Понятие личность. Социальная среда как источник развития личности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Значение «зоны ближайшего развития». Диалогичность сознания. Стадиальность и критические периоды в развития личности. Новообразования личности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского положила начало крупнейшей в советской психологии школы. Из этой школы вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец Л.И.Боживич, П.Я.Гальперин, Д.Э.Эльконин и др. Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Развитие связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В 1970-е годы теории Л.С. Выготского стали известны в американской психологии. Его основные труды были переведены и стали основой, наряду с теорией Ж.Пиаже, современной образовательной психологии США. Ласло Гараи в европейской психологии разрабатывал в рамках теории Л.С.Выготского проблематику социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация).
С именем Л.С.Выготского советского психолога связано возникновение социального конструктивизма.
Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».
Биография. Выготский Лев Семенович (1896-1934) советский психолог. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
Два плана поведения
В книге «История развития высших психических функций» Л.С.Выготский изложил культурно-историческую теорию развития психики. Следует различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества).
Культурное поведение опосредовано орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» — в онтогенезе — сначала на преобразование поведения других людей, а затем — на управление собственным поведением.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... (самооценку); - поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида. Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных ... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ...
Низшие и высшие психические функции.
Различие между низшими (элементарными) и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности. Натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими процессами человек может сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак. Отличие знаков от орудий состоит в том, что орудия направлены «во вне», на преобразование действительности, а знаки «во внутрь». Слово — средство произвольного направления внимания, формирования понятий, а также произвольного контроля собственных психических операций. В ситуации неопределенности (выбор между двумя одинаково привлекательными объектами) человек преобразовывает и решает возникшую ситуацию, бросая жребий. Жребий, первоначально не связанный с ситуацией становится средством ее разрешения.
Понятие личность
Личность — понятие социальное. В личности представлено все надприродное и историческое. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Л.С.Выготский писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. «…личность – первичное, что созидается вместе с высшими функциями». А сами эти функции – «перенесенные в личность, интериоризованные отношения социального порядка…»(Л.С.Выготский). Личность выступает как основа, вокруг которой строится вся психика человека, деятельность и сознание. Личность – это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Личность как единица высшего порядка представляет собой единство интеллекта и аффекта, Их отношение – «не вещь, а процесс».
Социальная среда как источник развития личности
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л.С. Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности.
Развитие, согласно Л.С. Выготскому, идет по двум линиям. «В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели).
Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения» (Выготский Л.С. История развития высших психических функций.). «Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Там же.).
Развитие личности донаучн. период
... имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершается прежде ... на внешние раздражения, а также применительно к его эмоциональным состояниям. Познание функций души было направлено на познание матери-"ального, органического тела, доступного чувственному ...
Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.
«В то же время культурное развитие приобретает своеобразный и ни с чем несравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка» (Л.С.Выготский).
К высшим психическим функциям относятся — логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые — натуральные — развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.
Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней деятельности путем интериоризации.
Процессы интериоризации и экстериоризации.
Поведение человека отличается от поведения животных использованием речи и применением орудий труда. Использование речи (овладение знаком и значением) знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов. Операция «употребления знака» ребенком первоначально имеет форму внешней деятельности, затем происходит ее превращение из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное «психологическое орудие», направляет поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Л.С. Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды –сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренняя — способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Значение «зоны ближайшего развития»
В различных видах активности ведущая роль принадлежит субъекту (здесь справедлив принцип: внешнее всегда действует через внутреннее).
Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Л.С. Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: хорошее обучение всегда упреждает развитие.
Диалогичность сознания.
Диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». «Слово относится к сознанию так же, «как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу». Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
Стадиальность и критические периоды в развития личности.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Новообразования личности.
Основными условиями самоорганизации личности являются: наследственность, окружающая среда и рефлексия. Личностные новообразования возникают в тот или иной период, и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.
Вопросы для самопроверки:
1. Появление рефлексии у подростка является, согласно Л.С.Выготскому:
а) первичными условиями формирования личности
б) вторичными условиями формирования личности
в) третичными условиями формирования личности
Ответ: в) третичными условиями формирования личности. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки), третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания
2. Критический возрастной период обязательно предполагает:
а) видимое поведенческое неблагополучие ребенка
б) быстрое изменение личности ребенка
в) интериоризацию натуральных психических функций
Ответ: б) быстрое изменение личности ребенка
Дополнительная литература:
1.Выготский Л.С. Психология развития человека. М, Смысл, Эксмо, 2006, с. 1136 с.
Глоссарий:
Интериоризация – процесс «вращивания» функции вовнутрь. «Натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Личность возникает в результате культурного развития, «коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение, можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.
Личностные новообразования возникают в определенный период и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания.
Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак.
Экстериоризация – процесс обратный интериоризации, процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
критерий | Натуральные психические функции Механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление | Высшие психические функции Логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях |
строение | Непосредственны, протекают без вмешательств культурных средств | Опосредованы – включены культурные средства |
происхождение | Природное, естественное | Социальное (участие других людей) |
управление | Невозможно сознательно вмешиваться в процесс | Можно произвольно управлять процессом. |
Рисунок Стадии превращения форм деятельности