Задания для самостоятельной работы. ФАКУЛЬТЕТ педагогики и психологии

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра дошкольного образования

ФАКУЛЬТЕТ педагогики и психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

для обеспечения

контролируемой самостоятельной работы студентов (КСР)

по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика»

Для специальностей

  1. 01 02 Дошкольное образование.

Дополнительная специальность

  1. 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология

1—2 курс

КСР – 44 часов, 1—3 семестр

Материалы подготовлены:

Кондратюк С.В., старшим преподавателем кафедры дошкольного образования;

(в соответствии с Положением о контролируемой самостоятельной работе студентов БарГУ, утвержденным 18.08.2009 № 341).

Из них:

Лекции – 8 часов

Практические занятия – 36 часов

Барановичи, 2012

Содержание

№ темы

Кол-во часов

Курс,

семестр

Тема, вопросы для изучения

1

1.1

2

I, I

Методы научно-педагогического исследования

2

1.4

2

I, I

Белорусская народная педагогика

3

1.7

2

I, I

Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка

4

1.9

2

I, I

Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси: совершенствование системы дошкольного образования Беларуси

5

1.10

2

I, I

Система дошкольного образования Республики Беларусь. Дошкольное образование за рубежом

6

1.11

2

I, I

Современное программное обеспечение деятельности учреждений дошкольного образования

7

2.1

2

I, II

Становление и развитие педагогики раннего детства

8

2.3

2

I, II

Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста

9

3.1

2

I, II

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста: средства физического воспитания

10

4.1

2

I, II

Теории игры

11

4.2

2

I, II

Сюжетно-ролевая игра

12

4.3

2

I, II

Режиссерская игра дошкольников

13

4.7

2

I, II

Игрушка

14

4.8

2

I, II

Организация труда детей в дошкольном учреждении

15

4.10

2

I, II

Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения

16

5.3

2

II,III

Дошкольная дидактика: формы организации обучения дошкольников

17

6.2

2

II,III

Воспитание гуманности

18

6.3

2

II,III

Воспитание нравственно-волевых черт характера

19

6.4

2

II,III

Воспитание коллективизма

20

6.6

2

II,III

Формирование качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста

21

6.8

2

II,III

Основы экономического воспитания дошкольников

22

7.1

2

II,III

Теоретические основы эстетического воспитания: условия и формы организации эстетического воспитания

Методы научно-педагогического исследования

КСР № 1

Цель – систематизировать представления студентов о методах и этапах научно-педагогического исследования.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Сущность педагогического исследования, его виды.
  2. Этапы педагогического исследования.
  3. Теоретические методы исследования
  4. Эмпирическое методы педагогического исследования (значение, особенности использования, способы фиксации результатов, анализ результатов использования методы);

а) эксперимент

б) наблюдение;

в) опросные методы;

г) тестирование;

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите основные понятия темы
  2. Составьте схему «Методы педагогического исследования»
  3. Заполните таблицу «Эмпирические методы исследования» по следующим параметрам: цель, особенности использования, способы фиксации результатов, анализ результатов использования метода

Список литературы

  1. Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. М.2007. с.10-12.
  2. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, Н.Г. Саморуковой. — .1989. – Ч.1. – с.22-25.
  3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007.
  4. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.
  5. Кавелевич М.С. Педагогика. Мазыр,. 2001г.
  6. Подласый И.Б. педагогика: учебн для студ вузов. М.1996. С-42-70,
  7. Сластенин В.А. и др.Педагогика: учебн пособие для сду /под ред В.А. Сластенина. М., 2002. — .80-99.
  8. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефиницияз, иллюстрациях. М., 1999. С.57-88.

Форма контроля — Конспект выполнения заданий

Белорусская народная педагогика кср № 2

Цель: Закрепить представления студентов о белорусской семье как о главном источнике развития дошкольной педагогики.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Основные воспитательные идеи белорусской народной педагогики.
  2. Исторические традиции воспитания детей в белорусских семьях
  3. Принципы воспитания.
  4. Средства воспитания.
  5. Методы воспитания детей, используемые в белорусской народной педагогике.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить терминологический словарь по теме (народная педагогика, традиции, средства, методы воспитания в белорусской народной педагогике).
  2. Подобрать и записать в тетрадь 5 белорусских народных пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен.
  3. Составить таблицу «Особенности белорусской народной педагогики» по следующим параметрам:

— воспитательные идеи;

— принципы воспитания;

— средства воспитания;

— методы воспитания.

Список литературы

  1. Арлова, Г. П. Беларуская народная педагогіка / Г. П. Арлова. – Минск: Народная асвета, 1993.
  2. Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая [и др.]. – Минск, 1999.
  3. Кавалевич М.С. Педагогика. Мазыр,. 2001г.

Форма контроля– тест (Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 6-7.

Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка кср № 3

Цель: познакомить студентов с документами по защите прав ребенка, учить работать с документацией.

Вопросы для обсуждения

  1. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.
  2. Структура и содержание Конвенции и правах ребенка.
  3. Основные положения Закона РБ о правах ребенка.

Задания для самостоятельной работы

  1. Заполните таблицу «законодательные документы о правах ребенка»

    Законодательный документ

    Дата утверждения

    Основные положения

    Конвенция о правах ребенка

    Закон о правах ребенка РБ

  2. Проанализируйте педагогические и детские газеты, журналы (на выбор студента), изданные за последние 2-3 года, с позиции освещения в них вопросов защиты прав и правового воспитания детей.
  3. Разработайте конкретное содержание одной из форм работы с родителями (на выбор: родительское собрание, круглый стол, консультация, праздник в детском саду, беседа и т.д.) по ознакомлению с правами ребенка.
  4. Подготовьте конспект этической беседы о правах ребенка в стране, мире, о правах ребенка в группе.

Задание 3 или 4 выполняется по выбору студента.

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка // Адукацыя і выхаванне. – 1994. – № 6 – 9.
  2. Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»// Пралеска. – 2000. – № 12.
  3. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» // Адукацыя і выхаванне.– 1994. – № 2.
  4. Смагина Л. Права ребенка в дошкольном возрасте // Пралеска. 2004. — № 12.
  5. Будякова Т. О. О праве ребенка на честь и достоинство // дошкольное воспитание. – 2004. № 3. С.19-20.
  6. Ладутько Л., Шкляр С. Конвенция о правах ребенка: практическийракурс // Пралеска. 2004. — № 5,7.

Форма контроля — конспект, тест

Контрольные задания

Выполните тестовые задания и там, где возможно укажите порядковый номер статьи Конвенции о правах ребенка:

  1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка?

а) Ф.М. Достоевскому;

б) А.П. Чехову;

в) А.М. Горькому.

  1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) в 1948 г.;

б) в 1959 г.;

в) в 1966 г.

  1. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) в 1968 г.;

б) в 1982 г.;

в) в 1989 г.

  1. Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет;

б) национальная принадлежность;

в) Состояние здоровья.

  1. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги;

б) родители;

в) члены правительства.

  1. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации;

б) на иностранных спонсоров;

в) на государство.

  1. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках;

б) может мешать образованию; и вредить здоровью;

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

  1. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию ребенка:

а) чувства страха перед наказанием;

б) осторожности в реализации своих желаний;

в) чувства достоинства и значимости.

  1. ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

а) 16 лет;

б) 18 лет;

в) 19 лет.

Совершенствование системы дошкольного образования Беларуси. Кср № 4

Цель:закрепить представления студентов о совершенствовании и развитии общественного дошкольного воспитания в Беларуси, формирование умений анализировать документы.

Задания для выполнения

  1. Основные изменения в области дошкольного образования РБ с 90-х гг. XX века по настоящее время.
  2. Изучите и законспектируйте «Концепцию дошкольного образования» (2000).

Выделите:

— основные цели, задачи дошкольного образования в период реформирования;

— принципы и функции дошкольного образования;

— структуру дошкольного образования;

3. Изучите и проанализируйте тематику статей журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Управление дошкольным образованием» за период 2004-2010 гг. и выделите актуальные проблемы дошкольного образования в этот период.

Список литературы

  1. Концепция дошкольного образования Мн. 2000г. // Пралеска. 2001. № 1. С. 5-11.
  2. Журнал «Пралеска» 2004. №12, 2005. № 12, 2006. № 12, 2007. №12, 2008. №12, 2009. № 12.
  3. Караніна І. Рэформа адукаціі: новыя тыпы дашкольных устаноў. Ориентир – личность ребенка // Пралеска. 2001. № 6. С.3-11.
  4. Карасцялева Т. Асноўныя накірункі ўдасканалення дашкольнай адукацыі // Пралеска. 2003. № 10. С. 2.
  5. Краснічэнка Т. Першыя дашкольныя ўстановы на Беларусі // Пралеска. 2002. № 10. С.16-18.
  6. Сачанка А. Якасць дашкольнай адукацыі: стан, праблемы, перспектывы // Пралеска. 2003, № 12. С. 2-3.
  7. Сапун И. Состояние, проблемы и перспективы деятельности центров развития ребенка // Пралеска. 2003. № 12. С. 16.
  8. Бабунова, Е. Век нынешний и век минувший [Текст] / Е. Бабунова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 13-15
  9. Волобуева, Л. М. Детские сады в годы войны: факты и воспоминания [Текст] / Л. М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2010. — № 3. — С. 115-122.
  10. Воронецкая, Л. Н. Научно-методическое обеспечение – гарантированное качество образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / Л. Н. Воронецкая // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.9-11.
  11. Гриневич, Н. Г. Актуальные проблемы в деятельности дошкольных учреждений / Н. Г. Гриневич // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 10. – С.6-9.
  12. Давыдова, О. И. Гуманизация жизнедеятельности современного ДОУ [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. — № 8. – С.62-69
  13. Дингилевская, Л. Воспитание с радостью [Текст] : детский сад и новые формы дошкольного образования / Л. Дингилевская, С. Юшко // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. – 2009. – N 3. – С.37
  14. Килеева, Г. Из истории общественного дошкольного воспитания / Г. Килеева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2010. — № 6. — С. 6—10
  15. Комарова, Е. Развитие ДОУ / Е. Комарова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 19-25
  16. Копылова, Л. А. Работа кружков Центра дополнительного образования [Текст] / Л. А. Копылова // Ребёнок в детском саду. – 2009. — № 4. – С.69-74
  17. Кузнецова, Е. Б. Инновации в управленческой деятельности ДОУ [Текст] / Е. Б. Кузнецова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 4. – С.10-19.
  18. Кузьмичёва, Е. И. О проблемах дошкольного образования [Текст] / Е. И. Кузьмичёва // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 2. – С.38-39
  19. Кунецов, А. Дошкольное образование на рубеже веков: развитие муниципального и негосударственного секторов [Текст] / А. Кунецов // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 26-29
  20. Митрофанова, Т. Преемственность поколений [Текст] / Т. Митрофанова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. — № 6. — С. 11-12
  21. Пашковец, Н. Дошкольное образование: проблемы и тенденции [Текст] : международная научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования / Н. Пашковец, Л. Клышко, Н. Будчанин // Пралеска : Научно-методический журнал. – 2010. — № 5.
  22. Сыщикова, А. В. Дополнительное образование в ДОУ [Текст] / А. В. Сыщикова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 2. – С.80-82
  23. Шаехова, Р. К. Проектирование и реализация предшкольного образования [Текст] / Р. К. Шаехова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2009. — № 1. – С.115-122.
  24. Шумарина, А. П. К вопросу повышения качества дошкольного образования [Текст] / А. П. Шумарина // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. – 2008. — № 4. – С.20-28

Форма контроля – Конспект выполнения заданий, реферат по теме вопроса № 1 или № 3.

Дошкольное образование за рубежом кср№ 5

Цель – познакомить студентов с образовательными системами дошкольного образования за рубежом, сделать сравнительных анализ систем дошкольного образования.

Задания для выполнения

  1. Подготовить проекты, отражающие основные характеристики дошкольного образования за рубежом (Германия, Франция, Великобритания, США, Япония и др.).
  2. Сделать сравнительный анализ системы дошкольного образования Республики Беларусь и системы дошкольного образования за рубежом (страна на выбор) по следующим параметрам: наличие государственной системы дошкольного образования, цель дошкольного образования, программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, типы дошкольных учреждений, система подготовки воспитателей.

Список литературы

  1. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. М.: Академия, 2001.
  2. Баева, Л. О содержании и организации современного дошкольного образования Англии [Текст] / Л. Баева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2007. — № 11. — С.21-25
  3. Брукхов, К. Дошкольное образование в Голландии [Текст] / К. Брукхов // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2009. — № 4. — С.111-120
  4. Езопова, С. А. Анализ системы дошкольного образования в современной России / С. А. Езопова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 1. — С. 7—11
  5. Шабала, Я. Дошкольное образование в Германии [Текст] / Я. Шабала // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2009. — N 11. — С.13-17

Форма контроля– проект (реферат), опрос по карточкам

Современное программное обеспечение деятельности

учреждений дошкольного образования

КСР № 6

Цель – познакомить студентов с образовательными программами сверх базового компонента в Республике Беларусь и российскими образовательными программами в области дошкольного образования.

Вопросы для обсуждения

  1. Характеристика белорусских образовательных программ сверх базового компонента.
  2. Российские образовательные программы, их особенности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Заполните таблицу «Сравнительный анализ цели и структуры программ сверх базового компонента и российских образовательных программ»

Название программы

Год издания

Авторы

Цель, задачи

Структура и содержание

Список литературы

  1. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебн. пособ для студ. Высш и сред пед учеб. Заведений /под ред. Т.И. Ерофеевой. М.2000. С. 32-127.
  2. Архипова Е.А. Современный детский сад: программное обеспечение. Мн. 2001.
  3. Детство.
  4. Радуга.
  5. Первый шаг.

Форма контроля – Конспект выполнения заданий, тест

Становление и развитие педагогики раннего детства

КСР № 7

Цель – закрепить представления студентов о взглядах педагогов и психологов о воспитании детей раннего возраста.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Народная педагогика об особенностях воспитания детей раннего возраста.
  2. Педагоги и психологи о необходимости и возможности воспитания детей в первых дней жизни.
  3. Организация семейного и общественного воспитания детей раннего возраста.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему «Народная педагогика об особенностях воспитания детей раннего возраста»

    Название возраста детей

    Забота о детях до их рождения

    Структура семьи

    Воспитатели детей

    Методы воспитания

    Средства воспитания

  2. Заполните таблицу «Педагоги и психологи о необходимости и возможности воспитания детей с первых лет жизни»

    Автор

    Педагогические идеи

  3. Составьте педагогический кроссворд по теме
  4. Напишите аннотацию на одну из книг о воспитании детей раннего возраста

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1977.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой. М, 1981.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.,1987, 2003.

Задание для углубленного изучения по свободному выбору

  1. Составьте аннотированный список литературы для родителей по воспитанию и развитию детей раннего возраста за последние 10 лет.

Список литературы

  1. Арлова Г.П. Беларусская народная педагогика МН. 1993. С.88-117.
  2. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007.
  3. Грымаць, А. А. Народная педагогіка беларусаў / А. А. Грымаць, Л. М. Варанецкая [и др.]. – Минск, 1999.
  4. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А Куликова – М.: Академия, 1999.
  5. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л. Н. Павлова [и др.]; под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986
  6. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А. С. Галанов. – М.: Аркти, 2003.
  7. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.– М., 1996.

Форма контроля– конспект выполнения заданий, (реферат)

Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста кср № 8

Цель – систематизировать знания и представления студентов о воспитании детей первого года жизни.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Особенности развития и задач воспитания детей первого года жизни.
  2. Характеристика этапов и ведущих линий развития.
  3. Режим дня каждого возрастного этапа.
  4. Методика организации режимных процессов.
  5. Организация активной деятельности детей первого года жизни.
  6. Контроль и учет нервно-психического развития детей.

Задания для самостоятельной работы

  1. Заполните таблицу «Этапы и ведущие линии развития»

Ведущие линии развития

Этапы развития

От 0 до 3 месяцев.

От 3 месяцев до 6 месяцев

От 6 месяцев до 9 месяцев

От 9 месяцев до 1 года

  1. Составьте таблицу «Режимные процессы детей первого года жизни»

Этапы

Количество кормлений

Интервалы между кормлениями

Количество отрезкой дневного сна

Длительность отрезка дневного сна

Длительность ночного сна

Длительность отрезка бодрствования

  1. Выделите и запишите правила организации режимных процессов.
  2. Составьте примерный перечень дидактических игр и занятий с детьми первого года жизни.
  3. Определите возраст ребенка

Вариант 1

Ребенок различает звуки, цвет, форму предметов. Появляется избирательное отношение ко взрослым. Малыш тянется к игрушкам, может удерживать одновременно их в обеих руках. Многократно произносит одни и те слоги (ма-ма, ба-ба и др.).

Умеет переворачиваться с живота на спину, лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

Вариант 2

Ребенок умеет открывать и закрывать двухместную матрешку, ставить кубик на кубик, катать машину и коляску, кормить игрушечную собачку и кошку и др. В активном словаре малыша появляются слова, обозначающие близких – мама, папа, баба, предметы — тик-так, би-би, действия – дай, бах и др. В пассивном словаре насчитывается 20-30 слов. Ребенок овладевает ходьбой.

Задания по свободному выбору

  1. Подобрать детские фотографии на тему «Ведущие линии развития детей первого года жизни»

Список литературы

  1. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л. Н. Павлова [и др.]; под ред. Л. Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986
  3. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года / А. С. Галанов. – М.: Аркти, 2003.
  4. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева.– М., 1996.
  5. Спок Б. ребенок и уход за ним. М., 1991. С.166-175.
  6. Мещерякова С., Авдеева Н. С чего начинается личность? // Дошкольное воспитание . 2004. – № 8. – С.86-94.
  7. Разенкова Ю, Выродова И. Игры занятия с детьми в возрасте от 1 до 3 месяцев // Дошкольное воспитание . 2003. – № 8. – С.88-95.
  8. Разенкова Ю, Выродова И. Игры занятия с детьми в возрасте от 3 до 6 месяцев // Дошкольное воспитание . 2004. – № 3. – С.90-104.
  9. Теплюк С. Новорожденный // Дошкольное воспитание. 2003. — № 3. – с. 96-102.
  10. Теплюк С. Давайте знакомиться вновь // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. – с. 104-109.

Форма контроля- конспект выполнения заданий, тест.

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста.

Средства физического воспитания

КСР № 9

Цель – закрепить представления о средствах физического воспитания дошкольников, их использовании в образовательном процессе учреждения дошкольного образования

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Общая характеристика средств физического воспитании дошкольников.
  2. Режим дня дошкольников
  3. Методика проведения режимных процессов в детском саду.
  4. Закаливание в детском саду. Методика проведения закаливающих процедур.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему «средства физического воспитания дошкольников».
  2. Сравните примерные режимы дня групп «Малыши», «Почемучки», «Фантазеры» по программе «Пралеска», выделите различия и зафиксируйте их.
  3. Подберите пословицы, поговорки, потешки, загадки, колыбельные песни для использования в работе с детьми при проведении режимных процессов.
  4. Составьте схему «Виды закаливания»
  5. Выделите основные правила проведения закаливающих процедур в детском саду.

Список литературы

  1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.
  2. Дошкольная педагогика: учебное пособие: в 2 ч. / В.И. Логинова, П. Г. Саморукова [и др.]; под ред. В.И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988. Ч.1 –с.86-88, 98-100.
  3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв,2007.
  4. Работаем по программе «Пралеска» / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв,2007.
  5. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т. Л. Богина.—М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Богина Т.Л. Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987
  7. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Т. М. Бабунова. — Москва : ТЦ Сфера, 2007. — 204 с.

Форма контроля- конспект выполнения заданий, контрольная работа.

Теоретические основы игры

КСР № 10

Цель — формировать представления о теоретических основах игровой деятельности.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Значение игры в развитии личности ребенка-дошкольника.
  2. Историческое происхождение игры
  3. Психолого-педагогическая характеристика игры как деятельности.
  4. Разнообразие детских игр. Разные подходы к их классификации.

Задания для самостоятельного выполнения

  1. Составьте тезисы ответа на 1 вопрос.
  2. Заполните схему «Социальные и биологические основы игры»
  3. Составьте таблицу (схему) ответа на 3 вопрос.
  4. Составьте таблицу, отражающую разные подходы к классификации детских игр.

    Автор (авторы) классификации игр

    Критерии классификации игр

  5. На примере конкретной игры раскройте структуру игры как деятельности

Список литературы

  1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р.Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М.: Академия, 1998.
  1. Игра дошкольника / С. Л. Новоселова [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2002.
  2. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / М. А. Васильева [и др.]; под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Спивакоская А.С. Игра – это серьезно. М., 1981.

Форма контроля – конспект выполнения заданий

Сюжетно-ролевая игра дошкольников кср № 11

Цель:формировать конструктивные умения планирования организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Условия и направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста.
  2. Уровни развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре.
  3. Комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить схему «Условия и направления развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста»

2. Заполнить таблицу «Уровни развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре»

Уровни развития взаимоотношений в игре

Методы организации игровой ситуации и руководства игрой

3. На основе программы «Пралеска» составить по одному конспекту ролевой игры для каждого возрастного периода (малыши, средние, старшие дошкольники).

4. Законспектировать и проанализировать одну из ниже перечисленных статей.

  1. Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1987. — № 7. – с. 45-50.
  2. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1987. — № 7. – С. – 45-50.
  3. Круиз по стране умных игр [Текст] : игровой круиз / Н. Я. Вартанян [и др.] // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2010. — № 1. — С. 50-52.
  4. Проектный метод организации сюжетно-ролевых игр [Текст] / В. В. Кухлинская // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2009. — № 1. — С.52-62
  5. Самостоятельные игры во дворе (жилой зоне) [Текст] : занятие с детьми дошкольного возраста / В. Поддубский // Здаровы лад жыцця. «У дапамогу педагогу» : Навукова-метадычны часопіс. — 2010. — № 4. — С. 42-43
  6. Тамаки Т. Анализ развития ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 2. – С. 50.
  7. Центр игровой поддержки ребёнка [Текст] : использование современных методов организации игровой деятельности / О. Степанова // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2010. — № 1. — С. 6-13. —

Список литературы

  1. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
  3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко. – М. 1988.
  4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.
  5. Куликова С.А. Козлова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1999.
  6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.
  7. Спиваковская А. Игра – это серьезно. – М., 1981.

Формы контроля: проверка конспекта

Режиссерская игра

КСР № 12

Цель – закрепить и расширить представления студентов об особенностях и организации режиссерских игр дошкольников

Смотреть: Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 22-24.

Форма контроля – конспект, тест.

Игрушка

КСР № 13

Цель: закрепить знания и представления студентов об игрушке, ее воспитательной и развивающей ценности, методике внесения игрушки.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Характеристика игрушки, ее значение для удовлетворения потребности ребенка в игре. Образовательная и воспитательная ценность игрушки.
  2. История игрушки.
  3. Педагогические, художественные, гигиенические требования к игрушке.
  4. Методика внесения игрушки и игры с ними в разных возрастных группах детского сада.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему «История возникновения игрушки»

2. Заполнить таблицу «Классификации игрушек»

Ф.И. О. автора классификации игрушек

Виды игрушек

  1. Составьте схему «Требования, предъявляемые к игрушке».

4. Составьте конспект знакомства детей с новой игрушкой (возраст по выбору), указав в конспекте программные задачи, оборудование, словарная работа, подробный ход игры-занятия с указанием диалогов воспитателя и детей.

5.Составьте рекомендации для родителей: «Организация предметно-игровой среды в домашних условиях»

6. Проанализируйте одну из статей и напишите аннотацию:

  1. Бодраченко, И. Забытые игрушки: игровое занятие / И. Бодраченко // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 2. — С.7-10.
  2. Жирнова, Н. Н. Отечественные педагоги конца ХІХ в. О роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста / Н. Н. Жирнова, Е. А. Авилова // Управление дошкольным образовательным учреждением : Научно-практический журнал. — 2009. — № 7. — С. 96-102
  3. Жолнерович, Н. Игрушка: её место и роль в воспитании ребёнка / Н. Жолнерович, М. Калиновская // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2007. — N 12. — С.6-9.
  4. Захарова, В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке / В. Захарова // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. — 2008. — № 1. — С.71 — 74.
  5. Калиновская, М. Образные игрушки в жизни детей дошкольного возраста [Текст] : значение образной игрушки в развитии ребёнка / М. Калиновская // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2009. — N 4, 8, 9. — С.34-37, 26-30, 53-55.
  6. Куцакова, Н. В. Вкусные игрушки : фигурки из теста к празднику Воскресения Христова / Н. В. Куцакова // Дошкольник. Младший школьник : журнал для занятий с детьми. — 2009. — № 2. — С. 21
  7. Луговская, Е. В. Игрушка «Ротик» / Е. В. Луговская // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 2. — С.60-64.
  8. Сончик, Г. «Где же ваши погремушки?»: занятие для родителей и детей группы кратковременного пребывания / Г. Сончик // Пралеска : Штомесячны навукова-метадычны iлюстраваны часопiс. — 2009. — N 7. — С.53
  1. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988
  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко. – М. 1988.
  3. Куликова С.А. Козлова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1999.
  4. Игрушки и пособия для детского сада / В. М. Изгаршева [и др.]; под ред. В. М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1982.

Формы контроля:проверка конспекта выполнения заданий, рекомендаций

Организация труда детей в дошкольном учреждении

КСР № 14

Цель:закрепить представления студентов о видах труда, условиях и средствах трудового воспитания дошкольников

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Виды труда детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Содержание каждого вида труда.

3. Условия организации труда дошкольников.

4. Средства трудового воспитания дошкольников.

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните содержанием таблицу «Виды и содержание труда дошкольников»

Виды труда

Характеристика

Значение

Специфика

Содержание

Методика руководства

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд.

  1. Проанализируйте программные требования по приобщению детей дошкольного возраста в разных возрастных группах (на основе программы «Пралеска»).

    Анализ сделайте на схеме:

Вид труда

Содержание труда

Группа «Малыши»

Группа «Почемучки»

Группа «Фантазеры»

2. Законспектировать вопрос: «Условия организации труда дошкольников»

3. Подготовить памятку «Средства трудового воспитания дошкольников»

  1. Дошкольная педагогика : в 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой [и др.]. — М., 1988.
  2. Дошкольник в семье / сост. В. И. Чудакова [и др.]. — Минск, 1984.
  3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М., 2000. — 416 с.
  4. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т. А. Маркова. — М., 1991.
  5. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1983.
  6. Буре, Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. — М., 1983.
  7. Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д. В. Сергеева. — М., 1980.

Формы контроля:проверка конспекта, таблицы, памятки

Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения кср № 15

Цель:закрепить представления студентов об организации общения как вида деятельности, его средствах и формах. Сформировать представления о педагогическом общении, критериях его эффективности, видах и стилях.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Влияние общения на развитие личности ребенка.
  2. Средства общения
  3. Трудности общения дошкольников.
  4. Роль взрослого в организации общения между детьми в различных видах деятельности.
  5. Педагогическое общение, критерии его эффективности.

Задания для самостоятельного выполнения

  1. Выпишите основные понятия темы и дайте им определения.
  2. Используя знания, полученные в курсе возрастной психологии, составьте тезисы ответа на вопрос: «Роль общения в развитии и социализации ребенка дошкольного возраста»
  3. Составьте схему, отражающую смысловые связи между понятиями темы: формы общения, мотивы общения, средства общения.
  4. Перечислите основные функции, виды и стили педагогического общения.
  5. Выпишите из учебника (Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С-184-185) перечень основных знаний и умений, направленных на повышение эффективности педагогического общения.
  6. Составьте рецензию на статью Амонашвили Ш.А. Что такое педагогическое общение? // Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С193-194.

Задания по свободному выбору

  1. Самостоятельно разработать правила общения педагога с ребенком:

– в процессе общения с ребенком воспитатель должен…

– в общении воспитателя с ребенком недопустимо….

(выполняется индивидуально или подгруппой (не более 5 человек).

Если выполняется подгруппой, то необходимо оформить как наглядность).

Список литературы

  1. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической технике. /под ред. Л.И. Рувинского. М.,1987. С.14-62.
  2. Панько Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования. Мн. 2005, Гл.3. Общение и развитие личности дошкольника. С.37-80.
  3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н Шиянов. М.,1997.
  4. Амонашвили Ш.А. Что такое педагогическое общение? // Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999. С193-194.
  5. Смирнов М.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999.
  6. Галигузова Л.И., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.,1996.

Дошкольная дидактика кср № 16

Цель – закрепить знания о формах обучения дошкольников, формировать конструктивные умения составления конспекта занятия в детском саду.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Понятие организационных формах обучения дошкольников.
  2. Типы и виды занятий в детском саду.
  3. Экскурсия как форма организации обучения

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите основные понятия.
  2. Составьте схему: Типы и виды занятий в детском саду»
  3. Заполните таблицу «Специфика форм обучения дошкольников»

    Форма организации обучения

    Специфика

    Дидактическая цель

    Степень самостоятельности

    Соотношение индивидуальной и коллективной работы

    Особенности педагогического руководства

    Индивидуальная

    Групповая

    Фронтальная

  4. Составьте подробный конспект проведения занятия для детей среднего (старшего) дошкольного возраста, используя следующую схему:
  • Цель и задачи занятия (программное содержание)
  • Оборудование
  • Ход занятия

— организация начала занятия

— основная часть занятия

— окончание занятия.

  1. Подготовьте тезисы ответа на вопрос «Экскурсия как форма обучения».

Список литературы

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика . – М., 1998. – С.133-140.
  2. Васильева А.В. Совершенствование обучения в детском саду. – МН., 1980.
  3. Дошкольная педагогика /под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой . –М., 1988. – Ч.2.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.,2007. – С.205-225.
  5. Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. – М.2009. – С.116-121.
  6. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1987.

Форма контроля – Конспект, контрольная работа

Воспитание гуманности кср 17

Цель – систематизировать знания и представления о методике воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста, формировать умения решать педагогические ситуации.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Основные понятия темы
  2. Роль различных видов деятельности в формировании гуманности
  3. Методика воспитания гуманности у детей разных возрастных групп детского сада.
  4. Программа «Дружные ребята» о воспитании гуманности у детей дошкольного возраста, ее структура и содержание.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте словарь педагогических понятий: гуманизм, гуманность, гуманистическое воспитание, сопереживание, сочувствие, эмпатия, отзывчивость, доброта.
  2. Законспектируйте статью Виноградова А.М. Воспитание сочувствия // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/под ред. А.М. Виноградовой. М.1989. С.21-31.
  3. Подберите проблемную педагогическую ситуацию по формированию у дошкольников гуманного отношения к людям. Поставьте вопросы к ней.
  4. Заполните таблицу «Роль различных видов деятельности в формировании гуманности»

Вид деятельности

Задачи формирования гуманности

Методы и приемы

Игра

Общение

Труд

Познавательно-практическая деятельность

Художественная деятельность

  1. Заполните таблицу «Воспитание гуманности в разных возрастных группах»

    Возраст

    Задачи

    Содержание

    Методы и приемы

  2. Законспектируйте программу «Дружные ребята»

Список литературы

  1. Виноградова А.М. Воспитание сочувствия // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/под ред. А.М. Виноградовой. М.1989. С.21-31.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник, МН, 2004
  3. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2002. С.111-117.
  4. Пеньковская Л.А. Воспитание отзывчивости и развитие простейших форм взаимопомощи удетей 4-го и 5-го года жизни // Нравственное воспитание дошкольников /Под ред В.Г. Нечаевой М.1972. с.112-157.
  5. Программа «Дружные ребята» (буре Р.С.) // Современные образовательные программы для дошкольных учреждений М.2000. – с.153-164.
  6. Воспитание гуманных чувств у детей / Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло [и др.]; под ред. Л. Н. Проколиенко, В. К. Котырло. – Киев: Радяньска школа, 1987
  7. Курочкина, И. Н. Как научить ребёнка поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – М.: Владос, 2002.

Форма контроля- Конспект, анализ педагогических ситуаций

Воспитание нравственно-волевых черт характера

КСР 18

Цель — формировать представления о нравственно-волевых чертах характера у дошкольников и методике их воспитания.

Смотреть: Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 38.

Форма контроля– конспект выполнения заданий, консультации.

Воспитание коллективизма

КСР 19

Цель – систематизировать знания и представления о способах воспитания детского коллектива и коллективных взаимоотношений дошкольников.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Основные понятия темы.
  2. Своеобразие коллектива дошкольников, этапы его развития.
  3. Средства сплочения детского коллектива.
  4. Руководство коллективными взаимоотношения детей.
  5. Индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Задания для самостоятельного выполнения

  1. Составьте педагогический словарь по теме.
  2. Заполните таблицу: Этапы формирования детского коллектива»

    Этапы

    Количество детей

    Длительность существования

    Организатор

    Объединяющая деятельность

  3. Составьте схему (таблицу) «Средства сплочения детского коллектива»
  4. Составьте тезисы статьи: Козлова С.А. Формирование коллективных взаимоотношений // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /под ред. Р.С. Буре .М., 1987.
  5. Подготовьте ответы на вопросы:
  • Сущность индивидуального подхода к детям.
  • Специфика дифференцированного подхода.
  • Условия индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам.
  • Этапы осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к дошкольникам.
  1. Составьте рекомендации для воспитателей и родителей по воспитанию детей с различными типологическими особенностями.

Список литературы

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2000.
  2. Пасюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. М., 2007. – 83-85.
  3. Дошкольная педагогика /под ред В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. Ч.1. – с.137-140.
  4. Козлова С.А. Формирование коллективных взаимоотношений // Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /под ред. Р.С. Буре .М., 1987.
  5. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : пособие для воспитателей детского сада. М.,1985.
  6. Князева, Л. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду / Л. П. Князева. – Пермь: ПГПИ, 1984
  7. Маркова Т.А. Формирование дружбы у старших дошкольников // Воспитание детей в игре : пособие для воспитателя детского сада /сост А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М, 1983, с.77-91.
  8. Курочкина, И. Н. Как научить ребёнка поступать нравственно / И. Н. Курочкина. – М.: Владос, 2002.
  9. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т. А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991.

Форма контроля- конспект выполнения заданий, подготовка рекомендаций

Формирование качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста кср № 20

Цель – закрепить знания и представления студентов об особенностях воспитания мальчиков и девочек в детском коллективе.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Физические и психологические отличия детей разного пола.
  2. Задачи и содержание работы педагога по формированию у детей качеств мужественности и женственности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте сравнительную таблицу «Физические отличия детей разного пола»

    Физические отличия

    Мальчики

    Девочки

  2. Составьте сравнительную таблицу «Психологические отличия детей разного пола»

    Блоки

    Мальчики

    Девочки

    Поведение и деятельность

    Общение со взрослыми

    Влияние коллектива сверстников

    Влияние оценок других

    Понимание личности другого человека

    Интересы

  3. Составьте аннотацию на книгу Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н.Исаев, В. Е. Каган. – Л., 1988.
  4. Составьте правила поведения для мальчиков и девочек (не мене 10-ти)
  5. Изучите программы «Пралеска», «Хорошие манеры» (И.А. Комарова) и составьте примерное содержание социально-нравственных качеств мужественности и женственности у дошкольников.
  6. Составьте один из конспектов по воспитанию у дошкольников качеств мужественности и женственности в одной из возрастных групп:
  • Вечер-досуг «Мамины помощники» (труд мальчиков и девочек)
  • Праздник «Вежливости» (правила поведения мальчиков и девочек)
  • Беседа «Чем отличаются мальчики и девочки» (физические и психические отличия)
  • Спортивное соревнование «Сила и грациозность»
  1. Проанализировать одну из статей:
  1. Абдрашитова, А. В. Половое воспитание дошкольников [Текст] / Абдрашитова, А. В. // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 3. — С.13-18.
  2. Верхозина, Л. Г. К проблеме формирования полоролевого поведения мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями [Текст] / Верхозина, Л. Г. // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 3. — С.10-12.
  3. Деркунская, В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет [Текст] / В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 7. — С.11-14
  4. Микляева, Н. В. Возрождение идей полового воспитания, или дорога в Никуда? [Текст] / Н. В. Микляева // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 5, 6. — С.5-8, 2-6.
  5. Нагель, О. П. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста [Текст] / О. П. Нагель, О. В. Румянцева // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 2. — С.11-16.
  6. Овчинникова, О. Б. Раздельное воспитание мальчиков и девочек. Из опыта работы [Текст] : дискуссионный клуб / О. Б. Овчинникова, М. В. Кузнецова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2008. — № 1. — С.16-17
  7. Степанова, О. И. Гендерное воспитание дошкольников [Текст] / О. И. Степанова, К. В. Токмакова // Ребёнок в детском саду : Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. — 2009. — № 5. — С.75-79
  8. Федорова, Т. И. Аспекты гендерного воспитания детей 5-7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т. И. Федорова, О. Г. Примак // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. — 2009. — № 2. — С.17-20.

Список литературы

  1. Динамика полоролевого поведения // Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей / Д. Н.Исаев, В. Е. Каган. – Л., 1988, С. 64-66
  2. Комарова I. Добрыя манеры // Пралеска. 1998. № 8. С.23-24.
  3. Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004, № 5. С.45-53.

Форма контроля- конспект, анализ статей.

Основы экономического воспитания дошкольников

КСР № 21

Цель– систематизировать представления студентов об основах экономического воспитания дошкольников.

Смотреть: Дошкольная педагогика : метод указания для самостоятельной работы студентов / сост. С.В. Кондратюк. – Барановичи: РИО БарГУ, 2008. – с 41-43.

Форма контроля– проверка конспекта

Теоретические основы эстетического воспитания:

условия и формы организации эстетического воспитания

КСР № 22

Цель –закрепить знания студентов о средствах, методах и формах эстетического воспитания дошкольников, формировать конструктивные умения составления конспектов.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Задачи эстетического воспитания
  2. Средства эстетического воспитания
  3. Методы эстетического воспитания
  4. Формы эстетического воспитания

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите основные понятия темы.
  2. Заполните таблицу «Задачи эстетического воспитания»

Задачи эстетического воспитания

Конкретизация задач

Формирование эстетического сознания

Развитие эстетических чувств

Развитие эстетических умений и творческих способностей

  1. Заполните таблицу « Средства эстетического воспитания»

    Средства эстетического воспитания

    Характеристика и применение в образовательном процессе

  2. Выпишите методы эстетического воспитания и приведите примеры из использования в процессе обучения детей разных возрастных групп. Ответ отразите в виде схемы или таблицы.
  3. Составьте перечень форм организации работы с детьми по эстетическому воспитанию дошкольников.
  4. Подберите конспект одного из праздников или развлечений с целью его использования в дальнейшей педагогической практике. Проанализируйте его с позиции эстетической ценности:

— эстетика оформления помещения к празднику или развлечению;

— эстетика внешнего вида участников;

— эстетическая ценность сценария (задачи эстетического развития, средства, методы эстетического воспитания);

— эстетика общения детей и педагога (эстетика речи, жестов, мимики, движений).

  1. 1. Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников / В. В. Бабаева. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина [и др.]; под ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Дубровская [и др.]. – М.: Владос, 2002.

Форма контроля– контрольная работа