Методы педагогического исследования 2

Методы научно-педагогического исследования

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Все их разнообразие можно разделить на 3 группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Метод — способ изучения явлений, процессов, закономерностей окружающего мира. Методы научно-педагогического исследования бывают:

1.Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения: — определение задач и цели; - выбор объекта, предмета и ситуации; - выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); - выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись); - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное — «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное. Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

4 стр., 1624 слов

Методы педагогических исследований

... системы разнообразных методов: педагогическое наблюдение, метод исследовательской беседы, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперемент, изучение и обобщение передового опыта, социологические методы исследования (анкетирование рейтинг), методы математической ...

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — это самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, ответы записываются открыто. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Беседу и интервью называют опросом «Лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник).

Изучение школьной документации(личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед эффективности.

Педагогический эксперимент— исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания. Выделяют следующие этапы эксперимента: — теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования); - методический (разработка методики исследования и его плана, программы);- собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); - аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. Различают эксперимент естественный и лабораторный — создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент.

6 стр., 2845 слов

Методы анализа документов

... фотографии и др. Именно как альтернатива традиционным неформализованным методам анализа документов возникли формализованные стандартизированные методы анализа содержания документальных источников. Они стали складываться в сфере ... задачам социологического исследования. При этом пара­метры анализа соответствуют признаку объекта исследования, а кате­гория анализа - значению данного признака. Например, в ...

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо владеть техникой его проведения, здесь требуется особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Изучение пед. опыта.

Методы обработки и объяснения собранных материалов. Обработка данных имеет количественный и качественный аспекты. Методы первичной обработки данных упорядочивают информацию об объекте и предмете изучения: табулирование и построение диаграмм, гистограмм, полигонов распределения и кривых распределения. Вторичная обработка — статистический анализ итогов первичной обработки (корреляционный, дисперсионный, факторный, регрессионный, таксонометрический анализ, шкалирование).

Качественные методы: классификация, типологизация, систематизация, периодизация.

Интерпретационные методы: генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.

Лонгитюдный метод — длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Выявление динамики существования и прогнозирование дальнейшего развития объекта.

Психодиагностические методики можно разделить на две группы:

20 стр., 9987 слов

Методы первичной обработки

... объекта (объектов). Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов. [16] В качественной обработке ... методы: а) лабораторный эксперимент; б) естественный эксперимент; в) формирующий эксперимент. 4. Психодиагностические методы: а) психодиагностические тесты; б) психосемантическпе методы; в) психомоторные методы; г) методы ... кибернетические методы в педагогике. М ... методик. ...

Высокого уровня формализации: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. Характерно: определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания, стандартизация, надежность и валидность; короткие сроки сбора информации; количественное и качественное сравнение индивидов между собой.

Мало формализованные методики: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности. Характерно: трудоемкость, измерение процессов и явлений, трудно поддающиеся объективизации; основа — профессиональный опыт и подготовленность психодиагностика.

2.Теоретические. необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Анализ— разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю структуру объекта.

Синтез— соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое.

Дедукция— движение от общего знания к частному.

Индукция— нахождение общего на основе частных случаев.

Классификацияпредполагает распределение во взаимосвязанные группы, разряды или классы объектов, предметов, явлений на основе существенных признаков.

Сравнениекак сопоставление познаваемых с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация.

Абстрагирование— процесс мысленного отвлечения какого-либо свойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Конкретизация предполагает включение абстрактного понятия в многообразие действительных свойств, связей и отношений.

Изучение документации, архивных документов.

Построение гипотез. Гипотеза — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Типы гипотез:

В зависимости от системы научного знания: теоретические — с целью устранения противоречий в теории или между теорией и экспериментом; эмпирические — опровергают или подтверждают эксперимент.

По содержанию гипотезы делятся: явления (было оно или не было); связи между явлениями; причины связи между явлениями.

13 стр., 6393 слов

Место и роль «психологической педагогики» в системе современного научного знания

... имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению ... воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления[11]. Основные ... основами последней. Педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. Ее центральной проблемой ...

По организации: научные — для организации эксперимента; статистические — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Моделирование. Модель — специальные, искусственно созданные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реальными объектами, подлежащими изучению. Функции моделей: на эмпирическом уровне — реконструирующая, измерительная, описательная; на теоретическом уровне — интерпретационная, прогнозирующая, критериальная, эвристическая; на практическом уровне — познавательно-иллюстрирующая, обучающая, развлекательно-игровая.

Теор методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и спец работ по педагогике; худ литературы о школе, воспитании, учителе, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3.Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Научное исследование — такое исследование, результатом которого является новое знание о действительности, отвечающее критериям истинности.

Позиции идеального научного исследования:

Причина ведет за собой следствие;

Получаемый результат не зависит от времени (остается таким же);

Научное знание объективно (не зависит от личности исследователя, его мотивов);

Зависимость научного исследования от его метода.

Дополнительные особенности реального исследования:

Мир и, следовательно, его закономерности необратимы, они иные в каждый момент времени.

12 стр., 5743 слов

Методология и методы организации научного исследования

... опыта. Опытная работа. Эксперимент. Организация комплексного эксперимента. 38. Особенности измерений в социальной работе. Содержательные критерии качества объекта исследования. Уровневые показатели. ... 3. Сущность научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Задачи научного исследования в социальной педагогике и работе. 4. Методология научного исследования, ее уровни. ...

Люди уникальны, в том числе и исследователи, следовательно, нельзя полностью воспроизвести эксперимент в иных условиях.

Так как исследование зависит от метода, то этот метод необходимо разработать так, чтобы он давал результат, максимально приближенный к идеальному.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector