Учебная практика (по профилю)
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов
направление подготовки
«Педагогическое образование»
Профиль подготовки
«Начальное, дошкольное образование»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
заочная
Педагогическая практика в детском саду в группах раннего возраста.
В группах раннего возраста практика проводится во 2 семестре. Продолжительность практики 2 недели по 6 часов в день. Первоначально студенты наблюдают за работой воспитателя, а затем самостоятельно работают с детьми.
Цель данного вида практики:
— знакомство студентов с особенностями и спецификой работы в группах раннего возраста, овладение системой знаний о ребенке раннего возраста, практическими умениями и навыками работы с ним.
Задачи практики
— ознакомление студентов с особенностями и спецификой работы в группах раннего возраста и формирование умений анализировать и оценивать эффективность воспитательного процесса;
— формирование любви к детям раннего возраста, умения получать удовольствие от работы с ними;
— ознакомление с приемами обследования уровня развития и овладения умениями определять индивидуальность развития ребенка раннего возраста;
— формирование умений планировать и обеспечивать соответствующий возрасту и физическому развитию ребенка режим дня, создавать условия для активного бодрствования каждого ребенка, поддерживать у детей положительно-эмоциональное состояние;
— формирование умений правильно оценивать и использовать материальную оснащенность воспитательного процесса с учетом современных требований и возрастных особенностей
В ходе практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
• знакомятся с детским учреждением, организацией его работы (содержанием и методами работы в группах раннего возраста, с гигиеническими условиями, с помещениями для возрастных групп и участками, их оборудованием),
— наблюдают режимные процессы в группах детей 2-го, 3-го года жизни, анализируют особенности организации и методики работы с ними (бодрствование, игры-занятия, самостоятельная деятельность и др.);
Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...
... с аутизмом в раннем возрасте; - обозначить психологические ориентиры - маркеры для выявления в раннем возрасте искажения психического развития и угрозы формирования синдрома детского аутизма; ... длительностью отслеживания результатов консультативной и психокоррекционной работы, внедрением и апробацией в широкой практике разработанных методов психологической диагностики и психокоррекции. ...
— оценивают роль воспитателя в организации различных видов деятельности;
— проводят диагностику по определению уровня нервно-психического и физического развития детей, сравнивают полученные данные с нормативными показателями, составляют рекомендации по дальнейшему развитию детей;
— самостоятельно проводят режимные процессы в группах детей 2-го года жизни, с одной из возрастных групп;
— самостоятельно работают в течение полного рабочего дня в группах 2-го, 3-го года жизни;
— знакомятся с особенностями работы с родителями.
В процессе данного вида практики студенты приобретают следующие профессиональные умения и навыки:
— самостоятельно проводить воспитательную работу с детьми раннего возраста;
— укреплять здоровье детей, закаливать их организм, формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, создавать условия, способствующие развитию двигательной активности, поддерживающие бодрое состояние детей, предупреждать их переутомление;
— расширять сенсорный опыт детей, формировать предпосылки нравственного поведения, положительные привычки, эмоциональную отзывчивость;
— диагностировать уровень развития детей раннего возраста;
— планировать воспитательную работу; разрабатывать планы-конспекты игр-занятий;
— отбирать наиболее эффективные формы организации, методы и приемы работы;
— ориентироваться в методической литературе;
— изготавливать и использовать дидактический материал, наглядные пособия.
При прохождении практики каждый студент соблюдает определенные психологические и социально-психологические условия организации работы воспитателя.
Психологические условия.
— принимать (безусловно) ребенка, то есть признавать за ним абсолютное право быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств;
— идти от ребенка, его возможностей, особенностей, потребностей, интересов;
— учитывать сложившийся социальный опыт ребенка, наличный «фонд его действенных знаний, умений и навыков»;
— ориентироваться на психологические новообразования детей дошкольного возраста;
— принимать себя со всеми своими личностными и профессионально-психологическими особенностями – и позитивными, и негативными;
— понять и принять свои недостатки и осознанно их корректировать;
— строить отношения с ребенком как субъект – субъектные, а не субъект – объектные, то есть помнить о том, что ребенок – участник педагогического процесса, а не просто объект воздействия.
Социально-педагогические условия:
— создать благоприятную природосообразную развивающую среду и постоянно её преобразовывать;
Создание благоприятных условий, способствующих облегчению периода ...
... дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему моего исследования следующим образом: каковы ...
— строить педагогический процесс, как диалоговый, то есть двусторонний, предусматривающий активность не столько воспитателя, сколько самого ребенка;
— использовать нестандартные формы организации детской деятельности, соответствующие интересам и потребностям ребенка и способствующие развитию его психики
Права и обязанности студентов:
1. Студент обязан:
— пройти практику в установленные сроки;
— выполнить все виды работ, предусмотренных программой практики;
— вовремя предоставить отчетную документацию.
2. Студент имеет право:
— обращаться к руководителю практики за индивидуальными консультациями;
— получать помощь от воспитателей
— выступить на конференции.
Требования к отчету по итогам практики в группах раннего возраста
В отчете по итогам практики в группах раннего возраста должно быть отражено следующее:
1. Выполнение плана практики.
2. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана.
3. Какие основные задачи решались Вами, каков результат их решения?
4. Использовали ли Вы в ходе практики теоретические знания. Приведите примеры.
5. Получили ли вы удовлетворение от практики?
6. Какие затруднения встретили и как их преодолели?
Вся работа организуется в соответствии с планом педагогической практики. Каждый день студентов включает в себя наблюдение за детьми,; работу с детьми в паре с воспитателем; проведение анализа собранного в процессе наблюдения материала; изучение документации группы.
В первый день проходит общее знакомство студентов с дошкольным учреждением, распределение их с по группам, наблюдение за работой воспитателя, изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста .
Методические рекомендации для студентов
Продумайте свою роль в самостоятельной деятельности детей вашей группы. Попытайтесь активно включиться в их игры. Для установления контакта с ребятами используйте тактику игрового взаимодействия, разработанную Н.Я.Ми-хайленко (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. -1993, №3.-С6):
В непринужденной манере развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру.
2. Играя с детьми, все время пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.).
3. Поиграв с детьми, подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, поддерживая комментариями условные игровые действия, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры со взрослыми или возникшие спонтанно, тем самым помогая малышу осознать смысл его действий.
4. Развертывая игру с детьми, всегда использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами-заместителями (кубик на игрушечной сковородке — котлетка, листок бумаги на игрушечной кроватке — одеяло и т.п.) так, чтобы условное действие с заместителем имело опору в виде реалистической игрушки, достаточно ясно обозначающей для ребенка смысл игровой ситуации.
5. Обыгрывать новые игрушки в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.
Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей третьего года жизни.
Время | Содержание | Взаимодействие с другими детьми | Воздействие воспитателя |
Делая анализ хронометража отразить следующее:
1. виды деятельности ребенка
2. проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.
3. место сюжетной игры среди других видов деятельности.
4. характеристика устойчивости деятельности.
5. форма общения с другими детьми.
6. участие взросло в деятельности ребенка.
Седьмой день. Самостоятельная работа с детьми в группе. Проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию. Оформление характеристики на ребенка.
Знакомство с содержанием работы старшего воспитателя. Участие в проведении диагностики развития детей. (см. контроль за развитием детей раннего возраста / Печори К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986.).
Восьмой день. Наблюдение занятий проводимых воспитателем. При анализе обратить внимание на следующие вопросы:
1. вид занятия, продолжительность;
2. содержание программного материала, соответствие его возрастным возможностям детей;
3. специфика использования наглядно-действенного материала обучения применительно к детям раннего возраста;
4. использование наглядного материала;
5. приемы активизации речи и деятельности детей.
Подготовка к проведению открытых занятий.
Девятый день. Самостоятельное проведение открытых занятий для всей подгруппы студентов. Коллективное обсуждение занятий. Изготовление наглядных пособий для детей раннего возраста.
Десятый день. Самостоятельная работа с детьми, проведение открытых занятий, их обсуждение. Обсуждение итогов практики, составление отчета о прохождении практики.
В период практики студенты знакомятся с разными формами работы с родителями, принятыми в дошкольном учреждении. Ведут беседы с родителями по следующим вопросам:
1. по какому режиму живет ребенок дома?
2. соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения?
3. сколько раз спит малыш днем в выходные дни?
4. каков аппетит ребенка?
5. положительные и отрицательные привычки?
6. любимые игрушки, место хранения игрушек?
7. с кем ребенок играет дома?
Во время практики студенты ведут дневник, в котором отражают содержание каждого дня и выполнение всех заданий.
Дневник ведется по следующей форме:
Дата | Содержание задания | Особенности поведения детей | Анализ воспитательных приемов |
Документация по практике:
1. Дневник
2. Характеристика на ребенка
3. Конспект открытого занятия
4. Наглядное пособие для детей раннего возраста
5. Отчет о педагогической практике.
На основании представленной документации по результатам практики студент получает зачет.
Основные критерии оценки практики студентов:
1. Проявление творчества и самостоятельности в педагогической деятельности.
2. Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми и родителями.
3. Ответственность при подготовке и проведению работы с детьми.
4. Качество изготовленных дидактических материалов.