Методология психологического исследования

1.Определение понятия наука.

Наука это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Результатом научной деятельности может быто описание реальности, объяснение и предсказание процессов и явлений которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости. Идеалом научного поиска считается открытие законов. Физика, химия, биологи, психология – это науки. Однако есть наука предметом изучения, которой является само научное знание в разных формах его проявления, и является метонаукой. Она состоит из:

-гносеологии (теория познания, являющаяся частью философии)

-методологии наук (учения о методах познания мира)

Цель гносеологии: определение знания, его истинности и критериев оценки истинности.

Цель методологии: определение правил, способов и приёмов изучения действительности.

Гносеология — теоретическая база методологии.

5. Проблема парадигмы в научной психологии.

Парадигма – это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод оборудование и пр. Это правила и стандарты в научной деятельности, принятые в научном обществе на сегодняшний день, до очередной научной революции. Существование парадигмы является признаком зрелости науки. Проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вунда и его школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца 19 нач. 20 века перенесли основные требования к научному методу на почву психологии. И до сих пор продолжают ориентироваться на принцип организации экспериментального научного исследования.

2. Основные урони методологии науки.

Методология – это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности.

Методология психологии включает в себя следующие положения:

— учение о структуре и функциях психологического знания;

— исходные, ключевые, фундаментальные психологические положения (теории, концепции, гипотезы) имеющие общенаучный смысл;

— учение о логике и методах психологического исследования;

— учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

6. Принципы научного исследования.

В научной методологии есть два основных принципа проверки гипотез: принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости, которые являются критериями научного знания.

Принцип верифицируемости, был выдвинут О.Контом в 19 веке. Он предполагает, что учёный должен создавать теорию не умозрительно а основываясь на обнаруженных фактах и закономерностях.

Принцип фальсифицируемости, предложен К.Поппером. Учёный сформулировал его в виде правила: «Мы не знаем – мы можем только предполагать», т е каждая теория это всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментально.

Принцип объективности. Он выражается во всестороннем учёте порождающих то или иное явление факторов, условий в которых они развиваются. Он диктует требование доказательности.

Принцип сущностного анализа. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению и прогнозированию

Генетический принцип. Предполагает рассмотрение изучаемого факта на основе анализа условий его происхождения и последующего развития.

Принцип единства логического и исторического. Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта и теории.

Принцип концептуального единства. Предполагает последовательное построение исследования на основе единой концепции.

3. Теоретическое и эмпирическое знание.

Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»:

— единичный факт

— эмпирическое обобщение;

— модель;

— закономерность;

— закон как необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями;

Теория в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений.

Эмпирическое и теоретическое – это философско-методологические категории характеризующие две основополагающие формы научного познания, а так же структурные компоненты и урони научного знания.

Эмпирическое исследование направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента.

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности.

7. Типы научного исследования.

Цель науки –постижение истины. А способ достижения истины – научное исследование.

Типы научных иссле:

— Эмпирические и теоретические.

По характеру научные исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальное направлено на познание реальности. Прикладное проводится в целях получения знания, для решения конкретной задачи.

Монодисциплинарные и междисциплинарные. Монодис – проводится в рамках отдельной науки. Меж-е требуют участия специалистов различных областей.

Комплексные и аналитические.

Компл-е исслед – проводится с помощью системы методов и методик, где учёные стремятся охватить максимальное число параметров.

Однофакторное и аналитическое исследование направлено на выявление одного существенного аспекта реальности.

По цели проведения исследования делят на:

Поисковые исследования направлены на получение новых результатов.

Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, гипотезы, модели, закона.

Уточняющие исследования, их цель установление границ в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

Воспроизводящие исследования, цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности. Это основа всей науки.

4. Научный метод.

Наука как система знаний характеризуется:

— полнотой

— достоверностью

— систематичностью.

Наука как человеческая деятельность характеризуется методом. Единственным допустимым методом является научный метод, принятый в научном обществе.

Научный метод – это совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности, которые признаны научным обществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Т. Кун выделил два состояния науки:

— революционную фазу

— фазу «нормальной науки»

«Нормальная наука» это исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых достижений

8. Уровни и структура научной теории.

Ю.Н.Карандашев выделили след уровни научной теории:

Концептуальный уровень, признаки:

— дедуктивность- аксиоматический способ анализа проблемы.

— гносеологический – знание о знании.

— универсальности – знание об объекте относится к любой предметной области.

— теоретичности – знания получают опосредованным путём, через сравнение.

Научности – знание полученное логическим путём остаётся знанием ради знания.

Метасистемный уровень (признаки те же, только здесь исследовательская мысль движется от частного к общему)

Общесистемный уровень, признаки:

— индуктивности

— универсальности

— научности

— теоретичности

— но:онтологичности т. е высказывания проецируются на действительность, имеют своего «двойника»

Теоретический уровень, признаки:

— индуктивности

— онтологичности

— теоретичности

— научности

— но:региональности т.е высказывание приобретает специфику той предметной сферы, которую оно описывает.

Эмпирический уровень, признаки:

— индуктивности

— онтологичности

— региональности

— научности

-но: эмпиричности т.е переход от теоретичности к эмпиричности.

Методический уровень (признаки что и в предыдущем + признак методичности)

Практический уровень (признаки как и на предыдущем, но происходит переход от научности к практичности.

Структура теории:

Эксперимент ставиться для того чтобы проверить эмпирические предсказания.

Компоненты теории: исходную эмпирическую основу, базис, логику теории, множество утверждений.

По способу построения различают:1.Аксиоматические теории – строятся на основе аксиом.

2.Гипотетико-дедуктивные – строятся на предположениях.

По степени формализованности:

1.Качественные (без привлечения математического аппарата а.Маслоу)

2.Формализованные (теория инттеллекта Ж.Пиаже)

3.Формальные (их немного В,А.Лефевра «Модель субъекта со свободной волей»

Различают:

— эмпирическое основание (эмпир-е факты которые положили основу построения теории)

— предсказательную мощность теории (т е какие явления реальности она может предсказывать)

9. Общая характеристика психолого- педагогического исследования.

Теория псих-ого исследования опирается на ряд предположений:

1.Время непрерывно, оно направлено из прошлого в будущее.

2.События необратимы.

3.Следствие не может быть раньше причины.

4.Пространство, в котором происходят события изотопно.

5.События в мире происходят независимо от нашего знания о них.

Эти требования относятся к идеальному исследованию и его идеальному варианту.

Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но должно быть к нему приближено. Соответствие реальное исследование идеальному будем называть внутренней валидностью. А соответствиереального исследования объктивной реальности – внешней валидностью.

Отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую или прогностическую валидность.

13. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.

Для описания научной проблемы, предмета и гипотезы исследования требуется выбор соответствующих понятий, это происходит в такой последовательности:

1.Поиск теории, которая наибольшим способом приблизилась к решению исследуемой проблемы.

2.Теоретическое уточнение понятий. То есть, что конкретно вкладывает исследователь в содержание используемых понятий. Всё это размещается в теоретической главе, в которой отражена точка автора на проблему.

3.Проводится эмпирическая интерпритация понятий, или операциональное определение.

С этой целью понятие «разлагается» на такие составляющие которые можно измерить, зафиксировать.

10. Проблема научного исследования.

Под проблемой понимают вопрос, для ответа на который в науке отсутствуют знания или их недостаточно.

Проблемы делятся на:

-реальные проблемы

— «псевдопроблемы» (которые только кажутся значимыми)

— неразрешимые проблемы (например создание вечного двигателя)

Источниками проблем являются:

— практическая жизненная задача (например профилактика наркозависимости)

— противоречия, возникающие в ходе развития самой науки или нечто неизвестное в науке.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями.

Проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.

Этапы формулирования проблемы:

1.Выявление нехватки сведений о реальности.

2.Описание проблемы на уровне обыденного языка.

3.Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

14. Гипотеза научного исследования.

Гипотеза – это обоснованное предположение о том, каким путём можно получить искомый результат. Это самый важный методологический инструмент исследования.

Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из анализа проблемы, т е формулируется на основе проблемы.

Теоретические выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории.

Научная гипотеза должна удовлетворять принципам:

1.Фальсифицируемости (т. е может опровергнута в ходе эксперимента)

2.Верифицируемости (т.е подтверждена в ходе эксперимента)

Исходя из содержания, различают три основных вида экспериментальных гипотез:

— гипотезы о наличии некоторого психологического явления (гипотезы о фактах)

— описательные гипотезы (направлены на изучение структуры исследуемого объекта)

— объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.

Статистические гипотезы – утверждения в отношении неизвестного параметра.

Формулирование гипотез:

1.Выделение группы фактов которые должны быть объяснены новой гипотезой.

2.Формулировка гипотезы.

3.Выведение следствий из гипотезы.

4.Сопоставление следствий гипотезы с наблюдениями, экспериментами.

5.Превращение гипотезы в знание или научную теорию.

11. Цели и задачи исследования.

Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.

Задачи исследования определяют порядок реализации цели, т е порядок проведения, этапы исследования, характер результатов. Поэтому задачи должны быть конкретными, и сформулированы так, чтобы под них можно было подобрать методику. В начале формулировки задач обычно стоят глаголы: описать, объяснить, выявить, подобрать, изучить, разработать, провести сравнение. Для описания проблемы, целей и задач и результатов исследования используется единый понятийный аппарат, который определяется теорией.

15. Основные общенаучные исследовательские методы.

Метод – это совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методика – конкретная техническая реализация определённого метода.

Все методы современной науки делятся на:

1.Теоретические. (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация)

2.Эмпирические. (наблюдение, эксперимент, измерение)

3.Метод моделирования. (исследователь пользуется методом аналогий «от частного к общему», работает с помощью методов дедукции) Различают физическое (исследуется экспериметально) и знаково-символическое (модель реализуется в виде компьютерной программы) моделирование.

4.Интерпитационные методы. (методы представления и обработки данных).

12.Объект и предмет исследования.

Под объектом исследования понимается конкретное психическое явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности.

А предмет исследования- это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предмет исследования должен совпадать с названием темы исследования. Объект также должен быть отражён в названии темы. После определения предмета, необходимо описать объект в целом, для этого используют системный подход, согласно которому объект рассматривается как система.

Системно-структурный подход согласно Платонову:

1.Уточнение, какой псих-ий феномен берётся для анализа.

2.Выявление большего числа элементов этого целого.

3.Группирование этих элементов в число подструктур.

4.Установление связей

между элементами.

Такое описание позволяет более продуктивно организовать исследование.

Вопросы к зачёту «Методологии психологического исследования».

1.Определение понятия наука.

2. Основные урони методологии науки.

3. Теоретическое и эмпирическое знание.

4. Научный метод.

5. Проблема парадигмы в научной психологии.

6. Принципы научного исследования.

7. Типы научного исследования.

8. Уровни и структура научной теории.

9. Общая характеристика психолого- педагогического исследования.

10. Проблема научного исследования.

11. Цели и задачи исследования.

12.Объект и предмет исследования.

13. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.

14. Гипотеза научного исследования.

15. Основные общенаучные исследовательские методы.