УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра дошкольного образования
ФАКУЛЬТЕТ педагогики и психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
для обеспечения
контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)
по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика»
Для специальностей
-
01 02 Дошкольное образование.
Дополнительная специальность
-
01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология
1—2 курс
КСР – 44 часов, 1—3 семестр |
Материалы подготовлены: Кондратюк С.В., старшим преподавателем кафедры дошкольного образования; (в соответствии с Положением о контролируемой самостоятельной работе студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341). |
Из них: Лекции – 8 часов |
|
Практические занятия – 36 часов |
|
Барановичи, 2012
Содержание
№ |
№ темы |
Кол-во часов |
Курс, семестр |
Тема, вопросы для изучения |
1 |
1.1 |
2 |
I, I |
Методы научно-педагогического исследования |
2 |
1.4 |
2 |
I, I |
Белорусская народная педагогика
|
3 |
1.7 |
2 |
I, I |
Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка
|
4 |
1.9 |
2 |
I, I |
Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси: совершенствование системы дошкольного образования Беларуси
|
5 |
1.10 |
2 |
I, I |
Система дошкольного образования Республики Беларусь. Дошкольное образование за рубежом
|
6 |
1.11 |
2 |
I, I |
Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования |
7 |
2.1 |
2 |
I, II |
Становление и развитие педагогики раннего детства |
8 |
2.3 |
2 |
I, II |
Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста |
9 |
3.1 |
2 |
I, II |
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста: средства физического воспитания |
10 |
4.1 |
2 |
I, II |
Теории игры |
11 |
4.2 |
2 |
I, II |
Сюжетно-ролевая игра |
12 |
4.3 |
2 |
I, II |
Режиссерская игра дошкольников |
13 |
4.7 |
2 |
I, II |
Игрушка |
14 |
4.8 |
2 |
I, II |
Организация труда детей в дошкольном учреждении |
15 |
4.10 |
2 |
I, II |
Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения |
16 |
5.3 |
2 |
II,III |
Дошкольная дидактика: формы организации обучения дошкольников |
17 |
6.2 |
2 |
II,III |
Воспитание гуманности
|
18 |
6.3 |
2 |
II,III |
Воспитание нравственно-волевых черт характера |
19 |
6.4 |
2 |
II,III |
Воспитание коллективизма |
20 |
6.6 |
2 |
II,III |
Формирование качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста |
21 |
6.8 |
2 |
II,III |
Основы экономического воспитания дошкольников
|
22 |
7.1 |
2 |
II,III |
Теоретические основы эстетического воспитания: условия и формы организации эстетического воспитания |
Методы научно-педагогического исследования
КСР № 1
Цель – систематизировать представления студентов о методах и этапах научно-педагогического исследования.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Сущность педагогического исследования, его виды.
- Этапы педагогического исследования.
- Теоретические методы исследования
- Эмпирическое методы педагогического исследования (значение, особенности использования, способы фиксации результатов, анализ результатов использования методы);
а) эксперимент
б) наблюдение;
в) опросные методы;
г) тестирование;
Задания для самостоятельной работы
- Выпишите основные понятия темы
- Составьте схему «Методы педагогического исследования»
- Заполните таблицу «Эмпирические методы исследования» по следующим параметрам: цель, особенности использования, способы фиксации результатов, анализ результатов использования метода
Список литературы
- Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. М.2007. с.10-12.
- Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, Н.Г. Саморуковой. — .1989. – Ч.1. – с.22-25.
- Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007.
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.
- Кавелевич М.С. Педагогика. Мазыр,. 2001г.
- Подласый И.Б. педагогика: учебн для студ вузов. М.1996. С-42-70,
- Сластенин В.А. и др.Педагогика: учебн пособие для сду /под ред В.А. Сластенина. М., 2002. — .80-99.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефиницияз, иллюстрациях. М., 1999. С.57-88.
Форма контроля — Конспект выполнения заданий
Белорусская народная педагогика кср № 2
Цель: Закрепить представления студентов о белорусской семье как о главном источнике развития дошкольной педагогики.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Основные воспитательные идеи белорусской народной педагогики.
- Исторические традиции воспитания детей в белорусских семьях
- Принципы воспитания.
- Средства воспитания.
- Методы воспитания детей, используемые в белорусской народной педагогике.
Задания для самостоятельной работы
- Составить терминологический словарь по теме (народная педагогика, традиции, средства, методы воспитания в белорусской народной педагогике).
- Подобрать и записать в тетрадь 5 белорусских народных пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен.
- Составить таблицу «Особенности белорусской народной педагогики» по следующим параметрам:
— воспитательные идеи;
— принципы воспитания;
— средства воспитания;
— методы воспитания.
Список литературы
- Арлова, Г. П. Беларуская народная педагогіка / Г. П. Арлова. – Минск: Народная асвета, 1993.
- Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая [и др.]. – Минск, 1999.
- Кавалевич М.С. Педагогика. Мазыр,. 2001г.
Форма контроля– тест (Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 6-7.
Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка кср № 3
Цель: познакомить студентов с документами по защите прав ребенка, учить работать с документацией.
Вопросы для обсуждения
- Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.
- Структура и содержание Конвенции и правах ребенка.
- Основные положения Закона РБ о правах ребенка.
Задания для самостоятельной работы
- Заполните таблицу «законодательные документы о правах ребенка»
Законодательный документ
Дата утверждения
Основные положения
Конвенция о правах ребенка
Закон о правах ребенка РБ
- Проанализируйте педагогические и детские газеты, журналы (на выбор студента), изданные за последние 2-3 года, с позиции освещения в них вопросов защиты прав и правового воспитания детей.
- Разработайте конкретное содержание одной из форм работы с родителями (на выбор: родительское собрание, круглый стол, консультация, праздник в детском саду, беседа и т.д.) по ознакомлению с правами ребенка.
- Подготовьте конспект этической беседы о правах ребенка в стране, мире, о правах ребенка в группе.
Задание 3 или 4 выполняется по выбору студента.
Список литературы
- Конвенция о правах ребенка // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 6 – 9.
- Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»// Пралеска. – 2000. – № 12.
- Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» // Адукацыя і выхаванне.– 1994. – № 2.
- Смагина Л. Права ребенка в дошкольном возрасте // Пралеска. 2004. — № 12.
- Будякова Т. О. О праве ребенка на честь и достоинство // дошкольное воспитание. – 2004. № 3. С.19-20.
- Ладутько Л., Шкляр С. Конвенция о правах ребенка: практическийракурс // Пралеска. 2004. — № 5,7.
Форма контроля — конспект, тест
Контрольные задания
Выполните тестовые задания и там, где возможно укажите порядковый номер статьи Конвенции о правах ребенка:
- Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?
а) Ф.М. Достоевскому;
б) А.П. Чехову;
в) А.М. Горькому.
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) в 1948 г.;
б) в 1959 г.;
в) в 1966 г.
- В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) в 1968 г.;
б) в 1982 г.;
в) в 1989 г.
- Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность;
в) Состояние здоровья.
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги;
б) родители;
в) члены правительства.
- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство.
- Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию; и вредить здоровью;
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
- Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию ребенка:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости.
- ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет;
в) 19 лет.
Совершенствование системы дошкольного образования Беларуси. Кср № 4
Цель:закрепить представления студентов о совершенствовании и развитии общественного дошкольного воспитания в Беларуси, формирование умений анализировать документы.
Задания для выполнения
- Основные изменения в области дошкольного образования РБ с 90-х гг. XX века по настоящее время.
- Изучите и законспектируйте «Концепцию дошкольного образования» (2000).
Выделите:
— основные цели, задачи дошкольного образования в период реформирования;
— принципы и функции дошкольного образования;
— структуру дошкольного образования;
3. Изучите и проанализируйте тематику статей журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Управление дошкольным образованием» за период 2004-2010 гг. и выделите актуальные проблемы дошкольного образования в этот период.
Список литературы
- Концепция дошкольного образования Мн. 2000г. // Пралеска. 2001. № 1. С. 5-11.
- Журнал «Пралеска» 2004. №12, 2005. № 12, 2006. № 12, 2007. №12, 2008. №12, 2009. № 12.
- Караніна І. Рэформа адукаціі: новыя тыпы дашкольных устаноў. Ориентир – личность ребенка // Пралеска. 2001. № 6. С.3-11.
- Карасцялева Т. Асноўныя накірункі ўдасканалення дашкольнай адукацыі // Пралеска. 2003. № 10. С. 2.
- Краснічэнка Т. Першыя дашкольныя ўстановы на Беларусі // Пралеска. 2002. № 10. С.16-18.
- Сачанка А. Якасць дашкольнай адукацыі: стан, праблемы, перспектывы // Пралеска. 2003, № 12. С. 2-3.
- Сапун И. Состояние, проблемы и перспективы деятельности центров развития ребенка // Пралеска. 2003. № 12. С. 16.
- Бабунова, Е. Век нынешний и век минувший [Текст] / Е. Бабунова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 13-15
- Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны: факты и воспоминания [Текст] / Л. М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2010. — № 3. — С. 115-122.
- Воронецкая, Л. Н. Научно-методическое обеспечение – гарантированное качество образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / Л. Н. Воронецкая // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.9-11.
- Гриневич, Н. Г. Актуальные проблемы в деятельности дошкольных учреждений / Н. Г. Гриневич // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.6-9.
- Давыдова, О. И. Гуманизация жизнедеятельности современного ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. — № 8. – С.62-69
- Дингилевская, Л. Воспитание с радостью [Текст] : детский сад и новые формы дошкольного образования / Л. Дингилевская, С. Юшко // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 3. – С.37
- Килеева, Г. Из истории общественного дошкольного воспитания / Г. Килеева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2010. — № 6. — С. 6—10
- Комарова, Е. Развитие ДОУ / Е. Комарова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 19-25
- Копылова, Л. А. Работа кружков Центра дополнительного образования [Текст] / Л. А. Копылова // Ребёнок в детском саду. – 2009. — № 4. – С.69-74
- Кузнецова, Е. Б. Инновации в управленческой деятельности ДОУ [Текст] / Е. Б. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 4. – С.10-19.
- Кузьмичёва, Е. И. О проблемах дошкольного образования [Текст] / Е. И. Кузьмичёва // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 2. – С.38-39
- Кунецов, А. Дошкольное образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов [Текст] / А. Кунецов // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 26-29
- Митрофанова, Т. Преемственность поколений [Текст] / Т. Митрофанова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 11-12
- Пашковец, Н. Дошкольное образование: проблемы и тенденции [Текст] : международная научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования / Н. Пашковец, Л. Клышко, Н. Будчанин // Пралеска : Научно-методический журнал. – 2010. — № 5.
- Сыщикова, А. В. Дополнительное образование в ДОУ [Текст] / А. В. Сыщикова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 2. – С.80-82
- Шаехова, Р. К. Проектирование и реализация предшкольного образования [Текст] / Р. К. Шаехова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 1. – С.115-122.
- Шумарина, А. П. К вопросу повышения качества дошкольного образования [Текст] / А. П. Шумарина // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. — № 4. – С.20-28
Форма контроля – Конспект выполнения заданий, реферат по теме вопроса № 1 или № 3.
Дошкольное образование за рубежом кср№ 5
Цель – познакомить студентов с образовательными системами дошкольного образования за рубежом, сделать сравнительных анализ систем дошкольного образования.
Задания для выполнения
- Подготовить проекты, отражающие основные характеристики дошкольного образования за рубежом (Германия, Франция, Великобритания, США, Япония и др.).
- Сделать сравнительный анализ системы дошкольного образования Республики Беларусь и системы дошкольного образования за рубежом (страна на выбор) по следующим параметрам: наличие государственной системы дошкольного образования, цель дошкольного образования, программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, типы дошкольных учреждений, система подготовки воспитателей.
Список литературы
- Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. М.: Академия, 2001.
- Баева, Л. О содержании и организации современного дошкольного образования Англии [Текст] / Л. Баева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2007. — № 11. — С.21-25
- Брукхов, К. Дошкольное образование в Голландии [Текст] / К. Брукхов // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2009. — № 4. — С.111-120
- Езопова, С. А. Анализ системы дошкольного образования в современной России / С. А. Езопова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 1. — С. 7—11
- Шабала, Я. Дошкольное образование в Германии [Текст] / Я. Шабала // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2009. — N 11. — С.13-17
Форма контроля– проект (реферат), опрос по карточкам
Современное программное обеспечение деятельности
учреждений дошкольного образования
КСР № 6
Цель – познакомить студентов с образовательными программами сверх базового компонента в Республике Беларусь и российскими образовательными программами в области дошкольного образования.
Вопросы для обсуждения
- Характеристика белорусских образовательных программ сверх базового компонента.
- Российские образовательные программы, их особенности.
Задания для самостоятельной работы
- Заполните таблицу «Сравнительный анализ цели и структуры программ сверх базового компонента и российских образовательных программ»
Название программы |
Год издания |
Авторы |
Цель, задачи |
Структура и содержание |
Список литературы
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебн. пособ для студ. Высш и сред пед учеб. Заведений /под ред. Т.И. Ерофеевой. М.2000. С. 32-127.
- Архипова Е.А. Современный детский сад: программное обеспечение. Мн. 2001.
- Детство.
- Радуга.
- Первый шаг.
Форма контроля – Конспект выполнения заданий, тест
Становление и развитие педагогики раннего детства
КСР № 7
Цель – закрепить представления студентов о взглядах педагогов и психологов о воспитании детей раннего возраста.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Народная педагогика об особенностях воспитания детей раннего возраста.
- Педагоги и психологи о необходимости и возможности воспитания детей в первых дней жизни.
- Организация семейного и общественного воспитания детей раннего возраста.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте схему «Народная педагогика об особенностях воспитания детей раннего возраста»
Название возраста детей
Забота о детях до их рождения
Структура семьи
Воспитатели детей
Методы воспитания
Средства воспитания
- Заполните таблицу «Педагоги и психологи о необходимости и возможности воспитания детей с первых лет жизни»
Автор
Педагогические идеи
- Составьте педагогический кроссворд по теме
- Напишите аннотацию на одну из книг о воспитании детей раннего возраста
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1977.
Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой. М, 1981.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,1987, 2003.
Задание для углубленного изучения по свободному выбору
- Составьте аннотированный список литературы для родителей по воспитанию и развитию детей раннего возраста за последние 10 лет.
Список литературы
- Арлова Г.П. Беларусская народная педагогика МН. 1993. С.88-117.
- Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007.
- Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая [и др.]. – Минск, 1999.
- Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А Куликова – М.: Академия, 1999.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л. Н. Павлова [и др.]; под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986
- Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А. С. Галанов. – М.: Аркти, 2003.
- Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.– М., 1996.
Форма контроля– конспект выполнения заданий, (реферат)
Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста кср № 8
Цель – систематизировать знания и представления студентов о воспитании детей первого года жизни.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Особенности развития и задач воспитания детей первого года жизни.
- Характеристика этапов и ведущих линий развития.
- Режим дня каждого возрастного этапа.
- Методика организации режимных процессов.
- Организация активной деятельности детей первого года жизни.
- Контроль и учет нервно-психического развития детей.
Задания для самостоятельной работы
- Заполните таблицу «Этапы и ведущие линии развития»
Ведущие линии развития |
Этапы развития |
|||
От 0 до 3 месяцев. |
От 3 месяцев до 6 месяцев |
От 6 месяцев до 9 месяцев |
От 9 месяцев до 1 года |
|
|
|
|
|
|
- Составьте таблицу «Режимные процессы детей первого года жизни»
Этапы |
Количество кормлений |
Интервалы между кормлениями |
Количество отрезкой дневного сна |
Длительность отрезка дневного сна |
Длительность ночного сна |
Длительность отрезка бодрствования |
|
|
|
|
|
|
|
- Выделите и запишите правила организации режимных процессов.
- Составьте примерный перечень дидактических игр и занятий с детьми первого года жизни.
- Определите возраст ребенка
Вариант 1
Ребенок различает звуки, цвет, форму предметов. Появляется избирательное отношение ко взрослым. Малыш тянется к игрушкам, может удерживать одновременно их в обеих руках. Многократно произносит одни и те слоги (ма-ма, ба-ба и др.).
Умеет переворачиваться с живота на спину, лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
Вариант 2
Ребенок умеет открывать и закрывать двухместную матрешку, ставить кубик на кубик, катать машину и коляску, кормить игрушечную собачку и кошку и др. В активном словаре малыша появляются слова, обозначающие близких – мама, папа, баба, предметы — тик-так, би-би, действия – дай, бах и др. В пассивном словаре насчитывается 20-30 слов. Ребенок овладевает ходьбой.
Задания по свободному выбору
- Подобрать детские фотографии на тему «Ведущие линии развития детей первого года жизни»
Список литературы
- Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л. Н. Павлова [и др.]; под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986
- Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А. С. Галанов. – М.: Аркти, 2003.
- Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.– М., 1996.
- Спок Б. ребенок и уход за ним. М., 1991. С.166-175.
- Мещерякова С., Авдеева Н. С чего начинается личность? // Дошкольное воспитание . 2004. – № 8. – С.86-94.
- Разенкова Ю, Выродова И. Игры занятия с детьми в возрасте от 1 до 3 месяцев // Дошкольное воспитание . 2003. – № 8. – С.88-95.
- Разенкова Ю, Выродова И. Игры занятия с детьми в возрасте от 3 до 6 месяцев // Дошкольное воспитание . 2004. – № 3. – С.90-104.
- Теплюк С. Новорожденный // Дошкольное воспитание. 2003. — № 3. – с. 96-102.
- Теплюк С. Давайте знакомиться вновь // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. – с. 104-109.
Форма контроля- конспект выполнения заданий, тест.
Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.
Средства физического воспитания
КСР № 9
Цель – закрепить представления о средствах физического воспитания дошкольников, их использовании в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
Вопросы для самостоятельного изучения
- Общая характеристика средств физического воспитании дошкольников.
- Режим дня дошкольников
- Методика проведения режимных процессов в детском саду.
- Закаливание в детском саду. Методика проведения закаливающих процедур.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте схему «средства физического воспитания дошкольников».
- Сравните примерные режимы дня групп «Малыши», «Почемучки», «Фантазеры» по программе «Пралеска», выделите различия и зафиксируйте их.
- Подберите пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные песни для использования в работе с детьми при проведении режимных процессов.
- Составьте схему «Виды закаливания»
- Выделите основные правила проведения закаливающих процедур в детском саду.
Список литературы
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.
- Дошкольная педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / В.И. Логинова, П. Г. Саморукова [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. Ч.1 –с.86-88, 98-100.
- Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв,2007.
- Работаем по программе «Пралеска» / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв,2007.
- Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Богина Т.Л. Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987
- Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова. — Москва : ТЦ Сфера, 2007. — 204 с.
Форма контроля- конспект выполнения заданий, контрольная работа.
Теоретические основы игры
КСР № 10
Цель — формировать представления о теоретических основах игровой деятельности.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Значение игры в развитии личности ребенка-дошкольника.
- Историческое происхождение игры
- Психолого-педагогическая характеристика игры как деятельности.
- Разнообразие детских игр. Разные подходы к их классификации.
Задания для самостоятельного выполнения
- Составьте тезисы ответа на 1 вопрос.
- Заполните схему «Социальные и биологические основы игры»
- Составьте таблицу (схему) ответа на 3 вопрос.
- Составьте таблицу, отражающую разные подходы к классификации детских игр.
Автор (авторы) классификации игр
Критерии классификации игр
- На примере конкретной игры раскройте структуру игры как деятельности
Список литературы
- Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.
- Игра дошкольника / С. Л. Новоселова [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2002.
- Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М. А. Васильева [и др.]; под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.
- Спивакоская А.С. Игра – это серьезно. М., 1981.
Форма контроля – конспект выполнения заданий
Сюжетно-ролевая игра дошкольников кср № 11
Цель:формировать конструктивные умения планирования организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Условия и направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
- Уровни развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
- Комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить схему «Условия и направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»
2. Заполнить таблицу «Уровни развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре»
Уровни развития взаимоотношений в игре |
Методы организации игровой ситуации и руководства игрой |
3. На основе программы «Пралеска» составить по одному конспекту ролевой игры для каждого возрастного периода (малыши, средние, старшие дошкольники).
4. Законспектировать и проанализировать одну из ниже перечисленных статей.
- Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1987. — № 7. – с. 45-50.
- Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1987. — № 7. – С. – 45-50.
- Круиз по стране умных игр [Текст] : игровой круиз / Н. Я. Вартанян [и др.] // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2010. — № 1. — С. 50-52.
- Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр [Текст] / В. В. Кухлинская // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2009. — № 1. — С.52-62
- Самостоятельные игры во дворе (жилой зоне) [Текст] : занятие с детьми дошкольного возраста / В. Поддубский // Здаровы лад жыцця. «У дапамогу педагогу» : Навукова-метадычны часопіс. — 2010. — № 4. — С. 42-43
- Тамаки Т. Анализ развития ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 2. – С. 50.
- Центр игровой поддержки ребёнка [Текст] : использование современных методов организации игровой деятельности / О. Степанова // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2010. — № 1. — С. 6-13. —
Список литературы
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко. – М. 1988.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
- Куликова С.А. Козлова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1999.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
- Спиваковская А. Игра – это серьезно. – М., 1981.
Формы контроля: проверка конспекта
Режиссерская игра
КСР № 12
Цель – закрепить и расширить представления студентов об особенностях и организации режиссерских игр дошкольников
Смотреть: Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 22-24.
Форма контроля – конспект, тест.
Игрушка
КСР № 13
Цель: закрепить знания и представления студентов об игрушке, ее воспитательной и развивающей ценности, методике внесения игрушки.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Характеристика игрушки, ее значение для удовлетворения потребности ребенка в игре. Образовательная и воспитательная ценность игрушки.
- История игрушки.
- Педагогические, художественные, гигиенические требования к игрушке.
- Методика внесения игрушки и игры с ними в разных возрастных группах детского сада.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте схему «История возникновения игрушки»
2. Заполнить таблицу «Классификации игрушек»
Ф.И. О. автора классификации игрушек |
Виды игрушек |
|
|
- Составьте схему «Требования, предъявляемые к игрушке».
4. Составьте конспект знакомства детей с новой игрушкой (возраст по выбору), указав в конспекте программные задачи, оборудование, словарная работа, подробный ход игры-занятия с указанием диалогов воспитателя и детей.
5.Составьте рекомендации для родителей: «Организация предметно-игровой среды в домашних условиях»
6. Проанализируйте одну из статей и напишите аннотацию:
- Бодраченко, И. Забытые игрушки: игровое занятие / И. Бодраченко // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 2. — С.7-10.
- Жирнова, Н. Н. Отечественные педагоги конца ХІХ в. О роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Н. Н. Жирнова, Е. А. Авилова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2009. — № 7. — С. 96-102
- Жолнерович, Н. Игрушка: её место и роль в воспитании ребёнка / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2007. — N 12. — С.6-9.
- Захарова, В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке / В. Захарова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2008. — № 1. — С.71 — 74.
- Калиновская, М. Образные игрушки в жизни детей дошкольного возраста [Текст] : значение образной игрушки в развитии ребёнка / М. Калиновская // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2009. — N 4, 8, 9. — С.34-37, 26-30, 53-55.
- Куцакова, Н. В. Вкусные игрушки : фигурки из теста к празднику Воскресения Христова / Н. В. Куцакова // Дошкольник. Младший школьник : журнал для занятий с детьми. — 2009. — № 2. — С. 21
- Луговская, Е. В. Игрушка «Ротик» / Е. В. Луговская // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 2. — С.60-64.
- Сончик, Г. «Где же ваши погремушки?»: занятие для родителей и детей группы кратковременного пребывания / Г. Сончик // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2009. — N 7. — С.53
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко. – М. 1988.
- Куликова С.А. Козлова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1999.
- Игрушки и пособия для детского сада / В. М. Изгаршева [и др.]; под ред. В. М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1982.
Формы контроля:проверка конспекта выполнения заданий, рекомендаций
Организация труда детей в дошкольном учреждении
КСР № 14
Цель:закрепить представления студентов о видах труда, условиях и средствах трудового воспитания дошкольников
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Содержание каждого вида труда.
3. Условия организации труда дошкольников.
4. Средства трудового воспитания дошкольников.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните содержанием таблицу «Виды и содержание труда дошкольников»
Виды труда |
Характеристика |
|||
Значение |
Специфика |
Содержание |
Методика руководства |
|
Самообслуживание |
|
|
|
|
Хозяйственно-бытовой труд |
|
|
|
|
Труд в природе |
|
|
|
|
Ручной труд. |
|
|
|
|
- Проанализируйте программные требования по приобщению детей дошкольного возраста в разных возрастных группах (на основе программы «Пралеска»).
Анализ сделайте на схеме:
Вид труда |
Содержание труда |
||
Группа «Малыши» |
Группа «Почемучки» |
Группа «Фантазеры» |
|
2. Законспектировать вопрос: «Условия организации труда дошкольников»
3. Подготовить памятку «Средства трудового воспитания дошкольников»
- Дошкольная педагогика : в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др.]. — М., 1988.
- Дошкольник в семье / сост. В. И. Чудакова [и др.]. — Минск, 1984.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
- Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т. А. Маркова. — М., 1991.
- Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1983.
- Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. — М., 1983.
- Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д. В. Сергеева. — М., 1980.
Формы контроля:проверка конспекта, таблицы, памятки
Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения кср № 15
Цель:закрепить представления студентов об организации общения как вида деятельности, его средствах и формах. Сформировать представления о педагогическом общении, критериях его эффективности, видах и стилях.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Влияние общения на развитие личности ребенка.
- Средства общения
- Трудности общения дошкольников.
- Роль взрослого в организации общения между детьми в различных видах деятельности.
- Педагогическое общение, критерии его эффективности.
Задания для самостоятельного выполнения
- Выпишите основные понятия темы и дайте им определения.
- Используя знания, полученные в курсе возрастной психологии, составьте тезисы ответа на вопрос: «Роль общения в развитии и социализации ребенка дошкольного возраста»
- Составьте схему, отражающую смысловые связи между понятиями темы: формы общения, мотивы общения, средства общения.
- Перечислите основные функции, виды и стили педагогического общения.
- Выпишите из учебника (Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С-184-185) перечень основных знаний и умений, направленных на повышение эффективности педагогического общения.
- Составьте рецензию на статью Амонашвили Ш.А. Что такое педагогическое общение? // Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С193-194.
Задания по свободному выбору
- Самостоятельно разработать правила общения педагога с ребенком:
– в процессе общения с ребенком воспитатель должен…
– в общении воспитателя с ребенком недопустимо….
(выполняется индивидуально или подгруппой (не более 5 человек).
Если выполняется подгруппой, то необходимо оформить как наглядность).
Список литературы
- Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической технике. /под ред. Л.И. Рувинского. М.,1987. С.14-62.
- Панько Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования. Мн. 2005, Гл.3. Общение и развитие личности дошкольника. С.37-80.
- Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н Шиянов. М.,1997.
- Амонашвили Ш.А. Что такое педагогическое общение? // Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С193-194.
- Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999.
- Галигузова Л.И., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.,1996.
Дошкольная дидактика кср № 16
Цель – закрепить знания о формах обучения дошкольников, формировать конструктивные умения составления конспекта занятия в детском саду.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Понятие организационных формах обучения дошкольников.
- Типы и виды занятий в детском саду.
- Экскурсия как форма организации обучения
Задания для самостоятельной работы
- Выпишите основные понятия.
- Составьте схему: Типы и виды занятий в детском саду»
- Заполните таблицу «Специфика форм обучения дошкольников»
Форма организации обучения
Специфика
Дидактическая цель
Степень самостоятельности
Соотношение индивидуальной и коллективной работы
Особенности педагогического руководства
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
- Составьте подробный конспект проведения занятия для детей среднего (старшего) дошкольного возраста, используя следующую схему:
- Цель и задачи занятия (программное содержание)
- Оборудование
- Ход занятия
— организация начала занятия
— основная часть занятия
— окончание занятия.
- Подготовьте тезисы ответа на вопрос «Экскурсия как форма обучения».
Список литературы
- Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика . – М., 1998. – С.133-140.
- Васильева А.В. Совершенствование обучения в детском саду. – МН., 1980.
- Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой . –М., 1988. – Ч.2.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.,2007. – С.205-225.
- Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – М.2009. – С.116-121.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1987.
Форма контроля – Конспект, контрольная работа
Воспитание гуманности кср 17
Цель – систематизировать знания и представления о методике воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста, формировать умения решать педагогические ситуации.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Основные понятия темы
- Роль различных видов деятельности в формировании гуманности
- Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада.
- Программа «Дружные ребята» о воспитании гуманности у детей дошкольного возраста, ее структура и содержание.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте словарь педагогических понятий: гуманизм, гуманность, гуманистическое воспитание, сопереживание, сочувствие, эмпатия, отзывчивость, доброта.
- Законспектируйте статью Виноградова А.М. Воспитание сочувствия // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/под ред. А.М. Виноградовой. М.1989. С.21-31.
- Подберите проблемную педагогическую ситуацию по формированию у дошкольников гуманного отношения к людям. Поставьте вопросы к ней.
- Заполните таблицу «Роль различных видов деятельности в формировании гуманности»
Вид деятельности |
Задачи формирования гуманности |
Методы и приемы |
Игра Общение Труд Познавательно-практическая деятельность Художественная деятельность |
|
|
- Заполните таблицу «Воспитание гуманности в разных возрастных группах»
Возраст
Задачи
Содержание
Методы и приемы
- Законспектируйте программу «Дружные ребята»
Список литературы
- Виноградова А.М. Воспитание сочувствия // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/под ред. А.М. Виноградовой. М.1989. С.21-31.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник, МН, 2004
- Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002. С.111-117.
- Пеньковская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи удетей 4-го и 5-го года жизни // Нравственное воспитание дошкольников /Под ред В.Г. Нечаевой М.1972. с.112-157.
- Программа «Дружные ребята» (буре Р.С.) // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений М.2000. – с.153-164.
- Воспитание гуманных чувств у детей / Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло [и др.]; под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. – Киев: Радяньска школа, 1987
- Курочкина, И. Н. Как научить ребёнка поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – М.: Владос, 2002.
Форма контроля- Конспект, анализ педагогических ситуаций
Воспитание нравственно-волевых черт характера
КСР 18
Цель — формировать представления о нравственно-волевых чертах характера у дошкольников и методике их воспитания.
Смотреть: Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 38.
Форма контроля– конспект выполнения заданий, консультации.
Воспитание коллективизма
КСР 19
Цель – систематизировать знания и представления о способах воспитания детского коллектива и коллективных взаимоотношений дошкольников.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Основные понятия темы.
- Своеобразие коллектива дошкольников, этапы его развития.
- Средства сплочения детского коллектива.
- Руководство коллективными взаимоотношения детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход к детям.
Задания для самостоятельного выполнения
- Составьте педагогический словарь по теме.
- Заполните таблицу: Этапы формирования детского коллектива»
Этапы
Количество детей
Длительность существования
Организатор
Объединяющая деятельность
- Составьте схему (таблицу) «Средства сплочения детского коллектива»
- Составьте тезисы статьи: Козлова С.А. Формирование коллективных взаимоотношений // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /под ред. Р.С. Буре .М., 1987.
- Подготовьте ответы на вопросы:
- Сущность индивидуального подхода к детям.
- Специфика дифференцированного подхода.
- Условия индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам.
- Этапы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам.
- Составьте рекомендации для воспитателей и родителей по воспитанию детей с различными типологическими особенностями.
Список литературы
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2000.
- Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. М., 2007. – 83-85.
- Дошкольная педагогика /под ред В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Ч.1. – с.137-140.
- Козлова С.А. Формирование коллективных взаимоотношений // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /под ред. Р.С. Буре .М., 1987.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : пособие для воспитателей детского сада. М.,1985.
- Князева, Л. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду / Л. П. Князева. – Пермь: ПГПИ, 1984
- Маркова Т.А. Формирование дружбы у старших дошкольников // Воспитание детей в игре : пособие для воспитателя детского сада /сост А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М, 1983, с.77-91.
- Курочкина, И. Н. Как научить ребёнка поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – М.: Владос, 2002.
- Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991.
Форма контроля- конспект выполнения заданий, подготовка рекомендаций
Формирование качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста кср № 20
Цель – закрепить знания и представления студентов об особенностях воспитания мальчиков и девочек в детском коллективе.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Физические и психологические отличия детей разного пола.
- Задачи и содержание работы педагога по формированию у детей качеств мужественности и женственности.
Задания для самостоятельной работы
- Составьте сравнительную таблицу «Физические отличия детей разного пола»
Физические отличия
Мальчики
Девочки
- Составьте сравнительную таблицу «Психологические отличия детей разного пола»
Блоки
Мальчики
Девочки
Поведение и деятельность
Общение со взрослыми
Влияние коллектива сверстников
Влияние оценок других
Понимание личности другого человека
Интересы
- Составьте аннотацию на книгу Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н.Исаев, В. Е. Каган. – Л., 1988.
- Составьте правила поведения для мальчиков и девочек (не мене 10-ти)
- Изучите программы «Пралеска», «Хорошие манеры» (И.А. Комарова) и составьте примерное содержание социально-нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников.
- Составьте один из конспектов по воспитанию у дошкольников качеств мужественности и женственности в одной из возрастных групп:
- Вечер-досуг «Мамины помощники» (труд мальчиков и девочек)
- Праздник «Вежливости» (правила поведения мальчиков и девочек)
- Беседа «Чем отличаются мальчики и девочки» (физические и психические отличия)
- Спортивное соревнование «Сила и грациозность»
- Проанализировать одну из статей:
- Абдрашитова, А. В. Половое воспитание дошкольников [Текст] / Абдрашитова, А. В. // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 3. — С.13-18.
- Верхозина, Л. Г. К проблеме формирования полоролевого поведения мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями [Текст] / Верхозина, Л. Г. // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 3. — С.10-12.
- Деркунская, В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет [Текст] / В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 7. — С.11-14
- Микляева, Н. В. Возрождение идей полового воспитания, или дорога в Никуда? [Текст] / Н. В. Микляева // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 5, 6. — С.5-8, 2-6.
- Нагель, О. П. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Текст] / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 2. — С.11-16.
- Овчинникова, О. Б. Раздельное воспитание мальчиков и девочек. Из опыта работы [Текст] : дискуссионный клуб / О. Б. Овчинникова, М. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 1. — С.16-17
- Степанова, О. И. Гендерное воспитание дошкольников [Текст] / О. И. Степанова, К. В. Токмакова // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 5. — С.75-79
- Федорова, Т. И. Аспекты гендерного воспитания детей 5-7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т. И. Федорова, О. Г. Примак // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 2. — С.17-20.
Список литературы
- Динамика полоролевого поведения // Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н.Исаев, В. Е. Каган. – Л., 1988, С. 64-66
- Комарова I. Добрыя манеры // Пралеска. 1998. № 8. С.23-24.
- Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004, № 5. С.45-53.
Форма контроля- конспект, анализ статей.
Основы экономического воспитания дошкольников
КСР № 21
Цель– систематизировать представления студентов об основах экономического воспитания дошкольников.
Смотреть: Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 41-43.
Форма контроля– проверка конспекта
Теоретические основы эстетического воспитания:
условия и формы организации эстетического воспитания
КСР № 22
Цель –закрепить знания студентов о средствах, методах и формах эстетического воспитания дошкольников, формировать конструктивные умения составления конспектов.
Вопросы для самостоятельного изучения
- Задачи эстетического воспитания
- Средства эстетического воспитания
- Методы эстетического воспитания
- Формы эстетического воспитания
Задания для самостоятельной работы
- Выпишите основные понятия темы.
- Заполните таблицу «Задачи эстетического воспитания»
Задачи эстетического воспитания |
Конкретизация задач |
Формирование эстетического сознания Развитие эстетических чувств Развитие эстетических умений и творческих способностей |
|
- Заполните таблицу « Средства эстетического воспитания»
Средства эстетического воспитания
Характеристика и применение в образовательном процессе
- Выпишите методы эстетического воспитания и приведите примеры из использования в процессе обучения детей разных возрастных групп. Ответ отразите в виде схемы или таблицы.
- Составьте перечень форм организации работы с детьми по эстетическому воспитанию дошкольников.
- Подберите конспект одного из праздников или развлечений с целью его использования в дальнейшей педагогической практике. Проанализируйте его с позиции эстетической ценности:
— эстетика оформления помещения к празднику или развлечению;
— эстетика внешнего вида участников;
— эстетическая ценность сценария (задачи эстетического развития, средства, методы эстетического воспитания);
— эстетика общения детей и педагога (эстетика речи, жестов, мимики, движений).
- 1. Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников / В. В. Бабаева. – М.: Просвещение, 1982.
- Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина [и др.]; под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1985.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Дубровская [и др.]. – М.: Владос, 2002.
Форма контроля– контрольная работа