1) Психоанализ

Томский Университет систем управления и радио электроники (ТУСУР)

Томский межвузовский центр дистанционного образования (ТМЦДО)

Контрольная работа № 1 по дисциплине «Философия»

План.

1) Психоанализ.

2) З.Фрейд: Человек потенциальный враг культуры и общества.

3) К. Юнг о коллективном бессознательном.

4) Э. Фромм: Быть или обладать.

1) Психоанализ.

Психоанализ- от (греческого- душа и разложение)Метод психо терапии и психологическое учение, ставящее

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р. Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения ...

в центр внимания бессознательные психические процессы и матевации.

Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на

рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания

которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений. Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения. По этому от психоанализа следует отличать фрейдизм, возводящий психоанализ в ранг филосовско-антропологических принципов.

Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы рассмотрения природных элементов человеческого существа, раскрытия психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого поведения и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологических реакций. Метод «описательной» и «объяснительной психологии» органически переплетаются между собой в учении Фрейда, образуя своеобразный метод психоаналитического исследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.

2) Человек потенциальный враг культуры и общества. (Будущее одной иллюзии)

«Прожив продолжительное время в окружении определённой культуры и приложив немало усилий, чтобы исследовать её истоки и пути развития, иной раз испытываешь искушение обратить взоры в другом направлении и поставить себе вопрос, каковы дальнейшие судьбы этой культуры и какие ей предопределены превращения, но тогда скоро заметишь ,что такое исследование с самого начала обесценено несколькими моментами. Больше всего тем, что найдётся лишь немного людей, которые были бы способны охватить человеческую деятельность во всём её объёме .Для большинства необходимо ограничить себя какой-нибудь одной или несколькими областями. Однако, Чем меньше исследователь знает о прошлом и настоящем , Тем неувереннее будет его суждение о будущем; А ещё потому, что именно в этом суждении субъективные ожидания человека играют трудно определимую в отношении его важности роль; и они-то завися т от чисто личных моментов его собственного опыта, от его более или менее оптимистической обстановки в отношении жизни, установки, которая диктуется ему темпераментом, успехами или неуспехами. Выясняется, наконец, и тот примечательный факт, что, как правило, люди с большой наивностью переживают своё настоящее и неспособны, оценить его содержание; им сначала надо отойти на какое-то расстояние – иными словами, настоящее должно сделаться прошлым, Если хочешь вывести из него отправные точки для определения будущего».

8 стр., 3606 слов

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое ...

... культуры населения. Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции5. Уровень психологической культуры человека ... человеческой природы и внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое ... чем в повседневной жизни. По сути, все ...

Под человеческой культурой Фрейд понимал то, чем человеческая жизнь отличается от жизни животных, он пренебрёг различием между культурой и цивилизацией. Цивилизация — по мнению Фрейда имеет две стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретённые людьми знания и умения, дающие им возможность овладеть силами природы и получить от неё материальные блага для удовлетворения человеческих потребностей; с другой стороны, в неё входят все те установления, которые необходимы для упорядочения отношений людей между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ. Эти направления культуры находятся в зависимости, так как на взаимоотношения людей влияет мера удовлетворения первичных позывов, которая возможна при имеющихся земных благах; также потому, что человек может вступить с другим человеком в такие отношения когда он и сам может стать материальным благом поскольку другой использует его рабочую силу или выбирает его своим сексуальным объектом, наконец, потому что — «КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕНЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВРАГОМ КУЛЬТУРЫ.»

Люди хотя и не могут жить разобщено всё же ощущают все те жертвы которые требует от них культура чтобы сделать совместную возможной жизнь. Культура это нечто навязанное большинству неким меньшинством, которое сумело присвоить себе средства принуждения и власти. Каждая культура создаётся принуждением и подавлением первичных позывов, но надо считаться с тем фактом, что у всех людей имеются разрушительные противообщественные и антикультурные тенденции. Этот психологический фактор имеет решающее значение для оценки человеческой культуры. Можно подумать, что главным в культуре является овладение природой для приобретения необходимых благ и что грозящие ей опасности можно преодолеть правильным распределением этих благ между людьми, теперь центр тяжести смещается с материального на душевное. Главный вопрос в том возможно ли вообще и в какой мере удастся облегчить тяжесть жертв, которые требуются от людей при подавлении ими своих первичных позывов. Как нельзя отказаться от принуждения , так нельзя отказаться от власти меньшинства над большинством, ибо масса ленива и несознательна , она не любит отказа от инстинктов, а доказательствами её нельзя убедить в неизбежности этого отказа, и её индивиды поощряют друг друга в собственной разнузданности. Только влиянием образцовых индивидов, признанных вождями, можно добиться от неё работы и самоотверженности. И потому Необходимо чтобы они обладали средствами власти и были бы таким образом независимы от массы. Нужно признать что культурные Установления можно удержать только при помощи принуждения: «ЛЮДИ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ НЕ ЛЮБЯТ РАБОТЫ, А ДОВОДЫ БЕССИЛЬНЫ ПРОТИВ ИХ СТРАСТЕЙ»

З. Фрейд упоминал о громадном культурном эксперименте, который проходил между ЕВРОПОЙ и Азией. И мы знаем что он завершился доказательством идеи Фрейда «КАЖДЫЙ ОТДЕЛЬНЫЙ ЧЕНЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ВРАГОМ КУЛЬТУРЫ.»

3) К. Юнг о коллективном бессознательном

И все же, интерес к идеям автора теории «архетипов» сохраняется и в центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». Оно, по словам Юнга, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”.

18 стр., 8870 слов

Личность и характер человека 2

... и общении. (А.В. Петровский) Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов). Чтобы избежать смешения понятий характера и личности, следует дать более узкое толкование характера. ... в Греции. Астрология, теология, философия, психология, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого ...

По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные “животные” поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение

и т. п. Содержанием «коллективного бессознательного» являются общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.).

Архетипы выражаются как в мифах, так и в магии, алхимии и т. д.

Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они по сути являются источником мифологии, искусства, религии, философии.

Хотя впервые об архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип — грехопадение. Как доказательство тождественности понятий грехопадения и архетипа, можно считать то, что как архетип соответствует человечеству с его зарождения, так и грехопадение, в соответствии с Ветхим Заветом, произошло еще тогда, когда все человечество было представлено лишь двумя персонами — Адамом и Евой.

Однако, если по догматическим принципам христианства искупление первородного греха возможно лишь через страдание (катарсис), то Юнг не принимал такого пути, да и другого не предлагал, считая, что архетип является неотъемлемой особенностью человеческой личности.

По Юнгу, человек подсознательно осознает свое отдаление от природы, растущую пропасть между его естественным и нынешним состоянием. Он ищет выход в магии, заклинаниях, но чем сильнее он развивается, тем менее начинают его устраивать эти субституты и подсознательный процесс сублимации заходит в тупик. Сублимация перестает действовать, растет психическое напряжение, внутренний дисбаланс, как личности, так и общества в целом. При этом бессознательное стремится компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Вторжение “коллективного бессознательного” ведет не только к индивидуальным, но и массовым психозам, появлению лжепророков (в истории XX века это ярко проявляется в появлении таких одиозных фигур как Гитлер, Сталин, Муссолини), а в итоге к массовым беспорядкам, насилию, войнам, тоталитаризму.

По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это — вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознательного мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии — идею архетипов коллективного бессознательного. Это — некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременные, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь понятие архетипа приближается к миру платоновских идей. Вторая главная тема его исследований — духовная жизнь европейского человека и выявление причин, влекущих за собой иррациональное саморазрушение человеческой личности и общества. Размышления на эту тему изложены автором в фундаментальном труде «Психологические типы. Психология индивидуализации». Юнг выделяет четыре «полюса» сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его лишь один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство — интуицией. Определяющая роль первой пары характерна для западного человека. Очевидно, что чувство и интуиция, будучи «незадействованными», вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары «полюсов» к бессознательной Юнг называет «энантинодромией» (противобежностью).

12 стр., 5513 слов

Эрих Фромм о потребностях человека 2

... портрет человека-потребителя. На протяжении всей книги Фромм проводит анализ двух способов человеческого существования - бытия и обладания. Что же такое обладание и бытие? Фромм считает обладание неотъемлемой ... или быть». Анализ двух основных способов существования: обладания и бытия фромм бытие духовный обладание Как уже говорилось, Э. Фромм написал множество хороших книг, которые потрясли и ...

Термины «экстравертный» и «интровертный» относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей; первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже во многом зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако «чистых» экстравертов или интровертов практически не существует. Любой из типов также подвержен энантинодромии, что вызывает различные обостренно болезненные состояния. По мысли Юнга, избежать этого возможно только посредством «индивидуации» — достижения полной согласованности четырех полюсов сознания путем постижения собственной личности, «самопознания», овладения всем спектром ее практических возможностей.

Многие современники Карла Густава Юнга восприняли его идеи в штыки, как восприняли в начале и идеи Фрейда. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты.

Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, — лишь предмет психоанализа. Он не учитывал факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.

13 стр., 6044 слов

Экзистенция как смысл бытия человека

... в правильности этого самого определения. Если рассматривать бытие человека, то можно его обозначить как существование как таковое человека, людей и предметов вокруг него, его идеалов, понятий, ... и как она может проявляться в жизни человека. Предмет исследования - философские понятия-проблемы «бытие», «экзистенция», «существование». Объектом исследования в данной работе является само философское ...

по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и не оформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.

4) Э. Фромм: Быть или обладать

В своей книге «Иметь или быть» (“To Have or to Be?” N-Y 1976) Фромм рассматривает два противоположных способа существования человека и общества : существование по принципу Бытия и по принципу Обладания. Необходимо заметить, что в момент выхода книги (1976 год) появились еще две книги, посвященные этой же теме. Это книга Габриэля Марселя «Быть и иметь» и «Обладание и бытие» Бальтазара Штеелина. Хотя все три книги написаны в духе гуманизма, авторы совершенно по-разному подходят к проблеме: Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек зрения, а Штеелин предлагает конструктивное обсуждение материализма в современной науке и делает своеобразный вклад в анализ действительности. Книга Фромма, напротив, содержит именно эмпирический, психологический и социальный анализ двух способов существования.

Фромм выдвигает первую аксиому — о том, что СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО НЕДОСТАТКОВ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО — ПОРОЧНО. Затем Фромм показывает, что СУЩЕСТВУЮТ ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ

ЧЕЛОВЕКА — БЫТИЕ И ОБЛАДАНИЕ. После этого Фромм доказывает, что ПОРОЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ВЫЗВАНА ИМЕННО ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮЩЕЙСЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЕЙ НЕ ОБЛАДАНИЕ.

Книга начинается с анализа понятия ЖЕЛАНИЯ. Теория благоденствия, существования, призванного удовлетворять желания (радикальный гедонизм) никогда не выдвигалась никем из великих философов ни в Китае, ни в

Индии, ни в Европе. Единственным исключением был ученик Сократа Аристипп (1-я половина 4в до н.э.).

Аристипп был единственным в истории философии гедонистом, который учил, что само существование желания служит основанием для права на его удовлетворение и тем самым осуществления цели жизни — Наслаждения. Никто из других великих Учителей прошлого не утверждал, что фактическое существование желания создает некую этическую норму. Они

различали субъективные, ощущаемые потребности и объективные, действительные потребности, реализация которых ведет к развитию человека.

Возрождение философии гедонизма у философов 17 — 18 века, а в нашу эпоху – возврат к теории и практике радикального гедонизма Фромм объясняет расцветом эгоистично индустриальной системы человеческих ценностей, где бурный расцвет индустриального производства ориентирован на максимальное потребление: «Наше время — время величайшего социального эксперимента, который когда-либо был осуществлен, чтобы решить вопрос, может ли достижение наслаждения быть удовлетворительным ответом на проблему человеческого существования».

7 стр., 3311 слов

Понятие бытия в философии Э.Фромма.

... НЕДОСТАТКОВ И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО - ПОРОЧНО. Затем Фромм показывает, что СУЩЕСТВУЮТ ДВА СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - БЫТИЕ И ОБЛАДАНИЕ. После этого Фромм доказывает, что ПОРОЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА ВЫЗВАНА ... Be?" N-Y 1976) Фромм рассматривает два противоположных способа существования человека и общества : существование по принципу Бытия и по принципу Обладания. Необходимо заметить, что в ...

Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению заведомо несчастных людей: одиноких и ощущающих свою зависимость. Выход из этой ситуации Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и

установок человека. Анализируя пороки современного общества, противопоставляя ему все великие учения — Христианство, Буддизм, Марксизм и др., Фромм делает вывод, что обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Интересное подтверждение своих идей Фромм находит в идиоматических изменениях в языке индустриальных стран. Некоторое изменение смыслового значения понятий бытия и обладания нашло в последнее время отражение в западных языках и выразилось во все большем использовании существительных и все меньшем — глаголов. Это связано с тем, что ДЕЙСТВИЕ заменяется на эквивалент ОБЛАДАНИЯ: вместо «Я думаю» — «У меня ЕСТЬ идея». Фромм подчеркивает изменения в разговорной речи, происшедшие за последние десятилетия: если в начале века пациент, приходя к врачу говорил: «Я обеспокоен, я не могу заснуть», то в современном языке эта фраза выглядит иначе: «У меня есть проблемы. У меня бессонница. Сам по себе лингвистический анализ, конечно, не может служить каким-либо веским аргументом, однако с психологической точки зрения этот пример свидетельствует о высокой степени бессознательной отчужденности. Доказывая, что существование по принципу ОБЛАДАНИЯ не является естественным, Фромм приводит интересный пример: во многих древних языках слово ИМЕТЬ вообще отсутствует и должно передаваться косвенной формой – «это относится ко мне».

ДАЛЕЕ ФРОММ ФОРМУЛИРУЕТ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАДАНИЯ И БЫТИЯ:

«Под обладанием и бытием я понимаю не некие отдельные качества субъекта, а два разных вида ориентации в мире, две структуры, преобладание одной из которых определяет все, сто человек думает, чувствует и делает».

ПРИ СУЩЕСТВОВАНИИ ПО ПРИНЦИПУ ОБЛАДАНИЯ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ ВЫРАЖАЕТСЯ В СТРЕМЛЕНИИ СДЕЛАТЬ ЕГО ОБЪЕКТОМ ВЛАДЕНИЯ, В СТРЕМЛЕНИИ ПРЕВРАТИТЬ ВСЕ, И В ТОМ ЧИСЛЕ САМОГО СЕБЯ, В СВОЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

Существование по принципу бытия различается на две формы: одна из их является противоположностью обладания и означает жизнелюбие и причастность к миру, другая форма бытия — это противоположность видимости, она относится к истинной природе, истинной реальности личности или вещи в отличии от обманчивой видимости.

Одним из наиболее важных моментов концепции бытия, разработанной западной философией, является понятие ПРОЦЕССА, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ДВИЖЕНИЯ, как элемента, присущего бытию. Наоборот ОБЛАДАНИЮ (как НЕБЫТИЮ) присуща ПАССИВНОСТЬ.

Фромм последовательно показывает ОБЛАДАНИЕ и БЫТИЕ в современной жизни, в таких ее аспектах, как : ОБУЧЕНИЕ- наличие, либо отсутствие реагирования на информацию. ПАМЯТЬ — актавное и механическое хранение информации: заметки и записи, как форма обладания, являются отчужденной памятью. БЕСЕДА — соперники (беседа как форма товарообмена) и собеседники (удовлетворение от общения).

ЧТЕНИЕ — наличие и отсутствие продуктивного сопереживания .ВЛАСТЬ – «обладать властью» либо «быть властью». На вопросе власти следует остановиться подробнее: Фромм различает

8 стр., 3611 слов

Концепция человека Эриха Фромма в философской антропологии

... точкой отчета при осмыслении проблемы человека Фромм сделал исследование способа его бытия. Согласно концепции Фромма, специфика бытия человека связана с непреходящей «экзистенциальной дихотомией», ... направления философо-антропологической концепции Фромма, рассмотреть биологическую и социальную природу человека, психологические аспекты бытия человека, программу Фромма по изменению человека и ...

два типа власти — рациональную, основанную на компетентности и иррациональную, основанную на силе. Власть по принципу бытия основывается на сущности личности — компетентной и высокоразвитой, имеющей вследствии этого авторитет. Для доказательства необходимости именно такой власти Фромм упоминает эксперимент Х. М. .Р. .Дельгадо с животными (1967), который доказал, что при утрате именно компетентности, а не силы, доминирующее животное немедленно утрачивает власть. Вместе с этим Фромм показывает, что в большинстве иерархически сложных обществ власть, основанная на компетентности уступает место власти, основанной на общественном статусе. В частности в современном демократическом обществе власть людей, избранных благодаря фотогеничной внешности и сумме денег, вложенных в предвыборную компанию, не обеспечивает непременной компетентности этих людей. Такое явление Фромм называет «отчуждением власти».

Фромм показывает, что два способа существования человека — бытие и обладание — суть потенциальные возможности человеческой природы, однако в результате внешних условий принцип обладания чаще берет верх. Фромм опровергает мнение о том, что принцип обладания является основой человеческой природы.

АНАЛИЗ МОДУСА ОБЛАДАНИЯ

Анализируя различия между двумя способами существования, Фромм снова подчеркивает тенденции к обладанию в современном обществе, которые отражаются в отношении индивида к собственности: если в 19 веке человек делая покупку хотел ее сохранить надолго, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент перенесен на сам процесс потребления: покупка автомобиля, одежды, либо безделушки делается по схеме: приобретение — временное обладание — выбрасывание — приобретение новой модели. Ярким примером такого круга приобретения служит автомобиль. Анализируя столь частую смену автомобиля Фромм приходит к выводу, что в западном обществе автомобиль служит символом статуса его владельца, расширяющим границы его власти. Автомобиль более новой марки соответствует более высокому статусу его владельца. Фромм подразделяет обладание на экзистенциальное — обладание предметами, необходимыми для выживания и характерологического обладания — страстного желания удержать и сохранить. Фромм еще раз подчеркивает, что это состояние сознания не является врожденным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием.

Список литературы:

  1. Советский энциклопедический словарь (1984)
  2. Философский энциклопедический словарь (1983)
  3. Зигмунд Фрейд Антология мысли «Эксмо — Пресс» Москва «Фолио» Харьков (1998)
  4. Эрхард Фромм . Иметь или быть ?, М., «Прогресс» (1990)
  5. . Л. И. Бондаренко «Моя жизнь – история реализации бессознательного», «Человек» № 2, (1995)
  6. К. Г. Юнг «Архетип и символ», М., 1991