Методические указания
для преподавателей по проведению семинарских занятий
по дисциплине «Методы патопсихологической диагностики»
Для студентов 4 курса
Факультета социальной работы и клинической психологии
Кафедры общей и клинической психологии
Составитель: преподаватель кафедры общей и клинической психологии Туровская Н.Г.,
Раевский А.А.______________
Методические указания рассмотрены на кафедральном заседании_________
Утверждено на УМК специальностей СР и КП _________________________
Волгоград
ТЕМА 1. Методы и методики диагностики умственной отсталости в условиях психиатрической клиники (6 часов).
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. Особенности организации диагностической процедуры и
выбора методов психологического исследования в зависимости от возраста испытуемого.
2. Построение программы психологического исследования с целью дифференциальной диагностики умственной отсталости.
3. Построение программы психологического исследования с целью определения глубины интеллектуальной неполноценности.
4. Методы и методики исследования познавательной сферы при умственной
отсталости.
5. Методы и методики диагностики эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости.
2.Методы исследования обучаемости.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Особенности использования метода «Рисунок человека» с целью диагностики уровня умственного развития.
2. Использование теста Равена в диагностике особенностей интеллектуальной сферы.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
1. Особенности выполнения заданий, направленных на исследование основных операций мышления, испытуемыми в разные возрастные периоды.
2. Дифференциально-диагностические критерии легкой, умеренной и выраженной степеней дебильности. Значение отграничения указанных состояний для врачебной и педагогической практики.
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы ... другими способами получить невозможно. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир ...
3. Дифференциально-диагностические критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития у детей.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Блейхер В.М., Боков С.П., Крук И.В. Практическая патопсихология. М.; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
3. Врачебно-трудовая экспертиза при психических болезнях / А.С.Климович, Л.И. Вайман, Ф.М.Гайдук и др. — Мн.: Беларусь, 1990.
4. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Под. Ред. А.С. Спиваковской / М: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2000.
5. Классификация болезней в психиатрии и наркологии. Пособие для врачей. Под ред. М.М.Милевского. М.: Издательство «Триада-X», 2003.
6. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Апрель-пресс, 2004.
8. Соколова Е.Т. Проективные методы диагностики личности. Теория и практика
психодиагностики. М.: Речь, 2003.
ТЕМА 2. Методы и методики диагностики резидуальных органических поражений головного мозга травматического и сосудистого генеза в условиях психиатрической клиники (6 часов).
ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ:
1. Построение программы психологического исследования с целью дифференциальной диагностики резидуальных органических поражений головного мозга травматического и сосудистого генеза в условиях психиатрической клиники
2. Выбор методов и составление программы исследования при резидуальных органических поражениях головного мозга.
3. Методы исследования познавательной сферы при резидуальных органических поражениях головного мозга.
4. Методы исследования эмоционально-личностной сферы при резидуальных органических поражениях головного мозга.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
1. Дифференциально-диагностические критерии разграничения умственной отсталости, эпилепсии и резидуальных органических поражений головного мозга.
2. Особенности экспериментально-психологического исследования больных с резидуальными органическими поражениями головного мозга.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
1. Диагностика особенностей нарушения познавательной и личностной сферы у больных с резидуальными органическими поражениями головного мозга детского возраста.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
9. Блейхер В.М., Боков С.П., Крук И.В. Практическая патопсихология. М.; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
10. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
11. Врачебно-трудовая экспертиза при психических болезнях / А.С.Климович, Л.И. Вайман, Ф.М.Гайдук и др. — Мн.: Беларусь, 1990.
12. Зейгарник Б. В. Патопсихология. Под. Ред. А.С. Спиваковской / М: Апрель Пресс, ЭКСМО, 2000.
13. Классификация болезней в психиатрии и наркологии. Пособие для врачей. Под ред. М.М.Милевского. М.: Издательство «Триада-X», 2003.
14. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Алгоритм сотрясения головного мозга
... наличие очаговых и общемозговых симптомов, данные дополнительных методов исследования. Патогенез В результате ЧМТ происходит выраженное нарушение функций головного мозга. Главной причиной этого является действие механического фактора: ...
15. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Апрель-пресс, 2004.