Уровень исполнительского мастерства

Подготовка солистов-вокалистов

И вокальных коллективов

К участию в конкурсных выступлениях

Методические рекомендации

для руководителей самодеятельных вокальных коллективов

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

Оглавление

Введение… 2

1. Как правильно выбрать конкурсную программу… 2

2. Уровень исполнительского мастерства… 3

3. Сложность репертуара и органичность в нём исполнителя

(исполнителей)… 4

4. Постановка (драматургия) номера… 5

5. Качество использования дополнительных выразительных средств

(костюмирование, хореографическое сопровождение, бек-вокал,

спецэффекты и т. д.)… 9

6. Аранжировка и оригинальное прочтение музыкального (песенного)

материала. Качество, профессиональный уровень фонограмм

(номинация эстрадный вокал)… 11

7. Эмоционально-психологическое состояние вокалиста перед конкурсным выступлением:

˗ причины сценического волнения,

˗ приёмы, повышающие психологическую устойчивость вокалиста

до и во время конкурса… 13

Заключение… 17

Список использованной литературы… 18

Фестивали, конкурсы различного уровня являются одной из распространённых форм работы с исполнителями различных жанров. Говоря о вокальном исполнительстве и об участии вокалистов в фестивалях, конкурсах, необходимо обратить внимание руководителей на требования, предъявляемые к конкурсной программе. Все без исключения фестивали, конкурсы имеют Положения, в которых чётко сформулированы условия участия, критерии оценки выступления участников. Только после того, как руководитель внимательно ознакомится с этим документом, можно, соотнеся требования организаторов с возможностями вокалиста, подавать заявку в строго установленной форме.

Как правило, только выбором и подготовкой конкурсной программы невозможно ограничиться. Важно ещё, чтобы вокалист смог успешно выступить, показал все свои достоинства исполнителя, умения и приобретённые навыки. Конкурсант должен уверенно чувствовать себя на сцене, уметь управлять своим дыханием, справляться с естественным волнением, которое никак не должно отражаться на выступлении. Руководителю вместе с воспитанниками необходимо постоянно работать над снятием эмоционального и психологического напряжения, которое усиливается непосредственно перед выступлением. Это один из важных аспектов работы при подготовке к конкурсам, фестивалям. Этому посвящён один из разделов настоящей работы.

13 стр., 6021 слов

Проблемы работы руководителя

... внимания сторон к взглядам друг друга     8.Личные качества руководителя. Работа руководителем является  управлением действиями людей с целью получения конкретного результата ... и эффективности; сроки - кратковременные; результаты – при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности. Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жестки. Вознаграждения ...

1. Как правильно выбрать конкурсную программу?

Как правило, участники конкурса должны исполнить 2 произведения, требования к которым прописаны в Положении. Это могут быть песни патриотической, молодёжной, детской тематики, разнохарактерные произведения или песни определённого автора. Далее руководителю следует обратить внимание на пункт Положения «критерии оценки», в котором можно встретить такие разделы:

1. уровень исполнительского мастерства,

2. сложность репертуара и органичность в нём исполнителя (исполнителей),

3. постановка (драматургия) номера,

4. качество использования дополнительных выразительных средств (хореографическое сопровождение, костюмирование, бек-вокал, спецэффекты и т. д.),

5. аранжировка и оригинальное прочтение музыкального (песенного) материала, качество и профессиональный уровень фонограмм (номинация эстрадный вокал).

Рассмотрим каждый из критериев отдельно.

Уровень исполнительского мастерства

В категории «уровень исполнительского мастерства» оцениваются такие навыки владения голосом как:

˗ правильное вокальное дыхание,

˗ индивидуальный тембр,

˗ вокальный стиль,

˗ владение вокальными приемами,

˗ чистота интонации,

˗ ансамблевое звучание.

Все вышеперечисленные критерии сугубо индивидуальны для каждого вокалиста. Успех конкурсного выступления и победа зависят от многих факторов:

˗ исполнитель должен стремиться к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем),

˗ уметь двигаться под музыку,

˗ не бояться сцены,

16 стр., 7823 слов

Особенности теории и практики метода холотропного дыхания

... дыхании и критерии выбора конкретных произведений для разных стадий сеанса были сформулированы Кристиной Гроф. Не рекомендуется использовать песни и музыкальные произведения ... механизмы в традиционной психотерапии, действующие на уровне биографического материала: ослабление психологических защитных ... с холотропными состояниями сознания. Помимо уровня биографии после рождения ("постнатальной"), общего ...

˗ стремиться передать характер песни,

˗ проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, уметь петь по фразам, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова — артикулировать при исполнении),

˗ владеть основами нотной грамоты: исполнять легато, нон легато, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (четвертная нота с точкой, пунктирный ритм).

Подготавливая вокалиста к конкурсу, нужно подбирать такую конкурсную программу, в которой он будет максимально выигрышно звучать. Необходимо стремиться к тому, чтобы в исполняемых произведениях проявились его многогранные таланты: актёрский, коммуникативный (взаимосвязь со зрителем); вокальный.

Сложность репертуара и

органичность в нём исполнителя (исполнителей)

Иногда случается так, что Положения о фестивалях, конкурсах доходят до руководителей вокальных коллективов (солистов) поздно (за 1−2 месяца до конкурса), в связи с этим не хватает времени хорошо продумать и подготовить конкурсную программу. Быстро выбираются произведения, которые звучат неуверенно, «сыро», что негативно сказывается не только на конкурсном выступлении, но и на психологическом состоянии конкурсантов.

Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо предусматривать в учебной программе наличие конкурсных произведений, в которых вокалист чувствует себя уверенно. Это могут быть ранее исполняемые им в различных концертных выступлениях песни. На этих песнях он уже не учится, а показывает приобретённые и отработанные навыки: свободно владеет голосом и дыханием, слышит красоту своего голоса, умеет исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, умеет петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

Коррекция страхов средствами арт-терапии Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные ...

Вокальные группы должны уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: петь a’capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинных фразах, использовать цепное дыхание, в произведениях использовать элементы двухголосия, фрагментарного пения в терцию, фрагментарного отдаления и сближения голосов — принцип «веера». Они должны уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров.

Если у участников вокальных коллективов, солистов повышенный интерес к вокальному искусству, они с увлечением занимаются, поют в ансамбле и соло, принимают участие в концертах, чувствуют себя уверенно в исполняемых произведениях — это способствует творческому самовыражению и приводит к успешным выступлениям на конкурсах.

Постановка (драматургия) номера

Отличительной особенностью вокального жанра является то, что он включает в себя не только вокал, но целый комплекс выразительных средств. И среди них на важном месте — актёрское мастерство исполнителя. Только прекрасной вокальной техникой, интересным пластическим рисунком во время пения или актёрскими способностями по отдельности удивить зрителя в этом жанре практически невозможно.

Работа над постановкой вокального номера требует решения целого ряда задач. Это, прежде всего, умение раскрыть индивидуальность исполнителя, выстроить драматургию номера, знать и учитывать природу специфических выразительных средств номера и многое другое.

Ограниченные временные рамки выступления требуют максимальной концентрации смыслового содержания и выразительных средств. Создаётся самостоятельное, законченное произведение зрелищного искусства. Есть разные песни. Одни поются на площади, с большой эстрады на массовых гуляньях, они обращены сразу к тысяче людей и говорят о великих делах. Для них нужен мощный голос. А есть и другие песни — их поют, обращаясь к каждому слушателю так, как будто идёт задушевная беседа, как будто нужно передать что-то очень важное, заветное. И нужно перевоплотиться в человека, от имени которого песня поётся.

26 стр., 12796 слов

Театр как средство воспитания

... к простоте и ясности художественно-выразительных средств, а к многозначительности, многослойности ... художника, драма­турга, постановщика, исполнителя до общих проблем музыкально­го, ... со своим голосом и дыханием, танцор со своим физическим ... же изобразить какой-нибудь номер. Актёрскому делу можно обучаться ... целенаправленнее идет художественная обработка пьесы, песни, танца, тем глубже нрав­ ...

Вокальный репертуар можно разделить на две части: репертуар, в котором возможно использование игровых приёмов, вплоть до создания игровой сценки-песни, и репертуар, в котором актёрское мастерство исполнителя относится исключительно к внутренним процессам проживания песни, вне ярких внешних средств актёрской выразительности.

Синтез актерского искусства, музыки и текста в песне нельзя понимать буквально — исключительно в смысле создания песни-сценки, где театральными средствами разыгрывается какая-то сюжетная история. Такое понимание представляет собой упрощённый подход к проблемам режиссёрского решения песни. При постановке вокального номера очень важно найти меру использования выразительных средств актёрского искусства; исполнителю нужно отыскать баланс применения приёмов всего комплекса выразительных средств.

Это зависит, прежде всего, от индивидуальности исполнителя. Исходить нужно из простого принципа: определить, в чём наиболее сильная сторона исполнителя. Довольно часто руководитель начинает демонстрировать свою собственную фантазию, не в меру используя приёмы театрализации, выполнить которые органично и правдиво исполнитель не может. Важнейшее условие при работе над песней состоит в том, чтобы верно и точно понять, насколько само текстовое и мелодическое содержание песни, её жанр и стиль терпят привнесение в неё приёмов собственно театральной выразительности. Важно отметить, что к синтезу музыки, текста песен, театра нужно подходить осторожно, бережно, с пониманием того, что главное — это сама песня, а не театральная игровая сценка, созданная на её основе.

Любое дело требует обстоятельного подхода. Попытка сделать всё и сразу, как правило, приводит к печальным последствиям. Поэтому, приступая к работе над новой песней, не нужно стремиться работать одновременно над драматургией, динамикой, звуком и т. д. Разделите свою работу на части. Такой подход приводит к более быстрому и качественному результату.

Первое, что необходимо сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию без слов. Текст скроет от вокалиста действительную звуковысотную кривую мелодии, и он будет петь её неуверенно и не чисто. Хороший результат даёт вокалирование мелодии на удобную гласную. Таким образом, можно изолировать музыкальную составляющую песни и уделить ей больше внимания.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый вариант) (А. Уэссман, Д. Рикс)

... П1 (показатель) — С (самооценка) «спокойствие — тревожность» (индивидуальная самооценка — И1 — равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения ... предложенных наборов суждений то, которое лучшевсего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ...

Одновременно с работой над точностью интонации нужно разобраться с дыханием при постановке голоса. Дыхание в пении имеет исключительное значение — от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и естественным. Не все понимают, как нужно дышать. Руководитель должен последовательно и терпеливо объяснить, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом — равномерный, постепенный и продолжительный. Задача состоит в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило: менять дыхание в каждой паузе. В начале песни или после проигрыша делать активный вдох носом, в остальных случаях использовать активный выдох со сменой дыхания. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит подсказку, пока организм не запомнит дыхательный «скелет» песни.

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если песня исполняется на иностранном языке).

Изолируйте их от основного материала и предложите вокалистам почитать их как скороговорки, выговаривая чётко и постепенно увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст исполнителю запас прочности при постановке голоса.

После технической работы пришёл черёд работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

13 стр., 6002 слов

Психологическая подготовка к концертным выступлениям исполнителей на духовых музыкальных инструментах

... состояния. Поэтому их волнение даже полезно для более яркого и эмоционального выступления. У молодых исполнителей, не имеющих большого опыта выступлений на сцене, преобладало сильное возбуждение ... обогатить научными разработками подготовку музыканта-исполнителя к выступлению на сцене. Приближаясь к пониманию и объяснению феномена установления живого эмоционального контакта между зрителем и ...

Теперь пришло время всё соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из отработанных компонентов. На данном этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст возможность уложить песню в вокальном аппарате, «впеться» в неё.

После этой проделанной работы запишите исполнение вокалиста на магнитофон и постарайтесь объективно оценить запись. Не поддавайтесь первой реакции: «Всё плохо!» или «Всё отлично!». Прослушайте запись несколько раз, уделите внимание мелочам. Задайте вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи? Исправьте недостатки и запишитесь снова.

Для хорошего исполнения этого часто бывает достаточно. Но если песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно пойти дальше. Попробуйте поискать звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приёмы звукоизвлечения. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Ваша задача — определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками. Записывайтесь как можно чаще на магнитофон, слушайте и делайте выводы. Это лучший способ самооценки.

Бек-вокал, спецэффекты и т. д.)

Все выразительные средства номера — костюм, реквизит, музыка, шумы, свет, спецэффекты — должны находиться в стилевом единстве. Соблюдение этого требования позволяет достичь художественной целостности номера.

В изобразительном ряду номера ведущая роль принадлежит костюму исполнителя. Наряду с яркими вокальными данными важную роль в создании сценических образов также играют костюмы. Задача руководителя — чётко определить требования к костюму. Костюм (одежда, обувь, головные уборы, украшения, отдельные элементы костюма и другие предметы) используются для характеристики создаваемого сценического образа. Необходимое дополнение к костюму — грим и причёска. Костюм помогает найти внешний облик персонажа, раскрыть внутренний мир сценического героя, определяет историческую, социальную, экономическую и национальную характеристику среды, в которой происходит действие, создаёт (вместе с остальными компонентами оформления) зрительный образ.

Костюм должен создавать у публики впечатление, что артист предстаёт в некоем образе. В костюме должен быть выдержан стиль песни. Прежде всего, костюм должен соответствовать возрастной категории исполнителя, быть функциональным, не должен мешать. Если одежда неудобна, стесняет или затрудняет движения исполнителя, это может привести к тому, что он будет чувствовать себя неловко и неуверенно на сцене.

Хореографическое сопровождениедолжно способствовать оформлению вокального номера. Гармония движения является результатом длительного труда. Не всякие движения на сцене становятся знаком, выражающим состояние души и мысли выступающих, а лишь те, которые осознанно выстроены в процессе репетиций и освоены исполнителями как необходимое действие.

Расположение вокалистов и танцующих на сцене должно быть точно простроено. Акцент зрительского внимания должен быть сосредоточен на певце, а не на танцующих. Соблюдать эти требования довольно затруднительно для участников. Исполнители должны так разместиться на сцене, чтобы каждый из них хорошо видел зрительный зал — при этом условии его обязательно будут видеть зрители.

Существует множество различных способов, которые способствуют совершенствованию вокально-двигательной координации. Их обязан знать каждый руководитель вокального коллектива. И прежде чем солисты-вокалисты выйдут на большую сцену, они должны быть подготовлены.

Руководителю необходимо работать над соединением пения с движениями ног и рук, добиваясь органики, лёгкости, непринуждённости исполнения и точности звучания. Можно предложить выполнить руками импровизированные движения, соответствующие характеру и содержанию песни.

Бэк-вокал (от англ. backing vocal — пение на заднем плане), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию. Бэк-вокалист — человек, аккомпанирующий своим пением соло-вокалисту.

Эту партию можно переложить на участников группы, либо исполнить посредством наложения фонограммного звучания. Как правило, использовать бэк-вокал нужно на довольно коротких участках композиций, где он вторит основному вокалу. Ярким примером таких моментов являются припевы. Однако помимо поддержки основной линии бэк-вокал может служить и в качестве контраста. Зачастую исполнитель бэк-вокальной линии, если он не дублирует основную вокальную линию, исполняет её в терцию. Тем не менее, при подготовке вокалистов к конкурсным выступлениям, необходимо помнить, что использовать бэк-вокал можно, если это оговорено в Положении конкретного конкурса или фестиваля.

Спецэффекты.В практике вокального искусства применяются изобразительные средства, получившие название «спецэффекты». Это группа художественно-выразительных средств, позволяющая усилить эмоциональную сторону произведения и одновременно углубить его смысл.

Шумовое оформление применяется для воспроизведения на сцене звуков окружающей жизни. Вместе с декорациями, освещением, шумовое оформление составляет фон, помогающий исполнителям и зрителям почувствовать себя в среде, соответствующей действию произведения, создаёт нужное настроение.

Свет на сцене — одно из важных художественно-выразительных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда свет является почти единственным средством оформления. Но при всех художественно-эстетических достоинствах использования света, различных шумовых и спецэффектов, ничто не должно отвлекать внимания жюри и слушателей от исполнителя-конкурсанта.

Эмоционально-психологическое состояние вокалиста перед конкурсным выступлением

Конкурсное выступление — результат напряжённого творческого труда артиста и является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Сценическое волнение — одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления. Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми исполнителями во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме. Тормозные процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение, поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации. Иногда ощущается вялость, нежелание действовать, реакции замедляются, эмоциональное возбуждение не велико. Кому-то необходима эмоциональная встряска, а кому-то — покой, одни употребляют валерьянку, другие не пользуются ничем. Есть исполнители, которые перед выходом на эстраду много и оживлённо разговаривают на отвлечённые темы, но есть и такие, кто предпочитает посидеть в тишине.

Эмоциональное возбуждение — важнейшее условие для успешного выступления музыканта. Тем не менее, важно, чтобы оно не переходило за оптимальные для данной личности границы. У каждого исполнителя имеется собственный оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно реализовывать творческий замысел.

Когда эмоциональное возбуждение вокалиста достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души и творческого подъёма, всего того, что принято называть вдохновением. У одних певцов волнение, будучи контролируемым, является стимулом для большего вдохновения, у других — выйдя за рамки контроля — вызывает полную депрессию, скованность всего тела, в том числе и голосового аппарата, результатом чего является низкая позиция звучания, потеря опоры дыхания, вялое сценическое и эмоциональное выражение. У третьих волнение вызывает непомерную возбудимость и суетливость, которые также мешают нормальной работе всех компонентов певческой координации, что выражается в повышении интонации, чрезмерном напряжении, излишней жестикуляции и мимике.

По данным психологии природные свойства нервной системы — в том числе и волнение — поддаются изменению и развитию путём специальной психофизической тренировки.

Исходя из выше сказанного, можно определить комплекс происхождения (истоки) причин сценического волнения:

1. преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны жюри лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя;

2. чувство ответственности за своё выступление. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно чревато определёнными потерями на сцене;

3. любовь к сцене ни с чем несравнимое наслаждение, получаемое исполнителем от пребывания на ней, помогает преодолеть разрушительную силу эстрадного волнения;

4. боязнь забыть текст песни. Волнуются, исполняя песню публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Но провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточной выученности текста;

5. многое зависит от типа нервной системы исполнителя. Сценическое волнение на всех действует по-разному;

6. боязнь публичной «прилюдной» неудачи. В этой связи особенно важна тщательная и добросовестная «сделанность» программы, с которой предстоит выйти на сцену. Само внутреннее ощущение «всё сделано наилучшим образом и с предельной добросовестностью» действует успокаивающе, снимает излишнюю остроту волнения.

Как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют сегодня множество исполнителей. Как же преодолеть сценическое волнение?

Конкурсанту важно вспомнить то самочувствие, то психическое состояние, при котором были достигнуты творческие успехи, и, готовясь к новому выступлению, сделать попытку вновь испытать это ощущение. Так поступают многие исполнители. Но одного волевого усилия здесь недостаточно.

Зачастую исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений.

В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в тот момент большое, и оно повышается от сознания ответственности. Совершенно противопоказаны мысли наподобие: «А что обо мне скажут, если я выступлю неудачно!?» Лучшее в таком случае слегка подтрунить над собой. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену.

Во время конкурсного выступления. На конкурс пришли слушатели, они в ожидании предстоящего события. С появлением на сцене вокалиста на него устремляются все взоры. Сам выход исполнителя может или настроить жюри и публику на нужный лад, или несколько расслабить. Следует слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с этим окончательно настраиваясь на исполнение. Известно, что сцена диктует свои определённые требования к конкурсанту. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение во время выступления — словом, то, что мы называем артистизмом.

Исполнитель должен быть в образе на протяжении всего выступления. Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза. Вести себя необходимо естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно. Не разглядывать публику в зале. Присутствие большого числа людей, неожиданные шумы — кашель, упавшие ключи, сигнал телефона — ничто не должно отвлекать. Требуется предельная концентрация внимания на звучании голоса, фразировке, показе образа. Способность самососредоточения как наиболее эффективного метода борьбы со сценическим волнением можно и нужно развивать в процессе предконкурсной подготовки.

Вокальное исполнительство — это обмен эмоциями со зрителем и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Преодоление конкурсного волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателями. Именно общение несёт в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы певца.

Можно для себя наметить ряд аутогенных приёмов, которые повышают психологическую устойчивость вокалиста во время публичного выступления.

За несколько дней до выступления исполнитель должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.

Ещё один приём аутогенной тренировки. Нужно сесть прямо, дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыть глаза. Сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать мысленно произносимые слова. «Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчётливо могу представить сцену, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить… Я спокоен, собран и сосредоточен… Уверенно и радостно я начинаю. Мне нравится выступать… У меня всё отлично звучит, у меня прекрасный голос… Я выполняю всё, что я задумал… Я пою так же хорошо, как и в классе… Я знаю, что я сделаю всё, что задумал… Все мои действия я чётко вижу и выполняю… Я весь отдался моему вдохновенному исполнению… Какое это наслаждение — красиво и хорошо петь… Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее… Мне легко и приятно держать всю программу в голове… С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне всё больше и больше… Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления…».

Как показывает практика, волнение имеет место у всех исполнителей, выходящих на сцену. Но психологическая подготовка вокалиста к концертному выступлению не относится к числу нерешаемых. Она решается в основном индивидуально. Для этого надо иметь представление о реакции организма вокалиста на различные ситуации, на те или иные приёмы воздействия. Способность преодоления этого волнения, способность нейтрализации разного рода эстрадных стрессов можно и нужно развивать в процессе предконцертной и особенно предконкурсной подготовки исполнителя любого возраста.

Заключение

Работа по подготовке солистов-вокалистов и вокальных коллективов к участию в конкурсных выступлениях должна быть планомерной, тщательно продуманной. Руководителю необходимо ориентироваться в своей работе на создание конкурсных номеров, соблюдая соответствующие критерии, внимательно изучать Положение о проводимом конкурсе, фестивале.

После просмотра каждой номинации жюри конкурсов, как правило, проводит творческий разбор выступлений конкурсантов. Руководителям коллективов важно присутствовать на таких встречах с членами жюри, чтобы услышать мнение специалистов, получить рекомендации и советы для дальнейшей плодотворной работы со своими воспитанниками.

В заключение хочется отметить, что проведение всевозможных конкурсов, фестивалей способствует развитию творческих способностей участников коллективов, солистов. И задача руководителей помочь раскрыть творческий потенциал каждого участника, научить их чувствовать, понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Занятие любимым делом, интерес, эмоциональный подъём от творческих побед — всё это составляющие успешных выступлений на конкурсах и фестивалях.

Список использованной литературы

1. Белая Г. М. Основа сценического движения при постановке вокальных номеров. — г. Краснодар: МОУДОД ЦДОД МЭЦ. 2008.

2. Гурляев Л., Низяев Д. Теория музыки. Приёмы обработки музыки. Аранжировка. — М., 2007.

3. Долгушин С. Л. Художественная структура и жанровая типология эстрадного номера. — Омск: Мир музыки. 2006.

4. Ефимова Н. Основные задачи профессиональной подготовки звукорежиссёра. // Звукорежиссёр. — 2006.

5. Лоуэн А. Психология тела — М., 1997.

6. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры. -М.: Гуманитарный институт телевидения и радиовещания. 2000.

7. Мирный Р. Как написать аранжировку. — М., 2009.

8. Орешкина Э. Я. Формирование творческой деятельности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности. — г. Биробиджан, 2010.

9. Островский В. Как оценить качество фонограммы? // Звукорежиссёр. — 1999 -№ 4.

10. Севашко А. В. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. — М.: Альтекс-А. 2004.

11. Сорокина А. В. Уроки вокала: зарубежные вокальные школы. — М., 2008.

12. Эстрадный вокал: Авторская программа дополнительного образования / Ющенко О. Л. — МОУ «Погребинская СОШ № 2», 2010.

13.

14. www.as-workshop.ru

15.

16. www.classicalmusicnews.ru

17.

18. www.mirdetstvu.ru

19.

20. www.opium335.narod.ru

21. www.personamodel.ru

22.

23. www.star-rain.ucoz.net

24. www.vocal-profi.ru

25. www.vokaldream.io.ua

«Подготовка солистов-вокалистов и вокальных коллективов

к участию в конкурсных выступлениях"

Редколлегия:

В.В. Полежаева, Я.М. Пилявская, Э.Ч. Юсубова, Е.Г. Шашуловская

Составитель:

А.Н. Михайлина

Техническая редакция:

Н.Е. Гончарова

Областной дом народного творчества

344 019, г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

(8863) 280−00−36

e-mail: odnt2006@narod.ru

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector