Социология 16

19

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Методические указания к самостоятельному изучению курса и

выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения

всех направлений

Красноярск 2015

Издаётся по решению научно-методического совета НОУ ВПО СИБУП

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор СИБУПа,

зав. кафедрой общественных наук

Гончаров Е.А.

Социология: методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех направлений / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015. – 19 с.

Методические указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Социология» и выполнения контрольной работы по ней студентами заочной формы обучения. Указания содержат рабочую программу, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов, тренировочные тесты и список основной и дополнительной литературы.

© НОУ ВПО СИБУП, 2015

© Гончаров Е.А., 2015

Содержание

Введение …………………………….…………………..………………….

4

1. Цели освоения дисциплины………………………………………………

4

2. Содержание курса…………………………………………………………

5

3. Содержание дисциплины …………………………………………………

5

4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы…..

7

5. Темы контрольных работ…………………………………………………

8

6. Вопросы к зачету…………………………………………………………..

10

7. Список литературы…..……………………………………………………………

12

8. Примерный тест……………………………………………………………

14

Введение

Буквально термин « социология» означает – «наука (знание) об обществ». Мы все живем в обществе и поэтому, если хотим действовать эффективно, с максимальной отдачей, должны быть социально компетентными. Именно социология позволяет человеку приобрести это качество. Конечно, каждому из нас удавалось найти оптимальное решение какой-либо проблемы и без этой науки, базируясь на собственном опыте и здравом смысле. Между тем социология существенно отличается от взгляда на жизнь через призму обыденного сознания.

Cоциология и здравый смысл по-разному осмысляют социальные факты. Чаще всего обыденное сознание изображает сложные социальные процессы как результат помыслов и действий (или бездействий) нескольких людей. Социология противостоит такой персонифицированной точке зрения на мир.

Здравый смысл эффективен до тех пор, пока человек заключен в круг повседневной, монотонной, привычной жизни: знакомое не требует объяснений, не провоцирует вопросов. Социология – наука, касающаяся каждого человека, ибо она предоставляет нам возможность осмыслить те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в обычной жизни, критически отнестись к тому, что кажется незыблемым и вечным. Социология дает возможность почувствовать вкус к науке и искусству анализа повседневности.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основных исторических этапов развития социологии, основных социологических категорий, методов социологического исследования;

умения:

— теоретические: уверенно оперировать социологическими категориями в научно-исследовательской деятельности;

— практические: использовать имеющиеся социологические знания для анализа современных социальных проблем;

навыки:

— умение грамотно выстраивать выступление, участвовать в дискуссии, используя арсенал социологического знания;

— умение использовать социологические методы и результаты социологических исследований в профессиональной деятельности.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП)).

2. Содержание курса

Самостоятельная работа студентов организуется с целью развития у них навыков работы с учебной и научной литературой, для систематического изучения курса и для формирования умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания. Усвоение политической теории не является самоцелью. Главное – научиться самостоятельно анализировать явления общественно-политической жизни, вырабатывать самостоятельную точку зрения и линию поведения в зависимости от сложившейся ситуации.

Задачи самостоятельной работы:

— освоить теоретический материал;

— закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем (при подготовки докладов и т.п.);

— применить полученные знания и практические навыки для самостоятельного анализа и выработки адекватного поведения в той или иной ситуации.

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет социологии.

Общество как объект исследования социологии. Понятие социального. Специфика социального познания. Уровни социологического знания: общесоциологическая теория, частные социологические теории, уровень эмпирических исследований. Социальный реализм и социальный номинализм в социологическом познании. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук. Функции социологии.

Тема 2. Исторические этапы развития социологии.

Становление социологии как самостоятельной науки. Позитивизм О. Конта: понятие позитивного, закон трех стадий, критика «социальной метафизики». Основные идеи социальной статики и социальной динамики.

Органицизм Г. Спенсера. Органицизм как принцип изучения социальных явлений. Эволюционизм Г. Спенсера.

Социология марксизма. Экономический детерминизм К. Маркса. Понятия способа производства, производительных сил, производственных отношений, базиса, надстройки. Закон соответствия производительных сил и производственных отношений. Социальная структура, понятие класса. Социальный антагонизм как основа социальных отношений. Социальная динамика: теория общественно-экономических формаций. Марксистское понятие личности: личность как совокупность всех общественных отношений. Марксистская теория социального познания: понятие идеологии.

Психологическая парадигма в социологии. Теория «Зеркального Я» Ч. Кули. Понятие первичной группы. Анализ феномена толпы (Г. Тард, Г. Лебон).

Русская социальная мысль.

— социология П. Сорокина

— теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

— социальные воззрения В.С. Соловьева

— персонализм Н. Бердяева

— теория этногенеза Л.Н. Гумилева

— социальные идеи русского космизма.

Социология М. Вебера. Специфика методологии социального познания: понятие «идеального типа». Веберовская теория социальной рациональности. Понятие и типы социального действия. Веберовская теория бюрократии.

Социология Э. Дюркгейма. Социологизм Дюркгейма. Понятие социального факта. Теория социальной солидарности, специфика механической и органической социальной солидарности. Э. Дюркгейм как основоположник функционализма в социологии. Понятие социальной функции, основные постулаты функционализма. Понятие аномии.

Западная социология 20 века.

— социология Чикагской школы

— структурно-функциональная социология (Р. Мертон, Т. Парсонсс)

— феноменологическая социология и этнометодология (А. Шюц, Г. Гарфинкель)

— неомарксизм и Франкфуртская школа социальных исследований (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас)

— теории индустриального и постиндустриального общества (Р. Арон, Ж. Фурастье, Д. Белл)

Тема 3. Общество как система. Социальная структура

Понятие и основные элементы социальной структуры.

Личность в системе общественных отношений. Понятия социальной роли, социального статуса. Понятия модальной и нормативной личности. Формирование личности в процессе социализации. Формы и способы социализации индивидов. Девиантное поведение: природа, типы. Девиантное поведение и аномия.

Основные элементы социальной структуры: классы, страты, социальные группы, агрегации. Масса и толпа как объект социологического исследования. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальный порядок и социальный контроль. Социальная структура современного российского общества.

Социальные институты: понятие, типы. Институализация и деинституализация.

Тема 4. Социальная динамика. Социальные конфликты.

Понятие и виды социальных изменений. Эволюционные, революционные, циклические, синтетические теории социальных изменений. Факторы и механизмы социальных изменений. Понятие и типы инноваций. Социальный прогресс. Социальная стабильность.

Социальные конфликты. Понятие, типы, стадии социального конфликта.

Тема 5. Методы социологического исследования.

Специфика социологической методологии. Выборочное исследование в социологии. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Способы формирования выборочной

совокупности. Понятие репрезентативности.

Шкалирование в социологии. Понятие и типы шкал (номинальная, порядковая, интервальная).

Количественные методы социологического исследования: метод опроса, контент-анализ.

Качественные методы социологического исследования: наблюдение, кейс-стади, глубинное интервью, биографический метод, фокус-группы.

4. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа является одним из обязательных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, а также рубежной формой контроля за освоением ими учебного материала по курсу социологии, уровнем их знаний, умений и навыков.

Выполнение контрольной работы способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, умений анализировать, обобщать изученный материал и применять его при изучении материала.

Контрольная работа сдаётся студентом до начала учебной сессии. Зачёт по контрольной работе является обязательным для получения зачета по курсу социологии.

Основное требование к контрольной работе — достаточно полное и глубокое раскрытие темы — выполнимо при условии изученности литературных источников по теме работы.

Цель работы с источниками — их аннотация и сопоставление различных взглядов на проблему. Это не исключает изложение самостоятельных суждений и выводов, основанных на собственных наблюдениях.

Контрольная работа должна иметь объем 18-20 печатных страниц, выполненных через два интервала (в компьютерном наборе — через 1,5 интервала).

Текст пишется с одной стороны листа, с оставлением по­лей. Страницы должны быть пронумерованы и сброшюрованы.

Контрольная работа проверяется в срок не более 10 дней после получения её преподавателем. Результат выполнения контрольной работы оценивается отметками «зачтено» или «незачтено». Отметка выставляется на титульном листе работы.

Незачтённая контрольная работа возвращается студенту для дальнейшей работы с подробным указанием причин возврата. Контрольная работа, выполненная небрежно, не по заданному варианту либо без соблюдения требований по её оформлению, возвращается студенту без проверки с указанием причин возврата. Исправленная контрольная работа должна быть передана преподавателю до зачета по курсу.

Порядок выполнения контрольной работы

1. Выбор темы (студент вправе выбрать одну из предложенных тем по своему желанию).

2. Подбор литературы, анализ литературных источников.

3. Разработка плана контрольной работы (реферата).

4. Разработка программы исследования и инструментария.

5. Проведение исследования, анализ результатов и их интерпретация.

6. Сопоставление результатов исследования с выводами, концепциями по данной теме, отраженных в литературе.

7. Оформление контрольной работы

5. Темы контрольных работ

l. Предмет социологии, ее структура и функции.

2. Социально-теоретические предпосылки возникновения социологии как науки.

3. Основные идеи и положения социологической концепции О. Конта.

4. Биолого-эволюционное направление в социологии.

5. Психологическая школа в социологии.

6. Социология Э. Дюркгейма и его вклад в развитие социологической науки.

7. Основные положения социологических идей Ф. Тенниса и Г. Зиммеля.

8. Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое зна­чение для последующего развития социологии.

9. Социальные предпосылки и теоретические истоки формирования рус­ской социологии: характеристики основных направлений и школ.

10. Основные принципы и методологические установки социологических воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса.

11. Социально-политические концепции представителей русской школы правоведов: Л. Петражицкий, Б. Кистяковский, И. Ильин и др.

12. Структурный функционализм в социологии: Т. Парсонс и Р. Мертон.

13. Основные характеристики феноменологического направления в социо­логии.

14. Общество как социальная система: социологические традиции иссле­дования общества.

15. Роль и значение понятий: «социальная общность», «социальный инсти­тут», «социальная организация», «личность» и «культура» в системном анализе общества.

16. Теории модернизации и их роль в социологическом познании истори­ческого развития человеческого общества.

17. Социологические проблемы «модернизации» России.

18. Социальные действия и взаимодействия как фактор возникновения и интеграции социальных, образований.

19. Социологическая теория групп и ее значение в познании общественной жизни.

20. Социологическое содержание понятия «социальный институт» и его роль в упорядочении социальной системы.

21. Социологические теории классов.

22. Основные социальные страты общества.

23. Роль среднего класса в стабилизации общества.

24. Теория социальной стратификации в социологии.

25. Социальная мобильность в обществе и ее формы.

26. Тенденции социальной мобильности и социальной дифференциации российского общества.

27. Личность как социологическое понятие. Ролевая теория личности.

28. Социологические проблемы типологизации личности: Э. Фромм, Д. Рисмен, Т. Адорно.

29. Процесс социализации личности как социологическая проблема.

30. Концепции отклоняющегося поведения в социологии.

31. Социологическое учение о культуре.

32. Россия в контексте мирового культурного процесса и проблемы ду­ховного возрождения российского общества.

33. Предмет индустриальной и экономической социологии.

34. Доктрина «человеческих отношений» в социологических теориях уп­равления и организации.

35. Предмет политической социологии и основные направления исследо­ваний.

36. Понятие социальной нормы.

37. Девиантное поведение как социологическая проблема

38. Предмет социологии права.

39. Социальная обусловленность права.

40. Социальная эффективность права.

41. Социологические проблемы формирования правового государства в России.

42. Социологические проблемы организации и управления научными кол­лективами

43. Образование как предмет социологического познания.

44. Социологические исследования религиозной жизни и их роль в позна­нии социальной системы.

45. Социология досуга и ее роль в понимании тенденций общественного развития.

46. Предмет социологии молодежи в системе социологического знания.

47. Социологические проблемы социализации молодежи в современном обществе.

48. Предмет социологии семьи и основные направления исследований семейно-брачных отношений.

49. Социологическое исследование как вид познавательной деятельности: история и современность.

50. Программа социологического исследования: структура и функции.

51. Понятие метода в социологии и его роль в организации исследователь­ской деятельности.

52. Метод наблюдения в социологии.

53. Опрос в социологическом исследовании: основные виды опросов и их специфика.

54. Изучение документов как метод социологического исследования.

55. Эксперимент в социологии и его роль в познании различных сторон общественной жизни.

56. Метод экспертной оценки в социологии.

57. Метод социометрии.

58. Способы измерения социальных установок личности.

59. Психологические тесты в социологии.

60. Метод анализа социальной статистики.

61. Метод фокус-групп.

62. Выборка в социологическом исследовании и сущность выборочных исследований.

63. Общая характеристика процесса анализа социологической информации.

64. Формирование и специфика прикладной социологии.

6. Вопросы к зачету

1. Предмет, структура и функции социологии

2. Понятие и типы социологических парадигм

3. Уровни социологического знания. Теории «среднего уровня»

4. Основные направления в социологии: социологический реализм (позитивизм) и номинализм

5. Позитивистская социология О. Конта

6. Органическое направление в социологии: Г. Спенсер, Л. Гумилев

7. Психологическое направление в социологии: Г. Тард, Г. Лебон, 3. Фрейд, Л. Выгодский, Ч.Кули

8. Социологическая концепция Э. Дюркгейма

9. Понимающая социология М. Вебера

10. Итальянская социология политики: В. Парето, Р. Михельс, Г. Моска

11. Географический детерминизм Л.И. Мечникова

12. Плюралистическая социология М. Ковалевского

13. Социологическая концепция П.А. Сорокина

14. Ролевые конфликты: природа, социальные факторы

15. Социальное отклонение: природа, типы, критерии

16. Основные теории социальных девиаций. Понятие аномии

17. Социальные нормы. Право и мораль как регуляторы социальных отношений

18. Теория классов

19. Теория социальной мобильности. Особенности и факторы социальной мобильности в современном российском обществе

20. Общество как социальная система.

21. Понятие социального института. Виды институтов

22. Теория социальной стратификации

23. Социология личности. Типология личности

24. Деятельность как основной способ социализации личности. Виды деятельности (по М.Веберу).

Опредмечивание и распредмечивание

25. Социология знания и образования

26. Социология воспитания

27. Социология культуры

28. Социология свободного времени и досуга.

29. Социология религии.

30. Социология морали

31. Социология семьи

32. Социология труда

33. Социология молодежи

34. Социология управления и организации

35. Социология коммуникации и рекламы

36. Социология политики

37. Социология права

38. Социология конфликта

39. Социология девиантного поведения и социальный контроль

40. Этносоциология

41. Социология города

42. Социологическое исследование: сущность и основные виды

43. Роль анкетного опроса в сборе информации.

44. Программа социологического исследования

45. Метод социологического опроса: специфика, виды

46. Пилотажные исследования. Метод экспертной оценки

47. Метод социометрии

48. Выборочный метод

49. Метод анализа документов

50. Метод социологического наблюдения

51. Метод социологического эксперимента

52. Способы измерения социальных установок личности.

53. Психологические тесты

54. Метод анализа данных социальной статистики

55. Метод фокус-групп

56. Методы обработки социологической информации

57. Методы анализа результатов социологического исследования

Основания для получения зачета:

Зачет выставляется по итогам текущего контроля.

Для студентов заочной формы обучения необходимыми и достаточными требованиями к получению зачета являются:

1. Регулярное посещение занятий.

2. Подготовка и осуществление одного доклада по самостоятельно избранной тематике в соответствии с содержанием курса. Данное задание является устным, доклад в письменном виде не оформляется. Продолжительность доклада – 7-8 минут. Зачтение текста доклада не допускается.

3. Подготовка и написание контрольной работы в форме реферата (тема выбирается самостоятельно в соответствии с предлагаемым на стр. 12 списком и не должна совпадать с темой доклада).

Объем работы – не менее 20 листов формата А4. Оформление контрольной работы должно осуществляться в полном соответствии с актуальным государственным стандартом.

7. Список литературы

Основная литература

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. — 4-e изд., перераб. и доп. — М. : Альфа-М : НИЦ Инфра-М, 2012. — 464 с.

2. Добреньков, В. И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013. — 624 с.

3. Игебаева, Ф. А. Социология: учебное пособие / Ф. А. Игебаева. — М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 236 с.

4. Коваль, И. В. Социология для студентов СИБУПа / И. В. Коваль. — Красноярск : НОУ ВПО СИБУП, 2013. — 329 с.

5. Кравченко, А. И. Социология: учебник для бакалавров; рекомендовано Мин. образования / А. И. Кравченко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2012. — 525 с.

6. Яковлев, А. М. Социальная структура общества и права: учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / А. М. Яковлев. — М. : НОРМА, 2012. — 368 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: Академический проспект, 2009. – 608 с.

2. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005. – 528 с.

3. Комлев, Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. / Ю.Ю.Комлев, Н.Х. Сафиуллин. — Казань: КЮИ, 2006. – 222 с.

4. Горшков, М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность. (Социологический анализ).

М.: РОССПЭН, 2003. – 512 с.

5. Добреньков, В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология. В 15 томах. М.: ИНФРА-М, 2003-2007. – 944 с.

6. Тихонова, И. Социальная стратификация в современной России / И. Тихонова. – М.: ИС РАН, 2007. – 320 с.

7. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р. К. Мертон пер. Е. Егорова, З. Каганова, В. Николаев, Е. Черемиссинова. — М.: Аст, 2006. – 880 с.

8. Парсонс, Т. О структуре социального действия: Пер. с англ. / Под общ.ред. Чесноковой В.Ф., Белановского С.А. — М.: Академический проспект, 2002. – 880 с.

9. Аверин, А. Миграция населения / А. Аверин. — М.: РАГС, 2006. – 104 с.

10. Синельников, А. Б. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования) / А. Б. Синельников, В. Медков, А. Антонов. – М.: КДУ, 2009. – 288 с.

11. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. — М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

12. Сорокин, П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколова. — М.: Академия, 2005. – 560 с.

13. Антонов, А. И. Социология семьи: учебник / А. И. Антонов [и др.] ; под ред. А.И. Антонова. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 640 с.

14. Тённис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. — СПб.: Владимир Даль, 2002. – 456 с.

15. Тихонова, Н.Е. Социальная стратификация в современной России: Опыт эмпирического анализа. — М.: ИС РАН, 2007. – 320 с.

16. Тощенко, Ж.Т. Человек парадоксальный / Ж. Т. Тощенко 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2008. – 543 с.

17. Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций / С. П. Хантингтон. – М.: АСТ, 2014. – 576 с.

18. Воронков, В. Социальное неравенство / В. Воронков, М. Соколов. – М.: Алетейя, 2008. – 162 с.

Рекомендуемая литература (справочная)

1. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; пер. с англ. И.Г. Ясавеева; под ред. С.А. Ерофеева.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 620 c.

2. Краткий социологический словарь / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. – 352 с.

3. Новейший социологический словарь / А. Гришанов, В. Абушенко, Г. Евелькин, Г. Соколова, О. Терещенко. — М.: Книжный Дом, 2010. – 1312 с.

4. Словарь-справочник по социологии / А.А. Акмалова, В.М. Капицын, А.В. Миронов, В. К. Мокшин. – М.: Дашков и К, 2011. – 304 с.

5. Социологический энциклопедический толковый словарь / С.А. Кравченко. – М.: МГИМО-Университет, 2011. – 408 с.

6. Социологический словарь / Г. Осипов, П. Москвичев, О. Чернощек. – М.: ИСПТ РАН, 2008. – 608 с.

7. Современная западная социология. Хрестоматия / Г. Соколова, Л. Титаренко. – М.: Тесей, 2008. – 520 с.

Электронные библиотечные ресурсы

— ZNANIUM.COM;

— EAST VIEW

Интернет ресурсы

— Электронная библиотека on-line;

— e.LIBRARY.RU.

8. ПРИМЕРНЫЙ ТЕСТ

1. Влияние исследователя на объект исследования –

А. Эффект включения;

Б. Аппаратный эффект;

В. Эффект бампера;

Г. Приборный эффект.

2. Социальная психология сложилась в международно признанную дисциплину в … гг. ХХ века

А. 30-40-х;

Б. 50-60-х;

В. 70-80-х;

Г. 90-х.

3. Одним из самых негативных результатов целенаправленной манипуляции общественным сознанием является

А. Интеллектуальная деградация населения;

Б. Массовое недоверие власти;

В. Разрушение способности мыслить логически;

Г. Утрата стереотипов.

4. Раннесоциалистические теории именуются

А. Докапиталистическими;

Б. Утопическими;

В. Руссоистскими;

Г. Метафизическими.

5. Идеология, выдвигающая на первый план индивидуальные права и свободы, называется

А. Либерализм;

Б. Консерватизм;

В. Социализм;

Г. Реализм.

6. Согласно …, сущность человека — совокупность общественных отношений

А. М. Веберу;

Б. О. Шпенглеру;

В. Т. Куну;

Г. К. Марксу.

7. Самое эффективное орудие манипуляции сознанием –

А. Пресса;

Б. Радио;

В. Телевидение;

Г. Интернет.

8. Разработка дизайна исследования сопровождается

А. Просмотром относящейся к объекту исследования литературы;

Б. Статистической обработкой полученных данных;

В. Формулировкой рабочих гипотез;

Г. Критической оценкой имеющихся в распоряжении исследователя ресурсов и возможностей реализации планируемого.

9. Правовое государство – это государство, в котором

А. Законы принимаются представительным собранием, избираемым всенародно;

Б. Законы соответствуют нравственным нормам, господствующим в обществе;

В. Законы неукоснительно соблюдаются всеми гражданами;

Г. Закон един для всех.

10. Основные методы прикладной социологии – опрос (интервьюирование или анкетирование), наблюдение и

А. Контент-анализ;

Б. Психоанализ;

В. Статистический метод;

Г. Метод провокации.

11. Некоммерческий, нематериалистический подход к теории государственного строительства характерен для сторонников

А. Демократии;

Б. Анархии;

В. Талассократии;

Г. Идеократии.

12. Процесс унификации мира (как в сфере международных отношений, так и в плане сглаживания культурных особенностей тех или иных социумов) –

А. Мондиализация;

Б. Глобализация;

В. Глобализм;

Г. Интернационализация.

13. Лидер пассивно-негативного типа ориентирован на

А. Результат;

Б. Власть;

В. Консенсус;

Г. Нравственные ценности.

14. Пример политика активно-негативного психологического типа

А. Николай II;

Б. И. Сталин;

В. Б. Ельцин;

Г. В. Путин.

15. Глобализм как направление в теории международных отношений связан с

А. Либерализмом;

Б. Консерватизмом;

В. Марксизмом и неомарксизмом;

Г. Консервативной Революцией.

16. Базовой категорией реалистического подхода к теории международных отношений является

А. Мощь;

Б. Ресурс;

В. Экономическое положение;

Г. Влияние.

17. Низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие характерны для типа личности

А. Гедонистического;

Б. Идеалистического;

В. Фрустрированного;

Г. Инфантильного.

18. Научная ценность результатов опроса общественного мнения определяется

А. Репрезентативностью выборки;

Б. Территориальным охватом ;

В. Численностью выборки;

Г. Разнообразием состава респондентов.

19. Причиной анархии (беспорядка) в международных отношениях является

А. Отсутствие иерархии власти;

Б. Злая воля отдельных политиков;

В. Человеческое несовершенство;

Г. Врожденная агрессивность людей.

20. Наиболее яркие представители «Консервативной Революции» ХХ века

А. Коммунистические и социалистические партии Европы;

Б. Итальянские фашисты и германские национал-социалисты;

В. Христианско-демократические партии и движения Европы и Латинской Америки;

Г. Британские консерваторы и республиканцы США.

21. Основной закон геополитики состоит в том, что

А. Каждое государство имеет свои собственные международные интересы и отстаивает их на мировой арене;

Б. В мире сложились два типа противостоящих друг другу цивилизационно-культурных комплекса – «цивилизация суши» и «цивилизация моря»;

В. Тип политического режима, стоящего у власти в стране, определяет ее национальные интересы;

Г. Национальные интересы государства определяются этническим составом проживающего в нем населения.

22. Особая роль международным организациям в миротворчестве уделяется

А. Либерализмом групп интересов;

Б. Коммерческим либерализмом;

В. Демократическим либерализмом;

Г. Регулируемым либерализмом.

23. Социальная психология изучает

А. Психологию лидерства;

Б. Коллективную психологию;

В. Психологию участия;

Г. Все вышеизложенное.

24. Опросы общественного мнения проводятся с целью

А. Политической разведки;

Б. Изучения основных закономерностей формирования общественного мнения;

В. Эффективного планирования политических кампаний;

Г. Всего вышеизложенного.

25. Перестройка убеждений в соответствии с взглядами окружения

А. Эффект неадекватности;

Б. Эффект бампера;

В. Эффект неполноценности;

Г. Эффект спирали молчания.

26. Корректная форма приведения результатов опроса

А. 24 ± 5%, статистическая значимость – 90%;

Б. 5 ± 3%, статистическая значимость – 97%;

В. 17 ± 3%, статистическая значимость – 95%;

Г. 10 ± 2%, статистическая значимость – 98%.

27. Критерий истинности любой теории, по М. Веберу –

А. Возможность опровержения;

Б. Соответствие практике;

В. Логическая стройность и непротиворечивость;

Г. Универсальная применимость.

28. Деление мира на «ядро», «периферию» и «полупериферию» принято в

А. Реализме;

Б. Плюрализме;

В. Глобализме;

Г. Геополитике.

29. Социальное последствие действий личности в рамках требований социальной роли –

А. Санкция;

Б. Наказание;

В. Поощрение;

Г. Общественная реакция.

30. Как утверждал З. Фрейд, на формирование психотипа человека влияют, в первую очередь, особенности его

А. Работы;

Б. Социального происхождения;

В. Сексуальной жизни;

Г. Этнической принадлежности.

Учебное издание

Гончаров Евгений Александрович

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения всех направлений

Составитель Е.А. Гончаров

Редактор В.А. Козловская

Оригинал-макет и вёрстка Н.В. Скачилова

Подписано в печать

Сдано в производство

Формат 14,85х21,0

Бумага потребительская.

Печать трафаретная.

Усл. печ. л. 1,4

Изд. №

Заказ №

Тираж экз.

завод — экз.

_____________________________________________________

Редакционно-издательский центр НОУ ВПО СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская, 7 «а», т. 223-33-13