ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 20

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

Учебно-методический комплекс дисциплины

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Специальность

30 501 «Юриспруденция»

Форма обучения

очная, заочная, заочное (на базе высшего профессионального образования)

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

______________ /А.А. Макарьин/

«______»_________________ 2013 г.

Вологда

2013

Рабочая программа дисциплины

«Юридическая психология»

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности 30 501 «Юриспруденция»

Автор (ы): к.ю.н., доцент Попаденко Е.В.

Рецензент:

Программа одобрена на заседании методической комиссии юридического факультета (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.)

Изменения рабочей программы, утвержденные методической комиссией факультета

№ ___

№ протокола и дата заседания методической комиссии факультета

Содержание изменения

Подпись председателя методической комиссии

Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины «Юридическая психология» разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта. Программа является основным документом, определяющим содержание и объем теоретических знаний и практических умений, необходимых для подготовки студентов по специальности «Юриспруденция».

Программа компилирует традиции отечественной науки, заложенные в образовательных программах по юридической, судебной и криминальной психологии.

В настоящей программе рассмотрены базовые принципы отечественной психологии, основные идеи различных психологических школ и течений применительно к сфере права. Вместе с тем, в ней нашел свое отражение современный уровень развития юридической психологии, характеризующийся междисциплинарным взаимодействием, системным подходом к анализу и интерпретации юридически значимых психических явлений, процессов и состояний.

Цель освоения дисциплины «Юридическая психология" — формирование системы знаний о современных достижениях и концепциях юридической психологии в аспекте взаимодействия права и психологии; изучение психологической составляющей методов, методик и специальных приемов, необходимых для профессиональной деятельности юриста в правоохранительной сфере

Задачи:

  • ознакомление с современными достижениями, идеями и концепциями в сфере юридической психологии;
  • изучение психологической составляющей методов, методик и специальных приемов деятельности, используемых в правоохранительной области;
  • углубление научного мировоззрения будущих юристов на базе современных междисциплинарных подходов;
  • овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности юриста в правоохранительной сфере;
  • воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Юридическая психология обладает естественно-научным характером и, вместе с тем — обслуживает различные виды профессиональной деятельности юриста в определенном правовом (процессуальном) режиме, т. е. — является прикладной наукой.

Междисциплинарность проявляется прежде всего в ориентации на интеграцию знаний в сфере «человекознания»: юридическое психологическое знание тесно связано с философией, социологией.

Исходным началом для изучения юридической психологии является усвоение студентами концептуальных положений теории государства и права (о правосознании, правовой культуре, правоотношениях).

Следует указать на интегративные связи юридической психологии с уголовно-процессуальным правом. Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностями психолого-гносеологического характера. Юридическая психология помогает в реше­нии наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства. Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов становится принципом правоохранительной деятельности в стране.

Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, хотя последний имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения. В уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат модель подлежащего исследова­нию правонарушения, в гражданском же процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовки дела.

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юри­дической психологией и уголовным правом в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. К ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам. Уголовный кодекс РФ содержит целый ряд понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексный психолого-правовой характер (уголов­ная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щим вменяемость; деяние, совершенное по легкомыслию; несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам; устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы, психическое принуждение; особая жестокость; аффект, длительная психотравмирующая ситуация; психические страдания; беспомощное состояние потерпевшей стороны и т. д.) Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с юридической психо­логией.

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологи­ческого фактора. Не менее актуальной в гражданском праве является проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т. е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им ре­шений правового характера.

Требуют комплексного разрешения смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного права, трудового права, ювенального права.

Тесная междисциплинарная связь установилась между юридической психологией и кри­миналистикой, особенно — с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Юридическая психология обеспечивает психологическое сопровождение следственных действий.

Изучение важнейших разделов криминологической науки невозможно без опоры на знания, касающиеся психо­логии личности. Особого внимания требуют те особенности личности преступника, которое связаны с его преступ­ным деянием, объясняют его совершение (направленность, ценност­ные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности).

Традиционные связи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Материал, освоенный при изучении дисциплины «Юридическая психология» является основой для дисциплин специализации и курсов по выбору уголовно-правового, гражданско-правового и государственно-правового профиля.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • сущность и содержание основных теоретических понятий, категорий и институтов курса;
  • сущность законодательных дефиниций, имеющих комплексный психолого-правовой характер

уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями, имеющими комплексный психолого-правовой характер;
  • использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей правовых явлений, решения задач профессиональной юридической деятельности и самосовершенствования;
  • использовать нормативные правовые предписания в профессиональной деятельности с учетом их психологической составляющей;
  • аргументировано и ясно строить письменную и устную речь — верно употребляя специальную психолого-правовую лексику;
  • логически верно, непротиворечиво излагать свою правовую позицию на основе знаний о психолингвистических закономерностях;
  • использовать психологические знания при проведении юридических профессиональных действий:
  • выстраивать соответствующие правовой ситуации профессиограммы юридической деятельности;
  • проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста.

и быть готовым: использовать различные философские методы для анализа тенденций развития современного общества; осуществлять сбор и обработку информации, имеющих значение для реализации правовых норм; применять навыки психологического анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

(утв. 27 марта 2000 г., № гос. регистрации 260 гум/СП)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 21 100-ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ — ЮРИСТ

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21 100 — ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ОПД.Ф.24

Юридическая психология

Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления. Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы).

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.

112

Объем дисциплины и виды учебной работы (очное отделение)

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

30 501

Юриспруденция

5

9

112

56

30

26

0

56

зачет

2

30 501

Юриспруденция

2

(озо)

4

112

18

14

4

0

94

экзамен

Учебно-тематический план курса (дневное отделение)

№ п/п

Модуль (раздел программы)

Всего

Всего ауд.

Лекции

Сем.

СРС

1

Введение в юридическую психологию

18

8

6

2

10

2

Личность в сфере правовой деятельности

22

12

6

6

10

3

Криминальная психология

24

12

6

6

12

4

Психология профессиональной деятельности юриста

24

12

6

6

12

5

Судебная психология

24

12

6

6

12

Итого

112

56

30

26

56

Форма отчетности

зачет

Учебно-тематический план курса (заочное отделение на базе среднего (полного) общего образования)

№ п/п

Модуль (раздел программы)

Всего

Всего ауд.

Лекции

Сем.

СРС

1

Введение в юридическую психологию

22

2

2

0

20

2

Личность в сфере правовой деятельности

22

2

2

0

20

3

Криминальная психология

24

4

2

2

20

4

Психология профессиональной деятельности юриста

22

2

2

0

20

5

Судебная психология

22

2

2

0

20

Итого

112

18

14

4

94

Форма отчетности

экзамен

Содержание дисциплины «Юридическая психология».

Раздел I. Введение в юридическую психологию

Тема 1. Методологические основы юридической психологии

Предмет юридической психологии, ее место в системе научных отраслей знания.

Юридическая психология как прикладная отрасль психологической науки. Основные этапы и направления ее развития.

Система, содержание юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Методологические, естественнонаучные и правовые основы. Взаимосвязь юридической психологии с психологией, правовыми дисциплинами и судебной психиатрией. Тенденции развития юридической психологии.

Раздел II. Личность в сфере правовой деятельности

Тема 2. Основы психологии личности в юриспруденции

Понятие личности в психологии и правовой науке.

Человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности.

Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Этапы формирования личности.

Мотивационная сфера личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность.

Неосознаваемое в структуре личности.

Значение изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики.

Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Основные направления взаимодействия юриста со специалистом-психологом.

Тема 3. Познавательные процессы и учет их закономерностей в профессиональной юридической деятельности

Ощущение — элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса. Влияние психического состояния на процессы восприятия. Эффект «перцептивной защиты». Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников, значение внимания в деятельности юриста.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика видов памяти. Их классификация. Закономерности мнемических процессов. Запечатление, хранение и воспроизведение информации. Явления реминисценции, ретроградной амнезии. Влияние психического состояния на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения. Нарушения памяти.

Мышление как высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в юридической деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса и основные операции в ходе творческого поиска истины в юридической практике.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и многообразие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров. Явление «когнитивного диссонанса» и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности.

Способы активизации мыслительных процессов в юридической практике. Включение в деятельность. Вербализация мыслительных процессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки».

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Речь и ее связь с познавательными процессами. Функции и виды речи. Нарушения речи, их психодиагностическое значение.

Тема 4. Эмоционально-волевая сфера личности, ее психолого-правовая оценка

Эмоции, чувства — специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности.

Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние.

Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Настроение.

Эмоциональные состояния, переживаемые участниками правовых отношений (депрессия, страх, апатия, неопределенность).

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональную деятельность юристов.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Влияние ПТСР на поведение, психику людей. Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями.

Фрустрация. Механизм возникновения.

Роль фрустрации в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Связь страданий с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Воля — понятие, характеристика. Психические (эмоциональные) состояния — составная часть человеческого фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции психического состояния человека.

Тема 5. Индивидуально-психологические свойства личности

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы и его дальнейшее развитие. Типы темперамента и их характеристика. Изучение и учет юристом свойств темперамента в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера. Индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Способности и их учет в деятельности юриста.

Раздел III. Криминальная психология

Тема 6. Психология преступления

Девиантное поведение. Противоправные проявления — разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивацонной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях.

Тема 7. Психология личности преступника

Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Содержание понятия «личность преступника». Правосознание и психологические особенности личности преступника. Основные подходы к классификации личности преступников. Криминальный профессионализм и особенности личности профессионального преступника.

Использование знаний о личности правонарушителя при раскрытии преступлений.

Тема 8. Психология преступной группы

Понятие и основные признаки группы. Групповые нормы поведения. Классификация групп. Группа как субъект деятельности. Соотношение понятий «группа» и «коллектив».

Роль привычек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Психология толпы.

Психологическая характеристика малой группы, ее структура и признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы).

Групповые формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплоченность и феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Лидерство и руководство в малой группе. Понятие психологического климата в группе (коллективе)

Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.

Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формирования (группах).

Субкультура малой преступной группы.

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста

Тема 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности. Профессиограмма деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов.

Теория и практика современного менеджмента применительно к правоприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Тема 10. Психология личности юриста

Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности сотрудников правоохранительных органов. Высокий уровень социализации и правосознания личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравственных норм.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Высокая умственная работоспособность. Интуиция.

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавливать и поддерживать психологический контакт при общении. Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность к конструктивному общению. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

Организаторские, управленческие качества личности юриста. Активность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение прогнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организованность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха.

Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Концепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы.

Тема 11. Общая характеристика профессионального общения в деятельности юриста

Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Процессуальные и непроцессуальные формы профессионального общения.

Речь в профессиональном общении юриста. Психологическая характеристика речи участников общения. Явления персеверации, вербальной ригидности. Речевой этикет, требования, предъявляемые к речи юриста.

Социальные роли и статус партнеров по общению. Явление стереотипизации. Эмпатия. Рефлексия. Пространственная организация общения. Жесты и мимика. Способы предотвращения конфликтов в коммуникативных процессах. Средства невербального общения.

Наиболее распространенные ситуации общения в юриспруденции.

Тема 12. Организационно-управленческая подструктура деятельности юриста

Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры деятельности юриста.

Психология правовой организации.

Психология коллектива юристов.

Психология руководителя. Этика и стиль современного управления. Человеческий фактор в системе управления, его роль в оптимизации управленческого воздействия руководителя на своих подчиненных. Требования, предъявляемые к личности руководителя. Пути совершенствования управления коллективами и создание психологически благоприятной управленческой среды в коллективе юристов.

Проблемы коррекции дезадаптивньгх нарушений у сотрудников.

Психологические особенности принятия решений в сфере правовой деятельности. Виды решений. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Прогнозирование последствий принимаемых решений.

Психологические особенности принятия решений в экстремальных условиях деятельности.

Профессионально-психологическая подготовка юристов к различным условиям служебной деятельности.

Отечественный и зарубежный опыт применения социально-психологических и эмоционально-волевых тренингов.

Раздел V. Судебная психология

Тема 13. Психология следственных действий

Психология осмотра места происшествия. Место происшествия — источник информации о психологических особенностях личности преступника. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Влияние на способы совершения преступлений динамического стереотипа. Установление по материальным следам структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступника.

Инсценировки преступника на месте происшествия, методы их распознания.

Психологический портрет личности преступника.

Психологическая деятельность следователя при осмотре места происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.

Психология обыска.

Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего).

Поисковая доминанта. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности следователя и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

Психология обыскиваемого (прячущего).

Учет данных о свойствах его личности, психическом состоянии следователем. Психологические факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Объективная и субъективная недоступность искомого. Анализ поведения, идеомоторных реакций обыскиваемого. Улики поведения. Методы проверки его непроизвольных реакций.

Психология предъявления для опознания. Статические и динамические признаки внешности. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании.

Психология следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия. Моделирование объективных факторов, событий, явлений.

Проверка психологических особенностей, свойств личности, способностей, навыков, умений.

Проверка показаний как способ активизации памяти участников уголовного процесса.

Тема 14. Психология допроса

Общие социально-психологические особенности ведения допроса.

Психологическая характеристика допроса, его структура.

Понятие психологического контакта при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Ошибки свидетельских показаний. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Структура допроса в бесконфликтной ситуации. Особенности допроса несовершеннолетних. Приемы и способы активизации памяти допрашиваемого. Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.

Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межличностных конфликтов. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. Управление конфликтной ситуацией следователем.

Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства).

Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора).

Методы разоблачения лжесвидетеля. Инструментальные психофизиологические методы диагностики лжи (полиграф, детектор лжи).

Тема 15. Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза — объект, предмет, цели и задачи. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ).

Пределы компетенции эксперта-психолога.

Виды судебно-психологической экспертизы.

Проблемы правового регулирования комплексной и комиссионной экспертиз. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза как ведущий вид комплексных экспертиз. Иные виды комплексных экспертиз: психолингвистическая, психолого-искусствоведческая, психолого-автороведческая, психолого-религиоведческая и др.

Подготовка и назначение СПЭ на предварительном следствии, в судебном заседании.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.

Внесудебная психологическая экспертиза. Регламент производства внесудебной психологической экспертизы и условия признания ее заключения судом.

Тема 16. Психологические особенности судопроизводства

Психологические феномены и закономерности судопроизводства.

Психология основных участников судебного процесса.

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании. Психологические особенности оценки доказательств, установления истины составом суда.

Выступление психолога-эксперта в судебном заседании.

Психология гражданского судопроизводства.

Психология уголовного судопроизводства.

Психологические особенности состязательного судебного допроса, судебных прений сторон.

Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы, влияющие на коммуникативное поведение участников процесса в суде. Использование этих факторов судом в целях активизации психических познавательных процессов у лиц, участвующих в судебном рассмотрении дела.

Психологические аспекты деятельности суда присяжных.

Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.

Темы для самостоятельного изучения (очное отделение)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины тема

Форма самостоятельной работы

Кол — во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение в юридическую психологию

Оформление темы

в слайдах (презентация)

10

Представление темы

в слайдах (презентация)

2

Личность в сфере правовой деятельности

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Решение учебно — практических задач

10

Представление темы

в слайдах (презентация)

Обсуждение решения на семинарском занятии

3

Криминальная психология

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

Решение учебно — практических задач

12

Представление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Обсуждение решения на семинарском занятии

4

Психология профессиональной деятельности юриста

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Решение учебно — практических задач

12

Представление темы

в слайдах (презентация)

Обсуждение решения на семинарском занятии

5

Судебная психология

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

12

Представление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Темы для самостоятельного изучения (заочное отделение)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины тема

Форма самостоятельной работы

Кол — во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Общие положения уголовного права

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Словарь терминов по теме (10−20 понятий)

34

Представление темы

в слайдах (презентация)

Самостоятельная работа

2

Преступление

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

Реферат

Решение задач

36

Представление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Защита реферата

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

3

Наказание и иные меры уголовно-правового воздействия

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

Решение задач

38

Представление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

4

Преступления против личности

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Реферат

Решение задач

38

Представление темы

в слайдах (презентация)

Защита реферата

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

5

Преступления в сфере экономики

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

Решение задач

36

Представление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

6

Преступления против общественного порядка и общественной безопасности

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Реферат

Решение задач

38

Представление темы

в слайдах (презентация)

Защита реферата

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

7

Преступления против государственной власти

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Решение задач

36

Представление темы

в слайдах (презентация)

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

8

Воинские преступления

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

Реферат

Решение задач

38

Представление темы

в слайдах (презентация)

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Защита реферата

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

9

Преступления против мира и безопасности человечества

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Решение задач

40

Представление темы

в слайдах (презентация)

Постановка игрового судебного процесса на основе выполненного решения

Темы для самостоятельной работы (заочное отделение на базе высшего профессионального образования)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины тема

Форма самостоятельной работы

Кол — во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение в юридическую психологию

Оформление темы

в слайдах (презентация)

Словарь терминов по теме (10−20 понятий)

18

Представление темы

в слайдах (презентация)

Самостоятельная работа

2

Личность в сфере правовой деятельности

Задания

в тестовой форме

(репетиционные тесты)

Словарь терминов по теме (10−20 понятий)

20

Задания

в тестовой форме (проверочные тесты)

Самостоятельная работа

3

Криминальная психология

Тематический доклад

20

Представление доклада на семинарском занятии

4

Психология профессиональной деятельности юриста

Творческое задание

Словарь терминов по теме (10−20 понятий)

20

Представление результатов на семинарском занятии или научно — практическом мероприятии

Самостоятельная работа

5

Судебная психология

Решение задач

20

Защита решения

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В процессе преподавания курса реализуются следующие формы занятий.

  1. Лекции.

Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями курса «Юридическая психология», представляет собой лекция. Главное назначение лекций по юридической психологии — обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к данной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом.

Традиционная лекция по юридической психологии имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность.

Методика чтения лекций по юридической психологии зависит от этапа изучения данной дисциплины, ее специфической терминологии; форма проведения лекции — от характера темы и содержания материала.

Основные формы лекций, применяемые на протяжении преподавания курса:

  • вводная лекция
  • информационная лекция
  • обзорная лекция
  • проблемная лекция
  • лекция-визуализация
  • лекция-пресс-конференция
  • лекция с заранее запланированными ошибками и др.
  • лекции-презентации с использованием компьютерных технологий

На лекционных занятиях по курсу «Юридическая психология» дается характеристика методологических основ юридической психологии, психологии профессиональной деятельности в сфере права, рассматривается структура и содержание основных направлений прикладной юридической психологии.

  1. Семинарские занятия.

Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности. В процессе данных занятий студенты приобретают навыки самостоятельного анализа включающих в себя психологическую составляющую явлений права либо психологических феноменов, имеющих правовое значение, учатся вырабатывать профессиональное отношение к сложным явлениям действительности, применять психологический инструментарий к объектам исследований в юриспруденции.

Изучение каждой темы курса имеет ярко выраженную практическую направленность, так как предусматривает решение практических задач, приобретение слушателями психологических умений и навыков.

Семинары формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.

  1. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов по курсу «Юридическая психология»: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и творческий (поисковый).

Тематика и планы аудиторной работы студентов представлены в учебно-тематическом плане и программе курса по дисциплине с использованием литературы, представленной в пункте «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».

Основными образовательными технологиями при проведении занятий лекционного типа предполагается использование как традиционных, так и активных и интерактивных методик. К числу традиционных методик относятся: чтение лекций в форме трансляции знаний «лектор-студент», к числу активных и интерактивных методик относятся: метод «мозговой штурм», метод демонстрации.

Проведение семинарских (практических) занятий предполагает широкое использование активных и интерактивных методик: практикумы, творческие проблемные задания, комментирование (обратная связь), приглашение специалистов. Предусмотрены встречи с представителями психологических служб государственных организаций, экспертами и специалистами в области юридической психологии.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература (из фонда библиотеки вгпу)

  1. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. — М.: Проспект, 2010. — 336 с.
  2. Мусаелян М.Ф. Криминолого-психологическая характеристика личности террориста / М.Ф. Мусаелян // Современное право. — 2010. — № 8. — С. 115−119.
  3. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов по специальности «Юриспруденция» / В.В. Романов. — М.: Юрайт, 2011. — 525 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2010. — 464 с.
  5. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. — М.: Проспект, 2010. — 256 с.

Дополнительная литература

  1. Аминов И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 615 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: — Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
  3. Антонян Ю.М. Личность преступника / Ю.М. Антонян — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 366 с.
  4. Антонян Ю.М. Преступное поведение и психические аномалии / Ю.М. Антонян — М.: Спарк, 1998. — 215 с.
  5. Антонян Ю.М. Преступный человек и личность преступника / Ю.М. Антонян // Российский криминологический взгляд. — 2008. — № 3. — С. 130−152.
  6. Бартол К. Психология криминального поведения / К. Бартол. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 352 с.
  7. Васильев В.Л. Психологические аспекты преступных формирований и расследования совершаемых ими преступлений: учебное пособие / В.Л. Васильев. — СПб.: Речь, 1994. — 167 с.
  8. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с.
  9. Волженкин Б.В. Общественная опасность преступника и основание уголовной ответственности / Б.В. Волженкин // Правоведение. — 2003. — № 3. — С. 80−94.
  10. Волкова Т. Изучение личности осужденного / Т. Волкова // Преступление и наказание. — 2005. — № 12. — С. 11−22.
  11. Гуськова А.П. Выявление судом обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого / А.П. Гуськова. — М.: Проспект, 2004. — 212 c.
  12. Дагель П.С. Субъективная сторона преступления и ее установление / П.С. Дагель, Д.П. Котов. — Воронеж: Воронежский университет, 1974. — 243 с.
  13. Еникеев М.И. Структура и система категорий юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: НОРМА, 1996. — 42 с.
  14. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения / К.Е. Игошев. — Горький: Премьера, 2002. — 98 с.
  15. Иногамова-Хегай Л. Понятие преступления и субъекта преступления по международному уголовному праву / Л. Иногамова-Хегай // Уголовное право. — 2008. — № 5. — С. 15−25.
  16. Косарев В.Н. Проблема личности в механизме преступного поведения / В.Н. Косарев // Российский криминологический взгляд. — 2009. — № 2. — С. 360−365.
  17. Кудрявцев И.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно-психологическая оценка) / И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинов. — М.: МГУ, 2002. — 192 с.
  18. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность / Н.С. Лейкина. — М.: Норма, 2000. — 177 с.
  19. Лейкина Н.С. О включении в составы преступлений признаков, характеризующих личность преступника / Н.С. Лейкина // Правоведение. — 2006. — № 1. — С. 70−84.
  20. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
  21. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. — СПб.: Речь, 2009. — 256 с.
  22. Макклеланд Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. — СПб.: Питер, 2007. — 672 с.
  23. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) / В.Ф. Пирожков. — Тверь: ИПП Приз, 2001. — 278 с.
  24. Поздняков Э.А. Философия преступления / Э.А. Поздняков. — М.: Полиграф-Сервис, 2001. — 153 с.
  25. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. — М.: Юнити-Дана, 2001. — 639 с.
  26. Орлов В.Н. К вопросу о структуре личности преступника / В.Н. Орлов // Российский криминологический взгляд. — 2007. — № 1. — С. 55−70.
  27. Ситковская О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ / О.Д. Ситковская. — М.: Юрайт, 2006. — 564 с.
  28. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности / О.Д. Ситковсая. — М.: НОРМА, 1998. — 285 с.
  29. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: учебник / Г. Г. Шиханцов. — М.: Зерцало, 2006. — 272 с.
  30. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. — СПб.: Речь, 2002. — 480 с.
  31. Энциклопедия юридической психологии / под ред. А.М. Столяренко. — М.: Юнити-Дана, 2003. — 607 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

СПС «Гарант» http://www.garant.ru

СПС «Консультант-Плюс» http://www.consultant.ru

СПС «Кодекс» http://www.kodeks.ru

— материалы по юридической психологии

— журнал «Российский полиграф

 — портал Юридическая психология

http://mgppu.ru/— сайт Московского городского психолого-педагогического университета

http://www.serbskyru.56.com1.ru— сайт Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

http://www.lawinfo.ru/— журнал «Юридическая психология»

http://psyjournals.ru/— журнал «Психология и право»

http://www.prison.org/— Центр содействия реформе уголовного правосудия

http://www.vzaimodeystvie.ru/ — Центр психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие»

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированная аудитория (оборудованная для проведения учебных практико-ориентированных ролевых упражнений, тренингов); методический кабинет; библиотека кафедры; мультимедийный проектор; DVD-проигрыватель; полиграф

Оценочные средства

Фонды оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля успеваемости включают:

  • тестовые задания
  • учебныепрактико-ориентированные задачи
  • темы презентаций
  • тема рефератов
  • вопросы для самостоятельной работы
  • вопросы к зачету

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1.

При осмотре места происшествия у путепровода, где был обнаружен труп неизвестного с признаками насильственной смерти, сотрудники милиции обратили внимание на наличие крови на другой стороне откоса. Там же была обнаружена брезентовая куртка с обширными повреждениями ткани и пятнами крови, брюки и резиновый сапог. Это позволило сделать вывод о том, что здесь, воможно, было совершено еще одно убийство.

Анализ обстановки места происшествия и собранные первоначальные данные помогли следователю обосновать и выдвинуть версии, правильно спланировать проведение неотложных следственных действий, организовать взаимодействие с уголовным розыском и участковыми. Эта работа дала возможность вскоре установить личность убитого, обнаружить останки второго трупа и задержать подозреваемого В., а затем, используя отдельные данные, тактически правильно провести допрос и изобличить его в совершении еще нескольких убийств.

Каковы общие правила организации юристом наблюдения?

Что такое наблюдение и наблюдательность?

Охарактеризуйте некоторые особые черты наблюдательности, которыми должен обладать следователь. Каков основной путь развития профессиональной наблюдательности? Назовите психологические факторы, влияющие на эффективность проведения осмотра места происшествия.

Задача 2.

Осмотр сгоревшего здания швейного ателье показал, что более других повреждены помещения, расположенные в разных его концах: приемная и закройная. Помещения, находящиеся между ними, пострадали значительно меньше. Было установлено, что в полусгоревшем шкафу в приемной почти нет пепла от находившихся там документов. В закройном отделении обнаружили выгорание пола по концентрическим окружностям. На месте пожара не обнаружили посуды, в которой преступник мог хранить горючую жидкость. Следователь, осмотрев мусорные урны во дворе ателье, обнаружил пивную бутылку, пахнущую керосином. На бутылке были следы пальцев рук. Экспертиза показала, что эти следы оставлены заведующим ателье, который и был изобличен в поджоге с целью сокрытия хищения.

Проанализируйте решение следователем мыслительных задач при производстве осмотра места происшествия, выделив: восприятие обстановки места происшествия; анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств; установление причинного отношения обнаруженного к событию происшествия; создание мысленного образа происшедшего события.

Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверителъной деятельности следователя.

Задача 3.

В прокуратуру города поступило сообщение об обнаружении в одном из домов трупа проживавшей там К. При осмотре места происшествия было установлено, что К. проживала в небольшом одноэтажном доме с окнами, закрывавшимися ставнями. У одного окна ставни оказались распахнутыми; в нем была выбита рама, разбиты стекла. Запиравшаяся изнутри на щеколду дверь была открыта. От распахнутой калитки в направлении к дому и обратно на утоптанном снегу просматривались нечеткие следы обуви человека и полозьев детских санок, терявшиеся за углом дома. Вещи в доме были разбросаны. Труп К., прикрытый старыми ношеными вещами, лежал в небольшом коридоре. На голове трупа имелись многочисленные ушибленные раны и кровоподтеки, на шее, бедрах и руках — ссадины. Осмотр проводился с участием дочери и зятя убитой, что помогло быстро выявить, какие вещи похищены (старинная икона, постельные принадлежности, детские санки и другие старые вещи).

Установлено также, что из сарая пропали куры. В осмотре места происшествия принимал участие кинолог со служебно-розыскной собакой. Осмотр еще не окончился, когда поступили сведения о том, что собака привела работников милиции к дому, где проживал Н. Когда работники милиции вошли в дом, хозяин спал. При обыске квартиры были обнаружены свежевыпотрошенные куры, санки и узел с вещами. Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как одного из видов комплексной деятельности. Какие обстоятельства должны быть приняты следователем во внимание при определении им численности и персонального состава группы для производства осмотра места происшествия?

Изложите психологические основы тактических принципов осмотра места происшествия — объективности, полноты, активности.

Какую информацию о субъекте преступления может содержат место происшествия?

Охарактеризуйте психологическое значение участия в производстве осмотра места происшествия потерпевшего, свидетеля.

Задача 4.

В милицию поступило заявление о том, что из магазина похищено 100 тыс. руб. Выехав на место происшествия, следователь в ходе осмотра установил, что замки, двери, окна и крыша магазина никаких повреждений не имели. Под крыльцом в фундаменте здания имелось отверстие прямоугольной формы. Его высота — 28 см, длина 72 см. Рядом с ним находились лом и две деревянные чурки круглой формы, которые служили для заделки отверстия. Отсутствие повреждений на чурках давало основание полагать, что их вынули из отверстия в фундаменте без каких-либо затруднений. Других нарушений почвы не было. Внутри магазина товар находился на полках. Директор магазина показал, что ничего, кроме указанной суммы денег, не похищено. При осмотре пола внутри магазина за прилавком следователь обнаружил оторванную с одного конца доску. Гнезда от гвоздей в балке, к которой ранее была прибита доска, оказались забитыми грязью и в них имелась паутина. Охарактеризуйте познавательную деятельность следователя при осмотре места происшествия. Постройте следственные версии по данной ситуации и назовите мыслительные операции, осуществляемые в ходе выдвижения версий.

В чем заключается психологическая сущность следственной версии?

Какие функции выполняет следственная версия в процессе расследования?

Задача 5

При осмотре взломанного промтоварного ларька следователь отразил в протоколе то обстоятельство, что стены помещения изнутри окрашены в пачкающую ярко-голубую краску. Одежда одного из заподозренных в краже оказалась обильно испачкана краской того же цвета. При обыске в гараже у него обнаружили похищенные в ларьке продукты и вещи. Охарактеризуйте роль выявления причинно-следственных связей на месте происшествия для организации оперативно-розыскных действий.

Задача 6.

В переулке, ширина проезжей части которого равна 6 м, произошло столкновение четырех машин: легковых «Москвич» и «Жигули», грузовых автофургонов «Газель» и ЗИЛ. Сотрудник ГИБДД, зафиксировав положение машин после аварии, сфотографировал обстановку. Дознаватель принял решение вызвать на место происшествия специалиста — автотехника и эксперта-криминалиста вручил им постановление о назначении экспертизы. Содержание вопросов сводилось к объяснению механизма ДТП. Исследование непосредственно на месте происшествия взаимного положения объектов, следов торможения, следов на автомашинах позволило экспертам полностью в четкой логической последовательности восстановить механизм происшествия. Раскройте психологический аспект принципа активности осмотра места происшествия. Что понимается под профессиональной готовностью следователя к осмотру места происшествия?

В чем она проявилась в данной ситуации?

Задача 7.

Жительница города К. сообщила в милицию, что, придя в дом к своему бывшему мужу, она обнаружила его лежащим без сознания в луже крови. Оперативные сотрудники уголовного розыска и участковый инспектор произвели обход ближайших домов и улиц, опрашивая жителей с целью выявления возможных свидетелей происшествия. Ими были собраны данные о том, что в доме проживали двое престарелых, которые вели скромный, замкнутый образ жизни и к себе в дом почти никого не пускали, знакомств не заводили, с соседями общались неохотно. Осмотр места происшествия позволил установить следующее. В доме имеются четыре отдельные комнаты и коридор, разделяющий дом на две части. В коридор ведут два входа: один — с веранды, выходящей в сторону улицы, другой — с крыльца, расположенного с тыльной стороны дома. Внутренние запоры на дверях оказались неповрежденными, дверь на крыльцо — незапертой. Двери и стены коридора и комнат забрызганы кровью. В коридоре, между дверями комнат, лежал труп одного из стариков. На нем была надета только ночная рубашка. На голове имелись обширные раны, под трупом — лужа крови. Другой был в бессознательном состоянии; на голове — многочисленные повреждения. В больнице он, не приходя в сознание, вскоре умер. Во всех комнатах валялись разбросанные вещи, ящики столов были выдвинуты, постели перевернуты, дверцы шкафов открыты. Среди вещей, разбросанных в коридоре и комнатах, обнаружено множество предметов со следами крови, которые могли быть орудиями убийства: металлический молоток с отломанной ручкой, деревянный чурбан, столярный фуганок, деревянный молоток, металлическая сапожная лапа, трости, палки. Двери из комнат в коридор были распахнуты. В одной из комнат горела стеариновая свеча; краны газовой плиты, находившейся в коридоре, и контрольный кран газопровода были открыты, оттуда выходил газ. Взрыв не произошел, по-видимому, лишь потому, что в чердачном лазе на потолке коридора и в дверях во двор имелись щели и газ в доме не скапливался. Судя по нагару на свече, она го- рела около 5 ч. Смерть старика по заключению эксперта наступила за 5 ч. до обнаружения трупа. При осмотре среди бумаг (записи, письма) было найдено письмо, адресованное престарелым. Отправитель письма, житель города Б., писал, что его пятнадцатилетний сын убежал из дома в город К. В письме сообщалось, что он, вероятно, должен их навестить.

Дайте психологический анализ следственных версий, которые могут быть выдвинуты по вышеизложенной ситуации.

Примерные контрольные тестовые задания:

1. Как называется отрасль науки психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере, регулируемой правом:

  1. социальная психология;
  2. криминальная психология;
  3. юридическая психология;
  4. правовая психология.

2. Когда зародилась специализированная отрасль психолого-юридических знаний (криминальной психологии):

  1. XIX в.;
  2. XX в.;
  3. VIв. до н.э.;
  4. XVIIIв.

3. Как называется зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей:

  1. сукцессивность;
  2. апперцепция;
  3. иллюзия;
  4. галлюцинация.

4. Что относится к состояниям эмоциональной напряженности:

  1. тревога, страх, фрустрация, страдания;
  2. радость, удовольствие, гнев, удивление;
  3. апатия, презрение, равнодушие, отчаяние;
  4. возбуждение, сопротивление, истощение.

5. Отождествление себя с другими людьми называется:

  1. эмпатией;
  2. рефлексией;
  3. идентификацией;
  4. синтонностью.

6. Какие стороны профессиональной деятельности входят в профессиограмму следователя:

  1. идеальная, материальная, техническая;
  2. поисковая, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконсруктивная, социальная;
  3. инструментальная, аналитическая, экспериментальная;
  4. операционная, эмоциональная, познавательная.

7. На какие виды подразделяют правоприменительное поведение:

  1. макросоциальное, микросоциальное, личностное;
  2. сознательного конформизма, несознательного конформизма, подчиняющегося конформизма;
  3. правоисполнительное (законоисполнительное), правопослушное, законопослушное;
  4. криминально-профилактическое, криминально-предупреждающее, криминально-раскрывающее.

8. Установите, что не является элементом психологического анализа преступного деяния:

  1. анализ личностных особенностей преступника, совершившего преступное деяние;
  2. сбор всех изобличающих доказательств совершенного преступного деяния;
  3. анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния;
  4. анализ условий и побудительных причин преступного деяния.

9. Полиграф — это:

  1. многоканальный регистратор, приспособленный для записи психофизиологических реакций человека в процессе проводимого в установленном порядке обследования;
  2. техническое средство, определяющее «симптомы лжи» у обследуемого;
  3. многоканальный регистратор, приспособленный для определения профессионально важных качеств обследуемого;
  4. техническое средство для динамической записи изменений психических состояний у обследуемого.

10. Процесс предварительного расследования можно условно разделить на несколько этапов:

  1. этап сбора информации, этап анализа и синтеза информации, этап преобразования информации;
  2. этап выдвижения версий, этап верификации версий и этап вынесения обвинительного заключения;
  3. осмотр места происшествия, обыск, задержание подозреваемого и допрос;
  4. подготовительный, первоначальный, основной и заключительный.

Примерный перечень вопросов для подготовки тематических докладов, рефератов и презентаций:

  1. Предмет психологии. Общее понятие о психике.
  2. Методы науки юридической психологии.
  3. Предмет и система юридической психологии.
  4. Краткий исторический очерк развития юридической психологии.
  5. Основные закономерности восприятия.
  6. Память, ее основные виды и формы.
  7. Общая характеристика мышления.
  8. Особенности эмоциональных процессов.
  9. Общее понятие о волевых действиях.
  10. Понятие о типе высшей нервной деятельности и темпераменте.
  11. Юридическая психология на современном этапе: проблемы, основные направления развития.
  12. Криминальная психология (общая характеристика).
  13. Внимание, наблюдательность, память — как профессионально необходимые качества.
  14. Понятие и личности в психологии.
  15. Понятие о порогах чувствительности, их изменчивость.
  16. Произвольное и непроизвольное запоминание.
  17. Понятие об ассоциативной памяти. Виды ассоциаций.
  18. Мыслительные операции и их формы.
  19. Понятие о личности.
  20. Классификация психических явлений.
  21. Возможность противодействия заинтересованных лиц.
  22. Ощущения, их виды.
  23. Общественно-психологическая атмосфера расследования в судебном рассмотрении.
  24. Система профессионально необходимых качеств юриста.
  25. Идейно-нравственные, морально-волевые качества юриста.
  26. Факторы, мешающие правильному и полному восприятию событий.
  27. Психологические особенности допроса свидетелей.
  28. Защитная доминанта виновного.
  29. Исправительная (пенитенциарная) психология (общие положения).
  30. Коммуникативные качества, язык и речь юриста.
  31. Характеристика психологического воздействия в сфере уголовного судопроизводства.
  32. Теоретические основы юридической психологии.
  33. Психологические приемы допроса обвиняемого.
  34. Правовые основы юридической психологии.
  35. Установление психологического контакта с допрашиваемым.
  36. Понятие о произвольных и непроизвольных реакциях человека.
  37. Психологическая природа улик поведения и их оценка.
  38. Основания для назначения судебно-психологической экспертизы.
  39. Психология узнавания, его виды.
  40. Круг вопросов, рекомендуемых для разрешения судебно-психологической экспертизы.
  41. Психология допроса потерпевшего.
  42. Методы, средства изучения личности подозреваемого, обвиняемого на предварительном следствии.
  43. Психология допроса подозреваемого.
  44. Психология очной ставки.
  45. Психология опознания.
  46. Психология следственного эксперимента.
  47. Судебно-психологическая экспертиза: понятие, сущность, задачи.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет юридической психологии.
  2. Система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины.
  3. Задачи и прикладное значение юридической психологии.
  4. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления ее развития.
  5. Юридическая психология в системе различных научных отраслей знаний. Ее методологические, естественно-научные и правовые основы. Междисциплинарные связи.
  6. Понятие личности в правовой науке и в психологии.
  7. Индивид, личность, субъект деятельности.
  8. Теоретические подходы к изучению личности в психологии. Многозначность понятия личность. Личность как система мотивов. Личность как самосознание.
  9. Структура личности. Биологическое, наследственное и социальное в структуре личности.
  10. Этапы формирования и социализации личности.
  11. Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования.
  12. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание.
  13. Сознание в структуре личности. Обыденное, массовое сознание, их роль в жизни общества. Правовое сознание, его содержание и функции.
  14. Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Методы психологической диагностики.
  15. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности
  16. Эмоции, чувства, психические состояния; их психолого-правовая оценка

  17. Соотношение понятий «стресс» в психологии и «беспомощное состояние потерпевшего» в уголовном праве.
  18. Учет юристом негативного воздействия особых психических состояний при разрешении гражданско-правовых споров
  19. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности
  20. Темперамент. Понятие о темпераменте как динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы. Оценка юристом свойств темперамента в правоохранительной деятельности.
  21. Характер и его свойства. Оценка юристом свойств характера в правоохранительной деятельности.
  22. Психология взаимодействия людей в сфере гражданско-правового регулирования
  23. Гражданское правовое регулирование как фактор организации социальных отношений
  24. Психологические аспекты гражданского процесса
  25. Позиции сторон в гражданском процессе и их коммуникативная активность
  26. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству
  27. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе
  28. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  29. Противоправные преступные проявления — разновидность антиобщественной деятельности. Содержание, структура деятельности.
  30. Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений.
  31. Структурно-психологический анализ преступного действия.
  32. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступления
  33. Психологический критерий вменяемости, его интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.
  34. Понятие ограниченной (уменьшенной) вменяемости в уголовном праве.
  35. Психологическая характеристика преступлений, совершенных в состоянии ограниченной вменяемости.
  36. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
  37. Структура преступной группы, ее признаки.
  38. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях.
  39. Профессионально значимые качества юриста.
  40. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности юриста.
  41. Профессиональный психологический отбор на государственную службу и на службу в правоохранительные органы.
  42. Прогнозирование эффективности в профессиональной деятельности юриста.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector