(НОУВПО РБИУ)

24

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Русско-Британский Институт Управления»

(НОУВПО РБИУ)

Факультет заочного обучения

Кафедра экономики и финансов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«История экономических учений и управленческой мысли»

дисциплина

Направление 080200.62 «МЕНЕДЖМЕНТ»

Челябинск 2012 г.

Автор-составитель: О.С. Баталина

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры экономики и финансов. Протокол № от

Заведующий кафедрой экономики и финансов

В.Н. Касаткина

Заведующий НМО

Л.С. Кошкарова

I. Образовательная программа 4

1.1.Введение 4

1.2 Содержание курса 4

1.3. Литература 10

II. Методические материалы 11

2.1 Вопросы для подготовки к экзамену 11

2.2 Тесты 13

2.3. Глоссарий 17

I. Образовательная программа

  1. Введение

В условиях осуществляемых в России радикальных социально-экономических преобразований изучение истории экономических учений и управленческой мысли как одной из обязательных дисциплин в процессе подготовки экономистов и менеджеров и формирования у них общечеловеческой и профессиональной культуры приобретает особо важное значение. Ведь предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике, социальной сфере, управленческих идей, взглядов, теорий, возникавших с целью решения реальных управленческих задач.

Курс содержит разделы в которых отражены темы предусмотренные в государственном образовательном стандарте.

  1. Содержание курса

Тема 1. Введение. Экономическая мысль Древнего Востока, античного мира и Средневековья.

Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, в теоретических школах, течениях и направлениях. Цель и задачи курса. Методология курса. Периодизация истории экономических учений от эпохи дорыночных экономических отношений до социально-ориентированной (регулируемой государством) рыночной экономики.

Главные особенности экономической мысли древнего мира. Экономические учения Древней Вавилонии, Древнего Египта. Кодекс Хаммурапи. «Законы Ману», трактат Артхашастры в Древней Индии. Взгляды Конфуция и их влияние на развитие Китая. Экономические проблемы в Библии. Ранние социальные утопии.

Экономические воззрения Древней Греции. Экономические аспекты Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль Древнего Рима. Экономические проблемы Средневековья. Экономические воззрения канонистов. Экономические теории Фомы Аквинского.

Тема 2. Генезис и развитие управленческой мысли Древнего мира и Средневековья.

История управленческой мысли – процесс возникновения, развития, противостояния и смены управленческих понятий и концепций в различные исторические эпохи. Структура и периодизация истории управленческой мысли. Различие между историей управленческой мысли и историей менеджмента. История менеджмента – основной раздел истории управленческой мысли. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли. Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях. Управленческая мысль Вавилонии, Древнего Китая и Индии.

Управленческая мысль в Древней Греции. Ксенофонт, Платон, Аристотель.

Особенности экономической мысли Древнего Рима. Управленческие представления раннего христианства.

Управленческая мысль Западной Европы в период раннего и классического Средневековья. Воззрения раннего христианства IV–V вв. Августин Аврелий (Блаженный).

Экономические и управленческие взгляды Фомы Аквинского. Управленческая мысль в Византии. Управленская мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-ХVI вв.).

Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете.

Тема 3. Зарождение и становление управленческой мысли в России.

Управление в протославянских государствах. Формирование государственной системы Древней Руси. Структура управления в Киевской Руси (IX–XI вв.).

Роль Великого князя, старшей и младшей дружины в становлении системы государственного управления. «Русская правда» – древнерусский свод законов. Владимир Мономах и его «Поучение». «Повесть временны;´х лет» об особенностях формирования и реализации властных полномочий русских князей.

Усиление Московского княжества. Правление Ивана Калиты и идея формирования сильного Московского княжества. Влияние особенностей управления в монгольской империи и Золотой Орде на русскую государственность (следы монголо-татарского ига в истории управленческой мысли).

Этапы формирования централизованного Московского государства и особенности структуры управления в XV – начале XVI века. Воззрения Филофея о «богоизбранности» России как основа государственной идеологии: «Москва – Третий Рим».

Иван IV (Грозный) и его реформы системы управления под влиянием взглядов И.С. Пересветова, митрополита Макария. А.М. Курбский: его переписка с Иваном Грозным и воззрения на неправомерность самодержавной системы управления. Сильвестр как участник Избранной Рады и его идеи в области управления хозяйством.

Роль Боярской Думы и Земских соборов в системе управления Московским государством в различные исторические периоды.

Становление приказной системы управления.

Развитие российской управленческой мысли в работах Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащекина («Новоторговый устав»), Юрия Крижанича («О промысле»), Григория Карповича Катошихина («О России в царствование Алексея Михайловича»).

Реформы Петра I: нововведения в управлении. Взгляды Петра на управление государством и экономикой. Управленческая мысль во время царствования Петра Великого: Иван Тихонович Посошков («Книга о скудости и богатстве»), Василий Никитович Татищев, Иван Кириллович Кириллов.

Управление при Екатерине II. Отличие взглядов на управление государством при Екатерине II. Основное содержание «Наказа». Изменения Павла I в управлении государством после смерти Екатерины II.

Тема 4. Классическая политическая экономия

Исторические условия возникновения классической политической экономии. Основные этапы. Общие признаки классической школы и основные этапы ее эволюции. Неприятие протекционистских идей меркантилизма. Признание саморегулируемости экономики классового общества и приоритетного значение в создании национального богатства сферы производства. Стоимость как исходная категория экономического анализа. Затратный подход определения стоимости. Несистемное исследование экономики. Принцип «чистой» экономической теории. Недооценка влияния на экономическую среду психологических, моральных, правовых и других факторов.

Родоначальники классической школы: У. Петти, П. Буагильбер. Общая характеристика физиократов. Учение о чистом продукте, о производительном и бесплодном труде, о капитале и его структуре, о едином земельном налоге. Концепция «естественного порядка». Анализ процесса общественного воспроизводства в «Экономической таблице» Ф. Кенэ. Развитие физиократической системы в работах А. Тюрго. Роль физиократизма в разработке аграрной политики современных государств.

Вклад А. Смита в экономическую теорию. Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение А. Смита: «экономический человек», «невидимая рука»; разделение труда, обмен, деньги; теория стоимости, цена; классы и доходы; капитал; производительный и непроизводительный труд. Идеи А. Смита и современная рыночная экономика.

«Классическая школа» в трудах последователей А. Смита. Проблема денежного обращения в трудах Д. Рикардо. Теория стоимости, прибавочной стоимости, ренты. Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя. Т. Мальтус и первая теория народонаселения. Сущность теории издержек, «железного закона заработной платы» и концепции «третьих лиц» в его «Принципах политической экономии…». Вклад Д.ж.С. Милля в экономическую науку. Теории стоимости и «нейтральности» денег, суждений о социализме, положений социально-экономических реформ.

Тема 5. Управленческая мысль в Западной Европе в конце XVIII – XIX вв.

Необходимость нового знания – идей и концепций в сфере управления государством. На смену модели управления в форме монархии приходят парламентаризм, конституционная монархия, федерализм; в экономике – переход к машинному производству. Суть промышленного переворота и его результаты для экономики стран Европы.

Всемирно известные в области экономической мысли и управления ученые эпохи промышленного переворота: Адам Смит, Жан-Батист Сей, Давид Риккардо, Антуан Курно, Иоганн Тюнен, Клод Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Луи Блан, Джон Стюарт Милль.

Карл Маркс и его фундаментальный труд «Капитал». Роль Фридриха Энгельса в издании II и III томов «Капитала». Краткая характеристика основных трудов и идей в области управления.

Э. Уитни – реформатор производства и рационализатор – первый внедрил сборочный конвейер (почти за 100 лет до Г. Форда).

Переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники: английский математик Чарльз Бэббидж – автор книги «Экономика машин и промышленных предприятий» – создал машину для табулирования и другие проекты, прообраз будущих ЭВМ.

Тема 6. Русская экономическая мысль

Вопросы теории циклов и кризисов М.И. Туган-Барановского. Социальная теория распределения. Учение о природе кооперации и ее формах. Экономические взгляды и практические мероприятия С.Ю. Витте. Исследования Н.Д. Кондратьева в области экономической статики, динамики и конъюнктуры. Теория больших циклов (длинных волн).

Односекторная модель экономического роста и ее особенности. Разработка Н.Д. Кондратьевым основ планирования и прогнозирования. Аграрно-экономические концепции. Вклад ученого в методологию изучения экономических явлений.

Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства – центральная проблема исследования Чаянова. Место семейного хозяйства в системе национальной экономики. Основные принципы организации крестьянского хозяйства по А.В. Чаянову. Организационный план крестьянского хозяйства. А.В. Чаянов о причинах устойчивости крестьянского хозяйства. Понятие демографических факторов дифференциации.

Теория крестьянской кооперации: понятие кооперации, диалектика развития, основные принципы кооперирования, формы и направления. Проблема организации аграрного сектора в целом.

Тема 7. Развитие управленческой мысли в России в хiх в.

Управление при Александре I. Два этапа в реформаторстве Александра I. Роль негласного кабинета по выработке новых взглядов и идей на государственное строительство в верхних этажах власти: П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев. М.М. Сперанский и его взгляды на управление. План М.М. Сперанского: замысел и результаты.

Управление при Николае I. Николай I – руководитель государства. Особенности государственного управления в центре и на окраинах Российской империи: в Сибири, на Кавказе, Польше, Прибалтике, Финляндии.

Управление при Александре II. Предпосылки проведения Великих реформ. Этапы, направления и содержание реформ. Анализ становления и функционирования земских учреждений (точка зрения В.П. Безобразова).

«Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Управление при Александре III. «Контрреформы» – причины и результаты проведения. Отличительные черты системы управления Россией при Александре III. Роль К.П. Победоносцева, А.Д. Толстого, М.Н. Каткова в системе идеологии функционирования властных органов управления.

Развитие взглядов на управление государством при Николае II. Роль С.Ю. Витте и его позиция в управлении экономикой и финансами.

Тема 8. Зарождение современной экономической теории в конце хiх-начале хх в.

«Маржиналистская революция» в экономической науке. Общая характеристика. Исторические предпосылки и источники маржинализма. Школы маржинализма: австрийская, английская, их особенности. Экономические теории лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето).

Представители школы: У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и их вклад в экономическую теорию. Теория беспредельной полезности ее варианты. Теория вменения. «Субъективная» и «объективная» ценности. Концепции родственных благ. Сущность понятий: «хозяйство Робинзона», «блага первого» и «высшего порядка», предельная полезность, принцип «убывающей предельной полезности», «экономические и неэкономические блага», «обмен», «закон Визера». К. Бем-Баверк: теория капитала и процента.

Возникновение неклассического направления экономической мысли и завершение «маржинальной революции».

Систематизация идей маржинализма в работе А. Маршалла «Принцип экономики». Теория спроса, предложения, цены, эластичности спроса. А. Маршалл о предмете основных целях и главных вопросах экономической науки.

Зарождение институционалистического направления в экономической науки. Общая характеристика. Историческая школа Германии. Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Концепции Т. Веблена. Теория «праздного класса». Социально-правовой институционализм Д.ж.Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла, его теория «больших и малых циклов».

Влияние американского институционализма на современную экономическую науку.

Тема 9. Зарождение и формирование теорий и школ менеджмента (первая половина хх в.)

Школа научного направления (1885–1920 гг.).

Начало формирования концепции научного управления: работы Э. Уитни по методам контроля качества, системе использования оборудования, в том числе конвейеров, Ч. Бэббиджа по специализации работников на различных производственных операциях, Ф.У. Тейлора по организации труда. Книга Ф.У. Тейлора «Управление предприятием»: основные положения. Выход книги Тейлора «Принципы научного управления» (1911 г.).

Тейлоризм. Работы Ф.Б. Гилберта: «Основы научного менеджмента», «Исследование усталости», «Прикладная наука о движении». Л. Гилберт – «Психология управления». «Деловая теория» Г. Форда как философия менеджера. Вклад Г. Эмерсона в теорию и практику управления: «Двенадцать принципов производительности». М. Вебер и его концепция бюрократических организаций.

Административная (классическая) школа (1920–1950).

А. Файоль основатель школы: взгляд на управление как комплексный универсальный процесс. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении». Последователи и сторонники взглядов А. Файоля: Л. Уорвик Л. Гьюлик, Д.Д. Муни, А.К. Райли. А.П. Слоун. Их вклад в создание «универсальных принципов управления».

Школа человеческих отношений (1930–1950).

Теоретические и методологические предпосылки формирования школы. Взгляды Э. Дюркгейма. Г. Мюнстерберга. Проблемы трудовых отношений в представлениях социологов: В. Парето, К. Бюхера, А.Р. Радклифа-Брауна, Б.К. Малинов­ского, Т. Парсонса. Роль М. Вебера как одного из основоположников в исследованиях поведения людей. Э. Мэйо и теория человеческих отношений. Последователи Мэйо: Ч.И. Барнард (работы «Функции администратора», «Организация и управление»), М.П. Фоллет о решающем влиянии на производительность труда психологических и социальных факторов.

Тема 10. Развитие экономической науки в хх в.

Развитие неоклассики. Теории монополистической конкуренции. Теория общественного благосостояния. Экономическая теория Дж.М. Кейнса. Основные положения «Общей теории занятости, процента и денег». Кейнсианская модель макроэкономического развития. Сущность его трактовок «основного психологического закона», «эффективность спроса». Механизм мультипликатора. Концепции предпочтения ликвидности», «дешевых денег». Кейнс о безработице и инфляции. Механизмы и инструменты регулирования национальной экономики. Основные направления эволюции кейнсианства.

Исторические предпосылки и теоретические истоки монетаризма. Основные принципы монетаризма. Особенности анализа и решений проблем занятости и кризисов у монетаристов. «Денежное правило» М.Фридмена и его исследование кривой Филлипса. Монетаристские антиинфляционные рецепты. Основополагающие положения теории рациональных ожиданий.

  1. Литература

Интернет-ресурсы

1.Библиотека экономической и управленческой литературы //

[Электронный ресурс]: eup.ru

2.Laboratory.Ru – библиотека электронных текстов и статей и

справочных материалов по науке и технике // [Электронный ресурс]:

www.laboratory.ru

3.Журнал «Вестник молодых ученых», серия «Экономические науки» //

[Электронный ресурс]: www.informika.ru/teхt/magaz/science.

4. Информационно-образовательный портал // [Электронный ресурс]:

www.econline.hl.ru

5.АКДИ «Экономика и жизнь // [Электронный ресурс]: www.akdi.ru.

6. Вестник образования, Вузовские вести, Поиск // [Электронный

ресурс]: www.informika.ru

Основная литература:

1.Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учеб.пособие /

Н.А.Зайцева. — М.: Форум, 2007. — 368с. — (Профессиональное

образование).

2.Коргова, М.А. История менеджмента: учеб. пособие / М.А. Коргова,

А.М. Салогуб. — 2-е изд.,

перераб. и доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 236с. — (Высшее

образование).

3.Кравченко, А.И. История менеджмента: учеб.пособие / А.И.Кравченко. —

М.: Академический

проект, 2008. — 560с. — (Gaudeamus).

4.Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента: учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. –

М.: Рид Групп, 2011. – 336 с.: ил. — (Национальное экономическое

образование).

5.Маршев, В.И. История управленческой мысли: учебник / В.И. Маршев.

— М.: ИНФРА-М, 2011. — 731с. — (Учебники экономического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова).

6.Семенова, И.И. История менеджмента: учеб.пособие / И.И.Семенова. –

2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2008. — 199с.

Дополнительная литература:

1.Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2004.

— 504 с.

2.Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С.Виханский, А.И.Наумов. –

4-е изд., перераб. и доп. — М. : Экономистъ, 2008. — 670с.: ил.

3.Мескон, М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт,

Ф. Хедоури. — М.: Дело, 2002. — 704 с. — (Зарубежный экономический

учебник).

4.Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие /

Е.В.Пустынникова. — М.: КНО РУС, 2008. — 320с.: ил.

II. Методические материалы

2.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1.Предмет, методология и функции истории управленческой мысли.

2. Структура истории управленческой мысли.

3. Этапы становления и основные направления развития управленческой

мысли.

4.Организация власти и управление в первобытном обществе, выделение

функций управления.

5.Возникновение управленческой мысли в древних цивилизациях.

6.Управление в Вавилоне и других государствах Древнего Востока.

7.Управление в Древней Индии и Древнем Китае. Особенности

государственного устройства и методы управления.

8.Управленческая мысль в Древней Греции. Философы Греции об

управлении государством.

9.Управление в Древнем Риме. Эволюция системы управления.

10.Управленческая мысль Средневековья в период формирования

варварских государств.

11. Управление в Византии. Идея и принципы организации управления

государством.

12.Формирование государственности в Древней Руси. Структура и функции

управления в Киевской Руси.

13.Становление Московского государства: этапы и особенности

управления.

14. Иван Грозный и идеология его реформ в системе управления.

15.Роль Боярской Думы и Земских Соборов на систему управления

Московским государством.

16.Реформы Петра I: замысел и воплощение. Взгляды Петра I на

управление.

17.Управленческая мысль в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков, В.М.

Татищев, И.К. Кириллов.

18.Управление Российской империей при Екатерине II. Изменение

взглядов на управление в эпоху просвещенного абсолютизма.

19.Управленческая мысль в конце XVIII-XIX в.в.: влияние

промышленного переворота на управление государством.

20. Предпосылки и идеи реформ Александра I. План М.М. Сперанского.

21. Великие реформы Александра II. Этапы, направления и содержание

реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

21. Развитие взглядов на управление государством при Николае II.

22. Формирований теорий и школ менеджмента. Основные концепции и

научные направления.

23. Тейлоризм. Основные представители данного направления.

24. Административная (классическая) школа. А. Файоль и его работы.

Основные представители школы.

25. Школа человеческих отношений. Э. Мейо и теория человеческих

отношений. Предшественники и последователи.

26.Управленческая мысль в России в начале ХХ в. П.А. Столыпин и его

концепция модернизации экономики России.

27. Теория кооперации в представлении А.Я. Чаянова.

28.Управленческая мысль за рубежом второй половины ХХ в.

Формирование «школы науки управления».

29. Школа поведенческих наук (бихевиоризм).

А.Г. Маслоу – создатель

иерархической теории потребностей. Основные представители и их подходы.

30.Проблемы и перспективы развития менеджмента.

31.Предмет, методология и значение истории экономических учений.

32. Экономические учения Древней Греции и Древнего Рима.

33.Основные экономические идеи меркантилизма.

34.Физиократы. Общая характеристика школы.

35.Классическая политическая экономия: этапы, представители.

36.Английская классическая школа политэкономии. Учение А. Смита.

37.Д. Рикардо и его теория капитализма эпохи промышленного

переворота.

38.Экономическая мысль первой половины XIX века: Ж.Б. Сэй, Т.

Мальтус, Ж. Сисмонди.

39. «Легальные марксисты»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков.

40. Экономическая теория марксизма.

41. Российские реформаторы С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.

42. Маржинализм. Общая характеристика: школы, этапы, особенности.

43. Австрийская школа: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.

44. Кембриджская школа. Вклад А. Маршалла в экономическую теорию.

45. Идеи маржинализма в США. Дж. Б. Кларк.

46. Предпосылки возникновения неолиберализма.

47. Германский неолиберализм как доктрина «социального рыночного

хозяйства». В. Ойкен.

48. Предпосылки возникновения кейнсианства. Методология Дж. Кейнса.

49. Основные положения кейнсианства.

50. Течения в кейнсианстве.

51. Кризис кейнсианства.

52. Концепция неоклассического синтеза: Д. Хикс, П. Самуэльсон.

53. Основные принципы и положения неоклассической теории.

54. Институционализм, предпосылки возникновения, этапы, направления,

особенности.

55. Американский «классический институционализм». Т. Веблен, Дж.

Коммонс, У. Митчелл.

56. Современный институционализм: неоинституциональная экономика,

новая институциональная экономика.

57. Экономическая теория предложения.

58. Школа рациональных ожиданий.

59. Концепция «функционального социализма» и «шведская модель

экономики».

60. Монетаризм.

2.2. Тесты

1.Каковы основные положения «догмы» Аристотеля, отнесенные им к экономике:

а) Крупная внешняя торговля, малая торговля, производство

потребительских стоимостей, ростовщичество.

б) Крупная внутренняя торговля в целях обогащения, накопление денежного

капитала, ростовщичество.

в) Развитие натурального хозяйства, производство других потребительских

стоимостей, мелкая торговля для удовлетворения потребностей.

2.Определите существо основных взглядов представителей школы физиократов:

а) Ведущую роль в экономике играет промышленность, она дает «чистый продукт». Большую роль отводили протекционистской политике государства.

б) Провозгласили принцип: естественными законами управляет принцип естественного порядка; земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты, только в земледелии существует «чистый продукт».

в) Нет правильного ответа.

3.Что является объектом исследования меркантилистов:

а) Оборотный капитал, материальное производство, деньги.

б) Закон стоимости, материальное производство, сфера распре­деления.

в) Сфера обращения, денежный баланс, торговый баланс, капитал обращения.

4.Какие экономические категории анализировал У. Петти:

а) Истинную стоимость, среднюю прибыль, заработную плату.

б) Справедливую цену, конкуренцию, денежный баланс.

в) Ссудный процент, ренту, деньги, заработную плату, рыночную стоимость, цену земли, естественную цену.

5.Какому экономисту принадлежит работа «Экономическая таблица»:

а) А. Монкретьен.

б) У. Петти.

в) Ф. Кенэ.

6.Что имел в виду А. Смит, формулируя положения об «экономическом человеке», «невидимой руке» экономических законов:

а) Государственное регулирование производством, государствен­ную монополию, регулирование цен.

б) Свободу предпринимательства. Каждый участник хозяйственной деятельности преследует личные цели, в совокупности способствуя росту общего блага, гармония в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции.

в) Нет правильного ответа.

7.Укажите теорию денег Д. Рикардо:

а) Деньги есть товар, их стоимость зависит от трудозатрат на их производство.

б) Стоимость денег зависит от их количества, находящегося в обращении.

в) Нет правильного ответа.

8.Определите правильные термины и понятия, которыми пользовались маржиналисты:

а) Потребительская стоимость, товар, потребность, доход.

б) Предельная полезность, экономическое благо.

в) Предельная производительность, предельные издержки.

9.Кто из экономистов вывел теорию эластичности спроса:

а) К. Менгер.

б) Д. Клара.

в) А. Маршалл.

10. Кто является автором Теории прибавочной стоимости:

а) А. Смит;

б) К. Маркс;

в) А. Маршалл.

11. Какому экономическому течению свойственна следующая теория, описывающая возможные механизмы постоянного вмешательства государства в экономику?

а) классической школы политической экономии;

б) неоклассическому направлению;

в) кейнсианству.

12. Кто из экономистов ввел понятие «Экономика знаний»:

а) П. Друкер;

б) Д. Норт;

в) Дж. Коммонс.

13.Школу классической политической экономии представляют:

а) Дж. Кейнс, М.Фридмен, Ф. Хайек;

б) У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас;

в) А.Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль.

14.К основным этапам представления об управлении государственным хозяйством относится управление:

а) полицейским государством;

б) демократическим государством;

в) правовым государством;

г) культурным государством.

15.Кто является автором трактата «Беседы и высказывания:

а) Мэн-Цзы;

б) Дзы- ся;

в) Конфуций.

16.Посредством каких элементов возникает «вещественное» богатство по

мнению Г. Плифона:

а) труда;

б) средств производства;

в) управления;

г) рабов;

д) земли.

17. Управленческой мысли в ХI-ХIII вв. были свойственны:

а) денежно-кредитные черты;

б) натурально-хозяйственные черты;

в) товарное производство.

18. Кто является автором идеи по разделению труда в производственной и

управленческой деятельности:

а) А. Смит;

б) А. Тюрго;

в) Ч. Бэббидж.

19. Кому принадлежат эти слова: «Менеджер – это тот, кто выбирает место для фабрики, управляет финансами, покупает сырье и продает продукт, кто имеет дела с рабочими, распределяя их задания и оценивая их труд…. В общем, — это редкий зверь»:

а) С.Ньюмену;

б) Л.Лафлину;

в) А. Файоли.

20. Кто автор идеи: Управление должно быть основано на анализе, а не на интуиции:

а) Клаузевиц;

б) Тейлор;

в) Дюпин;

21. Кто является первым автором научного менеджмента:

а) Э. Юр;

б) У.Джевонс;

в) Р.Оуэн.

22. По Гегелю власть государства разделяется на:

а) законодательную;

б) гражданское общество;

в) правительственную;

г) власть государя;

д) исполнительную.

23. Кому принадлежат слова: «Чем более движется вперед просвещение нашего времени, тем яснее становится положение, что центр тяжести дальнейшего развития лежит в управлении»:

а) А. Миллю;

б) А. Маршаллу;

в) Л. Штейну.

24. Что является сводом правовых основ государственного управления Киевской Руси:

а) Русская Правда;

б) Киевская Правда;

в) Правда Ярославичей.

25. Наиболее древней грамотой Московского государства о наместничьем управлении является, уставная грамота:

а) Двинская;

б) Белозерская;

в) Тверская.

26.В каком веке появляется на Руси отечественное сочинение посвященное

управлению частным хозяйством «Домострой»:

а) ХIV;

б) ХV;

в) ХVI.

27.Название трактата Ю.Крижанича:

а) Разговоры о владательстве;

б) Наказание от отца к сыну;

в) Поучение.

28. Какие меры по изменению организационной структуры местного самоуправления были предложены Ордин-Нащокиным:

а) упразднить должность воевод;

б) выбирать «земских выборных людей»;

в) ввести должность земских старост.

29. Кто является автором «Записок об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (1803 г.):

а) И.Е.Андреевский;

б) М.М. Сперанский;

в) В.Н. Лешков.

30.В каком году была проведена земская реформа:

а) 1861;

б) 1864;

в) 1867.

31. Кто создал «функциональный образ менеджера»:

а) Ф.Тейлор;

б) Х.Эмерсон;

в) А. Файоль.

32. С точки зрения менеджеристов главным элементом всякого руководства вообще, является:

а) искусство управления людьми;

б) выдающиеся способности в конкретной отрасли;

в) личный опыт и специальные знания.

33. Кому принадлежит особое место среди теоретиков, разрабатывавших проблемы мотивации поведения людей в организации:

а) П. Дракеру;

б) Ч. Бернарду;

в) У. Ньюмену.

34.Системный подход и системный анализ, — основные парадигмы какой школы:

а) школы социальных систем;

б) школы человеческих отношений;

в) новой школы науки управления.

35.Кто является автором ситуационной теории управления:

а) Р.Моклер;

б) Г.Кунц;

в) Г. Саймон.

2.3. Глоссарий

Абстракция – метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте сущностное, постоянное. Акселератор – коэффициент, противоположный мультипликатору характеризует влияние прироста национального дохода на прирос инвестиций (см. Мультипликатор).

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов государства над его доходами. Государственное регулирование экономики – вмешательство государства в экономические процессы посредством воздействия на функцио­нирование рыночных механизмов административными (законодательными), экономическими (валютно-финансовыми, денеж­но-кредитными, бюджетно-налоговыми и другими) методами и рычагами. Дедукция – метод научного исследования, позволяющий обосновать частные явления и процессы на базе общих положений. Демонополизация – устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку. Дифференциация продукта – степень взаимозаменяемости со­перничающих товаров, возникающая благодаря их особым свойствам и позволяющая покупателю выразить свое предпочтение одно­му из товаров данного вида; существенный отличительный признак у товара (или услуги) может быть для покупателя как реальным, так и воображаемым. «Догма Смита» – оценка теории воспроизводства А. Смита, сделанная К. Марксом в связи с тем, что смитовская «цена годичного продук­та труда» сводится целиком к доходам, т.е. исключает накопление, связанное с необходимостью возобновления воспроизводственного процесса и расширением его масштаба «Закон Кларка» – оценка концепции Дж.Б. Кларка о распределении доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; в соответствии с этим «законом» стимул увеличения фактора производства исчерпывается по мере того, как цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя. «Закон Сэя» – концепция Ж.Б. Сэя о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном эконо­мическом росте; в соответствии с этим «законом» при достижении и соблюдении обществом принципов laissez faire производство (пред­ложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. про­изводство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на ко­торые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибко­му и свободному ценообразованию на рынке. «Законы Госсена» – главные теоретические принципы маржинализма, одним из предшественников которого являлся Г. Госсен; разли­чают два «закона Госсена», из которых первый гласит, что с увели­чением наличия данного блага его предельная полезность умень­шается, а в соответствии со вторым оптимальная структура потреб­ления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ. Индукция – метод научного исследования, позволяющий выявить об­щие положения и принципы на основе частностей и отдельных фак­тов. Институционализм – одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20– 30-е гг. XX в. в качестве аль­тернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупнос­ти социально-экономических факторов (институтов), рассматрива­емых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над эко­номикой. Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широко­го использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный меха­низм. Классическая политическая экономия – направление экономической мысли (период с конца XVII по вторую половину XIX в.), предста­вители которого развенчали протекционистские идеи меркантилизма и заложили научную базу методологических и теоретических иссле­дований рыночных экономических отношений; главной особенно­стью направления является пропаганда идей «чистой» экономичес­кой теории и целесообразности «полного laissez faire», т.е. абсолют­ного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм са­морегулируемой экономики. Количественная теория денег – теория, доказывающая: а) по ор­тодоксальной версии «классиков» – зависимость изменения цен на товары исключительно от количества денег в обращении; б) по версии «неоклассиков» – возможность корректировки цен на това­ры в связи со стоимостью денежного материала, непостоянным уровнем скорости обращения денег и количества товарной массы, а также с учетом степени ликвидности денег. Конкуренция монополистическая – рыночная ситуация, при которой степень усиления взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциация продукта», позволяет продавцу контролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный продукт, но при этом он (продавец) продолжает под­вергаться конкуренции других продавцов, обладающих более или менее несовершенными заменителями. Конкуренция несовершенная – рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возмож­ность влиять на уровень рыночной цены. Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) – рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями однородной про­дукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке. «Крест Маршалла» – графическое изображение пересечения кривой спроса и кривой предложения, в точке пересечения которых уста­навливается равновесие между ними, а также равновесная, т.е. ус­тойчивая, цена. «Кривая Филлипса» – эмпирическая кривая, характеризующая связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в де­нежном выражении и уровнем (долей) безработицы. «Кривые безразличия» – эмпирические кривые, отражающие сохране­ние суммарных полезностей потребляемых товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций пе­ред другими. Ликвидность – способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя опла­чивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в день­ги. Макроэкономика – экономика как целое или ее важнейшие со­ставляющие; раздел экономической теории, изучающий экономи­ку в целом или ее основные составляющие. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) – обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономичес­кой системы на микро- и макроуровне. «Маржинальная революция» – произошедший в последней трети XIX в. переход от ценностей «классической школы» к ценностям (теоретико-методологическим принципам) маржинализма. Меркантилизм – направление экономической мысли (период XVI-XVIII вв.), представители которого отождествляли богатство стра­ны с деньгами и рассматривали их как важнейшее средство эко­номического роста, а источник богатства видели во внешней тор­говле, в обеспечении активного торгового баланса; главной особен­ностью направления является пропаганда идей протекционистской экономической политики государства, т. е. его участия в управлении хозяйственной системой. Металлическая теория денег – теория, трактующая обусловленность ценности денег весом подлежащей государством чеканке монеты. Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий эконо­мические единицы, например фирмы, какие-либо отдельные эко­номические объекты или явления. Монетаризм – экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и раз­вития. Монополия – предприятие или группа предприятий, занимающая до­минирующее положение на рынке, что позволяет им контролиро­вать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями. Монопольная цена – вид цены, устанавливаемой монополией. В зави­симости от целей монополия может устанавливать монопольно вы­сокие и монопольно низкие цены. Монопсония – ситуация, когда на рынке действует масса мелких про­давцов и один-единственный покупатель. Мультипликатор – множитель; категория, используемая в экономической теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. В частности, в кейнсианстве под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. «Невидимая рука» – понятие, введенное в научный оборот А. Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда пос­леднее, не противодействуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободного функ­ционирования рыночного механизма. Нейтральность денег – теоретическое положение «классиков», упрощающее суть денежного товара до некоего технического средства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной версии ко­личественной теории денег. Неоклассическая теория – одно из современных направлений эко­номической мысли, которое сформировалось в 90-е гг. XIX в. на базе как идей экономического либерализма и «чистой теории», так и принципов системного анализа маржинальных (предель­ных) показателей и микроэкономического исследования, явив­шись альтернативой классической политической экономии; с 30-х гг. XX в. теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и пробле­матикой социальной направленности и государственного регу­лирования экономики. «Неоклассический синтез» – термин П. Самуэльсона, используемый «для обозначения… синтеза тех истин, которые были установлены классической политической экономией, и положений, доказанных современными теориями формирования доходов»; более широкая смысловая нагрузка этого термина в экономической литературе сви­детельствует о формировании новой универсальной доктрины со­временной экономической науки. Неолиберализм – экономическая концепция государственного регу­лирования хозяйственных процессов на принципах достижения сво­бодной («чистой» ) конкуренции предпринимателей, свободы рын­ков и других элементов экономического либерализма; альтер­нативная кейнсианству концепция государственного регулирования экономики. Номиналистическая теория денег – теория, трактующая обусловленность ценности подлежащих чеканке денег тем номиналом оценки моне­ты, который устанавливается государством. Общее равновесие – устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребитель максимизирует значение функции полез­ности, а конкурирующие производители максимизируют получае­мую прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и пред­ложения. Олигополия – господство нескольких крупнейших фирм на рынке. «Оптимум Парето» (общественная максимальная полезность) – понятие, предназначенное для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного челове­ка; концепция, позволяющая принять оптимальное решение по мак­симизации прибыли. «Основной психологический закон» – положение Дж.М. Кейнса, в соот­ветствии с которым «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть». Политика конкуренции – совокупность законов и государственных мер, направленных на максимально возможную реализацию на практи­ке идеала полной (свободной, чистой) конкуренции. Политическая экономия – термин, введенный в научный оборот А. Монкретьеном, издавшим в 1615 г. «Трактат политической эко­номии»; наименование экономической науки, призванной решать проблемы: а) государственного хозяйства (меркантилистская вер­сия); б) свободного частного предпринимательства (версия клас­сической политической экономии).

Порча монеты – снижение правительством ценности и веса на­циональной монеты в связи с ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами благодаря своим природным свойствам. Предельная полезность – способность удовлетворять наименее интен­сивную потребность; дополнительная полезность, которую получа­ет потребитель от дополнительной единицы товара или услуги. Протекционизм – политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или кос­венного ограничения импорта товаров. Равновесная цена – цена товара при равенстве спроса и предложения. Склонность к ликвидности – стремление откладывать часть денег в за­пас в виде банковских или ценных бумаг. Способ определения суммарной полезности – способ оценки предельной полезности потребляемых благ; способ называется аддитивным, если предельная полезность однородных благ с каждой последующей единицей характеризуется с убывающей тенденцией, и мультипли­кативным, если предельная полезность однородных благ умножает­ся на их количество. «Справедливая цена» – категория экономического учения канонис­тов, «объяснявшая» правомерность административного (неры­ночного) ценообразования и возможности «продавать вещь доро­же» во избежание нанесения ущерба как ее «владельцу», так и всей «общественной жизни». «Теория вменения» – теория ценообразования австрийской школы, суть которой сводится к процессу последовательного вменения доли стоимости (ценности) блага «первого порядка» благам «последую­щих порядков», использованных при его производстве. Теория издержек производства – одна из затратных трактовок теории стоимости, в соответствии с которой ценность товара обусловлена издержками в процессе производства на факторы «труд», капитал» и «земля». «Теория ожидания» – теория О. Бём-Баверка о механизме про­исхождения процента на капитал благодаря производительной сущ­ности фактора времени; специфический ресурс «капитал» в зави­симости от его размера и времени функционирования, т.е. «ожида­ния», обеспечивает больший или меньший процент на капитал. «Третьи лица» – понятие, введенное в научный оборот экономистами начала XIX в. в связи с утвердившимся к тому времени методом классового анализа процессов хозяйственной жизни; та часть лю­дей, занятых в общественном производстве, которая наряду с глав­ными производительными классами – собственниками-предпри­нимателями и наемными рабочими – содействует и созданию, и реализации общественного продукта. Трудовая теория стоимости – один из затратных вариантов теории сто­имости, согласно которому ценность товара создается определенным количеством затраченного труда. «Феномен избытка мощности» – положение, выдвинутое Э. Чсмберлином в теории монополистической конкуренции; возникает в процессе деятельности продавца-монополиста, стремящегося овладеть «известными частями общего рынка», и поддерживается его патен­тами, фабричными марками, репутацией, мастерством, особыми дарованиями. Физиократия – в переводе с греческого «власть природы»; течение классической политической экономии (вторая половина XVIII в.) во Франции, представители которого исходили из определяющей роли в экономике и создании национального богатства земли, сель­скохозяйственного производства. Хозяйственная (экономическая) система – концепция В. Ойкена о двух «идеальных типах» экономических систем: централизованно управ­ляемой экономики (экономическая жизнь регулируется исходящими из одного центра планами) и меновой экономики (каждый субъект хозяйства руководствуется собственными планами).

«Хозяйство Робинзона» – термин, введенный в научный оборот К. Менгером, используемый для анализа экономических отноше­ний и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (индивида), т.е. на микроуровне, с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эго­изма. Хрематистика – термин, использованный Аристотелем при обо­значении неестественной сферы деятельности людей; беспечное ис­кусство наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций. Чистая экономическая теория – теоретико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков», свидетельствующая об их привер­женности «держаться чистого знания», «чистой теории», т.е. без субъективистских, психологических и прочих неэкономических на­слоений в экономическом анализе. Экономикс – термин, введенный в научный оборот А. Маршаллом в работе «Принципы экономике» (1890); наименование эконо­мической науки, которая, по словам П. Самуэльсона, «подразуме­вает экономию или максимизацию» и посвящена «проблеме опти­мального объема, при котором прибыль достигнет максимума». Экономический либерализм (политика laissez faire) – политика невме­шательства государства в экономику; совокупность экономических свобод: свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д. Эластичность предложения – реакция предложения на изменение цены. Эластичность спроса –  реакция спроса на изменение цены. «Эффект Веблена» – характеристика ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «престижности» среди населения, и тогда товар перестает пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с рос­том цены может возрасти. «Эффективный спрос» –  термин из концепции Дж.М. Кейнса о потенциально возможном и стимулируемом государством спросе на ин­вестиции и средства производства.