Требования к результатам освоения дисциплины. по дисциплине «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Рабочая учебная программа

по дисциплине «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях»

для ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование»

профили: «Олигофренопедагогика», «Логопедия», «Специальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология»

по циклу Б 3 – профессиональный цикл

блок Б. 3. Б .08 – базовая часть

Очная форма обучения

Курс – 3

Семестр – 5

Объем в часах всего – 144

в т.ч.: лекции – 34

практические занятия – 32

лабораторные занятия — 6

самостоятельная работа – 72

экзамен – 5 семестр

Заочная форма обучения

Курс – 2, 3

Семестр – 4, 5

Объем в часах всего – 144

в т.ч.: лекции – 14

практические занятия – 4

самостоятельная работа – 126

экзамен — 6 семестр

Екатеринбург 2014

  1. 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины характеризуется формированием следующих компетенций:

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);
  • способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы, осознавать основные проблемы своей предметной области, при решении которых возникает необходимость в сложных задачах выбора, требующих использования количественных и качественных методов (ОП-1);
  • способностью исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реалилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий (ПК-1);
  • готовностью к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-пихолого-педагогического сопровождения (ПК-7).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • содержание понятия «система специального образования».
  • Понятия «специальная педагогика» и «специальная психология», «специальные педагогические технологии», «дидактические подходы», «процесс развития».
  • Основные характеристики систем специальной педагогики.
  • Характеристики индивидуальности ребенка с дефектом с точки зрения различных научных подходов.
  • Характеристики моделей специального образования с позиций различных научных подходов.
  • Цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики.
  • Современные психологические характеристики детей с ОВЗ.
  • Основы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями развития.
  • Проблемы и противоречия системы обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
  • Современные практикоориентированные модели обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
  • Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-компенсирующего обучения.

Уметь:

  • Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями специальной педагогики и психологии.
  • Анализировать конкретную информацию о детях с нарушением развития (медицинскую, психологическую, педагогическую).
  • Осуществлять системный анализ педагогических явлений и процессов.
  • Конструировать модели различного уровня и назначения в соответствии с психолого-педагогическими задачами деятельности специалиста в соответствии с решением технологических проблем обучения и коррекции.
  • Оказывать консультативную помощь специалистам и управленцам системы специального образования.
  • Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
  • Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.

Владеть:

  • Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.
  • Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.
  • Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей.
  • Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах специальной педагогики и психологии.
  • Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.
  • Методами психолого-педагогического моделирования процессов и явлений специальной педагогики.

1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы

    Дисциплина изучается студентами в 5-6 семестрах третьего года обучения по программам бакалавриата. Всего на изучение дисциплины отводится 144 часа, из них: 34 часа – лекционные занятия, 32 часа – практические занятия, 6 часов – лабораторные работы, 72 часа – самостоятельная работа студентов по разделам и темам дисциплины. Изучение дисциплины завершается экзаменом в 5 семестре.

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

    2. Учебно-тематическое планирование Учебно-тематический план очной формы обучения

    п/п

    Наименование

    раздела, темы

    Всего трудоёмкость

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    Всего

    Лекции

    Практические

    Лаб. работы

    1.

    Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития

    1.1.

    Системно-информационный подход в обучении

    8

    4

    2

    2

    4

    1.2.

    Деятельностный подход в обучении

    16

    8

    4

    4

    1.3.

    Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении

    16

    8

    4

    4

    8

    1.4.

    Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования

    8

    4

    2

    2

    4

    2.

    Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система

    2.1.

    Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    2.2.

    Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении

    16

    8

    4

    4

    8

    2.3.

    Технологии и методики обучения в специальном образовании

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    2.4.

    Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении

    4

    2

    2

    2

    2.5.

    Роль педагога-дефектолога в системе специального образования

    4

    2

    2

    2

    3.

    Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования

    3.1.

    Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска»

    12

    6

    2

    2

    2

    6

    3.2.

    Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная

    16

    8

    4

    4

    8

    3.3.

    Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ

    12

    6

    4

    2

    6

    3.4.

    Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ

    8

    4

    2

    2

    4

    ИТОГО

    144

    72

    34

    32

    6

    72

    Учебно-тематический план заочной формы обучения

    п/п

    Наименование

    раздела, темы

    Всего трудоёмкость

    Аудиторные занятия

    Самостоятельная работа

    Всего

    Лекции

    Практические

    1.

    Научные основы процесса обучения детей с нарушениями развития

    1.1.

    Системно-информационный подход в обучении

    10

    2

    2

    8

    1.2.

    Деятельностный подход в обучении

    12

    12

    1.3.

    Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении

    16

    2

    2

    14

    1.4.

    Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования

    10

    2

    2

    8

    2.

    Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система

    2.1.

    Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность

    12

    2

    2

    10

    2.2.

    Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении

    10

    2

    2

    8

    2.3.

    Технологии и методики обучения в специальном образовании

    12

    2

    2

    10

    2.4.

    Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении

    10

    10

    2.5.

    Роль педагога-дефектолога в системе специального образования

    4

    4

    3.

    Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования

    3.1.

    Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска»

    10

    2

    2

    8

    3.2.

    Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная

    12

    2

    2

    10

    3.3.

    Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ

    10

    2

    2

    8

    3.4.

    Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ

    16

    16

    ИТОГО

    144

    18

    14

    4

    126

    3. Содержание дисциплины

    РазделI. Научные основы процесса обучения

    1.1. Системно-информационный подход в обучении. Человек как информационная система. Взгляды П.К. Анохина и его последователей на системный характер деятельности организма человека. Роль информации в становлении и развитии психики человека. Значение информации в обучении и развитии ребенка. Способности ребенка (теория способностей Теплова).

    Интеллект ребенка: интеллектуальные различия и их обусловленность наследственным характером созревания нейронных систем (нейронная теория), интеллект ребенка и его зависимость от скорости периферической нервной проводимости нейрона (СПНП).

    1.2. Деятельностный подход в обучении. Разработка теории деятельностного подхода в Российской педагогике и психологии (Выготский, Леонтьев, Мерлин, Давыдов, Занков, Эльконин и др.).

    Теория Выготского о зонах развития. Теория Пиаже о ступенчатом характере развития ребенка в процессе деятельности.

    1.3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении. Индивидуальный характер способностей ребенка и их учет в процессе обучения. Психология индивидуальности (Мерлин) и процесс развития ребенка. Индивидуальный подход в обучении как основополагающий принцип и его реализация. Индивидуальные способности детей с ОВЗ и их развитие.

    1.4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования. Теория компенсации и ребенок с дефектом (Адлер, Выготский).

    Понятине «коррекции» в российской специальной педагогике. Коррекционная напрпавленность в обучении детей с ОВЗ. Предметные области коррекции и ее механизмы.

    Раздел II. Специальное коррекционное образовательное учреждение как дидактическая система

    2.1. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность. Характеристика потребностей у детей с ОВЗ и процесс их удовлетворения. Биосоциальная природа потребностей в развитии детей с ОВЗ. Наличие дефекта и его учет в процессе получения образования и организации обучения.

    2.2. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении. Своеобразие принципов обучения в специальных образовательных учреждениях: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности в обучении, социально-адаптирующего образования, развития средств специального образования: мышления, языка, коммуникации, дифференцированного и индивидуального подхода, необходимости специального педагогического руководства.

    2.3. Технологии и методики обучения в специальном образовании. Формы организации учебного процесса в зависимости от технологии. Технология как процесс, направленный на достижение планируемого результата обучения. Методы обучения. Взаимозависимость между технологиями и методами. Технологические модели в обучении.

    2.4. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении. Формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Средства обучения.

    2.5. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования. Специфика профессиональной деятельности педагога-дефектолога. Антропологический и деонтологический принципы как основа подготовки дефектолога. Ведущая роль педагога-дефектолога при обучении детей в образовательном учреждении.

    Раздел III. Оказание специальных образовательных услуг в учреждениях образования

    3.1. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска». Основные направления МСП-патронажа: разработка и реализация коррекционно-развивающих программ для детей, находящихся вне рамок образовательного пространства, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, реализация программ для обучения родителей, обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации детей, реализация современных педагогических технологий, направленных на обучение и социализацию, поддержка общественно-педагогических инициатив, привлечение средств массовой информации к пробемам образования и социализации детей с ОВЗ.

    3.2. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная. Система дошкольного образования детей с ОВЗ, школьная система специального образования. Профориентация, профессиональная подготовка и профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью.

    3.3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ. Понятие «адаптации». Научные подходы в решении проблемы социально-трудовой адаптации. Механизм процесса адаптации.

    3.4. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ. Социально-педагогическая помощь и социально-педагогическая деятельность. Структура социально-педагогической помощи лицам с ОВЗ. Государственная политика в области социальной помощи лицам с ОВЗ.

    4. Самостоятельная работа и организация контрольно-оценочной деятельности Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения:

    • Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении.
    • Роль педагога-дефектолога в системе специального образования.
    • Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ.

    Примерные темы контрольных работ для студентов очной и заочной форм обучения:

    • Дайте краткую характеристику индивидуальных особенностей человека (по В.С. Мерлину).
    • Раскройте суть понятий «коррекция» и «компенсация». Приведите примеры.
    • Что такое «Технологическая модель» в педагогике. Приведите примеры.
    • Сформулируйте цели и задачи специальной педагогики.
    • Охарактеризуйте структурную организацию специальной педагогики как системы.
    • Можно ли утверждать, что в процессе эволюции одни научные подходы уступают свое место другим. Обоснуйте кратко свою точку зрения/

    Примерные темы рефератов для студентов очной и заочной форм обучения:

    • На основе анализа первоисточников охарактеризуйте понятие «система специального образования»;
    • Опишите различные модели интегрированного обучения детей с нарушенным развитием;
    • Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования.
    • Индивидуальность ребенка с ОВЗ и индивидуализация в обучении.
    • Биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты адаптации лиц с ОВЗ.
    • Опишите одну из технологических моделей процесса обучения ребенка с ОВЗ (по выбору студента).
    • На основе анализа литературы опишите эволюцию взглядов на природу нарушений детского развития;
    • Опишите понятия «коррекции» и «компенсации». Приведите примеры.

    Материалы для промежуточной аттестации (примерные вопросы для курсового экзамена) для студентов очной и заочной форм обучения

    1. Системно-информационный подход в обучении.
    2. Деятельностный подход в обучении.
    3. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении.
    4. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования.
    5. Особые образовательные потребности детей с нарушенным развитием. Их обусловленность.
    6. Особенности реализации дидактических принципов в специальном образовательном учреждении.
    7. Технологии и методики обучения в специальном образовании.
    8. Формы, средства и направленность учебно-воспитательного процесса в специальном образовательном учреждении.
    9. Роль педагога-дефектолога в системе специального образования.
    10. Медико-социально-педагогический патронаж, профилактика и ранняя комплексная помощь детям группы «риска».
    11. Система образования для детей с ОВЗ: дошкольная, школьная, профессиональная.
    12. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ.
    13. Социально-педагогическая помощь лицам с ОВЗ.
    14. Научные подходы, лежащие в основе процесса обучения.
    15. Закономерности детского развития и их преломление в специальной психологии и педагогике.
    16. Механизм реализации принципа индивидуального подхода в обучении.
    17. Механизм теории компенсации дефекта при различных состояниях отклоняющегося развития.
    18. Моделирование содержания механизмов реализации принципов обучения.
    19. Специфика применения принципов обучения в специальном образовании.
    20. Индивидуальность ребенка с ОВЗ и индивидуальный подход в специальной педагогике и психологии».
    21. Разработка индивидуального маршрута в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ.
    22. Разработка коррекционной технологии нарушенного развития ребенка при различных психофизических нарушениях.
    23. Конструирование урока по заданию преподавателя.
    24. Психолого-педагогическое изучение ребенка в условиях школьного обучения.
    25. Модели ранней педагогической помощи детям с различными психофизическими нарушениями.
    26. Структура полного цикла педагогической помощи детям с ОВЗ.
    27. Социально-трудовая адаптация и реабилитация лиц с ОВЗ.

    Примерный перечень контрольных мероприятий для студентов очной и заочной форм обучения

    • Конспектирование литературных источников по основным разделам дисциплины.
    • Моделирование педагогических технологических конструкций, ориентированных на конкретный результат по заданию преподавателя.
    • Реферативное изложение содержания первоисточников по заданию преподавателя.
    • Творческие отчеты после просмотра видеоматериалов (эссе и др.);
    • Контрольные работы по усвоению понятийно-терминологического аппарата дисциплины.

    5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    5.1. Рекомендуемая литература Основная

    1. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ./Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: изд. Центр Академия, 2000. – 400 с. 192 экз.
    2. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов вузов по спец.: 031700 «Олигофренопедагогика», 032000 «Спец. дошк. педагогика и психология» / А. Н. Граборов.-М.:Классикс Стиль,2005.-248 с. 29 экз.
    3. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.-М. : Академия, 2006.-224 с. 25 экз.
    4. Мозговой, В. М. Основы олигофренопедагогики : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования [Электронный ресурс]/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.-М. : Академия, 2006.-224 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0101/5_0101-1.shtml
    5. Основы управления специальным образованием: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. Д.С. Шилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. 115 экз.

    Дополнительная

    1. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: учеб. пособие для студентов по спец. 0319 – спец. педагогика в спец. (корр.) образоват. учреждениях – М. Академия, 2001. – 192 с. (192 экз.)
    2. Алексеев О.Л., Коркунов В.В., Филатова И.А. Словарь-справочник по специальному образованию. – Екатеринбург: издатель Калинина Г.П., 2008. – 192 с. 20 экз.
    3. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с. 23 экз.
    4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Электронный ресурс]/ Л. С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 656 с. Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/1/0453/1_0453-1.shtml
    5. Дети с отклонениями в развитии [Текст] : метод. пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. — М. : Аквариум, 1997. – 128 с. (21 экз.)
    6. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Академия, 2001. – 320 с. 247 экз.
    7. Семаго, Н. Я. Проблемные дети : основы диагност. и коррекц. работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М. : АРКТИ; 2003. 11 экз.
    8. Сорокин, В. М. Специальная психология : учеб. Пособие[Электронный ресурс] / В. М. Сорокин ; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб. : Речь, 2004. – 216 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0485/3_0485-1.shtml
    9. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына, Ин-т спец. педагогики и психологии. Междунар. ун-т семьи и ребёнка. – Спб. : Дидактика плюс, 2002. – 496 с. 34 экз.
    10. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс]/ Л. М. Шипицына, Ин-т спец. педагогики и психологии. Междунар. ун-т семьи и ребёнка. – Спб. : Дидактика плюс, 2002. – 496с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0074/5_0074-1.shtml

    5.2. Информационное обеспечение дисциплины

    Электронные информационные ресурсы, обеспечивающие

    внедрение инновационных методов изучения дисциплины – сайты сети Интернет:

    • http://psychology.net.ru/ — Мир психологии (новости психологии, психологические тесты, книги);
    • http://www.defektolog.ru/ — Дефектолог (информация о детях, имеющих особенности развития; нормативы детского развития; тесты; авторские статьи специалистов: психологов, дефектологов, логопедов; консультации на форуме);
    • http://childpsy.ru/ — Детский психолог (для специалистов это научно-тематический проект, выполненный в рамках факультета «Психология образования» МГППУ по возрастной психологии и некоторым отраслям детской психологии, содержащий публикации научных результатов психологических и педагогических исследований).

    6. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

    При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

    • учебные тесты по разделам программы и по дисциплине в целом;
    • видеоролики уроков в специальных школах;
    • подборки статей по разделам и темам дисциплины;
    • специализированные аудитории, оснащенные видео- аудиоаппаратурой и компьютерной техникой.

    7. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ

    Коркунов Владимир Васильевич

    Кандидат педагогических наук

    Профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования УрГПУ

    Рабочий телефон 235-76-23

    =============.

    Контрольные работы для зо 2 курса

    1. Коррекционно-компенсирующая направленность процесса обучения в специальных учреждениях образования.
    2. Биологические, психолого-педагогические и социальные аспекты адаптации лиц с ОВЗ.

    Рабаты в письменном виде (рукописном).

    Работы сдать в первый день сессии лаборанту в 116 кабинет.

    18