1.Определение понятия наука. Наука это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Результатом научной деятельности может быто описание реальности, объяснение и предсказание процессов и явлений которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости. Идеалом научного поиска считается открытие законов. Физика, химия, биологи, психология – это науки. Однако есть наука предметом изучения, которой является само научное знание в разных формах его проявления, и является метонаукой. Она состоит из: -гносеологии (теория познания, являющаяся частью философии) -методологии наук (учения о методах познания мира) Цель гносеологии: определение знания, его истинности и критериев оценки истинности. Цель методологии: определение правил, способов и приёмов изучения действительности. Гносеология — теоретическая база методологии. 5. Проблема парадигмы в научной психологии. Парадигма – это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод оборудование и пр. Это правила и стандарты в научной деятельности, принятые в научном обществе на сегодняшний день, до очередной научной революции. Существование парадигмы является признаком зрелости науки. Проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вунда и его школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца 19 нач. 20 века перенесли основные требования к научному методу на почву психологии. И до сих пор продолжают ориентироваться на принцип организации экспериментального научного исследования. |
2. Основные урони методологии науки. Методология – это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности. Методология психологии включает в себя следующие положения: — учение о структуре и функциях психологического знания; — исходные, ключевые, фундаментальные психологические положения (теории, концепции, гипотезы) имеющие общенаучный смысл; — учение о логике и методах психологического исследования; — учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики. 6. Принципы научного исследования. В научной методологии есть два основных принципа проверки гипотез: принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости, которые являются критериями научного знания. Принцип верифицируемости, был выдвинут О.Контом в 19 веке. Он предполагает, что учёный должен создавать теорию не умозрительно а основываясь на обнаруженных фактах и закономерностях. Принцип фальсифицируемости, предложен К.Поппером. Учёный сформулировал его в виде правила: «Мы не знаем – мы можем только предполагать», т е каждая теория это всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментально. Принцип объективности. Он выражается во всестороннем учёте порождающих то или иное явление факторов, условий в которых они развиваются. Он диктует требование доказательности. Принцип сущностного анализа. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению и прогнозированию Генетический принцип. Предполагает рассмотрение изучаемого факта на основе анализа условий его происхождения и последующего развития. Принцип единства логического и исторического. Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта и теории. Принцип концептуального единства. Предполагает последовательное построение исследования на основе единой концепции. |
3. Теоретическое и эмпирическое знание. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое – теоретическое знание»: — единичный факт — эмпирическое обобщение; — модель; — закономерность; — закон как необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями; Теория в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений. Эмпирическое и теоретическое – это философско-методологические категории характеризующие две основополагающие формы научного познания, а так же структурные компоненты и урони научного знания. Эмпирическое исследование направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности. 7. Типы научного исследования. Цель науки –постижение истины. А способ достижения истины – научное исследование. Типы научных иссле: — Эмпирические и теоретические. По характеру научные исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное направлено на познание реальности. Прикладное проводится в целях получения знания, для решения конкретной задачи. Монодисциплинарные и междисциплинарные. Монодис – проводится в рамках отдельной науки. Меж-е требуют участия специалистов различных областей. Комплексные и аналитические. Компл-е исслед – проводится с помощью системы методов и методик, где учёные стремятся охватить максимальное число параметров. Однофакторное и аналитическое исследование направлено на выявление одного существенного аспекта реальности. По цели проведения исследования делят на: Поисковые исследования направлены на получение новых результатов. Критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, гипотезы, модели, закона. Уточняющие исследования, их цель установление границ в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Воспроизводящие исследования, цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности. Это основа всей науки. |
4. Научный метод. Наука как система знаний характеризуется: — полнотой — достоверностью — систематичностью. Наука как человеческая деятельность характеризуется методом. Единственным допустимым методом является научный метод, принятый в научном обществе. Научный метод – это совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности, которые признаны научным обществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя. Т. Кун выделил два состояния науки: — революционную фазу — фазу «нормальной науки» «Нормальная наука» это исследование, опирающееся на одно или несколько прошлых достижений 8. Уровни и структура научной теории. Ю.Н.Карандашев выделили след уровни научной теории: Концептуальный уровень, признаки: — дедуктивность- аксиоматический способ анализа проблемы. — гносеологический – знание о знании. — универсальности – знание об объекте относится к любой предметной области. — теоретичности – знания получают опосредованным путём, через сравнение. Научности – знание полученное логическим путём остаётся знанием ради знания. Метасистемный уровень (признаки те же, только здесь исследовательская мысль движется от частного к общему) Общесистемный уровень, признаки: — индуктивности — универсальности — научности — теоретичности — но:онтологичности т. е высказывания проецируются на действительность, имеют своего «двойника» Теоретический уровень, признаки: — индуктивности — онтологичности — теоретичности — научности — но:региональности т.е высказывание приобретает специфику той предметной сферы, которую оно описывает. Эмпирический уровень, признаки: — индуктивности — онтологичности — региональности — научности -но: эмпиричности т.е переход от теоретичности к эмпиричности. Методический уровень (признаки что и в предыдущем + признак методичности) Практический уровень (признаки как и на предыдущем, но происходит переход от научности к практичности. Структура теории: Эксперимент ставиться для того чтобы проверить эмпирические предсказания. Компоненты теории: исходную эмпирическую основу, базис, логику теории, множество утверждений. По способу построения различают:1.Аксиоматические теории – строятся на основе аксиом. 2.Гипотетико-дедуктивные – строятся на предположениях. По степени формализованности: 1.Качественные (без привлечения математического аппарата а.Маслоу) 2.Формализованные (теория инттеллекта Ж.Пиаже) 3.Формальные (их немного В,А.Лефевра «Модель субъекта со свободной волей» Различают: — эмпирическое основание (эмпир-е факты которые положили основу построения теории) — предсказательную мощность теории (т е какие явления реальности она может предсказывать) |
9. Общая характеристика психолого- педагогического исследования. Теория псих-ого исследования опирается на ряд предположений: 1.Время непрерывно, оно направлено из прошлого в будущее. 2.События необратимы. 3.Следствие не может быть раньше причины. 4.Пространство, в котором происходят события изотопно. 5.События в мире происходят независимо от нашего знания о них. Эти требования относятся к идеальному исследованию и его идеальному варианту. Реальное исследование не может полностью соответствовать идеальному, но должно быть к нему приближено. Соответствие реальное исследование идеальному будем называть внутренней валидностью. А соответствиереального исследования объктивной реальности – внешней валидностью. Отношение идеального исследования к реальности можно охарактеризовать как теоретическую или прогностическую валидность. 13. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий. Для описания научной проблемы, предмета и гипотезы исследования требуется выбор соответствующих понятий, это происходит в такой последовательности: 1.Поиск теории, которая наибольшим способом приблизилась к решению исследуемой проблемы. 2.Теоретическое уточнение понятий. То есть, что конкретно вкладывает исследователь в содержание используемых понятий. Всё это размещается в теоретической главе, в которой отражена точка автора на проблему. 3.Проводится эмпирическая интерпритация понятий, или операциональное определение. С этой целью понятие «разлагается» на такие составляющие которые можно измерить, зафиксировать. |
10. Проблема научного исследования. Под проблемой понимают вопрос, для ответа на который в науке отсутствуют знания или их недостаточно. Проблемы делятся на: -реальные проблемы — «псевдопроблемы» (которые только кажутся значимыми) — неразрешимые проблемы (например создание вечного двигателя) Источниками проблем являются: — практическая жизненная задача (например профилактика наркозависимости) — противоречия, возникающие в ходе развития самой науки или нечто неизвестное в науке. Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями. Проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Этапы формулирования проблемы: 1.Выявление нехватки сведений о реальности. 2.Описание проблемы на уровне обыденного языка. 3.Формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. 14. Гипотеза научного исследования. Гипотеза – это обоснованное предположение о том, каким путём можно получить искомый результат. Это самый важный методологический инструмент исследования. Гипотеза – это научное предположение, которое вытекает из анализа проблемы, т е формулируется на основе проблемы. Теоретические выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам: 1.Фальсифицируемости (т. е может опровергнута в ходе эксперимента) 2.Верифицируемости (т.е подтверждена в ходе эксперимента) Исходя из содержания, различают три основных вида экспериментальных гипотез: — гипотезы о наличии некоторого психологического явления (гипотезы о фактах) — описательные гипотезы (направлены на изучение структуры исследуемого объекта) — объяснительные гипотезы представляют собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Статистические гипотезы – утверждения в отношении неизвестного параметра. Формулирование гипотез: 1.Выделение группы фактов которые должны быть объяснены новой гипотезой. 2.Формулировка гипотезы. 3.Выведение следствий из гипотезы. 4.Сопоставление следствий гипотезы с наблюдениями, экспериментами. 5.Превращение гипотезы в знание или научную теорию. |
11. Цели и задачи исследования. Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Задачи исследования определяют порядок реализации цели, т е порядок проведения, этапы исследования, характер результатов. Поэтому задачи должны быть конкретными, и сформулированы так, чтобы под них можно было подобрать методику. В начале формулировки задач обычно стоят глаголы: описать, объяснить, выявить, подобрать, изучить, разработать, провести сравнение. Для описания проблемы, целей и задач и результатов исследования используется единый понятийный аппарат, который определяется теорией. 15. Основные общенаучные исследовательские методы. Метод – это совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методика – конкретная техническая реализация определённого метода. Все методы современной науки делятся на: 1.Теоретические. (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация) 2.Эмпирические. (наблюдение, эксперимент, измерение) 3.Метод моделирования. (исследователь пользуется методом аналогий «от частного к общему», работает с помощью методов дедукции) Различают физическое (исследуется экспериметально) и знаково-символическое (модель реализуется в виде компьютерной программы) моделирование. 4.Интерпитационные методы. (методы представления и обработки данных). |
12.Объект и предмет исследования. Под объектом исследования понимается конкретное психическое явление: психический процесс, психическое состояние, психическое свойство личности. А предмет исследования- это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предмет исследования должен совпадать с названием темы исследования. Объект также должен быть отражён в названии темы. После определения предмета, необходимо описать объект в целом, для этого используют системный подход, согласно которому объект рассматривается как система. Системно-структурный подход согласно Платонову: 1.Уточнение, какой псих-ий феномен берётся для анализа. 2.Выявление большего числа элементов этого целого. 3.Группирование этих элементов в число подструктур. 4.Установление связей между элементами. Такое описание позволяет более продуктивно организовать исследование. |
Вопросы к зачёту «Методологии психологического исследования».
1.Определение понятия наука.
2. Основные урони методологии науки.
3. Теоретическое и эмпирическое знание.
4. Научный метод.
5. Проблема парадигмы в научной психологии.
6. Принципы научного исследования.
7. Типы научного исследования.
8. Уровни и структура научной теории.
9. Общая характеристика психолого- педагогического исследования.
10. Проблема научного исследования.
11. Цели и задачи исследования.
12.Объект и предмет исследования.
13. Теоретическое и эмпирическое уточнение понятий.
14. Гипотеза научного исследования.
15. Основные общенаучные исследовательские методы.