Социальная среда как источник развития личности

Понятие личность. Социальная среда как источник развития личности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Значение «зоны ближайшего развития». Диалогичность сознания. Стадиальность и критические периоды в развития личности. Новообразования личности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.

 

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского положила начало крупнейшей в советской психологии школы. Из этой школы вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец Л.И.Боживич, П.Я.Гальперин, Д.Э.Эльконин и др. Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Развитие связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В 1970-е годы теории Л.С. Выготского стали известны в американской психологии. Его основные труды были переведены и стали основой, наряду с теорией Ж.Пиаже, современной образовательной психологии США. Ласло Гараи в европейской психологии разрабатывал в рамках теории Л.С.Выготского проблематику социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация).

С именем Л.С.Выготского советского психолога связано возникновение социального конструктивизма.

Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

Биография. Выготский Лев Семенович (1896-1934) советский психолог. Родился в семье служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.

Два плана поведения

В книге «История развития высших психических функций» Л.С.Выготский изложил культурно-историческую теорию развития психики. Следует различать два плана поведения — натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества).

Культурное поведение опосредовано орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во внутрь» — в онтогенезе — сначала на преобразование поведения других людей, а затем — на управление собственным поведением.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... (самооценку); - поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида. Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных ... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ...

Низшие и высшие психические функции.

Различие между низшими (элементарными) и высшими психическими функциями состоит в уровне произвольности. Натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими процессами человек может сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак. Отличие знаков от орудий состоит в том, что орудия направлены «во вне», на преобразование действительности, а знаки «во внутрь». Слово — средство произвольного направления внимания, формирования понятий, а также произвольного контроля собственных психических операций. В ситуации неопределенности (выбор между двумя одинаково привлекательными объектами) человек преобразовывает и решает возникшую ситуацию, бросая жребий. Жребий, первоначально не связанный с ситуацией становится средством ее разрешения.

Понятие личность

Личность — понятие социальное. В личности представлено все надприродное и историческое. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Л.С.Выготский писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. «…личностьпервичное, что созидается вместе с высшими функциями». А сами эти функции – «перенесенные в личность, интериоризованные отношения социального порядка…»(Л.С.Выготский). Личность выступает как основа, вокруг которой строится вся психика человека, деятельность и сознание. Личность – это динамическая смысловая система, включающая мотивационные, волевые, эмоциональные процессы, динамику действия и динамику мысли. Личность как единица высшего порядка представляет собой единство интеллекта и аффекта, Их отношение – «не вещь, а процесс».

Социальная среда как источник развития личности

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Л.С. Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности.

Развитие, согласно Л.С. Выготскому, идет по двум линиям. «В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели).

Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения» (Выготский Л.С. История развития высших психических функций.). «Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Там же.).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, который совершает­ся прежде ... на внешние раздражения, а также применительно к его эмоциональным состояниям. Познание функций души было направлено на познание матери-"ального, органического тела, доступного чувственному ...

Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.

«В то же время культурное развитие приобретает своеобразный и ни с чем несравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка» (Л.С.Выготский).

К высшим психическим функциям относятся — логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые — натуральные — развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.
Л.С. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней деятельности путем интериоризации.

 

Процессы интериоризации и экстериоризации.

Поведение человека отличается от поведения животных использованием речи и применением орудий труда. Использование речи (овладение знаком и значением) знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов. Операция «употребления знака» ребенком первоначально имеет форму внешней деятельности, затем происходит ее превращение из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное «психологическое орудие», направляет поведение другого (полагая его объектом).

На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Таким образом, пишет Л.С. Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды –сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренняя — способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Значение «зоны ближайшего развития»

В различных видах активности ведущая роль принадлежит субъекту (здесь справедлив принцип: внешнее всегда действует через внутреннее).

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Л.С. Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: хорошее обучение всегда упреждает развитие.

Диалогичность сознания.

Диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения». «Слово относится к сознанию так же, «как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу». Л.С. Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Стадиальность и критические периоды в развития личности.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Новообразования личности.

Основными условиями самоорганизации личности являются: наследственность, окружающая среда и рефлексия. Личностные новообразования возникают в тот или иной период, и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Появление рефлексии у подростка является, согласно Л.С.Выготскому:

а) первичными условиями формирования личности

б) вторичными условиями формирования личности

в) третичными условиями формирования личности

 

Ответ: в) третичными условиями формирования личности. Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки), третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания

2. Критический возрастной период обязательно предполагает:

а) видимое поведенческое неблагополучие ребенка

б) быстрое изменение личности ребенка

в) интериоризацию натуральных психических функций

Ответ: б) быстрое изменение личности ребенка

Дополнительная литература:

1.Выготский Л.С. Психология развития человека. М, Смысл, Эксмо, 2006, с. 1136 с.

 

 

 

 

Глоссарий:

Интериоризация – процесс «вращивания» функции вовнутрь. «Натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Личность возникает в результате культурного развития, «коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение, можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.

 

Личностные новообразования возникают в определенный период и качественно меняют ее психологическое функционирование. Например, появление рефлексии у подростка перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания.

Сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено – орудие или знак.

 

 

Экстериоризация – процесс обратный интериоризации, процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

    критерий Натуральные психические функции Механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление Высшие психические функции Логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях
строение Непосредственны, протекают без вмешательств культурных средств Опосредованы – включены культурные средства
происхождение Природное, естественное Социальное (участие других людей)
управление Невозможно сознательно вмешиваться в процесс Можно произвольно управлять процессом.

 

 

Рисунок Стадии превращения форм деятельности