ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. С.М. КИРОВА
Медицинский колледж
Экз №___
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова
И.Гордова
Методическая разработка по теме №2
для преподавателя
по менеджменту
на тему: «Социально-психологические аспекты менеджмента»
по специальности 060101/52 «Лечебное дело»
повышенный уровень среднего профессионального образования
квалификация фельдшер
Обсуждена и одобрена
протокол №
«__» _________ 200_г.
Уточнено (дополнено):
« __» _________ 200_г.
Председатель ЦМК
Е. Левковская
Санкт-Петербург
2010 год
Учебные и воспитательные цели.
Дидактическая цель: изучить особенности деятельности современного менеджера и его личностные особенности.
Воспитательная цель: сформировать убежденность в необходимости знания психологических особенностей управленческой деятельности для успешной профессиональной деятельности, для эффективного руководства личным составом.
В результате изучения темы студенты должны:
- иметь представление о деятельности менеджера,
- знать составляющие эффективной деятельности менеджера.
Учебная группа: 4 курс фельдшеров
Время: 2 часа
Место проведения занятия: учебный класс.
Учебно-материальное обеспечение:
- Наглядные пособия:
А) таблицы
Схема № 1 «Формула эффективной деятельности менеджера»
2.Литература:
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебное пособие. С-Пб :ИЦ «Академия», изд 7-е, 2007.- 228 с.
- Гацан В.В. Менеджмент фармацевтического предприятия. Для студентов фармацевтических училищ и колледжей.-2002.- 352с.
- Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/ Под общей редакцией проф. М.П.Переверзева.- М.: ИНФРА-М, 2005.-288 с.
- Салимжанов И.Х. Менеджмент. Серия «Среднее образование». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-320с.
- Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.-384с.(ХХ1 век).
5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-350с.
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
... факторов, оказывающих позитивное влияние на человека. Культурная политика – это деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте ... характер, так как в основе своей социально-культурная деятельность имеет культурные цели. Таким образом, социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы ...
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
№ пп |
Учебные вопросы |
Время |
1. |
Вводная часть. Вступительное слово. Объявление темы занятия, учебных целей, порядок проведения занятия. |
5 |
2. |
Проверка подготовленности студеннтов к уроку -программированный контроль |
15 |
3. |
Учебные вопросы: 1. Деятельность менеджера и его задачи.
|
20 25 |
4. |
Закрепление материала |
20 |
5. |
Заключительная часть. -подведение итогов занятия. |
5 |
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
- Общие организационно- методические указания.
Данное занятие проводится после лекции по теме № 2 «Социально-психологические аспекты менеджмента», на нем более подробно рассматривается деятельность менеджера и основные качества менеджера. Студенты в ходе самостоятельной работы должны повторить материал лекции. На занятии осуществляются межпредметные связи с дисциплиной «Психология». Урок проводится при ведущей роли преподавателя и активном участии обучаемых. Для достижения цели занятия применяют метод рассказа, метод обсуждения, методы закрепления и повторения изученного материала.
- Методические указания по вводной части.
Объявляется тема занятия, учебно-воспитательные цели, порядок проведения занятия.
Во вступительном слове преподаватель подчеркивает важность данной темы и необходимость ее усвоения для профессиональной деятельности военного фельдшера. Значимость данной темы состоит в том, что офицер – командир подразделения должен знать психологические особенности управленческой деятельности для успешного руководства воинским коллективом и решения задач военной службы.
- Методические указания по проверке подготовленности студентов к занятию.
Подготовленность студентов к занятию проверяется методом программированного контроля. Цель – проверка усвоения материала предыдущего занятия и актуализация знаний по теме.
- Методические указания по отработке учебных вопросов.
Учебный вопрос № 1 «Деятельность менеджера и его задачи» рассматривается методом устного изложения материала. Под диктовку фиксируются наиболее важные моменты вопроса (задачи менеджера, особенности управленческого труда).
Учебный вопрос № 2 «Модель современного менеджера» отрабатывается методом самостоятельного изучения материала. (с.4-10).
Курсанты знакомятся с особенностями профессии менеджера, выявляют различия между руководителем и менеджером, выявляют личные качества менеджера. Изучаемый материал конспектируется в тетрадях.
- Методические указания по закреплению нового материала.
Закрепление нового материала проводится в ходе выполнения практикума по теме № 2. (Практикум прилагается).
6. Методические указания по проведению заключительной части занятия
Преподаватель делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, подводит итоги занятия, объявляет оценки, отмечает хорошо и плохо подготовленных студентов, дает задание на самостоятельную подготовку студентам к следующему занятию.
111. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Практикум по теме № 2 (приложение № 1)
- Варианты программированного контроля (приложение № 2)
Преподаватель ЕЛевковская
Приложение 1
Практикум по теме № 2
Задание № 1
Верно или неверно утверждение?
- Менеджер выполняет производственные, экономические, технические задачи в организационном порядке.
- Менеджер организует работу подчиненных и обеспечивает выполнение работы.
- По своему характеру труд менеджера интеллектуален.
- Труд менеджеров низшего уровня не носит творческий характер.
- Доброта-необходимое личное качество менеджера.
- Знание основ законодательства менеджеру необходимо.
- Требования к менеджеру все время растут.
- Определенные знания и умения – необходимое. Но недостаточное условие эффективного менеджмента.
- В любой ситуации менеджеру следует проявлять воспитанность и хорошие манеры.
- Предметом труда менеджера является информация.
Задание № 2
Ситуации для обсуждения.
- В США говорят так: «Пока менеджер либо руководитель работает, он должен учиться» Правильно ли это?
- Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении квалификации работников? Составьте краткую программу подготовки специалиста менеджера.
- Сформулируйте систему знаний современного менеджера. Как долго необходимо учить менеджера.
- Акио Морита, создатель и глава всемирно известной электронной корпорации «Сони», неоднократно повторял американским бизнесменам: « Вы уважаете только деловых людей, которые умеют быстро заработать деньги. Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников: для нас честью является трудиться в области непосредственного производства». Прокомментируйте. Как соотнести эти слова с российской практикой управления?
Задание № 3. «Оценка потенциала менеджера»
Данный тест может быть использован как для самооценки, так и для оценки других. Работать с ним просто: В каждом из пунктов найдите то определение качеств, которое вам присуще.
Инициатива.
- Ищет дополнительные задания, выдвигает новые интересные идеи.
2. Находчив, смекалист при выполнении заданий.
3.Выполняет необходимый объем работ без указаний руководства, но не более того.
4.Ждет указаний, не проявляет инициативы.
Отношение к другим.
- Некоммуникабельный, замкнутый, порой сварливый.
- Иногда с ним трудно работать и общаться.
- Приятный в обхождении, вежливый.
- Дружелюбный.
Лидерство.
- Ведомый.
- Стремится быть ведущим.
- Умело отдает эффективные приказы и распоряжения.
- Сильный, внушает уверенность и доверие.
Ответственность.
- Проявляет ответственность при выполнении поручений.
- Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста.
- Неохотно выполняет любые задания.
- Уклоняется от любых поручений.
Организаторские способности.
- Умеет убеждать людей, умело оперируя фактами, логически их выстраивая.
- Способный организатор.
- Средний организатор.
- Не умеет организовать людей в их работе.
Решительность.
- Сомневающийся, боязливый.
- Быстро принимает решения, но часто делает ошибки.
- Основательный, осторожный и осмотрительный.
- Умеет быстро принимать эффективные и наилучшие решения, настойчиво и последовательно их реализует.
Упорство.
- Целеустремленный, нелегко обескуражить трудностями.
- В работе склонен проявлять упорство.
- Средний уровень упорства в достижении поставленных целей.
- Почти никакого упорства.
Ключ к тесту.
В оценке таких качеств, как инициатива, ответственность, организаторские способности и упорство, первая позиция оценивается в 4 балла, вторая — в 3, третья – в 2, четвертая- в 1 балл.
При оценке отношения к другим, лидерства, решительности оценка производится «обратным ходом», то есть первая позиция оценивается в 1 балл.
Если сумма баллов 25-28, то потенциал менеджера очень высокий, 21-24 – очень хороший, 17-20 хороший, 13-16- средний, 12 и менее- плохой, низкий.
Задание № 4.
В следующих пунктах выберите правильный ответ:
- Личность- это…
А) системное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения;
Б) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;
В) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности;
Г) все ответы верны.
- В структуру личности, согласно концепции К.К.Платонова, не входят:
А) направленность,
Б) межличностные отношения,
В) формы психического отражения,
Г) свойства темперамента.
- Критерии личностного роста:
А) характер локуса контроля;
Б) наличие стремления работать, создавая нечто полезное и способность любить другого ради него самого;
В) степень интегрированности личности;
Г) все ответы верны.
- Установки:
А) определяются нашими мнениями и убеждениями;
Б) являются результатом тех влияний, которыми мы подвергаемся с детства;
В) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;
Г) все ответы верны.
- Какие из знаний и умений необходимы менеджеру:
А) умение планировать деятельность;
Б) методы моделирования организационных структур;
В) закономерности функционирования рыночной экономики;
Г) все ответы верны.
- Какие из способностей менеджеру не нужны:
А) способность влиять на людей,
Б) умение планировать деятельность,
В) способность к длительной концентрации внимания их четким движениям;
Г) способность обучать других.
- Предметом труда менеджера является:
А) сырье, материалы,
Б) документы,
В) информация,
Г) люди.
- Значительная часть проблем, решаемых менеджером, связана с:
А) людьми,
Б) производством,
В) техникой,
Г).сбором информации.
Задание № 5.
Попробуйте проверить степень наличия у себя следующих навыков и способностей, характеризующих ваши качества как менеджера:
- Способность (неумение ) управлять собой.
- Четкие (смутные) личные цели.
- Упор на постоянный личностный рост (остановленное саморазвитие).
- Навык (его недостаточность) решать проблемы.
- Изобретательность и способность к инновациям (недостаток творческого подхода)
- Высокая (низкая) способность влиять на окружающих.
- Знание (незнание) современных управленческих подходов.
- Способность руководить (слабые навыки руководства).
- Умение (неумение ) обучать им развивать подчиненных.
- Способность (неспособность) формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Оценка ответов.
Если вас в большей степени характеризуют качества, отмеченные в скобках, вы пока не готовы к руководству людьми;
Если вам присущи навыки, о которых говорится в большинстве пунктов – можете начать карьеру руководителя уже сейчас;
Если у вас есть почти все перечисленные положительные качества – у вас есть шанс стать отличным менеджером.