2012 Цель и задачи выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для слушателей

Центра переподготовки педагогических кадров

Краснодар

Выпускная квалификационная работа является обязательной формой итоговой аттестации слушателей переподготовки. Выполнение выпускной работы представляет собой один из основных видов самостоятельной деятельности слушателей на заключительном этапе обучения.

Основная цель этого вида работы— расширение и закрепление теоретических знаний слушателей, формирование у них умений решения творческих задач в ходе самостоятельного педагогического поиска. Среди задач, решаемых в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие: систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных слушателем за время обучения в ККИДППО знаний, умений и навыков.

При выполнении выпускной работы слушатель должен продемонстрировать компетентность, которая проявляется в следующих умениях:

  • самостоятельно поставить задачу, обосновать ее актуальность, социальную и педагогическую значимость;
  • собрать и обработать информацию по теме выпускной работы;
  • изучить и критически проанализировать полученные материалы;
  • глубоко и всесторонне изучить выявленную проблему;
  • выработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы;
  • сформулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику деятельности образовательных учреждений.

При подготовке выпускной работы слушателю необходимо проявить высокий уровень общей, психолого-педагогической и специальной подготовки. При этом очень важно уметь представить результаты работы в виде целостного текста, последовательно раскрывающего замысел и основные результаты проделанной работы.

7 стр., 3242 слов

Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности ...

... ­ал, новые познавательные задачи. Второе из назван­ных выше требований к внеклассной работе также не совпадает с особенностью самостоятельной работы как специфического вида деятельности. Здесь увлекатель­ным ... Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной дея­тельности на у роке у что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение ...

Общими требованиями к выпускной работе являются:

  • целевая направленность;
  • четкость построения;
  • логическая последовательность изложения материала;
  • глубина исследования и полнота освещения вопросов;
  • убедительная аргументация проектных решений;
  • конкретность изложения результатов работы;
  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
  • грамотное оформление.

Порядок выбора и утверждения темы

Тему выпускной квалификационной работы слушатель выбирает самостоятельно, в соответствии со своими научными интересами, практическим опытом, знаниями специальной литературы по выбранной тематике, будущими обязанностями по предполагаемому месту работы.

Примерная тематика выпускных работ разрабатывается Центром переподготовки педагогических кадров совместно с преподавателями кафедр. Слушатели, выбрав тему работы, вправе скорректировать ее или предложить свою, согласовав это со своим научным руководителем. Необходимая помощь слушателям в выборе тем выпускных квалификационных работ оказывается преподавателями, которые руководят их выполнением.

К требованиям, предъявляемых к работе, относится, прежде всего, актуальность. Особое значение приобретает изучение вопросов совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, усиления воспитывающего и развивающего характера обучения и воспитания, связи обучения с жизнью и т.п. Обоснование актуальности исследования складывается из трех частей:

1) необходимостьисследования выделенных вопросов;

2) теоретические и практические предпосылкиразработки избранной проблематики;

3) противоречияипроблема, требующие разрешения.

Выпускная работа не претендует на фундаментальные научные открытия, в них обычно включаются сравнительно несложные исследования, однако и здесь ставится условие четкого представления об уровне достижения современной науки и направлениях ее дальнейшего развития в той или иной области, что необходимо для экспериментального поиска.

Важным требованием к работе является ее практическая значимость, которая проявляется в возможности использования полученных результатов для решения конкретных задач практики образования: усовершенствования методов работы, оценки и корректировки ее результатов, поиска новых форм организации обучения и воспитания и проч.

Выбрав тему выпускной работы, слушатель заполняет заявление в Центре переподготовке с указанием выбранной темы и предполагаемого научного руководителя. Темы дипломных работ утверждаются на заседании кафедры и, в случае необходимости, корректируются совместно, слушателем и руководителем.

Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная работа должна включать:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • две (три) главы, разделенные на параграфы;
  • заключение;
  • список использованной литературы;
  • приложения.

Титульный лист– первая страница работы (номер страницы не пишется), которая заполняется по строго определенным правилам. Титульный лист работы обязательно должен содержать следующие сведения:

  • полное наименование учебного заведения, структурного подразделения, направления переподготовки;
  • тема работы;
  • сведения об исполнителе (Ф.И.О. слушателя, подпись);
  • сведения о научном руководителе (Ф.И.О, ученая степень, ученое звание, подпись);
  • наименование места и год написания.

Оглавление – вторая страница, которая нумеруется сверху номером 2. В оглавлении приводятся все заголовки выпускной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки должны точно повторять заголовки в тексте. Слова «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» и названия глав печатаются прописными буквами, названия параграфов – строчными буквами. После каждого заголовка через отточие указывается страница, с которой начинается изложение этого текста в работе (не употреблять слово «стр.»).

Жирным шрифтом выделяется только слово «Оглавление». Текст оглавления печатается без выделений.

Если оглавление получается слишком большое, допускается 1,5 пт интервал заменить на 1 пт.

При оформлении оглавления нужно следить за тем, чтобы нумерация сохраняла строгую вертикальную организацию. Оглавление можно набрать в таблице Word.

Пример такого оформления:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ…………………………………..

5

1.1. Понятие…………………………………………………………

5

1.2. Виды…………………………………………………………….

12

2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..

16

После того как оглавление будет набрано, границы таблицы необходимо сделать невидимыми. Для этого нужно выделить всю таблицу и в меню «Формат — Границы и заливка» поставить флажок «Нет границ».

Введение. Здесь обосновываетсяактуальностьвыбранной темы с точки зрения своевременности и социальной значимости. Необходимо показать суть проблемной ситуации, из этого и будет видна актуальность темы. Кроме того, надо подчеркнуть границу между знанием и незнанием о предмете в работах других авторов, а также значимость представленного материала для образовательной практики.

Далее формулируется:

— объект — это процесс или явление, избранное для изучения; объект отвечает на вопрос: что рассматривается в работе?

— предмет — это то, что находится в границах объекта, как существенная часть его; предмет отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данная работа? Как правило, предмет в большей степени совпадает с темой, избранной для изучения.

— гипотеза – предположение о том, что вы хотите достичь в результате вашей работы;

-цель – выявление существенных характеристик предмета; другими словами— какой результат слушатель намерен получить, каким он видит этот результат?

— задачи работы, которые конкретизируют цель и отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Формулировки задач обычно начинаются со слов: выявить…, обосновать…, установить…, доказать…, разработать…, вывести формулу…, построить модель…, апробировать…Главное требование к формулировке целей— проектирование в них не процесса, а — результата.

Основная частьвыпускной работы делится на главы, параграфы, пункты и подпункты. Каждый элемент должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части, как правило, выделяется не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов.

Обязательным структурным элементом основной части выпускной работы является аналитический обзор литературных источников по теме. Основные требования к тексту аналитического обзора таковы:

  • полнота и достоверность информации;
  • наличие критической оценки использованной информации;
  • обязательные ссылки на авторов цитируемой литературы;
  • логичность структуры;
  • композиционная целостность;
  • аргументированность выводов;
  • ясность, четкость и лаконичность изложения.

Заключение является завершающей частью всей работы. Здесь в сжатой форме излагаются способы достижения цели и методы решения поставленных в работ е задач, формулируются основные проектные предложения и рекомендации.

Список литературыдолжен соответствовать следующим требованиям:

— соответствие теме выпускной работы (не менее 50 источников);

— разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, методические и др.;

— отсутствие устаревших документов.

Оформляется библиографическим списком в алфавитном порядке. При использовании автором источников на иностранном языке, их необходимо расположить после русскоязычных источников также в алфавитном порядке.

В списке использованных источников приводятся:

  • фамилия и инициалы автора;
  • полное название;
  • место издания;
  • год издания.

Пример 1. Книги, имеющие авторов

  1. Абдулов П.Р. Общая психология. М., 2007.
  2. Воронина А.М. Возрастная психология. Минск, 2009.

Пример 2. Книги, не имеющие автора

  1. Психология сознания: хрестоматия/ сост. и общ. ред. М.К. Выготский. СПб., 2011.

Пример 3. Статьи из журналов и сборников

  1. Выготский М.К. Возрастная психология // Собр. сочинений: в 5 т. М., 1999. Т.3.
  2. Филипов С.Е. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 2003. № 5.

Приложенияпризваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать в себя: методические материалы, дополняющие текст; таблицы вспомогательных данных; иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики; акты внедрения и т.д. Приложения помещают в конце выпускной работы и каждое приложение необходимо начинать с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер приложения размещают сверху по середине страницы, а в правом верхнем углу слово «Приложение № __». Приложения должны иметь общую с остальной частью выпускной работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

Требования к оформлению выпускной квалификационной работе

Текст выпускной работы должен быть выполнен на листах формата А4 (210х297 мм по ГОСТ 8327-20) в режиме односторонней печати. Работа должна быть сдана в твердом переплете. Текст набирается на компьютере. Оптимальный объем работы – 60-80 страниц без приложений.

Текст печатается шрифтом TimesNewRoman, 14 размера, через 1,5 интервал, форматирование – по ширине. Поля- 2 см сверху и снизу. 3-3,5 см слева, 1-1,5 см справа.

Заголовки печатаются по центру страницы жирным шрифтом; точка в конце заголовков не ставится; каждая глава начинается с новой страницы. Параграфы глав продолжаются по тексту. Названия глав печатается прописными буквами, названия параграфов – строчными.

Текст работы необходимо разбивать на абзацы, начало которых пишут с красной строки. Размер абзаца можно установить автоматически – 0,65 или 1,25 см.

Нумерация страниц устанавливается автоматически. Номер страницы должен бать отпечатан 12 шрифтом вверху по центру страницы. Нумерация начинается с оглавления со 2 страницы. Вся работа имеет сквозную нумерацию, включая приложения.

По ходу изложения материала автору приходится часто делать ссылки на таблицы, схемы, проведенное анкетирование, тестирование или на факты, установленные другими авторами.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы пишут сокращенно без значка «№», например, рис. 5, табл. 2, с. 27, гл.2.

Поскольку в тексте выпускной работы часто приходится использовать заимствованный материал, то обязательно надо делать ссылки на авторов, иначе слушатель может быть обвинен в плагиате. Формы словесного оформления заимствований могут быть различными, например:

  1. В построенной И.Я. Лернером концепции материальные средства обучения— слово, учебник, иллюстрация— рассматриваются как средства реализации методов, а сам метод— как фактор, обусловливающий применение различных средств: «…метод может потребовать разных средств— словесных, наглядных, практических…» (Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. С.95).
  2. Здесь уместно обратиться к исследованию управленческих процессов, проведенному В.М. Шепель, который вычленяет такие этапы проектирования:… (Шепель В.М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология. М., 1982).
  3. Это составляет около 30% всех современных школьников (данные взяты из журнала Воспитание школьников. 1999. № 2).
  4. Ниже приведена классификация дидактических игр, построенная на основе идей С.А. Шмакова (Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992).

Руководство выпускной работой

Непосредственную организацию и методическое руководство выполнением выпускной работы осуществляет преподаватель ККИДППО, являющийся научным руководителем и назначенный приказом ректора института. Научный руководитель совместно со слушателем составляет задание на работу, осуществляет ее календарное планирование и текущее руководство. Основной формой руководства являются индивидуальные и групповые консультации, которые проводятся обычно по расписанию, с указанием времени и места их проведения.

При выполнении выпускных работ предусматривается максимальная самостоятельность слушателей, творческий педагогический поиск. Консультации проводятся в виде собеседований, в ходе которых руководитель помогает слушателям выбрать наиболее рациональные способы работы, целесообразные методы, помогает разрешать возникшие у слушателей затруднения, с которыми они не смогли справиться самостоятельно, осуществляет контроль за ходом выполнения работы, дает необходимые рекомендации.

В обязанность научного руководителя входит оказание слушателям необходимой помощи по литературному оформлению текста работы, по способам обработки результатов, фиксированию этих результатов, по расположению материала, составлению списка используемой литературы, формулировке выводов, внешнему оформлению работы, подготовке отзыва на нее и т.д.

Руководитель тщательно проверяет окончательно оформленную выпускную работу и оказывает слушателю помощь в подготовке работы к защите.

Научный руководитель пишет «Отзыв на выпускную квалификационную работу», в которой отмечается:

— соответствие содержания теме работы

— характеристика проделанной работы

— полнота раскрытия темы

— теоретический уровень и практическая значимость работы

— качество оформления

Заканчивается отзыв словами « Выпускная квалификационная работа выполнена согласно требованиям ГАК, заслуживает оценку…» и может быть допущена к защите.

Пример оформления отзыва научного руководителя на выпускную работу представлен в Приложении.

Рецензент анализирует представленный материал и пишет « Рецензию на выпускную квалификационную работу в которой отражает;

— соответствие содержания работы ее теме;

— актуальность и значимость темы;

— оценку основных результатов работы;

— практическую значимость, возможность внедрения результатов;

— имеющиеся недостатки работы по содержанию, изложению и оформлению материала.

Порядок защиты выпускной квалификационной работы

Защита работы носит публичный характер. Проводится она по расписанию в установленном порядке перед аттестационной комиссией и всех желающих.

Порядок защиты работы предусматривает: доклад слушателя, ответы слушателя на вопросы членов комиссии и других лиц, присутствующих на защите; выступление научного руководителя; оглашение рецензии; ответы слушателя на замечания рецензента; дискуссию по защищаемой работе. В заключение слушателю вновь дается слово для ответа на замечания. Решение об оценке работы принимается на закрытом заседании комиссии путем голосования и оформляется протоколом заседания. Результаты защиты оглашаются публично.

Критерии оценки работы

Оценивается работа по 5-балльной системе на основании критериев актуальности исследования, его методологической обоснованности, теоретической разработанности в тексте работы, достоверности полученных результатов, системности и новизны. Учитывается также качество выступления слушателя во время защиты и его ответов на вопросы.

Приложение 1

Рецензия на итоговую квалификационную работу слушателя

Центра переподготовки педагогических кадров

по направлению

«Педагогическая деятельность в общем и профессиональном

образовании»

ГБОУ Краснодарского края ККИДППО

Антроповой Светланы Александровны

«Особенности заключения коллективного договора»

В квалификационной работе рассматривается одна из актуальных тем – заключение коллективного договора. Дано обоснование актуальности исследуемой темы. Рассмотрены основные аспекты заключения коллективного договора, раскрыто понятие и значение коллективного договора, проанализированы основные функции коллективного договора.

В теоретической части рассмотрен порядок заключения, структура и содержание коллективного трудового договора. На практике показаны способы заключения и исполнения коллективных договоров.

Слушателем обработано большое количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне проанализированы особенности действия коллективного договора. Содержание работы полностью соответствует выданному слушателю заданию. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь.

Прослеживается тщательная работа по каждому разделу рассматриваемой темы. Полностью раскрыта тема работы, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи.

Использованный практический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы, рекомендации имеют практическую значимость.

Существенных недостатков работа не имеет.

В связи с этим квалификационная работа заслуживает оценки «отлично».

Рецензент___________________________________________ В.В. Робский

Приложение 2

Отзыв на выпускную квалификационную работу слушателя Центра переподготовки педагогических кадров по направлению «…………..»

(Ф.И.О. полностью)

«Применение метода управления конфликтами в организации»

В работе решается задача ……………… и реализуются …………….

методом управления конфликтом.

Ф.И.О. занимается изучением применения метода управления конфликтом в своей организации 2 года. За это время она в достаточной мере изучила предметную область, докладывала результаты работы на муниципальных, региональных и краевых конференциях.

В работе выделены общие требования к статистическим методам исследования конфликта в организации, описываются основные выводы, разработан интегрированный способ решения конфликтных ситуаций, приведены результаты анкетных исследований, показана эффективность предлагаемого алгоритма на различных примерах.

По содержанию работы можно сделать следующее замечание: слабо показана ……….. .Хотя данное замечание является существенным, в целом оно не влияет на качество работы. Выпускная работа Ф. И. О. выполнена согласно требованиям ГАК, предъявляемым к выпускным работам, может быть допущена к защите и заслуживает оценку «отлично».

Научный руководитель

уч. степень звание _______________ И.О. Фамилия

подпись

место работы, должность

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Центр переподготовки педагогических кадров

по направлению: «Педагогическая деятельность в общем и профессиональном образовании»

Допущена к защите

«___» ___________ 2012 года

Нормоконтролер

_________________________

Оценка результатов защиты

_______________________

Секретарь ГАК

_______________________

_______________________

(дата)

Итоговая квалификационная работа «Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности»

Слушателя центра переподготовки педагогических кадров

Псомовой Галины Васильевны

Научный руководитель:

Г.Г. Рогожникова

ученая степень, звание

Краснодар 2012 г.