Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Рабочая учебная программа
по дисциплине «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»
для ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование»
профили: «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология»
по циклу Б 3 – профессиональный цикл
блок Б. 3. Б .08 – базовая часть
Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 34 практические занятия – 32 лабораторные занятия — 6 самостоятельная работа – 72 экзамен – 5 семестр |
Заочная форма обучения Курс – 2, 3 Семестр – 4, 5 Объем в часах всего – 144 в т.ч.: лекции – 14 практические занятия – 4
самостоятельная работа – 126 экзамен — 6 семестр |
Екатеринбург 2014
-
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины характеризуется формированием следующих компетенций:
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);
- способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);
- способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реалилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);
- готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-пихолого-педагогического сопровождения (ПК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- содержание понятия «система специального образования».
- Понятия «специальная педагогика» и «специальная психология», «специальные педагогические технологии», «дидактические подходы», «процесс развития».
- Основные характеристики систем специальной педагогики.
- Характеристики индивидуальности ребенка с дефектом с точки зрения различных научных подходов.
- Характеристики моделей специального образования с позиций различных научных подходов.
- Цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.
- Современные психологические характеристики детей с ОВЗ.
- Основы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития.
- Проблемы и противоречия системы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
- Современные практикоориентированные модели обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
- Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-компенсирующего обучения.
Уметь:
- Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями специальной педагогики и психологии.
- Анализировать конкретную информацию о детях с нарушением развития (медицинскую, психологическую, педагогическую).
- Осуществлять системный анализ педагогических явлений и процессов.
- Конструировать модели различного уровня и назначения в соответствии с психолого-педагогическими задачами деятельности специалиста в соответствии с решением технологических проблем обучения и коррекции.
- Оказывать консультативную помощь специалистам и управленцам системы специального образования.
- Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
- Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.
Владеть:
- Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
- Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.
- Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей.
- Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах специальной педагогики и психологии.
- Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.
- Методами психолого-педагогического моделирования процессов и явлений специальной педагогики.
1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Дисциплина изучается студентами в 5-6 семестрах третьего года обучения по программам бакалавриата. Всего на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них: 34 часа – лекционные занятия, 32 часа – практические занятия, 6 часов – лабораторные работы, 72 часа – самостоятельная работа студентов по разделам и темам дисциплины. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 5 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
2. Учебно-тематическое планирование Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего трудоёмкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Всего |
Лекции |
Практические |
Лаб. работы |
||||
1. |
Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития |
|
|
|
|
— |
|
1.1. |
Системно-информационный подход в обучении |
8 |
4 |
2 |
2 |
— |
4 |
1.2. |
Деятельностный подход в обучении |
16 |
8 |
4 |
4 |
|
|
1.3. |
Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении |
16 |
8 |
4 |
4 |
— |
8 |
1.4. |
Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования |
8 |
4 |
2 |
2 |
— |
4 |
2. |
Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность |
12 |
6 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2.2. |
Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении |
16 |
8 |
4 |
4 |
— |
8 |
2.3. |
Технологии и методики обучения в специальном образовании |
12 |
6 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2.4. |
Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении |
4 |
2 |
|
2 |
— |
2 |
2.5. |
Роль педагога-дефектолога в системе специального образования |
4 |
2 |
2 |
— |
— |
2 |
3. |
Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска» |
12 |
6 |
2 |
2 |
2 |
6 |
3.2. |
Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная |
16 |
8 |
4 |
4 |
— |
8 |
3.3. |
Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ |
12 |
6 |
4 |
2 |
|
6 |
3.4. |
Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
4 |
|
ИТОГО |
144 |
72 |
34 |
32 |
6 |
72 |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Всего трудоёмкость |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
||
Всего |
Лекции |
Практические |
||||
1. |
Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития |
|
|
|
|
|
1.1. |
Системно-информационный подход в обучении |
10 |
2 |
2 |
|
8 |
1.2. |
Деятельностный подход в обучении |
12 |
|
|
|
12 |
1.3. |
Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении |
16 |
2 |
2 |
|
14 |
1.4. |
Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования |
10 |
2 |
2 |
|
8 |
2. |
Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система |
|
|
|
|
|
2.1. |
Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность |
12 |
2 |
2 |
|
10 |
2.2. |
Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении |
10 |
2 |
2 |
|
8 |
2.3. |
Технологии и методики обучения в специальном образовании |
12 |
2 |
|
2 |
10 |
2.4. |
Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении |
10 |
|
|
|
10 |
2.5. |
Роль педагога-дефектолога в системе специального образования |
4 |
|
|
|
4 |
3. |
Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования |
|
|
|
|
|
3.1. |
Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска» |
10 |
2 |
2 |
|
8 |
3.2. |
Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная |
12 |
2 |
2 |
|
10 |
3.3. |
Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ |
10 |
2 |
|
2 |
8 |
3.4. |
Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ |
16 |
|
|
|
16 |
|
ИТОГО |
144 |
18 |
14 |
4 |
126 |
3. Содержание дисциплины
РазделI. Научные основы процесса обучения
1.1. Системно-информационный подход в обучении. Человек как информационная система. Взгляды П.К. Анохина и его последователей на системный характер деятельности организма человека. Роль информации в становлении и развитии психики человека. Значение информации в обучении и развитии ребенка. Способности ребенка (теория способностей Теплова).
Интеллект ребенка: интеллектуальные различия и их обусловленность наследственным характером созревания нейронных систем (нейронная теория), интеллект ребенка и его зависимость от скорости периферической нервной проводимости нейрона (СПНП).
1.2. Деятельностный подход в обучении. Разработка теории деятельностного подхода в Российской педагогике и психологии (Выготский, Леонтьев, Мерлин, Давыдов, Занков, Эльконин и др.).
Теория Выготского о зонах развития. Теория Пиаже о ступенчатом характере развития ребенка в процессе деятельности.
1.3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. Индивидуальный характер способностей ребенка и их учет в процессе обучения. Психология индивидуальности (Мерлин) и процесс развития ребенка. Индивидуальный подход в обучении как основополагающий принцип и его реализация. Индивидуальные способности детей с ОВЗ и их развитие.
1.4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. Теория компенсации и ребенок с дефектом (Адлер, Выготский).
Понятине «коррекции» в российской специальной педагогике. Коррекционная напрпавленность в обучении детей с ОВЗ. Предметные области коррекции и ее механизмы.
Раздел II. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система
2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. Характеристика потребностей у детей с ОВЗ и процесс их удовлетворения. Биосоциальная природа потребностей в развитии детей с ОВЗ. Наличие дефекта и его учет в процессе получения образования и организации обучения.
2.2. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. Своеобразие принципов обучения в специальных образовательных учреждениях: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности в обучении, социально-адаптирующего образования, развития средств специального образования: мышления, языка, коммуникации, дифференцированного и индивидуального подхода, необходимости специального педагогического руководства.
2.3. Технологии и методики обучения в специальном образовании. Формы организации учебного процесса в зависимости от технологии. Технология как процесс, направленный на достижение планируемого результата обучения. Методы обучения. Взаимозависимость между технологиями и методами. Технологические модели в обучении.
2.4. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. Формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Средства обучения.
2.5. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. Специфика профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Антропологический и деонтологический принципы как основа подготовки дефектолога. Ведущая роль педагога-дефектолога при обучении детей в образовательном учреждении.
Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования
3.1. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска». Основные направления МСП-патронажа: разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для детей, находящихся вне рамок образовательного пространства, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, реализация программ для обучения родителей, обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации детей, реализация современных педагогических технологий, направленных на обучение и социализацию, поддержка общественно-педагогических инициатив, привлечение средств массовой информации к пробемам образования и социализации детей с ОВЗ.
3.2. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная. Система дошкольного образования детей с ОВЗ, школьная система специального образования. Профориентация, профессиональная подготовка и профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.
3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. Понятие «адаптации». Научные подходы в решении проблемы социально-трудовой адаптации. Механизм процесса адаптации.
3.4. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ. Социально-педагогическая помощь и социально-педагогическая деятельность. Структура социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ. Государственная политика в области социальной помощи лицам с ОВЗ.
4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения:
- Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении.
- Роль педагога-дефектолога в системе специального образования.
- Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ.
Примерные темы контрольных работ для студентов очной и заочной форм обучения:
- Дайте краткую характеристику индивидуальных особенностей человека (по В.С. Мерлину).
- Раскройте суть понятий «коррекция» и «компенсация». Приведите примеры.
- Что такое «Технологическая модель» в педагогике. Приведите примеры.
- Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
- Охарактеризуйте структурную организацию специальной педагогики как системы.
- Можно ли утверждать, что в процессе эволюции одни научные подходы уступают свое место другим. Обоснуйте кратко свою точку зрения/
Примерные темы рефератов для студентов очной и заочной форм обучения:
- На основе анализа первоисточников охарактеризуйте понятие «система специального образования»;
- Опишите различные модели интегрированного обучения детей с нарушенным развитием;
- Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования.
- Индивидуальность ребенка с ОВЗ и индивидуализация в обучении.
- Биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты адаптации лиц с ОВЗ.
- Опишите одну из технологических моделей процесса обучения ребенка с ОВЗ (по выбору студента).
- На основе анализа литературы опишите эволюцию взглядов на природу нарушений детского развития;
- Опишите понятия «коррекции» и «компенсации». Приведите примеры.
Материалы для промежуточной аттестации (примерные вопросы для курсового экзамена) для студентов очной и заочной форм обучения
- Системно-информационный подход в обучении.
- Деятельностный подход в обучении.
- Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении.
- Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования.
- Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность.
- Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении.
- Технологии и методики обучения в специальном образовании.
- Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении.
- Роль педагога-дефектолога в системе специального образования.
- Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска».
- Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная.
- Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ.
- Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ.
- Научные подходы, лежащие в основе процесса обучения.
- Закономерности детского развития и их преломление в специальной психологии и педагогике.
- Механизм реализации принципа индивидуального подхода в обучении.
- Механизм теории компенсации дефекта при различных состояниях отклоняющегося развития.
- Моделирование содержания механизмов реализации принципов обучения.
- Специфика применения принципов обучения в специальном образовании.
- Индивидуальность ребенка с ОВЗ и индивидуальный подход в специальной педагогике и психологии».
- Разработка индивидуального маршрута в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ.
- Разработка коррекционной технологии нарушенного развития ребенка при различных психофизических нарушениях.
- Конструирование урока по заданию преподавателя.
- Психолого-педагогическое изучение ребенка в условиях школьного обучения.
- Модели ранней педагогической помощи детям с различными психофизическими нарушениями.
- Структура полного цикла педагогической помощи детям с ОВЗ.
- Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ.
Примерный перечень контрольных мероприятий для студентов очной и заочной форм обучения
- Конспектирование литературных источников по основным разделам дисциплины.
- Моделирование педагогических технологических конструкций, ориентированных на конкретный результат по заданию преподавателя.
- Реферативное изложение содержания первоисточников по заданию преподавателя.
- Творческие отчеты после просмотра видеоматериалов (эссе и др.);
- Контрольные работы по усвоению понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
5.1. Рекомендуемая литература Основная
- Специальная педагогика: Учебное пособие для студ./Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: изд. Центр Академия, 2000. – 400 с. 192 экз.
- Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов вузов по спец.: 031700 «Олигофренопедагогика», 032000 «Спец. дошк. педагогика и психология» / А. Н. Граборов.-М.:Классикс Стиль,2005.-248 с. 29 экз.
- Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.-М. : Академия, 2006.-224 с. 25 экз.
- Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования [Электронный ресурс]/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.-М. : Академия, 2006.-224 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0101/5_0101-1.shtml
- Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. Д.С. Шилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. 115 экз.
Дополнительная
- Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов по спец. 0319 – спец. педагогика в спец. (корр.) образоват. учреждениях – М. Академия, 2001. – 192 с. (192 экз.)
- Алексеев О.Л., Коркунов В.В., Филатова И.А. Словарь-справочник по специальному образованию. – Екатеринбург: издатель Калинина Г.П., 2008. – 192 с. 20 экз.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с. 23 экз.
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Электронный ресурс]/ Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с. Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml
- Дети с отклонениями в развитии [Текст] : метод. пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. — М. : Аквариум, 1997. – 128 с. (21 экз.)
- Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Академия, 2001. – 320 с. 247 экз.
- Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагност. и коррекц. работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М. : АРКТИ; 2003. 11 экз.
- Сорокин, В. М. Специальная психология : учеб. Пособие[Электронный ресурс] / В. М. Сорокин ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2004. – 216 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0485/3_0485-1.shtml
- Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына, Ин-т спец. педагогики и психологии. Междунар. ун-т семьи и ребёнка. – Спб. : Дидактика плюс, 2002. – 496 с. 34 экз.
- Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс]/ Л. М. Шипицына, Ин-т спец. педагогики и психологии. Междунар. ун-т семьи и ребёнка. – Спб. : Дидактика плюс, 2002. – 496с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0074/5_0074-1.shtml
5.2. Информационное обеспечение дисциплины
Электронные информационные ресурсы, обеспечивающие
внедрение инновационных методов изучения дисциплины – сайты сети Интернет:
- http://psychology.net.ru/ — Мир психологии (новости психологии, психологические тесты, книги);
- http://www.defektolog.ru/ — Дефектолог (информация о детях, имеющих особенности развития; нормативы детского развития; тесты; авторские статьи специалистов: психологов, дефектологов, логопедов; консультации на форуме);
- http://childpsy.ru/ — Детский психолог (для специалистов это научно-тематический проект, выполненный в рамках факультета «Психология образования» МГППУ по возрастной психологии и некоторым отраслям детской психологии, содержащий публикации научных результатов психологических и педагогических исследований).
6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:
- учебные тесты по разделам программы и по дисциплине в целом;
- видеоролики уроков в специальных школах;
- подборки статей по разделам и темам дисциплины;
- специализированные аудитории, оснащенные видео- аудиоаппаратурой и компьютерной техникой.
7. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
Коркунов Владимир Васильевич
Кандидат педагогических наук
Профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования УрГПУ
Рабочий телефон 235-76-23
=============.
Контрольные работы для зо 2 курса
- Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования.
- Биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты адаптации лиц с ОВЗ.
Рабаты в письменном виде (рукописном).
Работы сдать в первый день сессии лаборанту в 116 кабинет.
18