по профилактике девиантного поведения подростков

Лабораторная работа №3

Технология работы педагога

по профилактике девиантного поведения подростков

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб-пособие / [М.И. Рожков и др.] под ред. М.И. Рожкова, — М., Владос, 2006.- С.147-164.
  2. Кондрушенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция / В.Т. Кондрашенко.-Мн.: АВЕРСЭВ, 2004.
  3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников /А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская.- Минск, нац. инс-т обр., 2009.- С.30-56.
  4. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  5. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум : учеб.-метод. пособие / И.И. Цыркун [и др.]; под ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик.- Минск ТетраСистемс, 2010.- 224 с.
  6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Республики Беларусь от 31.05.2003г., № 200-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. — № 64, 2/949. – С. 178-202.
  7. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите : утв.

    Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05 мая 2007г., № 30 // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. — № 9. — С. 3-8.

  8. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях : декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г., № 18 // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. — № 1. — С. 3-10.
  9. Просмотр фильма «Правда о наркотиках».

2.Цель работы

Изучить основные технологии профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, научиться способам диагностики отклоняющегося поведения учащихся и разработке программы воспитательно-коррекционной работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении.

3.Требования к отчету

В отчете должны быть представлены:

-схема «Основные направления воспитательно-профилактической работы школы»:

— социально-педагогический портрет учащегося, находящегося в социально опасном положении;

17 стр., 8286 слов

Психолого-педагогическая работа с притесняемыми осужденными несовершеннолетнего ...

... исследование проблемы насилия в воспитательной колонии. Задачи курсовой работы: Изучить психологические аспекты пребывания несовершеннолетних в СИЗО и ВК; Выяснить, кто является «притесняемым», а кто « ... повышения социального статуса является успешное прохождение «испытаний» а понижение статуса - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям группы. Строгая субординация в отношении «верхов» и ...

-примерная программа воспитательно-коррекционной работы с учащимся.

4.Содержание работы

Изучение факторов, типов отклоняющегося поведения школьников и особенностей его проявления на разных возрастных этапах; изучение основных направлений работы школы (классного руководителя) по профилактике и коррекции противоправного поведения учащихся; освоение форм, методов и технологий воспитательно- профилактической работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении.

5.Оборудование и материалы

План-схема составления социально-педагогического портрета учещегося, находящегося в социально опасном положении; варианты социально-педагогических паспортов учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) или в комиссии по делам несовершеннолетних.

6.Форма проведения занятия

В малых группах (3-5 человек).

7.Краткий информационный материал

Основные понятия: отклоняющееся поведение, профилактика, предупреждение, коррекция.

Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Различают аморальное (нарушение правил, норм морали), делинквентное (совершение противоправных деяний, прописанных в нормативных правовых актах), девиантное (отклонение от принятых в данном конкретно историческом обществе правовых, нравственных норм или норм психического здоровья) поведение.

Профилактика – это система социально-экономических, общественно-политических, организационных, воспитательных и иных мер, предотвращающих причины совершения людьми правонарушений. Педагогическая профилактика включает меры по выявлению и устранению конкретных недостатков семейного, школьного иного воспитания, а также целенаправленную работу с конкретными подростками, которые имеют отклонения в поведении от нравственных и правовых норм. Профилактика включает:

  1. предупреждение противоправного поведения – деятельность, направленную на формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам;
  2. педагогическую поддержку — процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и пу­тей преодоления препятствий, мешающих ему нормально функци­онировать в обществе. Сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспи­тании, общении, образе жизни;
  3. коррекцию — психолого-педагогическую работу с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных от­клонений.

Наиболее известные в отечественной и зарубежной практике виды восnитательно-nрофилактической работы сошкольниками:

25 стр., 12475 слов

Социально–педагогическая работа по профилактике наркомании среди ...

... исследования: выявить и проанализировать возможности социально - педагогической работы по профилактике наркомании среди подростков. Задачи исследования: ... самым эффективным средством является профилактика на ранних стадиях формированиях личности. Наркомания, как подчеркивают ... форм поведения подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы ...

  • педагогическая поддержка;
  • воспитательное воздействие;
  • разрешение конфликта в отношениях «учитель- учащийся» и «учащийся –учащийся»;
  • педагогическое требование;
  • вовлечение подростков в продуктивную творческую деятельность;
  • смена социального окружения;
  • коррекция нарушений поведения;
  • применение или разрешение конфликта преступника и жертвы;
  • работа с детьми осложненного поведения; формирование отношений доверия в классном коллективе и др.

Teхнология профилaктикu отклоняющегося поведения учащuxся представляет собой систему взаимосвязанных между собой и после­довательных педагогических взаимодействий всех участников воспи­тательного процесса, направленных на оказание помощи учащемуся, попавшему в социально опасное положение, в осознании себя пол­ноправным членом общества, в формировании его ответственности перед собой, другими людьми, обществом, государством. Технология включает следующие компоненты: целевой, содержательный, про­цессуально-деятельностный, результативный.

Целевые ориентиры технологии. Воспитательная работа направ­лена на формирование ценностных ориентаций личности, определя­ющих выбор ею социально ценного поведения согласно принятым в обществе нравственно-правовым нормам.

Концептуальные позиции технологии определяют аксиологичес­кий, этико-правовой, личностно ориентированный, герменевтичес­кий, системный подходы.

Содержательный компонент технологии. Воспитательный про­цесс должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты ценностях: справедливости, свободы, ответственности, достоинства, совести, толерантности. Содержание воспитательной работы определяется особенностями развития лич­ности школьника на каждом возрастном этапе.

Применительно к.младшим школьникам необходимо воспитание в духе мира и добра, формирование нравственно-правовых представле­ний о Родине, об окружающем мире и обществе.Воспитательные за­дачи:

  • удовлетворение базовых потребностей ребенка в любви, заботе, игре, творчестве;
  • формирование опыта заботы о других, о классном коллективе;
  • обеспечение ситуации успеха в учебной деятельности, стимулирующей интерес к учению;
  • оказание помощи в преодолении трудностей, формирование самостоятельности и ответственности;
  • приучение к соблюдению правил поведения в школе, семье, на улице;
  • воспитание общительности, желания оказывать помощь друг другу;
  • воспитание любви и заботливого отношения к живому миру, форми­рование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Применительно к подросткам воспитательная работа направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к нравс­твенно-правовым нормам, регулирующим отношения со сверстниками, педагогами, родителями.Воспитательные задачи:

2 стр., 857 слов

Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.

... автора урока. Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке. (Схема психологического ... формированию интереса к данному учебному предмету, проявление учебных интересов, упущенные возможности). 2. Убеждение (переход знаний в убеждение). 3. Чувства (проявление интеллектуальных, нравственных, ... урока как основной формы учебно-воспитательной работы, по повышению его эффективности и ...

  • знакомство с нравственно-правовыми нормами, законодательными актами, рас­крывающими права и обязанности несовершеннолетних;
  • ориентация подростков на нравственно-правовые ценности в оценке своих пос­тупков и поведения других людей;
  • формирование адекватной само­оценки;
  • оказание помощи подросткам в расширении круга ихинтере­сов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;
  • установление равноправных, доверительных отношений с педагогом, снятие конфликтов с учителями-предметниками, одноклассниками; воспитание терпимости, неразрывно связанной с чувством собствен­ного достоинства;
  • профилактика противоправного поведения, таба­кокурения, алкоголизма, наркомании; создание условий для включе­ния подростка в те виды продуктивной деятельности, в которой он может выразить и реализовать свои творческие способности.

Воспитательная работа с учащимися юношеского возраста (уча­щиеся Х-ХI классов общеобразовательной школы) предусматри­вает формирование мировоззренческих взглядов на себя как члена общества, гражданина своего Отечества, будущего семьянина.Вос­питательные задачи:знакомство с основными правовыми нормами, регулирующими отношения человека с обществом, государством и другими людьми;

содействие в поиске смысла жизни, который будет задавать жизненные перспективы отдаленной цели как регулятора поведения личности;

ориентация на вечные ценности – «счастье», «смысл жизни», «достоинство», «честь», «законность», «справедли­вость», «свобода и ответственность», отражающие нравственно-пра­вовой аспект жизнедеятельности человека;

воспитание уважитель­ных отношений между девушками и юношами, знакомство с мерами предупреждения ранней беременности, заболеваний, передающихся половым путем;

создание условий для поддержания стабильного здо­ровья, профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и не­здорового образа жизни;

создание условий для осознания учащимися своих возможностей построения жизненной стратегии.

Организационно-деятельностный компонент технологиипредпо­лагает следующие направления деятельности:

диагностику,

нравс­твенно-правовое просвещение,

формирование позитивного нравс­твенно-правового опыта учащихся во внеурочной деятельности. Ос­тановимся подробнее на этих направлениях.

1. Диагностика включает: определение уровня нравственно-пра­вовой воспитанности учащихся; выявление детей «группы риска» и учащихся, находящихся в социально опасном положении; изучение условий, вызвавших возникновение у них противоправного опыта. Наиболее распространенные методы диагностики: составление социального паспорта семьи ребенка, попавшего в социально опасное положение, учета посещения семьи классным руководителем ит.п., составление карты наблюдения за учащимся с противоправнымопы­том, журнал учета преступлений и правонарушений, беседа, опрос, социометрия и др.

2. Нравственно-правовое просвещение учащихся в процессе обу­чения, которое осуществляется через изучение основ морали и права. С этой целью необходимо выделить в содержании учебных предметов нравственно-правовые идеи, ценности, понятия, нормы, создавать проблемные ситуации и задачи нравственно-правового содержания. Продуктивные методы работы — лекции, беседы, диспуты, интерак­тивные технологии, рабочая тетрадь учащегося по нравственно-пра­вовому самообразованию и др.

3. Формирование позитивного нравственно-правового опыта уча­щихся во внеурочной деятельности предполагает вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении, в учебно-познавательную, иг­ровую, общественную, смыслопоисковую, правоохранительную де­ятельность.

Учебно-познавательная деятельность способствует обогащению учащихся знаниями в сфере права и морали, формированию умений переносить их на собственный опыт. Продуктивные формы и мето­ды работы:

  • выступление работников правоохранительных и правоза­щитных органов: «60 секунд полезной информации»; «час вопросов и oтветов»; пресс-конференции и др.;
  • проведение месячников пра­вовых знаний;
  • организация праздников правовых знаний («Азбука правовых знаний», «Путешествие в страну права», конкурс знатоков детективной литературы);
  • проведение информационных кампаний, интернет-конференций, подготовка и издание буклетов, стенгазет, журналов, видеоматериалов, социальной рекламы, информационных листков и другой печатной продукции нравственно-правового содер­жания и пр.

Игровая деятельность помогает в освоении учащимися социаль­ных ролей, «проживании» правовых ситуаций и результатов их ре­шения. Продуктивные формы и методы работы: организация и про­ведение театрализованных игрдля младших школьников:

  • разработка сценария и постановка спектаклей по проблемам морали и права, си­туационных игр для подростков по формированию навыков безопас­ного поведения;
  • деловых игр для юношества «На приеме у юриста», «ОВИР», «Приватное пространство») и др.

В процессе общественной деятельности создаются условия для формирования социальной позиции учащихся, определение своего места и роли в учебном коллективе. Формируются коммуникативные умения налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации. Продуктивные формы и методы работы:

  • участие в работе детских и молодежных общественных объ­единений,
  • органов самоуправления общеобразовательных учрежде­ний,
  • различных клубов («Подросток», «Альтернатива», «Примире­ние» и др.).

Смыслопоисковая деятельность способствует активизации ста­новления самосознания личности в старшем подростковом и юно­шеском возрасте.Продуктивные формы и методы работы:проведе­ние тренингов с учащимися:

  • «Сумей сказать «нет»;
  • дискуссии по пра­вовым проблемам;
  • беседы: «Шалость, проступок, преступление: где граница?», «Откуда берет начало дорога к преступлению» и т.д.

Правоохранительная деятельностьвключает организацию и контроль за соблюдением правил поведения в учебном заведении и вне его, защита своих прав и прав других людей.Продуктивные фор­мы и методы работы:юридическая помощь «Koгдa у вас не ладятся дела …», телефон доверия;

открытая кафедра «Права ученика и обя­занности учителя». Права учителя и обязанности ученика»; создание и регулярное обновление уголков права и др.

Формирование навыков общенияспособствует развитию у детей с девиантным поведением коммуникативных умений, регулируемых нравственно-правовыми нормами, умению позитивно разрешать кон­фликты без ущемления прав другого человека.Продуктивные фор­мы и методы работы: клубы по интересам (защиты прав и интересов ребенка, правовые, природоохранительные, политические, дискусси­онные и т.д.), диспуты, дискуссии.

Результативный компонент технологии профилактики отклоня­ющегося поведения учащихся включает анализ и оценку результатов успешности воспитательной работы по предупреждению правонару­шений среди учащихся.

Управление воспитательно-коррекционной работой в школе мо­гут осуществлять: Совет по профилактике безнадзорности и право­нарушений несовершеннолетних, Социально-педагогическая и пси­хологическая служба (СППС).

Специалисты общеобразовательного учреждения, осуществляющие воспитательно-коррекционную рабо­ту: классный руководитель/куратор учебной группы, педагог-психо­лог, социальный педагог, заместитель директора по идеологической и воспитательной работе. Устанавливается обязательное взаимодейс­твие школы, семьи с государственными и правоохрапительными ор­ганами.

8. Ход работы

8.1 Допуск к работе

Выполните тестовые задания:

1. Какой фактор является главной причиной появления право­нарушений несовершеннолетних?Из предложенных ответов выбе­рите правильный, обосновав его достоверность.

  1. неблагоприятная обстановка в школе _
  2. родители, которые злоупотребляют алкоголем

безусловно в неблагоприятной для развития ребёнка семье, где ребёнок не получает должного воспитательного влияния и глядя на постоянный нездоровый пример родителей, которые, скорее всего также не чисты перед законом вследствие алкоголизма, очень большой процент, что человек из такой семьи будет со слаборазвитой ценностной картиной и неусвоенными моральными нормами.

  1. влияние дурной компании

также может быть, т.к. влияние со стороны на подростков, особенно в период переходного возраста, очень велико. В этот период подростку уже мало постоянного одобрения близкого окружения – семьи, близких друзей – ему нужно признание со стороны, поэтому так часто дети в переходном возрасте склонны заводить кумиров и идти на поводу.

  1. невнимание со стороны родителей
  2. неуспеваемость в школе
  3. другое

2. Поведение, связанное с нарушением закона и требующее санкций со стороны уголовного права, называется:

1) девиантное; 2) аддиктивное;

3) безответственное; 4) отклоняющееся;

5) виктимное; 6) асоциальное;

7) деликвентное.

3. Выберите из ряда вариантов нарушений поведения те, которые можно отнести к девиантному поведению и подчеркните их.

  1. состоит на учете в КДН;
  2. сквернословит;
  3. имеет условную судимость;
  4. живет в семье, где родители алкоголики;
  5. был воспитанником спецшколы;
  6. курит;
  7. замечен в употреблении алкоголя;
  8. состоит на внутришкольном учете;
  9. пропускает занятия в школе без уважительной причины.

4. Дополните определения соответствующими словами

а) предупреждение- это деятельность, направленная на формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально ценного поведения согласно нравственно-правовым нормам

1. коррекция

Ь) профилактика- установление, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии и социализации личности ребенка

2. предупреждение

с) коррекция — психолого-педагогическая работа с ребенком и его микросоциальным окружением по компенсации выявленных отклонений

З. профилактика

5. Укажите, в какую группу включены технологии, направлен­ные на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения школьников.

1) технологии воспитательного воздействия, интерактивной игры, дифференциации и индивидуализации обучения, педагогического требования, гуманного подхода к ребенку;

2) технологии разрешения конфликта в отношениях «учитель­учащийся» и «учащийся-учащийся!», коллективного творческого дела, вовлечения подростков в продуктивную творческую деятель­ность, ТРИЗ;

З) технологии смены социального окружения, коррекции наруше­ний поведения примирения или разрешения конфликта преступника и жертвы, работы с детьми осложненного поведения, формирования отношений доверия в классном коллективе;

4) нет правильного ответа.

6. В каком возрасте для предупреждения отклоняющегося по­ведения учащихся наиболее необходимо удовлетворение базовых потребностей в любви и заботе?

  1. в дошкольном возрасте;
  2. в старшем школьном возрасте;
  3. в среднем школьном возрасте;
  4. в младшем школьном возрасте.

8.2. Выполнение заданий

Задание 8.2.1. Ознакомьтесь с видами воспитательно-коррек­ционной работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, а также основными методами, формами и технологиями профилактики отклоняющегося поведения школьников. Результаты оформите в виде схемы, раскрывающей основные направления вос­питательно-профилактической работы школы.

Составим таблицу, в которой показаны направления деятельности воспитательно-профилактической работы с примерами и указанием ответственных лиц (на учебный год)

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок реализации

Ответственные

Организационная деятельность

1

Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ПКДН Советского района г. Минск

Август-сентябрь

Социальный педагог

2

Составление социального паспорта класса, школы.

сентябрь

Классный руководитель, социальный педагог

3

Ведение картотеки учащихся из семей, находящихся в социально-опасном положении, и учащихся, стоящих на внутришкольном учёте.

В течение года

Социальный педагог

4

Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

В течение года

Классный руководитель, социальный педагог

5

Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление учащихся, не посещающих школу)

По плану социального педагога

социальный педагог

педагог-психолог

6

     Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.

сентябрь

социальный педагог

педагог-психолог

7

     Организация работы Совета по профилактике правонарушений.

ежемесячно

Зам. директора по УВР

социальный педагог

педагог-психолог

Информационно-аналитическая деятельность

1

Изучение законов и нормативно правовых актов, регулирующие деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Зам. директора по ВР

социальный педагог

педагог-психолог

Работа с учащимися

1

Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);

Раз в полугодие

педагог-психолог

2

Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростками;

ежечетвертно

социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы

3

Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;

ежемесячно

Классный руководитель

4

Беседы инспектора ПДН

По совместному плану

Инспектор ПДН, социальный педагог

5

Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции.

сентябрь

Классный руководитель

6

Направление ходатайств в КДН, ПДН.

По необходимости

Социальный педагог

7

Проведение тренинговых занятий с категорией учащихся «группы риска»

По плану педагога — психолога

Педагог-психолог

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

1

Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

В течение года

Социальный педагог

2

Организация рабочих мест в трудовой бригаде при школе в летний период;

         

В течение года

Социальный педагог

3

Проведение семинаров-практикумов «Вместе к успеху». 

В течение года

(Общая длительность 10 часов)

Педагог – психолог

Социальный педагог

Работа с педагогическим коллективом

1

Посещение учащихся на дому с целью выявления жилищно-бытовых условий учащихся

Сентябрь

январь

Социальный педагог. Классный руководитель

2

Родительское собрание с включением вопросов данной тематики

ежечетвертно

Классный руководитель

3

Составление плана работы по профилактике асоциального поведения учащихся для каждого класса (1-11)

сентябрь

Классный руководитель

4

Выявление учащихся, длительное время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их  в школу

По факту пропуска занятий

Социальный педагог. Классный руководитель

Работа с родителями

1

Выбор родительского комитета в классах.

 

сентябрь

Классный руководитель

2

Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений. 

сентябрь

Зам. директора по ВР

Классный руководитель

Социальный педагог

3

«День открытых дверей» для родителей. 

По плану школы

Администрация школы

4

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

По плану школы

Классные руководители

Зам. директора по ВР

 

5

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий

По плану классного руководителя

Классный руководитель

6

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль. 

Сентябрь-октябрь

Классный руководитель

Социальный педагог

7

Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в реабилитационный центр 

Раз в полугодие

Классный руководитель

Социальный педагог

8

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.    

ежечетвертно

Педагог-психолог социальный педагог, медицинский работник

Взаимодействие с субъектами профилактики

1

      Совместный рейд в местах скопления учащихся (микрорайон бульвар Миттова, Академика Королева) и подворный обход по учащимся, состоящим на учете с инспекторами ПДН

 

Социальный педагог, инспектор ПДН,

родители

2

Проведение видеолекций для старшеклассников «Право на жизнь» медсестрой врача-нарколога Наркологического диспансера, встреча со специалистами с центра СПИД

По плану школы

Специалисты здравоохранения

3

Разработать совместные мероприятия с семьями «группы риска» с органами опеки и попечительства;  

По совместному плану

Социальный педагог

4

Провести расширенный Совет профилактики совместно с внешними субъектами профилактики: инспектором ПДН ОВД, педагогами школы, представителями КДН и ЗП, работниками прокуратуры.

В начале года

Социальный педагог

Инспектор ПДН

Работник КДН

 

Задание 8.2.2.Составьте социально педагогический портрет од­ного из учащихся, находящихся в социально опасном положении (ис­пользуйте материалы Приложений 3.1 и 3.2).

Информация о несовершеннолетнем

Фамилия, имя несовершеннолетнего – Л. Екатерина.

Класс — 9.

Возраст — 15 лет.

Место проживания — г.Червень.

Состояние здоровья: • практически здорова.

Что послужило мотивом к совершению правонарушения (преступления)?

  • неблагополучная ситуация в семье;
  • стремление к самостоятельности и независимости.

Каковы проявления отклоняющегося поведения несовершенно­летнего?

  • раннее начало половой жизни;
  • суицидальные попытки;
  • курение;
  • уходы из дома, бродяжничество;
  • употребление спиртного.

Считает ли сам подросток свое поведение неподобающим?

  • нет.
  • Состоит ли на внутришкольном контроле?
  • Да, с октября 2011.

Рассматривалось ли поведение несовершеннолетнего на школьном совете профилактики?

  • да.

Какой дало результат?

  • результата нет.

За что и когда поставлен на учет в ИДН или КДН?

  • Не стоит на учете.

Кто проводил с несовершеннолетним правонарушителем реабилитационную и/или профилактическую (коррекционную) работу?

• школьный психолог;

• психолог местных Центров

Какая работа велась с несовершеннолетними правонарушителями работниками КДН и сотрудниками ИДН?

• индивидуальные беседы;

• посещения семьи, индивидуальные беседы с родителями;

• вовлечение в работу кружков, секций, клубов по интересам.

Какое участие в судьбе несовершеннолетнего принимал инспектор по охране детства?

• посещение семьи, беседа с родителями и несовершеннолетним.

Кому из специалистов подросток доверяет, к кому относится с не­доверием и чем это объясняет?

• с доверием относится к психологу, классному руководителю.

Оцените поведение подростка в школе:

• частые пропуски уроков без уважительных причин.

Что больше всего нравится подростку в школе?

  • Русский, английский язык и литература.

Что больше всего не нравится подростку в школе?

• химия, физика.

Как учится несовершеннолетний правонарушитель ?

• на «4» и «5»

Какие у несовершеннолетнего наблюдаются трудности в усвоении школьной программы?

• безалаберное отношение к домашним заданиям, прогулы, неусидчивость

Каковы взаимоотношения подростка с учителями?

• с некоторыми учителями бывают конфликты из-за привлечения к себе дополнительного внимания.

Звучали ли в адрес подростка в присутствии других учеников такие высказывания учителей, как: она не глупая, но ленивая?

• да

Каковы взаимоотношения подростка с одноклассниками?

  • с большинством хорошие.

Есть ли у подростка в квартире / доме условия для успешной учебы?

• нет.

Чем он обычно занимается в свободное от учебы время?

• посещает концерты рок-групп, злачные места, иногда бродяжничает.

Сведения о семье и родителях (законных представителях)

Фамилия, имя, отчество родителей:

мать — Леонора Л., отец – Фёдор Л.;

возраст 36 и 39 лет соответственно.

Образование: • среднее специальное.

Состояние здоровья: • удовлетворительное.

Место работы: • уборщица; слесарь.

Состоит ли семья несовершеннолетнего на учете как неблагопо­лучная?

• да, с августа 2010 г.

Состав и краткая история семьи:

  • рождение ребенка вне брака.

Культурный уровень родителей:

• низкий, нет.

Что является предметом основной заботы родителей?

  • накормить и одеть.

Говорили ли взрослые, живушие с ребенком, что они любят его и пр.?

• нет.

Оцените воспитательное влияние семьи на ребенка:

• отрицательное, мешают родителям правильно воспитывать ре­бенка постоянные конфликты, сомнительные компании, распитие спиртных напитков.

Каково в целом отношение родителей к учебе?

• безразличное; не знают, как ребенок учится

Наблюдаются ли у родителей следующие явления:

Отец

Мать

злоупотребляет спиртными напитками

+

ведет аморальный образ жизни

+

+

скандалит, бьет ребенка

таких явлений нет

Как можно охарактеризовать отношения между родителями?

•у каждого из родителей своя жизнь, они практически не общаются друг с другом

Кто, главным образом, занимается воспитанием ребенка в семье?

• никто.

Контролируют ли подростка родители?

Отец

Мать

да, постоянно

+

частично

нет

+

Какие методы воспитания применяются со стороны?

Отца

Матери

+

чтение нотаций

+

физические наказания

убеждение

поощрение

+

запреты

собственный пример

что-то другое

никакие, самоустранился(лась) от воспитания детей

Как часто родители бывают в школе?

Отец

Мать

практически не бывает

Как часто педагоги посещают семью несовершеннолетнего?

Социальный педагог

Классный

руководитель

+

никогда

+

один раз

один раз в год

2-3 раза в год

не реже 1 раза в месяц

2-3 раза в месяц

Оцените материальное положение семьи в целом:

• плохое.

Круг общения подростка

Есть ли группа общения и каков характер общения?

  • мужчины старшего возраста.
  • ребята из одного района проживания.

Каков обычный способ времяпровождения и место времяпровождения?

  • у кого-то дома, на улице;
  • на увеселительных мероприятиях, в злачных местах.

Участники группы:

• и мальчики, и девочки.

Возраст участников группы:

• смешанный.

Положение ребенка в группе:

• равноправный член.

Увлечение спортом и каким:

• шахматы.

Имеется ли общее хобби?

• посещение клубов и дискотек.

Употребляют ли спиртные напитки в группе?

• часто.

Задание 8.2.3. * Ознакомьтесь с вариантами социально-педагоги­ческих паспортов учащихся, находящихся в социально опасном по­ложении. Составьте программу воспитательно-коррекционной рабо­ты с одним из этих школьников.

9.Формулирование выводов, самооценка учебной деятельности

Запишите выводы о проделанной работе в отчет. Осуществите самооценку Вашей учебной деятельности в процессе занятия.

Изучены основные технологии профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, изучены способы диагностики отклоняющегося поведения учащихся и разработана программа воспитательно-коррекционной работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении, а также составлен психологический портрет трудного подростка.