RMA
Психология спорта (1) 07/12/2013
(Сопов Владимир Федорович)
Курс состоит из 3-х частей:
1 – социальная психология спортивной команды
2 – конфликтлогия
3 – основы психологии спорта
Теория и методика психологической подготовки в спорте – методические указания
Приставка до – путь, кю – стрельба – кю до – стрельба из лука
Зачет – 3 реферата:
1) Психология спортивной группы
· Описать основные закономерности образования спортивных групп
· Структура
· Основные функции, динамика
2) Психология конфликтов в спортивных играх
· Показать виды конфликтов
· Методы профилактики, разрешения
· Описать более склонных к конфликту типов людей
· Описать конфликты спортивной команды из СМИ
· Анализ (на мой взгляд тренеры пытались решить конфликт и.т.д. и что они могли сделать – рекомендации) Знаменитый конфликт (алгоритм решения)
3) Психологическая подготовка в спортивных командах
(выбираем вид спорта и на примере пишем реферат)
· Вид
· Методы
· Система
· Примеры
1) Оформление – традиционное
2) План — Содержание
3) Сам текст
4) Список литературы
5) Объем от 6 — 10 стр.
6) Формат А4, шрифт 14, интервал 1,5
7) Литература
— под редакцией Родионова А.В. учебник психология физического воспитания спорта 2004г.
— Основы психология спорта и физической культуры, Киев 2001г.
— Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры Санкт Петербург 1999г.
— Крюгер Вилле Руководство команды, Москва 2006г.
— Психология управления команды в баскетболе Москва 1976г.
— Алексеев А.В. Система АГИМ Москва 1995г, 2005г, 2010г.
— Блед Б. Руководство национальными федерациями Москва 2002г.
— Сафонов В.К. Агрессия в спорте Санкт Петербург 2010г.
— Роберт Чалдини Психология влияния
8) сроки рефератов 17/12/2013
9) зачет (вопросы по реферату)
МАЛАЯ ГРУППА
Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов | |||
Классификация малых групп | Численность малой группы | Направлений исследований малых групп | |
— Первичные — образовавшиеся сразу группы и продолжают сущ. — Вторичные — образовалась, а потом по интересам начинается расходиться (Ч. Кули) | Нижний предел: — диада (2чел.) – теннис, бадминтон, гребли, велосипед — три индивида — хоккей, баскетбол | Зарубежные | Отечественные |
— Лабораторные — Естественные | Верхний предел: -магическое число 7-+2 (Дж. Миллер) — определяется эмпирически (исследования Морено: 30-40 чел., школьные классы, бригады рабочих) | Теория поля (К. Левин) Поведение личности – продукт поля взаимодействия детерминант (играет очень большую роль для игрока) | Деятельностный подход: Принцип деятельности породил ряд теорий групповой активности: стратометрическая концепция Петровкого А.В., программно – ролевой подход Ярошевского М.Г. к исследования научного коллектива, модель социально – перцептивных процессов совместной деятельности Андреевой М.Е. |
— Формальные (Организованные) — студенты, спортивная команда — Неформальные (спонтанные) образованные по интересам (Э. Мэйо) | Психологическая ориентация: (З. Фрейд) Внимание на мотивационные и защитные механизмы личности (биологически люди ведут себя активнее, чем социально) | Интеракционистская теория:группа – система взаимодействующих индивидуумов, функционирование описывается индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением | Социометрическое направление (Коломинский Я.Л.) Конструирование различных социометрических процедур |
По степени открытости: — открытые — закрытые ( в основном работают здесь) | Эмпирико –статистическое направление (Р. Кэттелл) Выводит основные понятия групповой теории из результатов статистических процедур | Теория систем: Группа – открытая система взаимосвязанных позиций и ролей (упрощает управления группой – теоритически подход) | Параметрическая концепция (Умански Л.И.) Поэтапное развитие малой группы происходит благодаря развитию ее важнейших социально – психологических параметров |
По фактору продолжительности существования: -стационарные – (хоккейная, футбольная) -временные | Формально – модельный подход: Методы группового поведения на основе математической теории графов и теории множества (появилась из кибернетических исследований) | Социалистическое направление (Дж. Морено)множество эмпирических исследований внутригрупповых отношений | Организационно – управленческий подход (Кузьмин Е.С.) Социальная организация управленческой деятельности |
По степени значимости группы для индивида (Г. Хаймен) — членства, неважно кто туда входит — референтные, крайне важно кто туда входит | Теория подкрепления Идеи скиннеровской концепции оперативного обусловливания |
Психология спортивной команды
Важнейшим понятием в малой группе является 2 процесса:процесс взаимодействия и процесс взаимоотношения.
- Общее понятие о спортивной группе и коллективе
Спортивные группы и коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически любую малую группу. К ним относится совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения. Однако, спортивный коллектив имеет все же некоторые отличия от спортивной группы.
Наиболее важными признаками коллектива являются:
- Ценностно – ориентационное единство
- Общественно полезные результаты деятельности
- Цели и задачи
- Опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности
- Высокая способность к самоуправлению и самоорганизации
- Оптимальные показатели сплоченности и психологического климата.
Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей свойственны все признаки, которыми в социальной психологии характеризуются малые группы. К таким относятся:
- Численность
- Автономность
- Общественная цель
- Коллектив
- Дифференцированность
- Структурность
Численность.
С точки зрения современной социальной психологии нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек. Работы современных социальных психологов показали, что наиболее эффективными и устойчивыми являются группы из 6-7 человек. Они считаются оптимальными для решения ценностно ориентационных задач. Данные требования в полной мере соответствуют спортивным командам, численность которых как раз и соответствует требованиям социальной психологии. Так, численность практически любой спортивной команды составляет приблизительно около 30 человек: старший тренер, начальник команды, два его помощника, врач, массажист, игроки. По правилам соревнований решение соревновательных задач осуществляется частью команды. Например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5, 6, 7, 11, что полностью удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы.
Автономность.
К особенностям спортивной группы относится ее обособленность от окружения, благодаря существованию ограничений на число членов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы ценностей, и правил, традиций, условностей и др. Общегрупповая цель. Как и всякая малая социальная группа, спортивная команда имеет четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов как тренеров, так и спортсменов. Основной общекомандной целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Общегрупповая цель или ценностно-ориентационное единство способствует кооперации, взаимодействию всех челнов команды на достижение поставленной цели, служит основание для создания оптимальных межличностных взаимоотношений, когда каждый игрок понимает другого с «полуслова».
Коллективизм.
Высшей формой развития любой малой группы, в том числе и спортивной команды, является коллектив. Спортивная команда как коллектив обладает высокой целеустремленностью, действенной групповой эмоциональной идентификацией, т. е. взаимное интерперсональное отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют на успехи и неудачи своих товарищей, высокой сплоченностью, которая проявляется в единстве мнений по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды. Только в коллективе создаются необходимые условия для создания оптимального психологического климата, способствующего создавать тот настрой, который способен привести команды к достижению высоких спортивных результатов.
Дифференцированность и структурность.
Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач, порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, те. внутри команды возникают формальные и неформальные связи между членами команды. Структура команды складывается из связей и отношений между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри самой команды.
- Формальная структура спортивной команды
Формальная структура команды: вертикальная и горизонтальная
Вертикальная структура — начальник команды – главный тренер – тренер – врач – массажист – игроки
Горизонтальная структура — отражает распределение ролей в команде. Вратарь (правый и левый), полусредний, разыгрывающий, линейный (правый и левый крайний).
- Неформальная структура спортивной команды
Неформальная структура – команды, так же, как и формальные, делятся на: горизонтальную и вертикальную
По горизонтали неформальная структура – команды распределяются на 2 подструктуры: деловую и эмоциональную
Вертикальная организация неформальной структуры – отражает характер распределения отношений авторитетности и подчиненности между членами команд, включая официальное руководство командой. В неформальной структуре главный тренер и др. члены официального руководящего звена, тоже занимают определенное положение.
Лекция 17.12.2013 (2)
Тест Маерс – Бригс , Тест Кэерси – с кем лучше работаю.
Условия протекания деятельности менеджера:
— Широкий контакт — Основной адрес общения — ЛИЧНОСТЬ
— Избыток информации — Основной адрес общения — ЛИЧНОСТЬ
— Дефицит времени — Основной адрес общения — ЛИЧНОСТЬ
Конфликт —столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Конфликт по значению для организации:
- Конструктивный
- Деструктивный
Конфликты:
- Внутриличностный
- Межличностные
- Горизонтальный
- Вертикальный
- Смешанный
Классификация причин возникновения конфликтов:
- Трудовым процессом
- Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений
- Личностным своеобразием членов группы
Стадии:
- Потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм
- Стадия перехода потенциального конфликта в реальный или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов
- Стадия конфликтных действий
- Стадия снятия или разрешения конфликтов
Структура:
- Объект конфликтной ситуации
- Цели, субъективные мотивы
- Оппоненты
- Повод столкновения
Функции:
1) Позитивные
· Разрядка напряженности между конфликтующими сторонам
· Получение новой информации об оппоненте
· Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом
· Стимулирование к изменениям и развитию
· Снятие синдрома покорности подчиненных
· Диагностика возможностей оппонента
2) Негативные
· Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
· Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально – психологического климата в коллективе
· Предоставление о побежденных группах, как о врагах
· Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Причины:
- Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению
- Различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования
- Взаимозависимость заданий направленное распределение ответственности
- Плохие коммуникации
Методы:
1) Определить проблему
2) Выяснить, кто вовлечен в конфликт
3) Определить подлинные потребности и опасения каждого оппонента
Этапы:
1) Проблема описывается в общих чертах
2) Выявляются главные участники конфликта
3) Перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия
Управление конфликтами:
- Решение конфликта – устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
- Управление конфликтами
Методы управления конфликтами:
- Внутриличностные (воздействие на отдельную личность)
ü Событие
ü Реакция индивида
ü Предпочитаемый исход событий
- Структурные (устранение организационных конфликтов)
ü Разъяснение требований к работе
ü Координационные механизмы
ü Общеорганизационные механизмы
ü Система вознаграждений
- Межличностные или стили поведения в конфликте
- Переговоры
- Ответные агрессивные действия
Формы:
ü Противоборство
ü Уклонение
ü Сотрудничество
ü Уступчивость
Стили:
- Приспособление
- Компромисс
- Сотрудничество
- Игнорирование
- Соперничество или конкуренция
Стиль приспособления используется:
- Важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликтов
- Предмет разногласия не важен для вас
- Хотите сохранить добрые отношения с другими людьми
- Осознаете, что правда на вашей стороне
- Чувствуйте, что у вас недостаточно власти или шансов победить
Лекция 09.01.2014 (3)
Максимальный спортивный результат (системообразующий фактор, основной полезный результат) для каждого спортсмена является результатом, который он еще не показывал, но к которому он стремится (личный результат)
1 фактор – информационное пространство – те знания, которые в обязательном порядке должны быть у тренера и у людей близких к тренеру
— Блок 1 — Теория и методика спортивной тренировки (в баскетболе, футболе, хоккее)
— Блок 2 – медико – биологические знания (большую рол играет фармакология – фуросемид – запрещенный препарат)
— Блок 3 — психологический блок: 1) индивидуальный 2) групповой
— Блок 4 – правовые организационные знания
— Блок 5 – раздел контрактов (знать условия)
— Блок 6 – информационные технологии
(английский язык и сертификат)
2 фактор – мотивация — внутренний дух
— Блок 1 – потребность в достижении (улучшения своих результатов) 1) тренер должен принимать участие в достижениях результатов у спортсмена
— Блок 2 – потребность в борьбе (конкуренция)
— Блок 3 – потребность в самосовершенствовании (улучшения во всем)
— Блок 4 – потребность в общении
— Блок 5 – потребность в поощрении (материальное и моральное)
3 фактор – биопсихический резонанс
— Блок 1 — тип темперамента
— Блок 2 – тип нервной системы
— Блок 3 – биоритмы:
1) суточные биоритмы (все чемпионаты проводятся только в вечернее время, 17-20 — пик выносливости)
2) месячный биоритм (23 дня физический, 28 дня эмоциональный, 33 дня интеллектуальный, 38 дня интуитивный. Есть шаг 50/50 позитивный/негативный)
3) эндогенный биоритм (активность по месяцам индивидуального года, день рождения)
4 фактор – психотехнический минимум спортсмена
— Блок 1 — психическая и мышечная релаксация (мышечная скорость напрямую связана с расслаблением мышц)
— Блок 2 – идеомоторная тренировка (мысленное выполнение)
— Блок 3 – техника вхождение в оптимальное боевое состояние (ОБС) – описание с помощью 10 – 12 формулами
— Блок 4 – управление своим состоянием в ходе игры (изменение своего состояния) – Зацикливание (распространено в боксе и фехтовании)
5 фактор — контроль соответствия моделям учебно — тренировочного процесса (УТП) – модель подготовленности на начальном, переходном, соревновательном периодах.
6 фактор – управление поведением
— Блок 1 – секундирование, то, что нужно делать правильно:
— должен говорить только позитивное (частицы не исключены)
— должен говорить только то, что он должен делать
Ц О Е – Целостное объединение единства