МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф.Потемкиной
ОПИСАНИЕ
Методика Потемкиной Ольги Федоровны «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» состоит из 80 вопросов.
Методика направлена на выявление степени выраженности социально-психологических установок на:
– «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат» (40 вопросов),
– «свобода-власть», «труд-деньги» (40 вопросов).
Опросник состоит из двух субтестов:
1. методика выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат»;
2. методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу-власть», «труд-деньги».
ОБРАБОТКА в 1 и во 2 субтесте
Процесс 1 субтест
Труд 2 субтест
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Результат 1 субтест
Свобода 2 субтест
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Альтруизм 1 субтест
Власть 2 субтест
3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Эгоизм 1 субтест
Деньги 2 субтест
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл, баллы суммируются. Максимальное значение — 10 баллов.
Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически.
Для этого необходимо начертить четыре вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из них от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.
Далее следует эти точки соединить. В результате получится профиль (в виде лепестковой диаграммы, или радиограммы), отражающий особенности социально-психологических установок.
Методика диагностики социально-психологических установок личности ...
... и в группе. Инструкция. Вам предлагается ответить на 25 вопросов. Прочитав внимательно вопрос, ответьте на него, поставив знак"+". МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ... всей жизни.Она сосредотачивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит. Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, ...
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Значения по шкалам обозначают важность для человека каждого из описываемых ниже типов мотивов. Важно не только то, какое (или какие) из этих значений наиболее велико, но и то, как они соотносятся между собой и какое из них наименьшее.
Ориентация на процесс.
При больших значениях по шкале человек имеет установку на процесс. В работе или другой деятельности ему важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели он относительно мало задумывается, поэтому, например, может опоздать со сдачей работы. А уж если процесс стал ему неинтересен, он может и вовсе забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Но зато человеку с такой установкой легче справиться с задачей, где важен именно сам процесс — например, игрой в театре.
Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываютсянад достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Ориентация на результат.
Большие значения по шкале обозначают установку на результат. Человек стремится достигать результата в своей деятельности вопреки всему — суете, помехам, неудачам… Он может входить в число самых надежных сотрудников. Но он может за стремлением к достижению результата забыть обо всем остальном — например, кому-то ненамеренно навредить или просто сделать дело быстро, но некрасиво («проехать на бульдозере»).
Ориентация на альтруизм.
При больших значениях по шкале человек имеет установку на альтруизм, на то, чтобы действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу).
Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Традиционно эта установка считается ценной и человек, обладающий ею — заслуживающим всяческого уважения. Действительно, наверное, величайшие деяния добра совершались из альтруизма — но и зла, заметим, тоже. Альтруист может быть весьма опасен для себя и окружающих, когда начинает самоотверженно «загонять» человечество (или просто семью или группу) в счастье. Но если он не позволяет себе такого, то может быть чрезвычайно полезен окружающим и, при этом, быть от этого счастливым вне зависимости от личного положения. Хотя подпускать его, скажем, к финансовому управлению коммерческой организацией опасно… Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.
Ориентация на эгоизм.
Взаимосвязь ценностных ориентаций и репродуктивных установок
... субъективных установок относительно частных ситуаций до общих нормативных установок, составляющих ценностные ориентации коллективов. «Социальные установки являются ... но и в силу внутренних процессов своего развития. В современных условиях ... личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в ... реализовать себя не только на работе, но и дома, в семье ...
Когда имеется большое значение по шкале, человек сосредоточен в основном на своих личных интересах. Это не обязательно означает, что его интересы сводятся к материальной выгоде — просто при принятии решений он весьма серьезно учитывает то, как их последствия отразятся на нем лично. Обладать такой установкой могут как злобный вор и скряга, так и просто вполне моральный и добрый человек, придерживающийся «разумного эгоизма». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных профессий” встречается довольно часто.
Ориентация на труд.
Большое значение по шкале говорит об установке на труд. Человек все время использует для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд сам по себе приносит ему больше радости и удовольствия, чем другие занятия. В отличие от установки на процесс, здесь человеку важно чувствовать, что он не просто «занят», а именно «работает». При этом то, насколько этот труд на самом деле результативен, имеет мало значения, но важно, насколько он одобряем руководством или обществом. Так, такая установка — одна из причин продолжения работы, когда зарплату не платят и заплатить не могут в принципе, поскольку продукция никому не нужна.
Ориентация на деньги.
При больших значениях по шкале человек имеет установку на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния. Когда у него их нет, он думает, в основном, о том, как их достать, а когда они есть — как их не потерять и преумножить их количество. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо. Он не обязательно станет их, скажем, воровать, но при выборе работы для себя скорее обратит внимание на зарплату, чем на интересность.
Ориентация на свободу.
При больших значениях по шкале человек имеет установку на свободу. Она для него — главная ценность. Он не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности).
Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.
Ориентация на власть.
Большое значение по шкале означает, что человек имеет установку на власть. Он хочет чувствовать контроль над другими людьми и на многое готов ради этого. Он может оказаться в результате тираном, но может и стать неплохим руководителем. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.
Человек с любой установкой (точнее, набором установок — довольно редко лишь одна установка оказывается полностью доминирующей, т.е. значения по остальным шкалам резко меньше) может найти как свое вполне полезное место в обществе, так и свой способ разрушить все вокруг себя. Но то, зачем (и частично — каким образом) человек сделает то или другое, и показывается результатами данного теста и опросника К. Томаса — «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» (Адаптация Н. В. Гришиной).
Ценности и их роль в жизни человека
... активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, ... к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, ...
Знания особенностей мотивационной сферы человека важно при профотборе, профориентации и личном консультировании, в частности – семейном. Различия между супругами в установках часто вносят разлад в семейные отношения.
Следует отметить, что можно, на основании результатов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:
1) Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.
2) Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.
3) Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.
ИНСТРУКЦИЯ: «Ответить на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе».
Текст опросника
Субтест №1
Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат»
1.Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?
2.Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
3.Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
4.Вы обычно много времени уделяете своей особе?
5.Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?
6.Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
7.Вам легче просить за других, чем за себя?
8.Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
9.Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?
10.Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?
11.Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чемлибо просят?
12.Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
13.Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
14.Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
15.Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?
16.Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?
17.Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
18.Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
ФОРМЫ ВЛАСТИ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. В.Г. Ледяев
... Первый из них — расхождения в трактовке власти. То, что одни исследователи считают властью, другие могут рассматривать в качестве ее основы ... который усматривает силовое воздействие в ситуациях типа “кошелек или жизнь” [Bierstedt 1950: 733]. Однако, как резонно указывают Бахрах ... и Барац, здесь мы имеем дело не с использованием, а с угрозой использования силы: “Если ...
19.Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
20.Вам трудно заставить себя сделатьчто-то для других?
21.Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
22.Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
23.Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
24.Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
25.Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
26.Вам часто удается довести начатое дело до конца?
27.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни жить интересами других людей?
28.Вы можете назвать себя эгоистом?
29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
30.Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
31.Ваша отличительная черта бескорыстие?
32.Свободное время Вы используете для своих увлечений?
Субтест №2
Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода — власть», «труд — деньги»
1.Вы согласны, что самое главное в жизни быть мастером своего дела?
2.Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
3.Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
4.Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
5.Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
6.Основное стремление в Вашей жизни свобода, а не власть и деньги?
7.Вы согласны, что иметь власть над людьми наиболее важная ценность?
8.Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
9.Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
10.Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
11.Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти это ее сила?
12.Вы уверены, что все можно купить за деньги?
13.Вы выбираете друзей по деловым качествам?
14.Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
15.Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?
16.Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
17.Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
18.Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
19.Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
20.Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
Деньги как всеобщее средство обмена в философии
... делает деньги, деньги “делают” человека - они формируют и его образ жизни, и его образ мыслей. Что же они дают человеку - свободу или ... и опустошению чувств. Интересы владения соответственно устремлены на сами деньги; деньги, которые в силу своей природы могут быть только ... сила общественной рациональности - это не только "воля к власти", как думал Ницше. Возможно, это воля к служению, жертве, ...
21.В жизни Вас радует только отличный результат работы?
22.Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?
23.Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
24.Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
25.Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?
26.Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
27.Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?
28.Вы согласны, что деньги “не пахнут” и неважно, как они заработаны?
29.Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?
30.Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
31.Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
32.Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?
33.Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?
Литература
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.641-648.
Рамендик Д.М. Деловое общение.—М.: АРДИС, 2007. — 156 с.