БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Елена Адольфовна КИЗИЦКАЯ,
методист сектора развития образования,
районный учебно-методический кабинет
отдела образования Молодечненского райисполкома
Журнал «Образование Минщины». – 2008.– № 4. –С.32.
Автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Луган сказал: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще». Познавательный «голод» является мощным стимулом развития личности, но может стать и причиной перегрузки растущего организма ребенка…
Это противоречие может быть устранено посредством педагогических технологий, обладающих здоровьесберегающими возможностями. Такие технологии способствуют интеллектуальному, творческому, нравственному развитию детей.
Некоторые из технологий уже внедрены в образовательную деятельность ряда дошкольных учреждений района. Во всех учреждениях используются: технология процесса алгоритмизации предматематического развития ИВ. Житко, технология процесса обучения грамоте и развитию речи в условиях двуязычия: в белорусскоязычных и русскоязычных дошкольных учреждениях Н.С. Старжинской, технология игры; технология осознанного родительства; технология проектов А.А. Петрикевич и Л.А. Мартыновой; ТРИЗ-РТВ-технология; технология процесса музыкально—творческого развития дошкольников Л. С. Ходонович.
Каждая из вышеперечисленных технологий позволяет создавать педагогическое пространство, обеспечивающее становление ключевых компетенций дошкольников. Все они оказывают содействие созданию адаптивной среды, т.к. помогают осуществлять дифференциацию и индивидуализацию воспитания и обучения личности. Посредством педагогических технологий развиваются психические функции дошкольников, позволяющие им овладеть навыками и умениями учебной деятельности, что является основным условием успешности учения детей шести лет.
При общности образовательных целей каждая из технологий имеет свою специфику применения, свою внутреннюю логику воздействия на познавательную активность ребенка.
Рекомендации по развитию психических процессов дошкольников
... и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ ... конструктивная. Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. Уважаемые родители, дошкольный возраст - начальный этап формирования ...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО
Применение данной технологии способствует успешности формирования элементарных математических представлений у детей. В ее основе заложен принцип «расчленения» сложных действий на элементарные, следующие друг за другом в определенной последовательности.
Необходимость придания обучению интересной, содержательной и развивающей формы предопределяет использование на занятиях по формированию элементарных математических представлений специальных игровых комплексов, которые дают возможность не только проводить обучение коллективно, но и замечать достижения и недостатки каждого. Полученные в ходе игры математические знания, сформированные умения и навыки становятся более прочными, понятными, служат основой для развития внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, т.е. позволяют достичь развивающего эффекта.
Рассматриваемые комплексы включают в себя дидактические и развивающие игры, направленные на развитие всех психических процессов, математических представлений и закрепление их в практической деятельности.
Так, дидактические игры и упражнения помогают нашим воспитанникам сравнить множества по количеству входящих в них элементов, используя при этом определенный алгоритм действий: сравниваются множества, пересчитываются их элементы, устанавливаются связи и отношения между ними.
Сюжетно-ролевые игры, связанные с покупкой, продажей, оплатой, а также развивающее пространство помогают детям закрепить навыки счета, измерения, знания эталонов веса, цены.
В играх-драматизациях закрепляется алгоритм порядкового счета.
Развивающие комплексы, представленные в индивидуальных тетрадях, позволяют учить детей ориентироваться на себя, на другие объекты. Так, ориентируясь на листе бумаги в игре «Отыщи клад», ребенок усваивает алгоритм девяти шагов (центр, правый и левый верхний угол, правый и левый нижний угол, середина каждой стороны).
Технология процесса алгоритмизации предматематического развития дошкольника дает воспитателю возможность применять алгоритмы в построении различных форм работы с детьми, различных видах игровой и образовательной деятельности, поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создании им нового оригинального творческого продукта.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В БЕЛОРУССКОЙ Н.ІЧНІ.ІХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(Н.С. СТАРЖИНСКАЯ)
Эта уникальная и универсальная технология используется во многих видах деятельности дошкольника: общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы.
Невозможно развивать речь ребенка «вообще», не используя ее в той или иной деятельности. Воспитатель может общаться сребенком на русском или белорусском языке, но должен строго придерживаться одного из языков на определенных занятиях, в играх или в определенные дни. Тогда у ребенка формируется дифференцированная речевая установка на применение белорусского или русского языка в конкретных ситуациях, что помогает избегать смешивания двух языков в речевой практике.
Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста
... детей. . Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии ... оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе. ...
В повседневной жизни и на играх-занятиях педагоги используют предметно-схематические модели, где рисунки схематически передают то, о чем следует сообщить, описывая предмет, давая его характеристику. Для детей 4-летнего
возраста в игровой форме составляются морфологические таблицы, которые оказывают помощь в становлении связной речи, в развитии умений составлять творческие рассказы реалистического и фантастического содержания.
Одновременно через разработанные Н.С. Старжинской игры и игровые упражнения воспитанники получают первое представление о слове как языковой единице. Овладевая способами выделения звука в слове, дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Для этого используют картинки-схемы, которые отражают слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Модель слова, полученная в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Так, постепенно и непринужденно происходит обучение грамоте.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ А.А. ПЕТРИКЕВИЧ И Л.А. МАРТЫНОВОЙ
Суть технологии проектов в стимулировании интереса детей к экологическим проблемам, для решения которых необходимо обладать определенными знаниями. В процессе работы над проектами его участникам предоставляется возможность применить полученные знания на практике.
Основная идея технологии проектов — баланс между знаниями и умениями: я самостоятельно добываю знания, чтобы применить их для решения (совместно с другими членами группы) заинтересовавшей меня проблемы. При этом педагог учитывает опыт ребенка, обучает его в действии, побуждает к наблюдению и экспериментированию, чередует индивидуальную работу с коллективной.
Экологический проект, заложенный в основе технологии, является способом организации деятельности детей, построенной с учетом их интересов, при их активном участии в планировании деятельности и ее реализации. Экологические проекты, как правило, заканчиваются праздником или развлечением. На презентации проекта дети представляют конкретные результаты своей работы: это самодельные книжки, газеты, экологические сказки, плакаты, коллекции, атрибуты игровой деятельности.
Одной из форм проекта является экологическая акция («Сбереги елочку», «Очистим планету от мусора», «День Земли», «День воды» и другие).
Педагоги дошкольных учреждений района считают использование экологического проекта в работе с детьми целесообразным, поскольку в нем содержится огромный потенциал для формирования экоцентрического типа экологического сознания с минимальным антропоцентризмом.
ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИИ
Использование ТРИЗ-РТВ-технологии помогает научить ребенка жить в быстро меняющемся мире, решать проблемы самостоятельно, уметь отстаивать собственную точку зрения.
Популярность ТРИЗ-РТВ-технологии основывается на том, что она дает инструменты и операторы мышления, обобщенные алгоритмы организации творческой деятельности, которые легко через игру осваиваются детьми дошкольного возраста. Деятельность в режиме творчества менее утомляет ребенка, создает возможности для самовыражения и личностного роста.
Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)
... Проективное рисование. Через рисунок ребенок проецирует свои личностные особенности, символическое отношение к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы ... окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать ...
Систематическое использование рефлексии в работе по ТРИЗ-РТВ-технологии позволяет воплотить идею рефлексивного развития каждой личности. Реализация методов и приемов ТРИЗ-РТВ-технологии предусматривает использование ряда инструментариев: таблиц, схем, модулей, дидактических игр. В практической деятельности современных ДУ наиболее часто используются следующие пособия: «Модель девяти экранов», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица», «Опорная таблица по описанию объектов рукотворного мира», Пособие «Китайская монада», Модель «Круг Мира», «Модель Эвроритма».
Наряду со специально изготовленными пособиями, в применении которых дошкольники принимают активное участие (предлагают и выбирают самые удачные варианты условных обозначений, схематизации т.д.), в ТРИЗ-РТВ-технологии широко используется работа с ватманом и фломастером, когда на глазах у детей и при их участии создаются схемы, таблицы, модели.
Постоянное нахождение пособий в группе и доступность
их использования детьми как на занятиях, так и вне занятий, обеспечивает благоприятные условия для создания творческого продукта деятельности каждого ребенка, совершенствование комфортности и адаптивности среды дошкольного учреждения.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Л.С. ХОДОНОВИЧ
Эта технология способствует организации личностно ориентированного музыкально-творческого процесса в игровой форме и переходу к продуктивной музыкальной деятельности ребенка с помощью музыкальных сюжетно-игровых комплексов.
Музыкальные игры интересны и любимы дошкольниками. Они побуждают детей к эмоциональному сопереживанию героям, дают импульс к творческому самовыражению, обогащают позитивным опытом общения. Их эффективное воздействие на развитие психики дошкольника в значительной степени связано с особой чувствительностью, предрасположенностью детей к художественной, в частности, музыкальной деятельности.
Важная роль в реализации программных требований отводится сюжетным музыкально-дидактическим играм, которые могут быть использованы музыкальным руководителем не только с целью решения задач музыкального воспитания, но и стать эффективным средством индивидуализации процесса формирования личности дошкольника в целом. Чтобы быстрее достичь успеха, необходимо осуществлять индивидуальный подход — предложить каждому ребенку такую сюжетную музыкально-дидактическую игру, которая связана с его музыкальными интересами, способностями. Один ребенок нуждается в развитии звуковысотного слуха,
другой — эмоциональной отзывчивости, третьему необходимо научиться согласовывать свои действия с действиями сверстников, четвертому — приобрести уверенность в своих силах, позитивную самооценку.
Важно при этом, чтобы персонажи игр были привлекательны детям, а игровые правила давали им возможность проявить свои сильные стороны, добиться успеха, самоутвердиться, удовлетворить потребность в признании окружающими. Следует стремиться к тому, чтобы игровые действия побуждали дошкольника к проявлению определенного уровня активности, самостоятельному поиску наиболее подходящих выразительных интонаций, жестов, движений, мелодий для передачи музыкально-игрового образа.
Формирование словаря детей с помощью дидактических игр
... в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность). Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, ...
Игровые правила при этом позволяют во время проведения игры ободрить и одобрить тех детей, у которых что-то не получается; подсказать, показать прием и образец исполнения.
Технология осознанного родительства
Технология осознанного родительства направлена на повышение педагогической культуры родителей, осознание ими ответственности за воспитание детей, приобщение родителей к участию в образовательном процессе и мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях.
Данная технология предполагает:
^ объединение усилий семьи и детского сада в решении задач, связанных с разносторонним гармоничным развитием детей; сохранением и укреплением их физического и психического здоровья;
^ создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, установление партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
^ обеспечение преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении;
^ содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
^ оказание помощи в овладении родителями психологической и педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребенку;
^ повышение эффективности воспитательных воздействий родителей на детей; укрепление у них веры в своего ребенка и себя как компетентного родителя;
^ оказание помощи родителям в реализации дома программы «Пралеска».
Формированию активной позиции родителей способствуют встречи на заседаниях «Клуба молодой семьи», клубов психологической помощи «Помоги себе сам», клубов по интересам; участие в районных родительских собраниях, в педагогических советах.
Технология игры
Дети с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость игры и не задумываясь, что они будут… учиться. Дошкольники играют, не подозревая, что тем самым получают знания, овладевают практическими умениями и навыками, не напрягаясь и не уставая при этом.
Использование нами технологии игры помогает создавать условия для проявления самостоятельности и творчества детей, позволяет наполнять все виды деятельности интересным содержанием.
Применяемые нами педагогические технологии:
• дают возможность увидеть в ребенке его природные задатки и развивать их;
• позволяют использовать многообразие методов и приемов на интегративной основе;
• предполагают однородные или синтетические виды детской деятельности творческого характера;
• способствуют развитию у ребенка активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения;
• являются мостиком от непроизвольной деятельности к произвольной;
• помогают раскрыть внутренние резервы детей и одновременно формировать социальные качества личности.
При надлежащей поддержке со стороны взрослых (в том числе, и через применение новых технологий) дети способны в полной мере раскрыть и развивать свой природный потенциал.
А каждый уважающий себя педагог должен стремиться воспитать думающего, мыслящего, творящего, радостного и счастливого маленького человека.
Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
... Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста». Цель исследования: теоретическое обоснование и ... услуг; и третья категория – это тяжелобольные люди, которые требуют паллиативной помощи, включая медицинские и социальные услуги. Поддержка пожилых граждан неоднократно выдвигалась ...