Коррекционно – развивающие занятия
По снижению тревожности у младших школьников
Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению
Белгород 2007
Рекомендовано в качестве методического материала
Для проведения психокоррекционных занятий
С младшими школьниками
По снижению тревожности
Коррекционно – развивающие занятия по снижению тревожности у младших школьников: Содержание занятий и методические рекомендации к их проведению / Сост. В.Пирогова. – Белгород, 2007. —
Материалы занятий составлены на основе проведенного экспериментального исследования тревожности младших школьников и носят рекомендательный характер. Их содержание может быть переработано или дополнено в соответствии с особенностями группы учащихся, степени выраженности симптоматики тревожности и опыта работы школьного психолога или педагога.
Предназначены для школьных психологов, педагогов начального обучения, воспитателей групп педагогической поддержки.
От составителя
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности, отражая данную проблему в различных публикациях и исследованиях.
Психокоррекция школьной тревожности предусматривает проведение системы коррекционно-развивающих занятий, которые реализуются в условиях специально смоделированных коллективных упражнений. Рекомендованные в данном пособии занятия помогут школьному психологу, педагогу или воспитателю группы педагогической поддержки решать проблему по снижению тревожного состояния младших школьников путем специальных упражнений, рассчитанных на конструктивное взаимодействие.
Тревожность и страхи младших школьников
... не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, ... говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечается двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление ...
Программа направлена также на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Опыт показывает, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.
Наши занятия носят рекомендательный характер и могут быть переработаны или дополнены в соответствии с особенностями группы учащихся, степени выраженности симптоматики тревожности и опыта работы школьного психолога или педагога.
В.Пирогова
Рекомендации по проведению психокоррекционных занятий
Психокоррекционная работа включает три этапа:
I. Ориентировочный (2 занятия)
II. Реконструктивный (6 занятий)
III. Закрепляющий (2 занятия)
Каждый этап предполагает работу по основным блокам:
1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.
3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
На занятиях целесообразно фиксировать внимание младших школьников на использование средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи.
Рекомендуется в ходе групповых занятий анализировать с детьми проблемы, которые являются достаточно типичными для данного возраста.
Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Занятия проводились два раза в неделю, их продолжительность — не дольше одного школьного урока. Каждому ребенку нужно обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Проведение программы с детьми младшего школьного возраста не требует специальных материалов: понадобятся только тетради для рисования и записей (на время перерыва между занятиями они хранятся у ведущего), наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек.
Эффективности работы способствуют игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методы «репетиции поведения» и элементы психогимнастики.
Завершать занятия целесообразно специальными ритуалами, которые более всего нравятся детям и способствуют гуманизации отношений и оптимизации настроения.
Тематический план занятий
Тема занятия | Цели коррекционной работы |
Ориентировочный этап 1. Знакомство. Установление правил взаимодействия в группе. | Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях. |
2.Сплочение группы, закрепление правил | Развитие способности слаженной работы в группе, закрепление правил. |
Реконструктивный этап 3. Я и мои трудности | Развитие мотивации, снятие напряжения, осознание своих трудностей |
4. Ты да я, да мы с тобой | Развитие внимания к поведению другого и способности получения обратной связи |
5. Расскажи мне о себе… | Развитие представлений о ценности другого человека, способности выражать свое эмоциональное состояние; преодоление барьеров общения |
6. Давай с тобой поговорим… | Развитие навыков общения, снятие напряжения и скованности в общении, осознание различных черт характера и чувств |
7.Тренировка гибкости поведения | Формирование положительной стратегии взаимодействия, закрепление коммуникативных навыков учащихся |
8. Закрепление позитивных отношений | Осознание проблемы в отношениях с окружающими, повышение представлений о собственной значимости и ценности другого человека |
Закрепляющий этап 9. Отработка полученных навыков | Закрепление и активизация самосознания, разрядка школьной тревожности |
10.Итоговое занятие | Осознание мотивов межличностных отношений, тренировка гибкости поведения, закрепление позитивного отношения к себе и окружающим, завершение группы. |