Тема2МЕН-Т.рекоменд

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. С.М. КИРОВА

Медицинский колледж

Экз №___

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

И.Гордова

Методическая разработка по теме №2

для преподавателя

по менеджменту

на тему: «Социально-психологические аспекты менеджмента»

по специальности 060101/52 «Лечебное дело»

повышенный уровень среднего профессионального образования

квалификация фельдшер

Обсуждена и одобрена

протокол №

«__» _________ 200_г.

Уточнено (дополнено):

« __» _________ 200_г.

Председатель ЦМК

Е. Левковская

Санкт-Петербург

2010 год

Учебные и воспитательные цели.

Дидактическая цель: изучить особенности деятельности современного менеджера и его личностные особенности.

Воспитательная цель: сформировать убежденность в необходимости знания психологических особенностей управленческой деятельности для успешной профессиональной деятельности, для эффективного руководства личным составом.

В результате изучения темы студенты должны:

  • иметь представление о деятельности менеджера,
  • знать составляющие эффективной деятельности менеджера.

Учебная группа: 4 курс фельдшеров

Время: 2 часа

Место проведения занятия: учебный класс.

Учебно-материальное обеспечение:

  1. Наглядные пособия:

А) таблицы

Схема № 1 «Формула эффективной деятельности менеджера»

2.Литература:

  1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие. С-Пб :ИЦ «Академия», изд 7-е, 2007.- 228 с.
  2. Гацан В.В. Менеджмент фармацевтического предприятия. Для студентов фармацевтических училищ и колледжей.-2002.- 352с.
  3. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общей редакцией проф. М.П.Переверзева.- М.: ИНФРА-М, 2005.-288 с.
  4. Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-320с.
  5. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-384с.(ХХ1 век).

5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-350с.

9 стр., 4412 слов

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний

Природу и назначение социально-культурной деятельности как правило рассматривают в нескольких основных аспектах: экономическом, где основное место занимают такие понятия как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность и самоокупаемость. Гуманитарном, охватывающем огромный спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе ...

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№ пп

Учебные вопросы

Время

1.

Вводная часть.

Вступительное слово. Объявление темы занятия, учебных целей, порядок проведения занятия.

5

2.

Проверка подготовленности студеннтов к уроку

-программированный контроль

15

3.

Учебные вопросы:

1. Деятельность менеджера и его задачи.

  1. Модель современного менеджера.

20

25

4.

Закрепление материала

20

5.

Заключительная часть.

-подведение итогов занятия.

5

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

  1. Общие организационно- методические указания.

Данное занятие проводится после лекции по теме № 2 «Социально-психологические аспекты менеджмента», на нем более подробно рассматривается деятельность менеджера и основные качества менеджера. Студенты в ходе самостоятельной работы должны повторить материал лекции. На занятии осуществляются межпредметные связи с дисциплиной «Психология». Урок проводится при ведущей роли преподавателя и активном участии обучаемых. Для достижения цели занятия применяют метод рассказа, метод обсуждения, методы закрепления и повторения изученного материала.

  1. Методические указания по вводной части.

Объявляется тема занятия, учебно-воспитательные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове преподаватель подчеркивает важность данной темы и необходимость ее усвоения для профессиональной деятельности военного фельдшера. Значимость данной темы состоит в том, что офицер – командир подразделения должен знать психологические особенности управленческой деятельности для успешного руководства воинским коллективом и решения задач военной службы.

  1. Методические указания по проверке подготовленности студентов к занятию.

Подготовленность студентов к занятию проверяется методом программированного контроля. Цель – проверка усвоения материала предыдущего занятия и актуализация знаний по теме.

  1. Методические указания по отработке учебных вопросов.

Учебный вопрос № 1 «Деятельность менеджера и его задачи» рассматривается методом устного изложения материала. Под диктовку фиксируются наиболее важные моменты вопроса (задачи менеджера, особенности управленческого труда).

Учебный вопрос № 2 «Модель современного менеджера» отрабатывается методом самостоятельного изучения материала. (с.4-10).

Курсанты знакомятся с особенностями профессии менеджера, выявляют различия между руководителем и менеджером, выявляют личные качества менеджера. Изучаемый материал конспектируется в тетрадях.

  1. Методические указания по закреплению нового материала.

Закрепление нового материала проводится в ходе выполнения практикума по теме № 2. (Практикум прилагается).

6. Методические указания по проведению заключительной части занятия

Преподаватель делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, подводит итоги занятия, объявляет оценки, отмечает хорошо и плохо подготовленных студентов, дает задание на самостоятельную подготовку студентам к следующему занятию.

111. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Практикум по теме № 2 (приложение № 1)
  2. Варианты программированного контроля (приложение № 2)

Преподаватель ЕЛевковская

Приложение 1

Практикум по теме № 2

Задание № 1

Верно или неверно утверждение?

  1. Менеджер выполняет производственные, экономические, технические задачи в организационном порядке.
  2. Менеджер организует работу подчиненных и обеспечивает выполнение работы.
  3. По своему характеру труд менеджера интеллектуален.
  4. Труд менеджеров низшего уровня не носит творческий характер.
  5. Доброта-необходимое личное качество менеджера.
  6. Знание основ законодательства менеджеру необходимо.
  7. Требования к менеджеру все время растут.
  8. Определенные знания и умения – необходимое. Но недостаточное условие эффективного менеджмента.
  9. В любой ситуации менеджеру следует проявлять воспитанность и хорошие манеры.
  10. Предметом труда менеджера является информация.

Задание № 2

Ситуации для обсуждения.

  1. В США говорят так: «Пока менеджер либо руководитель работает, он должен учиться» Правильно ли это?
  2. Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении квалификации работников? Составьте краткую программу подготовки специалиста менеджера.
  3. Сформулируйте систему знаний современного менеджера. Как долго необходимо учить менеджера.
  4. Акио Морита, создатель и глава всемирно известной электронной корпорации «Сони», неоднократно повторял американским бизнесменам: « Вы уважаете только деловых людей, которые умеют быстро заработать деньги. Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников: для нас честью является трудиться в области непосредственного производства». Прокомментируйте. Как соотнести эти слова с российской практикой управления?

Задание № 3. «Оценка потенциала менеджера»

Данный тест может быть использован как для самооценки, так и для оценки других. Работать с ним просто: В каждом из пунктов найдите то определение качеств, которое вам присуще.

Инициатива.

  1. Ищет дополнительные задания, выдвигает новые интересные идеи.

2. Находчив, смекалист при выполнении заданий.

3.Выполняет необходимый объем работ без указаний руководства, но не более того.

4.Ждет указаний, не проявляет инициативы.

Отношение к другим.

  1. Некоммуникабельный, замкнутый, порой сварливый.
  2. Иногда с ним трудно работать и общаться.
  3. Приятный в обхождении, вежливый.
  4. Дружелюбный.

Лидерство.

  1. Ведомый.
  2. Стремится быть ведущим.
  3. Умело отдает эффективные приказы и распоряжения.
  4. Сильный, внушает уверенность и доверие.

Ответственность.

  1. Проявляет ответственность при выполнении поручений.
  2. Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста.
  3. Неохотно выполняет любые задания.
  4. Уклоняется от любых поручений.

Организаторские способности.

  1. Умеет убеждать людей, умело оперируя фактами, логически их выстраивая.
  2. Способный организатор.
  3. Средний организатор.
  4. Не умеет организовать людей в их работе.

Решительность.

  1. Сомневающийся, боязливый.
  2. Быстро принимает решения, но часто делает ошибки.
  3. Основательный, осторожный и осмотрительный.
  4. Умеет быстро принимать эффективные и наилучшие решения, настойчиво и последовательно их реализует.

Упорство.

  1. Целеустремленный, нелегко обескуражить трудностями.
  2. В работе склонен проявлять упорство.
  3. Средний уровень упорства в достижении поставленных целей.
  4. Почти никакого упорства.

Ключ к тесту.

В оценке таких качеств, как инициатива, ответственность, организаторские способности и упорство, первая позиция оценивается в 4 балла, вторая — в 3, третья – в 2, четвертая- в 1 балл.

При оценке отношения к другим, лидерства, решительности оценка производится «обратным ходом», то есть первая позиция оценивается в 1 балл.

Если сумма баллов 25-28, то потенциал менеджера очень высокий, 21-24 – очень хороший, 17-20 хороший, 13-16- средний, 12 и менее- плохой, низкий.

Задание № 4.

В следующих пунктах выберите правильный ответ:

  1. Личность- это…

А) системное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения;

Б) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

В) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности;

Г) все ответы верны.

  1. В структуру личности, согласно концепции К.К.Платонова, не входят:

А) направленность,

Б) межличностные отношения,

В) формы психического отражения,

Г) свойства темперамента.

  1. Критерии личностного роста:

А) характер локуса контроля;

Б) наличие стремления работать, создавая нечто полезное и способность любить другого ради него самого;

В) степень интегрированности личности;

Г) все ответы верны.

  1. Установки:

А) определяются нашими мнениями и убеждениями;

Б) являются результатом тех влияний, которыми мы подвергаемся с детства;

В) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

Г) все ответы верны.

  1. Какие из знаний и умений необходимы менеджеру:

А) умение планировать деятельность;

Б) методы моделирования организационных структур;

В) закономерности функционирования рыночной экономики;

Г) все ответы верны.

  1. Какие из способностей менеджеру не нужны:

А) способность влиять на людей,

Б) умение планировать деятельность,

В) способность к длительной концентрации внимания их четким движениям;

Г) способность обучать других.

  1. Предметом труда менеджера является:

А) сырье, материалы,

Б) документы,

В) информация,

Г) люди.

  1. Значительная часть проблем, решаемых менеджером, связана с:

А) людьми,

Б) производством,

В) техникой,

Г).сбором информации.

Задание № 5.

Попробуйте проверить степень наличия у себя следующих навыков и способностей, характеризующих ваши качества как менеджера:

  1. Способность (неумение ) управлять собой.
  2. Четкие (смутные) личные цели.
  3. Упор на постоянный личностный рост (остановленное саморазвитие).
  4. Навык (его недостаточность) решать проблемы.
  5. Изобретательность и способность к инновациям (недостаток творческого подхода)
  6. Высокая (низкая) способность влиять на окружающих.
  7. Знание (незнание) современных управленческих подходов.
  8. Способность руководить (слабые навыки руководства).
  9. Умение (неумение ) обучать им развивать подчиненных.
  10. Способность (неспособность) формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Оценка ответов.

Если вас в большей степени характеризуют качества, отмеченные в скобках, вы пока не готовы к руководству людьми;

Если вам присущи навыки, о которых говорится в большинстве пунктов – можете начать карьеру руководителя уже сейчас;

Если у вас есть почти все перечисленные положительные качества – у вас есть шанс стать отличным менеджером.