ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

БЕРЕЖЕМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Елена Адольфовна КИЗИЦКАЯ,

методист сектора развития образования,

районный учебно-методический кабинет

отдела образования Молодечненского райисполкома

Журнал «Образование Минщины». – 2008.– № 4. –С.32.

Автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Луган сказал: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты; но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще». Познава­тельный «голод» является мощным стимулом развития личности, но может стать и причиной перегрузки растущего организма ребенка…

Это противоречие может быть устранено посредством педагогических техно­логий, обладающих здоровьесберегающими возможностями. Такие технологии способст­вуют интеллектуальному, творческому, нравст­венному развитию детей.

Некоторые из технологий уже внедрены в образовательную деятельность ряда дошколь­ных учреждений района. Во всех учреждениях используются: технология процесса алгорит­мизации предматематического развития ИВ. Житко, технология процесса обучения гра­моте и развитию речи в условиях двуязычия: в белорусскоязычных и русскоязычных дошколь­ных учреждениях Н.С. Старжинской, техноло­гия игры; технология осознанного родительства; технология проектов А.А. Петрикевич и Л.А. Мартыновой; ТРИЗ-РТВ-технология; технология процесса музыкально—творческого развития дошкольников Л. С. Ходонович.

Каждая из вышеперечисленных технологий позволяет создавать педагогическое прост­ранство, обеспечивающее становление ключе­вых компетенций дошкольников. Все они ока­зывают содействие созданию адаптивной сре­ды, т.к. помогают осуществлять дифференциацию и индивидуализацию воспитания и обучения личности. Посредством педагогических технологий развиваются психические функции дошкольников, позволяющие им овладеть навыками и умениями учебной деятельности, что является основным ус­ловием успешности учения детей шести лет.

При общности образовательных целей каждая из технологий имеет свою специфику применения, свою внутреннюю логику воздействия на познавательную активность ребенка.

6 стр., 2532 слов

Рекомендации по развитию психических процессов дошкольников

... и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ ВНИМАНИЕ ... конструктивная.     Упражнения и рекомендации родителям по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. Уважаемые родители, дошкольный возраст - начальный этап формирования ...

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРЕДМАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И.В. ЖИТКО

Применение данной технологии способствует ус­пешности формирования элементарных математи­ческих представлений у детей. В ее основе заложен принцип «расчленения» сложных действий на эле­ментарные, следующие друг за другом в определен­ной последовательности.

Необходимость придания обучению интересной, содержательной и развивающей формы предопреде­ляет использование на занятиях по формированию элементарных математических представлений специ­альных игровых комплексов, которые дают возмож­ность не только проводить обучение коллективно, но и замечать достижения и недостатки каждого. Полу­ченные в ходе игры математические знания, сформи­рованные умения и навыки становятся более прочны­ми, понятными, служат основой для развития внима­ния, восприятия, памяти, воображения, мышления, т.е. позволяют достичь развивающего эффекта.

Рассматриваемые комплексы включают в себя дидактические и развивающие игры, направленные на развитие всех психических процессов, математических представлений и закрепление их в практической деятельности.

Так, дидактические игры и упражнения помогают нашим воспитанникам сравнить множества по количеству входящих в них элементов, используя при этом определенный алгоритм действий: сравниваются множества, пересчитываются их элементы, устанавливаются связи и отношения между ними.

Сюжетно-ролевые игры, связанные с покупкой, прода­жей, оплатой, а также развивающее пространство помогают детям закрепить навыки счета, измерения, знания эталонов веса, цены.

В играх-драматизациях закрепляется алгоритм порядко­вого счета.

Развивающие комплексы, представленные в индивидуаль­ных тетрадях, позволяют учить детей ориентироваться на себя, на другие объекты. Так, ориентируясь на листе бумаги в игре «Отыщи клад», ребенок усваивает алгоритм девяти ша­гов (центр, правый и левый верхний угол, правый и левый нижний угол, середина каждой стороны).

Технология процесса алгоритмизации предматематического развития дошкольника дает воспитателю возможность применять алгоритмы в построении различных форм работы с детьми, различных видах игровой и образовательной дея­тельности, поощрении самостоятельного поиска ребенком пути решения поставленной задачи; создании им нового оригинального творческого продукта.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В БЕЛОРУССКОЙ Н.ІЧНІ.ІХ И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

(Н.С. СТАРЖИНСКАЯ)

Эта уникальная и универсальная технология используется во многих видах деятельности дошкольника: общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы.

Невозможно развивать речь ребенка «вообще», не ис­пользуя ее в той или иной деятельности. Воспитатель может общаться сребенком на русском или белорусском языке, но должен строго придерживаться одного из языков на оп­ределенных занятиях, в играх или в определенные дни. Тогда у ребенка формируется дифференцированная речевая уста­новка на применение белорусского или русского языка в конкретных ситуациях, что помогает избегать смешивания двух языков в речевой практике.

5 стр., 2170 слов

Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста

... детей. . Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии ... оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе. ...

В повседневной жизни и на играх-занятиях педагоги используют предметно-схематические модели, где рисунки схематически передают то, о чем следует сообщить, описы­вая предмет, давая его характеристику. Для детей 4-летнего

возраста в игровой форме составля­ются морфологические таблицы, кото­рые оказывают помощь в становлении связной речи, в развитии умений со­ставлять творческие рассказы реали­стического и фантастического содер­жания.

Одновременно через разработанные Н.С. Старжинской игры и игровые упражнения воспитанники получают первое представление о слове как язы­ковой единице. Овладевая способами выделения звука в слове, дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Для этого используют картинки-схемы, которые отражают слово предметно, представив его зву­ковую структуру в виде модели. Мо­дель слова, полученная в результате его звукового анализа, отражает от­дельные звуки и их последователь­ность. Так, постепенно и непринуж­денно происходит обучение грамоте.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ А.А. ПЕТРИКЕВИЧ И Л.А. МАРТЫНОВОЙ

Суть технологии проектов в сти­мулировании интереса детей к эко­логическим проблемам, для решения которых необходимо обладать опре­деленными знаниями. В процессе ра­боты над проектами его участникам предоставляется возможность при­менить полученные знания на прак­тике.

Основная идея технологии проек­тов — баланс между знаниями и уме­ниями: я самостоятельно добываю знания, чтобы применить их для ре­шения (совместно с другими членами группы) заинтересовавшей меня проб­лемы. При этом педагог учитывает опыт ребенка, обучает его в действии, побуждает к наблюдению и экспери­ментированию, чередует индивиду­альную работу с коллективной.

Экологический проект, заложенный в основе технологии, является способом организации деятельности детей, построенной с учетом их интересов, при их активном участии в планировании дея­тельности и ее реализации. Экологические проекты, как правило, заканчиваются праздником или развлечением. На презентации проекта дети представляют конкретные ре­зультаты своей работы: это самодельные книжки, газеты, экологические сказки, плакаты, коллекции, атрибуты игровой деятельности.

Одной из форм проекта является экологическая акция («Сбереги елочку», «Очистим планету от мусора», «День Земли», «День воды» и другие).

Педагоги дошкольных учреждений района считают ис­пользование экологического проекта в работе с детьми целе­сообразным, поскольку в нем содержится огромный по­тенциал для формирования экоцентрического типа эко­логического сознания с минимальным антропоцентризмом.

 

ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИИ

Использование ТРИЗ-РТВ-технологии помогает научить ребенка жить в быстро меняющемся мире, решать проб­лемы самостоятельно, уметь отстаивать собственную точку зрения.

Популярность ТРИЗ-РТВ-технологии основывается на том, что она дает инструменты и операторы мышления, об­общенные алгоритмы организации творческой деятельности, которые легко через игру осваиваются детьми дошкольного возраста. Деятельность в режиме творчества менее утомляет ребенка, создает возможности для самовыражения и лич­ностного роста.

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... Проективное рисование. Через рисунок ребенок проецирует свои личностные особенности, символическое отношение к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы ... окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать ...

Систематическое использование рефлексии в работе по ТРИЗ-РТВ-технологии позволяет воплотить идею рефлек­сивного развития каждой личности. Реализация методов и приемов ТРИЗ-РТВ-технологии предусматривает исполь­зование ряда инструментариев: таблиц, схем, модулей, ди­дактических игр. В практической деятельности современных ДУ наиболее часто используются следующие пособия: «Модель девяти экранов», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица», «Опорная таблица по описанию объектов руко­творного мира», Пособие «Китайская монада», Модель «Круг Мира», «Модель Эвроритма».

Наряду со специально изготовленными пособиями, в при­менении которых дошкольники принимают активное участие (предлагают и выбирают самые удачные варианты условных обозначений, схематизации т.д.), в ТРИЗ-РТВ-технологии широко используется работа с ватманом и фломастером, когда на глазах у детей и при их участии создаются схемы, таблицы, модели.

Постоянное нахождение пособий в группе и доступность

их использования детьми как на заня­тиях, так и вне занятий, обеспечивает благоприятные условия для создания творческого продукта деятельности каж­дого ребенка, совершенствование ком­фортности и адаптивности среды до­школьного учреждения.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Л.С. ХОДОНОВИЧ

Эта технология способствует ор­ганизации личностно ориентирован­ного музыкально-творческого процесса в игровой форме и переходу к продук­тивной музыкальной деятельности ре­бенка с помощью музыкальных сюжетно-игровых комплексов.

Музыкальные игры интересны и любимы дошкольниками. Они побуж­дают детей к эмоциональному сопере­живанию героям, дают импульс к твор­ческому самовыражению, обогащают позитивным опытом общения. Их эф­фективное воздействие на развитие психики дошкольника в значительной степени связано с особой чувствитель­ностью, предрасположенностью детей к художественной, в частности, музы­кальной деятельности.

Важная роль в реализации програм­мных требований отводится сюжетным музыкально-дидактическим играм, ко­торые могут быть использованы музы­кальным руководителем не только с целью решения задач музыкального воспитания, но и стать эффективным средством индивидуализации процесса формирования личности дошкольника в целом. Чтобы быстрее достичь успе­ха, необходимо осуществлять индиви­дуальный подход — предложить каж­дому ребенку такую сюжетную музыка­льно-дидактическую игру, которая свя­зана с его музыкальными интересами, способностями. Один ребенок нужда­ется в развитии звуковысотного слуха,

другой — эмоциональной отзывчи­вости, третьему необходимо научиться согласовывать свои действия с дей­ствиями сверстников, четвертому — приобрести уверенность в своих силах, позитивную самооценку.

Важно при этом, чтобы персонажи игр были привлекательны детям, а игровые правила давали им возмож­ность проявить свои сильные стороны, добиться успеха, самоутвердиться, удов­летворить потребность в признании окружающими. Следует стремиться к тому, чтобы игровые действия по­буждали дошкольника к проявлению определенного уровня активности, са­мостоятельному поиску наиболее под­ходящих выразительных интонаций, жестов, движений, мелодий для передачи музыкально-игрового образа.

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность). Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, ...

Игровые правила при этом позво­ляют во время проведения игры обод­рить и одобрить тех детей, у которых что-то не получается; подсказать, по­казать прием и образец исполнения.

Технология осознанного родительства

Технология осознанного родитель­ства направлена на повышение педаго­гической культуры родителей, осозна­ние ими ответственности за воспи­тание детей, приобщение родителей к участию в образовательном процессе и мероприятиях, проводимых в до­школьных учреждениях.

Данная технология предполагает:

^ объединение усилий семьи и дет­ского сада в решении задач, связанных с разносторонним гармоничным разви­тием детей; сохранением и укреплением их физического и психического здо­ровья;

^ создание атмосферы сотрудниче­ства и сотворчества, установление парт­нерских взаимоотношений в профес­сиональном общении с родителями воспитанников;

^ обеспечение преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении;

^ содействие в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;

^ оказание помощи в овладении родителями психоло­гической и педагогической культурой, гуманистическим под­ходом к ребенку;

^ повышение эффективности воспитательных воздей­ствий родителей на детей; укрепление у них веры в своего ребенка и себя как компетентного родителя;

^ оказание помощи родителям в реализации дома прог­раммы «Пралеска».

Формированию активной позиции родителей способст­вуют встречи на заседаниях «Клуба молодой семьи», клубов психологической помощи «Помоги себе сам», клубов по интересам; участие в районных родительских собраниях, в педагогических советах.

Технология игры

Дети с радостью откликаются на предложение взрос­лого поиграть, предвкушая радость игры и не задумываясь, что они будут… учиться. Дошкольники играют, не подоз­ревая, что тем самым получают знания, овладевают прак­тическими умениями и навыками, не напрягаясь и не уставая при этом.

Использование нами технологии игры помогает создавать условия для проявления самостоятельности и творчества детей, позволяет наполнять все виды деятельности инте­ресным содержанием.

Применяемые нами педагогические технологии:

• дают возможность увидеть в ребенке его природные задатки и развивать их;

• позволяют использовать многообразие методов и при­емов на интегративной основе;

• предполагают однородные или синтетические виды детской деятельности творческого характера;

• способствуют развитию у ребенка активности, инициа­тивности, чувства собственного достоинства и самоуваже­ния;

• являются мостиком от непроизвольной деятельности к произвольной;

• помогают раскрыть внутренние резервы детей и одно­временно формировать социальные качества личности.

При надлежащей поддержке со стороны взрослых (в том числе, и через применение новых технологий) дети способны в полной мере раскрыть и развивать свой природный потен­циал.

А каждый уважающий себя педагог должен стремиться воспитать думающего, мыслящего, творящего, радостного и счастливого маленького человека.

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста». Цель исследования: теоретическое обоснование и ... услуг; и третья категория – это тяжелобольные люди, которые требуют паллиативной помощи, включая медицинские и социальные услуги. Поддержка пожилых граждан неоднократно выдвигалась ...