12
Модульная Рабочая программа по курсу «психофизиология профессиональной деятельности»
Рабочая программа по курсу «Психофизиология профессиональной деятельности» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом для студентов 4 курса дневной формы обучения факультета «Экономика труда и управление персоналом», обучающихся по специальности 062100 «Управление персоналом». Данная рабочая программа реализует принципы модульного обучения.
Составитель: к.э.н., доцент О.А. Ахалая
1.Цели и задачи курса
Целями данного курса являются:
— изучение основных понятий психофизиологии профессиональной деятельности;
— изучение и приобретение навыков в использовании методов психофизиологических исследований;
— приобретение умений в сфере диагностики на определение личной направленности субъекта труда;
— усвоение методов и приемов, позволяющих осуществить описание профессиональной деятельности в соответствии с профессиографической схемой;
— изучение студентами различных классификаций профессий;
— приобретение умений в сфере диагностики на определение предпочтительного типа профессии и профессионально ориентированного типа личности;
— приобретение умений в составление психологической характеристики профессии с помощью модульного подхода;
— изучение студентами отечественных и западных теорий профессионального становления;
— изучение студентами кризисов профессионального становления и способов их разрешения; профессиональных деформаций;
— изучение студентами стадий изменения работоспособности в течение рабочей смены (дня);
— усвоение мероприятий по восстановлению после профессионального утомления.
— изучение студентами приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические).
— приобретение умений в сфере диагностики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации, уровня эмоционального «выгорания», выявления доминирующего способа мышления субъекта труда;
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
— приобретение умений в сфере диагностики субъекта труда с позиции профессиональной пригодности.
2.Распределение учебных часов
Наименование темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Лекции
|
Практика |
Самост. работа |
|
Модуль 1. Сущность и научные основы психофизиологии профессиональной деятельности |
11 |
3 |
2 |
6 |
Тема 1. Основы психофизиологии профессиональной деятельности |
4 |
2 |
|
2 |
Тема 2. Методы психофизиологических исследований |
7 |
1 |
2 |
4 |
Модуль 2. Основы профессиографии и профессиональное становление личности. |
31 |
7 |
8 |
16 |
Тема 3. Психофизиологические основы построения профессии и основы профессиографии |
10 |
2 |
2 |
6 |
Тема 4. Профессионализация персонала. |
15 |
3 |
4 |
8 |
Тема 5. Психофизиология профессионального подбора и профпригодности. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Модуль 3. Психофизиология субъекта профессиональной деятельности. |
26 |
5 |
9 |
12 |
Тема 6. Психофизиологические компоненты работоспособности. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Тема 7. Психофизиологические функциональные состояния. |
7 |
1 |
2 |
4 |
Тема 8. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности |
5 |
1 |
2 |
2 |
Тема 9. Психофизиология психических процессов. |
8 |
1 |
3 |
4 |
ИТОГО |
68 |
15 |
19 |
34 |
Форма контроля полученных знаний – экзамен.
3.Содержание курса
Модуль 1. Сущность и научные основы психофизиологии профессиональной деятельности.
Цели: усвоение основных понятий дисциплины, значение профессиональной деятельности в жизни человека, методов психофизиологических исследований.
Входной контроль: дискуссия «Зачем необходимо изучать психофизиологию профессиональной деятельности?».
Тема 1. Основы психофизиологии профессиональной деятельности.
Психофизиология профессиональной деятельности как научная дисциплина, ее задачи и место среди других научных дисциплин. Основные понятия: субъект, объект, предмет, средства, условия труда. Основные принципы психологии в психофизиологии профессиональной деятельности. Деятельность, ее свойства. Роль профессиональной деятельности в жизни человека. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.
Тема 2. Методы психофизиологических исследований.
Классификация методов психофизиологического исследования. Эмпирико-познавательные методы. Эксперимент. Наблюдение, виды наблюдений. Опросные методы. Метод изучения документации. Биографический метод. Трудовой метод. Метод анализа продуктов деятельности. Тестовый метод. Метод консультирования.
Практика, самостоятельная работа.
Обсуждение задач психофизиологии профессиональной деятельности и ее место среди других научных дисциплин.
Рассмотрение таких понятий, как субъект, объект, предмет, средства, условия труда на примере конкретных профессий.
Обсуждение роли трудовой деятельности в жизни человека.
Рассмотрение основных принципов психологии в психофизиологии профессиональной деятельности.
Рассмотрение методов психофизиологического исследования.
Выходной контроль.
Проведение тестирования на определение личностной направленности «на себя, на общение, на дело».
Таблица методов психофизиологического исследования, их достоинства и недостатки.
Модуль 2. Основы профессиографии и профессиональное становление личности.
Цель: освоение основ профессиографии и изучение основ профессионального становления личности.
Входной контроль: обсуждение многообразия профессий и определение этапов развития профессионала.
Тема 3. Психофизиологические основы построения профессии и
основы профессиографии.
Профессиография как средство организации психологического изучения профессиональной деятельности. Понятия: «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала». Виды профессиограмм. Описание психологической профессиографии. Источники информации о работе. Методы психологической профессиографии. Профессионально важные качества субъекта труда. Использование профессиограмм в психологической и производственной практике.
Тема 4. Профессионализация персонала.
Классификация видов труда. Классификации профессий (по Холланду, по Климову, модульный подход).
Профессионализация. Профессионал. Формирование профессионала. Периодизация развития человека как субъекта труда (Климова, Сьюпера).
Основные варианты и фазы развития профессионала: стадии оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник. Личность и деятельность. Возрастные и биологические кризисы. Кризисы профессионального становления. Факторы, детерминирующие кризис. Способы разрешения кризиса. Профессиональные деформации личности. Детерминанты деформаций. Уровни деформаций.
Тема 5. Психофизиология профессионального подбора и профпригодности
Научные основы профессионального подбора. Основные структурные компоненты пригодности человека к работе: профессиональная направленность, общая дееспособность, единичные частные специальные способности, знания, умения, навыки. Профессиональная пригодность и профессионально важные качества. Виды профессионального подбора (отбор, консультация, ориентация).
Описание конкретных методов исследования психофизиологических функций и качеств: свойств и функциональных состояний нервной системы; свойств анализаторных систем; характеристик двигательного аппарата; высших психических функций. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений.
Практика, самостоятельная работа.
Рассмотрение профессиографии как средства организации психологического изучения профессиональной деятельности.
Обсуждение профессионально важных качеств субъекта труда в различных профессиях.
Сравнения различных классификаций профессий, их достоинства и недостатки.
Обсуждение отличий специалиста и профессионала.
Сравнение периодизаций развития человека как субъекта труда отечественных и западных авторов.
Обсуждение детерминант профессионального становление.
Рассмотрение кризисов профессионального становления.
Обсуждение способов разрешения кризисов.
Рассмотрение профессиональных деформаций личности.
Рассмотрение видов профессионального подбора, их цели и различия.
Обсуждение требований, предъявляемых к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений.
Выходной контроль.
Описание особенностей профессиональной деятельности в соответствии со профессиографической схемой.
Проведение тестирования на определение предпочтительного типа профессии (по Климову).
Проведение тестирования на определение профессионально ориентированного типа личности (по Холланду)
Составление психологической характеристики профессии с помощью модульного подхода.
Составление формулы профессии (по Климову).
Проведение игры «Угадай профессию» (используя схему анализа профиссии).
Перечень профессиональных деформаций менеджера.
Выделение и ранжирование профессионально важных качеств специалиста по управлению персоналом.
Модуль 3. Психофизиология субъекта профессиональной деятельности.
Цель: изучение компонентов работоспособности, функциональных состояний, психических процессов субъекта профессиональной деятельности.
Входной контроль: обсуждение влияния психических процессов в профессиональной деятельности.
Тема 6. Психофизиологические компоненты работоспособности.
Понятие работоспособности. Динамика работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели. Классификация профессионального утомления (симптомы и причины).
Умственный труд. Способы оптимизации профессиональной работоспособности.
Тема 7. Психофизиологические функциональные состояния.
Анализаторы человека и их участие в различных видах трудовой деятельности. Строение и деятельность нервной системы человека. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и внутренними ресурсами. Особые функциональные состояния в труде: предстартовая готовность, состояние врабатывания, состояние оптимальной работоспособности, состояние утомления, «конечный порыв», переутомление, монотония, психическое пресыщение, поглощенность процессом труда («поток»), стресс. Диагностика функциональных состояний. Классификация приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические).
Рабочий динамический стереотип. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Психологические методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде.
Тема 8. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
Психофизиологическая адаптация человека. Нервно-психическое напряжение и эмоции. Влияние эмоций на деятельность человека. Праксические состояния человека.
Тема 9. Психофизиология психических процессов.
Основные психические процессы трудовой деятельности. Мышление. Восприятие. Внимание. Память. Воображение.
Практика, самостоятельная работа.
Рассмотрение стадий изменения работоспособности в течение рабочей смены (дня), и обсуждение их особенностей.
Рассмотрение мероприятий по восстановлению после профессионального утомления.
Рассмотрение приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические).
Обсуждение влияния эмоций на деятельность человека.
Обсуждение доминирующих психических процессов в различных профессиях.
Выходной контроль.
Проведение тестирование на определение стрессоустойчивости и социальной адаптации.
Проведение тестирования на диагностику уровня эмоционального «выгорания».
Выявление доминирующего способа мышления и в соответствии с ним предпочтительные профессии.
Проведение тестирования на определение особенностей восприятия, внимания, памяти личности.
Портрет собственной личности с позиции профессиональной пригодности, по результатам комплексного тестирования.
Вопросы для контроля знаний
1. Психофизиология профессиональной деятельности как научная дисциплина, ее задачи и место среди других научных дисциплин.
2. Основные понятия психофизиологии профессиональной деятельности: субъект, объект, предмет, средства, условия труда. Основные принципы психологии в психофизиологии профессиональной деятельности.
3. Деятельность, ее свойства. Роль профессиональной деятельности в жизни человека. Трудности изучения профессиональной деятельности в условиях современной России.
4. Классификация методов психофизиологического исследования. Эмпирико-познавательные методы. Эксперимент. Наблюдение, виды наблюдений. Опросные методы. Метод изучения документации. Биографический метод. Трудовой метод. Метод анализа продуктов деятельности. Тестовый метод. Метод консультирования.
5. Профессиография как средство организации психологического изучения профессиональной деятельности. Понятия: «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала».
6. Виды профессиограмм. Описание психологической профессиографии. Источники информации о работе.
7. Методы психологической профессиографии. Использование профессиограмм в психологической и производственной практике.
8. Классификация видов труда. Классификации профессий (по Холланду, по Климову, модульный подход).
9. Профессионализация. Формирование профессионала. Периодизация развития человека как субъекта труда (Климова, Сьюпера).
Основные варианты и фазы развития профессионала: стадии оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник.
10. Личность и деятельность. Возрастные и биологические кризисы. Кризисы профессионального становления. Факторы, детерминирующие кризис. Способы разрешения кризиса.
11. Профессиональные деформации личности. Детерминанты деформаций. Уровни деформаций.
12. Научные основы профессионального подбора. Виды профессионального подбора (отбор, консультация, ориентация).
Методы исследования психофизиологических функций и качеств.
13. Профессиональная пригодность и профессионально важные качества. Основные структурные компоненты пригодности человека к работе. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений.
14. Понятие работоспособности. Динамика работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели.
15. Классификация профессионального утомления (симптомы и причины).
Умственный труд. Способы оптимизации профессиональной работоспособности.
16. Анализаторы человека и их участие в различных видах трудовой деятельности. Строение и деятельность нервной системы человека.
17. Обусловленность функциональных состояний субъекта труда характером профессиональной нагрузки, условиями труда и внутренними ресурсами. Особые виды функциональных состояний в труде. Диагностика функциональных состояний.
18. Классификация приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические).
19. Рабочий динамический стереотип.
20. Роль и место функционального состояния в поведении человека. Психологические методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний в труде.
21. Психофизиологическая адаптация человека. Нервно-психическое напряжение и эмоции. Влияние эмоций на деятельность человека.
22. Праксические состояния человека.
23. Основные психические процессы трудовой деятельности. Мышление. Восприятие. Внимание. Память. Воображение.
Литература
- Агаджанян Н. А., Тель Л. 3., Циркин В. И., Чеснокова С. В. Физиология человека. – М., 1998.
- Айдаралиев А. А., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям. – Л.: Наука, 1988.
- Андреева И. А. Социально-психологические проблемы труда и менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2001.
- Балковская Т.З. Регулирующая роль центральной нервной системы человека в процессе труда: Текст лекций. – Хабаровск, 1994.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988.
- Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
- Громов Ф.А. Производственная санитария и охрана труда: Учебное пособие. – Л., 1990.
- Деркач А. А. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. – Воронеж: Б.и., 1998.
- Дикая Л. Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке//Психологический журнал. -2002. -№ 6.
- Дружинин Г. В. Учет свойств человека в моделях технологий. – М.: Наука/ Интерпериодика, 2000.
- Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально-значимых видах труда// Психологический журнал. -2001. — №5.
- Ж. Шеррер Физиология труда. – М., 1973.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд, перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336с.
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб.пособие/ Науч.ред. Э.Ф.Зеер. – М.Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 256с.
- Каммероу Дж., Баргер Н., Кирби Л. Ваш психологический тип и стиль работы. – Пер. с англ. А.Багрянцевой.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 224с.
- Карандашев В.Н. Психология введение в профессию: Учебное пособие для вузов. – M.: Смысл, 2000.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для студ. вузов. – М.: Культура и спорт, 1998.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2004. — 304с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320с.
- Клищевская M.B. К проблеме профессионального развития // Вестник Московскою Университета Сер. 14 «Психология». — 2001. -№4.
- Клищевская М. В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности// Вестник Московского Университета Сер 14 «Психология». — 1999. — № 4.
- Кольшкин В. В. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний человека. Ч. I. – Новосибирск, 1995.
- Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник Московского университета Сер 14 «Психология». – 2000. — №3.
- Лукашевич Н. П., Сингаевская И. В., Бондарчук Е. И. Психология труда. – М.: Наука, 1997.
- Огнев А. С. Практическая психология для государственных служащих – Воронеж: Б.и., – 1998.
- Павлов С. М. Моделирование профессиональной деятельности как элемент кадровой политики. –М.: Б.и., – 1999.
- Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ.ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003. — 768с.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учебное пособие/ Под. Ред.Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой. В.М. снеткова. – СПб.: Речь. 2003. -448с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003. — 480с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие/ Под.ред.Л.М.Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184с.
- Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ. Ред. В.Н. Дружинника. – СПб.: Питер, 2002. — 672 с.
- Психология профессиональной деятельности. 2-изд./Н.Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. — 224с.
- Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. – Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
- Психология труда: Учебник для студ. Вузов/Под ред.проф.А.В.Карпова. – М.: Владос-Пресс, 2003. — 352с.
- Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика: Энциклопедический словарь / Сост.: Б. А. Душков и др.: Под ред. Б.А.Душкова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Психофизиологическое обоснование времени на отдых и его рациональное использование. Сб. трудов. – М.:НИИ труда, 1986.
- Рассет Т. Навыки эффективной обратной связи. Пер. с англ. — 2-е, изд. – СПб: Питep, 2002.
- Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.- 464с.
- Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие/В.А.Розанова -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
- Слободской А.Л., Ченцова В.Н., Ахалая О.А., Яценко С.Н. Психофизиология профессиональной деятельности/Под ред.В.Н. Ченцовой: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. — 119с.
- Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе: Практикум по психодиагностике. – СПб.: Речь, 2002.
- Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия; Высшая школа, 2001.
- Физиологические и психологические основы труда. – М.: Профиздат, 1974.
- Физиология человека: в 3-х томах/Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М., 1996.
- Шульц Д. Психология и работа: Пер. с англ. — 8-е изд. – СПб.:Питер, 2003.