Программа дисциплины
«Психология права»
I. Организационно-методический раздел
Ключевые слова:
Психология права, юридическая психология, правосознание, справедливость, ответственность, правовая социализация, криминальная психология, криминальная агрессия, криминальный межличностный конфликт, криминальная субкультура, психология преступной группы, правопослушное, девиантное и делинквентное поведение, модели правосудия, психология в суде присяжных.
Цели курса:
— сформировать у студентов представления об истории и основных предметных областях психологии права, а также о сферах деятельности психолога-практика в данной области;
— ознакомить студентов с методологией, теориями и исследованиями в психологии права;
— сформировать у студентов способность анализировать конкретные конфликтные ситуации с помощью основных понятий психологии криминальной агрессии и криминального конфликта;
— сформировать у студентов способность анализировать степень зараженности группы криминальной субкультурой и оценивать риски превращения молодежной досуговой группы в преступную группу;
Место курса в профессиональной подготовке выпускника:
Проблематика спецкурса относится к области приложений социальной психологии к значимым сферам общественной жизни. При этом преподаватель опирается на знания студентов, полученные из общих курсов «Социальная психология», «Психология общения» и «Этнопсихология», а также из спецкурсов «Психология социального познания», «Психология малой группы», «Социальная психология личности», «Психология конфликта».
Требования к уровню освоения содержания курса:
После изучения спецкурса «Психология права» студенты должны:
— знать предметную область психологии права (ее методологию и историю, основные области исследований и полученные в исследованиях результаты);
— иметь навыки анализа ситуаций возникновения и развития криминального межличностного конфликта;
— уметь анализировать степень зараженности социальной группы криминальной субкультурой.
II. Содержание курса
Раздел I. Методология и история психологии права
Тема 1. Предмет, структура и методы психологии права
Исследования межличностного конфликта в группе студентов
... такие науки как философия, политология, социология и, конечно, психология. Конфликты возникают во всех сферах нашей жизни. Что ... специалиста. Объектом нашего исследования является процесс взаимодействия людей в группе. Предмет исследования - межличностный конфликт. Цель исследования - ... доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование и очень актуальна. К этой ...
Психология права как междисциплинарная предметная область на стыке социальной психологии с общей психологией, медицинской психологией и юриспруденцией. Соотношение понятий «психология права» и «юридическая психология». Предмет и структура психологии права. Методология и методы юридической психологии и психологии права.
Тема 2. Зарубежная и отечественная история психологии права
История психологии права на Западе. Современнная история области исследований «психологии и права» и разработка прикладных технологий психологической работы в сфере права в США.
История психологии права в России. Социально-психологические проблемы в российской юридической психологии в конце XIX — начале XX вв.: психологические вопросы суда присяжных и вопрос о психологическом исследовании в уголовном суде (А.М. Бобрищев-Пушкин, Л.Е. Владимиров, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако); личность преступника и преступный мир как особая социальная общность (Д.А. Дриль,
Н.М. Ядринцев); проблема массовых преступлений (Д.Д. Безсонов); психологическая концепция права (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер).
Развитие юридической психологии в СССР и в России в 90-е гг. XX в.
Раздел II. Правосознание и правовая социализация
Тема 3. Изучение правосознания в психологии права
Категория правосознания в социальной психологии и социологии. Содержание правосознания, сравнение моральных и правовых норм. Подходы к изучению структуры правосознания (правосознание как форма общественного сознания, аспект массового сознания, часть правовой культуры, система социальных представлений).
Проблема связи правосознания и характеристик его носителей (демографических и социально-психологических).
Аттитюды как элементы правосознания, изменения аттитюдов. Эмпирические исследования правосознания в социальной психологии.
Тема 4. Изучение справедливости и ответственности в психологии права
Психология справедливости. Дистрибутивная и процедурная справедливость. Феномен «веры в справедливый мир» (М. Лернер).
Восприятие справедливости в правовом контексте.
Атрибуция ответственности. Изучение атрибуции ответственности (Э. Уолстер).
Гипотеза самозащитной атрибуции. Факторы приписывания ответственности за преступление.
Тема 5. Исследования правовой социализации в психологии права
Виды правовой социализации. Правовая и моральная социализация. Парадигмы изучения правовой социализации. Модель уровней правовой социализации Дж. Тапп и
Ф. Левина. Сравнение парадигм в исследовании Э. Кон и С. Уайт: трехкомпонентная модель правовой социализации. Уровни правовой социализации. Правовая социализация как результат усвоения культурных представлений: сравнительно-культурные исследования правовых представлений и правовой социализации (Дж. Тапп,
Ш. Курильски-Ожвэн и др., О.П. Николаева, И.Н. Трушков).
Институты правовой социализации, роль учреждений правовой системы в процессе правовой социализации (О.А. Гулевич).
Раздел III. Криминальная психология
Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...
... и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи ...
Тема 6. Теоретические основы криминальной психологии
Предмет криминальной психологии. Теории преступности, индивидуальные и социальные детерминанты преступного поведения. Типологии правонарушителей. «Психологические реальности»: обыденной жизни, алкогольная и преступная; формирование преступного замысла (В.М. Розин).
Тема 7. Криминальная агрессия и криминальный межличностный конфликт
Понятие «агрессия», теоретические подходы к изучению агрессии. Психологическая типология криминальной агрессии (И.А. Кудрявцев, Н.А. Ратинова).
Особенности подростковой агрессивности.
Криминальный межличностный конфликт и его социально-психологические характеристики (С.В. Кудрявцев).
Поведение жертвы как фактор, провоцирующий преступления (виктимология) (Л.В. Франк).
Тема 11. Предварительное и судебное следствие: социально-психологические характеристики
Социально-психологические характеристики предварительного и судебного следствия. Проблема точности показаний свидетелей, доверие к свидетелю, технологии ведения допроса (Л.Б. Филонов).
Показания ребенка в суде (П. Экман).
Тема 12.Психологические особенности суда присяжных
Моделирование коммуникации и групповых процессов в суде присяжных. Особенности убеждающей коммуникации в суде присяжных. Психологические «миссии» участников суда присяжных: ресурсы, технологии, ограничения. Соотношение норм принятия решения в обыденной жизни и в суде присяжных (Г. Гарфинкель).
Социально-психологические характеристики участников судебного процесса: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, потерпевший, свидетели, присяжные. Социально-психологический портрет судьи в суде присяжных (А.В. Магун, И.А. Краснопольский).
Присяжные заседатели как индивидуальности и как группа. Атрибуция ответственности за преступление (К. Муздыбаев, Е.О. Голынчик) и принятие решения присяжными заседателями (А.В. Магун).
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Структура психологии права.
2. Основные области западной психологии права.
3. Основные проблемы первых психолого-правовых исследований.
4. Характеристика основных подходов к изучению правосознания.
5. Характеристика основных видов справедливости.
6. Специфика атрибуции ответственности в правовом контексте.
7. Основные особенности процесса и результата правовой социализации в России.
8. Характеристика детерминант преступного поведения.
9. Основные теории агрессии.
10. Виды криминального межличностного конфликта.
11. Параметры криминальной субкультуры.
12. Социально-психологические характеристики преступной группы.
13. На какие вопросы отвечает судебно-психологическая экспертиза?
14. Отличия состязательной модели правосудия от инквизиционной.
15. Специфика восстановительного правосудия
16. Различия коммуникативных ситуации на стадии предварительного и судебного следствия.
17. Факторы, влияющие на точность показаний свидетелей.
18. Особенности убеждающей коммуникации в суде присяжных.
19. Как соотносятся между собой нормы принятия решений в обыденной жизни и в суде присяжных?
20. Характеристика групподинамических процессов в ходе вынесения вердикта присяжными заседателями.
21. По выбранным критериям опишите и проанализируйте три ситуации правонарушения или преступления, в которых вы были: а) правонарушителем; б) свидетелем правонарушения; в) жертвой правонарушения.
22. Сравните по выделенным критериям социально-психологические исследования российского суда присяжных в конце XIX в. и в конце XX – начале XXI вв.
23. На основе анализа литературы выделите и опишите признаки перерастания межличностного конфликта в криминальный конфликт.
24. На основе анализа литературы выделите и опишите критерии зараженности группы криминальной субкультурой.
25. На основе анализа литературы выделите и опишите социально-психологические характеристики преступной группы несовершеннолетних правонарушителей.
26. Сравните социально-психологические характеристики неформальной молодежной группы («дворовой компании») и преступной группы.
27. На основе анализа литературы опишите тактики ведения допроса на стадии предварительного следствия.
28. На основе анализа литературы опишите приемы и техники ведения допроса на стадии судебного следствия (в частности, приемы активизации памяти свидетелей).
29. На основе анализа литературы опишите специфику коммуникации и коммуникативного воздействия в суде присяжных.
30. На основе анализа литературы опишите специфику групповой дискуссии присяжных и принятия ими решения на стадии вынесения вердикта в судебном процессе.
Темы рефератов и курсовых работ
1. История зарубежной психологии права.
2. История психологии права в России.
3. Правовая и моральная социализация: сходства и различия.
4. Социально-психологические предпосылки формирования «преступной психологической реальности».
5. Социально-психологические предпосылки виктимного поведения.
6. Особенности подростковой агрессивности.
7. Социально-психологический анализ модели восстановительного правосудия.
8. Проблема точности показаний свидетелей: история и современное состояние.
9. Суд присяжных как «лаборатория социальной психологии».
10. Принятие группового решения в суде присяжных: социально-психологические закономерности и особенности.
Вопросы к зачету по всему курсу
1. Предмет и структура психологии права. Соотношение психологии права и юридической психологии.
2. История психологии права на Западе.
3. Социально-психологические проблемы в юридической психологии России конца XIX — начала XX вв.
4. А.М. Бобрищев-Пушкин об эмпирических законах деятельности суда присяжных в России.
5. Н.М. Ядринцев о социально-психологических характеристиках русской общины в тюрьме и ссылке.
6. Д.Д. Безсонов о социально-психологических характеристиках массовых преступлений.
7. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.
8. Категория правосознания в социальной психологии и социологии.
9. Эмпирические исследования правосознания в социальной психологии.
10. Психология справедливости. Дистрибутивная и процедурная справедливость.
11. Атрибуция ответственности. М. Лернер о феномене «веры в справедливый мир».
12. Изучение атрибуции ответственности Э. Уолстер. Гипотеза самозащитной атрибуции.
13. Правовая социализация, ее виды и парадигмы ее изучения.
14. Правовая и моральная социализация. Уровни и стадии морального развития по
Л. Колбергу.
15. Модель уровней правового развития Дж. Тапп и Ф. Левина.
16. Сравнение парадигм в исследовании Э. Кон и С. Уайт. Трехкомпанентная модель правовой социализации.
17. Сравнительно-культурные исследования правовых представлений и правовой социализации (Дж. Тапп, Ш. Курильски-Ожвэн, О.П. Николаева, И.Н. Трушков).
18. Предмет криминальной психологии. Типологии правонарушителей.
19. В.М. Розин о «психологических реальностях» обыденной жизни, алкогольной и преступной. Формирование преступного замысла.
20. Понятие «агрессия», теоретические подходы к изучению агрессии. Особенности подростковой агрессивности.
21. С.В. Кудрявцев о социально-психологических характеристиках криминального межличностного конфликта.
22. Социально-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей.
23. В.Ф. Пирожков о криминальной субкультуре. Трансляция норм и ценностей криминальной субкультуры.
24. Психология преступной группы.
25. Общая характеристика и проблемы судебной психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы
26. Состязательное и инквизиционное правосудие: социально-психологические особенности. Модель суда присяжных.
27. Модель восстановительного правосудия Г. Зера как альтернатива карательному правосудию. Ювенальная юстиция.
28. Социально-психологические характеристики предварительного и судебного следствия.
29. Моделирование коммуникации и групповых процессов в суде присяжных.
Г. Гарфинкель об обыденных нормах и нормах принятия решений в суде присяжных.
30. Социально-психологические характеристики участников судебного процесса: судья, прокурор, адвокат, подсудимый, потерпевший, свидетели, присяжные. Присяжные как группа.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ п/п | Разделы и темы | Аудиторные занятия, час. | Самостоятельная работа, час. | |
лекции | семинары | |||
I. Методология и история психологии права | ||||
Предмет, структура и методы психологии права | ||||
Зарубежная и отечественная история психологии права | ||||
II. Правосознание и правовая социализация | ||||
Изучение правосознания в психологии права | ||||
Изучение справедливости и ответственности в психологии права | ||||
Исследования правовой социализации в психологии права | ||||
III. Криминальная психология | ||||
Теоретические основы криминальной психологии | ||||
Криминальная агрессия и криминальный межличностный конфликт | ||||
Криминальная субкультура и психология преступной группы | ||||
IV. Судебная психология | ||||
Судебно-психологическая экспертиза: общая характеристика | ||||
Модели правосудия: социально-психологические измерения | ||||
Предварительное и судебное следствие: социально-психологические характеристики | ||||
Психологические особенности суда присяжных | ||||
Итого |
IV.Форма итогового контроля
Зачет
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Литература
Основная
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические
законы поведения человека в социуме / Пер. с англ. — СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК,
2002. — С. 505 – 530.
Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М.:
Наука, 1983. — С. 50-88.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 351 с.
Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация (аналитический обзор).
– М.: Медународное общество им. Л.С. Выготского, 2003. — 273 с.
Гулевич О.А. Психология в суде присяжных (аналитический обзор).
– М.: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. — 259 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — С. 315 — 357.
Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. – М.: Изд-во Моск.
ун-та, 2000. — 192 с.
Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. – М: Наука, 1991. — 174 с.
Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы
права в России и Франции: Учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 215 с.
Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1996. — С. 398 – 431.
Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. — 240 с.
Николаева О.П. Исследование этнопсихологических различий морально-
правовых суждений // Психологический журнал. 1995. N 4. С. 79 – 88.
Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект
и социальная компетентность личности / Отв. ред. А.В. Брушлинский. — М.: Институт
психологии РАН, 1995. — С. 109-137.
Перспективы социальной психологии / Ред.-сост. М. Хьюстон, В. Штребе,
Дж.М. Стефенсон / Пер. с англ. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 597 – 610.
Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для ВУЗов – М.: Юристъ, 1998. — 488 с.