например, больные жалуются на ослабление памяти, которое мешает им в работе, в то время как психологическое исследование не выявляет этого нарушения. И наоборот, некоторые больные успешно работают, данные же психологического эксперимента обнаруживают расстройства мнестической деятельности. Анализ подобного несовпадения оказываются часто очень важным при решении экспертных вопросов, выборе коррекционных мероприятий. Они важны ещё в том отношении, что помогают согласованию понятий психиатрии и психологии.

    Эти факты свидетельствуют о том, что в основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу. Результаты их изучения могут оказаться полезными при установлении диагноза, разграничении синдромов и в практике восстановительной работы с больными.

    В исследовании патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

  • проблема строения мнестической деятельности опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
  • вопрос о динамике мнестического процесса;
  • вопрос о мотивационном компоненте памяти.

    Следует отметить, что не всегда удаётся вычленить в каком-нибудь определенном, частном амнестическом синдроме отдельно эти характеристики, большей частью они переплетаются; однако экспериментально удаётся нередко выделить ведущую роль того или иного компонента. Анализ амнестического синдрома усложняется ещё тем обстоятельством, что так называемые “ядерные” симптомы, вызванные болезненным состоянием мозга, сливаются со вторичными, наслаивающимися на них симптомами.

    Корсаковский синдром. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остаётся память на события прошлого, так называемый, корсаковский синдром,который был описан русским психиатром С.С. Корсаковым при тяжёлых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени.

    8 стр., 3804 слов

    1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

    ... становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие.  Нарушения устойчивости эмоций. Эмоциональная лабильность – ... эмоций –.организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного ... оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней ...

    В последствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаружиться при других диффузных поражениях мозга неалкогольного генеза ( К. Гампф, И Делей ) и также при поражениях определённых мозговых систем ( В.М. Бехтерев ) Больные у которых имеют место подобные явления, не помнят, событий недавнего прошлого, но воспроизводят те события, которые были много лет назад. Так, подобный больной может правильно назвать события из своего детства, но не может вспомнить, обедал ли он сегодня.

    При анализе структуры корсаковского синдрома встал вопрос о том, является ли забывание недавнего прошлого следствием дефекта воспроизведения или удержания материала.

    Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что речь идёт о плохом воспроизведении. Ещё в 1911 г. Э. Клапаред проводя эксперимент, незаметно для больного, несколько раз подряд, здороваясь с ним, колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной перестал подавать врачу руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того что с ним здоровались.

    Одной из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, т.е. заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, сегодня “ходил в лесок по грибы”, на самом деле находясь в больнице.

    Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки. При этом возникает иногда ложное воспроизведение, без грубых конфабуляций: больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить её пробелы, придумав несуществующий вариант событий. Таким образом, нарушения памяти на недавние события сочетаются у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчётливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с неимевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводят к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни.

    Не случайно ряд учёных ( А.Р. Лурия, В.А. Гиляровский ) увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания.

    Прогрессирующая амнезия Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологи событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живёт в начале нашего века, что только окончилась первая мировая война.

    В.А. Гиляровский описывал в 30-х гг. Больную, которой казалось, что она живёт у помещика, она боялась “барыни-помещицы”.Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдалённое прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живёт не в настоящей ситуации , которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий имевших место в далёком прошлом.

    6 стр., 2574 слов

    35. Память и ее нарушения

    ... и извращения памяти. 1.УСИЛЕНИЕ ПАМЯТИ ИДИ ГИПЕРМНЕЗИЯотносится только к механической памяти и выражается в значительном возрастания объема и точности воспроизведения событий прошлого. Гипермнезия ... ее воспроизводить). Нарушения памяти делятся на количественные (амнезии) и качественные (парамнезии). Амнезии: 1). Ретроградная амнезия – потеря памяти на события, предшествующие расстройству ...

    Такие расстройства, характеризующиеся “жизнью в прошлом”, ложным узнаванием окружающих, возникают в основном при старческом слабоумии.

    2).

    Нарушение динамики мнестической деятельности.

    Описанные выше нарушения памяти носили в основном стабильный характер.

    В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны её динамики. Больные в течении какого-то времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать.

    Оценка памяти подобных больных в терминах “память больного снижена”, “память больного не нарушена” не является адекватной. Нередко также нарушения памяти сочетаются с амнестическими западениями в речи: больные вдруг забывают названия предметов, явлений, через короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами мнестическая деятельность больных носит прерывистый характер. Нарушается её динамическая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных, перенесших травмы головного мозга, у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга.

    Подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Экспериментальные психологические исследования выявляют лабильность всех форм их деятельности, познавательной и эффективно-эмоциональных сфер.

    Таким образом, нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и, по существу, является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, её истощаемости.

    3).

    Нарушение опосредованной памяти.

    Работами советских психологов показано, что память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко и др.).Поэтому следовало ожидать, что психическая болезнь, изменяя эти компоненты , по-разному разрушает и мнестические процессы. В то время как опосредование улучшает запоминание здоровых людей, то у больных фактор опосредования становится помехой. Этот факт был ещё в 1934 г. впервые описан Г.В. Биренбаум. Исследуя больных разных нозологических групп с помощью метода пиктограммы, она показала, что больные утрачивают возможность опосредовать процесс запоминания.

    Этот метод, предложенный А.Р. Лурией состоит в следующем: испытуемый должен запомнить 14 слов. Для лучшего запоминания он должен придумать и зарисовать на бумаге что-либо такое, что могло бы в дальнейшем воспроизвести предложенные слова. Качество рисунков значения не имеет. Таким образом, задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым конкретным понятием, а это возможно только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержит понятие, обозначаемое заданным словом.

    12 стр., 5520 слов

    “Эмплицитная и эксплицитная память”

    ... в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, ... когда предмет воспроизводится в отсутствие его/1/. 1.1. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти Раздельное рассмотрение памяти как процесса точной репродукции запечатленного материала или как процесса активного ...

    Г.В. Биренбаум, исследовавшая при помощи этого метода нарушение понятий у душевно больных, указывала на основную трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм: круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения. И хотя эта операция опосредования производится довольно легко даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления сознание таких условных связей бывает затруднено.

    4).

    Нарушение мотивационного компонента памяти. Современная психология не является больше наукой об отдельных психических функциях. Психические процессы следует рассматривать как разные формы психической деятельности, которые формируются онтогенезе. В зависимости от той задачи, на решение которой направлена деятельность человека, она принимает форму того или иного процесса ( восприятия, памяти ).

    Ещё в 1923 г. в экспериментальном исследовании памяти ( Б.В. Зейгарник ) т.н., “ феномен воспроизведения незавершённых действий”, была доказана необходимость учёта мотивационного компонента. Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершённые действия, в соотношении 1,9: т.е. незавершённые действия воспроизводились на 90 % лучше, чем завершённые.

    Причина в том, что у любого испытуемого возникал какой-то мотив, ради которого он выполнял задание. Выполнение задания выступало в качестве мотивированного намерения. При незавершённости действия остаётся неосуществлённым, создаётся некая аффективная активность, которая проявляет себя в воспроизведении.

    Выводы по первому вопросу:

  • исследования патологии памяти ведутся в следующих основных направлениях:

-проблема строения мнестической деятельности опосредованного и неопосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;

-проблема о динамике мнестического процесса;

-вопрос мотивационном компоненте памяти;

Экспериментальные исследования в этой области позволяют выделить преимущественно функциональную значимость этих симптомов.

Вторая проблема:

5 стр., 2005 слов

Нарушения памяти (амнезии)

... или перемежающиеся потери памяти, третий подкласс представлен описанной выше прогрессирующей формой амнезии. 3. Временные потери памяти Наиболее часто этот вид нарушений встречается во время протекания ... (3. Стр. 231) «Фиксационной амнезией» называют отсутствие памяти на текущие события. Фиксационная амнезия, по одной из версий, является основным признаком синдрома Корсаковского. (см. ниже) (1) ...

Клиника расстройств памяти разнообразна. Вашему вниманию предлагается следующая классификация патологии памяти:

ВАРИАНТЫ ПАТОЛОГИИ ПАМЯТИ:

1).

Дисмнезии и их характеристика:

а) Гипермнезия — непроизвольное оживление памяти, повышение способности воспроизведения, воспоминания давно забытых событий прошлого,незначительных и малоактуальных для больного в настоящем. Усиление вспоминания ( гиперпродукция экфории) сочетается с ослаблением запоминания текущей информации (гипопродукция фиксации).

Особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение.

Гипермнезия возникает при облегчённом, порой беспорядочном течении ассоциаций и связана с облегчением воспроизведения простых, усилением механической памяти, тогда как значительно ухудшается логико -смысловая память, затрудняется воспроизведение сложных абстрактных ассоциаций.

Встречается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, некоторых вариантах ауры при больших эпилептических припадках, опьянении некоторыми наркотиками (опий, ЛСД, психоаналептики), помрачениях сознания инфекционного и психогенного ( истерические) генеза, засыпания, гипнотическом сне, некоторых вариантах особых состояний сознания.

б) Гипомнезия —частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений. Это — нарушение способности запоминать, воспроизводить некоторые события и факты или отдельные их части. Возникает так называемая “ прорешливая память”, когда больной вспоминает не всё, что должен был бы помнить, а лишь наиболее важное для него, сильные и яркие впечатления, а также часто повторяющиеся в его жизни события. Лёгкая степень гипомнезии проявляется слабостью воспроизведения дат, имён, терминов, цифр и т.п.

Входит в структуру синдромов невротических, измененной реактивности в рамках большого наркоманического синдрома (палимпсесты как формы опьянения), психоорганического, паралитического, начальных этапов прогрессирующей амнезии, асемического

слабоумия.

7 стр., 3456 слов

Нарушения памяти. Амнезия

... нарушаются специфические виды памяти (ретроградная амнезия антероградная амнезия, Корсаковский синдром) и частные, где происходит нарушения конкретного вида памяти (моторной, образной, тактильной, ... и межкомпонентные процессы отражающие уровневый принцип работы памяти осуществляющиеся между этими структурами (контролируемые, произвольные (организация, укрупнение, структурирование, повторение) ...

в) Амнезия — полное выпадение из памяти событий, фактов, явлений, имеющих место в определённый временной период, или же выпадение из памяти той или иной конкретной ситуации.

Варианты амнезий по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни:

Ретроградная амнезия выпадение из памяти впечатлений, предшествовавших острому периоду болезни. Длительность промежутка времени, охватываемого амнезией, различна ( от нескольких минут до нескольких дней, недель, месяцев, лет).

Основной функцией памяти, страдающей при этом виде амнезии, по-видимому, является воспроизведение.

ВАРИАНТЫ АМНЕЗИИ

По отношению

периода, подверг —

нувшегося амне-

зии, к периоду

болезни

Встречается

ри тяжёлых г

Встречается при тяжёлых гипоксиях и аноксиях мозга

( токсические, странгуляционные и др.), травма мозга с клиникой комы, некоторых вариантах аменции.

Антероградная амнезия утрата воспоминаний о текущих событиях, переживаниях, фактах, происходящих на период, следующий за острым этапом болезни. При этом, как правило, страдают функции запоминания и ретенции. Нередко в основе данного расстройства лежат остающиеся после острого периода болезни нарушения сознания в лёгкой степени. При антероградной амнезии поведение больных упорядоченное, правильное, они критически оценивают ситуацию, что свидетельствует о сохранности кратковременной памяти.

8 стр., 3982 слов

Определение и общая характеристика памяти

... нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом. Выраженное нарушение памяти является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома. Нарушение памяти (амнезия) - является при корсаковском синдроме ... памяти Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. Исследования патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры ...

Встречается при Корсаковском синдроме, аменции.

Конградная амнезия — выпадение воспоминаний полное или частичное, ограничиваемое только событиями острого периода болезни ( периода нарушенного сознания).

В основе лежат не столько непосредственные расстройства памяти, сколько затруднения, часто невозможность воспринять информацию, фиксировать на событиях активное внимание. Следствием этого и является неспособность запомнить происходившее — “ плегия фиксаций”.

Встречается при глубоком оглушении, сопоре, коме, некоторых формах делирия, аменции, онейроида и особых состояниях сознания.

Антероретроградная (полная, тотальная) амнезия выпадение из памяти событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни.

Встречается при некоторых вариантах ком и аменции, наблюдающихся при тяжких травматических, токсических поражениях мозга или внутричерепных катастрофах (инсульт).

Варианты амнезий по преимущественно нарушенной функции памяти:

Фиксационная амнезия резкое ослабление или отсутствие способности запоминать, фиксировать текущие события

( гипопродукция).

В связи с этим слабеет или утрачивается память о текущих, недавних событиях, но сохраняется способность полного вспоминания приобретенного ранее опыта, фактов. Невозможность фиксировать текущие события и факты приводит к неспособности ориентироваться в месте и во времени ( амнестическая дезориентировка).

Такой больной плохо ориентируется или не ориентируется вовсе в палате, стационаре, не может запомнить обслуживающий персонал, окружающих больных, а также даты. Вместе с тем он довольно связно и подробно рассказывает о своей прошлой жизни, не утрачивает профессиональных знаний и навыков.

Входит в структуру Корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, асемической деменции, паралитического синдрома.

Анэкфобия- неспособность к произвольному вспоминанию тех или иных фактов, событий, слов, которые извлекаются из памяти только после подсказки.

Входит в структуру астенического и психоорганического синдромов, лакунарной деменции, асемического слабоумия.

Варианты амнезий по динамике:

Прогрессирующая амнезия — распад памяти в соответствии с законом Рибо. Ход этого процесса идёт в порядке, обратном формированию памяти. Вначале исчезает память о наиболее поздно запечатлённых событиях и фактах. Более ранние события исчезают в последнюю очередь.

Встречается при деменции, прогрессирующих атрофиях, болезнях Пика, Альцгеймера.

Ретардированная амнезия отставленная, запаздывающая амнезия. Какой-то период времени и события, имевшие в нём место, выпадает не сразу, а лишь спустя некоторое время после болезненного состояния.

Встречается при некоторых вариантах сумеречных состояний сознания, тяжёлых формах делирия, онейрода.

Стационарная амнезия стойкий дифицит памяти,фактпчески не имеющий динамики.

Регрессирующая амнезия вариант амнезии с потепенным восстановлением памяти, но почти никогда она не возвращается полностью.

Данный вариант может сменить этап ретроантероградной или ретроградной амнезии при указанных выше патологических состояниях.

2) Парамнезии и их характеристика:

Парамнезии встречаются в форме псевдоремисцециях, криптомнезий, эхомнезий, конфабуляций, галлюцинаторных воспоминаний Кальбаума, псевдогаллюнаторных псевдовоспоминаниях.

ВАРИАНТЫ ПАРАМНЕЗИЙ

а) Псевдореминисценции — ошибочные воспоминания, “иллюзии памяти”

Входят в структуру Корсаковского синдрома, прогрессирующей амнезии, парамнестической деменции, пуэрилизма.

б) Криптомнезии — искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. ( ассоциированные воспоминания- услышанные, прочитанные, увиденные во сне, кино и т.д.; ложно ассоциированные воспоминания- когда реальные события предстают как прочитанное, увиденное в кино и т.д.)

Криптомнезии входят в структуру некоторых вариантов психоорганического синдрома при поражениях теменно-височных отделов мозга и парноидального синдрома.

в) Эхомнезии- обманы памяти, при которых какое-то событие, факт, переживание в воспоминаниях предстают удвоенными, утроенными.

Входят в структуру психорганического синдрома с преимущественным поражением теменно-височной области.

г) Конфабуляции — “вымыслы памяти”, “бред воображения”, яркие, образные ложные воспоминания, с патологической убеждённостью в их искренности.

Входят в структуру паралитического слабоумия.

д) Галлюцинаторные воспоминания Кальбаума — факт галлюцинаций, фиксируется памятью как реальное событие и проецируется в прошлое, где в действительности места не имел.

Входят в структуру галлюцинаторно-параноидных и парофренных синдромов.

е) Псевдогаллюцинаторные псевдовоспоминания — созданный воображением факт тут же становится содержанием слуховой (чаще) или зрительной галлюцинации и с этого момента предстаёт в сознании пациента как воспоминание о реальном событии, якобы имевшем место в прошлой его жизни.

Входят в структуру галлюцинаторного варианта синдрома Кандинского, парафренных синдромов.

Таким образом, были рассмотрены патологии памяти, которую несмотря на разнообразность клинических расстройств можно подразделить на: дисмнезии и парамнезии. Приведённую на лекции классификацию патологии памяти необходимо использовать при подготовке и проведении практических занятий.

Задание на самоподготовку:

  1. Изучить симптоматику нарушений памяти по примерам из Хрестоматии, учебников по патопсихологии.
  2. Изучить методики исследования патологии памяти (используя учебное пособие Рубинштейн С.Я.)
  3. К практическому занятию подготовить стимульный материал по основным методикам, сделать предварительную характеристику по каждой методике.

Лекция рассмотрена на заседании

ПМК “Психотерапия” “ ” _________199 г.

Руководитель занятия _____________________

20